1. Введение
В начале XX века Петербург превратился в одну из блестящих столиц Европы. Великолепные архитектурные ансамбли, прекрасные набережные, многочисленные мосты и обширные парки придавали городу неповторимый облик. Пример тому Исаакиевский собор. Исаакиевский собор - один из самых прекрасных долгостроев Санкт-Петербурга, до сих пор поражающий не только своим видом, но и историями, связанными с ним. Именно этот памятник вызывает восторг, восхищение. Казалось бы, он на вид выглядит грозно, особенно в пасмурную погоду, но серое монолитное сооружение вызывает эстетическое наслаждение и кажется уютным. Захотелось образ памятника запечатлеть так, чтобы он был рядом со мной. Как-то увидела пустую коробку для наручных часов, напоминая детали архитектурных частей здания. Почему бы и не создать образ собора из отходных материалов? Родилась идея, а не совместить ли в одно целое два направления: архитектуру и экологию, а затем - была поставлена цель.
Цель: создание макета Исаакиевского собора из бросового материала в процессе историко-культурного и экологического исследования.
Осуществление данной цели планируется путем объединения двух тем: архитектурное строительство и экологические проблемы в процессе исследования.
Задачи:
изучить историю Исаакиевского собора и его создания;
познакомиться с понятиями темы «архитектура» и исследовать архитектурные черты собора;
соотнести размеры и масштаб собора для составления схемы макета;
исследовать /проследить/ использования бросового материала в результате вторичной переработки;
найти необходимый материал / потребительские отходы / для создания макета;
создать макет;
использовать макет как наглядный материал на уроках и внеурочных мероприятиях;
Методы работы: поиск, исследование, сопоставление, измерение, сравнение, анализ.
Формы работы:
изучение и работа с литературой в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинская централизованная библиотечная система»;
просмотр и работа над сайтами в Интернет-сети;
изучение и понятие смысла новых слов об архитектуре;
обобщение собранного материала;
рассказ об Исаакиевском соборе на уроке истории и внеклассном мероприятии;
Актуальность: данная тема актуальна на сегодняшний день в связи с экологическими проблемами в мире. Новизна: впервые составлен макет из бросового материала и использование высказывания об архитектуре знаменитых людей мира. Объект- Исаакиевский собор, продукт- макет здания.
Планы на будущее: планирую связать свою жизнь с архитектурной деятельностью.
В своей работе я опиралась на вопросы «Культура» в пособиях «История русской культуры», авторов Рябцева Ю.С. и Козленко С.И.. Пособия знакомят нас с искусством Руси, с секретами русских творцов архитектуры, скульптуры и живописи. Использовала цитаты великих людей, взятые на сайтах Интернет сети.
II. Архитектура - главная летопись человечества
1. Произведения архитектуры - живые свидетели
Произведения архитектуры стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности. Доказательство тому, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Это выдающийся памятник русской архитектуры 19 века /приложение 1/, созданный архитектором Огюстом Монферраном. Немного истории создания собора. Если взглянуть вглубь веков, то можем узнать историю создания собора /приложение 2/. Постройка церкви связана с именем Петра 1. В эпоху Петра создавались монументальные произведения и ансамбли, что означало - наступил «золотой век» русской архитектуры.
В 1707 году в день святого Исаакия Далматского на берегу Невы была заложена первая, деревянная церковь. Через 10лет, из-за ветхости здания, на месте деревянной заложили каменную церковь. Группа известных архитекторов принимала участие в постройке этого храма. Однако храм просуществовал недолго, пожар 1735 года сильно повредил здание. Вопрос о судьбе церкви решился только в 1760 году, так как фундамент стал давать трещину из-за нахождения вблизи с рекой. Необходимо было разобрать здание. Мы знаем, что здание будет долгим, когда будет прочным фундамент. Было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.
Но на рубеже веков в 1809 году русский император Александр I объявил конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени -Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. А выбор пал на молодого архитектора, никому не известного, Огюста Монферрана, ему и поручили работу над собором. Такое решение было удивительным, так как большого опыта в строительстве у Монферрана не было, он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками. Что в дальнейшем неопытность архитектора сыграла свою роль.
