Введение
Этим летом во дворе мы с друзьями организовали ШЮС – школу юного сыщика. Проводя расследования нам нужно было читать зашифрованные послания, писать с помощью невидимых чернил, снимать отпечатки пальцев, составлять фотороботы. Самым интересным для меня было шифрование. Захотелось больше узнать о том, как зашифровывать и расшифровывать тайные послания, поэтому я взяла для исследования именно эту тему. А так как любой текст можно расшифровать, если знать способ дешифрования, то и работу свою я назвала «По секрету всему свету!».
С распространением письменности у людей появилась потребность в обмене письмами и сообщениями, что, в свою очередь, вызвало необходимость создания способа сокрытия содержимого письменных сообщений от посторонних. Развитию тайнописи способствовали войны. Письменные приказы и донесения обязательно шифровались, чтобы пленение курьеров не позволило противнику получить важную информацию. Защита данных с помощью шифрования – одно из возможных решений проблемы безопасности. Зашифрованные данные становятся доступными только тем, кто знает, как их расшифровать, и поэтому похищение зашифрованных данных абсолютно бессмысленно для несанкционированных пользователей. Раньше этими способами шифрования пользовались пираты, отмечая на картах место кладов, заговорщики, воины, разведчики.
И в наши дни нельзя обойтись без информации и передачи её другим людям. Только пользуемся мы теперь телефонами, где есть ПИН-код, электронной почтой, где есть пароль. Информация стала обычным товаром, её можно купить, продать, подделать, поэтому её нужно защищать. Решить эту проблему можно с помощью шифрования.
Объектом моего исследования стали различные виды шифров.
Предметом – шифрование и дешифрование информации.
Гипотезой - существование множества способов шифрования текста, некоторые из которых можно воспроизвести самой, а значит и придумать свой собственный шифр.
Целью проекта является изучение основ шифрования и разработка своих шифров
Задачи
изучить историю шифрования;
исследовать различные виды шифрования и применить их на практике;
создать собственный шифр;
выпустить сборник заданий для учащихся.
Методы исследования:
изучениелитературы и других источников;
проведение экспериментов;
метод творческой реализации.
Теоретическая значимость - обобщение теоретических знаний о шифровании и дешифровании.
Практическая значимость
в познании предметов окружающего нас мира;
в обогащении словарного запаса;
в создании сборника «По секрету всему свету!»;
в составлении презентации, которую можно использовать во внеурочной деятельности
Основная часть
Что такое шифр
В толковом словаре С. И. Ожегова говорится, что шифр – это система знаков для секретного письма. Шифр может представлять собой условную азбука из цифр или букв, либо алгоритм преобразования обычных цифр и букв. Процесс засекречивания сообщения с помощью шифра называется шифрованием. Любой шифр имеет ключ — это секретный элемент шифра, недоступный посторонним. Дешифровка — наука о методах получения исходного значения зашифрованной информации.
История возникновения
Тайнопись является ровесницей письменности. История шифрования насчитывает не одно тысячелетие. Идея создания текстов с тайным смыслом и зашифрованными сообщениями почти так же стара, как и само искусство письма. Этому есть много свидетельств. Глиняная табличка из Угарита (Приложение1) (Сирия) – упражнения обучающие искусству расшифровки (1200 год до н.э.). “Вавилонская теодицея” из Ирака – пример акростиха (середина II тысячелетия до н.э.).
Первоначально письменность сама по себе была своеобразной шифровальной системой, так как в древних обществах ею владели только избранные.
Условно историю шифрования можно разделить на несколько периодов:
Первый период (приблизительно с 3-го тысячелетия до н.э.) характеризуется господством моноалфавитных шифров (Приложение 1). Основным принципом этого шифра является принцип замены. Исходный текст заменяют другим алфавитом, замену букв другими буквами или символами).
Второй период с XV века – до начала XX века. В это время стали использовать полиалфавитные шифры (Приложение 1), то есть применять вместо одного секретного алфавита два или более, переходя от одного к другому по некоторому правилу.
Третий период - с начала XX века и до середины XX века. Появились электромеханические устройства для работы шифровальщиков (Приложение 1), при этом для шифрования продолжалось использование полиалфавитных шифров.
Четвёртый период – с середины XX века до 70-х годов XX века. Это период перехода к математическому шифрованию (Приложение 1). Обязательным становится изучение уязвимости шифра. Но до 1975 года шифрование оставалась классическим – с секретным ключом.
Пятый период - с конца 1970-х годов по настоящее время - современный период. Развитие шифрования отличается зарождением и развитием нового направления – шифрование с открытым ключом (Приложение 1). Её появление знаменуется не только новыми техническими возможностями, но и сравнительно широким распространением шифрования для использования частными лицами (в предыдущие эпохи использование шифрования было исключительной прерогативой государства).
Требования к шифрам
Каким же должен быть шифр, чтобы выполнять свою основную задачу - - защищать информацию?
Голландский лингвист 19 века Август Керкхоффс (Приложение 1) сформулировал несколько общих принципов.
1. Шифр должен обеспечивать достаточную стойкость к взлому. Несмотря на то, что одиночное шифрованное сообщение может быть в принципе невзламываемым, часто бывает необходимо переслать сотни сообщений, зашифрованных в одной и той же системе.
2. Шифр должен быть прост в использовании. Известно, что пользователи избегают пользоваться сложными и громоздкими шифросистемами. А если и пользуются ими, то с ошибками.
3. Стойкость шифра к взлому должна полностью зависеть от обеспечения секретности ключа, а не от алгоритма. Потому, что алгоритм, которым пользуется много людей, не может долго оставаться в секрете.
Виды шифров
В качестве первичного признака, по которому проводится классификация шифров, используется тип преобразования, осуществляемого с открытым текстом при шифровании. Если фрагменты открытого текста (отдельные буквы или группы букв) заменяются некоторыми их эквивалентами в шифртексте, то соответствующий шифр относится к классу шифров замены. Если буквы открытого текста при шифровании лишь меняются местами друг с другом, то мы имеем дело с шифром перестановки. С целью повышения надежности шифрования шифрованный текст, полученный применением некоторого шифра, может быть еще раз зашифрован с помощью другого шифра.
