История МБОУ СОШ №6 города Верхнего Уфалея в задачах по математике

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История МБОУ СОШ №6 города Верхнего Уфалея в задачах по математике

Коврова Б.И. 1
1МБОУ " Сош №6"
Терех М.А. 1
1МБОУ " Сош №6"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

95-летию школы посвящается…

95 лет по меркам человеческой жизни – существенный период. Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Здесь он находит настоящих друзей. Здесь он впервые сталкивается с трудностями и радуется своим первым победам. Школа надолго останется в душе каждого ученика. Она не только хранилище знаний и культуры, она остается островом веры, надежды, любви и мудрости, вторым домом для педагогов и для нас, школьников.

Актуальность практического проекта

Актуальность исследовательской работы связана, в первую очередь, со знаменательной датой - в ноябре 2021 года нашей школе исполнится 95 лет. Во-вторых, у многих школьников возникают проблемы, когда необходимо решить текстовые задачи по математике. Узнавать что-то из истории, решая задачи, это увлекательно, ведь решить математическую задачу и получить ответ на вопрос интереснее, чем просто узнать какой-то факт.

Цель проекта:

• создать сборник «История МБОУ «СОШ №6» в задачах по математике» с использованием исторических сведений о МБОУ СОШ №6 города Верхнего Уфалея.

Задачи проекта:

изучить исторические архивы, фотодокументы МБОУ «СОШ №6»;

изучить виды текстовых задач, методы и приемы их составления и решения;

составить текстовые задачи на основе исторических фактов и данных о родной школе;

составить и апробировать сборник на уроках математики в 3-х классах МБОУ СОШ №6.

составить презентацию, содержащую основные факты истории МБОУ «СОШ №6» и текстовые задачи, опирающиеся на исторические данные.

Объект исследования: девяностопятилетняя история школы, методы составления и решения текстовых задач.

Предмет исследования: математические задачи.

Методы исследования:

1.Обобщение информации об истории родной школы, используя ресурсы школьного архива, информацию на школьном сайте, другие интернет - источники.

2.Беседы с учителями, выпускниками, обучающимися МБОУ СОШ №6.

3.Анализ текстовых задач за курс начальной школы.

Гипотеза:

Составление и решение авторских задач помогают больше узнать о родной школе и улучшить результаты в решении текстовых задач.

Предполагаемый продукт:

Авторский сборник задач, составленный на базе исторического материала.

Практическая значимость:

Практическая значимость сборника заключается в том, что разработанные дидактические материалы могут быть использованы учителями на уроках математики, во внеурочной деятельности, при проведении предметных недель, на уроках окружающего мира по темам краеведения, на классных часах, общешкольных мероприятиях.

Ход исследования:

1 этап. Сбор фактических данных о школе для составления задач, посещение школьной библиотеки, школьного архива, беседы с учителями, сотрудниками школы.

2 этап. Изучение особенностей построения математических задач на основе готовых математических сборников, справочников, учебников по математике за курс начальной школы.

3 этап. Процесс составления задач.

4 этап. Обобщение полученных результатов, оформление задач в электронном виде с иллюстрациями.

5 этап. Проверка и оценка авторских задач.

6 этап. Создание печатного сборника «История МБОУ СОШ №6 в задачах по математике».

7 этап. Апробация материала в 3-х классах МБОУ СОШ №6.

8 этап. Презентация работы на городской научно-практической конференции.

1 Теоретическая часть

Классификация задач.

В зависимости от того, описывается в задаче жизненная ситуация или нет, математические задачи делятся на сюжетные (текстовые) и бессюжетные, стандартные и нестандартные.

Текстовые задачи, в зависимости от того, во сколько действий решаются, бывают простыми и составными. Простые задачи решаются в одно действие, а составные в два и более действий.

