Статистика в повседневной жизни

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Статистика в повседневной жизни

Бойкова А.С. 1
1Удомельская МБОУ СОШ №5
Шкулепо В.Н. 1
1Удомельская МБОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение

“Статистика знает всё”, – утверждали Ильф и Петров в романе “Двенадцать стульев”, – “известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..”.

И это правда, в современном мире статика окружает нас везде. Она незаменима, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, диаграммы социологических опросов. Современный спорт не может обойтись без собранных и проанализированных статистических материалов. Экономика не может существовать без текущей и итоговой статистической информации. И это далеко не все примеры использования статистики в нашей жизни.

Актуальность выбранной темы:

Статистические представления являются важнейшей составляющей жизни современного человека. Статистические характеристики и исследования играют значительную роль и используются не только в математике, но и в других отраслях науки.

Гипотеза: математическая статистика действительно неразрывно связана с нашей повседневной жизнью и присутствует в различных сферах.

Объекты исследования: учащиеся Удомельской МБОУ СОШ № 5; жители города Удомли; россияне; мировое сообщество.

Предмет исследования:

- опрос общественного мнения;

- использование статистических методов;  

- статистические характеристики.

Цель исследования: изучить понятия статистики, её числовые характеристики и применить на практике полученные знания.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Научиться собирать и обрабатывать данные.

3. Интерпретировать результаты статистических исследований.

4. Наглядно представить полученную информацию.

Методы исследования: анализ литературы, статистический опрос, статистическая обработка и анализ полученных данных, сравнение полученных результатов.

II. Основная часть

Глава 1. Понятие статистики

1.1. Статистика – это что?

Что такое статистика?

Сегодня статистика — это большая научная дисциплина.

Её часто называют то наукой, то разделом математики. Статистика изучает методы сбора и обработки статистической информации для получения научных и практических выводов. Эта информация появляется в результате исследования массовых (обычно) явлений, которые носят случайный характер.

Главное преимущество статистики — простота представления информации.

Статистика слово латинского происхождения, чаще всего именно так считают учебники. Происходит от слова «status» — «состояние, положение вещей» в переводе. Исходя из этого перевода простейшее определение статистики – политическое состояние государства.

Вообще именно это направление можно считать первым, именно необходимость учета населения, налогов, урожая и прочего потребовало зарождения статистической науки, хотя тогда еще никто не думал о появлении статистики.

Статистика находится на стыке нескольких научных дисциплин, а именно это математика, экономика, история, и социология. Этот список дисциплин можно продолжить, выявив более узкие и специализированные дисциплины – демография, организация и управление производством, маркетинг, политология.

1.2. История появления статистики

Впервые слово «статистика» было введено в обиход в 1749 году немецким ученым Г. Ахенвалем, выпустившим книгу о государствоведении. Первоначально это слово обозначало сумму знаний о государстве, необходимую купцам, военным, политикам, ученым.

Статистика имеет многовековую историю. Ее путь начался в глубокой древности с зарождения хозяйственного учета. С образованием государств возникла необходимость в сборе сведений о численности населения, составе земель, поголовье скота, состоянии торговли.Cо временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер.

С середины XIX в. были выработаны первые правила переписей населения и начата регулярность их проведения в развитых странах. Однако произвольные толкования статистических данных, отсутствие строгой научной базы статистических прогнозов позволили в конце XIX века английскому премьер-министру Б. Дизраэли не без основания заметить: «Есть три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика».

К середине XIX века бельгийский статистик Л. А. Ж. Кетле и его последователи доказали наличие закономерностей в статистических рядах. Кетле принадлежит заслуга систематического использования математических методов в обработке статистических данных.

Для координации развития статистики, начали проводиться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан международный статистический институт, существующий и сейчас.

В настоящее время международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимаются сбором, преобразованием, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции государствоведения.

1.3. Виды статистики

Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Исходя из этого, существуют разные виды статистики:

Э кономическая – наука, изучающая изменение цен, спроса и предложения на товары, прогнозирует рост и падение производства и потребления.

Демографическая – наука, изучающая рождаемость, численность населения, его состав (возрастной, национальный, профессиональный)

М едицинская – наука, изучающая эффективность различных лекарств и методов лечения, вероятность возникновения некоторого заболевания в зависимости от возраста, пола, наследственности, условий жизни, вредных привычек, прогнозирует распространение эпидемий.

