Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние старшеклассников.

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние старшеклассников.

Буйнова И.С. 1
1МАОУ "Школа № 128"
Пономарева Е.В. 1
1МАОУ "Школа № 128"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дистанционное обучение как форма получения образования существует довольно давно. Но именно за последнее время такое обучение стало актуальным для отечественной системы образования. В первую очередь это связанно с вынужденными ограничениями, обусловленными пандемией короновируса (COVID-19) и переходом на удалённое обучение не только школ, но и учреждений СПО, дополнительного образования и ВУЗов.

Получение знаний в онлайн формате – важное и перспективное направление развития системы образования, так как оно создаёт условия доступности его получения в ситуациях, в которых по различным причинам очное обучение невозможно. Широкое внедрение в практику образования дистанционного обучения, инновационных компьютерных технологий не может не оказывать влияния на психоэмоциональное состояние учащихся.

Психоэмоциональные состояния — это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования человека на какое-то действие, ситуацию или реакцию человека. Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Эмоционально безопасная образовательная среда должна обеспечить максимизацию положительных эмоций и минимизацию отрицательных.

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Это требует от школьника значительного самоконтроля, в том числе и умения контролировать свое эмоциональное состояние. Психическое и физическое здоровье школьника напрямую связано с эмоциональной безопасностью образовательной среды.

Такие особенности дистанционного обучения способны спровоцировать появление у подростков страхов и психосоматических расстройств. Страхи подростка могут превратиться в психосоматические расстройства взрослого человека.

Актуальность работы связана с тем, что дистанционное обучение – новая, малознакомая, но неизбежная форма обучения для школьников. В настоящее время всё более актуальной становится проблема отрицательного влияния дистанционных технологий на психоэмоциональное состояние обучающихся.

Гипотеза: дистанционное обучение оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние старших подростков.

Объект исследования: учащиеся 10-11 классов МАОУ «Школа №128».

Предметом изучения является психоэмоциональное состояние старшеклассников.

Цель работы: изучение влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние старшеклассников; создание памятки-рекомендации для старшеклассников.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

Проанализировать литературу по проблеме;

Выявить особенности психоэмоционального состояния старшеклассников в период дистанционного обучения;

Проанализировать возрастные особенности старшеклассников;

Провести опрос и тестирование у учащихся;

Разработать рекомендации по снижению отрицательного влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников;

Создание памятки-рекомендации для старшеклассников;

Составить словарь терминов.

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы применительно к исследуемой проблеме, обобщение, анкетирование, тестирование, анализ и синтез полученных данных, методы математической статистики.

Практическая значимость работы состоит в разработке и создании памятки для старшеклассников, содержащей рекомендации по самоорганизации в период дистанционного обучения, и снижающей его отрицательного влияния на физическое и психоэмоциональное состояние учащегося.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Возрастные особенности старших подростков

Подростковый возраст становится предметом пристального внимания психологов и педагогов с конца XIX - начале XX веков.

Ученые хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и так далее. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.

Отцом психологии переходного возраста считают американского психолога Гренвилла Стенли Холла, который в 1904 г. издал монографию, в которой предложил концепцию с объяснением явления отрочества и связанных с ним кризисных и негативных аспектов. Представления С.Холла о «бунтующем» отрочестве прочно вошли в историю психологии. Он первый описал контрастность, противоречия и биполярность подросткового возраста, выделив такие «качели», как активность-изнурение, веселость-уныние, общительность-замкнутость, чувствительность-апатия, уверенность-застенчивость. С. Холл назвал отрочество периодом "бури и натиска" и считал его кризисом самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности.

Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер, крупный исследователь подросткового возраста, считал, что психическое развитие подростка - врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух конкретной эпохи; характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Э. Шпрангер считал главными новообразованиями отрочества - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

В отечественной психологии особенностям развития личности, в том числе в подростковый период, уделяли внимание многие педагоги и психологи.

Лев Семёнович Выготский пытался понять влияние воздействий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, он исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. В одних и тех же обстоятельствах могут формироваться разные особенности психики. Ее развитие, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Среда, говорил Л.С. Выготский, по-разному воздействует на ребенка. Для понимания ее влияния следует учитывать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Такое понимание роли среды в психическом развитии детей дало ученому возможность ввести понятие социальной ситуации развития. Она проявляется, по мнению Л. С. Выготского, в виде «аффективного отношения» ребенка к среде. Переживание, подчеркивал он, есть такая единица, в которой представлены, с одной стороны, среда, т. е. то, что переживается ребенком, с другой — субъект, т. е. то, что вносит в это переживание он сам и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым ранее уровнем психического развития.

Л. С. Выготский пересмотрел вопрос о взаимоотношении обучения и развития. При этом он исходил из следующего положения. Сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения. Значит, общение в его наиболее систематизированной форме — обучении — и формирует развитие, создает новые психические образования, развивает высшие психические функции. Следовательно, обучение играет ведущую роль в формировании психики, а его формы лишь меняются в процессе развития.

Дальнейшая разработка проблем возрастной психологии связана с именем Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889—1960). В книге «Основы общей психологии» он подробно остановился на проблеме формирования психики. Основной закон развития психики, по С. Л. Рубинштейну, заключается в том, что дети созревают и развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь. Это значит, что ребенок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это определяет его движение вперед. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.

Очень важным для понимания развития психики является проблема единства сознания и деятельности, впервые поставленная в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном. Ученый указывал, что деятельность обусловливает формирование психики, психических процессов и свойств человека, а они, осуществляя регуляцию деятельности, являются условием ее выполнения. Деятельность и психика так тесно взаимосвязаны, что появляется возможность анализировать психику путем изучения человеческой деятельности, в которой она формируется и раскрывается.

Сознание и поведение, по С. Л. Рубинштейну, развиваются внутри конкретных форм деятельности (игры, учебного, а затем и производительного труда), посредством которых ребенок активно включается в окружающий мир.

Лидия Ильинична Божович считала кризис подросткового возраста самым острым и затяжным по сравнению со всеми переломными этапами в онтогенетическом развитии личности ребенка. Основными характеристиками этого периода она полагала: перестройку прежних отношений ребенка к миру и самому себе, развитие самосознания и самоопределения до уровня той позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь.

