ВВЕДЕНИЕ
Математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Мне повезло, что математика мне очень нравится. Однако, трудность составляют задачи, для решения которых надо применить логические рассуждения. Как же развить математические способности? В интернете я нашла массу высказываний такого характера:
- «Чтобы развить математические способности, необходимо решать задачи на сообразительность, задачи шутки, ребусы и головоломки». [6]
- «Разгадывание ребусов является отличной гимнастикой для развития интеллекта школьника». [6]
«Никакой человек еще не научился думать, читая в готовом виде записанные мысли другого человека. Научиться думать можно, лишь размышляя самостоятельно». /Михаил Еминеску/
Актуальность темы: умение решать ребусы, поможет расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад и викторин.
Цель работы – изучение правил составления и разгадывания ребусы.
Задачи проекта:
Узнать историю происхождения ребусов;
Познакомиться с различными видами ребусов;
Овладеть способами решения ребусов;
Составить свои ребусы и изучить ребусы одноклассников.
Гипотеза – решение всевозможных ребусов поможет нам развить логическое мышление.
Объект исследования – ребусы.
Предмет исследования – процесс решения и составления ребусов.
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ РЕБУС И ЕГО ВИДЫ.
История возникновения ребусов.
Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью передать в них какую-либо информацию.
Зародился ребус во Франции в XV веке и называли балаганные выступления. В XIV веке, когда забавы эти были запрещены, но ребус не исчез, он просто видоизменился. Шуточная и остроумная игра слов не убавила к себе интереса. Постепенно стали появляться нарисованные загадки, которые содержали в себе картинки, буквы, цифры – часть того, что сейчас используется в современных ребусах. Обозначения предметов не означали понятие слов разгадки, а просто были созвучны с ним. К грамматике это также не имело отношения. Например: нос, еще – носище; кот, лето – котлета и другое аналогичное. В середине XVI века во Франции юыла издана первая печатная книга ребусов.
Постепенно ребусы становились все более популярными и начали покидать пределы Франции, распространяясь по Италии, Англии, Германии. Так, например, в конце XVIII века, английским художником Томасом Бьюиком была издана Библия. Для более доступного понимания некоторые слова и даже фразы текста заменили на интересные картинки.
К середине XIX века ребусы органично вошли в повседневную жизнь людей во многих странах мира. Характерные рисунки украшали вывески на харчевнях, воротах и дверях домов.
В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. А в 1880 году стал издаваться еженедельный журнал «Ребус». Он стал очень популярным, поскольку, кроме статей по психологии, воспитанию и прочим, содержал увлекательные головоломки и шарады. К тому же за правильное решение полагались призы. К сожалению в 30- х годах XX века почти все издания журнала были уничтожены. Но этот увлекательный процесс разгадывания рисунков уже было не остановить. Появлялись новые журналы, брошюры, буклеты и руководства по разгадыванию.
Что означает слово ребус и его виды.
Слово «РЕБУС» появилось из латинской фразы "Non verbis sed rebus", что значит не словами, а при помощи вещей. Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков.
Виды ребусов:
Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете, но загадку нужно разгадать.
Ребусы «сложи и вычти» отличаются обычно тем, что значение изображения, следующего со знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
Ребус –пословицы представляют собой зашифрованную пословицу.
Математический кроссворд - в цифровых кроссвордах предлагается решить примеры или задачи, при этом результат записать в подходящие клеточки.
Судоку – головоломка с числами.
Крипторифмы - это математический ребус, в котором зашифрован пример на выполнение одного из арифметических действий.
Так же выделяют ребусы по степени сложности:
простые ребусы
средней сложности
сложные
ГЛАВА 2. КАК РЕШИТЬ РЕБУС.
2.1. Правила составления и решения ребусов.
Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Вот основные из них:
Предметы называют последовательно слева направо в именительном падеже, в единственном числе;
Запятая перед словом обозначает, что нужно убрать одну первую букву, сколько запятых столько надо убрать букв. Если запятая стоит в конце слова, то нужно убрать последнюю букву;
Если из слова выбросить букву или слог, их пишут сверху над словом и перечеркивают;
Если изображение перевернуто - то его читают с конца;
Если две буквы или буквы и цифры нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «В». А если предмет или символ нарисован под другим, то читают с прибавлением «НА», «НАД», «ПОД».
2.2. Составление ребусов самостоятельно.
Изучив правила составления и решения ребусов мы с одноклассниками составили свои ребусы (Приложение 1, Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив различные источники информации, я узнала, что такое «ребус» – это загадка в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Изучила правила их решения, исследовала способы решения.
Решая ребусы, я заметила, что занятие развивает сообразительность, смекалку, а также усидчивость. Формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего-то нового, учит терпению, что просто необходимо для успешной учебы. Самостоятельно составленные ребусы помогают развить логическое мышление, творчество, мыслительную деятельность.
Таким образом, выдвинутая мной гипотеза о том, что решение ребусов помогает развить логическое мышление, подтвердилась.
Список используемых источников и литературы:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.: Мир и образование, 2020-1376с.
2. Просветов Г.И. Ребусы.Задачи и решения.Учебно –практическое пособие.-М.: Альфа Прес, 2018-56с.
3. Ребусы? Легко! Тренажер в картинках для школьников.1-4 классов. Под ред. Умнова М.С.-М.: Планета, 2020-48с.
4. История ребусов. /URL: https://historygames.ru/golovolomki/istoriya-rebusov.html (дата обращения: 20.10.2021).
5. Ребусы. /URL:http://rebus1.com/ (дата обращения: 23.10.2021).
6. Ребусы. Правила создания. /URL: http://allriddles.ru/ru/rebuses/ (дата обращения:27.10.2021).
Приложение 1
Приложение 2