Поскольку шифров в мире насчитывается огромное количество, то рассмотреть все шифры невозможно. Поэтому рассмотрим наиболее примитивные системы шифрации, их применение, а также алгоритмы расшифровки
Шифры замены
Наиболее известными и часто используемыми шифрами являются шифры замены. Они характеризуются тем, что отдельные части сообщения (буквы, слова...) заменяются на какие-либо другие буквы, числа, символы и т.д. При этом замена осуществляется так, чтобы потом, по шифрованному сообщению, можно было однозначно восстановить передаваемое сообщение. Шифрами замены называются такие шифры, преобразования из которых приводят к замене каждого символа открытого сообщения на другие символы — шифробозначения, причем порядок следования шифробозначений совпадает с порядком следования соответствующих им символов открытого сообщения.
Ребусы. (Приложение 2) С самым простым шифром замены мы встречались ещё в детском саду, когда по первым буквам картинок надо было составить слово. Эксперимент 1.
Шифр цифровой простой замены (Приложение 2) является самым простым шифром. Его часто применяют в учебниках математики. Каждой букве соответствует число по алфавитному порядку А-1, Б-2, В-3 и т.д.
Особой секретности и сложности дешифровка не вызовет. Эксперимент 2. Пословица «Не звони в большой колокол — не разглашай тайны» при использовании этого шифра выглядит так: «15 6 9 3 16 15 10 3 2 16 13 30 26 16 11 12 16 13 16 12 16 13 - 15 6 18 1 9 4 13 1 26 1 11 20 1 11 15 29»
Шифр Атбаш (Приложение 2) — простой шифр подстановки для алфавитного письма. Правило шифрования состоит в замене n-й буквы алфавита буквой с номером m - n + 1, где m — число букв в алфавите. Эксперимент 3. Я зашифровала грузинскую пословицу: «НЕ КАЖДОЕ УХО МОЖЕТ ТАЙНУ СЛУШАТЬ». Используя этот шифр, получилась такая криптограмма: СЪФЯШЫРЪЛЙРТРШЬММЯХСЛНУЛЖЯМГ.
Шифр Цезаря (Приложение 2) - наиболее древний и популярный шифр замены Гай Юлий Цезарь (44 до н. э.) – древнеримский полководец. Он первым стал использовать этот способ для секретной переписки со своими генералами, чтобы защищать военных сообщений. Суть его состояла в том, что каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите, т.е. буква алфавита заменялась другой с помощью сдвига по алфавиту на одно и то же число позиций.
Шифр Цезаря очень простой и быстрый, поэтому легко взламывается.
Эксперимент 4. Я сделала такой шифр, использовав два круга разных диаметров. По окружности этих кругов написаны буквы русского алфавита. Чтобы внешний и внутренний круг можно было вращать относительно друг друга, я соединила их по центру. Я зашифровала фразу: ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ! Вот что у меня получилось: ЙЩНЪЗСХСМ ЩЪЗХЦЙЪЩЖЖЙХГФ!
Шифр кодового слова (Приложение 2). Принцип шифрования примерно такой же, как у шифра Цезаря. Только в этом случае мы сдвигаем алфавит не на определенное число позиций, а на кодовое слово.
Эксперимент 5. Чтобы использовать этот способ шифрования я придумала кодовое слово ЛУКОМОРЬЕ. Оставила только по одному повторяющемуся символу, получилось ЛУКОМРЬЕ. Затем записала полученной слово в начале алфавита, в котором выброшены символы встречающиеся в кодовом слове. Остальные символы-буквы оставила без изменения. Вот такое соответствие у меня получилось:
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ ЛУКОМРЬЕАБВГДЁЖЗИЙНПСТФХЦЧШЩЪЫЭЮЯ .
Теперь можно зашифровать фразу: «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ». Шифровка выглядит так: «АДЛПЛЯХРИЫЖЛМСУРПИЁ».
Квадрат Полибия (Приложение 2) - этот шифр изобретен в III в. до н.э. Изначально он предназначался для греческого алфавита, но затем был распространен на другие языки, но принцип замены остался тем же. Кодируемые символы заменяются соответствующими индексами строки и столбца. Шифрование с помощью квадрата Полибия является нестойким. Хотя, если буквы алфавита занести в таблицу в произвольном порядке, то тогда исключается возможность подбора ключа вручную, поэтому квадрат Полибия использовался достаточно долгое время. Эксперимент 6. «Чужой тайны не разглашай, а свою блюди» 51 43 22 34 25 42 11 25 33 55 33 16 36 11 23 14 31 11 52 11 25 82 11 41 13 34 62 12 31 62 15 24 83
Шифры перестановки
Шифр перестановки (Приложение 3) — это шифр, преобразования которого изменяют только порядок следования символов исходного текста, но не изменяют их самих. Этот метод заключается в том, что символы шифруемого текста переставляются по определенным правилам внутри шифруемого блока символов, т.е. преобразования приводят к изменению только порядка следования символов исходного сообщения.
Ключом шифра перестановки является подстановка. Зная подстановку, задающую преобразование, можно осуществить как шифрование, так и расшифровку текста.
Анаграмма — это перестановка букв или звуков в слове, что в результате дает другое слово или словосочетание. (Приложение 3)
Э
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 3 1 9 6 8 2 7 4
ксперимент 7. Зашифрую слово ТАЙНОПИСЬ. Для шифровки буду использовать следующую подстановку
Вот что у меня получилось: ОЙТЬПСАИН. Для дешифрования нужно использовать эту же подстановку.
Шифр Ришелье (Приложение 3). Довольно часто при использовании шифров перестановки открытый текст разбивается на отрезки равной длины, а затем каждый отрезок открытого текста преобразуется в отрезок шифрованного текста. Ключом к такому шифру можно считать количество букв в группах, на которые разбивается текст сообщения.
Эксперимент 8. Я зашифровала слово КРИПТОГРАФИЯ. Сначала, разбила его на группы букв, по 2 буквы в каждой. Потом в каждой группе поменяла буквы местами. В окончательном варианте шифрованный текст принял вот такой вид: РКПИОТРГФАЯИ. Если же количество букв в каждой группе выбрать равным трем, то шифрограмма будет выглядеть так: ИРКОТПАРГЯИФ.
Книжный шифр, является еще одним примером шифра перестановки. В таком шифре ключом является книга. В шифре обозначается страница книги и строка, первое слово которой и является разгадкой. Дешифровка невозможна, если книги у отправителя и корреспондента разных годов издания и выпуска. Книги обязательно должны быть идентичными. Книжный шифр в современном варианте имеет несколько другой вид. Суть этого шифра состоит в каждая буква в сообщении определяется тремя цифрами: первая - порядковый номер страницы, вторая – порядковый номер строки сверху или снизу в зависимости от того, как договорятся стороны, а третья – порядковый номер буквы в строке.
