Мой город в числах и задачах

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой город в числах и задачах

Палкин М.К. 1
1МБОУ "СОШ №11" г.Чита
Нуштаева О.В. 1
1МБОУ "СОШ №11" г.Чита
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.

Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные, прежде всего, ему самому. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.

Введение.

Я очень люблю свой город, в котором родился и вырос. Стараюсь больше узнать о его истории и о людях, которые в нем живут.

Проблема. Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, ее географическим положением и культурой?

Новизна работы: Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял познавать историю своего города средствами математики, нет.

Объект исследования: Текстовые задачи.

Предмет исследования: Текстовые математические задачи краеведческой направленности.

Цель. Изучение текстовых задач для установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека, историей, географией и другими учебными дисциплинами.

Задачи.

Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;

Рассмотреть виды текстовых задач и правила их составления;

Разработать памятку для составления текстовых задач;

Изучить историю возникновения города Читы, его внешний вид и географическое положение;

Составить банк текстовых задач с использованием исторических и географических сведений о городе Чите.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ исторической литературы и интернет источников; эксперименты по запоминанию фактов и дат; изучение и обобщение опыта составления задач.

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, фотографирование.

Гипотеза. Составление и решение авторских задач способствует формированию умения решать текстовые задачи, интереса к изучению истории своего края.

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках математики.

Теоретическая часть

Роль математики в нашей жизни

Как известно, история содержит много событий, дат, которые нужно знать и помнить. Я думаю, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо очень хорошо знать основы такой науки, как математика.

Как гордо звучит – «Математика - Царица Наук!», эти слова принадлежат великому немецкому математику Карлу Фридриху Гауссу, жившему в 1777 году. На самом деле, в цифрах можно считать всё. А в остальных науках, всегда, обязательно требуется вычисление – неважно чего, важно, что именно математическое исчисление лежит в основе всех наук. Мы все стараемся посчитать – сколько ступенек нам следует пройти, чтобы забраться наверх, сколько облаков плывет по небу, сколько соли положить в суп, чтобы он был не пересолен.… Этому всему начало дает МАТЕМАТИКА.

Как же можно применить математические знания к истории родного города? Сделать это можно, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты.

Таким образом, я сделал вывод: что в настоящее время возрастает потребность в получении и углублении математических знаний, умение решать задачи является одним из способов получения математических знаний.

Алгоритм составления задач на основе краеведческого материала

А знаете ли вы, что площадь города Читы — 534 км2 . Это больше площади таких стран, как Андорра, Сейшельские острова, Палау, Мальта или Гренада?

Что Казанский собор — главный православный храм Читы. Он строился в новейшее время, а освящен был в 2004 году. В его архитектуре прослеживаются черты, характерные для церквей Владимира или Суздаля. Пятиглавый собор с шатровой колокольней изящен и величественен. Центральный купол церкви, весящий 25 тонн, возвышается на 47 метров, а на звоннице установлено 13 колоколов разной величины.

А так же, что самое старое здание города – памятник деревянного зодчества федерального значения, возведено в 1776 году, когда на месте нынешней Читы находился небольшой острог, где отбывали ссылку декабристы. Богослужения в Михайло-Архангельском храме совершались полтора века.

Все это и многое другое я узнал, собирая информацию, разные интересные факты и сведения, выписывая важные исторические даты. Я, очень много узнал о своем городе и готов рассказать об этом вам…

Но способ я придумал необычный. Новая информация всегда рождает новые вопросы. Так случилось и со мной.

Чтобы найти ответ, я сам попробовал составить и решить задачи, использую уже известные мне факты.

Для быстрого и качественного составления текстовых задач была составлена памятка, используя которую каждый учащийся может составлять текстовые задачи на краеведческом материале. (Приложение 1)

Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.

Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения

Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

Правильное оформление задачи:

наличие исторической справки;

корректность формулировки условия;

наличие подробного решения;

подготовка иллюстраций, соответствующих историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Таким образом, я сделал вывод: что составляя задачи, я оказываюсь в роли не только ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой необходимо найти сюжет и содержание, интересные, прежде всего мне самому. Придумывая собственную задачу, удается глубже вникнуть в ее математическую суть, проанализировать и сравнить известные типы задач и пополнить свой математический опыт.

Практическая часть

«Знакомство с проектом» - мини- презентация для одноклассников (Приложение 4)

На следующем этапе мной была создана небольшая презентация «Знакомство с проектом» и продемонстрирована своим одноклассникам на уроке математики 10.11.2021 года. Я собрал соответствующую информацию, обработал, и подготовил задачи с иллюстрациями по темам «Дворец Шумовых», и «"Цесаревич Николай на Забайкальской земле".»

