Секрет происхождения римских чисел

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секрет происхождения римских чисел

Малова И.И. 1
1МОУ СОШ №63
Дьяченко С.Е. 1
1МОУ СОШ №63
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цифра – это система символов, предназначенная для записи чисел.

Актуальность темы: Тему которую я выбрала считаю актуальной, потому что без чисел мы бы не знали сколько нам лет, в каком веке мы живем. Хоть числа и произошли очень давно, их важность в современном мире имеет большое значение.

Цель темы: Научиться читать и записывать римские цифры.

Задачи:

1.Выяснить откуда и когда произошли цифры.

2.Узнать какие цифры являются римскими.

3.Научиться читать и записывать римские цифры.

4.Использование нумерации в современном мире.

5.Сделать презентацию о римских цифрах.

6.Смастерить часы с римскими цифрам.

7.Провести анкету среди одноклассников.

Гипотеза: Если мы не будем знать значение римских цифр, то можно столкнуться с проблемами на уроках и в повседневной жизни.

Основная часть

Все наверное видели часы со странными знаками, я поинтересовалась у взрослых, что это за знаки. И тогда они объяснили что это цифры, только римские.

Оказывается, люди научились считать с давних времен. Сначала они просто различали один предмет перед ними или несколько.

Наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног.

Записывали числа поначалу совсем просто: делали зарубки на куске дерева и кости. Когда понадобилось записывать большие числа, то для пятерок и десяток стали придумывать новые знаки . Запомнить большие числа трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавляли механические приспособления. Использовали камешки, веревка с узлами, палочки с зарубками.

Римскую нумерацию придумали в Древнем Риме. Латинский язык. на котором говорили древние римляне, надолго стал международным языком ученых, писателей и врачей.

Римские цифры – это цифры, которые использовались древними римлянами в своей непозиционной системе счисления.

Непозиционная система счисления – это на каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, она везде обозначает одно и то же.

Римские цифры появились за 500 лет до н.э. у этрусков. Одна из самых популярных гипотез гласит, что этруско – римские цифры произошли от системы счета, которая использовала в место цифр штрихи – зарубки.

Таким образом цифра «I» - это насечка. Каждую пятую насечку обозначали скосом «V» , а десятую перечеркивали «X».

Постепенно зарубки превратились в графические символы I,V,X и приобрели самостоятельность.

Другая теория принадлежит Альфреду Куперу, который предложил рассмотреть римскую систему счета с точки зрения физиологи.

Купер считал, что I, II,III,IIII это графическое представление пальцев правой руки, которые выкидывал торговец, когда назначал цену.

V – это оставленный большой палец.

X – это соединенные основаниями две ладошки.

В римской нумерации 7 цифр:

1 -I

5-V

10-X

50-L

100-C

500 – D

1000 – M

Можно запомнить так:

Mы DаримCочные Lимоны, XватитVсем Iх.

Число 2 римскими цифрами записывается II.

Число 3 III.

Цифру 4 когда то записывали четырьмя палочками, но потом поняли что это не удобно.

Запрет на четвертое использование одной и той же цифры подряд стал появляться в XIX веке.Потому в старинных текстах можно увидеть варианты :

IIIIи VIIIIвместо V и IX

IIIIIили XXXXXXвместо Vи LX

Остатки этого написания можно увидеть на часах, где четыре отмечается именно с помощью четырех единиц.

Также в Средневековье появилась новая римская цифра ноль – который обозначался буквойN, 0=N.

Удобнее писать IV (единицу слева как бы вычесть из пяти). А если единица стоит справа,то ее нужно прибавить VI – число 6.

Далее идет VII (прибавляем к 5 две единицы) – получилось число 7.

Потом VIII(прибавляем 3 единицы) получается число 8. Прибавлять больше нельзя, четыре палочки не пишут.

Для числа 9 запись будет IXт.е. единица слева от 10 значит опять вычесть. Если единица справа. то прибавить XI – 11.

Для правильной записи больших чисел римскими цифрами, необходимо записывать сначала число тысяч, сотен, десятков, единиц:

MCXI – 1111 (1000+100+10+1).

Теперь можно записать римскими цифрами день, месяц и год нашего рождения.

Иветта – 10.07.2011 X/IIIMMXI

Римскими цифрами пользовались очень долго. И до сих пор римскими цифрами обозначают :

1.Даты на монументах.

2.Время на часах.

3.Номера томов в многотомных книгах.

4.Страницы книжных предисловий.

5.Важные события ( II – мировая война, XXII – зимняя Олимпиада).

6.Номера века или тысячелетия (XIX век, II тысячелетие до н.э.).