Эксперимент 9. Я взяла книгу Нила Геймана «Одд и ледяные великаны», она и будет ключом к этому шифру. С его помощью зашифровала фразу: «МАЛЬЧИК ПОНЯЛ, ЧТО ОН ГЕНИЙ». Сначала я применила первый способ, вот что у меня получилось: .
Затем – второй. Вторая шифровка более сложная и выглядит она так: 48 36
Шифр «Сцитала" является классическим примером шифра перестановки. Еще в V веке до нашей эры правители Спарты имели хорошо отработанную систему секретной военной связи. Для этого они применяли специальное шифрующее устройство. Оно состояло из двух палок одинаковой длины и толщины. Одну оставляли себе, другую отдавали. Эти палки называли сциталами (скиталами). Шифрование выполнялось следующим образом. Отправители вырезали длинную и узкую полоску папируса. Наматывали её на свою сциталу без просветов и нахлестов. Затем писали на нем сообщение, а написав, снимали полоску. Буквы на этой полоске оказывались расположенными хаотично. Для расшифровки такого текста нужно было намотать ленту на цилиндр точно такого же диаметра. Зная только вид шифра, но не имея ключа, расшифровать сообщение было непросто. Эксперимент 10. Я тоже решила воспользоваться шифром Сцитала. Для этого я взяла ленту и трубку от фальги. Намотала на трубку ленту без каких-либо промежутков и нахлёстов. Затем написала киргизскую пословицу: «ДАЖЕ УМИРАЯ, НЕ ОТКРЫВАЙ ВРАГУ СВОЕЙ ТАЙНЫ». У меня получился бессмысленный набор букв: ДЕГЗИАОУАФЖТСШРЕКВИОУРОФММЫЕРСИИВЙОСРАТВИАЙААТЯВЙНА,РНОЛНАЫША. Для дешифровки я снова намотала ленту на трубку и прочла пословицу.
Шифр маршрутной перестановки использует для шифрования какую-либо геометрическую фигуру, чаще всего прямоугольник. Шифрование состоит в том, что в геометрическую фигуру вписывается текст по ходу одного маршрута, а затем по ходу другого шифруется. Эксперимент 11. Этим способом я зашифрую пословицу: «ЗРЯ НЕ БОЛТАЙ, ГЛЯДИ В ОБА, ВОЕННУЮ ТАЙНУ ХРАНИ ДО ГРОБА». Этот текст я внесла в прямоугольную таблицу, размер которой 11 × 4, выбрав такой маршрут: по горизонтали, начиная с верхнего левого угла поочередно слева направо и справа налево. Теперь буду шифровать текст, но уже по другому маршруту: по вертикали, начиная с верхнего правого угла и двигаясь поочередно сверху вниз и снизу вверх.
З |
Р |
Я |
Н |
Л |
О |
Б |
Е |
Т |
А |
Й |
Г |
И |
Д |
Я |
Л |
В |
О |
Б |
А |
Н |
Е |
О |
В |
Н |
У |
Ю |
Т |
У |
Н |
Й |
А |
Х |
Р |
А |
Н |
Г |
О |
Д |
И |
Р |
О |
Б |
А |
Зашифрованная пословица выглядит так: НЕГЛАВТАНИАБДАЙЮОБЯЙБЯРОАДОЕУНРООРГХУННВИТЛЗ. Для дешифровки в таблицу 11 × 4 нужно вписать буквы следующим маршрутом: начать с верхнего правого угла и двигаться по вертикали сверху вниз и снизу вверх. Затем, читать текст используя маршрут по горизонтали с верхнего левого угла слева направо и справа налево.
Шифр вертикальной перестановки (ШВП) В нем используется прямоугольник, в который сообщение вписывается обычным способом (по строкам слева направо). Выписываются буквы по вертикали, а столбцы при этом берутся в порядке, определяемом ключом. С помощью этого ключа и шифруется сообщение. Эксперимент 12. Я взяла пословицу: «КТО ОТКРЫВАЕТ ТАЙНУ, ТОТ НАРУШАЕТ ВЕРНОСТЬ». Ключ к моему шифру такой: (2,5,7,3,1,6,4). Вписала пословицу в прямоугольник, столбцы которого пронумерованы в соответствии с ключом. Затем, выбирая столбцы в порядке, заданном ключом, и выписала последовательно буквы каждого из них сверху вниз. У меня получилась такая шифровка: ТВНРЕ-ТТОАО-РАНТТ-ОАУУР-КЫЙАВЬКТТЕС-ОЕТШН-. Чтобы дешифровать это сообщение надо выписать столбцы согласно ключа, а затем прочитать текст.
Шифр «Поворотная решетка». Для использования шифра изготавливается трафарет из прямоугольного листа клетчатой бумаги. В трафарете вырезано несколько клеток так, что при наложении его на чистый лист бумаги того же размера четырьмя возможными способами его вырезы полностью покрывают всю площадь листа. Буквы сообщения последовательно вписываются в вырезы трафарета (по строкам, в каждой строке слева направо) при каждом из четырех его возможных положений в заранее установленном порядке. Особенность этого шифра в том, что количество букв в послании должно делиться на 4. Эксперимент 13. Я взяла прямоугольный лист размером 6×10. Вырезала на нем 15 клеток (рис. А). Зашифровала с помощью получившейся решетки пословицу: «СРЕДИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ САМЫЙ СЛАБЫЙ ТОТ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЕТ СОХРАНИТЬ СВОЮ ТАЙНУ». Зашифрованный текст выглядит так:
Шифровала я так: 1. Сначала наложила решетку на лист бумаги, и вписала первые 15 (по числу вырезов) букв сообщения: ШИФРРЕШЕТКАЯВЛЯ ... . Сняв решетку, я увидела текст, представленный на рис. Б. 2. Повернула решетку на 180°. В окошечках появились новые, еще не заполненные клетки. Вписала в них следующие 15 букв. Получилась запись, приведенная на рис. В. 3. Затем перевернула решетку на другую сторону и зашифровала остаток текста. аналогичным образом (рис. Г, Д). Ключом к данному шифру является решетка размером 6×10, имеющаяся у получателя. Наложив её на шифртекст, он без труда прочтет послание.
Мои шифры
Изучив виды шифров и научившись составлять шифротекст, используя полученные знания, я решила сама придумать свой собственный шифр (Приложение 4). Ключом к моему шифру стала геометрическая фигура – треугольник. Чтобы усложнить шифр, я выбрала дополнительную фигуру – это точка. Треугольник стала располагать в четырех направлениях: вверх, вправо, вниз, влево. К каждой букве добавила точки: от нуля до четырех. Теперь нужно определить к какой категории шифров относится мой.