Целью этого было привлечь внимание учеников 6 класса к работе по проекту, а также апробировать решение задач на одноклассниках. Как показывает практика, вычислительные навыки вызывают затруднения у многих учащихся. Задачи, содержащие краеведческий материал – это хорошие примеры практических задач, позволяющие показать, как математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. При этом возникает желание решать такие задачи, а значит готовиться к ГИА и дальнейшей «взрослой жизни».

Подводя итоги мини-презентации, можно сделать вывод: что ребята узнали новые, интересные факты о нашем городе, в котором они живут и учатся. Так же, ученики с удовольствием решили несколько задач, которые были заранее составлены и подготовлены мной, а так же оставили отзыв о моем проекте, ответив на вопросы анкеты.

Анализ анкетирования учащихся МБОУ «СОШ №11»

А хорошо ли знают свой город мои одноклассники, интересуются ли его историей? Мною было проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов нашей школы (23 человека), целью которого было определение степени осведомленности ребят об истории своего города и интересно ли им решать предложенные задачи о нашем городе. После обработки данных мною были получены следующие результаты: (Приложение 2,3)

1. 19 человек из опрошенных считают, что хорошо знают свой город. Здесь сыграла свою роль работа в Юнармейском классе по краеведению.

2. 20 человек интересуются историей города, но 3 человека не проявляют к этому интерес.

3. Все считают, что легче решать задачи, если их составлять самим (23 человек).

4. Анкетирование показало, что большинство опрошенных (17 человек) с интересом решают задачи о нашем городе, к сожалению, остальным это не интересно.

Данное анкетирование позволяет сделать следующий вывод: на сегодняшний день интерес к истории нашего города имеется, но не все знают его историю. Своим проектом я хочу доказать, что в процессе составления авторских краеведческих задач можно овладеть знаниями по математике более непринужденно и легко, а также получить дополнительные сведения о развитии города, его истории, о том, что город делает для моего поколения.

Но целью моей работы является не только знакомство с городом, главное это составление задач на основе найденных мною данных, содержащих интересные цифры. Именно поэтому, самое интересное, я припас для своего сборника.

Таким образом, я заметил, что разные даты и числа в истории и архитектуре лучше запомнятся, если с ними составлять задачи. Ведь такие задачи стараешься решить побыстрее, чтобы узнать новое о своем родном крае.

Заключение

Составление задач на основе найденных мною исторических справок и фактов оказалось для меня делом очень не простым, но интереснейшим.

Цель моей работы заключалась в том, чтобы научиться составлять и решать текстовые задачи, установив взаимосвязь математики с историей.

Для достижения указанной цели передо мной стоял ряд задач, при решении которых я:

Изучил историю возникновения моего города и собрал данные о Чите для составления задач. Я пришел к следующему выводу, что мой город обладает огромным историческим наследием. Почти вся информация содержит даты и интересные цифры;

Разработал памятку для составления задач, сделав вывод: что составляя задачи, я оказываюсь в роли не только ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой необходимо найти сюжет и содержание, интересные, прежде всего мне самому.

Результатом и основной составляющей проекта становится сборник авторских задач по математике о городе Чите для 6 класса (приложение 5). В сборник вошли 20 задач о нашем городе. Красивые иллюстрации, придуманные и оформленные в едином стиле, вызывают неповторимое впечатления о городе Чите. Также на сборник дана рецензия учителем методистом ГМЦ г.Читы и учителем математики «МЯГ №4» – Филоновой Г.Е. (Приложение 6). Такой сборник может в дальнейшем использоваться на уроках математики.

Учитывая, что текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, пока нет, надеюсь, что «Задачник» станет интересным не только для ребят, но и для всех желающих побольше узнать о моем городе.

Таким образом, задачи решены в полном объеме. Достигнута и основная цель проекта: я стал прекрасно решать математические задачи!

Также, в результате проведенной работы, подтвердилась наша гипотеза: знание истории родного края поможет в развитии умений решать математические задачи и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширят знания об истории родного города.

Список литературы:

Энциклопедия Забайкалья : Чита , гл. ред. А. Д. Михалев. — Новосибирск : Наука, 2014. 

Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика 6 класс. Издательство «Просвещение», 2016 г.

Источник материала: KAKRAS.RU: mer.kakras.ru 

Режим доступа: http://www.makuha.ru/tehno/109-rusmera.htm

Гениатулин Р.Ф. © Энциклопедия Забайкалья, Новосибирск: «Наука», 2009г.

Режим доступа: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=5112 

Редакция "Чита.Ру". «Краткая история Читы – забайкальский путь от острога до наших дней». 2018г.

Режим доступа: https://www.chita.ru/articles/116030/ «Краткая история Читы – забайкальский путь от острога до наших дней»

Приложение 1

Памятка

«Как составить задачи на краеведческом материале»

1. Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.

2. Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к оной из следующих тем:

Действие с натуральными числами

Единицы измерения длины, площади (величины)

Деление и умножение многозначных чисел

Решение задач на движение

3. Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия.

4. Правильное оформление задачи:

наличие исторической справки;

корректность формулировки условия;

наличие подробного решения;

подготовка иллюстраций, соответствующих историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Приложение 2

Анкета

Я, Палкин Михаил, ученик 6 «Д», составляю сборник авторских задач по математике на тему «Мой город в числах и задачах», с использованием фактов и данных о городе Чита. Я хочу узнать: - «Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины». Прошу Вас ответить на вопросы анкеты через Google Форму https://docs.google.com/forms/d/1sHKDKJq-WFSVyeq0fNQkBgqzr1-s5E1Qf2m_1__RqeQ/edit

Заранее благодарю за участие в проекте. Михаил

Приложение 3

Результаты анкетирования.

Приложение 4

Текст мини – презентации, созданной для представления одноклассникам проектно-исследовательской работы «Мой город в числах и задачах»

Палкин Михаил 6д класс

(Презентация состоялась 9 ноября 2021 года)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с моей работой по созданию проекта «Мой город в числах и задачах». Как видно из названия, речь в моем проекте пойдет именно о городе Чите.

А знаете ли вы, что площадь Читы — 534 квадратных километра. Это больше площади таких стран, как Андорра, Сейшельские острова, Палау, Мальта или Гренада?

Что Казанский собор — главный православный храм Читы. Он строился в новейшее время, а освящен был в 2004 году. В его архитектуре прослеживаются черты, характерные для церквей Владимира или Суздаля. Пятиглавый собор с шатровой колокольней изящен и величественен. Центральный купол церкви, весящий 25 тонн, возвышается на 47 метров, а на звоннице установлено 13 колоколов разной величины.

А так же, что самое старое здание города – памятник деревянного зодчества федерального значения, возведено в 1776 году, когда на месте нынешней Читы находился небольшой острог, где отбывали ссылку декабристы. Богослужения в Михайло-Архангельском храме совершались полтора века.

Все это и многое другое я узнал, собирая информацию, разные интересные факты и сведения, выписывая важные исторические даты. Это оказалось очень интересным. Я, очень много узнал о своем городе и готов рассказать об этом вам…

Но способ я придумал необычный. Новая информация всегда рождает новые вопросы. Так случилось и со мной. Мне стало интересно узнать, например: какова была длина Забайкальской железной дороги в 1900 году, а ее ширина? А чему равна протяженность рек Чита и Ингода в пределах города? А сколько учеников занималось в Читинской мужской гимназии в 1891 году и сколько обучалось в гимназии в 1915? Сколько всего хранится экспонатов в фондах нашего музея им. Кузнецова? Эти вопросы рождались у меня бесконечно.

Чтобы найти ответ, я сам попробовал составить и решить задачи, использую уже известные мне факты.

Чтобы найти ответ, я сам попробовал составить и решить задачи, используя уже известные мне факты. Хочу представить вам одну задачу на тему: «Дворец Шумовых».

Я узнал, что Особняк Шумовых – это уникальное для Читы строение. Это обуславливается в первую очередь тем, что это сооружение выполнено в несвойственном для провинции дворцовом стиле. Уникальный памятник архитектуры «Дом купцов Шумовых» или просто «Дворец Шумовых». Заказчиками строительства этого прекрасного дома были братья золотопромышленники и меценаты Константин и Алексей Шумовы.  Стоит отметить то, что проект этого дворца, придуманный архитектором Мосашвили, в далеком 1912 году получил гран-при на «Всемирной Парижской выставке.

Имя Шумовых гремело в крае в начале ХХ века. Золотопромышленники братья Шумовы по праву входили в "золотой (в самом хорошем смысле слова) фонд" Забайкальской области. Потом их попытались на десятилетия придать забвению. Наконец, уже в 90-е годы ХХ века читинские краеведы шаг за шагом стали восстанавливать биографии этих людей, этого рода. 

На основе этого факта я составил задачу.

Демонстрация задачи на экране

И теперь данная задача очень легко решается.

Ребята, своим проектом я хочу доказать, что: составляя авторские задачи я не только освою математическую программу, но также смогу получить дополнительные сведения о развитии города, его истории.

Целью моей работы является не только знакомство с городом, главное, это составление задач на основе найденных мною данных. Именно поэтому, самое интересное, я припас для своего сборника.

Демонстрация сборника задач

Ребята, сейчас я прошу вас попробовать решить несколько задач из моего сборника, и оставить отзыв о моем проекте, ответив на вопросы анкеты.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Приложение 5

Сборник авторских задач по математике для 6 класса с использованием фактов и данных о городе Чите.

Приложение 6

Просмотров работы: 1449