Введение
Парламентаризм – система управления, которая характеризуется четким разграничением функций исполнительных и законодательных властей при главенстве самого парламента. Сам же парламент представляет собой тип государственного правления, при котором в госструктурах действующий избираемый населением орган принимает решения в плане законов. Парламентаризму свойственны сессии, парламентские слушания и заседания.
Актуальность работы: на протяжении долгого времени «Развитие парламентаризма в России» аргументируется значимостью парламентаризма как особого типа государственного устройства верховной власти, в которой существенная роль принадлежит парламенту в системе органов государственной власти.
Тема работы «Развитие парламентаризма в России в XX веке». В России нынешнее демократическое состояние парламентаризма обусловлено временем, т.е. теми историческими периодами в ходе которых изменялся Российский парламент.
По моему мнению развитие такого направление очень важно и его следует изучить.
Объектом данного исследования являются проекты и история создания представительных и законодательных органов в России.
Предметом исследования является процесс становления и развития современного российского парламентаризма.
Цель работы: рассмотреть и изучить развитие Российского парламентаризма начала XX по XXI века.
Задачи:
- рассмотреть и изучить основы раннего парламентаризма Российской империи;
- рассмотреть и изучить основы ВС СССР и объяснить его понятие;
- раскрыть основы современного парламентаризма Российской Федерации, парламента как его элемента и выяснить его значение.
- дать характеристику каждому периоду истории парламентаризма в России.
Методологическая основа исследования.
При рассмотрении проблем становления и развития института парламентаризма использовался прежде всего системный метод. Рассмотрение данной проблематики должно осуществляться в контексте процессов функционирования и взаимодействия государства и общества, политических структур и социальных слоев, политических партий и движений. Такое рассмотрение позволяет увидеть сам процесс становления парламентаризма как результат изменяющейся политической системы и общественных отношений.
При анализе парламентского института важным представляется применение институционального метода, ибо он позволяет выявить основные атрибуты и признаки парламентаризма.
В контексте поставленных в работе задач важную роль играет использование сравнительного метода, который позволяет сопоставить различные модели парламентаризма и тем самым глубже понять проблему.
В работе используется также исторический метод, который позволяет рассматривать парламентаризм в его историческом контексте, с учетом традиций и закономерностей общественно-политического развития общества.
Новизной работы является обобщение знаний о развитии законодательной ветви власти и парламента, как её органа.
Практическое значение исследования заключается в том, что мою работу можно будет использовать по данной теме, как хороший пример по курсам Истории.
Глава I. Развитие парламентаризма в России в начале XX века.
1.1. Немного из истории.
Император Российской Империи Николай II 6 августа 1905 года издал манифест, в котором объявлялось учреждение Государственной Думы, а также определял принципы выбора депутатов в Думу. Манифест предполагал учреждение Государственной Думы как «законосовещательного установления, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» [4.1].
В начале XX столетия Россия вступила в полосу широкомасштабных социально-политических потрясений, радикально изменивших и весь складывавшийся столетиями облик державы, и направление ее дальнейшего развития. Российская государственность действительно нуждалась в модернизации, в приспособлении к новым жизненным реалиям. В итоге после долгих и острых дебатов Николай II под давлением либерального крыла, основным лицом которого являлся С.Ю. Витте, решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти.
Причинами, по которым Николай II издал манифест об учреждении Государственной Думы, являлись социальные катаклизмы, демонстраций на площадях городов и борьбы между представителями различных течений вокруг вопроса об ориентации внутриполитического курса.
1.2. Первая Государственная Дума (24 апреля - 8 июля 1906 г.)
В общем количестве было 499 депутатов на момент существования Первой Государственной Думы. При выборах в Первую Государственную Думу больше всех мест получили кадеты - одну треть общего числа членов Думы. Руководителем Государственной Думы являлся Председатель — С.А. Муромцев, который был от партии Кадетов [1] (приложение 1).
В законе о Государственной Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом планировалось создание законосовещательного органа, который бы дополнил бы Государственный совет, выполняя при этом функции органа исполнительной власти.
Главным вопросом в работе первой Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая 1906 года кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, который предусматривал за собой дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.
23 мая фракция трудовиков предложила свой законопроект, который предусматривал за собой создание «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения.
