Профилактика правонарушений среди подростков

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профилактика правонарушений среди подростков

Рогатина К.А. 1Куприянова В.С. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Лиманская средняя общеобразовательная школа №1», МКОУ « Лиманская СОШ №1»
Рябина И.В. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Лиманская средняя общеобразовательная школа №1», МКОУ « Лиманская СОШ №1»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживает среди людей, совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития – музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его  и во вред самому себе. Подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может всё и в этот момент способен на многое. Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнание уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчёт своим действиям могут привести к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тысяч преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики. Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков "группы риска", которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Актуальность проекта. Профилактика правонарушений среди подростков во все времена была  актуальна. Одна из причин противоправного поведения: неосведомлённость детей в сфере права. К сожалению, не каждый юный гражданин, совершая то или иное правонарушение, задумывается об ответственности, которая может привести к тяжёлым и трудно исправимым последствиям. Знание юными гражданами страны своих прав и обязанностей, а также ответственности перед законом способствует формированию юридически грамотного населения страны, а вместе с этим и правового государства в целом.

Проблема. Незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространенными причинами правонарушений среди подростков.

Гипотеза. Систематическое проведение обучающих мероприятий среди подростков в возрасте 13-15 лет, целью которых является формирование правовой грамотности,  способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Практическая значимость. Обучающие  мероприятия, проводимые учениками старших классов для младших подростков, помогут повысить уровень правовой культуры  подростков.

Выбрав данную темя для проекта, мы наметили следующий план исследования:

1.Изучить правовую базу по данной проблеме.

3.Взять интервью у компетентных людей.

3.Провести социологическое исследование среди учащихся.

4.Познакомиться с материалами СМИ.

5.Подготовить практический вариант решения проблемы проекта.

I. Теоретическая часть

1.1. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются. Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

 Начиная работу по проекту, мы решили познакомиться с основными законодательными и нормативно-правовыми актами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. При организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации. В Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права установлены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и даны определения основных понятий, применяемых в данной области общественных отношений, а также сформулированы основные задачи и принципы такой деятельности.

Мы выяснили, какие законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существуют. В итоге узнали, что это: - Конвенция о правах ребенка; - Декларация прав ребенка; - Конституция Российской Федерации; - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; - Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации; - Уголовный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 27 июня 2018 г.); - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.); - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.); - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2020 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2023 года»; - Письмо Рособразования от 24.11.2005 № 14-11-272/03; «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».

1.2.Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

Причины противоправного поведения несовершеннолетних связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни. Невыполнение общешкольных требований (Устава), постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов поведения и т.п.

Большое влияние на поведение обучающихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый "взрослый" лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая "взрослость" приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других - аморальные действия, недисциплинированность, правонарушения.

Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:

- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Подростки все чаще находят страницы Интернета «по интересам» несущие пропаганду насилия, суицидов, убийства родных, жестокости к животным и т.д. Подростки в режиме живого времени пытаются получить поддержку своих противоправных действий у пользователей социальных сетей, выкладывая посты и видеоролики «щекочущие нервы». Факты социально неодобряемого поведения имеют больше шансов быть замеченным сверстниками, чем примеры положительных достижений – призовые места, личные произведения, хобби и т.д. Но чаще такие поступки демонстрируют острую необходимость психологической помощи ребенку уже в самых критических условиях.

Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности.

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Для ребенка самый действенный образец поведения - это его родители. Асоциальное поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

 

1.3. Правонарушения несовершеннолетних и наказания

Подростки в основном совершают следующие правонарушения: - нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества; - мелкое хищение; - незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов; -употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения; - занятие проституцией; -деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта; - безбилетный проезд; -управление транспортным средством водителем без соответствующих прав; -управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов; -нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего; - заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб; - мелкое хулиганство; - пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики; - появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.

Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим: - предупреждение; - штраф; -·обязательные работы (общественные работы); -·конфискация предмета или орудия совершения правонарушения; -·административный арест.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Согласно нормам действующего законодательства в России несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния  с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.

Необходимо помнить, что способность предвидеть последствия своих поступков окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению детей необходимо учить с 3-5 лет. Уже в 5-6-летнем возрасте дети обычно понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей. Тем  не менее, на законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних  за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.

1.4.Профилактика правонарушений среди подростков

Главная роль в решении проблемы профилактики правонарушений среди подростков отводится социальной педагогике. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения правонарушений является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту. Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение одноклассников, педагогов, родителей.

Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, а также: 1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; 2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; 3) выявляют семьи, находящиеся в социально-опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; 4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В образовательной организации должна быть сформирована база нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, которую необходимо систематически обновлять с учётом изменений законодательства.

 Учебно-воспитательное направление деятельности школы – это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно – развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности. Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Совет профилактики правонарушений осуществляет контроль за реализацией школьной программы (плана) работы с «трудными» детьми, разрабатывает индивидуальный маршрут социализации трудного подростка, его психолого-педагогической поддержки, проведение разъяснительной работы с родителями, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за исполнение школьной программы (плана) работы с «трудными» детьми, индивидуального маршрута, оказывает помощь, взаимодействует с наставниками, общественными воспитателями (при наличии), координирует деятельность школы, общественности, органов полиции в коррекции поведения подростков.

