Определение уровня влияния информационной среды на ценностные ориентации школьников

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение уровня влияния информационной среды на ценностные ориентации школьников

Александров С.М. 1
1МБОУ СОШ № 25 имени героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказ
Бузоева З.С. 1
1МБОУ СОШ № 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный школьник с самых ранних лет погружён в информационную среду - телевидение, видео, книги, журналы, компьютерные игры. С таким массивом разнообразной информации надо уметь обращаться, извлекать из неё пользу. От получае­мой информации во многом зависит формирование отношения подрастаю­щего человека к окружающей жизни. Неумение школьников рабо­тать с информацией, а именно анализировать материал, давать грамотные развёрнутые ответы на вопросы, осуще­ствлять поисковый вид работы с информацией, неумение выбрать значимое из информационных потоков не способствует достижению социаль­но и личностно значимых целей. По­мочь развивающейся личности не впасть в информационную зависи­мость, обрести умение сосредоточивать внимание на смыслообразующих зве­ньях информационного потока, выст­раивать из них логическую цепочку, приводящую к определённым умоза­ключениям, - всё это важная задача. Необходимо учитывать содержание предлагаемых школьникам современных информаци­онных продуктов, а также уметь организовать образовательно-информаци­онную среду так, чтобы она оказывала помощь и поддержку учащимся.

Информационная среда, или сфера, - это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности, связанной с преобразо­ванием и потреблением информации.

Развивающееся в настоя­щее время информационное простран­ство вызывает тревогу спе­циалистов различного профиля, так как таит в себе опасность активного мани­пулирования сознанием детей.

Теоретическую основу исследования составили научные труды, связанные:

- с ценностным измерением сознания - Г.С.Батищева, Л.П.Буевой, ВЛ.Лекторского, А.Ф.Лосева, И.В.Метлик и др;

- с влиянием информационной среды на воспитание подрастающих поколений Е. Александрова, Т. Борисова, Е.У.Марданова, А.В.Шарикова и др.;

- анализом психологической природы воздействия СМИ на аудиторию, механизмов влияния на личность, группы и их последствия Альберт Бандура, Мая Дерен, и др;

- методикой и технологией социального воспитания М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева, М.П.Нечаева, И.Е.Смирновой и др.

Цель исследования – рассмотреть влияние информационной среды на ценностные ориентации школьников.

Объектом исследования мы определили информационную среду школьников.

Предмет исследования – процесс влияния информационной среды на ценностные ориентации школьников.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что информационная среда будет положительно влиять на ценностные ориентации, если в образовательно-информационную среду ученика включить следующие виды деятельности:

- анализ информационного материала из всех видов источников;

-обучать выбору социально и личностно значимого из информационных потоков.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

- уточнить содержание понятий «духовно-нрав­ственное воспитание» и «ценностные ориентации»;

- рассмотреть информацию как фактор социального развития личности;

-осуществить диагностику источников и характера информации, «потребляемой» школьниками, а также их ценностных ориентаций;

Нами были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ научной информации, сравнение и обобщение;

- эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методы (анкетирование, тестирование).

База исследования: МБОУ СОШ № 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. .

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Глава 1. Информация как фактор развития личности

Средства массовой информации обладают огромными возможностями влияния на личность и массы.

Все информационные источники оказывают воздействие на формирующуюся личность школьника.

Средства массовой информации - понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, интернет и т.д.). Под ними следует понимать - социальные институты, обеспечиваю­щие сбор, обработку и распространение информации в массовом мас­штабе.

К основным видам средств массовой информации относятся:

- радио; печать; кино; телевидение; компьютерные технологии (Интернет)

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии.

Основные функции СМИ:

- общественно-политическое воздействие; воспитание; информация; обучение и просвещение; художественно-продуктивная; развлечение.

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воз­действуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на ми­ровоззрение и проявление активности.

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, устано­вочную (в частности, ценностные ориентации детей) и физиологическую сферы, вызывая определенные последст­вия. В частности:

- Поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный
СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ.

Увлечение телевидением и особенно ин­тенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так на­зываемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно.

