ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек с детства встречается со сказками. Мы приходим в школу и слушаем сказки на уроках литературы. Сказки – это приключения, мы несерьезно относимся к ним. Но вдруг сказки стали встречаться на уроках математики.
А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными с этой особой. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков…
Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут!
Они не занимают много времени, но очень важны: поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, создает картинно-образный облик мира. В стихотворной форме учитель может сообщать о цели урока, давать формулы на запоминание, формулировать выводы. Зарифмованные строки лучше запоминаются, и в нужный момент правило или формула всплывут в памяти учеников.
Было бы отлично в начальных классах на уроках от учителя услышать интересную сказочную историю и решить в ней какую-то математическую задачу. Таким образом, цель моей работы заключается в следующем: выяснить роль сказки на уроках математики, притом я добавил свой национальный колорит, то есть математические задачи будут отражать наши якутские сказки.
Для достижения цели нужно решить ряд задач:
Обработать и проанализировать родную литературу по части сказок
Систематизировать обработанный материал, выбрать несколько сказок,
Попросить директора Покровской художественной школы использовать рисунки детей школы для моего проекта,
Провести анкетирование учеников школы.
Придумать математические задачи на основе рисунков детей Хангаласского улуса,
Применить данные задачи на одноклассниках – провести открытый урок.
Предмет исследования: Применение Якутских сказок на уроках в математике для усвоения темы.
Объектом данной работы является литература, рисунки детей Хангаласского улуса Якутии и сайты интернета, посвященные различным подходам в ведении уроков математики.
Методы исследования:
теоретические (изучение, анализ и выбор сказок, обобщение, систематизация литературы, в частности Якутских сказок);
практические (опрос учащихся, практическая работа: создание математических задач).
Гипотеза: Сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов и развивает у учащихся логическое мышление или мешает этому и не развивает у учащихся необходимые навыки.
Практическая значимость: Использование сочинения сказок при обучении математике повышает учебную мотивацию и качество знаний, формирует умение самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию. Новизна заключается в использовании при этом сказок своего народа и рисунков детей Покровской художественной школы.
АНКЕТИРОВАНИЕ (Гугл-опрос)
С целью выяснить роль сказки на уроках математики я провел анкетирование среди учеников 5-7 классов своей МБОУ Покровской средней школы №1 и получились следующие результаты.
Опрос для детей на проект
"Математические задачи на якутских сказках"
№ п/п |
Вопрос |
Ответы |
Кол-во ответов |
Удельный вес в % |
1 |
Когда вам в последний раз рассказывали или читали Сказку? |
вчера перед сном |
9 |
9% |
1-2 года назад |
10 |
10% |
||
В детском саду |
20 |
19% |
||
Когда был маленьким |
27 |
26% |
||
не могу вспомнить |
29 |
28% |
||
Другое |
9 |
9% |
||
2 |
Понравилось бы вам, если бы учитель математики на уроке задавал задачи на основе сказок? |
да |
60 |
58% |
нет |
23 |
22% |
||
не понимаю как это |
21 |
20% |
||
3 |
Решать задачи основанные на сказках будут усваиваться детьми легче? |
да |
52 |
50% |
нет |
6 |
6% |
||
не знаю |
46 |
44% |
||
4 |
Какие вы видите плюсы, если математические задачи будут основываться на сказках своего народа? |
Дети будут знать свои родные сказки |
64 |
62% |
Дети заинтересуются своими родными сказками |
46 |
44% |
||
У детей возникнет чувство патриотизма |
10 |
10% |
||
Другое |
10 |
10% |
В моем гугл-опросе поучаствовало 104 ребенка, результаты вы видите выше.
Составил диаграммы результатов
На данный вопрос 82% опрошенных детей ответили, что сказки им рассказывали очень давно (1-2 года назад – 10%, в детском саду – 20%, когда был маленьким – 27%, не могу вспомнить – 29%), что довольно-таки большой процент.