К причинам кризиса Л.И. Божович относила невозможность реализации потребностей и стремлений, возникающих в связи с образованием новых психологических структур, вследствие недостаточной социальной зрелости школьника. Асинхронность физического, психического и социального развития подростка создает трудности в преодолении нарушений актуальных потребностей подростка, возникающих в большом количестве в связи с бурным физическим и умственным ростом.

Социальная ситуация развития старшего школьника

Понятие социальной ситуации развития в психологию ввел Л. С. Выготский в качестве структурного компонента психологического возраста. В учении о структуре и динамике возраста он сформулировал положение о социальной среде как источнике психического развития ребенка, где обучение играет ведущую роль, а нормативное направление развития задается «идеальной формой» социальных ожиданий и требований.

Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Юношеский возраст (или период ранней юности) — период жизни и развития человека от 15 до 18 лет, что соответствует, в частности, возрасту учащихся 10-11 классов.

Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. В этом возрасте формируется восприятие и переживание природы, появляются духовные ценности. Важнейшие проблемы этого периода — выбор профессии. Однако и позитивная фаза развития далека от гармонии. Для юношеского возраста также характерны конфликты, диссонансы, психические нарушения.

«Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении. Наиболее значительными психическими отклонениями в юношеском возрасте являются тревога и депрессия.

Развитие личности старшеклассника

Возрастными особенностями, присущими именно старшему подростковому возрасту, считаются потребность в общении, проявление самостоятельности в собственных взглядах, оценках, мнениях, стремление отличиться, демонстративность. Потребность в общении со взрослыми у старшего подростка больше, так как у него появляется осознание значимости опыта старших. Потребность в общении со сверстниками остается значимой в плане организации досуга.

Самопознание и самооценка. Рост самосознания у старшеклассника более критичен и самокритичен, предъявляются высокие требования к себе и к взрослым. Старший подросток охотнее высказывается о своих недостатках, чем о достоинствах. На первое место выходят те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных сил.

Самовоспитание. Девушки и юноши стремятся глубже разобраться в своем характере и в своих чувствах; правильно оценить свои способности и особенности. Этому возрасту свойственны следующие противоречия:

1. Стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и в первое время не всегда адекватно относятся к советам взрослых.

2. Восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремления показать равнодушие к этой оценке, действовать по- своему плану.

3. Принципиальность в большом и беспринципность в малом.

4. Самообладание и непосредственная импульсивность.

Новообразования в личности старшего школьника:

1. формирование мировоззрения, самостоятельности;

2. повышенная требовательность к моральному облику;

3. формирование самооценки;

4. стремление к самовоспитанию;

5. индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности;

6. профессиональное и личное самоопределение.

Проявления особенностей старшеклассников в познавательной и учебной деятельности.

Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. Интерес к учению повышается. Ведущими мотивами становятся: самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни; социальный – стать полноценным членом общества; учебный – интерес к содержанию и процессу учения. Избирательность познавательных интересов старшего школьника связана с жизненными планами. Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе.

Учебный процесс

Старшеклассники оценивают его с точки зрения того, что он дает для их будущего, то есть смотрят на обучение в настоящем с позиции будущего;

В старшем школьном возрасте устанавливается связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Старшеклассники стремятся решить проблему выбора, учитывая свои способности, понимают необходимость ознакомиться с психологической характеристикой профессии: требования к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру.

Особенности познавательной деятельности

разрыв между конкретным и абстрактным понятием сглаживается;

развивается сравнение обобщение; способность выделять существенное;

умение пользоваться рациональными приемами запоминания (конспектирование, подчеркивание, выделение главной мысли и т.д.);

Качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника:

стремление разобраться в разных точках зрения и составить свою собственную точку зрения;

старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения;

активность мысли и своеобразная продуктивность мышления (оно носит страстный характер);

старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать что-то новое, оригинальное.

Старшеклассники и дистанционное обучение

Дистанционное обучение значительно ограничивает возрастные потребности старшеклассников, в связи с чем появляются проблемы. Для данного возраста очень важно общение, во время онлайн обучения оно проходит в другом формате или во многих случаях сходит к минимуму. Общение также видоизменяется между учеником и педагогом. Значительно возрастает нагрузка и эмоциональная, и физическая на самого школьника. Это всё отражается на старшекласснике. Часто из-за этого возникают тревоги, а порой и страхи плохой подготовки и сдачи экзаменов, получения плохой оценки, непонимания темы.

Одно из важнейших стремлений данного возраста – это самоопределение. Во время дистанционного обучения контакт с окружающим миром уменьшается, вследствие этого могут появится комплексы и проблемы с самооценкой. А формирование собственной самооценки – один из важнейших аспектов жизни старшеклассника.

Можем сделать вывод о том, что дистанционное обучение нарушает ведущие потребности старшеклассника. Последствием данной ситуации может являться эмоциональное выгорание и тревожность.

Проблемы психоэмоционального развития старших подростков

Изучение эмоционального развития является одной из актуальных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза человеческой психики и создания целостной концепции психического развития. Изданные многочисленные научные труды советских и российских педагогов и психологов (Лидии Ильиничны Божович, Aнны Mихайловны Прихожан, Александра Ивановича Захарова, Ивана Фёдоровича Мягкова, Аллы Семёновной Спиваковской, Эдмонда Георгиевича Эйдемиллера, Сергея Александровича Кулакова, Елены Теодоровны Соколовой), посвященные данной проблематике, носят как чисто теоретическую, так и практическую направленность. Однако существующие подходы к преодолению и психопрофилактике неблагоприятных эмоциональных состояний в отечественной психологии отличаются общим недифференцированным характером и недостатком конкретных средств и методов воздействия.

