Введение
Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, который сопровождает человека всю жизнь. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».
Актуальность темы обусловлена тем, что нет такого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системы правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и обязанностей, необходимых для общества.
Гипотеза проекта заключается в том, что социальный контроль противостоит девиантному поведению. Законопослушному поведению следует обучать. При правильной социализации человек не будет совершать противоправные действия. Внутренний самоконтроль, при правильной социализации, работает эффективнее внешнего контроля.
Целью моего проекта является изучение темы «Социальный контроль».
Для достижения цели вытекает ряд задач:
определить понятия социального контроля
ознакомиться с формами социального контроля
изучить функции социального контроля.
Глава I. Теоретические основы социального контроля
1.1. Развитие представлений о социальном управлении и контроле. Характерной особенностью современного этапа развития общества является многообразие, многосторонность связей любого отдельного субъекта, а потому знать о выполнении им своих функций и корректировать его действия по реализации предписанных ему целей и задач невозможно, если не использовать управление и контроль. Социальный контроль как одно из проявлений общественных отношений занимает важное место в жизни человеческого сообщества. Как элемент социальной реальности социальный контроль является неотъемлемым условием существования любой социальной системы. Социальное управление и контроль являются необходимым условием существования любого общества. Обусловлено это наличием разнообразных потребностей и интересов у всех участников социальных отношений. Невозможность удовлетворения потребностей любого из них способно вывестиобщество из состояния равновесия и привести к нежелательным последствиям. Потребности и интересы разных участников социальных отношений могут, как совпадать, так и не совпадать, но в любом случае необходимо существование эффективного средства, способного наиболее оптимально организовывать их реализацию. Таким средством являются социальное управление и контроль, привносящие в любое общество элементы организованности. Теоретические предпосылки становления теории социального управления и контроля можно обнаружить еще в работах мыслителей античности. Одним из первых проблему социального управления затронул древнегреческий философ Платон в работе «Государство». Рассматривая социальное управление как искусство и деятельность одновременно, он выделил специальное сословие (философов-правителей), в функции которых входило осуществления управления обществом и государством. Таким образом, он обозначил субъект социального управления и контроля, интересы которого отличны от интересов объекта (подчиненных)1. Кроме того, Платон утверждал о необходимости учета интересов субъекта, посредством предоставления ему вознаграждения и почестей. В свою очередь Аристотель рассматривал социальное управление как средство, способное обеспечить благополучие всех граждан государства. Это достигается, в том числе за счет того, что все участвуют в управлении – «правят все». Вместе с тем, Аристотель видел плюсы и в том, если бы правители были несменяемы. Однако, он признавал, что на практике этого принципа сложно придерживаться, поскольку «с одной стороны, все по природе своей равны, с другой – и справедливость требует, чтобы в управлении – есть ли управление нечто хорошее или плохое – все принимали участие»2 Поэтому «спасительным» в делах управления государством является «принцип взаимного воздаяния»3, когда поочередно «одни властвуют, другие подчиняются». Китайский философ Конфуций в VI-V вв. до н. э. рассматривал человека как члена общества, уподобляя государство большой семье. Он предложил использовать моральные нормы в качестве механизма социального управления, а также выдвинул тезис, согласно которому процесс социального управления должен быть осознанным и тщательно подготовленным актом. Основными методами социального контроля были провозглашены поощрения и наказания, причем подразумевалось, что наказания должны превалировать над поощрениями. Помимо конфуцианского представления об идеализированном обществе как о единой семье во главе с правителем, сформировавшееся учение содержало в себе три основных принципа социального управления:1) принцип управления с помощью законов и предписаний (фа); 2) принцип власти, силы и авторитета (ши); 3) принцип метода, искусства властвования (шу). В эпоху средневековья развитие взглядов на сущность и содержание процесса социального управления не выходило, как правило, за рамки религиозного мировоззрения. Мыслители Нового времени активно разрабатывали теорию общественного договора, которая дает представление о социальном управлении и контроле как о необходимом условии установления гражданского состояния. Одним из первых эту теорию разрабатывал Т. Гоббс. Разделив всю историю существования человеческого рода на два периода – «естественное состояние» и «гражданское состояние», первое он характеризовал наличием у человека «права на все». Однако реализация этого права неминуемо приводит к «войне всех против всех»4, поскольку носителем такого права является каждый человек в естественном состоянии, и ставит под угрозу жизнь самого человека. Устранение такого невыгодного положения возможно лишь с установлением «гражданского состояния». Установление «гражданского состояния», по Гоббсу, связано с функционированием механизма социального контроля. Его действие начинается с заключения общественного договора между субъектом и объектом социального контроля, в основе которого лежит процесс отчуждения части естественных прав человека. В концепции Гоббса люди добровольно идут на ограничение своей свободы и отчуждение части своих прав (из дальнейшего изложения концепции становится ясно, что это право «устанавливать, справедливы или несправедливы повеления царей»1, право различать «добро и зло, справедливое и несправедливое, честное и бесчестное», наказывать себе подобных и др.) в пользу верховного правителя в надежде обрести мир и безопасность или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Таким образом, социальный контроль как универсальная форма общечеловеческого контроля присуща любому типу общества.
