Введение
Цифра – это система символов, предназначенная для записи чисел.
Актуальность темы: Тему которую я выбрала считаю актуальной, потому что без чисел мы бы не знали сколько нам лет, в каком веке мы живем. Хоть числа и произошли очень давно, их важность в современном мире имеет большое значение.
Цель темы: Научиться читать и записывать римские цифры.
Задачи:
1.Выяснить откуда и когда произошли цифры.
2.Узнать какие цифры являются римскими.
3.Научиться читать и записывать римские цифры.
4.Использование нумерации в современном мире.
5.Сделать презентацию о римских цифрах.
6.Смастерить часы с римскими цифрам.
7.Провести анкету среди одноклассников.
Гипотеза: Если мы не будем знать значение римских цифр, то можно столкнуться с проблемами на уроках и в повседневной жизни.
Основная часть
Все наверное видели часы со странными знаками, я поинтересовалась у взрослых, что это за знаки. И тогда они объяснили что это цифры, только римские.
Оказывается, люди научились считать с давних времен. Сначала они просто различали один предмет перед ними или несколько.
Наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног.
Записывали числа поначалу совсем просто: делали зарубки на куске дерева и кости. Когда понадобилось записывать большие числа, то для пятерок и десяток стали придумывать новые знаки . Запомнить большие числа трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавляли механические приспособления. Использовали камешки, веревка с узлами, палочки с зарубками.
Римскую нумерацию придумали в Древнем Риме. Латинский язык. на котором говорили древние римляне, надолго стал международным языком ученых, писателей и врачей.
Римские цифры – это цифры, которые использовались древними римлянами в своей непозиционной системе счисления.
Непозиционная система счисления – это на каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, она везде обозначает одно и то же.
Римские цифры появились за 500 лет до н.э. у этрусков. Одна из самых популярных гипотез гласит, что этруско – римские цифры произошли от системы счета, которая использовала в место цифр штрихи – зарубки.
Таким образом цифра «I» - это насечка. Каждую пятую насечку обозначали скосом «V» , а десятую перечеркивали «X».
Постепенно зарубки превратились в графические символы I,V,X и приобрели самостоятельность.
Другая теория принадлежит Альфреду Куперу, который предложил рассмотреть римскую систему счета с точки зрения физиологи.
Купер считал, что I, II,III,IIII это графическое представление пальцев правой руки, которые выкидывал торговец, когда назначал цену.
V – это оставленный большой палец.
X – это соединенные основаниями две ладошки.
В римской нумерации 7 цифр:
1 -I
5-V
10-X
50-L
100-C
500 – D
1000 – M
Можно запомнить так:
Mы DаримCочные Lимоны, XватитVсем Iх.
Число 2 римскими цифрами записывается II.
Число 3 –III.
Цифру 4 когда то записывали четырьмя палочками, но потом поняли что это не удобно.
Запрет на четвертое использование одной и той же цифры подряд стал появляться в XIX веке.Потому в старинных текстах можно увидеть варианты :
IIIIи VIIIIвместо V и IX
IIIIIили XXXXXXвместо Vи LX
Остатки этого написания можно увидеть на часах, где четыре отмечается именно с помощью четырех единиц.
Также в Средневековье появилась новая римская цифра ноль – который обозначался буквойN, 0=N.
Удобнее писать IV (единицу слева как бы вычесть из пяти). А если единица стоит справа,то ее нужно прибавить VI – число 6.
Далее идет VII (прибавляем к 5 две единицы) – получилось число 7.
Потом VIII(прибавляем 3 единицы) получается число 8. Прибавлять больше нельзя, четыре палочки не пишут.
Для числа 9 запись будет IXт.е. единица слева от 10 значит опять вычесть. Если единица справа. то прибавить XI – 11.
Для правильной записи больших чисел римскими цифрами, необходимо записывать сначала число тысяч, сотен, десятков, единиц:
MCXI – 1111 (1000+100+10+1).
Теперь можно записать римскими цифрами день, месяц и год нашего рождения.
Иветта – 10.07.2011 X/III – MMXI
Римскими цифрами пользовались очень долго. И до сих пор римскими цифрами обозначают :
1.Даты на монументах.
2.Время на часах.
3.Номера томов в многотомных книгах.
4.Страницы книжных предисловий.
5.Важные события ( II – мировая война, XXII – зимняя Олимпиада).
6.Номера века или тысячелетия (XIX век, II тысячелетие до н.э.).
7.Порядковый номер монарха ( ПетрI, Екатерина II ).
8.Спряжение глаголов.