Нет сомнения, что предупреждение правонарушений имеет огромное значение и рассматривается как неотъемлемая часть решения задач воспитания для достижения результатов: - преодоление педагогической запущенности; - формирование активной жизненной позиции, вовлечение в общественно-значимую деятельность; - переключение интересов; - профессиональная ориентация.

Для решения задач привлекаются образовательные, культурно-спортивные, общественно-государственные учреждения. Вовлечение подростков в спортивно-туристическую деятельность, военно-патриотическую работу, компьютерные клубы, художественную самодеятельность и пр. способствует переключению интересов личности, формированию самосознания, положительной смене жизненных приоритетов и перспектив. Очень значима своевременная комплексная работа с родителями неблагополучных подростков, включающая посещение семьи, беседы, проведение родительского всеобуча с привлечением специалистов в области психологии, юриспруденции, медицины. Государство придает огромное значение профессиональной подготовке специалистов для работы с несовершеннолетними.

Своевременно отмеченные особенности в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

II. Исследовательская часть

Мы изучили, как организована работа по профилактике правонарушений в школе, где мы учимся. Профилактика правонарушений, помощь в устранении причин, способствующих отклонению в поведении подростка, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов, воспитание в духе соблюдения законности и правопорядка – основные направления профилактической работы в МКОУ « Лиманская СОШ №1». Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, волейболу, баскетболу, гандболу, шахматам. Во-первых, в ходе опроса выяснили, что наиболее интересными видами деятельности для учащихся  нашей школы являются  туристско-краеведческая работа (36%), физкультурно-оздоровительная(30%), художественно-творческая (16%), игровая (11%) и познавательная (7%). Во-вторых, мы проанализировали  причины и мотивы  противоправных поступков, которые  были совершены нашими учащимися  за последние 3 года. Выяснилось, что 48% учащиеся  совершают их неосознанно, не думая  о последствиях; 28% детей и подростков  сказали, что  они находились под  влиянием  компании, хотелось «порисоваться», «выглядеть крутым»,  22% опрошенных признались, что сделали это  назло  кому-либо; остальные 2%  не смогли ответить, зачем они совершили тот или иной проступок. Чаще всего звучал ответ: «Просто так». В-третьих,  наши наблюдения показали, что  противоправные  действия чаще всего проявляются  в агрессивности, когда  школьники пускают в ход кулаки, потому что  им не хва­тает логических доказательств в споре. Она выражается в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся (насмешки, толчки, подножки, подзатыльники, отбирание личных вещей и денег). Реже агрессивность  проявляется в конфликтах между отдель­ными группами.  Надо отметить, что у нас не имелось  ни одного случая агрессивного поведения девочек и девушек. Проблемы подростковой преступности в России, следующие: исходя из статистических сведений, полученных в результате расследования дел несовершеннолетних, совершивших преступления, установлено:

- лица, не достигшие возраста совершеннолетия, легко подпадают под дурное влияние лиц, которые преследуют корыстные цели;

- большое число преступлений совершается подростками, объединившимися в группы;

- подростки из неблагополучных семей легче соглашаются на совершение преступного деяния;

- юридическая безграмотность и уверенность в своей безнаказанности существенно способствует подростковой преступности.

Далее мы подготовили анкету, чтобы выяснить, что знают учащиеся о своем правовом статусе, узнать о причинах, которые толкают подростков на совершение правонарушения, а также правонарушениями, которые наблюдают, либо совершают подростки в повседневной жизни. Анкетирование проводилось среди обучающихся  9-х - 11 классов. В опросе приняли участие 90 человек. Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство опрашиваемых юношей и девушек знают как свои права, так и обязанности - 80%, но вместе с этим присутствует небольшой процент 20 тех, кто не знает своих прав и обязанностей и хотел бы узнать о  них. На вопрос «Совершали ли Вы какие-либо правонарушения?» большинство опрошенных – да ответили 40%, 60% ответили отрицательно. Однако среди анкетируемых присутствует процент учащихся, которые осознано шли на совершение того или иного правонарушения, и среди юношей этот процент самый высокий – 35,40%. Вместе с тем следует сделать акцент на группе подростков, которые неосознанно совершали противоправные деяния, это именно те ребята, которые не осведомлены об ответственности и последствиях, которые могут их настигнуть за совершённые ими незаконные действия (Приложение 1).

По мнению большинства опрошенных юношей и девушек – 30% главной причиной, толкающей подростков  на совершение правонарушений является плохая компания, попадая в которую ребёнок начинает ощущать на себе психологическое давление со стороны сверстников, что и побуждает его на совершение противозаконных действий (Приложение 1).  