До сих пор проблема эмоционального развития остается теоретически наименее разработанной.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что условия жизни в современной России предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере личности. Стремительный темп жизни, неблагоприятные экологические факторы, урбанизация, социальное расслоение, конкуренция, постоянно усиливающийся информационный поток, изменение требований к когнитивным и коммуникативным процессам человека, дефицит положительных эмоций способствуют появлению неблагоприятных эмоциональных состояний у населения, в том числе и у подростков, которые чаще всего проявляются в форме тревожности, легких депрессий. Переводные издания не всегда отвечают российскому менталитету и реалиям российской действительности, вследствие чего предлагающиеся в них приемы и методы коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний не всегда соответствуют установкам отечественных психологов. В связи с этим существует насущная потребность в преодолении, психопрофилактике неблагоприятных эмоциональных состояний для успешной социализации подрастающего поколения.

Выделяют три основных направления в преодолении неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков

Повышение самооценки (Л.И. Божович, А.И. Захаров, И.Ф. Мягков, A.M. Прихожан).

Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения (B.C. Юданов, А.В. Алексеев, И.Ф. Мягков, А.Г. Панов).

Отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Значительное внимание при коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний уделяется приемам снятия нервно-мышечного напряжения, релаксации, аутогенной тренировке.

В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития подростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития «Я», особенностей социального статуса подростка.

Синдром эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладения и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.

Причины

Факторы, способствующие развитию СЭВ, активно исследуются клиническими и социальными психологами, психиатрами, кадровыми специалистами. Установлено, что ведущую роль играют психологические особенности и общее состояние здоровья человека, содержание и организация процесса труда. Причины эмоционального сгорания могут быть распределены на три группы:

• Личностные. Отсутствие мотивации к выполнению деятельности может быть связано с неоцененностью работы, недостатком автономности (свободы действий). Эмоционально сгорающими чаще оказываются люди, склонные к сочувствию, проявлению гуманности, увлекающиеся, сопереживающие, одержимые навязчивыми идеями.

• Организационные. Вероятность развития синдрома увеличивается при отсутствии четких обязанностей и справедливого распределения ответственности. Зачастую в коллективах повышена конфликтность и конкуренция, совместные усилия не согласованы, существует дефицит времени и/или материальных ресурсов, успешный результат достигается редко.

• Содержательные. Синдрому выгорания способствует напряженная психоэмоциональная деятельность. Она включает различные виды личностного взаимодействия, переработку и интерпретацию сложной информации, принятие решений, несение ответственности за результат. К особой группе относится трудный контингент, с которым необходимо работать – тяжелобольные, правонарушители, конфликтные клиенты.

Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.

Признаки:

• Хроническая усталость: вялость и упадок сил, которые наблюдаются даже после отдыха, быстрая утомляемость. В таком состоянии человек даже утром может вставать с постели уже уставшим.

• Физические признаки: дискомфортные ощущения в мышцах, головные боли, тошнота, боль в области груди, горла и позвоночника, синдром раздраженного кишечника, вздутие, диарея.

• Изменение привычного режима сна (повышенная сонливость или, наоборот, бессонница) и питания (потеря или повышение аппетита).

• Неспособность сосредоточиться и решать проблемы: пониженная концентрация внимания, слабость, рассеянность.

• Снижение эффективности в школе и в других сферах жизни.

• Недоверие и ссоры с членами семьи, сверстниками, друзьями или учителями. Постоянная усталость, напряжение, могут стать причиной недопонимания и конфликтов с близкими людьми.

• Изменение эмоционального состояния: повышенная тревожность, нервозность, раздражительность, гиперактивность, депрессивное настроение, апатия или реакции гнева.

• Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.

• Негативное отношение к себе: самобичевание, снижение самооценки, пессимистичное отношение к себе и своей жизни.

• Саморазрушающие наклонности. Как правило, они возникают в результате переживаний человека о том, что он не способен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания у подростков:

• чрезмерные требования относительно учёбы в школе;

• перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;

• перегруженность внешкольной деятельностью;

•неопределённость будущих перспектив;

• чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;

• семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;

• недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упрёки, наказания за низкую успеваемость);

• нарушение межличностного взаимодействия с друзьями и одноклассниками;

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• нездоровая конкуренция между сверстниками.

Факторы, которые помогут избежать развития эмоционального выгорания:

• Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.

• Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.

• Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.

• Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.

• Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.

• Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.

• Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.

Можно сделать вывод о том, что во время дистанционного обучения ученики часто могут не соблюдать данные факторы и условия. Очень часто наблюдаются недосыпы, значительное увеличение нагрузки. Организованность дня тоже становится нестабильной и шаткой, в связи с тем, что школьник находится дома. Часто не хватает времени на свои собственные интересы, потребности, а также общение с друзьями.

Следовательно, дистанционное обучение создаёт такие условия, а которых возникают проблемы, ведущие к развитию эмоционального выгорания.

Что такое тревожность?

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».

Тревожность - это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности».

Ряд исследователей определяет тревожность как комплекс эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину.

Итак, тревожность – это отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности.

Классификация видов тревожности.

Большинство психологов различают два основных вида тревожности: ситуативную и личностную.

Ситуативная – это тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние возникает у любого человека в ожидании возможных неприятностей и жизненных осложнений. Например, во время экзаменов тревожность так высока, что возможны обмороки учащихся.

Личностная тревожность рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

По форме проявления А.М. Прихожан выделяет открытую и закрытую тревожность.

Открытая тревожность— сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги.

Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, рассаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.).

Причины школьной тревожности

Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных си-терциях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает устранить все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.

Поэтому оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни (полезная тревожность). Интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизирующее, а не мобилизующее влияние.

На основе анализа литературы мы выделили следующие причины школьной тревожности:

1. Учебные перегрузки.

2. Неспособность учащегося справиться со школьной программой.

3. Неадекватные ожидания со стороны родителей.

4. Неблагоприятные отношения с педагогами.

5. Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.

6. Смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

7. Неправильное воспитание в семье.

8. Переходный возраст.

9.Адаптационный период.

Итак, среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно перечислить: внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с самооценкой; нарушения внутрисемейного, внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками.

Формы проявления школьной тревожности

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и другое.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости.

На поведенческом уровне – бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, теребление волос, качание на стуле, стук пальцами по столу и др.

Формы проявления школьной тревожности подросткового возраста:

Ухудшение соматического здоровья.

Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов).

Излишняя старательность при выполнении заданий.

Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий.

Раздражительность и агрессивные проявления.

Рассеянность, снижение внимания на уроках.

Отказ отвечать на уроке, или ответы тихим или приглушённым голосом.

Потеря контроля над физиологическими функциями.

Сверхценность школьной оценки.

Проявление негативизма и демонстративной реакции.

Все эти формы проявления тревожности возникают и на дистанционно-ном обучении. Следовательно, создаётся определённая ситуация, при которой возникают проблемы, приводящие к тревожности. Часто, её проявление осуществляется не через один фактор, а через несколько, что ещё больше влияет на психоэмоциональное состояние школьников.

1.3 Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное и физическое состояние старшеклассников

Проблема влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние обучающихся в настоящее время практически не разработана.

В рамках изучения данной темы заслуживают внимания работы Глебовой М.В.Область научных исследований профессора РАЕ Глебовой Марины Владимировны: психология развития интеллекта и креативности, когнитивная психология, нейронауки, искусственный интеллект, когнитивно-информационные технологии, аналитическая философия, исследование взаимосвязи интеллекта и духовности в структуре одаренности; разработка теоретико-методологических основ комплексного подхода в решении вопросов интеллектуального и духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения в условиях информационной среды.

Глебова М.В. автор более 130 научных работ, в том числе более 60 по проблемам развития продуктивного мышления и активизации умственной деятельности учащейся молодежи, учебно-методических пособий и 3 монографий.

В своих работах Глебова М.В. исследовала психолого-педагогический аспект социально значимой проблемы повышения степени умственного развития школьников путем их качественного обучения, обосновала необходимость кардинального преобразования системы умственного воспитания в современной школе, внесла вклад в развитие методологии и технологии проектирования муниципальных систем образования с учетом системного и культурологического подходов.

Источником большого объёма информации данным темам являются интернет ресурсы.

Данная тема ещё не так хорошо изучена специалистами. В интернет-пространстве существует лишь несколько статей, раскрывающих проблему влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников и студентов.

Базаева Анна Александровна, студент Уральского государственного педагогического университета, и Андреева Екатерина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической Компаративистики, провели исследование, в ходе которого рассмотрели влияние дистанционного обучения путём проведения опроса и анкетирования.

Соколов Георгий Александрович, аспирант кафедры психология в Современной Гуманитарной Академии, проанализировал проблему дистанционного обучения, вывел плюсы и минусы данной формы образования.

Марчук Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии образования Уральского государственного педагогического института, рассмотрела историю дистанционного обучения и выявила особенности удалённой формы образования.

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное образование- это такая форма образования, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

История

Первые шаги в развитии дистанционного обучения

История учебы на расстоянии начинается с конца XVIII века. Именно в этот период в европейских странах возник новый термин – «корреспондентское обучение», который ввел Исаак Питман, учивший студентов стенографии в Великобритании. Слушатели получали учебный материал, общались с педагогами и сдавали экзамены посредством почтовой связи. Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман считал, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия. Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, организовавшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте. Не менее популярной стала и авторская программа корреспондентской учебы Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874). Вскоре методом образования на расстоянии заинтересовались учебные заведения, и уже в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения.

Становление удаленного образования в XX веке

До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы сделать возможным использование в дистанционном обучении каких-то других средств связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству радио, телеграф и телефон, а затем и телевидение, и уже в 50-х годах появились первые учебные передачи, которые пока еще не подразумевали обратной связи с учеником. Большой прорыв в сфере дистанционного образования произошел благодаря громкому событию 1969 года, когда в Великобритании был учрежден первый в мире открытый университет (Open University). В его названии отражена идея создателей прогрессивного для того времени учебного заведения сделать образование доступным для всех и каждого – как по стоимости, так и за счет отсутствия необходимости в регулярном посещении занятий. Конец 1980-х годов ознаменовался началом эры персональных компьютеров – и их незамедлительно внедрили в систему учебы на расстоянии. Так был сделан первый серьезный шаг к автоматизации образования: для изучения тех или иных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом были совместные проекты между странами, к примеру, в 1988 г. появилась «Школьная электронная почта» (СССР – США).

Новая эпоха учебы на расстоянии

В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени.

Особенности дистанционного обучения

Исследования показали, что специфика дистантной формы обучения предъявляется определенные требования к функциям планирования и принятия решений, также опирается на определенные характеристики внимания, памяти и мышления учеников. В частности, показано, что обучение в индивидуальном темпе ведет к тому, что скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Дистанционное обучение развивает свободу и гибкость мышления потому, что ученик может избрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать место, время и продолжительность занятий. Дистанционное обучение обеспечивает мобильность благодаря эффективной реализации обратной связи между преподавателем и обучаемым, что является одним из основных показателей успешности процесса обучения, что также развивает мыслительные функции учащихся. Также при дистанционном обучении преподаватели стремятся актуализировать творческие способности индивида, путем создания комфортных условий для творческого самовыражения, обучаемого.

Рассмотрим особенности основных компонентов дистанционного обучения: субъектов образования, системы коммуникаций между ними и среды, в которой разворачивается процесс обучения. Дистанционная модель обучения как базовая составляющая предусматривает передачу информации в специальной информационно-образовательной среде (виртуальной). Специфика среды кардинальным образом влияет на все компоненты учебной деятельности: учебную мотивацию, учебную ситуацию, контроль и оценку обученности учащихся.

Изменения внутренних психологических качеств субъектов, которые возникают в результате виртуального взаимодействия реальных субъектов, характеризуют процесс образования. Формирование виртуального образовательного пространства возможно только при коммуникации обучающего и учащегося звена/звеньев образования и образовательных объектов. В этом процессе проходит поиск и поддержка позитивной социальной идентичности субъекта, который является фактором стабилизации участника коммуникации. Информационно-содержательный аспект обучения «знание – умение – опыт» соединяет дидактические компоненты компьютерной и виртуальной моделей образования, которые взаимодействуют по схеме «осознание – понимание – конкретизация – применение».

