Математические открытия в виде инфографики

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математические открытия в виде инфографики

Панарина А.А. 1
1МАОУ СОШ № 211 имени Л.И.Сидоренко
Тарасова Е.А. 1
1МАОУ СОШ № 211 имени Л.И.Сидоренко
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире информация окружает нас повсюду и в огромном объеме. Интернет, социальные сети, книги и прочие источники хранят в себе знания в колоссальном объеме. Но как не запутаться среди всей этой информации? Существует ли такой способ обучения, в котором наиболее важная информация представлялась бы в самой удобной форме для восприятия людей – посредством зрения? Таким способом, который не терял бы информативности, но был более красочным и запоминающимся? Такой способ презентации и структурирования информации существует и название его – инфографика.

Почему школьники редко углубляются в изучении истории математики, открытий и изобретений? На мой взгляд, потому, что чаще всего эта информация изложена в учебниках текстуально, без иллюстраций и применения других способов привлечения визуального внимания, схематичного отображения материала. Поэтому многие учащиеся, избегая сложностей в поиске и запоминании необходимой информации, упускают некоторые, а порой и ключевые, элементы знаний.

В ходе своего проекта я провела исследование, подтверждающее высокую эффективность инфографики в восприятии и запоминании информации, разработала графический вариант отображения информации о научных открытиях в математике, позволяющий наиболее глубоко и качественно его усвоить, применять в процессе обучения.

Цель: визуализация в инфографике достижений известных ученых

Задачи:

Изучить способы получения информации и провести исследование на выявление наиболее подходящих обучающимся

Рассмотреть инфографику как способ представления информации

Систематизировать и отразить в инфографике информацию об открытиях и достижениях некоторых ученых

Проблема проекта: разработка наиболее эффективного способа усвоения информации для обучающихся

Продукт проекта: буклет, отражающий в инфографике информацию об открытиях и достижениях некоторых ученых.

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Человек каждый день получает огромное количество информации из различных источников. Но какими бы не были данные источники, существуют 5 основных информационных каналов, которые связывают внешний мир и человека, и через которые человек эту информацию воспринимает. Этими информационными каналами являются 5 органов чувств: органы зрения - глаза, слуха - уши, вкуса - язык, обоняния - нос и осязания - кожа. При утрате одного из таких каналов усиливается информационная роль других. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения так же несут определенную информацию. Например, если вы почувствовали запах гари, то поймете, что на кухне сгорел обед, который вы оставили без внимания. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара, соли или перца в блюде. На ощупь, то есть через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов, их шероховатость. Все эти ощущения определенными информационными сигналами передаются в мозг, где и остаются на сохранение в нашей памяти. Значит это тоже наши знания, а стало быть – информация.

Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

• через зрение мы получаем информацию в виде изображения;

• через слух воспринимается информация в звуковом виде;

• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;

• через вкусовые рецепторы – информация от вкусовых ощущений;

• через осязание – информация в виде осязательных (тактильных) ощущений.

На основе своего собственного опыта получения знаний в школе, я могу сказать о том, что в процессе обучения в школе ученики воспринимают информацию в основном через два органа чувств: зрения и слуха. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем информацию из учебников, конспектов, раздаточных материалов, а с помощью слухового анализатора мы воспринимаем речь учителя, какие-либо аудиозаписи, несущие в себе информацию по уроку, и тому подобное. Но в данной работе мной будет рассмотрен только один способ получения и восприятия информации – через органы зрения, то есть в визуальном виде.

Помимо способов получения информации, существуют также и способы ее представления, в работе будет рассмотрено и представлено три способа:

Текстовый способ представления.

Характеризуется данный способ тем, что вся информация излагается в виде сплошного текста, но он также может включать символьные обозначения и цифровые значения отдельных величин, формулы.

Табличный способ представления.

Характеризуется тем, что строго форматизированные данные тщательно систематизируются по определенными признакам и располагаются в строго определенных этими признаками полях документа, называемого таблицей. Как правило, первый столбец и первая строка таблицы служат для того, чтобы размещать показатели, а уже в полях таблицы располагаются их значения.