1. 2. Понятие и типы социального контроля.
Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.
В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п. В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей. Социальный контроль механизм регулирования отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Главная проблема социального контроля - формирование условий для устойчивости той или иной социальной организации, сохранение социальной стабильности и в то же время для благоприятных изменений. Это требует от контроля широкой гибкости. Термин социальный контроль введен французским социологом Г. Тардом (1843-1904) и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальной жизни, т.е. соответствующему нормам общества поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание и в современной социологии понимается как целенаправленное влияние общества на индивидов с целью упорядочивания их поведения. Иными словами, социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.
Основной функцией социального контроля является постоянное воспроизводство господствующих в обществе (общности, организации) социальных отношений. Фактически эта важнейшая социальная функция расщепляется на три отдельные социальные функции:
регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;
охранительную — социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким, безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;
стабилизирующую — социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.
Жизнь человека, его социализация протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой товарищей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Социальный прогресс в развитии общества базируется на изменениях, инновациях, привнесениях нового, но невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - моральные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика общественных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом, социализация, формируя наши желания, привычки и обычаи, представляет собой одним из главных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает сложности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как осуществлять себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации.
Социологи выделяют 4 типа социального контроля: 1) Внутренний - форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
2) Внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
3) Неформальный - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.
4) Формальный - основан на поддержке действующих социальных.
Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.
Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.
Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.
Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.
Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение. Воля - свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками.
1.3. Элементы социального контроля
Социальный контроль помогает сохранить социальные отношения и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка. В социальный контроль входят два ключевых элемента – это нормы и санкции. Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей , рабочие коллективы , семьи, спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами ", а не" групповыми привычками". К "общим правилам" относятся обычаи, традиции, нравы , законы , этикет , манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе .
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции .
Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы - это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок .
Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции . Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм . Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Существует четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю
Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций .
Формальные позитивные санкции -публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.
Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями, лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.
Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья, анонимка.
1.4. Функции и методы социального контроля
Функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля. В нее входят три социальной функции: Регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества - совокупность процессов, направляющих, ограничивающих и определяющих форму реализации внутреннего потенциала и сформированного опыта активности организма или группы организмов в конкретных условиях жизнедеятельности.
Охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким, безусловно, значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты.
Стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка. Современный человек вписан в систему многостороннего социального контроля, осуществляемого со стороны различных институтов общества. Внешний круг - это политико-юридическая система в лице государства, которому индивид обязан подчиняться в том, что касается формально-правовой стороны его жизнедеятельности: ему приходится платить налоги, служить в армии, соблюдать законы и многочисленные предписания.
Второй круг - это общественная мораль, обычаи и нравы. Несмотря на то, что нарушение моральных норм, пренебрежение обычаями и традициями, неуважение к общественному мнению не наказывается жесткими санкциями, подобными тюремному заключению или штрафу, контроль, осуществляемый обществом на этом уровне, достаточно ощутим для индивида, поскольку потеря репутации, превращение в социального аутсайдера тяжело переносятся и, как правило, все стараются не доводить до применения к ним подобных санкций.
Ближе к индивиду расположены малые круги, соответствующие давлению, которое оказывают на него работа, - коллеги, начальник, производственные обязанности, неформальная окружающая среда, наконец, самый близкий и наиболее тесно сжимающий его круг, который образует семья и частная жизнь. Круг общения контролирует индивида в том, что касается прилюдной стороны его быта. Он диктует ему, каковы должны быть стиль его одежды, манеры, речь, политические взгляды, отношение к религии, уровень общеобразовательной культуры и необходимой эрудиции. Если человек не будет соответствовать требованиям этого круга, он может постепенно "утратить респектабельность", и общения с ним будут избегать. Власть общественного мнения очень велика, и чем выше статус самой среды, тем выше требования, которые она предъявляет.