На данный вопрос 57,7% опрошенных детей ответили, что им понраивлось бы есои учитель задавал задачи, основанные на сказках, 20,2% сказали, что не понимают, как это, думаю, что данным детям никогда на основе сказки задачи не задавали. 22,1% детей ответили нет, так как считаю, что данные дети и не знают этого, поэтому ответили так.
50% опрошенных детей ответили, что решать задачи основанные на сказках будут усваиваться детьми легче, 44,2% не знают этого так как им не приходилось с этим сталкиваться. И только 5,8% детей ответили «нет».
В данном вопросе можно было выбрать сразу несколько вариантов ответов. 90,4% опрошенных детей видят плюсы.
Проведенный опрос среди учеников показал, что ребятам нравятся сказки на уроках математики, на таких уроках не нужно решать, ты просто ненавязчиво запоминаешь новую тему (доля от числа, проценты, дроби итд). И я решил с моим учителем математики провести открытый урок на мою тему и проанализировать его.
Практическая часть.
В первую очередь я проанализировал довольно таки много якутских сказок и составил список сказок для составления мною математических задач:
«Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» - Однажды утром Бабушка Бэйбэрикээн с пятью коровами пошла на поле выгуливать своих коров. На краю поля нашла растение с пятью листьями и принесла домой, которая в последующем стала Красивой девушкой.
«Таал-Таал эмээхсин» - История о том, что однажды Старушка Таал-Таал пошла в прорубь взять воды, по дороге поскользнулась, упала и не могла встать, тогда она стала просить всех, чтобы помогли ей встать.
«Тураах хара дьуhуннэммитэ» - Было время, когда ворона была белой, она позже всех улетала в теплые края, но прилетала раньше всех, я тогда всем птицам стало интересно как так она умудряется. Ворона своего секрета не сказала, тогда другие птицы поймали и бросили ее в огонь.
«Чаачахаан уонна Алаа Мо5ус» Когда-то жил, говорят, Чаачахаан, человек с острым умом, прославившийся своей смелостью. Говорят, он был честным человеком, никогда не воровал, не разорял. Такой он был покладистый. Вместе с тем он ничего не боялся, был бесстрашным. Сказка о том, как Чаачахаан победил чудовище Алаа Мо5ус.
В о-вторых, я сходил в Покровскую художественную школу, посмотрел здание школы, поговорил с директором Харитоновым Александром Васильевичем и попросил для своего проекта рисунки детей по данным якутским сказкам. Александр Васильевич всегда понимал детей и с радостью помог мне и предоставил рисунки своих детей для моего проекта.
Первая в Хангаласском улусе, третья в Республике Саха (Якутия) Покровская детская художественная школа была создана на базе художественного отделения Покровской детской музыкальной школы по инициативе директора школы, Харитонова Александра Васильевича в 1995-96 учебном году.
Сейчас творческая активность художественной школы насчитывает более 10-ти государств мира, это: Америка, Франция, Китай, Япония, Южная Корея, Греция, Болгария, Индия, Киргизия, Казахстан и т.д.
О творчестве юных художников Покровской детской художественной школы по инициативе Первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева выпускается серия книг «Рисуют дети Хангаласа», а также построены два учебных корпуса.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Мною были придуманы следующие математические задачи с решениями
Задача №1
«Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»
Бабушка Бэйбэрикээн утром пошла искать своих коров, на первом поле она нашла 2 коровы, а на втором поле нашла на 1 корову больше. Сколько всего коров нашла бабушка Бэйбэрикээн?
Алексеева Капа, 8 лет. Качикатская ДШИ. Рук. Тырылгин Н.Е.
Дано: |
Решение: |
1 поле – 2 коровы 2 поле – на одну корову больше Найти: Сколько всего коров нашла бабушка Бэйбэрикээн? |
2-ое поле: 2 + 1 = 3 коровы На 1-м и 2-м поле: 2 + 3 = 5 коров Ответ: 5 коров нашла бабушка Бэйбэрикээн |
Задача №2
«Таал-Таал эмээхсин»
Бабушка Таал-Таал пошла на озеро взять воды, набрала воды в 2 ведра по 6 литров каждый и на обратном пути она поскользнулась и упала, в одном ведре вылилось половина воды, в другом 1/3 воды осталась, сколько литров воды осталось в ведрах?
Данилова Дайаана, 12 лет. Покровская ДХШ. Рук. Оконешникова Т.Р.
Дано: |
Решение: |
1 ведро – вылилась половина 2 ведро – осталась 1/3 воды Найти: Сколько всего литров осталось в двух ведрах? |
1-ое ведро: 6 : 2 = 3 литра осталось 2-ое ведро: 6 * 1/3 = 2 литра осталось 1-ое + 2-ое ведро = 3 + 2 = 5 литров Ответ: 5 литров воды осталось в двух ведрах бабушки Таал-Таал. |
Задача №3
«Тураах хара дьуhуннэммитэ»
Однажды ворона сказала птицам, что полетит в теплые края позже них на 2 дня, но долетит до места назначения за 7 дней и на 3 дня раньше других птиц. Какого числа долетят другие птицы, если они вылетят 10 числа?
Шараборина Айта, 12 лет. рук. Харитонова Л.В.
Дано: |
Решение: |
Др.птицы вылетят 10 числа Ворона вылетит на 2 дня позже Ворона долетит за 7 дн. Ворона долетит на 3 дня раньше Найти: Какого числа долетят другие птицы? |
Ворона вылетит: 10 + 2 = 12 числа Ворона долетит: 12 + 7 = 19 числа Другие птицы долетят: 19 + 3 = 22 числа Ответ: 22 числа долетят другие птицы. |
Задача №4
«Чаачахаан уонна Алаа Мо5ус»
Алаа Могус весит 1 тонну, старик Чаачахаан составляет 7% от веса Алаа Могуса. Сколько весит старик Чаачахаан?
Тихонов Егор 13 лет. Рук. Тырылгин Н.Е.
Дано: |
Решение: |
Алаа Могус весит 1 тонну Чаачаахаан – 7% от веса Алаа Могуса Найти: Вес старика Чаачахаана? |
1 тонна = 1000 кг Вес Чаачахаана = 1000 * 7 / 100 = 70 кг Ответ: 70 кг весит старик Чаачахаан. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», – говорится в объяснительной записке программы по математике.
Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, подготовки школьников к дальнейшему образованию и самообразованию. В основе обновления и перестройки школьного образования лежит и проблема развития творческой личности учащегося, которая предполагает полное обеспечение возможностей для ее самораскрытия и самосовершенствования. При таком подходе ребенок рассматривается как уникальный, саморазвивающийся индивид.
Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала.
Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо создание детьми математических сказок, которые являются одной из форм развития математического творчества. Обучаться математике необходимо, но мысль должна идти "изнутри". Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся.
В ходе моего проекта я пришел к выводу: что сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся логическое мышление.
После проведенного открытого урока я пришел к выводу, что Мой проект предусматривает несколько целей, с которыми я считаю справился:
Ребята с интересом слушали и решали задачи - это способствовало ребятам хорошему усвоению математики;
Ребята, увидев картинки якутских сказок вспомнили и закрепили их – будут знать свои родные якутские сказки;
И узнали про нашу художественную школу уже изнутри, какие интересные и красивые рисунки там создаются - популяризация рисунков Покровской художественной школы.
На уроках, на внеклассных мероприятиях, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку. Благодаря сказке на разных мероприятиях присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное – ученики учатся математике.
А также нами созданные сборники математических задач по картинкам Якутских сказок подарили детям из моего класса.
Список использованной литературы
Саха литературата: 5 кылааска уерэнэр учебник-хрестоматия. – Дьокуускай: Бичик, 1999. – 184 с.
Литературно-художественное издание для детей дошкольного возраста «Как ворона стала черной»: составитель Ноговицын В.А., Изд. Бичик, 05.03.94г.
Литературно-художественное издание для детей дошкольного возраста «Старушка Таал-Таал»: составитель Ноговицын В.А., Изд. Бичик, 05.03.94г.
Просторы интернета.