1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. Слово “толерантность” прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Проблема терпимого отношения к людям другой культуры, национальности или просто отличных от нас, была актуальна всегда.
Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: “Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Но всегда ли проявление толерантности приводит к гармонии? Сегодня возникают ситуации, когда, проявляя терпение к одним, мы нарушаем или ущемляем права других. Возникает проблема - искажается понятие “толерантность”.
Объектом исследования становится понятие “толерантность”. Предмет - проявление толерантных качеств в современном обществе.
Цель работы - привлечь внимание к понятию “Толерантность” и к формам её проявления.
Для достижения цели, мы поставили следующие задачи:
- изучить понятие “толерантность”, виды толерантности;
- познакомиться с формами проявления толерантности;
- рассмотреть риски подмены понятий «толерантность» и «терпимость»;
- выбрать форму привлечения внимание к понятию “толерантность” и формам её проявления.
1. Толерантность. Многогранность значения толерантности.
1.1 История происхождение понятия "толерантность”
Сложно сказать, когда именно возникла толерантность. Да она и не появилась за один день или неделю. На протяжении всей истории можно увидеть, как менялись люди. Сначала они готовы были убивать друг друга за какую-нибудь мелочь, не давали права женщинам, держали рабов, но со временем менялась.
В XVIII-XIX веках во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".
В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.
В международном праве принцип толерантности впервые появился после Второй мировой войны. Он был закреплен в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В 1995 году принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / Declaration of principles on tolerance, в русском переводе - "Декларация принципов терпимости"/. Она определяет толерантность как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира..., это добродетель, которая делает возможным достижение мира..."
Таким образом, следует отметить, что понятие толерантность имеет свои глубокие исторические корни. Сегодня человека принято считать самым важным объектом на этой планете, его призывают уважать, считаться с его мнением, почитать его мировоззрение.
1.2. Определения и виды толерантности
Понятие “толерантность” используется в разнообразных областях знания: этике, психологии, политике, философии, социологии, медицине и других.
Если подробно рассматривать «толерантность» в медицине, то термин обозначает полное снижение сопротивляемости организма к вирусам и патогенным бактериям. Другими словами, иммунитет человека перестаёт работать, что приводит к серьёзным осложнениям заболеваний и порой к летальному исходу. Также толерантность может обозначать зависимость человека, например, от наркотических веществ либо привыкание к определённому препарату.
Но в толерантности есть и положительная сторона. Например, рассматривая термин как привыкание, знатные особы рыцарской эпохи, принимали яд в небольших количествах, что приводило к привыканию организма к ним. В итоге, человека нельзя было отравить ядом, к которому у него выработалось привыкание.
«Толерантность» в психологии – это понятие, в котором заключена терпимость к другим обычаям, поведению, образу жизни и мировоззрению. Оно не равносильно безразличию, как некоторые могут подумать. Терпимость в данном случае проявляется в принятии человеком сознательного решения не унижать взгляды и все перечисленное, если они расходятся с теми, которых придерживается он. Быть толерантным – не значит менять свое мировоззрение, отказываясь от него в пользу чужого. Это качество проявляется в отсутствии у человека негатива по отношению к людям, отличающимся от него. Его можно сравнить с понятием позитивного нейтралитета.
Толерантный человек просто позволяет другим людям жить в соответствии с их собственным мировоззрением – точно так же, как и они ему.
Политическая «толерантность» – это терпимое отношение оппонентов к различиям идейных воззрений, которые всегда есть и будут между ними. Также ее можно назвать важнейшей особенностью либерально-демократических систем, цель которых – обеспечивать реализацию гражданских прав. А именно, свободы объединений и самовыражения.
С точки зрения философии «толерантность» – это мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности. В этике «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей.
Социологический термин “толера́нтность” (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, принятие») обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Наряду с множеством понятий и определений толерантности, существует многообразие ее видов. Наиболее известную классификацию предлагает социолог М. Мацковский, который выделяет двенадцать видов толерантности.
1) Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола или другого отношения к полу, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, следования стереотипным мнениям, выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как биологического (мужчина-женщина) пола, так и социально-культурного (сконструированного и/или с которым происходит идентификация) пола.
2) Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности".
3) Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.