Семья, родственники и близкие друзья, составляющие самый близкий круг, оказывают на человека большее воздействие. Дело в том, что семейные, интимные отношения и связи психологически обладают гораздо большей значимостью для индивида, чем его внешние, социальные и профессиональные, связи. Это сфера, в которой человек непосредственно ощущает себя счастливым или несчастным. Неприятности в семье, ухудшение отношений с женой и тем более развод отзываются на внутреннем состоянии человека сильнее, чем какие бы то ни было иные неприятности. А благополучие и взаимопонимание в семье могут сделать его счастливым, несмотря на бедность или низкий социальный статус.
Методы контроля разделяется по типу применяемых санкций, и бывают мягкими и жесткими, прямыми и косвенными. Прямой контроль осуществляется посредством направленного давления со стороны института, установившего нормы, а косвенный - со стороны другого института. Примеры:1) Если ученику за невыученный урок в школе ставят двойку, это прямой контроль, а когда его наказывают за это родители, это контроль косвенный. 2) Когда преступника присуждают к определенному наказанию в соответствии с уголовным кодексом, это прямой контроль, а когда о совершенном им преступлении пишут газеты, это контроль косвенный. Существуют три метода социального контроля:
Изоляция - установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.
Обособление - ограничение контактов человека с другими людьми, но не полная его изоляция от общества. Такой подход допускает исправление индивидов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.
Реабилитация - процесс, в ходе которого индивиды могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.
Способы реализации социального контроля в группе и обществе:
– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);
– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);
– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).
Глава II. Исследовательская часть
Изучив теоретический материал по теме «Социальный контроль», я решила познакомиться, как в материалах СМИ рассматривается данная тема, взять интервью у компетентных людей, провести анкетирование среди одноклассников. В итоге моего исследования я узнала, что проблема социального контроля регулярно затрагивается в СМИ, чаще всего публикуются статьи о формальных положительных и негативных санкциях (Приложение).
В итоге интервьюирования узнала, что в школе осуществляется внешний контроль за поведением учащихся со стороны классных руководителей, администрации, социального педагога. Так, например, целью деятельности социального педагога является не только контроль, но и социальная адаптация личности ребенка в обществе, и профилактика социального сиротства, правонарушений среди несовершеннолетних. Так же в функции социального педагога входит предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость, профилактика суицидального поведения среди подростков, воспитание уважение к закону, нормам коллективной жизни. Социальный педагог Григорова О.Ф. считает, что контролирующая функция и проведение профилактической работы с учащимися, состоящими на учете в школе, способствует повышению уровня правовой культуры учащихся и родителей. Контроль за поведением детей склонных к правонарушениям и организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска» способствуют пропаганде здорового образа жизни. Выясняя, каким образом, осуществляется данный контроль, я узнала, что изучаются условия развития ребенка в семье, в школе, определяется уровень его личностного развития, психологического и физического состояния. Также выявляются учащиеся, нуждающиеся в социальной защите, затем создается банк данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях.
Проводя данный вид внешнего контроля, школа контактирует с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
Из Интервью с представителем ПДН я узнала, что целью их контроля является раннее выявление семей и учащихся, попавших в сложную жизненную ситуацию с целью оказания всесторонней помощи, предотвращение преступлений, т. е. недопущение совершения преступлений на стадии их планирования и подготовки. Кроме контрольной функции проводится большая работа по пропаганде правовых знаний в образовательных учреждениях района, а также разъяснительные беседы о вреде употребления наркотических средств. Осуществляя контроль и профилактику правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних ПДН находится в тесном контакте с членами районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с органами опеки, управления образования, социально-реабилитационным центром села Зензели, с сотрудниками других подразделений ОМВД.
Из интервью с заместителем директора по ВР Покусаевой Е.В. также узнала, что школа является учреждением, осуществляющим внешний контроль за поведением учащихся, их семьями. Также в школе в процессе воспитательной работы, проводимых мероприятий, у учащихся воспитывается и им разъясняется роль внутреннего контроля.