Можно проследить строительный процесс собора на каждой стадии по таблице /приложение 3/. Далее, на сайте Интернет сети нашла, что строительство собора велось поэтапно: 1818, 1825, 1835 годы, проекты утверждались Александром I, затем Николаем I [6, в]. Начиная с 1818года, на первом этапе строительство началось не удачно, Монферран допустил грубейшие ошибки, в результате использования оставшихся фрагментов фундамента и опорных столбов от храма Ринальди. Вскоре строительство собора было приостановлено до определенного времени. Воспользуюсь цитатами известных людей США и Германии, которые не имели никакого отношения к архитектуре, четко определили, что чем выше здание, тем глубже оно должно заложить фундамент, так как надо смотреть не на красоту здания, а на строительство фундамента, которое выдержит испытание временем[6,б]. В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Последующие годы строительство шло крайне медленно: на создание фундамента ушло 5 лет; возводились стены, высота, которой была более 100 метров; на возведение подкупольных столбов, сводов, куполов и колокольни понадобилось более четырех лет. Главный купол, диаметр которой 26метров был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес[6,г].
Итак, прочность любой постройки зависит от строительного материала и конструкции. Мы видим, что здание будет крепким и красивым тогда, когда оно будет прочным. Эта одна из сторон формулы Витрувия, древнеримского архитектора второго тысячелетия до нашей эры.
Велик вклад в строительстве собора не только архитектора, но и скульптора и художника в оформление собора. Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. Он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами. Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнение Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский. А если взглянуть вглубь храма, можно увидеть иконы, что писали художники Федор Бруни и Карл Брюллов. Точно определил Дэн Райса, артист и циркач США: «Живопись - искусство, на которое можно смотреть; скульптура - искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура- искусство, сквозь которое можно пройти» [6,б]. И добавлю - «любоваться этой красотой».
А ведь именно красота позволяет говорить об архитектуре как искусстве. Попытаемся определить, из чего же складывается красота в архитектуре. Стоит увидеть этот храм хоть раз, забыть невозможно. В чем секрет? В верно найденных пропорциях - отношение ширины и высоты, отдельных частей и целого, в различных ликах красоты, к ним относятся пропорции, внешнее убранство, силуэт, композиции, цвет. Не последнюю роль играет в архитектуре выразительный силуэт здания. Его пилястры и фронтоны, словно ковер, покрывают многочисленные скульптурные изображения. Благодаря богатому убранству храм выглядит очень нарядным, праздничным. В архитектуре многое значит цвет. Несмотря на серый цвет, по просмотренным фотографиям в Интернете сети, здание в разное время года и суток выглядит всегда красиво. Так прочность порождает красоту, это еще одна сторона формулы Витрувия.
Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II и население города, несмотря на то, что вместимость храма -12тысяч человек, вокруг собора располагались зрительские места. Мероприятие длилось около семи часов.
Сегодня Исаакиевский собор самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры. Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы[6,д]. Вот и третья сторона формулы Витрувия -прочность. Эта необычная формула «прочность, польза и красота» была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришел к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры[3, с.14].
Силуэт города -всегда его образный, пространственный знак, издали ориентирующий путешественника. Можно ли представить Санкт-Петербург без Исаакиевского собора? И часто ли мы задумываемся о том, кто автор этого грандиозного сооружения, определяющее лицо города. Разве не интересно узнать имя, сотворивших удивительный шедевр, оставшийся в веках и застывший нас почувствовать связь времен, восхититься удивительным талантом и мастерства, имя архитектора Огюст Монферран /приложение 4/, рожденный во Франции, проживший долгое время в России. Используя подходящую цитату Лоренцо Бернини, итальянского архитектора о творчестве Монферрана: постройке красоту с удобством для жизни»[6,б].
Уверенно можно сказать, что архитектура должна говорить о своем времени и месте.
2. Красота зодчества в творчестве людей
Архитектура -эта та рукотворная среда, в которой живет человек. Причем среда, которая радует его глаз красотой.
Вернемся к высказыванию Адольфа Лооса, теоретик архитектуры Австрии и Чехословакии: «Произведение искусства показывает людям новые направления и мысли о будущем» [6,а]. Как раз мои мысли: создать макет Исаакиевского собора из бросового материала, из отходов /приложение 5/.
Я не неравнодушна к чистоте своей планеты. Сегодня промышленный и бытовой мусор, отходы – это глобальная экологическая проблема современности, которая несет угрозу для здоровья людей, а также загрязняет окружающую среду. Гниющие частицы отходов являются источником размножения микробов, вызывающих инфекции и болезни. Ранее наличие отходов жизнедеятельности человека не было острой проблемой, поскольку мусор и различные вещества перерабатывались естественным путем в природных условиях. Но ныне человечество изобрело такие материалы, которые имеют огромный срок разложения и естественным путем перерабатываются несколько сотен лет.