9.Группа крови.
Практическая работа
В ходе своей работы я решила смастерить часы с римскими цифрами и провести анкету среди одноклассников.
Для часов мне понадобилось:
1.Картон
2.Цветная бумага
3.Тесьма
4.Ножницы,клей ПВА.
Из картона и цветной бумаги я вырезала два одинаковых круга. Цветную бумагу наклеила на картон, получился циферблат. Тесьму нарезала на одинаковые размеров полоски, из полосок сделала римские цифры и стрелки, наклеила на циферблат. Вот такие у меня получились часы.
Анкета:
1.Знакомы ли вы с римскими цифрами.
2.Есть ли у вас или у ваших родственников, предметы с римскими цифрами.
3.Решить примеры:
III+V= III+VI=
II+ X= XX+I=
IV+II= II+II=
Обработав анкету, результаты были таковы:
1.Все одноклассники знакомы с римскими цифрами, т.к. во втором классе мы изучали тему « Римские цифры» по математике.
2.Почти в каждом доме есть предметы с римскими цифрами (часы, книги, календари, четверти в школьном дневнике).
3.С примерами справились все одноклассники.
Заключение
В ходе работы над этим проектом я узнали, откуда взялись цифры, познакомилась с римскими цифрами, научилась записывать некоторые числа. Я убедились в необходимости умения читать и записывать римские числа. Эти знания нужны при изучении истории, так как большинство дат обозначены римскими цифрами, при чтении художественной литературы, а так же если вы планируете поездку в Европейские страны, то эти знания вам точно пригодятся.
Цифры живут на различных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблате часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине, и в телефоне,
И на машине, и на вагоне,
Цифры – повсюду,
Цифры – кругом.
Мы их поищем –и быстро найдем!
Список литературы
1.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк.» - М.: Просвещение ,1989.
2.Рыбников К. А. История математики. М., 1994.
3.Депман И.Я. Мир чисел: рассказы о математике: Дет. Лит, 1982 .
4.Интернет-источник: статья из Википедии «Римские цифры» .
5.http://images.yandex.ru .
6.https://kopilkaurokov.ru/matematika.
Приложение
Паспорт проекта обучающегося МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска
№ |
План работы над проектом |
|
1 |
Название проекта, год разработки |
«Секрет происхождения римских цифр», 2021г. |
2 |
ФИО разработчика проекта, класс |
Малова Иветта Игоревна,ученица 4 «А» класса |
3 |
ФИО руководителя проекта,должность |
Дьяченко Светлана Евгеньевна,учитель начальных классов |
4 |
Направление, в рамках которого выполнен проект: |
Римские цифры в современном мире имеют большое значение. |
5 |
Обоснование проекта |
Если мы не будем знать значение римских цифр, то можно столкнуться с проблемами на уроках и в повседневной жизни. |
6 |
Идея проекта |
Убедить в необходимости умения читать и записывать римские числа. Эти знания нужны при изучении истории, так как большинство дат обозначены римскими цифрами, при чтении художественной литературы, а так же если вы планируете поездку в Европейские страны. |
7 |
Цель проекта |
Научиться читать и записывать римские цифры. |
8 |
Задачи проекта |
1.Выяснить откуда и когда произошли цифры. 2.Узнать какие цифры являются римскими. 3.Научиться читать и записывать римские цифры. 4.Использование нумерации в современном мире. 5.Сделать презентацию о римских цифрах. 6.Смастерить часы с римскими цифрам. 7.Провести анкету среди одноклассников. |
9 |
Тип проекта: |
|
9.1.По доминирующей деятельности |
Исследовательский |
|
9.2.По предметно-содержательной области |
Монопредметный проект |
|
9.3.По количеству участников проекта |
индивидуальный |
|
9.4.По широте охвата содержания |
8 страниц |
|
9.5.По длительности выполнения |
Долгосрочный 2-3 месяца |
|
10 |
Проектный продукт |
Часы с римскими цифрами |
11 |
Ресурсы,источники информации,использованные в процессе выполнения проекта |
1. Учеб.пособие / физкультура. 2. Викулов А.Д. Плавание пресс.2004г. 3. Хрестоматия по физической культуре. Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И.Пономарева, В.И. Григорьева.- СПб: изд-во СПБГУЭФ,2001г. 4.http://www.russwimming.ru/data/list/olimpijskaya¬_istoria_2.html 5. http://wikipedia.org/wiki/плавание. |
12 |
Форма представления результатов проектов(презентации) |
Доклад ,презентация, продукт. |
13 |
Уровень представления проекта |
Школьный |