7.Порядковый номер монарха ( ПетрI, Екатерина II ).

8.Спряжение глаголов.

9.Группа крови.

Практическая работа

В ходе своей работы я решила смастерить часы с римскими цифрами и провести анкету среди одноклассников.

Для часов мне понадобилось:

1.Картон

2.Цветная бумага

3.Тесьма

4.Ножницы,клей ПВА.

Из картона и цветной бумаги я вырезала два одинаковых круга. Цветную бумагу наклеила на картон, получился циферблат. Тесьму нарезала на одинаковые размеров полоски, из полосок сделала римские цифры и стрелки, наклеила на циферблат. Вот такие у меня получились часы.

Анкета:

1.Знакомы ли вы с римскими цифрами.

2.Есть ли у вас или у ваших родственников, предметы с римскими цифрами.

3.Решить примеры:

III+V= III+VI=

II+ X= XX+I=

IV+II= II+II=

Обработав анкету, результаты были таковы:

1.Все одноклассники знакомы с римскими цифрами, т.к. во втором классе мы изучали тему « Римские цифры» по математике.

2.Почти в каждом доме есть предметы с римскими цифрами (часы, книги, календари, четверти в школьном дневнике).

3.С примерами справились все одноклассники.

Заключение

В ходе работы над этим проектом я узнали, откуда взялись цифры, познакомилась с римскими цифрами, научилась записывать некоторые числа. Я убедились в необходимости умения читать и записывать римские числа. Эти знания нужны при изучении истории, так как большинство дат обозначены римскими цифрами, при чтении художественной литературы, а так же если вы планируете поездку в Европейские страны, то эти знания вам точно пригодятся.

Цифры живут на различных предметах:

Календарях и трамвайных билетах,

На циферблате часов, на домах,

Прячутся цифры в книжных томах,

И в магазине, и в телефоне,

И на машине, и на вагоне,

Цифры – повсюду,

Цифры – кругом.

Мы их поищем –и быстро найдем!

Список литературы

1.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк.» - М.: Просвещение ,1989.

2.Рыбников К. А. История математики. М., 1994.

3.Депман И.Я. Мир чисел: рассказы о математике: Дет. Лит, 1982 .

4.Интернет-источник: статья из Википедии «Римские цифры» .

5.http://images.yandex.ru .

6.https://kopilkaurokov.ru/matematika.

Приложение

Паспорт проекта обучающегося МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска

План работы над проектом

 

1

Название проекта, год разработки

«Секрет происхождения римских цифр», 2021г.

2

ФИО разработчика проекта, класс

Малова Иветта Игоревна,ученица 4 «А» класса

3

ФИО руководителя проекта,должность

Дьяченко Светлана Евгеньевна,учитель начальных классов

4

Направление, в рамках которого выполнен проект:

Римские цифры в современном мире имеют большое значение.

5

Обоснование проекта

Если мы не будем знать значение римских цифр, то можно столкнуться с проблемами на уроках и в повседневной жизни.

6

Идея проекта

Убедить в необходимости умения читать и записывать римские числа. Эти знания нужны при изучении истории, так как большинство дат обозначены римскими цифрами, при чтении художественной литературы, а так же если вы планируете поездку в Европейские страны.

7

Цель проекта

Научиться читать и записывать римские цифры.

8

Задачи проекта

1.Выяснить откуда и когда произошли цифры.

2.Узнать какие цифры являются римскими.

3.Научиться читать и записывать римские цифры.

4.Использование нумерации в современном мире.

5.Сделать презентацию о римских цифрах.

6.Смастерить часы с римскими цифрам.

7.Провести анкету среди одноклассников.

9

Тип проекта:

 
 

9.1.По доминирующей деятельности

Исследовательский

 

9.2.По предметно-содержательной области

Монопредметный проект

 

9.3.По количеству участников проекта

индивидуальный

 

9.4.По широте охвата содержания

8 страниц

 

9.5.По длительности выполнения

Долгосрочный 2-3 месяца

10

Проектный продукт

Часы с римскими цифрами

11

Ресурсы,источники информации,использованные в процессе выполнения проекта

1. Учеб.пособие / физкультура.

2. Викулов А.Д. Плавание пресс.2004г.

3. Хрестоматия по физической культуре. Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И.Пономарева, В.И. Григорьева.- СПб: изд-во СПБГУЭФ,2001г.

4.http://www.russwimming.ru/data/list/olimpijskaya¬_istoria_2.html

5. http://wikipedia.org/wiki/плавание.

12

Форма представления результатов проектов(презентации)

Доклад ,презентация, продукт.

13

Уровень представления проекта

Школьный

Просмотров работы: 546