6 июня депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. По большинству голосов Дума отказалась от рассматривания этого проекта, так как он казался им слишком радикальным.
Отсутствие результата в деле одобрения правительственных законопроектов стало поводом для разгона Дума. Новый премьер П.А. Столыпин прямо заметил, что депутаты берут на себя слишком много, а их повышенный интерес к аграрному вопросу нежелателен. 8 июля 1906 года царём Николем II был подписан указ о роспуске первой Государственной Думы.
Значительная группа депутатов, возмущенных роспуском, подписали Выборгское воззвание, призывающее избирателей к гражданскому неповиновению. Это было напрямую призвано преступлением, депутаты, подписавшие Выборгское воззвание, попали на 3 месяца в тюрьму и были лишены избирательных права.
1.3. Вторая Государственная Дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.)
В общем количестве было 518 депутатов на момент существования Второй Государственной Думы. При выборах во Вторую Государственную Думу больше всех мест получили трудовики. Руководителем Государственной Думы являлся Председатель — А.Ф. Головин от партии Кадетов [1] (приложение 1).
Основной задачей, уже для второй Государственной Думы, оставалось решение аграрного вопроса.
Главным вопросом для второй Государственной Думы всё ещё оставался актуальным аграрный вопрос. Во фракциях разрабатывали законопроекты по земельному вопросу, но они не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Государственной Думы.
Так кадеты выдвинули свой законопроект, в котором говорилось об увеличении площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом — государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения для той же цели, за счёт государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением её нынешних владельцев по справедливой оценке. Право на расширение землепользования признать надлежит за малоземельными и безземельными землевладельческими семьями, ведущими хозяйство на землях, как надельных, так и принадлежащих им на праве частной собственности или арендованных.
Трудовики выдвигали свои законопроекты. В первом говорилось об установлении порядков, при которых земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему народу, причем нужная земля для сельского хозяйства могла отдаваться в пользование только тем, кто будет обрабатывать её своим трудом.
Во втором говорилось об законопроекте, который выдвигали еще на момент существования первой Государственной Думы, а именно создание на основе первого законопроекта «общенародного земельного фонда», в который должны были войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли. В этот фонд также должны были быть принудительно отчуждены помещичьи и прочие частновладельческие земли, поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму.
В третьем законопроекте должны были быть приняты законодательные меры, чтобы предотвратить скопление земель выше трудовой норы в одних руках и обеспечить постепенный переход их в общенародную собственность.
Деятельность второй Государственной Думы показала, что никакие приемы правительства не могут обеспечить существование в представительском органе только лояльных к нему людей. Сами депутаты, в целом были настроенные анти-революционно, сами проявляли оппозиционность. В целом, вторая Государственная Дума являлась продолжателем идей первой Государственной Думы.
В феврале 1907 года Николай II принял Ф.А. Головина и указал ему, что Дума «по своему составу неработоспособна, что левое её крыло заражено антигосударственными идеями, что такой состав Думы есть следствие неудачного избирательного закона, а потому надо изменить этот закон». Впоследствии произошел Третьеиюньский переворот, итогом которого стал роспуск второй Государственной Думы [2].
1.4. Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.)
В общем количестве было 442 депутата на момент существования Третьей Государственной Думы. Большее число голосов набрала партия октябристов. Руководителем Государственной Думы являлись председатели: Н.А. Хомяков (октябрист; 1907 - 1910 гг.); А.И. Гучков (октябрист; 1910 – 1911 гг.); М.В. Родзянко (октябрист; 1911 – 1912 гг.) [1] (приложение 2).
Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору Конституционного строя в земской общественной среде. Столыпин рассчитывал, что земство поддержат правительство в проведении либеральных реформ и борьбе с революцией. Так, в политическом плане, опорой правительства в Третьей Государственной Думе стала фракция октябристов.
Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался Указ, предоставлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность.
Аграрный вопрос не оставался без внимания и насчёт него стали искать решение. Так 14 июня 1910 г. был издан Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». А уже 29 мая 1911 г. было издано положение о землеустройстве, регулировавшее работу землеустроительных комиссий.
В июне 1912 г. были изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев - пенсии полностью оплачивали владельцы предприятий. Для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
По инициативе правительства, Дума принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного Совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен. Государственный Совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств. В июне 1912 г. Государственная Дума и Государственный Совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях».