В последнее время люди нерационально используют пластик, бумагу и прочее сырье. Вместо того, чтобы правильно утилизировать мусор, переработать его и дать вторую жизнь, человек просто сгружает все на свалку. Моя исследовательская работа, в будущем проект- пример того, что мусор-это отличный вариант материал для создания ничто нового и красивого.
К созданию работы меня привела идея сделать из ненужного мусора нечто красивое, что будет радовать глаз. Макет создавался в несколько этапов. Внимательно взглянув на брусок пенопласта в форме параллелепипеда (это была коробка из-под телефона), я сразу же поняла, что это и будет основание Исаакиевского собора. Без какой-либо идеи я склеила два таких бруска между собой, передо мной сразу же встал вопрос: «А что делать дальше»? «Порывшись» в Интернете, я нашла множество фотографий знаменитого Питерского собора. Его архитектура меня поразила, ведь теперь мне нужно было передать её особенности в моём макете.
С крупными деталями по типу выступающих портиков и массивных наличников окон проблем не было. Я нашла куски пенопласта и вырезала их по нужной форме. Далее задача состояла в том, чтобы аккуратно вставить колонны. Самым идеальным материалом для колонн послужили палочки для суши. Палочек у меня как раз было много. Их я никогда не выбрасываю, они часто полезно в быту. А в моём случае они стали главным составляющим любого собора – колоннами. Я нарезали их большим ножом на равные куски. Было необходимо по семь штук с лицевой и задней стороны, (в оригинале их, конечно, шестнадцать, но вместить их в маленький макет было невозможно), а также по две штуки с боковых сторон. Стоит отметить, что все детали я склеивала термоклеем.
Следующее - создание четырёх колоколен. Основания 4-х колоколен также выполнены из пенопласта. А вот для колонн палочки для суши не подошли по своему диаметру, и я взяла деревянные зубочистки. Работа с ними гораздо легче, чем с палочками для суши. Во-первых, их легче резать, во-вторых, их можно не вклеивать, а просто воткнуть в пенопласт.
Все детали я собрала в единое целое, и на этом нижняя часть собора была готова.
С верхней частью дела обстояли сложнее. Над основным объёмом здания возвышается цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Передать строение барабана и купола, как у оригинала, было практически невозможно, поэтому я решила всё упростить. Основанием барабана послужила пластиковая крышка от банки, а самим барабаном – картонная коробка от духов в форме цилиндра. С самой изящной частью, куполом, пришлось потрудиться. Я хотела, чтобы бюджет моего макета был минимальным. Но у меня дома в форме полусферы ничего не нашлось, поэтому, решила купить готовую фигуру, это был пенопластовый шар. Его я просто разделила на две части. Между куполом и барабаном решила сделать разделение. Им послужил ненужный диск. В оригинальном соборе на этом месте, а также на фронтоне портиков должны располагаться скульптуры, но, к сожалению, слепить столь мелкие детали у меня не получилось. Верхнюю колокольню тоже упростила, просто приклеив две рельефные крышки: от зубной пасты и от бутылки. На этом основа макета Исаакиевского собора была готова.
Далее плавно переходим к этапу декорирования. Ранее отметила, что не стала делать скульптурные вставки на фронтоне бортиков, однако окантовку фронтона и низ колоколен я решила выложить из страз. Стразы остались от набора «Алмазная вышивка», поэтому тратиться на это не пришлось. Каждую стразу я вклеивала отдельно на тот же термоклей.
Наверно, многие заметили, что поодаль колоколен, на четырёх углах основной части собора располагаются скульптуры восьми ангелов с чашами - по два ангела с каждого угла. Для их создания я купила специальную пластичную массу.
Я бы не сказала, что макет получился похожим на оригинал, нет. Каждое здание является прототипом. Нет двух одинаковых.
Но зато, был показан пример применения отходов в решении экологической проблемы. Ведь люди изобретают всевозможные варианты использования переработанного сырья.
III. Заключение
СегодняИсаакиевский собор -музей-памятник и православный храм Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире.
