Введение
Актуальность работы. Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Очень важно знать, какие монументы и памятники, нас окружают. Они могут рассказать о нашем историческом прошлом. Памятники связаны со многими интересными событиями и интересными людьми.
Объекты исследования: памятники и монументы, возведенные для хранения памяти о событиях или людях.
Предмет исследования: история возникновения памятников.
Постановка проблемы: сохранить эти памятники, которые возникли.
Гипотеза: история возникновения памятников тесно связана с историей нашей страны и происходящими событиями, а также с известными людьми.
Методы исследования:
сбор и обработка информации по данной теме;
метод анализа полученных данных;
анкетирование
Практическая значимость: написанная мной статья поможет мне и другим ученикам в знании истории памятников и их происхождения, также она может быть использована для проведения открытых уроков и т.п.
Цель исследования: подробно изучить историю памятников; написать статью о памятниках.
Основные задачи исследования:
Собрать материал по затронутой теме;
Изучить понятие и разновидности памятников;
Определить роль памятников в повседневной жизни;
Провести анкетирование учащихся; составить анализ полученных данных;
Написать статью для интересующихся изучением памятников.
Глава I Теоретические основы изучения памятников
Что такое памятник и история его возникновения?
Памятник в общем смысле — скульптурное или архитектурное сооружение, которое возводят в память о ком-либо или о чем-либо. Памятник – это память о человеке, о месте, о каком-либо событии. Они дают нам возможность познакомиться с людьми, которые изображены, увидеть их и даже потрогать. Памятники помогают приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и эти люди.
Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы, (например, древнеегипетские пирамиды) однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной.
Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.
В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты. Существовала также традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции — мемориальную и культовую. Примером могут служить характерные для России храмы «на крови».
Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам. В XVIII—XIX веках в мемориальных целях возводятся и большие мемориальные сооружения, например, получают распространение триумфальные арки (создающиеся по образу и подобию древнеримских).
В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы.
Виды памятников
Памятники делятся на несколько видов:
Статуи;
Триумфальные арки, обелиски;
Абстрактные композиции;
Памятный знак, мемориальная доска;
Технические памятники.
Статуя — один из основных видов объёмной скульптуры большого размера, изображающей стоящую фигуру человека, как правило, больше натуральной величины. В отличие от монументально-декоративной скульптуры, статуя непосредственно не связана с архитектурой.
Триумфальная арка — архитектурный памятник, монументальное сооружение, представляющее собой архитектурно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при въезде в города, в перспективе улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных исторических событий. Обелиск — монумент в виде сужающегося кверху каменного столпа, в большинстве случаев квадратного сечения.
Абстрактная скульптура — это отказ от привычных форм, попытка вызвать конкретные ассоциации через нестандартные элементы. Например, подобия человеческой фигуры, которые можно встретить в абстрактной скульптуре, не имеют ничего общего с реальной, конкретной человеческой фигурой. Нередко тело дается только в общих контурах (без головы, без ног и рук).
Памятный знак — архитектурная, скульптурная или архитектурно-скульптурная композиция, информационная доска (табличка). Мемориальная доска — плита, обычно из долговечного камня или металлического сплава, увековечивающая память о знаменитом человеке, организации, формировании или событии.
Технические памятники — различные транспортные средства и прочие технические устройства, представляющие собой какую-либо техническую и историческую ценность или просто достопримечательность, часто устанавливаются в качестве памятников.
Роль памятника в повседневной жизни
Памятники улучшают культуру города и наделяют его культурным наследием;
Сохраняют память о ключевых событиях в истории России;
Украшают территорию, становятся достопримечательностями и визитной карточкой города;
Воспитывают современное поколение, развивают чувство патриотизма и любви к Родине.
Значение памятника для человека
Памятники являются свидетелями исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре. В этом и стоит задача памятников.