Противореча с правыми депутатами Думы, правительство в июне 1910 г. ввело закон «О порядке издания, касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», который позволял вмешиваться почти во все внутренние дела Финляндии. Негативное влияние вызывало проведенное Столыпиным Положение о введении земств в западных губерниях, потому что оно имело националистическое настроение.
Гибель Столыпина принесла за собой огромное количество разногласий и негодований в самой Государственной Думе. Ряд законопроектов был приостановлен. Начался парламентский кризис, который продолжался целый год. Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной Думы.
В целом, III Государственную Думу можно смело назвать «Столыпинской». Ведь при нём было внесено около 2,5 тысяч законопроектов, из которых 2,2 тысяч стали полноценными законами. На основе указа от 9 ноября 1906 г. Третья Государственная Дума приняла закон об аграрной реформе. В числе принятых Думой, но отклоненных государственным советом законопроектов — реформа начального образования. Правительство вносило и такие законопроекты, как:
«О передаче благотворительных заведений в ведение Варшавского магистрата»;
«О продлении срока действий закона о сборе с паровых котлов»;
«О назначении пособия эстляндскому морскому и севастопольскому яхт-клубам»;
«Об утверждении строительной стоимости сортировочной станции в Ховрине»;
«О кредите на наём помещения для пермской дворянской опеки»
В целом, Третью Государственную Думу можно смело назвать «Столыпинской». Полностью зависимая от правительства она, конечно же, не могла всецело отражать интересы народов России [2].
1.5. Четвёртая Государственная Дума (15 ноября 1912 г. - 6 октября 1917 г.)
Всего было 442 депутата на момент существования Четвёртой Государственной Думы. Большее число голосов получила партия октябристов. Руководителем Думы был Председатель — М.В. Родзянко (октябрист; 1912 – 1917 гг.) [1]. (приложение 2)
Основными задачами Четвёртой Государственной Думы являлись: демократизация политического строя; укрепление основы самодержавия; вопросы по поводу последующей войны.
В первые же дни работы Четвёртой Государственной Думы правительство завалило ее так называемой «законодательной вермишелью». На первых двух сессиях депутаты рассмотрели около 2-х тысяч несущественных законопроектов. Инициативы Думы, которые выносились на рассмотрение Госсовету сразу же отменяли. В связи с этим, Дума «тормозила» законопроекты правительства. Всё чаще происходили разногласия и противоречия, из-за чего Дума не могла сконцентрироваться на своей основной работе.
26 июля 1914 года законодательный орган был собран на чрезвычайное заседание. На нём был провозглашен указ императора об открытии Госдумы и манифест о том, чтобы Российская Империя вступила в войну. Большинство заседающих поддержали это решение и были готовы тесно сотрудничать с властью для победы. Но уже последующие заседания думы проходили по поводу военных вопросов.
Неудачи на фронте с Германской Империей и Австро-Венгерской Империей привели не только к росту социального напряжения, но и оппозиционных настроений. В августе 1915 г. большинство депутатов Государственной Думы объединились и сформировали «Прогрессивный Блок». В него вошли крайне правые и крайне левые, также включая правых националистов, меньшевиков, трудовиков, октябристов, кадетов.
Однако, Николай II не уступал Думе и стоял на своём. Успехи на фронте летом 1916 г. послужили поводом для возврата к старым способам управления: были прерваны заседания Думы, запрещены земские съезды, принят закон об усилении полицейского надзора. В то же время в правительственных кругах усилилось противоборство различных группировок, что определило противоречивость и непоследовательность проводимой политики. Так 4 ноября 1916 г. лидер кадетской партии П.Н. Милюков на заседании Думы обвинил правительство в измене и подготовке сепаратного мира с Германской империей, после чего он потребовал о передачи Думе законодательных полномочий. Милюкова поддержали некоторые представители думы. Его речь пытались запретить цензурой, но к тому времени уже распространилась по всей территории Российской империи.
В условиях же неудач на фронте, тяжелого положения в стране и потери авторитета ведущих органов, Дума стала очень быстро набирать силу, что конечно же вело к ее разногласиям с царизмом. Но даже при таком темпе набирания силы, Думе не удалось взять на себя все рычаги управления государством.