Глава 2. Понятие «духовно-нравственное воспитание, ценностные ориентации»

Духовность - форма человеческого само­сознания, самоидентификации, основа конституирования человека в роли субъекта отношений, сфера сущности человека [4]. «Духовность - это проявле­ние высших устремлений человека к зна­нию и служению другим людям» [4]. Для такого общего понимания духовности значимы формулировки, связывающие ее с ценностным измерением сознания (А.Ф.Лосев [5], Г.С.Батищев [5], Л.П.Буева [5]).

Поня­тие «духовность» необходимо для определения высших ценностей, мотивирующих внут­реннюю жизнь человека и его деятель­ность.

В обыденном словоупотреблении «ду­ховный» обычно понимается как однозначно достойный, нравствен­ный в положительном смысле. Это происходит потому, что оно связано с конкретной мировоззренчес­кой традицией в данном месте, стране, народе.

В современной лите­ратуре в духовную жизнь общества включают науку, образо­вание, искусство. Сферы деятельности, общественных отношений, социальной практики, культуры, в которых люди осо­бенно проявляют свои духовные качества и способности - стремление к позна­нию, красоте, гармонии, волю, самосо­знание.

Духовные ценности представлены в форме опреде­ленных мировоззренческих традиций, учений, которые существуют не только в сознании их сторонников, но и в форме установочных правил, норм, символов, обрядов и т.п.

Система морали фактически является частью ми­ровоззрения определенного типа, его практическим компонентом и способом утверждения в действительности. Миро­воззрение без системы морали - абстрак­ция, как и система морали без мировоз­зренческого основания.

Исходя из всего сказанного, уточ­ним определение и основные принципы духовно-нравственного воспитания уча­щихся заклю­чаются в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нрав­ственных качеств в целях личностной са­мореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализа­ции в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание должно быть вариативным и доб­ровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие - были перечис­лены как базовые принципы.

Глава 3. Определение уровня влияния информационной среды на ценностные ориентации школьников.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №25 г. Владикавказа. В исследовании приняли участие 30 учащихся 9 «Б» класса, из которых 13 мальчиков и 17 девочек.

Рассмотрим организацию и ход исследования.

Цель - диагностика ценностных ориентаций респондентов и выявление источников и характера информации, «потребляемой» школьниками.

Нами был использован следующий диагностический инструментарий:

Методика Рокича (для изучения ценностных ориентаций) (32, с.25 – 28). Текст методики Рокича дан в приложении 1.

Ценностные ориентации характеризуют направленность личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе. Для определения ценностных ориентаций наиболее распространенной является методика М.Рокича, в которой использован принцип ранжирования ценностей. Ценности сгруппированы в два списка - список терминальных ценностей (убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и список инструментальных ценностей (убеждений в том что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Первая часть методики (Тест 1) посвящена определению терминальных ценностей, вторая часть (Тест 2) – определению инструментальных ценностей.

Анкета для выявления информационных интересов школьников (составлена нами и предполагает определение источников информации, ее характер, влияние данной информации на формирование ценностных ориентаций школьников).

Вопросы анкеты:

1. Какой источник информации Вы чаще используете (ранжирование ответов):

- книга; журналы и газеты; телевидение; радио; сеть Интернет.

2. Какую форму общения с друзьями Вы предпочитаете (желательно ранжирование ответов):

- живое общение с друзьями; общение по телефону; в программе «Скайп»; через сеть Интернет («Одноклассники», «Контакт» и т.д.).

3. Кто Ваш кумир в настоящее время?

4. Какие черты характера привлекают Вас в вашем кумире?

5. Как вы предпочитаете проводить свободное время (возможно ранжирование ответов):

- за чтением книг; занятия спортом (другой вид творчества); компьютерные игры.

6. Ваши любимые жары компьютерных игр:

- RPG; ШУТЕР; выживание; Экшн; Хорор игры.

7. Ваше хобби, увлечения?

Диагностические методики мы намеренно расположили в данной последовательности, так как методика Рокича выполняет не только диагностическую функцию, но также и информационную – ознакомление с обобщенной картиной приемлемых обществом ценностей. А при помощи анкеты, помимо информации, возможно, отследить усвоение и осознание школьниками предложенных в методике Рокича ценностей.