Для этого я провела его анализ: 1. Буквы я заменила символом.
2. Решила, что ключом к шифру будет геометрическая фигура – треугольник. 3. Придумала дополнительный символ – точки вокруг фигуры.
Значит, мой шифр – это шифр замены.
Используя свой шифр, я зашифровала название своей работы «По секрету всему свету». Шифротекст выглядит так:
Если первый шифр у меня это шифр замены, то второй должен быть шифром перестановки. Значит, буквы должны остаться буквами, но нужно найти правило по которому будет писаться шифротекст. Я решила, что
гласные буквы первого ряда - А, О, У, Ы, Э, заменю гласными второго ряда – Я, Ё, Ю, И, Е;
парные согласные поменяю местами;
буквы, которые на дают звуков поменяю местами;
остальные согласные меняю так: Н – Р, Л – М, Х - Ц, Ч - Щ
Й оставлю без изменения.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
Я |
П |
Ф |
К |
Т |
Э |
О |
Ш |
С |
Ы |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Г |
М |
Л |
Р |
Ё |
Б |
Н |
З |
Д |
Ю |
В |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
Ц |
Х |
Щ |
Ж |
Ч |
Ь |
И |
Ъ |
Е |
У |
А |
Используя этот шифр я зашифрую пословицу: «Один знает – тайна, два – полтайны, три – нет тайны». Шифротекст выглядит так: «ЁТЫРСРЯЭДДЯЙРЯТФЯБЁМДЯЙРИДНЫРЭДДЯЙРИ»
Кроме шифров, я ещё составила сборник. В нем я предлагаю рассмотреть некоторые виды шифров и ключи к ним. Полученные знания можно применить на практике, выполнив предложенные задания. Задания имеют три уровня сложности. Но, прежде чем приступить к практической части, нужно изучить теорию: виды шифров, способы шифрования и дешифрования, которая изложена в сборнике. А потом вперёд. Попробуйте начать с первого уровня, он самый лёгкий.
Заключение
Итак, в ходе работы над проектом я узнала историю шифрования, требования к шифрам и виды шифров. Я поняла, что шифрование и дешифрование – не просто детская забава, а серьёзная наука, требующая больших знаний. Я увидела, что в основе почти всех шифров лежит математика и информатика. Теперь мне известно, что в современном мире шифрами мы пользуемся гораздо чаще, чем думаем. Примеры использования шифров в наше время я заключила в таблицу.
Где используется |
Назначение |
Военное дело, политика, флот |
Передача секретных сообщений и информации, Азбука Морзе, Международный свод сигналов с помощью флагов, семафорная азбука. |
Экономика, бизнес |
Передача секретных сообщений и информации, передача документов в электронном виде, шифровка платежей. |
История |
Расшифровка исторических документов с использованием шифров Цезаря, Августа, Полибия, шифров заговорщиков, революционеров, тайная переписка монархов. |
Интернет и ИТ |
Криптосистема RSA |
Математика |
Теория чисел, логические задачи |
Литература |
Шифровка черновиков известных писателей, например Пушкина |
Личная жизнь |
Тайная переписка, переписка через Интернет, передача документов в электронном виде, оплата услуг. |
Обобщив знания, полученные из изученной литературы и проведенных мною исследований, я увидела, что часть моей гипотезы - существование множества способов шифрования текста, полностью подтвердилась. Вторая часть гипотезы подтвердилась частично – шифровку и дешифровку можно воспроизвести самой дома, но не всех видов.
Я смогла придумать свои собственные шифры, ключом к одному из них стали геометрические фигуры, ключом к другому – правила русского языка.
И теперь я знаю не только что такое шифр, но и способы шифрования и дешифрования. Я выполнила поставленные задачи и достигла своей цели.
Я думаю, что приобретенные знания и умения обязательно пригодятся мне в дальнейшей учёбе: на уроках математики при выполнении таких заданий как найти соответствие между ответом выражения и буквой; на уроках русского языка - при расшифровывании анаграмм. В старших классах на уроках географии – для определения места по координатам. Я научилась шифровать с помощью определённого ключа — это умение мне пригодится на уроках информатики при составлении программ. Кроме того, применение подобных знаний помогает в развитии логического мышления и в приобретении навыков исследовательской деятельности.
Список используемой литературы:
Носов В.А. Краткий исторический очерк развития криптографии 12.02.2003, Из материалов конференции «Московский университет и развитие криптографии в России» (МГУ, 17-18 октября 2002г.)
Жельников В. Криптография от папируса до компьютера. М., 1996. 8
https://ru.wikipedia.org/wikiАтбаш
https://ru.wikipedia.org/wikiСкитала
https://ru.wikipedia.org/wikiКнижныйшифр
https://ru.wikipedia.org/wikiКвадратПолибия
https://ru.wikipedia.org/wikiШифрЦезаря
https://studbooks.net/2215784/informatikaШифркодовогослова
https://studme.org/205735/informatika/model_shifra_marshrutnoy_perestanovki
https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/kripto/lecture/tema5
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шифрпростойзамены
https://ru.wikipedia.org/wikiШифрподстановки
https://multiurok.ru/files/issledovatelskii-proekt-shifry-i-matematika.html
Приложение 1
Глиняная табличка из Угарита
(1200г до н.э.)
Моноалфавитные шифры
Полиалфавитные шифры
Электромеханические устройства для работы шифровальщиков
Немецкая криптомашина Lorenz использовалась во время Второй мировой войны для шифрования самых секретных сообщений
Роторная шифровальная машина Энигма, разные модификации которой использовались немецкими войсками с 1929 года до конца Второй мировой войны
Математические основы Шифрование с
шифрования открытым ключом
Огюст Керкгоффс (1835 -1903) - нидерландский лингвист - профессор Парижской высшей школы математически. Автор книги «Военная криптография» , в которой сформулировал в системной форме требования к шифрам.
Приложение 2
Шифры замены
Ребус
Дешифровка: Число
Шифр простой цифровой замены
Шифротекст: «15 6 9 3 16 15 10 3 2 16 13 30 26 16 11 12 16 13 16 12 16 13 - 15 6 18 1 9 4 13 1 26 1 11 20 1 11 15 29»
Дешифровка: «Не звони в большой колокол — не разглашай тайны»
Шифр Атбаш
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
Я Ю Э Ъ Ы Ь Щ Ш Ч Ц Х
К Л М Н О П Р С Т У Ф
Ф У Т С Р П О Н М Л К
Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я
Й И З Ж Ё Е Д Г В Б А
Шифротекст: СЪФЯШЫРЪЛЙРТРШЬММЯХСЛНУЛЖЯМГ. Дешифровка: «НЕ КАЖДОЕ УХО МОЖЕТ ТАЙНУ СЛУШАТЬ».