В целом Четвёртая Государственная Дума представляла из себя орган, который умеет исходя из ситуации в стране, отстаивать свои интересы для решения государственных и общественных дел. Поэтому вначале войны, когда исполнительная власть имела большие возможности, Дума не стала ей перечить и пошла на сближение.
В разгар Февральской революции, после отречения династии Романовых от власти, был создан Временный Комитет Государственной Думы под руководством М.В. Родзянко. 2 марта 1917 года было сформировано Временное правительство, в котором преобладание получили представители буржуазии. Но уже 6 октября 1917 года под давлением революционных масс правительство было вынуждено распустить Четвёртую Государственную Думу.
Глава II. Особенности советского «парламентаризма» (1920 - 1991 гг.)
Советский «парламентаризм» (1940-1960 гг.)
После смены власти, Российская Империя перестала существовать и на смену ей пришла власть советов и образовался СССР. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов с самого начала. Самым важным по значению и отражавшим функции парламента был орган, выражающий верховенство народа, - Всесоюзный Съезд Советов ССР.
В основе организации Всесоюзных Съездов Советов ССР лежали принципы, которые сложились в практике работы республиканских, главным образом всероссийских съездов Советов. Делегаты на Всесоюзный Съезд Советов ССР избирались губернскими съездами Советов.
Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. Но после IV Всесоюзного Съезда Советов ССР было установлено, чтобы съезды проходили раз в 2 года. В компетенцию Всесоюзного Съезда Советов ССР входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. На II, III, IV и V Всесоюзных Съездах Советов ССР обсуждались вопросы текущего развития промышленности, сельского хозяйства, финансов государства, а также вопросов внешней политики.
В промежутке между Всесоюзными Съездами Советов ССР верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Он состоял из двух палат. Одна из палат носила название «Союзного Совета», а другая – «Союза Национальностей». Союзный Совет избирался съездом из представителей Союзных республик пропорционально населению каждой. В Совет Национальностей входили по пять членов от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. Все палаты имели равные права по отношению к друг другу. Если выдвигался какой-нибудь законопроект, то для принятия его в силу, нужно было получить согласие от двух палат. Сам по себе ЦИК являлся как законодательным, так и исполнительным органом. В целом, создание первых законодательных органов обуславливалось теми политическими и социальными изменениями, которые происходят в стране.
Но конституция СССР, выпущенная в 1936 году, сильно изменила структуру органов власти, тем самым упростив их и сделав более проще. Теперь высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Советского Союза. Со множественностью законодательных органов одного уровня было покончено, что само по себе создавало объективные условия для укрепления законности.
Полномочиями Верховного Совета СССР являлись:
«Издание законов СССР, которые связаны с бюджетом государства»;
«Образование правительства СССР и Совета Министров СССР»;
«Избирание кадров Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР»;
«Осуществление контроля над органами государственной власти, которые выражались в праве вмещения всех высших должностных лиц государства»
Все вело к монополии, так как происходил постоянный контроль экономики, исполнительной и судебной власти.
С приходом войны высшие органы государственной власти сохранили свои полномочия. Но в период войны произошли некоторые изменения в порядке работы и организации государственного аппарата. Президиум Верховного Совета был вынужден в период 1941-1945 годов неоднократно откладывать проведение очередных выборов и продлевать полномочия Верховного Совета. Но и во время войны роль самого Президиума Верховного Совета значительно усилилась, а именно к его компетенции было отнесено принятие важных правовых актов, такие как:
«Акт о мобилизации в Красную Армию»;
«Акт о введении военного положения»;
«Акт о создании новых чрезвычайных государственных органов»;
«Акт о ратификации международных договоров».
Существовало еще множество всяких актов, которые принимались исключительно Президиумом Верховного Совета СССР.
После окончания Второй мировой войны, в феврале 1946 года были проведены первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР. Уже через год, в феврале 1947 года, были внесены изменения в Конституцию СССР по предложению Редакционной Комиссии. Сами изменения носили преимущественно редакционный характер.