Простые задачи можно классифицировать в зависимости от действий, с помощью которых они решаются. Простые задачи, решаемые:

сложением (задачи на нахождение суммы, задачи на увеличение числа на несколько единиц, задачи на нахождение уменьшаемого);

вычитанием (задачи на уменьшение числа на несколько единиц, задачи на нахождение неизвестного слагаемого, задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, задачи на разностное сравнение);

умножением (задачи на увеличение числа в несколько раз, задачи на нахождение произведения, задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого);

делением (задачи на уменьшение числа в несколько раз, задачи на деление на равные части, задачи на кратное сравнение, задачи на нахождение неизвестного делителя).

Простые текстовые задачи можно классифицировать в зависимости от понятий, формируемых при их решении, на задачи:

раскрывающие смысл арифметических действий;

раскрывающие взаимосвязь между результатом и компонентами арифметических действий;

нахождения отношения больше на / в, меньше на / в (разностное / кратное сравнение).

Провести классификацию составных задач намного сложнее, т.к. нет единого основания, при котором задачу можно было бы отнести только к одной из групп в пределах одной классификации.

Если проанализировать раздел «Решение текстовых задач» программ по математике для 1-4 классов, то текстовые задачи можно классифицировать на задачи:

с пропорциональными величинами (движение (скорость, время, расстояние); работа (производительность, время, объем работы); стоимость (цена, количество, стоимость); расход материала (расход на 1 предмет, количество предметов, общий расход); сбор урожая (урожайность, масса урожая, площадь участка) и т.п.);

-       задачи на нахождение четвертого пропорционального;

-       на пропорциональное деление;

-       на нахождение неизвестных по двум разностям;

задачи логического и комбинаторного характера;

на нахождение доли целого и целого по его доли.

Если рассмотреть раздел «Геометрические величины», то к представленной выше классификации можно добавить задачи:

с геометрическими величинами (длины сторон геометрической фигуры, периметр многоугольника, площадь квадрата, прямоугольника);

на соотношение единиц длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год).

Простые и составные текстовые задачи в зависимости от описываемого в них сюжета можно классифицировать на:

нахождение массы;

куплю-продажу;

измерение длины, расстояния;

нахождение периметра, площади;

сбор урожая;

расход материала;

движение по суше или по воде;

работу или совместную работу;

с единицами времени и т.п.

Описываемые в задачах сюжеты достаточно разнообразны, поэтому приведенная классификация может и не учитывать всех вариантов.

Классификация задач в зависимости от соответствия числа данных и искомых:

определенные – данных необходимое и достаточное количество для получения искомых;

задачи с альтернативным условием – данных столько, что они допускают несколько вариантов искомых;

неопределенные (с недостающими данными) – данных недостаточное количество для получения искомых;

переопределенные задачи (задачами с избыточными данными) – данных больше необходимого, поэтому они не все используются для получения искомых.

Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Некоторые виды нестандартных математических задач, которые рассматриваются в начальном курсе математики:

1 Логические задачи (которые рассматриваются в курсе математической логики) сложно разграничить с текстовыми задачами, решаемыми логическим методом, так как большинство из них можно отнести и к тем и к другим.Под логическими задачами будем понимать такие задачи, для решения которых, как правило, не требуется выполнение вычислений, а используются лишь логические рассуждения.

2 Геометрические задачи: геометрические головоломки, геометрия в пространстве, геометрия на клетчатой бумаге. Это такие задачи, решение которых базируется на основных понятиях планиметрии, свойствах плоских фигур и логических рассуждениях, либо практических действиях.

3 Нестандартные арифметические задачи – это текстовые задачи, в которых требуется найти значение некоторой величины с помощью арифметических действий над числами и для которых в курсе математики начальной школы нет общих правил и положений, определяющих решение. Е.Е. Останина выделяет виды таких задач по способам или приемам которые помогают решить такие задачи: построение рисунка или чертежа, введение вспомогательного элемента (части), использование способа подбора, переформулировка задачи, для того чтобы она стала знакомой и понятной, разделение на части условия или вопроса задачи и решение задачи по частям, решение задачи начиная «с конца» [2].