Социальная – наука, изучающая явления и процессы, характеризующие культурный уровень жизни народа.

С удебная – наука, изучающая сведения о преступлениях и иных правонарушений, осуществляет учет мер по борьбе с этими нарушениями.

Математическая – наука, изучающая методы раскрытия закономерностей, свойственных большим совокупностям однородных объектов, на основании их выборочного обследования.

На самом деле видов статистики гораздо больше, здесь представлены только основные из них.

1.4. Статистические характеристики

Одна из основных задач статистики состоит в надлежащей обработке информации.

Для этого нам будут нужны новые термины, принятые в статистике.

Среднее арифметическое ряда чисел– это частное от деления суммы этих чисел на их количество.

Мода – это число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Можно сказать, что данное число самое «модное» в этом ряду. Такой показатель, как мода, используется не только для числовых данных. Мода –показатель, который широко используется в статистике. Одним из наиболее частых использований моды является изучение спроса.

Размах – это разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных.

Медиана ряда, состоящего из нечетного количества чисел – это число данного ряда, которое окажется посередине, если это ряд упорядочить. Медиана ряда, состоящего из четного количества чисел – это среднее арифметическое двух стоящих посередине чисел этого ряда. Обычно медиану ищут в случае, когда числа в ряду являются какими-либо показателями и надо найти, например, человека, показавшего средний результат, фирму со средней годовой прибылью, авиакомпанию, предлагающую средние цены на билеты, и т. д.

1 .5. Основные этапы любого статистического исследования

К этапам статистического исследования относятся:

Статистическое наблюдение – сбор первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления.

Г руппировка и сводка материала – обобщение данных наблюдения для получения абсолютных величин явления.

Обработка статистических данных и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.

Все этапы статистического исследования тесно связаны друг с другом и одинаково важны. Недостатки и ошибки, возникающие на каждой стадии, сказываются на все исследовании в целом. Поэтому правильное использование специальных методов статистической науки на каждом этапе позволяет получить достоверную информацию в результате статистического исследования.

Глава 2. Практическое применение статистики

2.1. Сбор данных

Статистика – очень важная и незаменимая наука. Постоянно проводятся социальные опросы, по итогам которых делаются выводы о предпочтениях населения. В журналах и газетах публикуются все возможные статистические сводки, а в Интернете легко можно найти всевозможные диаграммы и графики, построенные на основе полученных в ходе опросов данных.

Я решила самостоятельно провести опросы и на основе собранных данных построить графики. Целью моего опроса я выбрала важную на повестке дня тему для 11-классников, а именно выбор предметов на ЕГЭ и исходящий из этого выбор будущей профессии.

Выбор предметов для сдачи на ЕГЭ

Таблица 1

 

Русский язык

Математика

Информатика

Физика

Химия

География

Английский язык

Литература

Кол-во учащихся

22

19

14

16

2

7

3

3

Диаграмма 1

Среднее арифметическое ряда:

22+19+14+16+2+7+3+3+2=88; 88/9=9, (7)

Мода:

2, 3

Размах:

22-2=20

Медиана:

Сначала упорядочим данные (2; 2; 3; 3; 7; 14; 16; 19; 22). Медианой данного ряда является 7.

Выбор будущей профессии

Таблица 2

Востребованная профессия

Профессия мечты

Высокооплачиваемая профессия

Ещё не определился с профессией

9

6

5

2

Диаграмма 2

X

Среднее арифметическое ряда:

9+6+5+2=22; 22/4=5,5.

Мода:

Нет, так как все числа ряда различны

Размах:

9-2=7

Медиана:

(6+5)/2=5,5

Промежуточным итогом могу заметить, что мои одноклассники отдают предпочтения технических предметам, в некоторой степени это неудивительно, так как мы учимся в школе, направленной на углубленное изучение физико-математических наук. Также большинство думает о востребованной профессии, так как в период цифровизации множество профессий стало менее востребовано, не исключено, что в ближайшие лет двадцать рынок труда сильно изменится, поэтому сейчас молодёжь мечтает найти себе востребованную профессию в большинстве своём с упором на информационные технологии.

2.2. COVID-19. Статистика

В период эпидемии статистика играет очень важную роль. С её помощью можно понять, как развивается вирус среди населения. Видя статистические данные по поводу распространения вируса, становится ясно, какие меры стоит применять (ввод карантина, масочный режим) и когда эти меры следует снимать.