Также одной из распространенных  причин была названа причина-10% «осознание безнаказанности».  Мы проанализировали полученные в ходе анкетирования ответы учеников, приводим некоторые из них: «Большинство считают, что они не обязаны отвечать за то, что сделали, прикрываются своими правами, даже не зная, что все им не позволено», «Я думаю, что не все подростки знают о своей ответственности перед законом», «Большинство подростков имеют полную свободу действий… не задумываются о том, какими могут быть последствия, и являются ли их действия законными», «Я думаю, что не все подростки знают о своей ответственности, но должны проводиться уроки по знанию ответственности, прав и обязанностей». Многие подростки не считают, что совершают нечто противоправное, либо думают, что «за это ничего не будет». Таким образом, ребята подтвердили поставленную проблему о том, что незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространенными причинами правонарушений среди подростков. Мы заметили, что наибольшую заинтересованность и  активность в ходе анкетирования проявили ученики 9-х классов, они подробно и аргументировано  отвечали на открытые вопросы анкеты, высказывали озабоченность распространением правонарушений среди сверстников, желали узнать об ответственности подростков перед законом.

Затем взяли интервью у компетентных людей. Провели интервью с инспектором ПДН МВД по Лиманскому району лейтенантом полиции Сычевой С.А. Из интервью узнали, что их отдел занимается профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Основной контингент несовершеннолетних, с которыми сотрудники ПДН осуществляют профилактическую работу, это лица, совершившие правонарушения, преступления, иные общественно опасные деяния, употребляющие спиртные напитки, наркотические, психотропные и одурманивающие вещества. Однако, наряду с этим, сотрудники ПДН своевременно выявляют несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также предупреждают совершение ими правонарушений и антиобщественных действий. Кроме того, инспектора по делам несовершеннолетних проводят в образовательных учреждениях информационно-пропагандистскую работу, в ходе которой несовершеннолетним разъясняется действующее законодательство и ответственность за его нарушение. Было отмечено, что по статистике наметился рост правонарушений в районе совершаемых подростками. На профилактическом учете в ПДН ОМВД России по Лиманскому району состоит 23 подростка. Поставлены на учет за: правонарушения предусмотренные ст.158 УК РФ (грабеж) - 1, ст.20.21 КоАП РФ (распитие спиртных напитков) - 1 человек, 207 УК РФ-заведомо ложное сообщение об акте терроризма - 1 человек, ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью) - 2 человека, ст.7.17.КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества) - 1 человек, ст.6.1.1.КоАП РФ (побои) - 2 человека, ст.158 УК РФ (кража) - 6 человек, самовольные уходы из дома - 9 человек.

Из интервью с заместителем директора по ВР Покусаевой Е.В. мы узнали, какая работа проводится в школе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Была отмечена высокая роль ранней профилактик, мер осуществляемых с тем чтобы: оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию; пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния; воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам. Узнали о том, какие меры проводятся к учащимся с девиантным поведением.

Из интервью с социальным педагогом Григоровой О.Ф. узнали как организована работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни в МКОУ «Лиманская СОШ №1». Так же нам стало известно, что профилактическая работа проводится в тесном сотрудничестве со службами ОДН, КДН, ОГИБДД, специалистами из отдела опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта и другими организациями.

В итоге исследования пришли к выводу, что в МКОУ «Лиманская СОШ №1» существует сложившаяся система по профилактике правонарушений детей и подростков, позволяющая предупреждать серьезные отклонения от нормы в поведении учащихся. В ее основе лежит системный подход, который помогает решать проблему в условиях целостного педагогического процесса, а не отдельно принимаемые в случае необходимости меры.

Вместе с тем анализ работы по профилактике правонарушений среди учащихся нашей школы, педагогические наблюдения, анкетирование, проводимые с целью выявления неблагополучных семей и условиями проживания в них детей, позволили выявить следующие проблемы:

1) растет число семей, где со стороны родителей проявляется недостаточная забота о своих детях.

2) из-за отсутствия постоянной работы, стабильного заработка в семьях, особенно многодетных, возникают конфликты. Экономическая незащищенность таких семей отрицательно сказывается на поведении детей, на их психике;

3) в школе имеются как педагогически запущенные дети, так и дети с отклонениями в развитии, родители которых не в состоянии обучать их в специализированных учреждениях;

4) высок процент обучающихся, воспитывающихся в семьях, где нет отца или есть отчим, где есть сводные дети;

5) есть родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями, неработающие, употребляющие спиртные напитки;

8) дети подвержены влиянию неконтролируемой негативной информации, которую они получают в сети Интернет;

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.

III. Практическая часть.

Таким образом, определив  правовые знания  учеников, мы решили провести  профилактическую работу по предотвращению  правонарушений среди  младших подростков в возрасте  12-14 лет.

Следующим шагом в работе стал поиск способов и методов, с помощью которых мы смогли бы донести до ребят 12-14-ти  лет необходимую информацию.  Руководствуясь возрастом и предпочтениями учащихся разработали сценарий правовой игры, в ходе которой младшим подросткам  было бы проще и интереснее получать и запоминать довольно важную и серьёзную информацию (см. Приложение).  Правовая  игра «Правонарушения и подростки»  состоит из 4-х заданий, которые ребята выполняют в командах. Первое задание «Права и обязанности»  направлено на актуализацию имеющихся знаний  о правах и обязанностях.  Более подробно о  своих правах ребята узнали, выполняя второе задание «Иллюстрированная Конвенция»: каждая команда должна была проиллюстрировать статьи международного правового  документа   Конвенции о правах ребёнка и представить свою работу.