4) Образовательная толерантность – это не предвзятое отношение к лицам с низким или недостаточным образованием.
5) Расовая толерантность – терпимость по отношению к представителям других рас.
6) Религиозная толерантность – терпимость к вероисповеданию людей различных конфессий.
7) Географическая толерантность – отсутствие предвзятого отношения к непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны жителей крупных городов и наоборот.
8) Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных слоев населения – богатых к бедным, бедных к богатым.
9) Физиологическая толерантность – терпимое отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низко образовательных слоев и так далее.
10) Политическая толерантность – это терпимое отношение к деятельности различных политических партий. Самыми крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и характерная для тоталитарных режимах политика политических репрессий.
11) Сексуально–ориентационная толерантность – это не предвзятое отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
12) Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – терпимое отношение к лицам без определённого места жительства, лицам склонным к бродяжничеству, наркоманам, лицам страдающим от алкогольной зависимости, лицам отбывающим наказание в местах заключения и т.д. Данный тип толерантности представляет особый интерес при изучении особенностей российского менталитета.
Перечисленные виды толерантности выделены по социально-демографическим переменным. В обществе большое внимание уделяется таким видам толерантности как: межнациональная, межконфессиональная, политическая нетерпимость. Именно из-за расовых, религиозных и политических расхождений во мнениях происходят многочисленные конфликты между разными нациями, войны и теракты. Но это не значит, что другие виды толерантности менее важны и им не стоит уделять внимания. Отвержение людей с ограниченными физическими возможностями и нетрадиционной сексуальной ориентацией, грубость в отношении людей пенсионного возраста и безразличие к больным – это лишь небольшой перечень видов интолерантности, где страдает огромное количество людей, не подходящим по каким либо параметрам поведения.
1.3 Формы проявления толерантности
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически интолерантность выражается в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.
Основными формами проявления интолерантности являются:
- оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
- этноцентризм;
- дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничения прав человека, искусственной изоляции в обществе;
- расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
- ксенофобия в форме этнофобии, мигрантофобии;
- осквернение религиозных и культурных памятников;
- изгнание, сегрегация, репрессии;
- религиозное преследования.
Самой жестокой формой проявления интолерантности по религиозному и национально-расовому признакам можно назвать Холокост. В XX веке по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение», этим словом называют процесс уничтожения евреев Европы. В память об этом в 1996 году члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции приняли Декларацию принципов толерантности, в которой четко определили этот термин и провозгласили 16 ноября Международным днем толерантности.
В России существует Еврейский музей и центр толерантности, крупнейший в мире еврейский музей и крупнейшая в Европе интерактивная выставочная площадка. Этот центр состоит из нескольких выставочных экспозиций, среди них «Холокост», «Великая отечественная война», «Мемориал памяти». Это место скорби, здесь можно зажечь свечу в память о погибших во время Холокоста и Второй мировой войны, в темном помещении на стене наподобие звезд каждую секунду возникают и удаляются в небесное пространство имена людей.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что когда мы говорим о толерантности, мы имеем в виду:
сотрудничество и дух партнёрства,
уважение человеческого достоинства,
признание многообразия,
отказ от доминирования, причинения вреда и насилия,
сострадание и терпимость,
прощение и милосердие,
восприятие ближнего со всеми его недостатками,
уважение прав и свобод людей,
желание сотрудничать.
1.4. Декларация принципов толерантности
Резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года утверждена Декларация принципов толерантности, согласно которой толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии".
Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». В Преамбуле Устава ЮНЕСКО подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26).
В декларации прописаны основные принципы толерантности:
1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
2. Уважение различий.
3. Понимание индивидуальной неповторимости.
4. Взаимодополняемость как основная черта различий.
5. Взаимозависимость как основа совместных действий.
6. Культура мира.
7. Сохранение памяти.
Таким образом, согласно декларации “толерантность” означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Рассмотрев понятие “толерантность” в различных сферах знания, изучив её виды и познакомившись с формами проявления, можно сделать вывод о том, что толерантный человек отказывается от применения насилия и не хочет доминировать над другими. Но при этом он НЕ действует так, чтобы ущемлять и свои собственные интересы.
“Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и представление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различных людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
2. Проявление толерантности в современном мире
2.1 Диагностика уровня толерантности
Для диагностики общего уровня толерантности мы использовали экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Приложение 1). В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Проведя опрос по данной методике, мы получили следующие результаты (Приложение 2).
По субшкале "этническая толерантность", которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия, средний балл ответов респондентов составил 29 очков, что показывает средний уровень.
Субшкала "социальная толерантность", позволяющая исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам, поднялась до 25 баллов, что также показывает средний уровень (23 – 36).
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. По данному показателю респонденты набрали 27 баллов, то есть показали средний уровень (20 – 31).
Общий результат 81 балл, средний уровень (61-99). По общему результату можно сделать следующий вывод: для наших респондентов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
2.2 Примеры искажения понятия толерантности
Рассмотрим ситуации из современной жизни, показывающие неправильное понимание толерантности.
Мать 9-летней девочки обратилась с иском в административный суд Берлина из-за того, что её дочь отказались принять в государственный кафедральный хор мальчиков.
Женщина обратилась в берлинский хор мальчиков в ноябре 2018 года, но её дочери отказали в приеме. По мнению истицы, хор проявил недопустимую дискриминацию в отношении её дочери и нарушил права на равные возможности. Ранее девочка пела в различных хорах.
По определению “гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола..., недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, .... выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как биологического (мужчина-женщина) пола, так и социально-культурного (сконструированного и/или с которым происходит идентификация) пола”.
По отношению к девочке не выражали превосходства, не приписывали недостатки другого пола, то есть НЕ проявляли гендерную интолерантность. Кроме того, у хора есть “Право на свободу творчества”. По общим критериям понятия толерантности мы можем говорить о том, что хор признаёт различных людей по внешнему виду, социальному положению, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. А мать, подавшая иск, неверно трактует понятие “гендерное неравенство”, при этом нарушает право на свободу творчества.
Рассмотрим ещё один пример. В сериале "Падение Трои" 2018 года главный персонаж, Зевс, не седовласый, белокожий дед, а темнокожий молодой мужчина также, как и Патрокл с Ахиллесом. Артемида в этом фильме, негр-альбинос. Пригласив на роль чернокожих актёров, создатели сериала пытались показать расовую толерантность. Однако, этим они нарушили каноны древнегреческих мифов.
Мы ничего не имеем против темнокожих актеров, кроме того, что в последнее время их пытаются со скандалом и без, утвердить на роль в любом фильме даже вопреки здравому смыслу и канонам.
Подобные ситуации мы вставили в опрос, цель которого выяснить отношение людей к этим поступкам. (Приложение 3)
Результаты опроса показали, что не все респонденты правильно воспринимают понятия толерантность и равенство. (Приложение 3)
Рассмотренные примеры и результаты проведенного опроса (Приложение 4) позволяют сделать вывод о том, что в современном мире действительно искажается понятие "толерантность".
2.3 Риски искажения понятия «толерантность» или подмены понятий
Представленные ситуации из современной жизни показали примеры искажения понимания толерантности. Требуя проявления толерантности к себе, герои рассмотренных ситуаций нарушали либо ущемляли права других. Например, протесты в США и ряде других стран, вызванные убийством афроамериканца Джорджа Флойда, привели к так называемому обратному расизму. В то время как любое замечание о темнокожих приводит к скандалу, все чаще происходит дискриминация людей с белой кожей. В США и в Европе при равных условиях предпочтение при приеме на работу отдается человеку с нетрадиционной сексуальной ориентацией, с лишним весом, негру. Что это если не дискриминация?
Конечно, ситуация в России отличается от Европы и Америки мы пока не дотягиваем. Это подтверждают и исследования нашей работы. Но некоторые моменты уже тревожат. Так, например, после приобретения суверенитета в России была отменена статья в УК за мужеложство. Фильмы с главными героями нетрадиционной сексуальной ориентацией стали демонстрировать в кино и по телевидению. Стала возможной популяризация песни группы «Тату», в которой девочка-лесбиянка угрожает родителям самоубийством в том случае, если они не поймут ее любовной страсти к подружке.