Графический способ представления (Инфографика).

Характеризуется тем, что для представления информации используются схемы, рисунки, графики, чертежи, фотографии и т.д.

Все данные способы представления информации используются в нашей школе для получения знаний. Но какой из них несет большую пользу и является наиболее удобным, подходящим и эффективным для большинства учащихся?

ИССЛЕДОВАНИЕ

Для установления наиболее выигрышного способа представления информации учащимся я провела исследование способом анкетирования. В анкетировании приняли участие учащиеся 8-10 классов нашей школы. В ходе анкетирования было определено: при каком способе представления информации ученики быстрее и полноценнее ее обрабатывают; какой способ показался им наиболее удобным, и какой бы они выбрали сами для своих конспектов. Кроме того было учтено то, каким способом представления информации чаще всего пользуются учителя на уроках.

Суть исследования заключается в том, что участникам предоставляется определенная информация в различных способах ее представления и к каждому из способов прикрепляются определенные подготовленные вопросы, на которые нужно ответить.

Информация, представленная в различных способах, раздается учащимся поочередно. Сначала они в течение минуты отвечают на вопросы к тексту, затем выдается материал, представленный в виде таблицы, и завершает материал с инфографикой. В конце исследования участникам предлагается к заполнению анкета с вопросами по прохождению исследования.

В исследовании были представлены следующие материалы и вопросы к ним:

Материал № 1 и вопросы к нему (см. Приложение №1)

Материал №2 и вопросы к нему (см. Приложение №1-2)

Материал №3 и вопросы к нему (см. Приложение №3)

После данного исследования учащимся были выданы анкеты, содержащие следующие вопросы и варианты ответов на них: (см. Приложение №3)

Результаты исследования.

Мной было опрошено 7 классов (два 10 класса, три 9 класса и два 8 класса). В ходе анализа результатов проведенного исследования подтвердилось, что представление информации в виде инфографики оказалось выигрышным способом быстрого понимания и усвоения информации по сравнению с другими.

Материал №1

В каждой из параллелей 8,9 и 10 класса было очень малое количество людей, которые смогли бы ответить на все вопросы по тексту, чаще всего учащиеся либо вовсе не смогли/не успели ответить на данные вопросы, либо же ответили, но только на один-два. Таким образом, из 210 участников полностью смогли ответить на вопросы по тексту только 27, что составляет 13% от всего количества респондентов, 102 человека, то есть 48% ответили на 1-2 вопроса, а 81человек – 39% вовсе не смогли ответить на вопросы.

Материал №2

Ситуация с таблицей несколько отличается, здесь показатели уже выше, обучающиеся смогли более успешнее справиться с заданиями. На все 3 вопроса смогли ответить 95 человек, что составляет 45% от всего количества респондентов, 60 человек, то есть 28% ответили на 1-2 вопроса, а 55 человек -26% вовсе не смогли ответить на вопросы.

Материал №3

С вопросами к рисунку (инфографику) учащиеся справились лучше всего. Каждый из респондентов справился хотя бы с одним из вопросов, не было тех, кто бы ни на что не ответил. Таким образом, на все 3 вопроса смогли ответить 162 человека – 77% от всего количества, на 1-2 вопроса ответили 48 человек – 23%

Результаты исследования представлены на диаграмме (см. диаграмму №1 в Приложении №4)

По данным диаграммам можно без труда заметить, что наиболее результативно ребята смогли ответить на вопросы именно по инфографику, что говорит о том, что информация в таком виде на самом деле усваивается быстрее, легче и полноценнее, а значит, если его будут использовать при обучении, то оно будет проходить эффективнее.

Результаты анкетирования с вопросами по прохождению исследования:

1 вопрос: (см. диаграмму №2 в Приложении №4)

14 человек, а то есть 7% респондентов ответили, что наиболее удобно им было воспринимать информацию с помощью текста, 37 человек – 17% ответили, что с помощью таблицы, 159 человек – 76% ответили, что с помощью инфографика (информационного плаката).