В ходе проведения диагностики никаких проблем не возникло, учащиеся охотно участвовали в опросе.

Рассмотрим данные полученные при помощи методики Рокича.

Тест 1 – терминальные ценности.

В основном респонденты определили цели жизни, к которым в настоящее время считают необходимо стремиться, следующим образом (результаты среднегруппового ранжирования):

- на I месте такая цель, как «здоровье» - 28 ответов, что составляет 87,5%;

-на II месте – «материально обеспеченная жизнь» - 24 ответа, что составляет 75%;

- на III месте – «развитие» - 21 ответ, что составляет 66%;

- на IV месте – «интересная работа» - 18 ответов, что составляет 56%;

- на V месте – «познание» - 15 ответов, что составляет 47%;

- на VI месте - «развлечения» - 14 ответов, что составляет 44%;

-другие ценности респонденты расположили хаотично, в них не прослеживается сходство, однако, нам кажется, интересен и отсчет с конца:

- на последнем месте - «продуктивная жизнь» и «активная деятельная жизнь», что можно объяснить недопониманием смысла данных целей (рисунок 1).

Рис.1. Результаты диагностики терминальных ценностей детей исследуемой группы.

Отметим, что такая ценность, как «счастливая семейная жизнь», очень важная для современного этапа развития общества, в среднем встречается во второй половине ранга ценностей, то же можно сказать о «счастье других» как ценности, «красота природы и искусства» и «жизненная мудрость» чаще на 8 – 11 местах.

Вера в дружбу - «наличие хороших и верных друзей» как ценность - также оставляет желать лучшего: данный параметр примерно занимает от третьего до шестнадцатого мест, очень разнятся данные.

«Свобода» также на последних местах, но, на наш взгляд, это объясняется тем, что наши дети достаточно сегодня свободны в суждениях и поступках и не чувствуют нехватки данного показателя социальной жизни.

Что касается реализации предложенных целей в жизни каждого ученика в процентном соотношении, то данные цифры невелики, это объясняется возрастом детей: в 11 лет не многие терминальные ценности могут быть реализованы.

Рассмотрим результаты среднегруппового ранжирования инструментальных ценностей (Тест 2):

- на I месте чаще других ценностей - «образованность» - 25 ответов, что составляет 78%; а процент реализации данной ценности в сознании школьников, отметивших данный показатель, составляет от 20 до 50%;

- на II месте – «ответственность» - 24 ответа, что составляет 75%; а процент реализации от 30 до 90%;

- на III месте - «жизнерадостность» - 20 ответов, что составляет 63%, а процент реализации от 40 до 100%;

- на IV месте – «воспитанность» (хорошие манеры) – 16 ответов, что составляет 50%, а процент реализации данной ценности 40 – 80%;

- на V месте – «самоконтроль» - 14 ответов, что составляет 44%, а процент реализации данной ценности 40 – 60%;

- на VI месте – «отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля» - 11 ответов, что составляет 34%, а процент реализации составляет 50- 70%;

- на VII месте – «эффективность в делах» - 8 ответов, что составляет 25%, а процент реализации данной ценности в респондентах составляет 30 – 40%.

Все остальные диагностируемые инструментальные ценности располагаются в последовательности, не позволяющей систематизировать их.

На последнем месте часто «чуткость» и «терпимость», респонденты видимо считают, что данные ценности не способствуют успеху в делах.

Однако с позиции, интересующей нас, недопустимо, чтобы данные ценности оставались в сознании детей на последних местах (рисунок 2).

Рис. 2. Результаты диагностики инструментальных ценностей детей исследуемой группы

Рассмотрим данные, полученные в ходе анкетирования.

На первый вопрос: «Какой источник информации Вы чаще используете?» чаще встречается следующая последовательность ранжирования ответов:

I место – телевидение;

II место - сеть Интернет;

III место – радио;

IV место - книга;

V место - журналы и газеты;

На второй вопрос: «Какую форму общения с друзьями Вы предпочитаете?» чаще были получены ответы в следующей последовательности:

I место – живое общение с друзьями;

II место - через сеть Интернет («Одноклассники», «Контакт» и т.д.);

III место - общение по телефону;

IV место - в программе «Дискорт».