Проведя анализ анкет одноклассников, получила следующие результаты: На вопрос нужен ли социальный контроль сегодня? Ответы распределились следующим образом: да-50% респондентов, нет ответили -20%, затрудняюсь-30% опрошенных. По второму вопросу «Является ли социальный контроль выразителем «Совести общества»? Ответы распределились так: 60 % ответили-да, нет ответили-30%, затрудняюсь-10%. На вопрос «Какой контроль более действенный» ответы распределились так: внутренний - 45%,внешний-55%. На четвертый вопрос «Знаете ли вы, кто осуществляет формальный социальный контроль», да ответили-70%, нет 30 %. На вопрос «Знаете ли вы что такое санкции, и какие они бывают» да ответили – 60%, нет-40%.
Заключение
Роль социального контроля в обществе огромна. Без него мы бы не смогли чувствовать себя безопасно и так стремительно развиваться. Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает своё поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.
В итоге своего проекта я решила разработать памятку и буклет, чтобы раздать их учащимся школы для того чтобы познакомить их с нормами, которые существуют в обществе и санкциями поощрения и наказания в случае выполнения или нарушения норм.
Список использованных источников и литературы
1. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления / С.С. Андреев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 1. – С. 80-96. 2. Аристотель. Политика / Аристотель. – М.: АСТ, 2002. – 393с. 3. Бакиров В.С. Социальный контроль как регулятор общественных отношений. Автореф. канд. дис. / В.С. Бакиров. Харьков, 1976. – С. 24. 4. Буйвол Б.А. Социальный контроль и его воздействие на поведение людей. Автореферат канд. дис. / Б.А. Буйвол. – Киев, 1973. – С. 20. 5. Гилинский Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление / Я.И. Гилинский // Человек и общество. – Л., 1971. – Вып. 8. – С. 113-118. 6. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1. / Т. Гоббс. – М.: Мысль, 1964. – 583 с. 7. Кочерин Е.А. Контроль как функция управления /// Человек и общество. – Л., 2010. – Вып. 9. – С. 100-115. 8. Смольков В.Г. Социальный контроль / В.Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 193-204. 9. Социальный контроль над девиантностью / Ред. Я. Гилинский. – СПб.: Питер, 1998. – 346 с. 10. Яковлев А.М. Социальный контроль в изменяющемся мире– М.: Наука, 1978. – Гл. 6 (2). – С. 357-373. |
Приложение 1
Текст: Педагогические вести и юридический факультет РГПУ им. А.И. Герцена
|
Конференция продолжает сложившуюся многолетнюю практику ежегодных криминологических семинаров (конференций) стран Балтийского региона, организуемых с 1987 г. поочередно в Эстонии, Латвии, Литве и Ленинграде / Санкт-Петербурге. 21–22 июня очередная конференция проходит на базе Герценовского университета. Тема XXXII Международной Балтийской криминологической конференции обусловлена актуальностью проблем социального контроля над преступностью в современном мире. В работе конференции принимают участие криминологи Эстонии, Латвии, Литвы и России. Кроме того, своим мнением в рамках обсуждения делятся специалисты из Польши, Германии, Чехии, Беларуси, Гонконга и Израиля. Первый день мероприятия был посвящен обсуждению теоретических и практических вопросов социального контроля в контексте современного общества, новых технологий и направлений в развитии криминологии, исследовательских проблем системы наказания и девиантного поведения. Все выступления сопровождались активными научными дискуссиями.Организаторы конференции уверены, что в современных непростых условиях объединение усилий ученых-криминологов различных стран будет способствовать как развитию криминологической науки, так и укреплению мирных дружественных международных отношений. В выступлениях и дискуссиях участники не раз подчеркивали, что результаты криминологических исследований должны обязательно учитываться при законодательных и политических решениях, а подобные международные форумы позволяют объединить усилия и обменяться опытом.
Приложение 1
Приложение 1
Приложение 1
Приложение 1
Приложение 2.
Социологический опрос учащихся
Ребята, предлагаем вам ответить на ряд вопросов анонимно!
1.Нужен ли социальный контроль сегодня?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
2. Является ли социальный контроль выразителем «Совести общества»?
А) да б) нет в) затрудняюсь ответить
3.Какой контроль более действенный
А) внутренний б) внешний
4. Знаете ли вы, кто осуществляет формальный социальный контроль?
А) да б) нет в) затрудняюсь ответить
5.Знаете ли вы что такое санкции, и какие они бывают?
А) да б) нет в) затрудняюсь ответить
П риложение 3
Интервью с социальным педагогом
МКОУ « Лиманская СОШ №1»
Григоровой О.Ф.