Вывод:данный анализ результатов показывает, что детям действительно удобнее и проще воспринимать информацию, представленную в виде информационного плаката – инфографики

2 вопрос: (см. диаграмму №3 в Приложении №5)

8 человек, а то есть 4% респондентов ответили, что написали бы конспект – подсказку в виде текста, 60 человек – 28% выбрали вариант в виде таблицы, а 142 человека – 64% ответили, что в виде рисунка, схемы.

Вывод:по данным результатам видно, что дети выбрали бы «упаковать» необходимую для них информацию именно в виде инфографики, что еще раз доказывает тот факт, что это наиболее удобный способ представления информации для ее восприятия.

3 вопрос: (см. диаграмму №4 в Приложении №5)

9 человек, а то есть 4% респондентов ответили, что им легче воспринимать сложную информацию в виде текста, 53 человека – 25% ответили, что в виде таблицы, а 148 человек – 71% выбрали различные схемы, рисунки и прочее, то есть инфографику.

Вывод: по результатам ответов на данный вопрос учащихся, можно сказать о том, что для большей части респондентов инфографика является наиболее эффективным способом запоминания сложной информации, а значит, ее стоило бы использовать в процессе обучения учащихся в школе и во время их самообучения.

Таким образом, я прихожу к общему выводу, что инфографика является наиболее эффективным вариантом представления информации.

ИНФОГРАФИКА – КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний.

Для инфографики требуется особое умение лаконично сочетать большой объем информации, чисел и визуальных образов. Это работа не только с текстом, но и с его шрифтом, не просто сбор данных, но их анализ и обработка, и, конечно же, работа с графическими изображениями. Одной из главных целей инфографики является улучшение процесса восприятия информации, объяснение непонятной информации в понятных визуальных образах, а также передача данных в кратком и интересном сообщении, выглядящее привлекательнее, по сравнению с простым текстом.

Термин «инфографика» является сравнительно новым, но идея передачи информации в графическом виде существует уже очень давно. Тысячи лет назад люди, жившие во временах до нашей эры, пытались объяснить явления окружающего их мира изобразительными средствами, им нужно было быстро передавать и запечатлять знания о внешнем мире для того, чтобы эта информация так же быстро передавалась между ними и была передана их потомкам. А происходит это быстро только тогда, когда люди запечатляют какую-либо информацию в самом простом для человека виде – в виде рисунков, различных обозначений, знаков и т.п. Об этом свидетельствуют пещерные рисунки, созданные 30 000 лет назад, древние египетские иероглифы, удивительным образом передающие сложнейшие истории средствами простой иконографии, эволюция китайской письменности, и, наконец, самые первые образцы картографии и гистограмм. И сейчас, из далеких времен, к нам возвращается эта «инфографика», только имеющая уже свой научный термин, определение, способы, секреты ее создания, а также воспроизводящаяся уже на компьютерах, а не на скалах и в пещерах. Происходит так потому, что от природы человек наделен способностью видеть. Он склонен узнавать и воспринимать что-то новое лучше всего тогда, когда информация представлена в наглядном виде.

Современная инфографика была подвержена некоторым изменениям по сравнению со своими предшественниками. Но, тем не менее, суть остается прежней. Сочетание наглядности изложения с передачей информации – это то, в чем кроется популярность инфографики. В эпоху нашего времени, когда информация окружает нас повсюду, инфографика стала жизненно необходима, ведь нужно суметь быстро увидеть, проанализировать и понять огромное количество информации.

Инфографика обладает преимуществом в сравнении с текстом и таблицами за счет ее сжатой формы и нестандартного подхода к подаче сухих сведений. Там, где понадобятся целые абзацы для пояснений, будет достаточно инфографического элемента с лаконичными подписями.

Ценность инфографики для читателей определяет легкость ее восприятия, скорость чтения и запоминания информации, а так же эстетичность подачи.

Инфографика широко используется в таких источниках как материалы для сайтов, наполнение для социальных сетей, онлайн рассылки, коммерческие предложения, реклама и др.