 Особое внимание уделили теме правовой   ответственности подростков. Выполняя третье задание «Юные юристы»,  учащиеся самостоятельно находили ответы на волнующие их вопросы (о возрасте наступления юридической ответственности, наказаниях за конкретные правонарушения и т.п.)  в действующих кодексах Российской Федерации.

 На заключительном этапе, проанализировали результаты анкетирования, проведенного по итогам правовых игр. Первую фразу «Я узнал(а) для себя..»  большинство учащихся (97%) заканчивали выражениями «много нового», «свои права и обязанности», «нужно соблюдать права и обязанности», «нужно следить за своим поведением», один ученик написал: «Узнал, что совершал правонарушения», лишь 3% учащихся написали, что не узнали ничего нового. Самым распространенным завершением второй фразы «Я понял(а), что.» стали ответы «нужно соблюдать законы и порядки», «даже за самые малые правонарушения следуют наказания», «нужно думать о последствиях», были также ответы, что «нужно учиться на юриста» и что «такие уроки очень важны для детей в нашем возрасте». Фразу «Я задумался(лась) о «большинство опрашиваемых заканчивали выражением «о своих правах и обязанностях», «о своем поведении», «о последствиях», один ученик решил продолжить просветительскую миссию и ответил: «Чтобы рассказывать о них (о правах), чтобы все поняли свои права».

Можно с уверенностью сказать, что  наша работа была проделана не зря. Анализ анкет показал, что большинство подростков узнали новую информацию, которая заставила их задуматься о своём поведении, а главное – об ответственности, которую они в силу своего возраста могут понести за совершённое ими правонарушение. Проведение обучающих мероприятий среди подростков, несомненно,  повышает уровень их правовой грамотности,  а значит, способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому и дальше в школе необходимо проводить подобные правовые игры среди  учащихся. Также мы подготовили буклет по теме «Профилактика правонарушений» и раздали его учащимся 7-8 классов.

Заключение

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает, что совершаемые им противоправные деяния порой ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Мы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, продолжительный по времени. Задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то ест  создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития  детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям  и преступлениям.

Список использованных источников и литературы

1. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся: Методические рекомендации / Г.Д.Кочергина, С.А.Васицева, Л.Н.Кондратюк Л.Н., И.Ю.Полякова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – 142 с.

2. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация // Авт-сост. Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. – М.: Изд. «Глобус», 2009.

3. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений // авт. Е.Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. 12. Психологическая помощь / Сост. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова, Минск, 2002. –128 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с подростками. Выпуск 4 / под общ.ред. Г.В. Солдатовой. – Спб.: АППО, 2014. – 124 с. 14.

5. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. / Сост. Г.А. Ромашкина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

6.Материалы из Интернет-источников: https://ramnhsch.edumsko.ru/documents/other_documents/doc/176562, https://infourok.ru/dokumentaciya-socialnogo-pedagoga-blanki-zhurnali-2458580.html.

Приложение 1

Уважаемые ребята! Приглашаем вас принять участие в исследовании на тему: "Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений". Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, в которых даны варианты ответов. Выберите, пожалуйста, те из них, которых в наибольшей степени отражают Ваше мнение, и обведите соответствующую им цифру или впишите свой вариант ответа в свободную строчку.Предлагаем Вам в ответах на вопросы, свободно выражать свое мнение, высказываться предельно искренне. Здесь не может быть хороших и плохих ответов, каждое представленное мнение и позиция интересна, уникальна и важна для осмысления причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений. Отвечая на вопросы, обводите номера вариантов, которые наиболее Вам подходят, там, где предполагается письменный ответ, напишите его. Пожалуйста, сосредоточьтесь и отвечайте на вопросы, преждевременно подумав, нам очень важно знать Ваше правдивое мнение.

Анкета анонимная.

1)Ваш возраст(количество полных лет): _______________

Ваш пол: А) мужской       Б) женский

2) Знаете ли Вы свои права и обязанности?

а) знаю и права, и обязанности;

б) знаю только права, об обязанностях не задумывался;

в) знаю только обязанности, о правах не задумывался;

г) не знаю ни прав, ни обязанностей, считаю, что мне это не нужно;

д) не знаю, но хотел бы узнать.

3) Как Вы думаете, все ли подростки знают о своей  ответственности перед законом?

(Ответ аргументируйте)

4) Совершали ли Вы какие-либо правонарушения? Если да, то осознавали ли вы свою ответственность?

А) совершал\а, осознавал\а

Б) совершал\а, не осознавал\а

В) не совершал\а

5) Как Вы думаете, какие причины могут толкнуть на  совершение правонарушения? (возможны несколько вариантов ответа)

А) семейная ситуация;

Б) плохая компания;

В) особенности характера;

Г) непредвиденная ситуация;

Д) осознание безнаказанности.

Свой  вариант:________________________________________________________________

6. Что на Ваш взгляд, позволяет устранить (предупредить) правонарушения (преступления?)

1.- вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции, волонтерское движение

2. - правовые знания о последствиях совершения преступления (правонарушения)

3.- системная работа всех специалистов профилактики,

4.- повышение ответственности родителей…

5.- совершенствование законодательной базы….