Шифр Цезаря
Шифротекст: «ЙЩНЪЗСХСМЩЪЗХЦЙЪЩЖЖЙХГФ!»
Дешифровка: «ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ!»
Шифр кодового слова
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ ЛУКОМРЬЕАБВГДЁЖЗИЙНПСТФХЦЧШЩЪЫЭЮЯ .
Шифротекст: «АДЛПЛЯХРИЫЖЛМСУРПИЁ». Дешифровка: «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ».
Квадрат Полибия
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
3 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
4 |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
5 |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
6 |
Э |
Ю |
Я |
1 |
2 |
3 |
7 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 |
0 |
, |
. |
- |
? |
! |
Шифротекст:51 43 22 34 25 42 11 25 33 55 33 16 36 11 23 14 31 11 52 11 25 82 11 41 13 34 62 12 31 62 15 24 83
Дешифровка:«Чужой тайны не разглашай, а свою блюди»
Приложение 3
Шифры перестановки
А
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 3 1 9 6 8 2 7 4 2 3 4 5 6 7 8 9
5 3 1 9 6 8 2 7 4
Шифротекст:ОЙТЬПСАИН.
Дешифровка: Тайнопись
награмма
.
Шифр Ришелье
. . . . . . .
Шифротекст: 1 способ – РКПИОТРГФАЯИ, 2 способ - ИРКОТПАРГЯИФ. Дешифровка: КРИПТОГРАФИЯ.
Книжный шифр
Книга Нила Геймана «Одд и ледяные великаны»
Шифротекст: 1 способ - ,
2 способ - 48 36
Дешифровка: «МАЛЬЧИК ПОНЯЛ, ЧТО ОН ГЕНИЙ».
Шифр Сцитала
Шифротекст: «ДЕГЗИАОУАФЖТСШРЕКВИОУРОФММЫЕРСИИВЙОСРАТВИАЙААТЯВЙНА,РНОЛНАЫША». Дешифровка: «ДАЖЕ УМИРАЯ, НЕ ОТКРЫВАЙ ВРАГУ СВОЕЙ ТАЙНЫ»ЗАШИФРОВАНО ШИФРОМ СЦИТАЛА
Ш
Шифротекст: «НЕГЛАВТАНИАБДАЙЮОБЯЙБЯРОАДОЕУНРООРГХУННВИТЛЗ»
Дешифровка: «ЗРЯ НЕ БОЛТАЙ, ГЛЯДИ В ОБА, ВОЕННУЮ ТАЙНУ ХРАНИ ДО ГРОБА»
ифр маршрутной перестановки
З |
Р |
Я |
Н |
Л |
О |
Б |
Е |
Т |
А |
Й |
Г |
И |
Д |
Я |
Л |
В |
О |
Б |
А |
Н |
Е |
О |
В |
Н |
У |
Ю |
Т |
У |
Н |
Й |
А |
Х |
Р |
А |
Н |
Г |
О |
Д |
И |
Р |
О |
Б |
А |
Ш
Шифротекст: «ТВНРЕ-ТТОАО-РАНТТ-ОАУУР-КЫЙАВЬКТТЕС-ОЕТШН-»
Дешифровка: «КТО ОТКРЫВАЕТ ТАЙНУ, ТОТ НАРУШАЕТ ВЕРНОСТЬ».
ифр вертикальной перестановки.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
К |
Т |
О |
О |
Т |
К |
Р |
Ы |
В |
А |
Е |
Т |
Т |
А |
Й |
Н |
У |
Т |
О |
Т |
Н |
А |
Р |
У |
Ш |
А |
Е |
Т |
В |
Е |
Р |
Н |
О |
С |
Т |
Ь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ш
ифр «Поворотная решетка»
Поворотная решетка
Шифротекст:
Дешифровка: «СРЕДИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ САМЫЙ СЛАБЫЙ ТОТ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЕТ СОХРАНИТЬ СВОЮ ТАЙНУ».
Приложение 4
Мой шифр замены
Шифротекст:
Дешифровка: «По секрету всему свету!»
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
Я |
П |
Ф |
К |
Т |
Э |
О |
Ш |
С |
Ы |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Г |
М |
Л |
Р |
Ё |
Б |
Н |
З |
Д |
Ю |
В |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
Ц |
Х |
Щ |
Ж |
Ч |
Ь |
И |
Ъ |
Е |
У |
А |
Мой шифр перестановки
Шифротекст: «ЁТЫРСРЯЭДДЯЙРЯТФЯБЁМДЯЙРИДНЫРЭДДЯЙРИ»
Дешифровка: «Один знает – тайна, два – полтайны, три – нет тайны».
Приложение 5
120002145444565гшщкрцукиррашщрорпгрвпорфджжзщшкюююонрапныурпакииийцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
По секрету всему свету (основы шифрования для учащихся) Кыштым 2021 Гужвинская Арина Владимировна |
В разных ситуациях мы встречаем шифры. Но, к сожалению, не всегда знаем, как их расшифровать. В этом сборнике я предлагаю рассмотреть некоторые виды шифров и ключи к ним. Полученные знания можно применить на практике, выполнив предложенные задания. Задания имеют три уровня сложности. Но, прежде чем приступить к практической части, изучите теорию. А потом вперёд. Попробуйте начать с первого уровня, он самый лёгкий.
Оглавление
Глава 1. Шифры замены……………………...4
Глава 2. Задачи первого уровня……………...8
Глава 3. Задачи второго уровня…………….10
Глава 4. Задачи третьего уровня……………12
Глава 5. Шифры перестановки……………...14
Глава6. Задачи первого уровня……..............18
Глава 7. Задачи второго уровня…………….19
Глава 8. Задачи третьего уровня……………20
Ответы ……………………………………….22
Поскольку шифров в мире насчитывается огромное количество, то рассмотреть все шифры невозможно. Поэтому рассмотрим наиболее примитивные системы шифрации, их применение, а также алгоритмы расшифровки.
Глава 1. Шифры замены
Наиболее известными и часто используемыми шифрами являются шифры замены. Они характеризуются тем, что отдельные части сообщения (буквы, слова...) заменяются на какие-либо другие буквы, числа, символы и т.д. Для дешифровки производят действия в обратном порядке.
