Влияние мультфильмов на психику ребёнка

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние мультфильмов на психику ребёнка

Шатырко Е.М. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Самойловская Р.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время просмотр мультфильмов для детей – это привычная форма досуга. Смотреть мультфильмы современные дети могут в любом количестве и в любое свободное время, и для этого не нужно ждать специально отведенного времени в программе передач, достаточно только открыть видео в социальных сетях. Необходимые для этого устройства и подключение к Интернету есть в каждой семье.

Детям нравятся яркие картинки, веселый сюжет, они получают положительные эмоции от просмотра. У родителей появляется свободное время. Также, благодаря мультфильмам, ребенок не устает от ожидания в общественных местах (поликлиника, общественный транспорт), не шумит и не мешает другим людям. Однако есть и тревожная закономерность. Такие исследователи, как Л.В. Оконечникова, М.А. Муртазина указывают, что уменьшился возраст, с которого дети начинают смотреть мультфильмы (авторы указывают возраст от 2 лет), а также увеличилось время, которое дети проводят за просмотром мультфильмов. Поэтому важно изучить, какое влияние просмотр мультфильмов оказывает на психику детей. Дети, которые учатся в младших классах, уже способны понимать важность заботы о здоровье. Поэтому результаты исследования влияния мультфильмов на психику детей (моего возраста) позволит школьникам более осознанно планировать то время, которое они готовы посвятить просмотру мультфильмов. Таким образом, рассматриваемая нами тема является важной и актуальной.

Цель исследования: изучить влияние мультфильмов на психику детей.

Задачи:

– дать характеристику мультфильмам;

– рассмотреть особенности психики детей и провести исследование влияния мультфильмов на психику детей

– проанализировать данные исследований о влиянии мультфильмов на психику детей;

– разработать рекомендации для детей.

Практическая значимость: были разработаны рекомендации, которые дети могут использовать на практике и планировать время, которое готовы провести за просмотром мультфильмов.

1. Теоретические основы исследования влияния мультфильмов на психику ребенка

1.1. Мультфильмы и их виды

Мультфильм (мультипликационный фильм) – это «фильм, который создается мультипликаторами, использующими для создания персонажей различные техники и материалы, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров» [8].

Мультипликация тесно связана с кино. Рождение новой ветви киноиндустрии связано со стробоскопом, созданным Ж. Плато в 1832 году. На край круга наносился повторяющийся рисунок. При движении круга казалось, что персонаж движется. Однако подлинным создателем мультипликации считается Э.Рейно. Он изобрел праксиноскоп – аппарат, который состоял из крутящегося барабана, фонаря и зеркал. Позднее, он создал оптический театр, который привлекал внимание зрителей. Первые мультфильмы были короткие и не имели сюжета. Первый мультфильм с сюжетом был создан в 1908 году Э. Колем. В настоящее время мультипликация получила значительное развитие. Современные мультфильмы сильно отличаются от первых работ создателей мультфильмов.

В настоящее время существуют различные виды мультипликации с соответствующими им типами мультфильмов. Н.В. Савлучинская и А.В. Щелинина выделяют 6 видов мультфильмов: пластилиновая, кукольная, песочная, рисованная, компьютерная анимация и ротоскопирование [7].

Создание мультфильма – это очень сложный и трудоемкий процесс, и сейчас часто для этих целей используют специальные компьютерные программы.

1.2. Особенности психики ребенка

(на примере учащихся начальной школы)

Нами были изучены литературные источники, в которых рассматриваются особенности психики ребенка. Прежде всего, рассмотрим определение понятия «психика». Психика – это отражение в сознании объективной действительности[3].

Так как я учусь в 4 классе, мной был выбран младший школьный возраст – период от 7 до 10-11 лет. В этом возрасте недостаточно развито восприятие. В первом классе оно сохраняет ряд качеств, свойственных дошкольникам. Так, при рассматривании картины, чтении рассказа они могут непроизвольно переключиться с одной части на другую, пропускать важные детали, слова. Дети более успешно выделяют выдающиеся (по форме, цвету) элементы объекта, недостаточно полно обследуют объект. При восприятии сложных изображений ученикам начальных классов не всегда удается связи между его частями. К концу начальной школы, восприятие развивается, становится более полным и точным.