Во всех этих источниках инфографика представляется в многочисленных различных вариантах, которые подразделяются на 2 группы:

1. Диаграммы, гистограммы, номограммы и графики, которые подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т. п.). Данные виды используются для представления количественных (числовых) данных.

2. Многочисленные типы карт, схем, изображений и их последовательностей. Такие виды организации информации используют для представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных.

Например:

1. Организационные диаграммы, отражающие структуру объекта. Они призваны обозначить функции и оптимизировать связи подчиненных структур, с целью оптимизации работы объекта в целом;

2. Диаграммы трендов, определяющие стратегию развития процессов. На такой диаграмме все показатели представлены в наглядной форме, облегчающей планирование и принятие решений;

3. Планы-графики, четко определяющие последовательность решения задач в ходе того или иного процесса;

4. Технологические диаграммы, на которых четко представлены особенности и стадии технологических процессов;

5. Разнообразные схемы, при помощи которых акцентируется внимание на наиболее важных моментах;

6. Рисунки и схемы, наглядно и доступно представляющие тот или иной процесс или ситуацию и незаменимые при объяснении материала;

7. Графы, визуализирующие переходы или связи понятий, событий, процессов;

8. Инфографические миниатюры – пиктограммы, иконки, указатели;

9. Временные шкалы – повествуют историю во времени;

10. Карты – доносят культурную, географическую и демографическую информацию.

Существуют моменты, которые нужно учитывать при представлении информации в виде информационной графике:

количество информации, которой вы обладаете и которую нужно поместить в инфографику

классификация информации — различные классификации требуют использования соответствующих визуальных форматов. Ричард Саул Вурман обозначил 5 способов систематизации информации: по местоположению, по алфавиту, в хронологическом порядке, по категориям и в иерархическом порядке;

среда, в которой будет располагаться информации;

место, где в основном будет размещена информация (в интернете, на экране телевизора);

размеры информации.

Преимущества инфографики перед другими видами представления информации:

Инфографика активирует оба полушария человеческого мозга. При усвоении новой информации задействовано левое полушарие, а в правом полушарии находятся центры восприятия изображений. Если взять во внимание, что 90% информации мозговые центры получают через органы зрения, а из прочтенного в памяти остается лишь 1/5 часть, а изображения отпечатываются в памяти гораздо лучше (около 80%), то инфографическая передача данных в 4 раза повышает запоминаемость.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ В ВИДЕ ИНФОГРАФИКИ

В современном мире учащиеся редко углубляются в изучение истории математики, открытий величайших ученых. Школьники просто не имеют желания читать огромные тексты и запоминать огромное количество информации.

В ходе исследования было установлено, что самым удобным и эффективным способом получения информации на самом деле является инфографика. Именно поэтому мной было решено представить информацию об открытиях в математике в более упрощенном виде, то есть в виде инфографики для того, чтобы дети, только взглянув на данные изображения, могли быстро ухватить для себя необходимую информацию.

В ходе своей научной деятельности математики оставляют свои так называемые «автографы», в них входят и великие открытия данных ученых, которые значительно повлияли на математику. Каждое из открытий, которое названо в честь ученого будем так и называть «автографом» ученого, а другие научные открытия будем называть «штрихами». Данные «автографы» и «штрихи» с помощью инфографики я совмещу воедино и составлю общий научный портрет ученого.

Архимед

Одним из величайших открытий Архимеда является - число ;

Другим открытием является – установление площади фигуры, ограниченной первым витком спирали, носящей его имя, - спирали Архимеда. S;

Так же Архимед установил отношение объема цилиндра к объему вписанного в него шара, которое равно , по мнению Архимеда, это достижение являлось величайшем из всех его остальных достижений, он даже завещал, чтобы оно было высечено на его надгробном камне в Сиракузах;

«Автографом» Архимеда является именная фигура – арбелон Архимеда. В ней площадь арбелона равна площади круга с диаметром, равным отрезку CD, т.е. отрезку перпендикуляра к диаметру AB, восстановленному из точки C до пересечения с дугой полукруга ADB.