В процессе дистанционного образования каждым субъектом самостоятельно выстраивается индивидуальная виртуальная образовательная среда, которая становится фактором его социализации, средством создания и решения психологических проблем, инструментом формирования нового социокультурного опыта. Виртуальный образовательный процесс использует личностный образовательный потенциал человека, который развивается в тех областях, которые субъект сам для себя выбирает. Виртуальное образовательное пространство субъекта отражает взаимосвязь всех сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной, ценностно-смысловой, поведенческой и др. Процесс расширения индивидуального виртуального образовательного пространства происходит в результате внешней и внутренней психической деятельности самого субъекта, его самопознания, взаимопроникновения внешнего и внутреннего.

Отсутствие прямого, непосредственного контакта в дистанционном обучении заостряет важность учета психологических особенностей организации информации, которые во многом определяют эффективность обучения. Одним из наиболее важных факторов эффективности обучения является осмысленность учащимся учебного материала, т. е. наделение полученной информации смыслом «для себя». Роль педагога заключается в максимальном расширении смыслового поля подаваемого им материала, его детализации.

Кроме влияния на когнитивную сферу, дистанционное обучение также влияет на психоэмоциональную сферу учащихся. Ключевое отличие дистанционного образования от традиционного заключается в том, что в нем используется инновационные компьютерные технологии, которые в свою очередь не могут не оказывать влияние на психоэмоциональное состояние учеников.

Психоэмоциональные состояния – это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Другими словами, это эмоциональное реагирование человека на какое-то действие, ситуацию или реакцию человека.

Эмоциональное состояние относится как к наиболее важным в отношении жизни человека. Это могут быть переживание, аффективные состояния или эмоциональные порывы.

Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К.Изард выделил десять качественно различных "фундаментальных" эмоций: интерес - возбуждение, радость, удивление, горе - страдание, гнев - ярость, отвращение - омерзение, презрение - пренебрежение, страх - ужас, стыд - застенчивость, вина - раскаяние. Первые три он относит к положительным, остальные семь - к отрицательным.

Таким образом, у человека могут проявляться: положительные, негативные психоэмоциональные состояния. Все содержания эмоциональной сферы человека, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. В личности проявляется связь с потребностями, мотивами, где отражается состояния, процесс и результат удовлетворения. По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:

Как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх).

Как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояние эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, и другие состояния).

Как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому, или иному субъекту (чувства любви, привязанности, страсти, вражды, неприязни, ненависти и другие).

В проявлении к личности переживаемые эмоции могут быть показаны в телесных переживаниях. В ходе сравнения психоэмоциональных состояний и переживаний человека в зарубежных и отечественных психологических исследований было обнаружено особое влияние негативных психоэмоциональных состояний.

Плюсы дистанционного обучения

Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к учащимся, недостаточное использование активных форм обучения, директивность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности учащегося, жесткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения. Таким образом, дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей:

повышает посещаемость мероприятий за счет онлайн-участников и просмотров записей;

привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности;

предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции;

привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн-занятию;

обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения;

дает возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;

стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащегося.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов.

Обучение онлайн позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера.

Минусы дистанционного обучения

Т.Н. Березина выделяет три источника отрицательных эмоций в образовательной среде. «Первый из них специфичен именно для образовательной среды – это многочисленные страхи, тревоги, связанные с учебой, а как же страхи перед санкциями за плохую учебу, ярким примером отрицательной эмоции этого плана будет экзаменационная тревожность. Второй – это переживания неудачи, отрицательные эмоции, вызванные фрустрацией из –за невозможности достижения цели. Этот источник менее специфичен, поскольку фрустрация у подростка не всегда связана с образовательным процессом. Примером такого рода отрицательной эмоции могут быть переживания по поводу неудовлетворительной отметки, стыда за то, что не можешь подтянуться нужное количество раз на турнике, то, что позоришь родителей и т.п. Третий источник отрицательных эмоций – взаимоотношения подростков, их отношения между собой и со взрослыми.» Другие – характерны именно для образовательной среды. Это экзаменационный стресс, переживания из-за отрицательных эмоций. Многие авторы отмечают опасность таких отрицательных эмоций и их влияние на здоровье учащихся.

Характерный для дистанционного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние. Например, отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, это означает, что все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Это отрицательный фактор для обучения, поскольку рядом с обучающимся не оказывается человека, который мог бы эмоционально окрасить знания.

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Это требует значительного самоконтроля, в том числе и умения контролировать свои эмоциональные состояния.

Статистика в России

В 2020 году дистанционное обучение так или иначе коснулось каждого. Существуют как сторонники, так и оппоненты новой формы организации обучения. Не поддерживая ни тех, ни других мы рассмотрим влияние так называемого «дистанта» на здоровье и психику обучающихся школьного возраста.

Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России провели весной масштабное исследование: «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».

С помощью анонимного онлайн-анкетирования специалисты опросили более 29 000 школьников 5-11‑х классов из 79 регионов России, чтобы узнать, как они себя чувствовали на дистанционном обучении. Анализ ответов показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями и устройствами для онлайн-обучения.

При этом более 68% детей отметили, что у них сократилось время на прогулки, более чем у половины школьников (55%) сократилась физическая активность. Также снизилось время на сон. Свыше 40 % школьников недосыпали от 2 часов и более. Всё это существенно ухудшило самочувствие, активность и настроение детей.

На фоне возросшей нагрузки, у детей начали проявляться проблемы со здоровьем. Более чем у 30 % опрошенных возникли проблемы со зрением, ещё у 4 % появились боли в запястье от длительной работы с мышкой. Кроме того, исследователи установили пагубное влияние онлайн-обучения на психическое состояние школьников. Почти у 84 % были отмечены «неблагополучные психические реакции пограничного уровня». Наличие депрессивных проявлений обнаружили у 42,2 % школьников, астенических состояний — у 41,6 %, обсессивно-фобические состояния проявились у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 % и тд.

За несколько месяцев дистанционного обучения мы получили достаточно пугающую картину, ситуацию, которая серьёзно угрожает физиологическому и психическому здоровью наших детей. И если в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки по стране мы не можем перейти к очному обучению, то снизить количество неблагоприятных факторов мы просто обязаны постараться ради подрастающего поколения.