Ученики первых и вторых классов лучше запоминают то, что интересно, необычно, отличается на фоне других предметов. При этом конкретные предметы, рисунки запоминаются лучше, чем слова и абстрактные понятия. По мере обучения, возрастает объем памяти, запоминание становится более осмысленным [5].

В начале обучения дети более эффективно решают задачи, где возможно производить действия с предметами, или же опираться на рисунки и схемы. При этом ученики могут анализировать предмет только частично (не зная и не умея выделять все его характеристики), им сложно выделять связи между частями предмета. Объединять в целое отдельные характеристики (синтез) детям еще трудней.

При сравнении выявление сходства вызывает больше затруднений, чем выявление различий. Сравнение носит недостаточно последовательный характер. Ученики младших классов могут выделить меньше критериев для сравнения, чем более старшие дети.

Дети испытывают затруднения в выделении основных признаков и свойств объектов. Легче подвергаются выделению свойства предметов или явлений, по сравнению со связями и отношениями. Также наблюдаются сложности в обобщении (в отнесении группы предметов или явлений к какой-то более объемной группе).

У детей в начальных классах недостаточно развито внимание. Дети меньшее время могут быть сосредоточены, часто отвлекаются. И работоспособность у детей меньше, чем у более старших ребят. Поэтому в начальных классах на уроках есть физкультминутка.

Младшие школьники достаточно эмоциональны. Однако детям не всегда удается осознать некоторые эмоции (и свои, и чужие), связанные с той или иной ситуацией. Так, младшие школьники могут испытывать трудности с распознаванием гнева или страха. При этом они могут подражать взрослым в выражении чувств[5].

Итак, психика ребенка имеет свои особенности. Младшему школьнику сложней выделить главное, выделять сложные связи, сложней понимать понятия, не связанные с конкретными предметами. Дети быстрей устают, способны сосредоточиться на более короткое, в сравнении со взрослым, время. Дети младшего школьного возраста достаточно эмоциональны, при этом им сложней распознать свои и чужие эмоции.

1.3. Особенности влияния мультфильмов на психику ребенка

Нами были проанализированы результаты исследований о влиянии мультфильмов на психику ребенка. Исследователи говорят о том, что такое влияние может быт как положительным, так и отрицательным.

В качестве положительного влияния мультфильмов Л.В. Оконечникова, М.А. Муртазина называют возможность формирования у детей представления о правильном и неправильном поведении [6]. Например, о том, что нужно быть вежливым, хорошо учиться, уважать старших, помогать слабым. В некоторых мультфильмах можно узнать много интересного о том, как устроен наш мир, как что-то сделать своими руками, как себя вести в опасных ситуациях. Важно, чтобы мультфильм был интересным для детей, а также познавательным, чтобы он мог научить чему-то полезному. Дети сопереживают герою и ставят себя на его место, поэтому, подражая ему, могут учиться чему-то новому. Мультфильмы, которые учат чему-то новому, развивают интересы ребенка, желание узнать подробней об увиденном, попробовать самому (например, нарисовать рисунок, приготовить пирог).

С другой стороны, в некоторых мультфильмах есть сцены агрессии, насилия – когда главный герой обижает, других, бьет. При этом боль другого персонажа нереалистична. Так, персонаж «растекается» и снова встает и бежит за обидчиком. Это может порождать обманчивые представления о том, что другому не больно, что это такая игра, и приводить к тому, что ребенок, просматривающий такие мультфильмы, привыкает к агрессии, может вести себя так же, снижается способность сопереживать другому [9].

В некоторых мультфильмах герой ведет себя неправильно (бросает мусор, бьет стекла, некультурно ведет себя за столом) и никто не говорит ему, что это плохо. И такое поведение воспринимается смотрящим мультфильм ребенком как норма, ему кажется, что это весело.