За период с 1946 по 1954 года Верховный Совет СССР созывался всего 9 раз, хотя ежегодно он должен созываться 2 раза. По итогу он сводился в основном ко внесению изменений в Конституцию СССР, утверждению народно-хозяйственных планов государственного бюджета, а также актов Президиума Верховного Совета СССР. В общем за эти года было обсуждено около 37 вопросов.
25 февраля 1947 года Совет Национальностей Верховного Совета СССР утвердил «Положение о Комиссии законодательных предположений Совета Национальностей». В тот же день — это «Положение» приняла и 1-ая палата, то есть Совет Союза Верховного Совета СССР. Обе комиссии наделялись правом законодательной инициативы и могли созываться по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в месяц.
Начавшийся в середине 50-х годов курс на демократизацию государственной жизни затронул и представительные органы власти. Обуславливается это тем, что росло стремление демократизировать государственную структуру, преодолеть сложившийся чрезмерный централизм. Уже в марте 1953 года Верховный Совет СССР объявил об амнистии для лиц, которые были осуждены за политические и уголовные преступления партработников, хозяйственников и военных. Позже в августе 1954 года по решению Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов республик и краевых судов, были сформированы президиумы, которым предоставлялось право на пересмотр приговоров и кассационных определений по протестам прокуроров, а также председателей судов. В Феврале 1957 года Верховный Совет СССР принял новое «Положение о Верховном Суде СССР», которое предусматривало за собою расширение надзорных прав республиканских судов.
При этих переменах ведущие отрасли экономики страны по-прежнему оставались в строго централизованном управлении союза. Но и в этой сфере, которая передавалась в ведение союзных республик за союзом оставалась главной ролью. Она была возложена на созданную 11 февраля 1957 года Экономическую Комиссию Совета Национальностей Верховного Совета ССР. В её компетенции входили:
«Подготовка для Совета Национальностей по вопросам о хозяйственном и социально-культурном строительстве в союзных республиках»;
«Предварительное рассмотрение предложений союзных республик о проведении мероприятий в области хозяйственного развития, народного просвещения и т.д.».
Экономическая комиссия также готовила заключения для Совета Национальностей о соответствии народно-хозяйственных планов, которые вносились по утверждению Верховного Совета СССР, задачам экономического развития союзных республик.
В целом, советский «парламентаризм» 1940-1960 годов обусловлен всей увеличивающей ролью законодательного органа государственной власти, то есть — Верховного Совета СССР [4.2].
2.2. Советский «парламентаризм» (1960-1990 гг.)
Характерной чертой развития советского парламентаризма этого периода являлось усиление партийного руководства. В предыдущие годы такое руководство стало всеобъемлющим, но партийная верхушка выдвинула этот лозунг как официальный и последовательно проводила его в жизнь.
Уже в 1964 г. с приходом к власти Л.И. Брежнева, он стал занимать сразу две должности, а именно: Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Генерального Секретаря ЦК КПСС. Усилился контроль Верховного Совета СССР за системой Советов. Так 21 ноября 1964 года решением Президиума Верховного Совета СССР стало объединение краевых и областных Советов.
Стало образовываться все больше и больше комиссий. До 1966 года Совет Союза Верховного Совета СССР имел 4 постоянные комиссии, а Совет Национальностей имел 5 комиссий. Так уже в 1966 году каждой палатой Верховного Совета СССР было создано по 10, а в последующие годы еще по 6 постоянных комиссий. Законом СССР, изданным 12 октября 1967 года, предусматривало широкие права постоянных комиссий. Также они могли контролировать центральные органы управления и местные органы власти. Сами комиссии в своей работе предпочитали использовать технический аппарат Президиума Верховного Совета.
Предусмотрено равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР, а именно по 750 человек. Рост населения в союзных республиках привел к тому, что в Совете Национальностей число депутатов оставалось неизменным, а в Совете Союза неуклонно росло. Для того, чтобы скорректировать эту разницу, в 1966 году были изменены нормы представительства от союзных республик. По новым нормам высылалось по 32 депутата в Совет Национальностей. Но рост населения не переставал расти, и проблема с числом депутатов снова начала проявляться.
В июне 1980 года Верховным Советом СССР были внесены соответствующие изменения в основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Верховный суд СССР стал избираться Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. После принятия новой Конституции усилилось непосредственное руководство со стороны высших органов власти Союза местными Советами, это проявлялось в самой работе Президиума Верховного Совета СССР.
На внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР, одиннадцатого созыва, проходившей с 29 ноября по 1 декабря 1988 года, был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» кардинально изменивший структуру высших органов государственной власти. Верховным законодательным органом Союза стал съезд народных депутатов СССР, который сохранял в себе как двухпалатный, стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР. Избирание в него проходило тайным голосованием из числа народных депутатов съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен. Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР.
Первый съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая 1989 года. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет. После августовских событий 2 сентября 1991 года открылся последний, внеочередной пятый съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование уже через несколько дней. При ликвидации этого органа предполагалось, что будут ускорены подготовка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, в котором каждое из них смогло бы самостоятельно определить форму своего участия в новом объединении, основанном на принципах независимости и территориальной целостности. Исходя из этого, последний съезд народных депутатов СССР объявил о переходном периоде для формирования новой системы государственных отношений, в которой высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат, а именно Совета Республик и Совета Союза.
В целом, советский «парламентаризм» 1960-1990 годов характеризуется двумя моментами:
Увеличение роли и полномочий законодательного органа в период «советского застоя»;
Либерализации отношений, ранее регулируемых «советским парламентом» в период перестройки.
С постепенной демократизацией советской общественной жизни, власть законодательного органа СССР уменьшалось, что вело к более либеральному развитию общества. В конечном итоге это и предопределило современное состояние парламента [4.4].
Глава III. Парламентаризм Российской Федерации (1993 - 2020 годов)
3.1. Федеральное собрание
Как написано в конституции Российской Федерации 1993 года, а именно в статье 94: «Федеральное собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации» [3]
Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов «нового социалистического типа», эти государственные органы по мере демократизации советского общества все более обретали черты парламента. Но стать именно тем парламентом, которая ожидала власть, так и не получилось. Причинами являются:
В силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, это противоречие принципу разделения властей;
В силу фактического существовавшего вертикального подчинения представительных органов, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.
В статье 94 Конституции РФ на момент 1993 года сказано, что Федеральное собрание характеризуется как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета, как основы правопорядка. То есть само признание Федерального собрания как законодательного органа означает то, что ни один закон в Российской Федерации не может быть принят, без рассмотрения парламента и его одобрения.
Согласно 95 статьей Конституции Российской Федерации 1993 года, Федеральное собрание состоит из двух палат, а именно Совета Федерации и Государственной Думы [3]. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации в свою очередь состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. В статье 100 Конституции Российской Федерации установлено, что палаты могут собираться совместно исключительно для заслушиваний посланий Президента Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации и высказываний глав иностранных государств.
Парламент выступает также, как уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил и как «арена защиты» интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями, воздействуя на политическую жизнь страны.
Так, исходя из всех этих факторов, можно сказать, что развитие парламентаризма еще с 1990-х годов идет неравномерно и довольно сложно, даже довольно противоречивым путем и по сей день.
3.2. Совет федерации - верхняя палата.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, а именно: по одному человеку от представительного и по одному человеку от исполнительного органа государственной власти/
Первый состав совета федерации был сформирован в 1993 году. Избирание в Совет федерации происходило в соответствии с указом президента об «Положении выборов депутатов Совета Федерации».
В соответствии с этим положением сами выборы в Совет Федерации осуществлялись гражданами Российской Федерации, а именно избирательным правом с «тайным» или же «анонимным» голосованием. Избирательное право давалось лицам, достигшего совершеннолетнего возраста, а именно 18 лет. Сами избираемые депутаты должны были быть не моложе 21 года. В «Положении о выборах депутатов Совета Федерации» устанавливалось, что число избирательных округов по выборам депутатов Совета Федерации равно числу субъектов РФ. А стать членом Совета Федерации мог человек, который был не моложе 30 лет.
К ведению же Совета Федерации относятся:
Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
Утверждение указа президента России о введении военного положения;
Утверждение указа президента России о введении чрезвычайного положения;
Решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории России;
Назначение выборов президента России;
Отрешение президента России от должности; лишение неприкосновенности президента России, прекратившего исполнение своих полномочий.
Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией России.