4. Комбинаторные задачи - это задачи, требующие осуществления перебора всех возможных вариантов или подсчета их числа. Выделяют комбинаторные задачи на правило суммы, правило произведения и виды комбинаций: сочетания, размещения, перестановки.

5. Простейшие задачи вероятностного содержания. Можно выделить четыре типа задач вероятностного содержания для учащихся начальной школы. Первый тип заданий – на классификацию событий, второй типа - об исходах в испытаниях, задачи третьего типа - сравнение вероятности появления события, задачи четвертого типа – на определение вероятности события (относительной частоты события). Задачи четвертого типа имеют знак *, обозначающий задачи повышенной сложности, необязательные для решения всеми учащимися.

1.2.Общая структура процесса решения текстовых задач

При изучении математики одна из самых трудных тем – это решение задач, особенно, когда задачи задают на дом. Часто, встретившись с задачей, теряешься и не знаешь, как к ней подступиться.

Процесс решения задачи - это процесс, начинающийся с момента прочтения задачи до момента полного завершения её решения.

Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в тексте.

Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие, т.е. ту часть, где содержатся сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование (т.е. указание на то, что нужно найти). Например:

1. «Поставь знаки >,<,=, чтобы получились верные записи: 3…5, 8…4. » Условие задачи – числа 3 и 5, 8 и 4. Требование – сравнить эти числа.

2. «Реши уравнение: х+4=9». В условии дано уравнение. Требование – решить его, т.е. подставить вместо х такое число, чтобы получилось истинное равенство.

Для выполнения каждого требования применяется определенный метод или способ действия, в зависимости от которого выделяют различные виды математических задач: на построение, доказательство, преобразование, комбинаторные, текстовые и т.д.

Текстовая задача - это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.

Решить задачу – это значит объяснить (рассказать), какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать.

Записать решение задачи – значит с помощью цифр и знаков действий показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить вычисления и дать ответ на вопрос задачи.

Приведённая схема процесса решения задачи является примерной. При фактическом решении указанные в ней этапы обычно не отделены друг от друга, а переплетаются между собой. В процессе анализа задачи обычно производится и поиск решения. Порядок этапов также может меняться.

Из указанных восьми этапов пять являются обязательными, и они имеются в процессе решения любой, даже не текстовой задачи.

Это этапы:

1.анализ задачи;

2.поиск способа её решения;

3.осуществление решения;

4.проверка решения;

5.формулировка ответа.

Остальные три этапа (схематическая запись задачи, исследование задачи и заключительный - анализ решения) являются необязательными и в процессе решения многих задач не выполняются.

1.3. Составление задач на историческом материале

Для того чтобы составить задачу на историческом материале, необходимо изучить те факты, которые будут использоваться при её составлении. Далее нужно выделить в этих фактах математическое содержание и определить, какого типа задача будет составляться. После чего устанавливается зависимость между числами. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответь на вопрос, поставленный в задаче.

Алгоритм составления задачи на историческом материале:

-сбор фактических данных;

-историческая справка;

-выбор математического содержания и типа задачи;

-установление зависимости между числами;

-составление условия задачи, ее решение и оформление (название задачи, иллюстрация).

Вывод: я изучила алгоритм решения текстовых задач и алгоритм составления задачи, которые мне помогут составить задачи, используя историю моей школы.

1.3. История «МБОУ СОШ №6»

        В периоды, когда общественное мнение вдруг с особым интересом обращается к школе, к проблемам воспитания.  Такой  повышенный интерес отмечался и после событий октября 1917 года. Коренные изменения всех сфер жизни общества не могли обойти народного образования.        Именно в этой ситуации,  в этот момент и появляется в Уфалее  новая,  первая за годы советской власти, начальная школа № 15. Она открыла свои двери для учеников и главной своей задачей стала ликвидация неграмотности. Школа была маленькой, деревянной, больше похожей на одноэтажный барак, на  берегу Уфалейки. Остро стоял вопрос обеспечения учащихся учебными принадлежностями, в том числе букварями. Однако школа работала, выполняя решения ЦК ВКП (б) о школе и добилась присвоения  ей имени русского писателя АМ Горького. Сейчас трудно сказать,  как иногда это произошло (сведений об этом событии не сохранилось), но к 1 сентября  1931г.,  когда  в школу пришёл новый заведующий школой - Уткин Дмитрий Васильевич, она уже носила имя Горького А.М. Новый заведующий вдохнул в жизнь школы много свежего, новаторского, отдал ей часть своей души.        Политехнизация школы включала в себя сочетание учебной работы с ознакомлением с основами производства. Начальная школа № 15 заключает договор с доменным цехом Никелевого комбината: учащиеся устанавливают над рабочими культурное шефство, а те, в свою очередь, разрабатывают программу производственного обучения на базе мастерских.
        Но основным в работе школы оставалось поднять качество учебы к сознательной дисциплины. Для решения этих задач в школе было организовано 15 ударных бригад в количестве 134 человек, из которых 85 лучших ударников были прикреплены к отстающим, с которыми велась плановая работа под руководством педагогов.
        Для искоренения всех недостатков в учебе были предприняты и следующие меры: фамилии лучших учеников вывешивали на доску; если ученик грязно пишет, то его фамилию вывешивали в "списке грязнуль". Организовывались соц.соревнования, между учащимися заключались соц.договоры, а преподаватели на каждый квартал давали самообязательства по подтягиванию отстающих через дополнительные занятия. Какой же была школа в 30-е г. ?
        Занятия начинались в 8.30 и предусматривалось не более 32 (по 45 мин.) уроков в декаду. Между уроками - 10 мин. перерыв, обеденный перерыв - 30 мин. В "Уфалейском рабочем" за 1933 г. отмечается, что "горячие завтраки в школах низкой питательности, обычно суп с капустой или крупой и каша. Мясных и сладких блюд почти не бывает (1-3 блюда в 2 месяца). Не имеется в достаточном количестве чашек и ложек. Бывают случаи, когда в суп попадает мусор".

        Запрещалось сдваивать уроки и отмена перемен. Занятия в школе должны были заканчиваться не позднее 6. часов вечера (при двухсменке). На домашнее задание школьники должны были расходовать не более 30-45 мин. В выходные дни категорически запрещались какие-либо занятия, заседания, собрания, экскурсии, только прогулки и занятия спортом.
        Очень широко в школе была поставлена и воспитательная работа: между учащимися были распределены обязанности:
санитарные бригады, хозяйственные, культурные, учебно -производственные. Работали кружки: рукодельный, переплетный, моделистов, музыкальный, физкультурный. Каждый школьник мог иметь не более одной выборной нагрузки (но и не менее), а детские собрания и заседания должны были проходить в живой форме, доступной и занимательной для детей и не превышать 30 минут.        В 30-е годы начальная школа №15 переезжает в новое здание на углу улиц Ленина и Уфалейская, но и этого помещения вскоре  становится мало, Дмитрий Васильевич вместе с учениками и их родителями начинают её расширять, пристраивая второй (каменный) этаж.
        В 1940 г. Д.В.Уткин был переведен на должность зав. Уфалейским РОНО, а на его место была назначена учительница начальных классов школы - Девятова Анна Викторовна. Школа жила своей беспокойной жизнью и ничего не говорило о надвигающейся опасности.
        В апреле - мае 1941 г, в школе прошел месячник по посадке деревьев, каждый должен был посадить не менее 5 деревьев.
        20 мая начались проверочные испытания, в связи с этим в "Уфалейском рабочем" появляется статья Д.В. Уткина, уже зав. РОНО, где он осуждает методы работы нового директора: "В начальной школе (директор тов. Девятова) по утвержденному расписанию вместо 5 уроков, ежедневно дополнительно проводят по два часа вечерами занятия. 8 часов в школе и 2-3 часа домашней подготовки, устают и учащиеся и учителя..." "...наша школа №15 заканчивает учебный год и подводит итоги своей годичной работы по 1,2,3 классам. Мой класс, заканчивает учебный год к дню выборов депутата в Верховный Совет РСФСР идёт со 100 * успеваемостью" (Г.Шулятикова).
        Родители учащихся 3 "Б" класса выражали благодарность учителю с 43-летним стажем работы народным учителем за внимательное отношение и умелый подход к учащимся, за крепкие знания и отличную дисциплину. Таким учителем начальной школы №15 был Александр Николаевич Астахов.
Но были и такие статьи: "... Письменные работы - диктант 4 классов 15 школы у учительниц Бажовой, Курляндской дали значительный? плохих работ, отсюда и недостаточные знания учащихся..."
        В целом же истекший учебный год(1941) школа работала в более лучших условиях: увеличился учебный инвентарь, школа пополнилась новыми учебниками, тетрадями, стабилизировались учительские кадры.
1941 г. 22 июня. ВОИНА.
        Она перевернула всю жизнь.
        28 августа 1941 г. уходит на фронт Уткин Д.В., оставив дома жену, 9-летнего сына и дочь 4-х лет. Он попадает а артиллерийскую часть на Карельском фронте. Перед самой войной Д.Б.Уткин вступил в партию и на Фронте становится парторгом полка.
        Всю войну во главе школы стоит Девятова А.В., за что впоследствии будет награждена Орденом Ленина - одной из самых высоких наград Советского Союза. А занятия I сентября 1941 г. в школе начинаются традиционно "... с проверки явки учащихся на занятия. В школе выпущена газета "За учебу", которая призывала учащихся в дни Великой Отечественной войны учиться на отлично, с тем, чтобы успешно закончить учебный год, заниматься сбором металлолома, столь нужного стране для уничтожения ненавистного всем врага - германского фашизма".
  Перед школой была поставлена задача воспитывать детей в духе советского патриотизма, любви и преданности к большевистской партии, своей Родине, ненависти к врагу. Помимо учебы, на протяжении всей войны, учащиеся школы принимали активное участие в мероприятиях помощи фронту: организовывали сбор теплых вещей для фронтовиков (собирали носки, варежки, шерсть, сдавали свои завтраки - булочки, заранее превратив её в сухарь), помогали взрослым на производстве (подметая цеха), участвовали в уборочных работах в колхозах и в подсобных хозяйствах района, в школе 'было развернуто "...соц.соревнование - лучше овладеть знаниями, укрепить дисциплину, помогать матери - Родине быстрее разгромить врага...". Активно участвовали школьники в сборе средств на постройку танковой колонны им. 25 годовщины Октября, посылали на Фронт посылки от класса, устраивали концерты в госпитале, - расположившемся в здании нынешней с/шк № 2.
        За  годы войны школа не пополнялась учебными пособиями, тетрадями. Война принесла только горе, лишения, потери. У многих учащихся отцы не вернулись с фронта, они вынуждены были пропускать занятия, помогая матери по хозяйству. Не вернулся с фронта и Д.В.Уткин. Он был убит сколком снаряда. 21 августа 1944 г. погиб капитан, кавалер ордена Красной Звезды, парторг полка - Уткин Д.В. схоронен в г.Мадона Латвийской ССР.
        Пока трудно сказать, когда начальная школа № 15 получает статус неполной (семилетней) средней школы И' 2 (видимо, в годы войны), но вот в "Уфалейском рабочем" за 4 юля 1946 года  она уже упоминается  как нсш №2. Речь идет о подготовке школы к новому, первому послевоенному году: "Благородный пример, заслуживающий всяческой поддержки, коллектива Уфалейского литейно-механичесного   завода (директор тов.Лейбензон) который, шефствуя над неполной ср.школой № 2, вместе с директором школы т.Поповой, производит необходимый ремонт школы и готовит её к новому учебному году". И учебный год начинается празднично, линейки, где директор поздравляет учащихся с наступившим 1946-47 учебным годом, призывая ребят "быть такими дисциплинированными, какими являются отцы, братья и сестры, отстоявшие независимость своей Родины, бороться за владения знаниями так, как ведут борьбу сов. люди за выполнение 4-й сталинской пятилетки". Начинались школьные будни. А война оставила и такую память: "За доблестный руд в ГОДУ войны" награждены медалями:  Анфилофьева Манефа Петровна за большую работу с классом как классный руководитель, мастер своего дела, упорно работающая над собой; Братенкова Матрена Васильевна за прекрасное знание своего предмета, хорошее владение классом и методикой, делающая большое внимание успеваемости, воспитанию и привитию культуры.
        Мирная жизнь чувствовалась повсюду: упорная учеба сочеталась с активным отдыхом: проводились городские спартакиады, смотры худ. самодеятельности, турниры шахматистов и шашистов, экскурсии в г. Челябинск и г. Свердловск, работали кружки  в домах пионеров, демонстрировались к/Ф для детей: Рядовой Александр Матросов","Красный галстук","Белеет парус одинокий"...

        Поиск, преодоление, радость побед  и горечь поражения. Первые шаги всегда невероятно трудны, результаты их порой противоречивы, но иначе и быть не может И лишь искренняя преданность своему делу, мудрость и доброта учительского сердца позволяют школе жить, развиваться.

        С 1962г. – восьмилетняя №4, с 1977 – десятилетняя №6, с 1995 - муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», с 2010г.- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»,

        Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №6»  в этом году исполняется 90 лет! За этот период своего существования у коллектива школы, как и у различных активно взаимодействующих с ней  субъектов сложились устойчивые представления о ее месте и назначении в образовательном пространстве города, как учреждения, осуществляющего целенаправленную подготовку учащихся к труду, реализующего тем самым право детей, имеющих образовательные потребности, на удовлетворяющее эти потребности качественное образование.

       Сегодня в школе работает 30 учителей, все высшей и первой категории.

Имеют звание: «Заслуженный учитель РФ» - 1 чел,

Награждены Орденом Трудовой Славы – 1 чел,

Награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ» - 2 чел,

Награждены знаком  «Отличник народного просвещения» - 6 чел,

Лауреатов премии Президента РФ за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование – 2 чел.

        Учебный процесс сегодня подчинен тому, чтобы «с огромной скоростью двигаться к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех».

        Новейшие технологии позволяют успешно осуществлять исследовательскую деятельность, внедрять технологию проектной деятельности учащихся.

        Результатом являются  выступления в научно – исследовательских конференциях на городском и областном уровнях. (Успешные!)

        Школьное радио и телевидение, программа самоуправления, фестиваль театрального искусства!

        Важно заметить – все это касается каждого – от мала до велика.

        Учащиеся  МБОУ «СОШ №6» могут быть в целом охарактеризованы как хорошо воспитанные, мотивированные на достаточно высокие учебные результаты и позитивно относящиеся к школе.

        Среди учащихся школы  победители

Российского этапа Лермонтовского конкурса военно-патриотической поэзии «Люблю Отчизну я…»  (1место)

Всероссийского конкурса, посвященный 60-летию Победы «А память нам покоя не дает…»

Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами»,

Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги»  ( медаль «Вдохновение»)

Победители  всероссийских, областных, городских предметных  олимпиад и конкурсов.

2 Практическая часть

Практическая часть нашей работы состояла из следующих пунктов.

1 Составление оригинального задачника на основе полученных знаний.

2 Апробация нашего задачника на обучающихся 3-х классов нашей школы.

Свое исследование мы начали с посещения школьной библиотеки, школьного архива, изучили материалы на школьном сайте и других интернет - источниках, собрали интересные исторические факты о нашей школе и приступили к составлению задач, пользуясь памяткой.

Изучив классификацию простых и составных задач мы решили все составленные нами задания разделить на 3 группы:

1Задачи основанные на историческом материале о жизни школы.

2 Задачи об учителях школы

3.Задачи основанные на современных фактах о школе.

4.Математический юбилейный кроссворд.

Мы постарались, чтобы все задачи были интересными, а главное, чтобы ребята, которые будут их решать не только показали свои математические способности, но и могли узнать что то новое о нашей школе.

В параллели 3-х классов был проведён классный час, посвящённый истории нашей школы. Мы приготовила презентацию о школе. Следующим шагом было работа в группах. Ребята обсуждали решения, разгадали юбилейный кроссворд.

Заключение

В процессе работы над проектом нами были изучены краеведческие материалы школьного архива, информация на школьном сайте, классификация, методы и приемы составления и решения математических задач. Всё это в целом, способствовало тому, что нами были составлены математические задачи, содержание которых отражает историю родной школы.

Задачи, содержащие краеведческий материал - это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. При этом возникает желание решать такие задачи. Кроме этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований.

Мы считаем, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.

Таким образом, знание истории школы поможет в развитии умений решения задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач, расширят наши знания об истории родной школы и каждый из нас захочет более глубоко изучить прошлое и настоящее родного края.

Апробация методических материалов прошла успешно во всех параллелях 3-х классов.

Решая задачи из нашего сборника, ученики не только учились находить ответы на поставленные вопросы, но и одновременно изучали историю школы.

Наша гипотеза о том, что составление и решение авторских задач помогают больше узнать о родной школе и улучшить результаты в решении текстовых задач, подтвердилась. Цели работы достигнуты.

История родной школы изучена нами старательно, но не достаточно. В дальнейшем мы планируем продолжить ее изучение, а также биографии выдающихся учителей и выпускников нашей школы.

Список литературы

1 М.И. Моро и А.М. Пышкало «Обучение математике в начальной школе» М. «Просвещение» 1996г.

2Мендыгалиева А. К. Некоторые виды нестандартных задач в начальном курсе математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 686–690. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46313.htm

3 sch6-ufaley.educhel.ru

Приложение

Задача №1

В 2021 году Средней общеобразовательной школе №6 города Верхнего Уфалея исполниться 95 лет. В каком году была основана школа?

Задача №2

В 1929 году директором школы стал Уткин Дмитрий Васильевич, а в 1940 году он был переведен для работы в РОНО, сколько лет он проработал в школе?

Задача №3

В нашей школе было организовано 15 ударных бригад в количестве 134 человек, из которых 85 лучших ударников были прикреплены к отстающим. Сколько было отстающих?

Задача №4

Занятия начинались в 8.30 утра, было 4 урока по 45 минут. Между уроками - 10 минут перемена. Во сколько заканчивались уроки?

Задача №5

В школе в 30-е года работали кружки: рукодельный, переплетный, моделистов, музыкальный, физкультурный, всего посещало 75 ребят , в каждый кружок распределили поровну ребят. Сколько ребят было в каждом кружке?

Задача №6

В кружках занималось 50 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько девочек занималось в кружках?

Задача №7

В апреле - мае 1941 г, в школе прошел месячник по посадке деревьев, каждый учащийся посадил по 5 деревьев. Всего посадили 200 саженцев. Сколько ребят участвовали в посадке?

Задача №8

В военное время учащиеся школы помогали фронтовикам. Ученики за 5 дней связали 15 пар носков, количество носков в день одинаковое. Сколько связали пар носков за 23 дня? За месяц?

Задача №9

Ученики в военное время сушили сухари для фронта, Всего они отправили 40 кг. сухарей в 8 мешках. Сколько таких мешков потребуется, для 50 кг. сухарей?

Задача №10

Школьники нашей школы принимали участие в уборочных работах в колхозе. В поле работали 152 ученика, на огороде на 25 меньше, а в саду на 88 ученика больше, чем на огороде. Сколько учеников работало всего?

Задача №11

Учащиеся трех классов собрали 264 кг металлолома. 3а собрал 94 кг, 3б на 15 кг меньше чем 3а. Сколько собрал 3в класс?

Задача №12

ЗБ класс собрал 250 кг макулатуры. Первая группа учащихся собрала 2 части, вторая 3 части, а третья -5 частей всей массы макулатуры. Сколько кг макулатуры собрала каждая группа школьников?

Задача №13

За успехи в работе Уткин Д.В. был премирован в1931 году 100 рублями, а в 1934 году в 2 раза больше. Сколько всего получил премии Уткин Д.В. в денежной сумме?

Задача №14

На ремонт школы нужно 150 банок белой и коричневой краски. По 2 банки белой и 4 коричневой для каждого класса. Сколько классов было покрашено?

Задача №15

В школьную библиотеку привезли в среду 5 пачек учебников, а в пятницу 7 пачек. Всего привезли 108 учебников. Сколько учебников в каждой пачке?

Задача №16

Музей, школа и библиотека расположены рядом. От музея до школы 700 метров, от школы до библиотеки на 400 метров меньше. Какое расстояние от музея до библиотеке? (Сделай по условию разные чертежи и реши задачи).

Задача №17

В 3б классе учатся 21 ученик ,12 мальчиков . Сколько девочек?

Задача №18

В 2020 -2021 году в школе обучается 554 ученика. Из них 246 учащиеся начальных классов. Сколько ребят обучается в старшем и среднем звене?

Задача №19

Учитель высшей квалификационной категории. «Отличник народного просвещения» Портнова Галина Ильинична в 1962 году была направлена по комсомольской путёвке на работу вожатой в школу.  С 1964 года работала учителем математики начальной школы, С 1981г. по 2006г. - в МБОУ СОШ №6.была бессменным завучем школы. Сколько всего лет Галина Ильинична посвятила школе №6? Сколько лет она работала завучем школы?

Задача №20

Зайнуллина Галина Геннадьевна- учитель начальных классов, русского языка и литературы. Была принята в среднюю школу №6 в 1975 году. Учитель высшей квалификационной категории, за свой труд была награждена Орденом Трудовой славы III степени. Галина Геннадьевна вышла на заслуженный отдых в 2014 году. Сколько лет она проработала в родной школе?

Задача №21

Веденёва Людмила Петровна учитель химии  средней школы № 6 с 1978 года и до выхода на заслуженный отдых в 2010г. школу не меняла.  «Отличник народного просвещения»,  бессменный руководитель городского методического объединения учителей химии. 

Заслуженный учитель РСФСР, участница Великой Отечественной войны Петрова Зоя Александровна работала в восьмилетней школе имени М. Горького с 1966 г. по 1971. Сколько лет жизни отдали вместе родной школе Людмила Петровна и Зоя Александровна.

Задача №22

 

Учитель начальных классов Баскова Мария Васильевна обучала ребят в школе №6 19 лет, начиная с 1956 года. В каком году Мария Васильевна вышла на пенсию?

Задания юбилейного кроссворда.

Первый директор школы.

Куда ребята нашей школы отправляли тёплые вещи и продукты во время Великой Отечественной войны?

Фестиваль, который проходит в нашей школе каждый год в апреле месяце.

Мероприятие, которое проводится каждый год в учительский праздник в нашей школе: день…

Сколько лет было нашей школе в 2016 году?

Где устраивали концерты ученики нашей школы во время Великой Отечественной войны?

Директор, который управляет школой с 1997 года.

Учитель, который с 1981г. по 2006г. - в МБОУ СОШ №6.был бессменным завучем школы.

Директор, который возглавлял школу в трудные годы Великой Отечественной войны.

Имя какого великого русского писателя носит наша школа?

Юбилейный кроссворд.

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

7

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

п

о

р

т

н

о

в

а

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

н

 

е

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

5

д

е

в

я

н

о

с

т

о

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

р

 

я

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

е

 

т

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

 

 

е

 

о

 

6

г

о

с

п

и

т

а

л

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

в

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

а

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

т

е

а

т

р

а

л

ь

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

у

т

к

и

н

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров работы: 166