Соберем данные «штрихи» и «автограф» Архимеда в его общий математический портрет: (см. рис. 1 в Приложении №6)

Фалес Милетский

Ярким «автографом» этого ученого является знаменитая теорема, названная его именем – Теорема Фалеса;

Им была выведена теорема о равенстве вертикальных углов;

Вывод теоремы о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника так же принадлежит Фалесу;

Еще одним открытием Фалеса является Второй признак равенства треугольников;

Фалесом так же была выведена теорема о том, что вписанный угол, опирающийся на диаметр, прямой.

Соберем данные «штрихи» и «автограф» Фалеса в его общий математический портрет: (см. рис. 2 в Приложении №6)

Пифагор

«Автографом» этого ученого является его знаменитая теорема, названная его именем, - Теорема Пифагора;

Пифагор так же открыл несоизмеримые отрезки;

Еще одним его открытием является теорема о сумме углов треугольника;

Пифагор является творцом элементарных принципов построения правильных многогранников;

Пифагором была выведена формула сумма n чисел натурального ряда.

Соберем данные «штрихи» и «автограф» Пифагора в его общий математический портрет: (см. рис. 3 в Приложении №7)

Аполлоний Пергский

Аполлоний дал полное и систематическое учение о конических сечениях. Ученый дал названия этим кривым: «эллипс», «парабола», «гипербола»;

Аполлонию удалось открыть новое геометрическое место точек, отношение расстояний которых до двух данных точек – есть величина постоянная, равная заданному отношению (пусть m:n);

Аполлоний смог решить знаменитую задачу, названную Аполлония, она является его «автографом». Читается она так: Даны три окружности. Построить четвертую окружность так, чтобы она касалась всех трех данных окружностей.

Соберем данные «штрихи» и «автограф» Аполлония в его общий математический портрет: (см. рис. 4 в Приложении №7)

Франсуа Виет

Один из «штрихов» Виета – Теорема синусов;

Так же данный ученый имеет именной «автограф», известный всем, - Теорема Виета;

Франсуа Виета называют «отцом алгебры», потому что он ввел в эту науку буквенную символику;

Математик получил замечательную формулу, выражающую число через бесконечное произведение;

Виет популизировал теорему косинусов в Европе.

Соберем данные «штрихи» и «автограф» Виета в его общий математический портрет: (см. рис. 5 в Приложении №8)

Рене Декарт

Гениальным творением этого французского математика является прямоугольная система координат. В этой системе так же появились Декартовы координаты, являющиеся его именным «автографом», которые стали поворотным пунктом в математике;

В своей «Геометрии» (1637) Декарт разработал метод координат, благодаря которому появилась возможность истолковывать алгебраические выражения в виде геометрических образов и наоборот;

Декарт впервые в науке ввел понятие независимой переменной и функции;

Рене Декарт стал первым, кто изучил и описал кривые 4-ого порядка, так называемые, овалы Декарта;

Еще одним «автографом» Декарта является кривая, носящая его имя– это кривая 3-его порядка, названная «Декартов лист»;

Декарт определил еще одну замечательную кривую – логарифмическую спираль;

Данный ученый сформулировал утверждение о том, что число действительных и комплексных корней уравнения равно его степени;

Правило знаков Декарта или теорема Декарта была доказана им – так же «автограф» Декарта. Это теорема, утверждающая, что число положительных корней многочлена с вещественным коэффициентом равно числу перемен знаков в ряду его коэффициентов или на четное число меньше этого числа;

Немалой заслугой Декарта было совершенствование математической символики: введение латинских букв x, y, z – для неизвестных; a, b, c – для коэффициентов; – для степеней, и другие.