В последнее время роль памятников стала угасать. Многие люди перестали задумываться о всех ранее происходящих событиях на их Родине. Монументы перестали ценить и задумываться о их значении. Каждый человек должен понимать, что у каждого из них есть своя история. Они имеют огромную ценность и отражают историю нашей страны. Очень трудно воспринимать то, что есть те люди, которые всячески пытаются их испортить. Памятники являются хранителями памяти о тех событиях, которые были в разные времена, о людях, которые творили историю. Каждый из них должен воспитывать в нас патриотов. Надо гордиться всеми событиями, из-за которых были поставлены эти монументы. Ведь именно через них у нас проявляется любовь к Родине.
Глава II Практическая часть исследования памятника
2.1 Анкетирование кадет. Результаты и выводы
Анализ учащихся МАОУ КШИ им. Л. М. Доватора (Приложение 1).
В этом опросе я решил выяснить, много ли кадет знакомы с историей возникновения памятников, их видами и их предназначением?
Результаты анкетирования показали, что примерно 70% опрошенных знают, как возникали памятники и их историю в прошлых веках. Но, к сожалению, это знают не все, то есть остальные 30%.
На следующий вопрос: «Знакомы ли вы с видами памятников?» кадеты ответили примерно так же, как и на первый вопрос. Приблизительно 70% респондентов знают разнообразие видов памятников, а 30% ответили, что не знают эти виды.
На самый главный вопрос «Знаете ли вы предназначение памятников?», большинство кадет (80%) отвели «Да». Это значит, что кадеты хорошо понимают роль памятников в жизни человека и разбираются в этом. Оставшиеся кадеты (20%) ответили «Нет», что подтверждает даже незнание предназначения памятников.
2.2. Создание статьи о самом старом памятнике России
В целях повышения интереса к культурному наследию была написана статья, отражающая основную информацию о памятнике для привлечения внимания к данной теме (Приложение 2).
Заключение
Проведя эту исследовательскую работу, я считаю, что цель работы достигнута, а задачи выполнены.
Полностью изучив материалы по данной теме, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Ведь действительно, каждый памятник является многовековым повествованием о событиях и исторических личностях. Они хранят отпечаток событий или целой эпохи, отражают человеческие чувства. Все они должны воспитывать в нас патриотов и выявлять это чувство из глубины души.
Благодаря проведенному анкетированию следует сделать следующие выводы, что мой проект «История возникновения памятников» будет полезен всем кадетам, а ещё педагогам и администраторам образовательных учреждений, которым не безразлична память, исходящая от каждого памятника.
Написанная мной статья, также поможет изучать старые памятники России и в изучении затронутой темы.
Надеюсь, что проделанное мной исследование очень чётко и ясно показывает важную сторону памятников. Каждый из них заслуживает хорошего отношения и присмотра к ним, а мы должны в этом помогать!
Список используемой литературы:
Памятник URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник
Памятник это… URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/203191
Памятник «Тысячелетие России». Часть 1 URL: https://vladimirtan.livejournal.com/218792.html
Технические памятники URL: https://web.archive.org/web/20151029140416/https://ru.wikipedia.org/wiki/Технические_памятники
Технические памятники URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30407
Приложение №1
Анкета – опрос
Знакомы ли вы с историей возникновения памятников?
а) Да б) Нет
Знакомы ли вы с видами памятников?
а).Да б) Нет
Знаете ли вы предназначение памятников?
а) Да б) Нет
Всего было опрошено: 42 кадета
Приложение №2
Памятник «Тысячелетие России»
Самый старый памятник в России — это «Тысячелетие России». Монумент находится в Великом Новгороде. В 1862 году его воздвигли по случаю празднования тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Памятник находится в новгородском детинце, напротив бывшего здания Присутственных мест и Софийского собора.
Авторами проекта «Тысячелетие России» являются: художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман и многие другие.
Закладка памятника состоялась в 1861 году на Кремлёвской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания. В день открытия памятника вышел царский указ о награждении лиц, участвовавших в создании памятника. Художник М. О. Микешин был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени, ему была назначена пожизненная пенсия 1200 рублей в год. Скульптор Шредер был награждён орденом Святой Анны 3-й степени и премией в 3000 рублей.
Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).
Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:
Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест и коленопреклонённой женщины.
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства.
В нижней части монумента расположены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей.