ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта – «Условия окружающей среды для людей с ограниченными возможностями г. Борисоглебска». Я выбрала эту тему для того, чтобы больше узнать об условиях доступности среды, которые сейчас предоставляются людям ограниченными возможностями в г. Борисоглебске, т.к. проблема доступности окружающей среды в современном обществе для людей с ограниченными возможностями в наше время очень распространена. Лицам с ограниченными возможностями регулярно приходится думать о том, как добраться до той или иной организации, какими неожиданностями может обернуться посещение банка или аптеки. Многие лишаются возможности передвижения, общения с другими людьми, возможности получить образование, комфортные бытовые условия. Инвалидность ставит перед человеком множество психологических проблем. Инвалиды замыкаются в себе, злятся на себя и окружающих. Также у них может быть ограничение функции самообслуживания. Они не могут самостоятельно одеваться, принимать пищу, им необходима посторонняя помощь. Иногда помогают не родственники, а социальные работники. Часто люди с такой проблемой находятся в стационарных учреждениях и центрах по социальной реабилитации.
Я хочу узнать, что общество может сделать для людей с ограниченными возможностями.
Цель работы: изучить доступность среды для людей с ограниченными возможностями в г. Борисоглебске на примере государственного бюджетного образовательного учреждения Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий».
Задачи: 1. Изучить требования к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов.
2. Изучить создание и оценку состояния условий доступности услуг.
3. Изучить, как персонал оказывает помощь инвалидам, сопровождает их на объекте, как должен быть инструктирован и обучен персонал.
4. Определить значимые барьеры окружающей среды для маломобильных граждан.
5. Изучить условий доступности объектов на примере государственного бюджетного образовательного учреждения Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий».
Методы: аналитический, поисковый
Данное исследование имеет практическую значимость. Собранный материал может использоваться на уроках «Обществознания», «Права социального обеспечения», а также во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать о требованиях к обеспечению доступности среды для людей с ограниченными возможностями.
Срок исследования: 15.10.2020 – 15.05.2021 гг.
ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Требования к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов
Согласно федеральному закону №181-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральным законом № 419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры идругиеорганизации),кместамотдыхаикпредоставляемымв нихуслугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортныекоммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектахсоциальной,инженернойитранспортнойинфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений ихжизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика итифлосурдопереводчика;
- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме ив порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защитынаселения;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другимилицами.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочийосуществляетсяинструктированиеилиобучениеспециалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской ФедерацииизаконодательствомсубъектовРоссийскойФедерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с уполномоченными представителями общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры разумного приспособления для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционномрежиме.
Такимобразом,всоответствиисположениямиКонвенцииоправах инвалидов и современного федерального законодательства, принципиально различно решаются проблемы обеспечениядоступности:
- новых объектов, введенных в результате проектирования и строительства,атакжереконструкцииикапитального ремонта;
действующих объектов (до их капитального ремонта и реконструкции).
Вотношенииновыхобъектов,вводимыхвстройпосле1июля2016 года в результате строительства, капитального ремонта, реконструкции, модернизации, руководителями организаций (собственниками объектов) должны приниматься меры по обеспечению исполненияобязательных требований доступности, предусмотренных документами в проектировании и строительстве в соответствии с принципами «универсального дизайна».
В отношении действующих объектов, введенных в строй до 1 июля 2016 года, руководителями учреждений (собственниками объектов) для обеспечения доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к месту предоставления услуги должны быть организованы возможныеремонтные мероприятия, нацеленные на решение вопросов доступности - с учетом положений документов в проектировании и строительстве (там, где это возможно). Принимаемые в такихслучаяхмерыразумногоприспособлениядолжны быть согласованы с уполномоченными представителями общественных организаций инвалидов.
Можетбытьорганизовано,когдаэтовозможно,предоставлениеуслуг по месту жительства инвалида или в дистанционном формате. Данныйтип оказания услуги также должен быть согласован с уполномоченными представителями общественных организацийинвалидов.
Также должна быть организована помощь на объекте силами персонала, включая сопровождение маломобильных граждан на объекте и помощьвпреодолениибарьеров,мешающихполучениюуслугнаобъекте.И в обязательном порядке должно быть организовано должное информационное обеспечение с необходимым дублированием звуковой, зрительнойинформациитактильной-сучетомособенностейвосприятия.
Среди всех указанных мероприятий особую значимость приобретает разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих организацию работы на объекте, занимаемом учреждением, с определением заданий и порядка работы персонала учреждения по оказанию помощи на объекте инвалидам и иным маломобильным гражданам.
Порядок работы в таком случае должен быть закреплен в соответствующих распорядительных, кадровых и информационных документах, а также организован инструктаж персонала учреждения.
Для организации работы на объекте по оказанию помощи инвалидам разрабатывается и утверждается приказом руководителя:
Положение (Регламент) об организации доступности объекта и предоставляемых услуг с сопровождением инвалидов на объекте, или Правила оказания услуг инвалидам, или Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в учреждении(организации);
ответственные сотрудники за организацию работ по обеспечению доступности объекта и услуг в учреждении;
должностные инструкции персонала (вносимые изменения в должностные инструкции), ответственного за оказание помощи инвалидам и сопровождение их наобъекте;
порядок проведения инструктажа вучреждении;
форма учета проведения инструктажаперсонала.
1.2. Создание условий доступности услуг
Условия доступности:
оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в томчислеобоформлениинеобходимых дляполученияуслугидокументов, о совершенииимидругихнеобходимыхдляполученияуслугидействий;
предоставлениеинвалидампослуху,принеобходимости,услугис использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика (либо организации удаленной формы обслуживания человека с инвалидностью по слуху, посредствомвзаимодействиясонлайн-службамижестовогоперевода);
оказание работниками иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, текстов выполненных крупным шрифтом на контрастном фоне, а также наличия индукционной петли в регистратуре и в местах оказанияуслуги.
Если организации располагаются в арендуемых помещениях и объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, руководителями организаций должны приниматься меры по выполнению собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта. Этот вопрос может решаться следующими путями:
- включениемвпроектыдоговороварендыэтихпомещений(объектов) условий доступности для инвалидов;
- заключением дополнительных соглашений с арендодателем по обеспечению условий доступности (если эти договора были заключеныранее без учета этихтребований).
1.3. Оценка состояния доступности объектов и услуг
При обследовании объекта с целью определения уровня его доступности для инвалидов и доступности предоставляемых нанемуслугвыявляются значимые барьеры (физические, информационные и организационные) для 8 категориймаломобильных групп населения (далее – МГН):
передвигающихся накресло-коляске;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при поражениях нижнихконечностей);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при поражениях верхнихконечностей);
- с нарушениями зрения (при полной потере — слепота);
- с нарушениями зрения (при частичномнарушении);
- снарушениямислуха(приполнойпотере—глухота);
- с нарушениями слуха (при частичномнарушении);
- с нарушениями умственногоразвития.
На действующем объекте (до его реконструкции иликапитального ремонта) для каждой из указанных категорий инвалидов и других МГН следует определить форму обслуживания (способ предоставления услуг):
- на объекте (по варианту «универсального дизайна»);
- на дому (ином месте пребыванияинвалидов);
- дистанционно.
При выборе формы обслуживания инвалидов и других МГН (соответствующей категории) на объекте необходимо определить оптимальный путь (маршрут) их движения и определить на этом маршруте значимые барьеры для каждой из категорий МГН, а также пути их преодоления:
ремонтными работами и техническими средствами реабилитации и адаптации для обеспечения самостоятельного передвижения инвалида по объекту — обеспечения его индивидуальной мобильности;
обеспечение сопровождения инвалида по объекту или оказанием инойпомощи в преодолении барьеров на пути движения силами персонала организации, расположенной на объекте.
1.4. Оказание помощи персоналом. Сопровождение инвалидов на объекте. Инструктирование и обучение персонала
Для организации работы в учреждении по обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг с сопровождением инвалидов на объекте необходимо определить основной маршрут движения обслуживаемых граждан, начиная от входа на территорию объекта — до зоны целевого назначения - до места (мест) оказания услуг, а также до санитарно- гигиенических помещений; при необходимости - до мест вспомогательного (сопутствующего) обслуживания. При этом, важно определить по всему маршруту наличие барьеров для различных категорий маломобильных граждан, возможные пути их преодоления силами персонала и перечень необходимого для этого оснащения (вспомогательного оборудования, технических средств адаптации).
При выстраивании маршрута движения обслуживаемых граждан, в том числе относящихся к маломобильным категориям, необходимо описать барьеры и пути их преодоления, в том числе с участием персонала, закрепленного для этого по каждой из структурно-функциональных зон.
Дляопределенияконкретныхзадачифункцийперсонала(работников организации) необходимо выявить на выстроенном маршруте значимые барьеры для основных категорий маломобильныхграждан:
снарушениямиопорно-двигательногоаппарата,передвигающихся на креслах-колясках;
снарушениямиопорно-двигательногоаппарата —2формы:
с нарушениями функций нижних конечностей, которые используют при передвижении иные технические средства (опоры,трости, костыли),
с нарушениями функций верхних конечностей;
с нарушениями зрения:
слепые,
слабовидящие;
с нарушениями слуха:
глухие,
слабослышащие;
с нарушениями умственного развития.
В приложении 1 приведены значимые барьеры окружающей среды для маломобильных граждан
Порядок организации доступности доводится до сведения маломобильных граждан, получающих услуги на объекте в доступной для них форме. Для этого в учреждении (организации) готовится информация об организации помощи на объекте маломобильным гражданам, которая размещается:
- на официальном сайтеорганизации,
- на информационном стенде вучреждении,
- в Памятке инвалида (которая выдается маломобильному гражданину для индивидуальногопользования).
Для подготовки персонала организуется обучение (инструктирование) работников учреждения.
Инструктаж по вопросам доступности объектов и предоставляемых услуг - это доведение до специалистов, работающих с инвалидами, информации:
об основных требованиях доступности для инвалидов объектов социальной,инженернойитранспортнойинфраструктуриуслуг;
опорядке обеспечения доступа на объект, занимаемый учреждением (организацией), беспрепятственного перемещения по объекту;
о порядке и формате предоставления услуг в учреждении (организации);
о порядке взаимодействия с инвалидами, имеющими различные виды нарушений, с учетом особенностей восприятия иобщения;
об основных видах нарушений функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов, а также значимых барьерах окружающей среды, с которыми могут столкнуться маломобильные граждане в связи с имеющимися у нихнарушениями;
об организации обслуживания граждан в учреждении и о видах помощи и порядке сопровождения их на объекте с учетом имеющихся у инвалидов ограниченийжизнедеятельности;
- о перечне специального оборудования, обеспечивающего доступ инвалидов и вспомогательного оборудования для оказания помощи инвалидам на объекте, а также правилах работы сним;
- об ответственных сотрудниках за оказание помощи маломобильным гражданам на объекте и их задачах;
- о порядке действий сотрудников при оказании помощи инвалидам и иным маломобильным гражданам, а также о порядке взаимодействия сотрудников различных подразделений, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
Все сотрудники организации, работающие с инвалидами, как участвующие в предоставлении услуг, так и административно- хозяйственный и вспомогательный персонал, включая инженерно-технических работников и рабочих, должны пройти инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объекте в преодолении барьеров и в сопровождении инвалида). Допуск к работе вновь принятых сотрудников организации осуществляется после прохождения инструктажа по вопросам доступности.
Приказом руководителя учреждения (организации) назначается должностное лицо - ответственный сотрудник за организацию работы по обеспечениювучреждениидоступностиобъектаипредоставляемыхуслуг,а также за организацию инструктажаперсонала.
Ответственный сотрудник организует инструктаж по вопросам доступности и может сам проводить его или участвовать в его проведении силами привлеченных специалистов (экспертов) или организации.
С целью учета работы по инструктажу персонала организуется ведение специального «Журнала учета проведения инструктажа персонала по вопросам доступности». В Журнале ведется запись даты, времени и темы инструктажа с указанием ФИО, должности сотрудников, прошедших инструктаж, а также ФИО и должности сотрудника (сотрудников), проводившего его, ставятся подписи инструктируемого и инструктирующего.
Таким образом, организация работы на объекте предусматривает следующие составляющие:
разработку и утверждение паспортадоступности.
разработку и утверждение организационно-распорядительных ииных локальных документов учреждения о порядке оказания помощи инвалидам и другим маломобильнымгражданам;
закрепление в должностных инструкциям персонала конкретных задач по оказанию помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам;
систематическое обучение (инструктаж) персонала по вопросам оказания помощи на объекте инвалидам и другим маломобильным гражданам.
наличие доступной информации для обслуживаемых граждан (инвалидов) о порядке организации доступности объекта и предоставляемых в учреждении услуг, а также порядка оказания (получения) помощи на объекте.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Изучение условий доступности объектов на примере государственного бюджетного образовательного учреждения Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»
Свое исследование доступности объектов для инвалидов я проводила в г. Борисоглебске. Во всех учреждениях, которые я визуально обследовала («Почта России», Администрация Борисоглебского городского округа, школы, детские сады, КУВО «Управление социальной защиты Борисоглебского городского округа»), есть пандус для входа в здание. Более подробно я исследовала государственное бюджетное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий». Учреждение оказывает образовательные услуги.
П
еред входной группой в здание техникума имеются поручни. Маломобильные граждане имеют трудности с перемещением, поэтому используют такие поручни, которые обеспечивают необходимую опору.
Рис.1.Поручни (фото автора)
П
еред зданием оборудован пандус для перемещения инвалидов-колясочников.
Рис.2.Пандус (фото автора)
П
еред входной дверью расположена информационная табличка, включающая шрифт Брайля для незрячих и слабовидящих людей.
Рис.3.Информационная табличка (фото автора)
В
холле первого этажа здания техникума оборудовано специальное тактильное табло (мнемосхема), представляющее собой схему движения по кабинетам образовательного учреждения. Контуры помещений, коридоров, направления и пути движения на мнемосхеме выполнены плоско-выпуклыми линиями, все надписи дублируются плоско-выпуклым шрифтом Брайля для незрячих людей.
Рис.4.Мнемосхема (фото автора)
З
ачастую у слабовидящих людей возникают сложности с тем, чтобы обнаружить входные двери, особенно в случае, если двери прозрачные. Для того, чтобы облегчить инвалидам по зрению ориентирование на входной группе и избежать травмирования, применяют контрастные желтые круги диаметром от 0,1 до 0,2 м. Такие круги изготавливают из самоклеющейся пленки, которая легко наносится на двери.
Рис.5.Желтые круги на двери (фото автора)
С
трелки, обозначающие направление движения, поворот.
Рис.6. Стрелки направления движения (фото автора)
В
здании расположены также информационные знаки.
Рис.7. Информационные знаки (фото автора)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. людей. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый год число инвалидов увеличивается. Причины роста количества людей с ограниченными возможностями:
увеличение численности населения планеты;
значительный прогресс в медицине;
увеличение продолжительности жизни людей.
В странах, где люди живут 70 лет и более, многие люди в пожилом возрасте становятся недееспособными. Среди детей, молодежи и людей среднего возраста 80% инвалидов проживает в развивающихся странах, где у населения низкий уровень жизни и доходов. В связи с этим государство очень тщательно следит за условиями комфортной социальной среды для таких людей.
На исследуемом мной объекте – государственное бюджетное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий» - условия доступной среды выполняются, что обеспечивает соблюдение прав инвалидов.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Федеральныйзаконот24 ноября1995г.N181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации»;
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы РоссийскойФедерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»
Приказ Минтруда России от 06.12.2012 Ns 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельностиинвалидовидругихмаломобильныхгруппнаселения»
Постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1194 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Доступная среда» Распоряжение правительства Воронежской области от 25.09.2015 № 678-p «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Воронежской области»;
Приказ департамента труда и социального развития Воронежской области от 25.12.2013 № 4473/ОД «Об утверждении перечня приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Воронежской области» (в редакции приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 01.08.2017 N1547/ОД).
Закон Воронежской области от 17.12.2012 № 172-O3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженернойитранспортнойинфраструктурвВоронежскойобласти»;
Методические рекомендации по созданию и обеспечению деятельности региональных диспетчерских служб посоциальному сопровождению инвалидов.
II. Учебная и монографическая литература
Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида/ М.М. Айшервуд. - М.: Педагогика, 2017. - 871 c.
Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2015.- 240 c.
Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. - М.: Речь, 2015. - 128 c.
Теория и методика социальной работы/ Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1993. - 165 с.
Ткаченко, В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов / В.С. Ткаченко. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 382 c.
Фролов, М.И. Социальная адаптация инвалидов / М.И. Фролов. - М.:НобельПресс, 2015.- 178 c.
Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами/ Е.И. Холостова. - Москва: РГГУ, 2017.-238c.
Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: моногр./ Е.И. Холостова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 240 c.
Чепурной, А. Г. Правовые основы социальной защиты инвалидов боевых действий / А.Г. Чепурной. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 160 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Значимые барьеры окружающей среды для маломобильных граждан
№ п/п |
Основные категории маломобильных граждан |
Значимые барьеры окружающей среды |
1 |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на креслах-колясках |
Высокие пороги, ступени. Отсутствие поручней, нарушение их высоты. Неровное, скользкое и мягкое (с высоким ворсом, крупнонасыпное и проч.) покрытие. Неправильно установленные пандусы Узкие дверные проемы и коридоры Отсутствие места для разворота в помещении. Высокое расположение информации. |
2 |
С нарушениями функций нижних конечностей |
Высокие пороги, ступени. Неровное и скользкое покрытие. Неправильно установленные пандусы. Отсутствие поручней. Отсутствие мест отдыха на путидвижения. |
3 |
С нарушениями функций верхних конечностей |
Трудности в открывании дверей. Трудности в пользовании выключателями, кранами и проч. Невозможность, сложность в написании текстов. |
Слепые |
Преграды на пути движения (колонны, тумбы, стойки и проч.), без предупредительной информации о препятствии. Ступени, особенно разной геометрии,без тактильногообозначения. Отсутствие дублирующей тактильной информации иуказателей. Отсутствие поручней, иных направляющих Неорганизованностьдоступанаобъектиместа ожидания собаки-проводника. Отсутствие дублирующей звуковой информации при экстренных случаях. |
|
Слабовидящие |
Отсутствие цветовой контрастной информации и указателей. Использование знаков, текстовой и графической информации недостаточных размеров. Наличиепрепятствийипреграднапути движениябездостаточной(поразмеру,цвету, контрасту) информационнойподдержки. |
|
Глухие |
Отсутствие и недостаточность зрительной информации Отсутствие сурдо- и тифлосурдоперевода и переводчика. Иные информационные барьеры и отсутствие дублирующей световой информации при чрезвычайных ситуациях. |
|
7 |
Слабослышащие |
Недостаточность, отсутствие зрительной информации. Отсутствиезвукоусиливающихсредстввместах получения услуг иинформации. |
С нарушениями умственного развития |
Отсутствие понятной информации, информации на простом языке. Отсутствие ограждений опасных мест. Трудности ориентации при неоднозначности информации. Неорганизованность сопровождения на объекте. |