В разных достоверных источниках я нашла статистические данные и с их учетом построила графики.

Удомельский район

Таблица 3

Дата

Заболело

Вакцинировано

09.11.2020

159

-

10.12.2020

733

-

11.01.2021

1244

-

10.02.2021

932

-

10.03.2021

153

2635

09.04.2021

44

3770

11.05.2021

54

4732

10.06.2021

23

5474

09.07.2021

51

6372

09.07.2021

51

График 1

Тверская область

Таблица 4

Дата

Заболело

Вакцинировано

01.09.2020

5 432

-

01.10.2020

6 385

-

01.11.2020

9 731

-

01.12.2020

15 357

-

01.01.2021

22 503

-

01.02.2021

29 263

16 962

01.03.2021

33 869

49 410

01.04.2021

37 493

76 261

01.05.2021

39 983

111 415

01.06.2021

42 224

133 964

01.07.2021

46 066

184 021

01.08.2021

53 898

315 057

09.07.2021

51

График 2

Россия

Таблица 5

Дата

Заболело

01.09.2020

4729

01.10.2020

8945

01.11.2020

18665

01.12.2020

26402

01.01.2021

27039

01.02.2021

17648

01.03.2021

11571

01.04.2021

9169

01.05.2021

9270

01.06.2021

9500

01.07.2021

23543

 

График 3

4. Мир

Таблица 6

Дата

Заболело

01.09.2020

264939

01.10.2020

318324

01.11.2020

462495

01.12.2020

612557

01.01.2021

555114

01.02.2021

446633

01.03.2021

305705

01.04.2021

711876

01.05.2021

796586

01.06.2021

463797

01.07.2021

440647

01.08.2021

463031

01.08.2021

График 4

В промежуточном итоге этого пункта я могу сказать, что, построив первый график о Удомельском районе, я удивилась, насколько наглядно был представлен спад заболеваний коронавирусом с момента вакцинации населения. Думаю, что перенос статистики на график очень полезен, так как некоторая числовая информация лучше воспринимается в графическом виде.

2.3. Олимпиада. TOKYO-2020.

Ведение статистики во время всевозможных чемпионатов и олимпиад очень значимо как для зрителей, так и для спортсменов.

Таблица 7

Я решила взять для примера статистику получения медалей спортсменами разных стран на недавних олимпийских играх. Должна сказать, что здесь приставлены далеко не все страны, а лишь десятка лидеров. На основе этих данных я построила график.

 

США

Китай

Россия

Великобритания

Япония

Австралия

Италия

Германия

Нидерланды

Франция

Кол-во медалей

113

88

71

65

58

46

40

37

36

33

График 5

 

Не смотря на далеко не простой 2020 год, спортсменам удалось усовершенствовать свои навыки, а некоторые участники олимпиады показали себя лучше, чем в прошлых годах, и никаким ограничениям не удалось сломить спортсменов.

III. Заключение

Работа над этой темой помогла мне лучше разобраться в понятии статистики и узнать историю её возникновения. После проделанной работы мне стала совершенно понятна важность и польза статистических исследований в жизни обычного человека. Также я получила опыт в работе с числовой информацией, научилась размышлять над ней, анализировать и интерпретировать её. Кроме того, осознала пользу преставления статистики в графиках, изучила такую непростую тему, как COVID-19, и поработала с её числовыми данными.

Теперь я знаю, что в современном мире прожить без статистических знаний невозможно, а также то, что без статистики не могут обойтись многие сферы. А это значит, что в ходе исследования, я доказала свою гипотезу.

Думаю, этот опыт поможет мне в будущем, ведь впоследствии я непременно столкнусь со статистикой.

Список использованной литературы:

Алгебра 7 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017, стр.30-31.

Авторы: Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др..

Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2005,стр.3-5

Авторы: Макарычев Ю.Н.

«Вероятность и статистика» Изд. «Дрофа», Москва 2006г.

Авторы: В.А. Булычев, Е.А. Бунимович.

Школьная Энциклопедия «Математика». Под редакцией Никольского. Авторы: С.М. Никольский, В.А. Потапов. M., 2003;

ru.wikipedia.org Википедия — свободная энциклопедия.

Просмотров работы: 3817