Опасность представляют такие мультфильмы, где герой делает то, что опасно делать в реальной жизни – питается несвежей едой, открывает дверь незнакомцам, скатывается с обрыва на санях. Просмотр таких мультфильмов притупляет чувство опасности и приводит к тому, что дети могут попадать в ситуации, опасные ля их здоровья и жизни [4].

Некоторые герои мультфильмов ведут себя неправильно: причиняют вред природе, бьют животных и издеваются над ними, смеются над больными и беспомощными, над теми, кто слабей и кто чем-то отличается. Это противоречит тому, чему нас учат дома и в школе.

В каких-то ситуациях герои-мальчики одеваются и ведут себя как девочки и наоборот. И постепенно детям может казаться, что это нормально и даже забавно [1].

И сами краски некоторых мультфильмов слишком яркие, звуки громкие, герои некрасивые, не похожи на животных, которых изображают. Такие мультфильмы смотреть просто неприятно, от них могут болеть глаза, голова, возникать чувство усталости.

А еще дети младших классов должны бегать, прыгать, играть, гулять с другими ребятами. И делать уроки, конечно. И то время, которое мы тратим на просмотр мультфильма, можно использовать иначе и более полезно.

Итак, мы увидели, что просмотр мультфильмов может приносит как пользу, так и вред. Это зависит от темы мультфильма, поведения героя, от качества мультфильма (рисунка, звука). Ученики начальных классов еще эмоциональны, у них мало опыта общения, они быстрей утомляются, и, на мой взгляд, некоторые мультфильмы могут отрицательно влиять на психику детей. Поэтому нужно изучить на практике влияние мультфильмов на психику детей.

2. Практическая работа по изучению влияния мультфильмов на психику детей

2.1. Организация исследования и методы

Мы провели исследование влияние мультфильмов на психику детей. В исследовании приняли участие 20 учеников 4 класса, 10 мальчиков и 10 девочек. К исследованию приглашались те дети, которые смотрят мультфильмы в день 1 час и больше.

Цель исследования: выяснить, как влияют мультфильмы на внимание и память, утомляемость и эмоциональное состояние ребенка.

Задачи:

1. подобрать методы исследования и конкретные методики;

2. сформировать группу детей, которые будут участвовать в исследовании;

3. изучить внимание, память, работоспособность, эмоции до просмотра мультфильма и после;

4. проанализировать результаты и сделать выводы;

5. разработать рекомендации для детей, которые позволили бы снизить влияние мультфильмов на их психику.

Исследование включало этапы:

1. подготовительный (изучение теории, подбор методов и методик, формирование группы);

2. изучение особенностей психики до просмотра мультфильма;

3. изучение психики после просмотра мультфильма;

4. обработка и анализ данных;

5. формулирование выводов и разработка рекомендаций.

Мы использовали методы: анкетирование, эксперимент, тестирование.

Использовались методики:

1. Разработанная нами анкета.

Цель: изучение отношения школьников и их родителей к просмотру мультфильмов. Анкета содержит 9 вопросов, 3 носят организационный характер (возраст, пол инициалы), остальные позволяют составить картину отношения ребенка к просмотру мультфильмов.

2. Таблицы Шульте.

Цель – диагностика внимания. В таблице расположены цифры от 1 до 25, детям предлагается найти и назвать их по порядку. Засекается и оценивается время, потраченное на выполнения задания. В 4 классе ребята должны успеть выполнить задание за 30-50 секунд.

3. Методика заучивания 10 слов. Цель: изучение памяти.

Детям предлагается запомнить 10 не связанных друг с другом слов. Слова читаются с интервалом в 1 секунду. Слова повторяются не больше 5 раз. Нормой считается количество названных слов от 5 до 9.

4. Счет по Крепелину.