Вопрос: Ольга Федоровна, какую контролирующую функцию вы выполняете в школе?
Ответ: Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе и профилактика социального сиротства, правонарушений среди несовершеннолетних. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость, профилактика суицидального поведения среди подростков. Воспитание уважение к закону, нормам коллективной жизни.
Вопрос: Ольга Федоровна, как Вы считаете, контроль и профилактическая работа способствуют уменьшению девиаций в поведении учащихся?
Ответ: проведение профилактической работы с учащимися, состоящими на учете в школе, способствует повышению уровня правовой культуры учащихся и родителей. Контроль за поведением детей склонных к правонарушениям и организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска» способствуют пропаганде здорового образа жизни.
Вопрос: Каким образом осуществляется контроль школы за детьми с девиантным поведением?
Ответ: Изучаются условия развития ребенка в семье, в школе, определяется уровень его личностного развития, психологического и физического состояния. Выявляются учащиеся, нуждающиеся в социальной защите. Создается банк данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях.
Вопрос: С какими органами контактирует школа в осуществлении контроля за детьми « группы риска»?
Ответ: Контакт осуществляется с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
Приложение 4
Интервью с инспектором ПДН МВД
по Лиманскому району
лейтенантом полиции
Сычевой С.А.
Вопрос: Цель Вашей контролирующей функции касающейся учащихся и их семей?
Ответ: Целью является раннее выявление семей и учащихся, попавших в сложную жизненную ситуацию с целью оказания всесторонней помощи. Предотвращение преступлений, т. е. недопущение совершения преступлений на стадии их планирования и подготовки. Еще одно направление деятельности по предупреждению преступности – пресечение совершаемых преступлений, т. е. недопущение дальнейшего преступного поведения.
Вопрос: Вы занимаетесь только контролирующей деятельностью?
Ответ: Конечно, нет, совместно с общественным советом поселка проводится большая работа по пропаганде правовых знаний в образовательных учреждениях района, а также разъяснительные беседы о вреде употребления наркотических средств.
Вопрос: С кем вы сотрудничаете в своей работе по контролю за противоправным поведением учащихся?
Ответ: Осуществляя контроль и профилактику правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних мы находимся в тесном контакте с членами районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с органами опеки, управления образования, социально-реабилитационным центром села Зензели и, конечно же, с сотрудниками других подразделений ОМВД.
Приложение 5
Интервью с заместителем
директора по ВР
Покусаевой Е.В.
Вопрос: В школе осуществляется контроль за правильным выполнением общественных норм?
Ответ: Школа является учреждением, осуществляющим внешний контроль за поведением учащихся, их семьями. Также в школе в процессе воспитательной работы, проводимых мероприятий, у учащихся воспитывается и им разъясняется роль внутреннего контроля. В школе формируются социальные нормы и правила поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому создается определенный уклад норм школьной жизни; мы помогаем школьникам узнать свои права, и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; также школа должна помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами; воспитать навыки правовой культуры.
Вопрос: Какая работа проводится в рамках социального контроля в школе?
Ответ: Можно выделить следующие направления действия:
1.Диагностическая деятельность
— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
— определение мотивов поведения и общения;
2. Индивидуально-коррекционная работа
— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;
— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
3.Работа с семьей
— изучение социального положения ребенка в семье;
— выступление учителей на родительских собраниях;
— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;
— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
5.Информационная, организационно-методическая деятельность
— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;
— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;
— разработка материалов в помощь классному руководителю;
— составление психолого-педагогической характеристики класса;
— организация выставок литературы, плакатов;
6.Правовое просвещение учащихся
— изучение и обсуждение Правил для учащихся;
— изучение Закона «О правах ребенка»;
— изучение Уголовного кодекса РБ об ответственности несовершеннолетних;
— организация встреч с работниками ОВД, ИДН;
— проведение месячника правовых знаний;
— проведение тематических кинолекториев;
— проведение диспутов, конференций.
1Платон. Собрание сочинений в 3-х т. Т.3 (1). – М.: Мысль, 1971. – С. 346-347. 13.
2Аристотель Политика. – М.: АСТ, 2002. – С. 51. 3. Там же. – С. 50. 4. Там же. – С. 51.
3Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собрание трудов. – М.: Вост. лит., 1999. – С. 25. 14 .
4Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1964. – С. 293. 11 Там же. – С.289. 12 Там же. – С.370. 13