1.4 Выводы к первой главе

После проведения обзора литературы, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза частично верна, но пока что только на теории. Дистанционное обучение имеет и свои плюсы, положительные стороны, так и минусы, негативное воздействие. То, что данная форма обучения влияет на психоэмоциональное состояние подростка является бесспорной информацией. Из-за отрицательного влияния на подростка, у него могут возникнуть проблемы на эмоциональном уровне, например, повышенная тревожность или эмоциональное выгорание. Также можно заметить то, что данная сфера мало изучена, ни один из специалистов не рассматривал эту тему подробно.

Чтобы доказать данную гипотезу, необходимо провести практическую часть, благодаря которой мы узнаем точность наших размышлений.

ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Онлайн-анкетирование

Для оценки влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся мною было проведено исследование, заключающееся в разработке анкеты, состоящей из 6 вопросов, проведения опроса учащихся в форме анкетирования, анализе полученных результатов. Критериями выбора такого метода исследования, как анкетирование, являлись простота и доступность в использовании и обработке полученных результатов.

Анкета была представлена на платформе браузера Google в сервисе Google Формы. Это более удобно и позволяет охватить и задействовать гораздо большее количество учеников.

В анкетировании приняли участие 220 респондентов – учащиеся различных общеобразовательных организаций в возрасте от 15 до 18 лет, обещающиеся дистанционно в связи с пандемией короновирусной инфекции. Респонденты – жители города Нижний Новгород.

Анкетирование проходило онлайн, анкета распространялась через социальную сеть Вконтакте.

Вопросы анкеты были сформированы по трём направлениям: учебная нагрузка, социальная коммуникация, общее состояние и настроение.

2.2 Уровень тревожности – тест Спилбергера, Ханина

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

Что понимает Спилбергера под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы».

Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Инструкция к тесту ситуативной тревожности:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.  Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию.

Таблица 1

Бланк ответов по шкале ситуативной (реактивной) тревожности

 

Суждение

нет, это не так

пожалуй, так

верно

совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Инструкция к тесту личностной тревожности:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя обычно чувствуете. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.

Таблица 2

Бланк ответов по шкале личностной тревожности

 

Суждение

Никогда

почти никогда

часто

почти всегда

1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я бываю доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Обработка и интерпретация результатов

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,

где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,

где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 - низкая тревожность;

31 - 45 - умеренная тревожность;

46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в "лучшем свете".

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

2.3 Тесты на депрессию для детей среднего и старшего школьного возраста

WHO-5 Well-Being Index (1998)

Индекс хорошего самочувствия

Пожалуйста, отметьте в каждом из пяти утверждений наиболее подходящий ответ о Вашем самочувствии в течение последних двух недель.

 

В течение двух

последних недель

Все

Время

5

Большую

часть

времени

4

Более

половины

всего

времени

3

Менее

половины

всего

времени

2

Иногда

1

Никогда

0

1

У меня было хорошее настроение и чувство бодрости

           

2

Я чувствовал себя спокойным и раскованным

           

3

Я чувствовал себя активным и энергичным

           

4

Я просыпался с чувством свежести и отдыха

           

5

Моя жизнь была наполнена интересными для меня события

           

Подсчет:

Складываются цифры, соответствующие ответам по пяти вопросам. Результат представлен рядом от 0 – наихудшая возможность до 25 – наилучшее качество жизни.

2.4 Методика создания памятки с рекомендациями.

П амятку я разрабатывала в приложении Canva с использованием элементов инфографики, чтобы она была более наглядной, простой и приятной в использовании. Её содержимое создавалось на основе того, какие потребности старшеклассников были ограничены во время дистанционного обучения.

Данная памятка включает в себя тест на эмоциональное выгорание, который ученик может пройти сам, а затем сам его и расшифровать, и выявить свой уровень эмоционального выгорания. Тест составлен на основе опросника Маслач.

Опросник выгорания Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Также там представлены признаки эмоционального выгорания, и то, что нужно делать, чтобы восстановиться. Я использовала QR-код, чтобы рассказать о сервере для удобного общения вместе со своими друзьями, одноклассниками, преподавателями.

« Discord — ваше место для общения. Будьте как дома, общайтесь с сообществами и друзьями в текстовом, голосовом и видеочатах. Discord — простейший способ ежедневного общения для любых компаний: школьных кружков, игровых групп, международных сообществ художников или просто друзей.»

Также во время дистанционного обучения очень нарушается организованность учеников, что чаще всего и приводит к эмоциональному выгоранию и повышенной тревожности. При очном обучении действует определённое расписание, составленное в школе, которое ученик должен соблюдать. При нахождении дома самоконтроль снижается, и распорядок дня становится расплывчатым.

Я подобрала несколько полезных лайфхаков по тайм-менеджменту, которые помогут ребятам правильно распланировать свой день и ставить на первое место приоритетные задачи. Также я использовала QR-код на приложение Trello. Его необходимо отсканировать с помощью телефона, там откроется страница для скачивания данного приложения.

«Trello помогает охватить все ваши проекты на работе и дома.
Управляете ли вы командой, пишите ли эпичный сценарий или просто составляете список покупок, Trello - ваш помощник в организованности и достижении целей.

С Trello вы можете:
• Создавать доски, чтобы организовывать все, над чем работаете
• Использовать их самостоятельно или приглашать коллег, друзей и членов семьи для сотрудничества
• Изменять рабочие процессы в зависимости от проекта
• Добавлять чеклисты на карточки
• Назначать задачи себе и коллегам
• Обмениваться комментариями с друзьями
• Прикреплять файлы из Google Диска и Dropbox
• Загружать фотографии и видео
• Отвечать на комментарии из Android Wear
• Просматривать карточки в режиме календаря с улучшением календаря
• Работать в автономном режиме и автоматически синхронизировать карточки при подключении»

Также я предоставила пример настенного планера, который можно распечатать и повесить на стену.

Следующий пункт, это аффирмации. Аффирмации на каждый день — это позитивные утверждения, помогающие изменить наш образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. Произнесение аффирмаций является эффективным способом достижения счастья, любви, внутренней гармонии, здоровья и благополучия.