Таким образом, архитектура - это искусство не только строить и украшать, это «дизайн пространства, которое содержит, возвышает, охватывает или стимулирует людей в этом пространстве»[6,б], как когда-то сказал американский архитектор Филипп Джонсон. А я дополню, что и можно сделать шедевр /приложение 6/.
Кстати, к месту здесь высказывание Альваро Сиза, архитектор Португалии:
«Изучение архитектуры основывается, на мой взгляд, на умении видеть, понимать, объяснять»[6,а]. Архитектура имеет богатый и своеобразный язык, без знания основ которого невозможно ее понять. Поэтому для понятия архитектурных слов можно взглянуть в словарь /приложение 7/. Также можно познакомиться с архитектурными понятиями в словарях русского языка Ожегова и Большой Энциклопедии, в учебных пособиях Рябцева даны объяснения данных понятий.
А кто такой архитектор? В учебном пособии нашла ответ. «В 18веке иностранное слово «архитектор» пришло на смену древнеримскому слову «зодчий». В переводе с древнеримского «архитектор» означает «главный строитель» » [4,с.24].
На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами, так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания.
В сравнении мой макет обошелся в 500рублей, было потрачено на то, что из отходов не нашелся материал на детали /приложение 8/.
Исаакиевский собор – самый крупный храм не только Санкт-Петербурга, но и из самых крупных соборов в мире. Масштабы постройки впечатляют, высота сооружения составляет 101,5 м, а огромный зал собора может вместить население нашего поселка.
Созданный макет уступает оригиналу по размеру в 270 раз.
К архитектору во все времена предъявляли строгие требования. Он должен иметь обширные познания в различных областях наук и искусств. В царствование императрицы Анны Иоанновны в Петербурге работал талантливый русский зодчий Петр Михайлович Еропкин, современник Петра1 и составивший план Санкт-Петербурга. В одном из своих трудов, Еропкин перечислил предметы, что должен знать зодчий, это: «грамота, арифметика, геометрия, рисование, перспектива, история, право, механика /подъем тяжестей» [4,с.24]. Я бы добавила к выше перечисленному- предметы: физика, информатика.
Работая над проектом, я многое извлекла полезного для себя. Изучила подробно историю собора, пополнила знания об архитектурных стилях и понятиях. Поняла, что прежде чем создать проект, обязательно знать методы исследовательской работы, историю объекта, уметь составлять план, схему и смету, подобрать необходимый материал, владеть техникой рисунка, так как он- средство выражения и передачи мысли. Самое главное, поставить четкую цель: для чего и для кого.
Мною была составлена памятка «Отзамысла к воплощению» /приложение 9/. Почему? Так как я хочу быть в будущем архитектором, а если выпускник надумал поступать на строительный или архитектурный факультет, чтобы знали, что кроме желания, надо знать материал школьных предметов. Профессия архитектора требует от человека больших знаний и навыков. Сложившаяся в 18веке практика работы русского архитектора, она по сей день не претерпела существенных изменений.
Данный макет начала делать для себя, сейчас -как экспонат для музея, для учеников, для учителей, воспитателей, руководителей кружков системы дополнительного образования. Можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях
В далеком прошлом, когда зодчество демонстрировало единство и гармонию, понятие «архитектура» определялось хрестоматийной триадой Витрувия -польза, прочность, красота. Современная триада архитектуры содержит в себе иные составляющие - наука, техники, искусство. На мой взгляд, это рассматривается с научной точки зрения, а в практике- все равно происходит по народному, с использованием формул Витрувия[1.с.182].
Меняется архитектура, меняется и жизнь. Уместны здесь слова Тойо Ито,современный зодчий с мировым именем из Кореи. «Мы должны основывать архитектуру на окружающей среде» [6,а]. Я бы дополнила его высказывание, чтобы окружающая среда была чистая, так как сегодня экологическая проблема достигла глобальных масштабов.
Однако специалисты находят пути их решения.
Можно перерабатывать отходы и вырабатывать вторсырье, пригодное для последующего использования.
Очень эффективно собирать использованную бумажную продукцию и сдавать макулатуру, как делается в нашей школе. Это позволит уменьшить количество вырубленных деревьев.
Удачное использование бумажного вторсырья.
Значительно улучшит состояние окружающей среды надлежащий сбор и перевозка отходов.
Промышленные отходы должны утилизироваться и удаляться в специальные места самими предприятиями.
Бытовые отходы собираются в камеры и ящики, а затем вывозятся мусоровозами за черту населенных пунктов в специально отведенные для отходов места.
