Секреты суперпамяти: мнемотехника для школьников

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты суперпамяти: мнемотехника для школьников

Коровин С.Р. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Самойловская Р.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Школьнику приходится запоминать огромное количество информации. Правила, цифры, сведения об окружающем мире, имена и фамилии, иностранные слова и многое другое. Привычные способы запоминания (например, механическое зазубривание) часто скучны и малоэффективны. Существуют особые техники, которые помогают взрослым и детям легко запоминать большие объемы информации.

Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» - и переводится как искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Современная мнемотехника помогает взрослым и детям легко запоминать большие объемы точной информации и накапливать ее в памяти.

Цель работы: создать наглядные пособия с использованием приемов мнемотехники для эффективного запоминания школьниками учебной информации.

Задачи:

Изучить существующие мнемотехники.

Выделить конкретные приемы мнемотехники, которые помогут мне и одноклассникам быстрее и легче запоминать информацию.

Создать мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, рифмованные строчки, которые можно использовать на уроках и при самостоятельных занятиях.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что данные этой работы могут использоваться школьниками, проявляющими интерес к изучению иностранных языков, а также тем, кому необходимо запоминать много новой информации и использовать при этом самые эффективные и действенные способы.

Работа содержит самостоятельно составленные стихи, рассказы, ассоциации, мнемодорожки, которые помогут освоить школьную программу. В этом состоит новизна работы.

1.Основная часть.

Мнемотехника – интересный и простой способ развития памяти

1.1. Что такое мнемотехника

С помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Память необходима человеку - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. В настоящее время разработано и на практике используется много разнообразных систем и методов улучшения памяти. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на тренировке воображения, четвертые – на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые – на активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Рассмотрим мнемотехнику как способ развития памяти.

Мнемотехника - это древнее греческое слово (образовано от имени богини памяти Мнемозины) и наука, которой увлекались Аристотель, Джордано Бруно, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение мнемотехники:

«Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».

Педагогический энциклопедический словарь определяет это понятие так:

«Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приёмов М. - установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделённом по особому принципу».

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логику, и правое, которое отвечает за творческое начало.

Когда человек мысленно соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Позже он припоминает один из образов, и мозг воспроизводит всю цепочку образов. Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.

Современная мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. При запоминании экономится время. Знания сохраняются: то, что запомнили, не придется учить заново. Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти посредством ассоциаций. Она отвергает механическое заучивание, которое уже показало свою неэффективность.

1.2. Основные приемы мнемотехники

1. Цифробуквенный код

Нужно зашифровать цифры буквами и при помощи этих букв запомнить нужную информацию. Из цифр можно составлять слова, словосочетания, большие предложения и даже короткие рассказы. Метод подходит для запоминания номера сотового телефона, адреса, математического вычисления и так далее.

Посмотрим цифробуквенный код, большинство цифр начинается с согласного звука. Возьмем цифры первого десятка от 0 до 9.

0 – ноль – н

1 – раз – р

2 – два – д

3 – три – т

4 – четыре – ч

5 – пять - п

6 – шесть – ш

7 – семь – с

8 – восемь – в

9 – много – м (много, потому что 9 – девять – д, а буква д уже есть)

Например, нужно запомнить число 5609.

5 – П, 6 – Ш, 0 – Н, 9 - М

Паук Шипит На Муху.

Нужно запомнить номер телефона 89088108990:

8-в,9-м,0-н, 8-в, 8-в,1-р, 0-н,8-в, 9-м,9-м,0-н.

Придумываем историю: Вредная Мышь Нашла Ватрушку, Ворона Разозлилась На Вредную Мышь, Мышь Наелась.

2. Ассоциации

При помощи ярких ассоциаций наш мозг запоминает информацию. И когда нам надо вспомнить и восстановить эту информацию мы вспоминаем эти ассоциации. Этот метод еще называет методом вешалок: на цифры «навешиваются» образы.

Например, цифры должны напоминать какие – то образы.

0 - солнце

1 – соломинка

2 – лебедь

3 – усы

4 – стул

5 – человечек

6 – замок

7 – нос

8 – очки

9 - шарик

И тогда, например, число 853298 будет выглядеть так:

Очки – человечек – усы – лебедь –шарик – очки.

Под очками у человечка выросли усы, а лебедь поймал шарик в очках.

Метод О’Брайена – еще один метод вешалок. О’Брайен предложил запоминать цифры по образам знаменитых людей. Надо запомнить образ, который вы выбрали для цифры от 1 до 9.

Например, цифру 1 мы присвоим знаменитому футболисту Роналду, цифру 2 присвоим группе «Чай вдвоем», цифру 3 – Александру Пушкину, 4 – тиктокеру А4 и так далее. Чтобы запомнить число, надо представить, как знаменитости стоят рядом или выстраиваются в очередь. Например, первым стоит Пушкин (3), Роналду (1) опирается ему на плечо, за ним стоит А4 (4). Получилось число 314.

3. Рифмы

Можно придумать стихотворение, которое содержит запоминаемый материал. Например, надо запомнить телефонные номера:

89630797838:

89088108990:

Восемь, девять, шесть и три

Ты в окошко посмотри

Ноль, семь, девять, семь

Там конфеты дали всем

Восемь три восемь

Мы тоже их попросим.

Восемь, девять, ноль и восемь,

Мяч в корзину мы забросим.

Восемь десять, восемь девять,

Повороты надо делать,

Девяносто,

Баскетбол – это непросто.

4. Созвучие

При помощи слов или словосочетаний можно запоминать иностранные слова, сложные термины. Чтобы запомнить иностранное слово, надо подумать, на какое слово оно похоже в нашем языке и запоминать по этому слову. Этот метод запоминания называется методом фонетических ассоциаций.