Примеры аффирмаций:

Моя жизнь движется в полной гармонии с телом и полна счастья.

Я всегда выбираю то, что хочу.

Я люблю свой характер, тело и душу.

Я благодарен миру за то, что живу и радуюсь жизни.

Я отвечаю за каждый поступок, который совершаю.

Я нахожусь в полной безопасности, меня охраняет мой ангел хранитель.

Мои эмоции только положительные и несут радость.

В моем сердце уверенность и спокойствие за будущее.

Мое душевное состояние в полном равновесии.

Я живу на волне позитива.

Мои решения взвешенные и правильные.

Я твердо иду к процветанию в делах.

Я магнит для успеха и счастья.

Моя опора – это моя семья.

Я прохожу свой уникальный жизненный путь.

Далее я включила мотивации, которые можно вырезать и повесить на стену. Мотивация– это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью.

Необходимо помнить, что во время дистанционного обучения ученики постоянно находятся перед экраном компьютеров и других гаджетов, поэтому необходимо помнить и о своём физическом здоровье. Я включила разминку для глаз в свою памятку. Также, у учеников снижается физическая активность, через QR-код они могут перейти на YouTube-канал, на котором выложены подборки физических упражнений и тренировок на различные части тела и группы мышц. Все упражнения можно выполнить дома, в этом заключается их удобство.

Последние две странички я посвятила книгам и фильмам. Я считаю, что лучший способ отвлечься от огромного количества дел, это уединиться с самим собой и отдохнуть. Я предоставила подборки книг и фильмов, которые советуют психологи для ознакомления подросткам. В этих произведениях подняты важные темы и проблемы, с которыми они сталкивались и над которыми могут порассуждать. Через QR-код можно перейти на сайт с подборкой развлекательных фильмов для детей и подростков.

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Результаты онлайн-анкетирования

В анкетировании приняли участие 220 респондентов – учащиеся различных общеобразовательных организаций в возрасте от 15 до 18 лет, обещающиеся дистанционно в связи с пандемией короновирусной инфекции. Респонденты – жители города Нижний Новгород.

На вопрос о том, понравилась ли в целом форма дистанционного обучения, большему количеству не понравилось, это 45%, 42,7% дистанционное обучение пришлось по душе, и 12,3% затрудняется ответить.

Ответы на следующий вопрос получили практически одинаковое соотношение. Дистанционное обучение повлияло в худшую сторону на эмоциональное состояние у 39,5% учеников, у 30% в лучшую сторону, а у 30,5% практически ничего не изменилось.

Учащиеся выделили трудности, которые возникли у них во время дистанционного обучения. Лидирующие позиции заняли: нарушение физического самочувствия (усталость, недостаток двигательной активности) – это 44,1%, нехватка общения (41,4%) и нарушение режима (37,3%). Далее идут снижение мотивации к учёбе (34,1%), нехватка времени (30%), нарушение эмоционального состояния (повышение тревожности, раздражительности, апатия, плаксивость) (29,5%) и никаких трудностей не возникло у 25,5% учеников.

Большинство старшеклассников считает, что их знания и успеваемость понизились (39,1%), 37,7% учеников не заметили особой разницы. Результат обучения стал лучше у 12,3%, а 10,9% затруднилось ответить.

Более половины школьников считает, что нагрузка стала больше (53,6%), и на пополам разделились мнения насчёт того, что она не изменилась или же стала меньше.

В бедующем 43,6% учеников не хотят использовать дистанционное обучение в образовательных целях. 41,4% учеников не против продолжать использовать данный вид образования, а 15% учеников затрудняется ответить.

Судя по данному онлайн-анкетированию, мы можем сделать вывод о том, что в большинстве случаев дистанционное обучение вызвало негативные эмоции у учеников. У многих возникали трудности и в последствии это отражалось на результате их обучения и их знаниях.

3.2 Результаты первого среза

Во время 2020-2021 учебного года всю вторую четверть мой класс находился на дистанционном обучении. Нами была замечена большая утомляемость и раздражительность. Я заметила, что ситуация начала усугубляться в связи с приближением конца семестра. Я решила провести два теста. Для оценки психоэмоционального состояния использованы шкала самооценки и тревоги Спилбергера - Ханина (STAI) и опросник WHO5 - Индекс общего самочувствия.

Первый блок тестирования проходил 16 декабря 2020 года. В ту неделю, когда мы писали различные контрольные, самостоятельные и проверочные работы, закрывая семестр. Также на наш класс была дополнительная нагрузка в виде различных олимпиад и конкурсов, в которых мы принимали участие.

В ходе тестирования на выявление уровня тревожности я получила такие результаты.

Р еактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Л ичностная тревожность (устойчивая характеристика человека) характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Судя по полученным данным, мы можем сказать, что дистанционное обучение очень сильно влияет на уровень тревожности учащихся, причём не в положительном ключе. Также мы можем заметить, что уровень реактивной тревожности гораздо выше, а он связан с действиями, происходящими именно в тот момент времени.

Тест на индекс хорошего самочувствия я также проводила 16 декабря 2020 года. И он направлен на выявление индекса хорошего самочувствия, то есть эмоционального состояния школьника в последние две недели.

Судя по этому тестированию, можем сделать вывод о том, что дистанционное обучение, увеличенная нагрузка влияют на самочувствие обучающихся.

Можем сделать вывод о том, что такие неудовлетворительные результаты были получены в связи с тем, что дистанционное обучение нарушает ведущие потребности старшеклассников: уменьшение общения с друзьями, увеличение нагрузки, неуверенность в хорошей подготовке и сдачи экзаменов, нарушение физической активности, нарушение режима. Из этого вытекает то, что у учащихся появляются сомнения в себе, вырастает тревожность, возникает эмоциональное выгорание. И из-за возникновения данных проблем, появляются проблемы и в учебе, и в дополнительной деятельности ученика. Получается так, что всё взаимосвязано. Поэтому я решила разработать рекомендации, которые помогут ученикам правильно организовывать своё время.

3.3 Назначение и использование памятки

После создания памятки, она была роздана всем ученикам 10-11 классов МАОУ «Школа №128» города Нижний Новгород в печатном варианте.