Ребусы. С самым простым шифром замены мы встречались ещё в детском саду, когда по первым буквам картинок надо было составить слово.
Пример:
Ответ: санки.
Шифр цифровой простой замены является самым простым шифром. Его часто применяют в учебниках математики. Каждой букве соответствует число по алфавитному порядку А-1, Б-2, В-3 и т.д.
Особой секретности и сложности дешифровка не вызовет.
Пример: ЛЕС – 13 6 19.
Шифр Цезаря - наиболее древний и популярный шифр замены. Суть его состоит в том, что каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите, т.е. буква алфавита заменялась другой с помощью сдвига по алфавиту на одно и то же число позиций.
Шифр Цезаря очень простой и быстрый, поэтому легко взламывается.
Пример: ГЕРБ – при сдвиге вправо на 3 буквы получится - АВОЮ.
Шифр Атбаш — простой шифр подстановки для алфавитного письма. Правило шифрования состоит в замене первой буквы алфавита последней буквой, второй буквы – предпоследней и т.д. Расшифровать этот шифр очень легко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
Я Ю Э Ъ Ы Ь Щ Ш Ч Ц Х
К Л М Н О П Р С Т У Ф
Ф У Т С Р П О Н М Л К
Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я
Й И З Ж Ё Е Д Г В Б А
Пример: ЛЫЖИ -УДШЦ
Шифр кодового слова. Принцип шифрования примерно такой же, как у шифра Цезаря. Только в этом случае мы сдвигаем алфавит не на определенное число позиций, а на кодовое слово. Пример: Кодовое слово ЛУКОМОРЬЕ. Убрала из него повторяющиеся буквы, получилось ЛУКОМРЬЕ. Записала полученной слово в начале алфавита, в котором выброшены символы, встречающиеся в кодовом слове. Остальные символы-буквы оставила без изменения. Вот такое соответствие у меня получилось:
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ ЛУКОМРЬЕАБВГДЁЖЗИЙНПСТФХЦЧШЩЪЫЭЮЯ
Теперь можно зашифровать фразу: «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ». Шифровка выглядит так: «АДЛПЛЯХРИЫЖЛМСУРПИЁ».
Квадрат Полибия. Кодируемые символы заменяются соответствующими индексами строки и столбца в определённой таблице. Самой простой таблицей служит та, в которой буквы расположены в алфавитном порядке. Шифрование с помощью квадрата Полибия является нестойким.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
3 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
4 |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
5 |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
6 |
Э |
Ю |
Я |
1 |
2 |
3 |
7 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 |
0 |
, |
. |
- |
? |
! |
Пример: ТРАВА – 42 36 11 13 11
Глава 2. Задачи первого уровня сложности
Для дешифровки нужно выбрать один из шифров замены, рассмотренных в главе 1.
№1. 12 1 18 1 15 20 10 15
№2. 10 15 22 16 18 14 1 20 10 12 1
№3.
№4. ФЯПЬУЕ
№5. ВУЬФМОЦЗЬНМЭР
№6.
№7. ШЦЛХРЯЦТ
№8. ЭГЖЗЪЛМГЕЪ
№9. МКОУП
№10. ЦЫМХБЙЛЁ
№11. АКОЗКЖНЕ
№12. 26 36 11 41 26 24
№13. 61 33 46 24 26 31 34 35 16 15 24 63
№14. Зашифруйте слово КОМАР шифром простой цифровой замены.
№15. Зашифруйте слово ВЕРТОЛЁТ шифром Атбаша.
№16. Зашифруйте слово СНЕЖОК шифром Цезаря.
Глава 3. Задачи второго уровня сложности
Для дешифровки нужно выбрать один из шифров замены, рассмотренных в главе 1.
№1. 17 1 5 1 6 20 17 21 26 10 19 20 29 11 19 15 6 4
№2. 33 13 32 2 13 32 10 4 18 1 20 30 3 26 1 23 14 1 20 29
№3. СЯСЬЮЬЮДУЦМЛЗЦ
№4. СЯПРУАСФЬПРАЭЦУЦНЕПЬОЭДЬПРЫНСЬШНЦФЦ
№5. ЕКЪЛГРХКИЮЗХКЙКИЛМИКХ
№6. ЩШШСОЪЭЩХЕЛЭЬХОКОНТ
№7. ФИЛИЧИЁШПИЖ
№8. ОЁГЗЫЭПИЛСННЗИШЗКХГИЗКЁЬЗИШОЁЮУИ
№9. 13 31 16 41 43 32 33 34 14 34 15 16 36 16 13 56 16 13
№10. 65 81 65 6414 34 15 61 42 34 14 34 15 12 16 31 34 14 34 12 55 26 11
№11. Зашифруй фразу ПУШИСТЫЙ СНЕГ с помощью шифра кодового слова.
№12. Зашифруй фразу ГОЛУБЫЕ НЕЗАБУДКИ с помощью квадрата Полибия.
Глава 4. Задачи третьего уровня сложности
Для дешифровки нужно выбрать один из шифров замены, рассмотренных в главе 1.
№1. 15 6 9 3 16 15 10 3 2 16 13 30 26 16 11 12 16 13 16 12 16 13 - 15 6 18 1 9 4 13 1 26 1 11 20 1 11 15 29
№2.16 2 6 5 21 9 15 1 32 20 17 16 12 21 26 1 15 30 32 1 21 14 17 16 19 13 21 26 1 15 30 32
№3. ЛТСЬЭЮРОРЫЬЯЭЪРУРЭЬ
№4. СЪФЯШЫРЪЛЙРТРШЬММЯХСЛНУЛЖЯМГ.
№5.ЪГКЖТБ ВАИЕЬЙ, Ч КДЕТБ ЩИЭ ЖЗЁДТИГАЙ
№6.ЙЩНЪЗСХСМ ЩЪЗХЦЙЪЩЖЖЙХГФ!
№7. ТЗЛЗЙКБГРКЮТАШВДШЖЬШЗПСКОЛШ МОЛБГРКЮС
№8. СОВТЖЭИЙЁЙКЁТЕЙЧЕЙ
№9. 33 11 41 13 34 25 43 32 33 11 15 16 25 41 63 82 11 41 51 43 22 24 32 41 34 13 16 42 43 25 41 63
№10. 51 43 22 34 25 42 11 25 33 55 33 16 36 11 23 14 31 11 52 11 25 82 11 41 13 34 62 12 31 62 15 24 83
№11. Зашифруй с помощью квадрата Полибия пословицу «Людей слушай, а свой ум имей».