Цель- изучение утомляемости. Детям предлагается складывать изображенные на двух строчках цифры, а результат записывать под ними. Через каждые 25 секунд ставится черта. Делается вывод об утомляемости при снижении числа выполненных заданий.

5. Методика Н.П. Фетискина «Градусник».

Цель – изучение эмоциональных состояний школьников.

Детям выдается рисунок «Градусника». Предлагается по шкале от 0 до 10 оценить напряженность и эмоциональное возбуждение.

Все дети на момент исследования были здоровы, у них было хорошее настроение. Исследование проводилось до начала занятий. Сначала ребята выполняли задания методик. Потом час смотрели мультфильм про Спанч Боба. Затем заново выполнялись задания методик (по методикам «10 слов», «Таблица Шульте», «Счет по Крепелину» предлагались вторые варианты методик).

Затем, были проанализированы результаты.

2.2. Анализ результатов исследования

В приложениях А и Б приведены результаты исследования.

Рассмотрим результаты анкетирования. Было выявлено, что все ребята смотрят мультфильмы. В среднем, на просмотр мультфильмов у детей младшего школьного возраста затрачиваются 1 час 36 минут, что значительно превышает норму для детей этого возраста (норма – 30 минут).

Большинство детей используют для просмотров мультфильмов телефоны (75%), также много детей смотрят мультфильмы по телевизору (60%). Хочется отметить, что просмотр мультфильмов по телефону может привести к ухудшению зрения (маленький размер изображения, неотрегулированная яркость), напряжению мышц из-за неудобной позы, нарушениям осанки. Также длительность нахождения перед экраном может привести к ухудшению осанки, снижению двигательной активности .И на уроки и что-то полезное времени остается меньше.

Для большинства детей просмотр мультфильма – это развлечение (70% детей смотрят мультфильмы, потому что это весело). Большинство детей (75%) указывают, что им хватает времени для подготовки уроков, однако 25% указывает, что времени на уроки не хватает. Может, стоит время, затраченное на мультфильмы, использовать для того, чтобы готовить уроки?

У большинства детей (45%) старшие члены семьи сердятся и делают замечания из-за того, что дети много времени смотрят мультфильмы, однако очень много взрослых (40%, почти столько же) не замечают проблемы.

Большинство детей (70%) считают, что мультфильмы не влияют их психику. Наиболее популярны мультфильмы: «Фиксики» (50%), «Спанч Боб» (45%), «Холодное сердце» (45%).

Далее, при помощи специальных методик мы проверили, как влияют мультфильмы на психику детей. И до, и после просмотра мультфильма показатели внимания, памяти, работоспособности почти всех детей находились в границах нормальных для этого возраста значений. Однако после просмотра мультфильмов наблюдалось некоторое увеличение времени, в течение которого дети выполняли задания методики «Таблицы Шульте», уменьшилось количество запоминаемых слов, количество верно выполненных примеров по методике «Счет по Крепелину», увеличились показатели эмоционального возбуждения и напряжения. Можно предположить, что просмотр мультфильмов также вызывает утомление, некоторое время еще дети сосредоточены на сюжете, и им сложно переключиться. Также мультфильмы яркие, предполагают эмоциональность героев, определенную смену действий и сюжет, что приводит к увеличению эмоционального возбуждения и напряжения.

То есть, в исследовании подтвердилась гипотеза о том, что мультфильмы влияют на психику детей.

2.3. Рекомендации по снижению влияния мультфильмов на психику младших школьников

На основании изученных источников и собственного исследования, мы составили рекомендации по снижению отрицательного влияния мультфильмов на психологическое и психическое состояние детей младшего школьного возраста. С ними были ознакомлены все участники исследования, мои одноклассники и знакомые ребята. (Приложение В)

Заключение

Нами было изучено влияние мультфильмов на психику младших школьников (на примере состояния внимания, памяти, работоспособности, эмоционального возбуждения и напряжения). В исследовании приняли участие 20 учеников 4 класса, 10 мальчиков и 10 девочек, которые смотрят мультфильмы больше часа в день.