6.- компетентный специалист (имеющий соответствующую подготовку)…

7 - своевременное обращение к специалистам

8. - появление нового круга сверстников у ребенка (положительное влияние)

9. -решение вопросов предупреждения правонарушений всей семьей

10. -что-то еще ______________ 

11. -затрудняюсь ответить

Приложение 1

7. Кто должен вести основную работу по профилактике правонарушений

1.- специалисты ОУ (психолог, социальный педагог…..)

2.- специалисты внешних для ОУ организаций (полиция, социальная защита и т.д,,,)

3. - семья

4.- общественные организации

5. - должно быть взаимодействие всех субъектов профилактики

6.- другое _____________________________

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Интервью с инспектором интервью с инспектором ПДН МВД по Лиманскому району лейтенантом полиции Сычевой С.А.

Вопрос: Чем приходится заниматься сотрудникам подразделения, в котором вы служите? Кто является объектом вашей деятельности и какие правонарушения могут стать поводом для встречи с инспекторами?

Ответ: Я являюсь инспектором отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Лиманскому району. Само название говорит за себя. Задачи подразделения определяются ведомственными нормативно-правовыми актами. И если сформулировать их вкратце – это организационно методическое обеспечение и контроль за деятельностью участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних, организация взаимодействия с органами исполнительной власти республики, другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, рассмотрение обращений граждан.

Основной контингент несовершеннолетних, с которыми сотрудники ПДН осуществляют профилактическую работу, это лица, совершившие правонарушения, преступления, иные общественно опасные деяния, употребляющие спиртные напитки, наркотические, психотропные и одурманивающие вещества. Однако, наряду с этим, сотрудники ПДН своевременно выявляют несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также предупреждают совершение ими правонарушений и антиобщественных действий. Кроме того, инспектора по делам несовершеннолетних проводят в образовательных учреждениях информационно-пропагандистскую работу, в ходе которой несовершеннолетним разъясняется действующее законодательство и ответственность за его нарушение. На встречу с инспектором ПДН могут рассчитывать и учащиеся, не посещающие без уважительной причины школу.

Вопрос: Какую оценку вы можете дать уровню преступности среди подростков в нашем районе? Каких правонарушений больше и каков возраст юных нарушителей?

Ответ: На профилактическом учете в ПДН ОМВД России по Лиманскому району состоит 23 подростка. Поставлены на учет за: правонарушения предусмотренные ст.158 УК РФ (грабеж)-1, ст.20.21 КоАП РФ (распитие спиртных напитков)-1 человек, 207 УК РФ-заведомо ложное сообщение об акте терроризма-1 человек, ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью)-2 человека,ст.7.17.КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества)-1 человек, ст.6.1.1.КоАП РФ (побои)-2 человека, ст.158 УК РФ (кража)-6 человек, самовольные уходы из дома-9 человек.

Вместе с этим наблюдается значительное снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе со взрослыми лицами, а также количества преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления. Указанные групповые преступления также носят имущественный характер. Среди учащихся несовершеннолетних, совершивших преступления, основную долю составляют обучающиеся школ и техникумов. Преступления совершаются в основном подростками в возрасте 16-17 лет. Лицами женского пола совершено 5 преступлений, что составляет 9,6% от общего числа преступлений несовершеннолетних.

Вопрос: Организуется ли для трудных подростков трудовая занятость в летнее время?

Ответ: В связи с окончанием учебного года и наступлением летних каникул у несовершеннолетних появляется больше свободного времени. К сожалению, не все родители имеют возможность обеспечить полноценный досуг и оздоровление детей, что приводит к бесцельному нахождению подростков на улицах, во дворах, что способствует совершению ими различных правонарушений.

Организованный досуг может весьма успешно нейтрализовать те негативные влияния, которые дети и подростки испытывают в неблагополучной семье, а также компенсировать им внимание, уважение, заботу, недополученные от родных и близких. Министерство внутренних дел, прежде всего, интересуют «трудные» подростки, а также несовершеннолетние, проживающие в неблагополучных семьях и находящиеся в социально-опасном положении. Поэтому в настоящее время сотрудниками ОВД проводятся беседы с ними и их родителями. Составляются списки с указанием занятости в летний период. На основе данных сведений в органы местного самоуправления и биржи труда вносятся предложения по организации летнего трудоустройства несовершеннолетних, а в отделы по делам молодежи, органы управления образования районов - по организации с ними досуговой работы. Особое внимание уделяется оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью предупреждения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в летний период проводятся совместно с органами и учреждениями системы профилактики комплексные мероприятия. Во-первых, это межведомственная профилактическая операция «Подросток». Совместно с органами опеки и попечительства проводятся мероприятия по выявлению несовершеннолетних из неблагополучных семей, нуждающихся в помощи по организации летнего отдыха со стороны государства.

При работе с детьми особое внимание уделяется проведению разъяснительной работы, направленной на сохранность сотовых телефонов, предупреждение детского травматизма, о безопасном поведении детей и подростков на водоемах, объектах транспорта, опасности и недопустимости самовольных уходов. С директорами оздоровительных учреждений проведены инструктажи по действиям при получении информации о возможных террористических актах, нарушениях общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывчатых веществ и других подозрительных предметов, появлении лиц, замышляющих совершение преступлений, а также по способам экстренной связи с полицией. Наряду с этим, сотрудниками территориальных органов внутренних дел на районном уровне проверены по информационно - справочным учетам педагогический состав и обслуживающий персонал детских оздоровительных учреждений на предмет наличия судимости.