В электроном виде я разместила её в группе Вконтакте детского общественного объединения «Содружество независимых губерний» на правах президента детского объединения.

Также она была размещена в группе Вконтакте Союз детских организаций «Надежда» на правах заместителя председателя городского совета детских общественных организаций Дворца имени В.П.Чкалова города Нижний Новгород «Надежда».

Т ем самым, я распространила данную информацию не только на учащихся и родителей моей школы, но и для всех школьников Нижнего Новгорода, а также для детских организаций Нижегородской области.

3.4 Результаты второго среза

После целой четверти дистанционного обучения и каникул мы вышли на очное обучение. Месяц мы отучились в школе, наше эмоциональное состояние значительно улучшилось, так как в учёбе присутствовало живое общение, присутствовал контроль учителя и наш распорядок дня был организован.

В этот период я разработала памятку с рекомендациями. Я советовалась с одноклассниками, что может помочь им же при дистанционном обучении.

Так вышло, что позже именно наш класс закрыли по контакту с заболевшим COVID-19, и я смогла проверить работу и полезность данной памятки.

Тестирование я проводила 15 февраля 2021 года, спустя два месяца.

Судя по двум диаграммам, можно увидеть, что результаты значительно изменились за 2 месяца. Тревожность снизилась до уровня умеренной и даже низкой. Это связано с тем, что мы были подготовлены к дистанционному обучению и уже понимали, как нужно организовывать своё время, чтобы выполнить приоритетные и мелкие задачи, а ещё и оставить время на отдых и общение с друзьями.

Общее эмоциональное самочувствие тоже стало значительно лучше. Мы не забывали и о самих себе, об отдыхе, досуге и общению с друг другом. Правильно распределяю нагрузку, задачи и обязанности, можно избежать многих проблем, связанных с психоэмоциональным состоянием.

Можно сделать вывод, что памятка работает, она помогла правильно распределить время на определённые задачи, сохранить самоконтроль. Её можно использовать и в дальнейшем при столкновении с формой дистанционного обучения.

Заключение

Выдвинутая мною гипотеза была частично подтверждена. Я доказала на примере, что дистанционное обучение оказывает негативное влияние на психоэмоциональное и физическое состояние учеников. Специально организованная деятельность и составленные мной рекомендации способны снизить это негативное влияние.

Во время исследования я смогла выявить особенности дистанционного обучения и просмотреть связь между ним, возрастными особенностями старшеклассников и особенностями эмоционального развития. Оказалось, что всё очень плотно зависит друг от друга. Дистанционное обучение требует значительного самоконтроля и самоорганизации, а это напрямую зависит от самого ученика, его личностных особенностей. Но необходимо помнить и о возрастных особенностях старшеклассников, которые стараются найти себя и самоопределиться в жизни. Из-за этого возникают проблемы с психоэмоциональным состоянием.

Моя работа может служить хорошим дополнением дидактического материала на уроках обществознания и психологии. Также исследование может быть полезно педагогам, работающим с детьми. И, естественно, оно поможет самим детям и их родителям избежать проблем. Ведь многие организации дополнительного образования продолжают работу дистанционно. Существует огромное количество вебинаров и курсов, проходящих онлайн.

Я подробно рассмотрела отрицательное влияние данной формы обучения. Но большое количество учеников в ходе анкетирования отметили, что их полностью устраивает дистанционное образование и проблем у них не возникло. Так что же на них влияет? Мотивация? Они знают и верят в то, что дистанционное обучение – это развитие? Следующей моей целью будет выявить причину положительно реакции, отследить связь мотивации и обучения.

Список литературы

Cyberleninka, Актуальные проблемы дистанционного обучения/ https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-distantsionnogo-obucheniya-1

Cyberleninka, Влияние психолого-педагогических условий регуляции на психоэмоциональные состояния студентов вуза/ https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologo-pedagogicheskih-usloviy-regulyatsii-na-psihoemotsionalnye-sostoyaniya-studentov-vuza

Psylab, Шкала тревоги Спилбергера/ https://psylab.info/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0\

Вестник психологии и педагогики АлтГУ/ http://journal.asu.ru/vfp/issue/view/476

Возрастные особенности старшеклассников (10-11 класс)/ http://cdk-detstvo.centerstart.ru/node/17903

История дистанционного образования/ https://edunews.ru/onlajn/info/istorija-distancionnogo-obuchenija.html

Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения/ http://journals.uspu.ru/attachments/article/439/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_2013_4_%D1%81%D1%82.%2014.pdf

Эмоциональное выгорание у подростков/ https://skovshin.schools.by/m/pages/emotsionalnoe-vygoranie-u-podrostkov

Приложение №1

Словарь терминов

Восприимчивость - это способность легко воспринимать что-либо, приходящее извне. Так, мы можем сказать, что у человека восприимчивый ум.

Депрессия (от лат. deprimo «давить (вниз), подавить») — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное — угнетённое, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное — настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Импульсивность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека.

Интеллект — качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.

Интерпретация (методология) — совокупность значений (смыслов), придаваемых, так или иначе, элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в случаях же, когда «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.).

Когнитивная сфера — сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе

Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова cogniscere – знать, познавать.

Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию.

Личностная тревожность (устойчивая характеристика человека) характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Мировоззрение - система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Негативизм — психиатрический термин для обозначения специфического симптома расстройства воли.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования систематической группы.

Психосоматические заболевания, или психосоматические расстройства (от др.-греч. ψυχή — «дух», «душа», «сознание» и σῶμα — тело) — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.

Психоэмоциональное состояние — это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.

Психоэмоциональное состояние — это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека.

Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Релаксация, миорелаксация (от лат. relaxatio «ослабление, расслабление») — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов.

Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Саморегуляция — свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определённом, относительно постоянном уровне.

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов.

Социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Телекоммуникация - это совокупность устройств и программ, позволяющих передавать информацию по кабельным и радиотехническим каналам

Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Физиологические функции — это проявления специфической деятельности клеток, тканей, органов и систем организма, направленные на приспособление его к условиям внешней среды.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

Эйфория — положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга.

Просмотров работы: 2774