Мы выявили, что для большинства детей просмотр мультфильмов – это развлечение. Большинство детей смотрят мультфильмы с телефона, что может вредить зрению и осанке. У некоторых детей не хватает времени на выполнение школьных заданий, у значительной части детей из-за количества времени, которые они тратят на мультфильмы, возникают ссоры со взрослыми.

Также мы изучили состояние внимания, памяти, работоспособности, эмоционального напряжения до и после просмотра детьми 1 часа мультфильмов.

После просмотра мультфильмов наблюдалось некоторое увеличение времени, в течение которого дети выполняли задания методики «Таблицы Шульте», уменьшилось количество запоминаемых слов, количество верно выполненных примеров по методике «Счет по Крепелину», увеличились показатели эмоционального возбуждения и напряжения. Можно предположить, что просмотр мультфильмов также вызывает утомление, некоторое время еще дети сосредоточены на сюжете, и им сложно переключиться. Также мультфильмы яркие, предполагают эмоциональность героев, определенную смену действий и сюжет, что приводит к увеличению эмоционального возбуждения и напряжения.

В результате исследования мы убедились в том, что длительный просмотр мультфильмов оказывает отрицательное влияние на психику детей. На основании полученных результатов мы разработали рекомендации для ребят по снижению влияния, которое оказывают мультфильмы на их психику.

Список литературы

Абраменкова В. И. Дети и телевизионный экран / В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 28–31.

Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка [Электронный ресурс]/ О. А. Воронина, Н. И. Медведева. – URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.

Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. –Минск: Харвест, 2008. – 678 с.

Козачёк О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73.

Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. – Москва: Просвещение, 1984. – 256с.

Оконечникова Л.В., Муртазина М.А. Особенности влияния мультфильмов на психическое здоровье детей [Электронный ресурс]/ Л.В. Оконечникова, М.А. Муртазина//Уральский федеральный университет. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55764/1

Савлучинская А.В., Щеличина Н.В. Освоение мультипликации младшими школьниками в систем е дополнительного образования как средство развития воображения / А.В. Спавлучинская, Н.В. Щеличина //Гуманитарные исследования. – 2017. №4 (17). – С. 125 – 128.

Хамидуллина А.М. Мультфильмы – что это? [Электронный ресурс]/ А.М. Хамидулллина //V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся. – URL: https://school-science.ru/5/19/35801

Щуклина Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка / Е.С. Щуклина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 12-14.

Приложение А

Анкета

Уважаемые ребята. Мы изучаем влияние мультфильмов на детей. Ответьте пожалуйста на вопросы:

1. Напиши свои инициалы____

2. Твой возраст___

3. Твой пол ___

4. Ты смотришь мультфильмы?

- Да - Нет

5. Сколько времени в день (в часах) ты тратишь на мультфильмы? ___

6. Какое устройство чаще используешь для просмотра мультфильмов (подчеркни): телефон, планшет, компьютер, ноутбук, телевизор.

7. Что тебе нравится в мультфильмах?

- можно узнать что-то полезное

- это весело

- это интересно

8. Успеваешь ли ты готовиться к школе?

- Да - Нет

9. Как относятся родители (или бабушка с дедушкой), что ты столько времени тратишь на мультфильмы?

- ругаются;

- не обращают внимания;

- сами предлагают посмотреть мультфильмы.

10. Как на тебя влияет просмотр мультфильмов?

11. Какие мультфильмы ты обычно смотришь?

Ответы на вопросы анкеты

4.Ты смотришь мультфильмы?

Варианты ответа

Процент детей

Да

100%

Нет

0%

5. Сколько времени в день (в часах) ты тратишь на мультфильмы? (среднее число 1 час 36 минут в день)

6. Какое устройство чаще используешь для просмотра мультфильмов (можно выбрать несколько вариантов)

Варианты ответа

Процент детей

телефон

75%

планшет

20%

компьютер

20%

ноутбук

35%

телевизор

60%

7. Что тебе нравится в мультфильмах?