Соберем данные «штрихи» и «автографы» Декарта в его общий математический портрет: (см. рис. 6 в Приложении №8)

Леонард Эйлер

«Автографом» Эйлера является окружность, названная его именем – окружность Эйлера. Это окружность девяти точек, в которой основания медиан, основания высот и середины расстояний от ортоцентра треугольника до его вершин лежат на одной окружности;

Другим «автографом» Эйлера является формула, связывающая число вершин, граней и ребер выпуклого многогранника. В+Г-Р=2, где В – число вершин, Р – число ребер, Г - число граней;

Еще одним «автографом» Эйлера является еще одна формула, носящая его имя – Формула Эйлера для комплексных чисел. Она утверждает, что для любого числа х выполняется следующее равенство: , где е – экспонента, одна из важнейших математических констант, определяющаяся формулой: , i – мнимая единица.

Соберем данные «автографы» Эйлера в его общий математический портрет: (см. рис. 7 в Приложении №9)

Так же многие ученые создавали свои собственные труды, имеющие абсолютно разные названия, в моей работе мной было решено собрать их в отдельный информационный график:

Работы и труды Евклида: «Начала», «О делении фигур», «Конические сечения», «Поризмы»;

Работа Лобачевского: «О началах геометрии»;

Работы Архимеда: «Измерение круга», «Палимпсест Архимеда», «О шаре и цилиндре», «О спиралях», «О плавающих телах», «О касающихся круга»;

Работы Эратосфена: «О средних величинах», «Платоник»

Работы Аполлония: «О конических сечениях», «О винтовых линиях», «О неупорядоченных иррациональностях»;

Работа Декарта: «Геометрия»;

Работы Ковалевской: «Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки», «О преломлении света в кристаллах»;

Работы Герона: «Метрика», «Геометрика», «Стереометрика»

Соберем все эти данные в одну схему и получим инфографик: (рис. 8 в Приложении №9).

Перечисленные выше открытиях в математике представлены мной в информационном буклете. (Приложение 10)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я визуализировала в виде инфографики достижения известных ученых, что поможет школьникам быстро, легко и качественно узнать и запомнить информацию, связанную с историей математики, и, благодаря этому может повыситься интерес учащихся к данной теме, так как им не придется тратить на поиск информации много времени. Это обуславливает успешное достижение цели моей работы. Так же я провела исследование, в ходе которого отчетливо показала, что информация, представленная в наглядном виде – в виде инфографики усваивается людьми быстрее и легче и в процессе обучения стоит использовать именно такой метод представления информации.

В рамках всех этих изысканий, я изучила и рассмотрела такое новое для себя понятие, как инфографика, проанализировала способы получения и способы представления информации, изучила большое количество литературы и узнала много нового для себя из истории математики.

В ходе моей работы я научилась добывать, анализировать и представлять информацию в сокращенном виде без потери смысла, с высокой скоростью восприятия, так же я научилась создавать инфографики и представлять в виде них сокращенный объем большого количества информации.

Практическая значимость моей работы заключается в создании буклета об истории математики для обучающихся, помогающем быстро и легко узнать и запомнить интересную информацию о великих открытиях, что способствует расширению кругозора и осведомленности учащихся в математике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; сокр.пер. с англ. B. Н. Самохина. – Москва : Прогресс, 1974. – 392 с

Дышинский Е. А., Малых А. Е. Материалы к историко-математическому конкурсу для X-XI классов (с методическими рекомендациями)/Редактор Т.В. Паршина

Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – URL:

Иэн Стюарт. Значимые фигуры. Жизнь и открытия великих математиков.

Кулабухов С.Ю., Лысенко Ф.Ф. Математика. Карманный справочник. 7-11-е классы.

http://e-koncept.ru/2014/14302.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение 1

Материал №1 и вопросы к нему

Поводом к Первой мировой войне послужило убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня 1914 года девятнадцатилетним сербским студентом Гаврилой Принципом, который являлся членом тайной организации "Молодая Босния", борющейся за объединение всех южнославянских народов в одном государстве.

23 июля 1914 года Австро‑Венгрия, заручившись поддержкой Германии, предъявила Сербии ультиматум и потребовала допустить на территорию свои воинские формирования, чтобы совместно с сербскими силами пресечь враждебные акции.