Сегодня объемное, комплексное понятие «толерантность» всё чаще рассматривается как «ослабление иммунологического ответа (то есть сопротивления) на антиген». Применительно к нашему обществу, в роли «антигенов» выступают явления, разрушающие культуру, традиционный уклад, привычные представления о дозволенном и запретном, о добре и зле[8]. И само слово «толерантность» часто подменяют. Терпение, одна из главных христианских добродетелей, подменяется терпимостью к греху.
Обобщая выше сказанное, делаем вывод о том, что существуют риски искажения понятия «толерантность». В современном мире прослеживается терпимое (толерантное) отношение к нарушению морали или преступной деятельности.
Как отмечалось выше, «толерантность» является многоплановым понятием, в нём сконцентрировано множество смыслов, но все они объединены одним — уважение к другим людям, признание их равенства. Толерантный человек отказывается от применения насилия и не хочет доминировать над другими. Но при этом он НЕ действует так, чтобы ущемлять и свои собственные интересы. Толерантность не распространяется на нарушения морали или преступную деятельность. Это нельзя терпеть и необходимо пресекать.
Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, мы выпускаем серию социальных роликов, в которых показываем разное восприятие одной и той же ситуации (Приложение 5). Каждый ролик описывает один из видов толерантности и раскрывает ошибки в его понимании. Такие ролики приближают нас к достижению поставленной цели.
Заключение
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся проявления насилия и экстремизма. Сегодня возникают ситуации, когда, проявляя терпение к одним, мы нарушаем или ущемляем права других. То есть понятие “толерантноть” искажается. Данной проблеме посвещена представленная работа.
Решая поставленные задачи, пришли к выводу о том, что толерантность – не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих или уступка чужим убеждениям, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. “Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и представление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различных людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность”[9].
Изучая формы проявления толерантности, провели диагностику общего уровня толерантности (экспресс-опросник "Индекс толерантности") и рассмотрели ситуации из современной жизни, а также отношение к ним.
Экспресс-опросник показал средний уровень, который позволяет сделать вывод о том, для респондентов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Рассмотренные в работе ситуации из современной жизни показали примеры искажения понимания толерантности. Требуя проявления толерантности к себе, герои рассмотренных ситуаций нарушали либо ущемляли права других. Что подтверждает нашу гипотезу.
Указанные риски доказывают необходимость привлечения внимания к понятию “толерантности” и формам ее проявления, что являлось целью нашей работы. Для массового распространения видеороликов, раскрывающих ошибки в понимании толерантности, (приложение 5) использовали возможности глобальной сети Интернет, что приближает нас к достижению поставленной цели.
Список источников
1. Декларация принципов терпимости — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы: http://www.un.org (дата обращения 18.11.20)
2. Карлин Н. Толерантность – что это? Виды толерантности: https://sunmag.me/sovety/22-03-2014-tolerantnost-chto-eto-vidy-tolerantnosti.html (дата обращения 28.11.20)
3. Краткий словарь по социологии. Основные понятия ко всем темам семинарских занятий. Кыштым, 2001. Автор-составитель: Голованов О. С.: www.slovaronline.com (дата обращения 18.11.20)
4. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования: www.tolerance.ru (дата обращения 18.11.20)
5. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—1996 гг.: www.slovaronline.com (дата обращения 18.11.20)
6. Медведева И., Шишова Т. Толерантность - лукавая подмена. - ВЗГЛЯД. Деловая газета: Общество: http://www/vz.ru (дата обращения 18.12.20)
7. Т52 Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: сомб, 2008. – 170 с.: https://refdb.ru/look/1728995-p8.html (дата обращения 18.11.20)
Приложение 1
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
В основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова).
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.
|
№ |
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
I. |
1. |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2. |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
3. |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
4. |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
5. |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6. |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
7. |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
|
|||||||
II. |
8. |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9. |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
10 |
С неопрятными людьми неприятно общаться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
1 |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
12 |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
13 |
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
14 |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
15 |
Любые религиозные течения имеют право на существование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
|
|||||||
III |
16 |
Если друг предал, надо отомстить ему |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17 |
В споре может быть правильной только одна точка зрения |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
18 |
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
19 |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
20 |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
21 |
Беспорядок меня очень раздражает |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
22 |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
|
|||||||
Общий итог: |
|
Приложение 2
Обработка результатов опросника «Индекс толерантности»
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
I. Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
До 19 баллов– низкий уровень; 20 – 31 – средний уровень; 32 и более баллов – высокий уровень.
II. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.
До 22 баллов – низкий уровень; 23 – 36 – средний уровень; 37 и более баллов – высокий уровень.
III. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. До 19 баллов– низкий уровень; 20 – 31 – средний уровень; 32 и более баллов – высокий уровень.
Приложение 3
Анкетирование «Толерантность в современном мире»
1. Мать 9-летней девочки обратилась с иском в административный суд из-за того, что её дочь отказались принять в государственный кафедральный хор мальчиков. По мнению истицы, хор проявил недопустимую дискриминацию в отношении её дочери и нарушил права на равные возможности.
А) Суд должен удовлетворить иск
Б) Суд не должен удовлетворить иск
2. Обоснуйте свой ответ
3. Правнук Агаты Кристи добился переименования романа «Десять негритят», обосновывая это тем, что использование слов, которые могут быть восприняты как оскорбление, просто недопустимо.
А) Согласен
Б) Не согласен
4. Обоснуйте свой ответ
5. В фильме "Гостья из будущего" прослеживаются "скрытые признаки присутствия пропаганды сексуальной дискриминации, ввиду задействования в качестве главных отрицательных персонажей... двух лиц одного пола, принадлежащих к одной социальной группе и испытывающих взаимную привязанность». Поэтому его запретили в Голландии.
А) Согласен с решением суда
Б) Не согласен с решением суда
6. Обоснуйте свой ответ
7. После смерти Джорджа Флойда во время полицейского задержания белые американцы извиняются перед темнокожими собратьями, целуя ботинки.
А)Поддерживаю
Б) Не поддерживаю
8. Обоснуйте свой ответ
Приложение 4
Результаты анкетирования “Толерантность в современном мире”
Обоснуйте свой ответ (примеры ответов с сохранением стилистического и грамматического оформления)
Хор для мальчиков! Это специальное условие
Хор мальчиков
Ну потому что так не делается
Т.к. государственный Хор мальчиков, а желание мамы- каприз
Это изначально заявлялось как хор мальчиков. О девочках речь не шла, мать не имела право отправлять дочь
Есть природные различия между женскими и мужскими голосами.
Обоснуйте свой ответ (примеры ответов с сохранением стилистического и грамматического оформления)
Полный бред
Это не оскорбление
из книги название не уберешь
Ну потому что так не делается
Переименование не допустимо, т.к. автор в название книги вложил скрытый смысл
Авторское право, как видит, так и называет произведения
Не согласна, что есть оскорбление в названии. Неуважение к автору.
Название книги никак не дискриминирует негров
Т. к это расизм
Это культурное наследие. Нельзя было его менять, но блм даже не поймёт смысла романа.
Это не должно касаться литературы, литературных жанров очень много
автор мог быть сам темнокожим, а как это видится другим не нравится
Обоснуйте свой ответ (примеры ответов с сохранением стилистического и грамматического оформления)
Это абсолютно нормально в 21 веке
Не знаю
Это просто дружба
Подобное обоснование говорит лишь о том, что общество Голландии лишилось понимания истинных ценностей семейной жизни
Т. к все имеют право любить, вне зависимости пола, возраста или расы
Такие фильмы нужно смотреть
"скрытой дискриминации" скорее всего натянутая за уши.
все правильно
Обоснуй свой ответ (примеры ответов с сохранением стилистического и грамматического оформления)
Не думаю, что кто-то должен унижаться
преступник, не имеет цвета кожи
Так и надо
Это унижение
Это унижение человека человеком
Белые американцы, целуя ноги, занижают белую расу
Целовать ботинки - это унижение
Джордж Флойд это преступник, наркоман был несколько раз задержан. Шантажировал беременную женщину уткнув пистолет в живот. Да без сомнения полицейский превысил полномочия, но разве заслуживают Люди, которые безнаказанно посягают на личное имущество обычных людей, уничтожают это имущество, культуру (уничтожили статую человека который запретил рабство) читки обуви губами? Обезьяны, а те кто прогнулся хуже их самих.
это шизофрения