Вопрос: Что же касается профилактической работы с подростками, которые к вам еще не попали: ведется ли она? Или ваша работа начинается, когда правонарушение уже совершено?

Ответ: МВД в Лиманском районе осуществлен ряд организационных и практических мероприятий в рамках ранней профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совместно с другими органами системы профилактики ежегодно проводятся акции и целевые профилактические мероприятия по выявлению безнадзорных подростков, их устройству в социальные и медицинские учреждения, возвращению на учебу несовершеннолетних, уклоняющихся от обучения в общеобразовательных учреждениях,  акция «Полиция и дети», направленная на формирования у несовершеннолетних позитивного отношения к деятельности  правоохранительных  органов, предупреждение антисоциального поведения  и уважительного отношения к Закону, мероприятия по предупреждению  групповой преступности, выявлению и разобщению  групп  антиобщественной направленности.

Сотрудниками ПДН активно используется такая мера профилактики, как информационно-правовая пропаганда среди учащихся образовательных учреждений.  В текущем году сотрудниками по делам несовершеннолетних в образовательных учреждениях проведено более 200 выступлений перед учащимися и их родителями по вопросам профилактики правонарушений и преступлений и ответственности за их совершение.

Кроме этого, в целях укрепления взаимодействия с органами образования в вопросах формирования законопослушного поведения учащихся, приказами руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне за образовательными учреждениями закреплены наиболее подготовленные сотрудники из числа руководящего состава органов внутренних дел. Организовано взаимодействие с епархией Русской православной церкви, казачьим обществом, волонтерами антинаркотического движения в рамках организации и проведения «круглых столов» для учащихся образовательных учреждений. Ежегодно в рамках летней оздоровительной кампании реализуются межведомственные программы профилактических мероприятий, в том числе антинаркотической направленности, с несовершеннолетними отдыхающими в детских оздоровительных учреждениях.

Приложение 4

Интервью с заместителем директора по ВР Покусаевой Е.В.

Вопрос: Какую работу проводит школа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних?

Ответ: Школа занимается профилактической работой. Необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно. Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования,  осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга  – мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Вопрос: Когда начинается профилактическая работа?

Ответ: В профилактической деятельности с конкретным человеком, важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех.Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы: оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию; пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния; воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

 Вопрос: Какие направления ранней профилактики правонарушений используются в школе?

Ответ: Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Вопрос: Какие мероприятия проводятся для профилактики правонарушений?

Ответ: В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа. На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГАИ, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД,  о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Приложение 5

Интервью с социальным педагогом Григоровой О.Ф.

Вопрос: Как организована работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни в МКОУ « Лиманская СОШ №1»?

Ответ: Работа проводится в соответствии с планом профилактической работы, который ежегодно обсуждается на заседании Совета по профилактике и утверждается приказом директора школы. Он включает три основных направления: Работа с учащимися. Работа с родителями. Работа с педагогическим коллективом.

Ежегодно на основании данных социальных паспортов классных коллективов создается банк учащихся, не посещающих или систематически  пропускающих по неуважительным причинам  занятия в школе; состоящих на  разных формах учёта: внутришкольном учете, на контроле  в комиссии по делам несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года проводятся совещания при директоре, заседания ШМК классных руководителей, заседания Педагогического совета, совещания и консилиумы по индивидуальному сопровождению, на которых поднимаются и освещаются вопросы, касающиеся профилактической деятельности, работы коллектива с детьми «группы риска», социально неблагополучными семьями, межведомственного взаимодействия.

Вопрос: С кем взаимодействует школа, проводя профилактику правонарушений?

Ответ: Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков  проводится в тесном сотрудничестве со службами ОДН, КДН, ОГИБДД, специалистами из отдела опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта и другими организациями. Ежегодно составляется план межведомственного взаимодействия и совместной работы.

Вопрос: Какая конкретно работа проводится с детьми?

Ответ: В школе ведётся целенаправленная работа по выявлению детей, не посещающих ОУ без уважительных причин и вовлечение их в образовательный процесс. Ведется ежедневный контроль посещаемости, проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с учащимися, родителями, посещение учащихся на дому, контроль поведения и успеваемости). По окончанию каждой четверти классные руководители предоставляют  отчет о проделанной работе по предупреждению пропусков уроков без уважительных причин.

С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения в школе проводится «День правовых знаний» с привлечением специалистов КДН и ОДН. Классные руководители активно используют материал методического пособия «Правовые классные часы»

Ежегодно составляется план работы с детьми «Группы риска». В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Работа с учащимися данной группы строится по определенной системе: выявление данной категории на ранних этапах, индивидуальная работа с детьми социального педагога и психолога, выработка единых рекомендаций для работы с подростком и его родителями, контроль за его успеваемостью, занятостью во внеурочное время, оказание педагогической и психологической помощи, коррекция поведенческих отклонений через индивидуальные беседы, занятия с психологом, направление на консультацию к узким специалистам, по необходимости приглашение на Совет профилактики.

Вопрос: Какую работу конкретно проводите вы?