Ответ Сербии на ультиматум не удовлетворил Австро‑Венгрию и 28 июля 1914 года она объявила войну. Россия, получив заверения в поддержке со стороны Франции, открыто выступила против Австро‑Венгрии и 30 июля 1914 года объявила о всеобщей мобилизации. Германия, воспользовавшись этим поводом, 1 августа 1914 года объявила войну России, а 3 августа 1914 года – Франции. После вторжения немцев 4 августа 1914 года в Бельгию Великобритания объявила войну Германии.

1) Как повела себя Россия в 1914 году на фоне Сербско-Австрийского конфликта?

2) Членом, какой организации являлся убийца австрийского эрцгерцога?

3) В каком году Великобритания объявила войну Германии?

Материал №2 и вопросы к нему

Акты агрессии накануне Второй мировой войны

Год

Регион

Участники

Итоги

1931-1933

Дальний Восток

Япония, Китай

Оккупация Маньчжурии японскими войсками и создание на ее территории вассального государства Маньчжоу-Го. После осуждения агрессии Лигой наций Япония вышла из этой организации.

Приложение 2

1935-1936

Африка

Италия, Эфиопия, Германия

Завоевание Италией Эфиопии, Лига наций ввела против Италии экономические санкции

1936

Европа

Германия

Ввела войска в Рейнскую демилитаризованную зону, нарушив условия Версальского мира. Франция никак не отреагировала на появление немецких войск у своих границ.

1937

Дальний Восток

Япония, Китай

Япония вторглась в Центральный Китай, захватила крупнейшие города Пекин, Шанхай, Тяньцзинь

Февраль- март 1938

Европа

Германия, Австрия

Аншлюс (присоединение) Австрии привел к тому, что она стала частью Германии

Июль-август 1938

Дальний Восток

Япония, СССР

Попытка захватить сопки у оз. Хасан на территории СССР не удалась, СССР заставил коммунистов Китая подписать соглашение с партией Гоминьдан о создании единого фронта для борьбы с японской агрессией и оказал им большую военную помощь, США и Англия заняли политику невмешательства

1) Когда Япония вторглась в Центральный Китай?

2) Какие страны участвовали в акте агрессии в феврале 1938 года в Европе?

3) В каком регионе Италия вела боевые действия с Эфиопией?

Приложение 3

Что нужно сделать перед прививкой и осмотром врача?

На какой день вводится вторая доза?

3)До скольки лет может сохраняться иммунитет?

Вопросы к анкетированию:

1) В каком виде Вам легче и удобнее воспринимать информацию?

А) текст

Б) таблица

В) информационный плакат

2) В каком виде вы бы написали конспект-подсказку?

А) текст

Б) таблица

В) рисунок, схема

3) В каком виде Вам проще усваивать сложную информацию?

А) В виде текстов из учебников или других источников

Б) В виде таблиц из различных источников

В) В виде различных рисунков, схем, графиков, диаграмм.

Приложение 4

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Приложение 5

Диаграмма №3

Диаграмма №4

Приложение 6

рис. 1. «портрет» Архимеда

рис 2. «портрет» Фалеса

Приложение 7

рис. 3 «портрет» Пифагора

рис. 4 «портрет» Аполлония

Приложение 8

рис. 5 «потрет» Виета

рис. 6 «портрет» Декарта

Приложение 9

рис. 7 «потрет» Эйлера

Рис. 8 труды ученых

РенеДекарт (1596-1650г.г.)-французский философ, математик и естество-испытатель; один из основоположников философии Нового времени и аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции.

 

Приложение 5

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

ОТКРЫТИЯ

ВЕЛИКИХ

УЧЕНЫХ

Леонард Эйлер(1707-1783г.г.)- швейцарский, немецкий и российский учёный, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук

Аполлоний Пергский

( 262г. До н.э.)- древнегреческий математик.

Франсуа Виет

(1540 – 1603)

французский математик.

Фалес Милетский

(625г. До н.э) - древнегреческий философ и математик

Пифагор

(570 – 495гг. до н.э.)- древнегреческий математик

Труды

великих математиков

Архимед(287-212гг. до н.э.)

древнегреческий ученый и инженер

Просмотров работы: 295