Например, слово «look» переводится как «смотреть» и оно очень похоже на наше слово «лук». Представьте луковицу с глазами, которая внимательно смотрит на вас.

5. Метод римской комнаты

Этот метод можно использовать, например, готовясь дома к школьному докладу или пересказу. Предположим, надо запомнить, в какой последовательности расположены планеты Солнечной системы.

Смотрим, какие предметы есть в комнате дома. Например, сначала стоит шкаф, потом кровать, письменный стол, полка, стул, кресло, зеркало, велотренажер, потом дверь. Сначала представим солнце, которое ярко светит со шкафа. На кровати лежит маленький, похожий на мячик, Меркурий. Красивая женщина Венера сидит за столом. На полке стоит голубой глобус (наша Земля). На стуле лежит красный Марс. Юпитер (представим его как сурового воина) сидит в кресле. Сатурн с кольцами смотрится в зеркало. Светящийся Уран едет на велотренажере. Нептун (представим его как морского царя) с мячиком-Плутоном в руках заходит в открытую дверь.

Потом, когда вы будете отвечать на уроке, мысленно прокручивайте в голове предметы вашей комнаты в той же последовательности: шкаф, кровать и так далее.

6. Метод мнемотаблиц

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определённая информация.

В мнемотаблицах используются мнемоквадраты. Это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа и т. д. Изображение в Мнемоквадрате обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожка состоит из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним составляются истории.

Суть мнемотаблицы такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше.

Мнемотаблицы эффективны при запоминании информации, при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», легче воспроизвести стих. Через некоторое время мнемотаблица запомнится и держать ее в руках будет уже необязательно. Вот пример мнемотаблицы для рассказа о явлениях, которые происходят в природе осенью.

7. Метод историй.

Этот способ подходит для того, чтобы запомнить список слов. И тогда, казалось бы, несвязанные друг с другом понятия превращают текст в логичное повествование. Чем интереснее и необычнее история, тем лучше запоминается информация.

Например, у нас есть набор слов, которые нужно запомнить: еж, машина, газон, кактус, шорты, рюкзак, обед, ванна.

Связываем эти слова в единую историю:

Еж на машине заехал на газон с кактусами и порвал шорты. Он так расстроился, что схватил свой рюкзак и пошел домой есть обед и принимать ванну.

1.3. Материалы для изучения школьных предметов на основе мнемотехники

На основе мнемотехник я составил собственные стихи, таблицы и ассоциации по школьным предметам за 4 класс: по математике, английскому языку и окружающему миру. См. пособие «Запоминаем правила и слова быстро и просто» (Приложение А)

1.4 Эксперимент

Мы провели эксперимент. Замерили, сколько времени уйдет на запоминание имени, отчества, фамилии и дат жизни великих русских писателей.

Для запоминания ФИО и дат жизни Пушкина и Лермонтова мы применили приемы мнемотехники: метод ассоциаций и цифробуквенный код.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Я представил своих друзей Александра и Сергея рядом с портретом Пушкина.

Даты жизни с помощью цифробуквенного кода можно представить так:

РСММ-РВТТ

Родился Счастливый Маленький Мальчик – Ранен Врагом, Тяжелая Смерть

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Я представил своих друзей Михаила и Юру рядом с портретом Лермонтова.

РВРЧ-РВЧР

Резкий Ветер Радует Чаек – Резкий Ветер Чайкам Рад

На запоминание ушло 6 минут.

Для сравнения ФИО и даты жизни двух других писателей я зазубрил. На это ушло меньше времени – около 4 минут.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

На следующее утро я правильно воспроизвел информацию о Пушкине. С Лермонтовым ошибся: перепутал отчество и год рождения, фразу тоже подзабыл. Имя и год смерти вспомнил правильно.

В случае с Гоголем и Толстым я ошибся и с отчествами писателей, и с датами: ни одной не назвал правильно.

Выводы, которые можно сделать из этого эксперимента:

1.Приемы мнемотехники способствуют запоминанию, причем помогают запоминать информацию на больший срок.

2.Мнемотехники – не гарантия, что все запомнится «само». Запоминанию нужно уделить достаточно времени и сил. Повторенье – мать ученья, с мнемотехниками этот принцип не теряет актуальности.

Фразы, с помощью которых запоминается информация, должна быть яркой и интересной. Иначе (как в случае с запоминанием дат жизни Лермонтова), она не удержится в памяти.

Заключение

Итак, мнемотехника помогает быстрее и эффективнее запоминать информацию. Мы рассмотрели семь приемов мнемотехники, которые можно применять для запоминания правил, иностранных слов, чисел, стихов, любой другой информации:

Цифробуквенный код;

Ассоциации;

Рифмы;

Созвучие;

Метод римской комнаты

Мнемотаблицы и мнемодорожки;

Метод историй.

Работа содержит стихи, рассказы, ассоциации, мнемодорожки, которые помогают мне и моим друзьям освоить школьную программу.

Мы планируем продолжить исследования и эксперименты, связанные с мнемотехникой, в том числе с участием одноклассников.

Список литературы

Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия; 2002.-1628 с.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

Иставей Р. Как запоминать почти все и всегда. Москва: издательство Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 176 с.

Вордеман К. Как научить ребенка учиться. Иллюстрированный справочник для родителей. Москва: издательство Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 256 с.

Тигелаар М. Как читать, запоминать и никогда не забывать. Москва: издательство Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 192 с.

Мнемотехника на уроках в начальной школе. https://infourok.ru/mnemotehnika-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-3995746.html (Дата обращения: 02.10.2021).

Просмотров работы: 1094