Глава 5. Шифры перестановки
Шифр перестановки — это шифр, преобразования которого изменяют только порядок следования букв текста, но не изменяют их самих. Этот метод заключается в том, что буквы шифруемого текста переставляются по определенным правилам внутри шифруемого блока, т.е. преобразования приводят к изменению только порядка следования букв исходного сообщения.
Ключом шифра перестановки является подстановка. Зная подстановку, задающую преобразование, можно осуществить как шифрование, так и расшифровку текста.
Анаграмма — это перестановка букв или звуков в исходном слове, что в результате дает другое слово.
П
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 3 1 9 6 8 2 7 4 4 5 6 7 8 9
5 3 1 9 6 8 2 7 4
ример. Зашифрую слово ТАЙНОПИСЬ. Для шифровки буду использовать следующую подстановку
Вот что получилось: ОЙТЬПСАИН. Для дешифрования нужно использовать эту же подстановку.
Шифр Ришелье. Слово разбивается на отрезки равной длины, а затем преобразуется. Ключом к такому шифру можно считать количество букв в группах, на которые разбивается текст сообщения.
. . . . . . . .
Пример. Я зашифровала слово КРИПТОГРАФИЯ. Сначала, разбила его на группы букв, по 3 буквы в каждой. Потом в каждой группе поменяла буквы местами. Шифрограмма будет выглядеть так: ИРКОТПАРГЯИФ.
К
Шифротекст: «БРУГДЕРИАЕГ»
нижный шифр, является еще одним примером шифра перестановки. В таком шифре ключом является книга. В шифре обозначается страница книги и строка, первое слово которой и является разгадкой. Дешифровка невозможна, если книги у отправителя и корреспондента разных годов издания и выпуска. Книги обязательно должны быть идентичными. Пример. Я взяла книгу Нила Геймана «Одд и ледяные великаны», она и будет ключом к этому шифру. С его помощью зашифровала пословицу: «МАЛЬЧИК ПОНЯЛ, ЧТО ОН ГЕНИЙ». Вот что получилось: .
Шифр маршрутной перестановки использует для шифрования какую-либо геометрическую фигуру, чаще всего прямоугольник. Шифрование состоит в том, что в геометрическую фигуру вписывается текст по ходу одного маршрута, а затем по ходу другого шифруется. Пример. Этим способом я зашифрую словосочетание: «БЕРЕГИ ДРУГА». Этот текст я внесла в прямоугольную таблицу, размер которой 3 × 4, выбрав такой маршрут: по горизонтали, начиная с верхнего левого угла поочередно слева направо и справа налево. Теперь буду шифровать текст, но уже по другому маршруту: по вертикали, начиная с верхнего правого угла и двигаясь поочередно сверху вниз и снизу вверх.
ЕГ!АИРЕДГУРБ
Б |
Е |
Р |
Е |
Р |
Д |
И |
Г |
У |
Г |
А |
! |
У меня получилась такая шифровка: «ТН-КЧЙОЕ-УЫ- ».
Шифр вертикальной перестановки.
В нем используется прямоугольник, в который сообщение вписывается обычным способом (по строкам слева направо). Выписываются буквы по вертикали, а столбцы при этом берутся в порядке, определяемом ключом. С помощью этого ключа и шифруется сообщение. Пример. Я взяла словосочетание: «КОТ УЧЁНЫЙ». Вписала его в прямоугольник. Затем, выбирая столбцы в порядке, заданном ключом (3,1,2,4), выписала последовательно буквы каждого из них сверху вниз.
1 |
2 |
3 |
4 |
К |
О |
Т |
У |
Ч |
Ё |
Н |
Ы |
Й |
- |
- |
- |
Чтобы дешифровать это сообщение надо выписать столбцы согласно ключу, а затем прочитать текст.
Глава 6. Задачи первого уровня сложности
Для дешифровки нужно выбрать один из шифров замены, рассмотренных в главе 5.
№1. ИАЫТЛЦБ
№2. АНУВКЦЫИПС
№3. НИОФМРТАКИА
№4. НМГОООРБЗАЕИ
№5. 34/1 70/4
№6. 50/27 82/22 127/5 164/5
№7. ШИАНИВФЕДРОЕ
№8. НОСЯДЛКОШПУОМНРЫМОСА
№9. РПНВСЕАИИПОА
№10. АСРТШКНОЕСТШСНАУИИ
№11. С помощью анаграммы зашифруйте слово ЛЕБЕДЬ
№12. С помощью шифра Ришелье зашифруйте слово СПРАВОЧНИК
Глава 7. Задачи второго уровня сложности
Для дешифровки нужно выбрать один из шифров замены, рассмотренных в главе 5.
№1. АЙКДССДТЕ (2 слова)
№2. СТРТБКТАСООАМЕ (2 слова и предлог)
№3. ЕТРТДАЗЬАНИНЙ (2 слова)
№4. РЕСРБЕЫНЯЫБЙК (2 слова)
№5. 25/8 26/21 27/1
№6. 59/12 65/20 77/4 33/7
№7. УГОГАРДВУТЖЗЕИИНЗБ
№8. АНЬШИНАГИПЬГУНУКЕРДДЕ
№9. НРЕТЕУУНОУН-ВМГЫРДЦЕ
№10. НАЫИТЫЖЕСРТ-ОТБЖКПУНИДО-ЕЛГЛ
№11. Зашифруйте с помощью шифра Ришелье фразу «Берёза – символ России»
№12. Зашифруйте с помощью шифра вертикальной перестановки пословицу «Сукно выбирай цветом, а друга приветом»
Глава 8. Задачи третьего уровня сложности
Для дешифровки нужно выбрать один из шифров замены, рассмотренных в главе 5.
№1. Ю ПНЯИОА МЗР №2. ШФКД ВГСОАИРО ОООЛВ
№3. ЕСРКТЕЫНЭЙЕЛЕМТНИШРФА №4. УРДУЛГЕШЧАТСЙЫРЛПАЬТАОНЕЕОВ
№5. 9/14 136/17 137/10 13/7 65/17 123/29
№6. 47/13/2 47/15/6 47/24/7 47/26/4 48/19/5 48/24 51/2/1 51/5/3 51/11/2 51/12/8 54/5/4 54/6/2 54/10/3 54/12/5 55/13/4 55/16/2 56/13/1 56/21/2 56/23/4 56/27/4 56/28/3 57/7/3 57/11/1 57/24/2
№7. ЫШЬУЛЯАМАКДАЧЛОРОЙОШБРЬЛЕНУЖЕБСС №8. УЗЬЯМИ-ЛОВЕКДРНЯМИАЧЕИВЁТКОРДЕРЕВОЖ
№9. ЕОВАУХОДХДТ-ННОЛС-ВОЗГЕПДИТЕУ-ЗАСИД-СГАДБЕАОЕВЕ-
№10. РКЕАЁСШБСОБНЖ-ДАТРЬЕИУАКЗШЛЬЖКЛОЬО-
№11. Зашифруйте с помощью шифра маршрутной перестановки пословицу «Друзья большие, что братья родные».