Варианты ответа

Процент детей

можно узнать что-то полезное

10%

это весело

70%

это интересно

20%

8. Успеваешь ли ты готовиться к школе?

Варианты ответа

Процент детей

Да

75%

Нет

25%

9. Как относятся родители (или бабушка с дедушкой), что ты столько времени тратишь на мультфильмы?

Варианты ответа

Процент детей

Ругаются

45%

Не обращают внимания

40%

Сами предлагают посмотреть мультфильмы

15%

10. Как на тебя влияет просмотр мультфильмов?

Варианты ответа

Процент детей

Не влияет

70%

интересно

15%

Не знаю

15%

11. Какие мультфильмы ты обычно смотришь?

Варианты ответа

Процент детей

Спанч Боб

45%

Фиксики

50%

Маша и медведь

40%

Лунтик

10%

Тачки

25%

Холодное сердце

45%

Щенячий патруль

35%

Шрек

30%

Мистер Макс

40%

Смешарики

35%

Том и Джерри

40%

Ну, погоди!

25%

Приложение Б

Результаты исследования внимания, памяти, работоспособности и эмоций

№п/п

Таблицы Шульте, секунды

10 слов, количество правильно названных слов

Счет по Крепелину.

Среднее число выполненных заданий

«Градусник», эмоциональное возбуждение

«Градусник», напряжение

 

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

 

40

44

6

5

6

5

4

5

5

6

 

42

45

7

6

6

5

4

5

5

7

 

45

46

6

6

5

5

3

6

5

7

 

41

43

8

6

6

6

4

6

4

5

 

50

51

6

5

4

4

3

4

4

4

 

52

52

6

5

4

4

4

5

4

4

 

51

51

5

5

4

4

5

5

4

4

 

44

46

7

6

5

5

4

4

5

6

 

41

43

9

7

6

5

3

4

4

4

 

43

44

8

8

6

5

3

5

4

5

 

43

44

8

8

7

6

2

4

4

5

 

42

42

8

7

7

7

3

4

4

4

 

42

43

9

7

6

6

4

4

5

4

 

40

43

9

7

7

6

5

5

5

5

 

43

45

8

7

6

6

4

5

3

4

 

43

47

7

7

6

5

4

5

3

4

 

42

47

7

6

6

6

4

4

4

5

 

44

46

7

6

7

6

5

5

4

5

 

42

44

8

6

7

6

4

5

5

5

 

42

44

9

8

5

5

4

6

5

5

Итог, среднее

43,6

45,5

7,4

6,4

5,8

5,35

3,8

4,8

4,3

4,9

Приложение В

Рекомендации по снижению влияния мультфильмов на психику младших школьников

1. Смотрите мультфильмы тогда, когда уже приготовили уроки. Тогда вы будете успевать больше, будете лучше учиться, на вас будут меньше сердиться взрослые из-за того, что вы смотрите мультфильмы.

2. Смотрите мультфильмы не с телефона, а с устройства с более крупным экраном. Соблюдайте расстояние от глаз до устройства, держите правильную осанку.

3. Не перенапрягайте глаза. Смотрите мультфильмы не более 30 минут в день, делайте перерывы через каждые 15 минут, гимнастику для глаз, гимнастику для тела, погуляйте.

4. Старайтесь выбирать качественные мультфильмы с хорошим звуком и не слишком яркими красками.

5. Есть много полезных мультфильмов, которые учат чему-то новому. Ознакомься с ними – вдруг для тебя они окажутся интересней, чем те, что ты смотришь обычно?

6. Действия на экране и в жизни отличаются. Будь добрым и бережным ко всему живому. Заботься о природе, животных. Помогай близким, будь вежливым, поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

7. Просмотр мультфильмов тоже вызывает усталость. Прежде чем заняться новым делом, прогуляйся, сделай несколько физических упражнений.

8. Если ты устал, у тебя плохое настроение, выбирай мультфильмы веселые и, с легким сюжетом, небольшие по длительности.

Просмотров работы: 583