Чтобы существенно улучшить ситуацию, каждый человек может собирать, сортировать мусор, и сдавать его в специальные пункты сбора. Еще не все потеряно, поэтому действовать нужно сегодня. К тому же мы можем найти новое применение старым вещам, и это будет лучшим решением данной проблемы. И архитектурные постройки на природном фоне будут еще краше.
Список литературы и источников
Мастера музыки, искусства и архитектуры/Сост.Н.Б.Сергеев.-М.:Вече,2008.-400с.:ил.-(Великие россияне).
Ожегов С.И. Словарь русского языка; ок.57000слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18-еизд.,стереотип.-М.:Рус.яз,1986.-797с., стр.245.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 10-17вв.: 7кл.: пособие для уч-ся общеобразоват, учреждений. -М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-272с.:ил.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 18-19вв.: 8кл.: пособие для уч-ся общеобразоват, учреждений. -М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-320с.:ил.
Энциклопедический словарь. / Гл.ред. А.М.Прохоров-4-е изд.-М.: Сов.энциклопедия,1986.-1600с.,ил.
Интернет-сети, сайты:
а/ http://www.stranamam.ru/post/337821.
Цитаты: Альваро Сиза,Фрэнк Ллойд Райт; Тойо Ито; Адольф Лоос;
б/ru.thpanorama.com›articles/otras-frases/las-100-…
Цитаты:Кристофер Рен, Фрэнк Гери, Дэвид Аллан Коу, Томас Кемпис; Робертсон Дэвис; Лоренцо Бернини; Ден Райс;
в/ culture.ru›materials/205393…faktov…isaakievskom…
Статья УтёмовойЛ. «10 интересных фактов об Исаакиевском соборе»;
г/ zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›…10-interesnyh-faktov-ob…
Статья «10 интересных фактов об Исаакиевском соборе»;
д/ wikiway.com›Россия›Санкт-Петербург›Исаакиевский собор
Макет «Исаакиевский собор в миниатюре»;
Презентация «Архитектура указывает на вечность»;
Картина «Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге»;
Смета расходов для создания макета;
Таблица «Стадии строительного процесса собора»;
Фотографии:
Фото 1: Исаакиевский собор
Фото 2: портрет Огюста Монферрана;
Фото 3: Александрова Дарья Владиславовна, автор макета;
Фото 4: макет «Исаакиевский собор в миниатюре»;
Приложение
Приложение 1
Фото 1: Исаакиевский собор
Архитектор: Огюст Монферран
/1786-1858/
Крупнейший православный храм.
Расположен на Исаакиевской площади города Санкт-Петербург.
Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии
с 1858 по 1929гг.
С 1928 имеет статус музея
Фото взято из Интернет сети 01.12.2021г.
Александровой Дарьей Владиславовной,
обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 2
Рисунок - схема «Здания Исаакиевского храма»
Рисунок взят из Интернет сети 01.12.2021г.
Александровой Дарьей Владиславовной,
обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 3
СТАДИИ строительного процесса собора
годы |
1818-1827 гг. |
1828-1830 гг. |
1830-1836 гг. |
1837-1841 гг. |
1841 - 1858 гг., |
что сделано |
разборка старого здания и укладка новых фундаментов |
возведение колонн четырех больших портиков |
возведение стен и подкупольных пилонов |
возведение сводов, барабана купола с колонным портиком, большого купола и четырех колоколен |
велись проектирование интерьера и все работы, связанные с окончательным воплощением этого проекта |
Таблица составлена
Александровой Дарьей Владиславовной,
обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 4
Архитектор: Огюст Монферран
/1786-1858/
Архитектор французского происхождения,
40лет живший и работавший в России.
Создатель Исаакиевского собора и
Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
Осуществил подъем на установку Царь колокол на пьедестал.
Фото взято из Интернет сети 01.12.2021г.
Александровой Дарьей Владиславовной,
обучающейся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 5
Фото 3: Александрова Дарья Владиславовна
Фото сделала Сычева Екатерина,
обучающаяся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
10.12.2021
Приложение 6
Фото 4: макет «Исаакиевский собор в миниатюре»
Макет сделала
Александрова Дарья Владиславовна,
обучающаяся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
лето 2021
Приложение 7
Словарь юного архитектора
Ансамбль — комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением. Аркада — ряд протяженных арок одинаковых по размеру, форме и очертанию, опирающихся на столбыили колонны.