В целом, значение Совета Федерации, как верхней палаты парламента достаточно важно для регулирования жизни государства. Он выставляет на осмотр интересы местностей и выражает региональные мнения. Также
Совет Федерации играет важную роль в поддержание порядка со стороны низших «рычагов власти», которое проявляется в регулировании действий Государственной Думы и предотвращении установления в Российской Федерации «тирании большинства».
3.3. Государственная Дума – нижняя палата.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок проведения выборов проводится в соответствии с федеральным законом.
Так выборы в первый состав Государственной Думы, который был сформирован в 1993 году, проводилось в соответствии с «Положением о выборах депутатов Государственной Думы». А именно сами выборы осуществлялись гражданами Российской Федерации путём прямого избирательного право при анонимном голосовании. Само право выбора давалось гражданам, достигших возраста 18-ти лет.
В настоящее же время процедура выборов в Государственную Думу не сильно поменялась. Выборы проводятся в соответствии с положением «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», согласно которому, депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основании всеобщего равного избирательного права при анонимном голосовании. Право выбора так же даётся гражданам достигших возраста 18-ти лет.
К ведению же Государственной Думы относятся:
Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;
Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
Объявлении амнистии;
Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
В целом, значение Государственной Думы, хоть она и является нижней палатой по сравнению с Советом Федерации, но очень велико. Она не только отражает интересы народа, издавая законы и выполняя определенные важные полномочия, но также является органом, который регламентирует деятельность почти всех других органов и затрагивает почти все сферы жизни общества. Но как мне кажется, на данный момент времени именно депутаты Государственной Думы до конца «не делают свою работу» и не ставят интересы и проблемы народных масс выше, чем своей партии.
3.4. Выборы в государственную думу (2021 год)
Выборы в государственную думу проходили согласно смешанной избирательной системе. По партийным спискам было выдвинуто 225 депутатов, по одномандатным округам 225. Основной рейтинг перед выборами имела партия «Единая Россия», который оценивался в 30%.
В выборах приняло участие 14 политических партий, но по результатам выборов пятипроцентный барьер преодолели всего лишь 5 партий: «Единая Россия» - 49,82 %, КПРФ - 18,93 %, ЛДПР - 7,55 %, «Справедливая Россия» - 7,46 %, «Новые люди» - 5,32 %.
«Единая Россия» получила 324 места, КПРФ - 57 мест, ЛДПР – 21 место, «Справедливая Россия» - 27 мест, «Новые люди» - 13 мест. (приложение 3)
Наблюдатели сообщили о многочисленных нарушениях в ходе проведения голосования. По данным движения «Голос», на выборах было зафиксировано более 5000 нарушений. Оппозиция заявила о фальсификации выборов. Наибольший протест вызвали результаты электронного голосования по Москве, которое показало аномально высокий результат «Единой России», сильно отличавшийся от результатов «обычного» голосования. КПРФ отказалась признать результаты онлайн-голосования по Москве и обжаловала их в суде.
Пока что на данный момент лидерами партий являются: «Единая Россия» - Д.А. Медведев, КПРФ – Г.А. Зюганов, ЛДПР – В.В. Жириновский, «Справедливая Россия» - С.М. Миронов, «Новые Люди» - А.Г. Нечаев [4.3]
IV. Выводы:
При написании работы, передо мной стоял ряд задач. Под общей задачей можно сказать, что нужно было полностью проследить и охарактеризовать каждый период истории парламентаризма. По моему мнению это получилось.
Первой задачей было рассмотреть и изучить основы раннего парламентаризма Российской империи. Как известно, Российская империя уже была на грани революции и создание такого органа как Государственная Дума, уже в основном ничего не смогло бы изменить. Это показывалось тем, что Государственная Дума осуществляла незначительную власть и находилась фактически под контролем императора. Да, при Государственной Думе вводилось немало реформ, но все её составы заканчивали одним и тем же, а именно вечными разногласиями и распрями между депутатами.
Второй же задачей было рассмотреть и изучить основы ВС СССР и объяснить его понятие. После революции 1917 года, в стране поменялся полностью весь строй, в следствии чего и сам парламентаризм, но уже советской России. Советский парламентаризм перенял некоторые черты имперского парламентаризма, в пример можно привести наличие избирательного права. Ведь именно при советском парламентаризме было решено разделить его на верхнюю и нижнюю палаты. Но советский парламент почти полностью подчинялся КПСС, из-за чего он не мог полностью осуществлять свою власть, а также решать не менее важные вопросы государства.