№12. Зашифруйте с помощью вертикальной перестановки Фразу «Весна одарила месяц май волшебной силой».
Ответы
Глава 2.
№1. Используй шифр простой цифровой замены. Карантин. №2. Используй шифр простой цифровой замены. Информатика. №3. Расшифруй по первым буквам. Поздравление. №4. Используй шифр Атбаш. Капель. №5. Используй шифр Атбаш. Электричество. №6. Расшифруй по первым буквам. Радость. №7. Используй шифр Цезаря со сдвигом на 8 единиц влево. Родничок. №8. Используй шифр Цезаря со сдвигом на 6 единиц вправо. Гимнастика. №9. Используй шифр кодового слова. Отгадай загадку это и есть кодовое слово. На стене висит давно, На холсте всего полно: Лес и речка, и машина… Называется - ………………. Парус. №10. Используй шифр кодового слова. Кодовое слово тоже. Цыплёнок. №11. Используй шифр кодового слова. Кодовое слово тоже. Бармалей. №12. Используй шифр «Квадрат Полибия». Краски. №13. Используй шифр «Квадрат Полибия». Энциклопедия. №14. 12 16 14 1 18. №15. ЭЬОМРУЩМ
Глава 3.
№1. Используй шифр простой цифровой замены. Падает пушистый снег. №2. Используй шифр простой цифровой замены. Я люблю играть в шахматы. №3. Используй шифр Атбаш. На небе были тучи. №4. Используй шифр Атбаш. На полянке появились первые подснежники. №5. Используй шифр Цезаря со сдвигом на 11 единиц вправо. Красивы родные просторы. №6. Используй шифр Цезаря со сдвигом на 10 единиц влево. По озеру плывут лебеди. №7. Используй шифр кодового слова. Отгадай загадку это и есть кодовое слово. Под окном висит избушка. Птичкам добрая подружка. ……….? Хорошо летом. №8. Используй шифр кодового слова. Кодовое слово тоже. Блины – это русское национальное блюдо.
№9.Используй шифр «Квадрат Полибия». В лесу много деревьев. №10. Используй шифр «Квадрат Полибия». 2021 год – это год Белого Быка. №12. 14 34 31 43 12 55 16 33 16 23 11 12 43 15 26 24
Глава 4.
№1. Используй шифр простой цифровой замены. Не звони в большой колокол – не разглашай тайны. №2. Используй шифр простой цифровой замены. Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью. №3. Используй шифр Атбаш. Ум не в бороде, а в голове. №4. Используй шифр Атбаш. Не каждое ухо может тайну слушать. №5. Используй шифр Цезаря со сдвигом на 9 единиц вправо. Глупый киснет, а умный всё промыслит. №6. Используй шифр Цезаря со сдвигом на 8 единиц влево. Всё тайное становится явным. №7. Используй шифр кодового слова. Отгадай загадку это и есть кодовое слово. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! ………………….? Умом наживают, а бездельем старое проживают. №8. Используй шифр кодового слова. Отгадай загадку это и есть кодовое слово. На палочке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само. Что же это?... Без ума голова лукошко. №9. Используй шифр «Квадрат Полибия». На свой ум надейся, а с чужим советуйся. №10. Используй шифр «Квадрат Полибия». Чужой тайны не разглашай, а свою блюди. №11. 31 62 15 16 25 41 31 43 52 11 25 11 41 13 34 25 43 32 24 32 16 25
Глава 6.
№1. Используй шифр «Анаграмма». Таблицы. №2. Используй шифр «Анаграмма». Выпускница. №3. Используй шифр Ришелье. Информатика. №4. Используй шифр Ришелье. Многообразие. №5. Используй книжный шифр. Математика, 4 класс, 2 часть. Найди площадь. №6. Используй книжный шифр. Литературное чтение, 4 класс, 2 часть. Друзья учили читать Гулливера. №7. Используй шифр маршрутной перестановки. Дешифрование. №8. Используй шифр маршрутной перестановки. Мышонок проснулся дома. №9. Используй шифр вертикальной перестановки. Ключ (2,4,3,1). Правописание. №10. Используй шифр вертикальной перестановки. Ключ (2,1,3). На сосне растут шишки.
Глава 7.
№1. Используй шифр «Анаграмма». Детский сад. №2. Используй шифр «Анаграмма». Работа с текстом. №3. Используй шифр Ришелье. Тетрадь знаний. №4. Используй шифр Ришелье. Серебряный бык. №5. Используй книжный шифр. Литературное чтение, 4 класс, 2 часть. Я люблю пюре. №6. Используй книжный шифр. Окружающий мир, 4 класс, 2 часть. Русские князья строили города. №7. Используй шифр маршрутной перестановки. Без друга в жизни туго. №8. Используй шифр маршрутной перестановки. Друга на деньги не купишь. №9. Используй шифр вертикальной перестановки. Ключ (4,2,5,1,3). Верному другу цены нет. №10. Используй шифр вертикальной перестановки. Ключ (4,2,7,3,1,6,5). Кто не испытал дружбы, тот не жил.
Глава 8.
№1. Используй шифр «Анаграмма». Я познаю мир. №2. Используй шифр «Анаграмма». Шифр кодового слова. №3. Используй шифр Ришелье. Секретный элемент шифра. №4. Используй шифр Ришелье. Друг лучше старый, а платье новое. №5. Используй книжный шифр. Русский язык, 4 класс, 2 часть. Медвежонок побежал и замер у леса. №6. Используй книжный шифр. Литературное чтение, 4 класс, 2 часть. Дагни вчера была на концерте. №7. Используй шифр маршрутной перестановки. Маленькая дружба лучше большой ссоры. №8. Используй шифр маршрутной перестановки. Дерево живёт корнями, а человек друзьями. №9. Используй шифр вертикальной перестановки. Ключ (3,6,8,1,7,4,2,5). Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. №10. Используй шифр вертикальной перестановки. Ключ (2,5,1,3,4). Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Для заметок