На третий вопрос: «Кто Ваш кумир в настоящее время?» ответы различаются в соответствии с гендерными особенностями:

- для мальчиков: ДмитрийБлинов, Мияги, Мармок

- для девочек: Дима Билан, Настя Ивлеева, Ольга Бузова.

Как видно из ответов, в основном это телегерои, к сожалению, не было получено ни одного ответа, где кумиром для детей являются родители: папа и мама, или прародители: дедушки и бабушки, или педагоги – ни одного лица из реальной жизни.

На следующий вопрос: «Какие черты характера привлекают Вас в вашем кумире»? были получены следующие ответы:

- смешной, догадливый все знают про автомобили;

- красивая, ее знает весь мир, звезда телеэкрана и т.д.

То есть, в характеристике данных героев не прослеживаются вечные человеческие ценности, что важно в данном исследовании.

На пятый вопрос: «Как вы предпочитаете проводить свободное время?» чаще была получена следующая последовательность ответов:

- на I месте – компьютерные игры;

- на II месте - просмотр телевизора;

- на III место - активный отдых (занятия спортом, видом творчества);

- на IV месте - за чтением книг;

- на V месте - прослушивание музыки.

На шестой вопрос: «Ваша любимая компьютерная игра?» мальчики ответили«Шутер и Хорор игры»; девочки ответили – по сюжетам фильмов и мультфильмов, «РПГ».

На седьмой вопрос: «Ваше хобби, увлечения?»били получены, как мы и предполагали, опять таки деятельность связанная с компьютером и телеэкраном, это такие ответы: «прохождение компьютерных игр - миссий», «автомобили» и т.д.

Таким образом, как мы и предполагали на формирование сознания современного школьника, его воспитание, становление личности, ценностные ориентации большое влияние оказывает телеэкран, сеть Интернет. Для уточнения некоторых деталей мы также провели беседу с учащимися, из которой выяснилось, что дети очень редко смотрят фильмы с родителями, что автоматически исключает анализ просмотренного взрослыми и способствует искаженному восприятию детьми действительно реальности: цензура сегодня не действует. Зачастую телеэкран становится воспитателем детей. А такие передачи, как «Даешь молодежь!», сериалы типа «Универ», также явно не способствуют правильному формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Малый интерес у учащихся проявил­ся к темам о разных видах спорта, хотя это сегодня очень актуально и даже модно, к этому обращена политика государства, президента и правительства.

Не задумываются наши дети и о том, как научиться, лучше считать, разга­дывать ребусы; как сохранять природу и помогать животным. На основе дан­ных этого опроса можно говорить о том, что интересы школьников в основном ограничиваются компьютер­ными играми далеко не развивающего характера. Такие результаты объясня­ются ещё и тем, что сегодня средства массовой информации предлагают де­тям 80% изданий, навязанных общест­вом потребления.

Таким образом, анализируя ход и результаты исследования можно сделать следующие выводы:

Ценностные ориентации школьников во многом формируются под влиянием той информации, которую они получают самостоятельно (без контроля взрослых).

Необходимо усилить влияние взрослых: педагогов, и еще более родителей, которые часто воспитание детей «поручают» телевизору, видео и компьютеру.

В образовательно-информационную среду учащихся школы чаще включать источники, положительно влияющие на духовность, нравственность детей, который будет способствовать подготовке детей к жизни в эпоху глобализации.

Заключение

В заключении я хочу сказать, что современная информационная среда – неотъемлемый атрибут нашей жизни. При разумном пользовании средствами, которые она предоставляет, можно достичь высоких результатов в области образования, расширить творческие и социальные возможности. Совместная работа семьи и школы будет способствовать воспитанию ценностных основ информационной культуры.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить гипотезу: информационная среда будет положительно влиять на ценностные ориентации, если в образовательно-информационную среду ученика включить следующие виды деятельности:

- анализ информационного материала из всех видов источников;

- поисковый вид работы с информацией;

- обучать социальному и личностно значимому выбору из информационных потоков.