Ответ: Социальным педагогом на каждого подростка:дневник посещения,план индивидуальной работы,акт обследования жилищно-бытовых условий,характеристика на ребенка, карта индивидуальной работы, в которой отражены индивидуальные беседы, посещения на дому, заслушивание на Совете профилактики, заседаниях при директоре, индивидуальные беседы, беседы с родителями, оказание педагогической, психологической и социальной помощи, ведется накопление официальной документации, писем, обращений по каждому ребенку и семье, организация досуга и занятости подростка.

Вопрос: Проводится ли работа с родителями трудных подростков?

Ответ: Работа с родителями включает два направления:просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей;работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Формы работы с родителями:Заседание Совета профилактики с участием специалистов ОДН, КДН. Родительские собрания «Воспитываем вместе успешного человека. Эффективное общение родителей с детьми», «Подросток и закон»: взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и вредных привычек . Родительский всеобуч «Родительский урок» по темам «Семья и закон», «Насилие в семье, соблюдение законодательства УК РФ».Посещения на дому учащихся, состоящих на ВШУ, учете в ОДН, КДН, неблагополучных семей, опекаемых.

Вопрос: Какая работа проводится с педагогическим коллективом школы?

Ответ: Главная цель такого профессионального сотрудничества – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

Формами работы с педагогами используемые в школе:

- беседы с классными руководителями;

- консультирование; тренинги;

- развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.;

- создание условий для обмена учителей опытом работы;

Вопрос: Насколько эффективна система профилактики правонарушений несовершеннолетних и результативности проводимых мероприятий педагогическим коллективом?

Ответ: Итогом профилактической работы является:снижение числа учащихся, находящихся на контроле в КДН,на внутришкольном учете.

Вопрос: Есть ли проблемы в профилактической работе?

Ответ: Да необходимо   усилить  роли  взаимного сотрудничества школы и социума.

 Приложение 6.

Сценарий правовой игры «Правонарушения и подростки».

Сегодня мы проведем для вас правовую игру на тему «Правонарушения и подростки», посвящённую правовому статусу подростка, его правам и обязанностям.

Мы решили познакомить вас с ответственностью, которая наступает в подростковом возрасте, возможно, это изменит ваше отношение не только к себе, но и окружающим вас людям.

Задание №1. «Права и обязанности»

Знание прав и обязанностей является необходимостью для каждого гражданина страны. Что же такое права и обязанности? В чём их различие?

Проведём небольшую разминку. Вам нужно распределить в две колонки права и обязанность школьников.

Бесплатное образование;

Удобное рабочее место;

Посещение предусмотренных  учебным планом учебных занятий;

Защита личной собственности;

Выполнение заданий, данных учителем  в рамках образовательной программы;

Не создавать препятствий для получения образования другими учащимися;

Соблюдение  технику безопасности;

Защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

Охрана жизни и здоровья;

Беречь школьное имущество.

(Права: 1; 2; 4; 8; 9  Обязанности: 3; 5;6;7; 10)

Таким образом, права – совокупность норм, закрепляющих возможность совершения определённых действий, а обязанности – это мера общественно необходимого поведения граждан. Можно сказать, что обязанности – это ответственность одного человека перед другим, гарантия соблюдения не только своих прав, но и прав окружающих.

Задание №2. «Иллюстрированная Конвенция»

Ответьте на вопрос: «Знаете ли вы, где ребёнок или подросток может узнать и прочитать о своих правах?»

«Конвенция о правах ребёнка», принятая в 1989 году, является основным источником прав несовершеннолетних. Но, так как это официальный международный документ, который  может показаться трудным для прочтения, мы предлагаем его проиллюстрировать.

Перед вами выдержки из Конвенции и картинки. Вам нужно соотнести их друг с другом, оформить в виде  плаката, затем  представить свою работу классу.

Задание №3 «Юные юристы»

Помимо прав и обязанностей, существует такое понятие как «ответственность». Зачастую, ребята, совершая тот или иной проступок, попросту не задумываются о последствиях: будь то ответственность за содеянное или нанесённый человеку вред. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свою поступки и действия, противоречащие закону. Предлагаем попробовать себя в роли  юристов и с помощью кодексов  дать юридическую оценку проблемам, которые случаются с учениками гимназии.

Используя кодексы, найти ответы на вопросы.

Вопрос

Ответ

1.С какого возраста наступает уголовная ответственность?

(Найдите ответ в статье 20 Уголовного кодекса РФ)

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени

совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления

четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности

за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

2.Какое наказание предусматривается за осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества в общественном транспорте или в иных общественных местах?

(Найдите ответ в статье  214.1 Уголовного кодекса РФ)

Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере

заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев,

либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов,

либо исправительными работами на срок до одного года,

либо арестом на срок до трех месяцев.

3.Что означает понятие «оскорбление» в юридической практике?

(Найдите ответ в статье  5.61 Кодекса об административных правонарушениях РФ)

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица,

выраженное в неприличной форме

4.С какого возраста  наступает административная ответственность?

(Найдите ответ в  ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ)

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее

к моменту совершения административного правонарушения возраста

шестнадцати лет.

5.Какие виды наказаний могут применены к несовершеннолетнему, совершившему уголовное преступление?