Третьей же задачей было раскрыть основы современного парламентаризма Российской Федерации, парламента как его элемента и выяснить его значение. После распада Советского Союза в 1991 году, сам парламентаризм пережил достаточно немало изменений. Новое руководство решило взять часть из основ советскую системы парламентаризма, взяв только некоторые черты советского выборного органа и часть его структуры. Основной задачей для создания нового парламентаризма стояло построение новой системы по примеру западных стран. Так сейчас парламент теперь делится на 2 палаты, верхнюю (Совет Федерации) и низшую (Государственная Дума), более подробно представлять интересы народа и решать их проблемы. В настоящее время в каждой стране парламент играет довольно таки важную роль и поэтому для него создаются все необходимые условия для его существования и функционирования.
Подводя вывод по всей работе, можно сказать, что история Российского парламента очень важна для нынешнего. Ведь с каждым новым парламентом, что-то перенимают со старого, на чем собственно и будет основываться сам парламент. Толчок для становления парламента был сделан ещё в имперской России. Из которого настоящий парламент перенял себе следующие черты. Такие как выборность законодательного органа, наличие избирательного закона, представления народных масс, разделения депутатов по фракциям и т.п. Из советского парламентаризма нынешний перенял черты, такие как разделение парламента на 2 палаты, ответственность самих депутатов и их деятельности перед народом, представления регионов в парламенте и являлся «основоположником» для сегодняшних принципов избирательной системы.
Именно все эти факторы и дали жизнь нашему демократическому парламентаризму. Парламент имеет очень большое значение для современного функционирования общества. Он выступает в роли «силы», способная «уравновешивать» отношения тех или иных политических сил, которые в сегодняшнее время влияют и воздействуют на всю политическую жизнь нашей страны.
V. Заключение:
В этой работе были тщательно рассмотрены исторические этапы развития парламентаризма в России. Был проведён анализ структуры, полномочия, деятельность, задачи парламента в разные исторические этапы его существования. Особое внимание было уделено Государственной Думе, как одному из первых органов парламента в России. На сегодняшний день, чтобы дать точную оценку развития Российского парламентаризма, можно лишь только обратиться к его исторической составляющей на протяжении столь немалого времени. Ведь существование современного демократического государства немыслимо без такой составляющей, как парламент, который в свою очередь является высшим представительным и законодательным органом в государстве. Он призван выражать волю народа, регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом путем принятия законов, осуществлять контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. А сам же Российский парламент обязан работать во благо граждан нашей страны и разбирать все их проблемы.
VI. Литература:
Государственная дума (выборы, состав) // Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В. Кириллов. 2-е изд., дополненное М., Эксмо, 2005.
Клокова Г.В. Методические рекомендации к учебному пособию «История парламентаризма в России. 9-11 классы». Программа элективного курса «Становление парламентаризма в России в начале XX в. (История I-IV Государственной Думы, 1906 — 1917 гг.)». — М.: ЗАО «Русское слово — учебник», 2008. — 16.
Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6-ФКЗ и от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, а также с учётом изменений, принятых на Общероссийском голосовании).
Ресурсы интернета:
Нарышев С. Роль российского парламента с каждым годом возрастает. [Электронный ресурс].-URL: https://tass.ru/interviews/2747851
Романов Б. ГД РФ и Дума Российской империи 1907-1917 годов. Сравнение [Электронный ресурс].-URL: https://echo.msk.ru/blog/fedor/930248-echo/
Советский период народного представительства [Электронный ресурс].-URL:
https://duma.tomsk.ru/content/6_sovetskij_period_narodnogo_predstavitelstva
Сулакшин С.С., Гаганов А.А. Постсоветский российский парламентаризм взглядом аналитика. [Электронный ресурс].-URL: https://rusrand.ru/docconf/postsovetskij-rossijskij-parlamentarizm-vzgljadom-analitika
Парламентаризм в России. Всё о политике. [Электронный ресурс].-URL: https://sitekid.ru/obcshestvoznanie/politika/parlamentarizm_v_rossii.html
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
[Электронный ресурс].-URL: http://www.cikrf.ru/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3