БИБЛИОГРАФИЯ

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Бондарквская Е.В. Воспитание как гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов Н/Д., 1995.

Борисова Т. Влияние информационной среды на ценностные ориентации младших школьников // Социальная педагогика в России. 2009. №6. – С. 37 – 39.

Буева Л.П. Духовность и проблемы нравствен­ной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2.

Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды // Народное образование. 2009. №4.

Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. - С. 104-110.

Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1999. №4.

Шариков А.В. Ребенок и его информационное окружение // Магистр. 1992. № 1, 2, 3.

Шариков А.В. Медиа-образование // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. – Т.1.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика Рокича

Цель: изучение ценностных ориентаций. Ценностные ориентации характеризуют направленность личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе. Для определения ценностных ориентаций наиболее распространенной является методика М.Рокича, в которой использован принцип ранжирования ценностей. Ценности сгруппированы в два списка - список терминальных ценностей (убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и список инструментальных ценностей (убеждений в том что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Первая часть методики (Тест 1) посвящена определению терминальных ценностей, вторая часть (Тест 2) – определению инструментальных ценностей.

Тест 1

Инструкция: Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите их них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую значимую цель и обозначьте цифрой 2 и так далее. Наименее важная – получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА и в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах.

Ф.И.О._______________________________________________________

Возраст, пол _________________________________________________

Предложенные цели

%

 

Активная деятельная жизнь

(полнота и эмоциональная насыщенная жизнь)

 
 

Жизненная мудрость

(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

 
 

Здоровье

(физическое и психическое)

 
 

Интересная работа

 
 

Красота природы и искусство

(переживание прекрасного в природе и искусстве)

 
 

Любовь

(духовная и физическая близость с любимым человеком)

 
 

Материально обеспеченная жизнь

(отсутствие материальных затруднений)

 
 

Наличие хороших и верных друзей

 
 

Общественное признание

(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

 
 

Познание

(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 
 

Продуктивная жизнь

(максимально полезное использование своих возможностей, сил и способностей)

 
 

Развитие

(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 
 

Развлечения

(приятное, необременительное вемяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

 
 

Свобода

(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 
 

Счастливая семейная жизнь

 
 

Счастье других

(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

 
 

Творчество

(возможность творческой деятельности)

 
 

Уверенность в себе

(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Тест 2

Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющие в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2 и т.д. Наименее важная получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах.

Ф.И.О. _______________________________________________________

Возраст, пол __________________________________________________

Предложенные цели

%

 

Аккуратность

(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

 
 

Воспитанность

(хорошие манеры)

 
 

Высокие запросы

(высокие требования к жизни и высокие притязания)

 
 

Жизнерадостность

(чувство юмора)

 
 

Исполнительность

(дисциплинированность)

 
 

Независимость

(способность действовать самостоятельно, решительно)

 
 

Непримиримость к недостаткам в себе и в других

 
 

Образованность

(широта знаний, высокая общая культура)

 
 

Ответственность

(чувство долга, умение держать слово)

 
 

Рационализм

(умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

 
 

Самоконтроль

(сдержанность, самодисциплинированность)

 
 

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

 
 

Отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля

(умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 
 

Терпимость

(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 
 

Чуткость

(заботливость)

 
 

Честность

(правдивость, искренность)

 
 

Широта взглядов

(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

 
 

Эффективность в делах

(трудолюбие, продуктивность в работе)

 

Оценка результатов:

Сравните результаты средне группового ранжирования Ценностей с «Личными».

Примечания:

Ввиду того, что в данном издании предлагается использовать эту методику для школьников, следует ожидать, что попытки определить степень реализации ценностей-целей (Тест 1) могут вызвать затруднения – некоторые из представленных в списке целей и не могут быть реализованы в школьном возрасте. Здесь нужно пояснить детям, что такую оценку нужно провести «по возможности», не считая обязательным иметь в графе большой процент реализации, а в некоторых графах естественно иметь 0%.

Недостатком методики является влияние социальной желательности, а значит, возможна неискренность. Поэтому особую роль играет добровольный характер тестирования, наличие соответствующего настроя и доверительного контакта между тестером и респондентом.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Просмотров работы: 173