(Найдите ответ в статье 88 Уголовного кодекса РФ)

а) штраф;

б)лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е)лишение свободы на определенный срок.

6.Какое наказание следует за нарушение неприкосновенности частной жизни (съёмка без разрешения, сбор личной информации о человеке без его разрешения)?

 (Найдите ответ в статье 137 Уголовного кодекса РФ)

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в

размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период

до восемнадцати месяцев,

либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов,

либо исправительными работами на срок до одного года,

либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.

7.Является ли действительной сделка (купля -продажа товара), совершённая несовершеннолетними?

 (Найдите ответ в статье  175 Гражданского кодекса РФ)

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей

статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей,

усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также

при ее последующем письменном одобрении его родителями,

усыновителями или попечителем.

8.Какое наказание предусмотрено за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. (Найдите ответ в статье 20.55 Кодекса об административных правонарушениях РФ)

наложение административного штрафа на родителей или иных законных

представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот

до двух тысяч рублей

9.Какое наказание предусмотрено законодательством РФ за курение в общественных местах? (Найдите ответ в статье 6.24.1,2 Кодекса об административных правонарушениях РФ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере

от пятисот до одной тысячи пятисот рублей;

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере

от двух тысяч до трех тысяч рублей.

10.Какие деяния в соответствии с законодательством РФ квалифицируются как «Мелкое хулиганство»? Какое наказание предусмотрено за данное правонарушение? (Найдите ответ в статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ)

мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка,

выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся

нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным

приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением

чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот

до одной тысячи рублей или административный арест на срок до

пятнадцати суток.

11.Какое наказание может понести человек, совершивший тайное хищение чужого имущества? (Найдите ответ в статье 158 Уголовного кодекса РФ)

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или

в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот

шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года,

либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными

работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев,

либо лишением свободы на срок до двух лет.

12.Какие действия против жизни и здоровья человека квалифицируются как «Побои»? (Найдите ответ в статье 116 Уголовного кодекса РФ)

Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль,

но не повлекшие последствий, . совершенные из хулиганских побуждений,

а равно по мотивам политической, идеологической, расовой,

национальной или религиозной ненависти или вражды либо по

мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной

группы

13.Кто несет имущественную ответственность за вред, причиненный подростком, не достигшим 14 лет?

(Найдите ответ в статье 1073 Гражданского кодекса РФ)

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим

четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители

(усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник

не по их вине.

14.Кто несет имущественную ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним  с 14 до 18 лет? (Найдите ответ в статье 1074 Гражданского кодекса РФ)

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих

основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от

четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества,

достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью

или в недостающей части его родителями (усыновителями)

или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

«Квалифицируйте правонарушение»

В первом столбце перечислены правонарушения, которые часто совершают подростки,необходимо подобрать  юридические названия этим правонарушениям

Правонарушения

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями: «Спартак – чемпион!»

Вандализм

Михаил отвлекал продавца вопросами, а Никита, открыв холодильную камеру, взял мороженое и, не заплатив, вышел.

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться».

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Восьмиклассник Николай заставлял первоклассников отдавать ему карманные деньги.

Вымогательство

Виктор приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Андрей  отобрал у Кости мобильный телефон.

Грабеж

Таким образом, вы удостоверились, что за самое безобидное на первый взгляд действие, даже шуточное, может следовать ответственность, которую, порой, понесёте не вы, а ваши родители. В первую очередь мы просим вас думать не только о себе, но и своих родных и окружающих людях, ведь участником возникающих правоотношений являетесь не только вы, но и другая сторона, которая не всегда готова мирно уладить конфликт.

Задание № 4. «Правовые ребусы и пословицы».

Все мы знаем множество пословиц, в которых содержится народная мудрость. Мы вам предлагаем познакомиться с такими пословицами, в которых можно найти «правовую» мудрость. Каждая команда должна собрать оторванные друг от друга начало и конец пословицы.

За худые слова летит и голова.

Права влекут за собой и обязанности.

Кто в чем сплошает, за то и отвечает.

Чего недосмотришь, за то и ответишь.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Незнание ответственности не снимает.

Трус  всегда стремится переложить ответственность на кого-нибудь другого.

Человек становится взрослым и самостоятельным, когда начинает сам принимать решения и чувствовать за них ответственность.

Совершённый поступок на тебе же отзовётся;вверх брошенный  камень на  голову упадёт.

Соображай поступки свои с последствиями.

Также каждая команда получает второе задание – ребус, в котором зашифровано слово, связанное с темой нашего урока.

Подводя итог,  хотелось бы сказать, что тема, которая стала поводом для нашей игры, является достаточно важной и необходимой для понимания. Ответственность – это то, что будет сопровождать вас всю жизнь, и мы надеемся, что вы не будете забывать о ней, следовать не только своим желаниям, но и закону, который служит для контроля за поведением в обществе. Нашу  встречу  мы  хотим завершить анкетой, в которой просим вас высказать своё мнение о проведённой игре.

Продолжите фразы

Я узнал(а) для себя_____________________________________________________________________

Я понял (а), что ________________________________________________________________________

Я задумался (лась)  о ___________________________________________________________________

Просмотров работы: 22564