Аттик — декоративная стенка, которая размещается над венчающим здание карнизом. На аттике могут быть выполнены надписи, барельефы или роспись.
Базилика — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа различных по высоте нефов.
Капитель — верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент.
Кариатида — статуя одетой женщины, поддерживающая антаблемент здания и заменяющая собой колонну или пилястру.
Каркас — система вертикальных и горизонтальных несущих конструкций зданий и сооружений.
Колонна — несущая конструкция, часть деревянного, металлического, бетонного каркаса.
Конек — верхнее завершение скатной кровли.
Кровля — внешнее покрытие зданий.
Леса (русск.) — временные конструкции для возведения стен и перекрытий зданий.
Лопатка (русск.) — выступающая часть стены на всю ее высоту, разделяющая стены фасада на прясла.
Мансарда — этаж, встроенный в чердачное пространство.
Мезонин (англ.) — надстройка над частью дома.
Несущие конструкции — конструкции, воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки.
Неф (фр.) — пространство в здании базиликального типа в пролете между двумя рядами колонн.
Нивелир — геодезический инструмент для измерения горизонтальных углов и относительных уровней частей здания.
Ниша (фр.) — прямоугольное или полуциркульное углубление в стене.
Ордер (др.-греч.) — порядок, стиль.
Основание — грунт, на который опирается фундамент постройки.
Отвес — строительный инструмент для проверки вертикальности конструкций.
Перекрытия — междуэтажные конструкции.
Перемычка — конструкция для перекрытия проемов в стене здания.
Пилястра (фр. от лат.) — половина или четверть прямоугольной колонны.
Подошва фундамента — опорная (нижняя) часть фундамента.
Портал (нем. от лат.) — главный вход.
Портик (лат.) — крытая галерея в архитектуре античного Рима.
Привязка — вынос проекта здания на территорию строительства.
Пьедестал (фр., ит.) — букв, место ноги. Подножие колонны, скульптурного произведения.
Пята — опора арочного свода.
Рама — строительная конструкция.
Рельеф (фр. от лат.) — скульптурная композиция на плоскости.
Барельеф — низкий рельеф, горельеф — высокий рельеф.
Ротонда (фр.) — круглое в плане сооружение, перекрытое сферическим куполом.
Ряж (рус.) — опора или основание сооружения, срубленное из бревен в виде многоярусной клетки.
Свод — конструкция перекрытия пространства; тип сводчатых перекрытий
Смета — расчет стоимости объекта или отдельных видов работ.
Сруб — деревянная конструкция из горизонтальных бревен или брусьев, соединенных в углах.
Стропила — несущие конструкции для устройства скатных кровель.
Фасад (фр. от ит.) — букв. — лицо; одна из наружных.стен здания, как чертеж — ортогональная проекция наружных стен здания.
Фронтон (др.-греч.) — треугольная плоскость стены, образованная двумя скатами кровли и карнизом.
Фундамент — подземная конструктивная часть здания, опирающаяся на естественное или искусственное основание.
Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).
Составила Александрова Дарья Владиславовна,
обучающаяся 11 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
лето 2021
Приложение 8
Смета
Покупка: термоклей, деревянные зубочистки, пенопластовый шар, стразы, пластичная масса.
Остальной материал: бросовый материал, отходы
Составила Александрова Дарья Владиславовна,
обучающаяся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
Приложение 9
Памятка «От замысла к воплощению»
Путь создания любого архитектурного сооружения всегда долог и сложен.
Сначала его образ рождается в голове зодчего.
воплощается в виде эскизов и рисунков целого здания и его отдельных частей. Архитектору необходимо умение рисовать.
Важное место в архитектурной документации отводится плану.
Что такое план. В словаре Ожегова «План - горизонтальный срез здания - дает возможность заглянуть в его нутро». Опытному глазу план покажет многое: как расположены помещения, и какого они размера, где находятся лестницы, окна и двери.
Чтобы обеспечить надежность постройки, архитектор должен рассчитывать прочность ее постройки и строительного материала. Для этого требуются знания школьной, затем специальной учебы.
Как только архитектурный проект, составлен и произведена смета /оценка/ предполагаемых расходов, приступают к строительству.
Начало строительных работ иногда сопровождаются торжественной церемонией закладки первого камня.
Памятку составила
Александрова Дарья Владиславовна,
обучающаяся 11 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл
02.12.2021