Финансовая грамотность в школе

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Финансовая грамотность в школе

Искандаров Р.В. 1Тастемиров Н.Е. 2Пивненко Е.Д. 1Чинакаева П.К. 1
1МБОУ г. Астрахани "СОШ №29"
2МБОУ г. Астрахани «СОШ № 29»
Рябина А.В. 1
1МБОУ г. Астрахани «СОШ № 29»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Введение

“Однажды я встретил у входа в подъезд своего соседа Николая. Я знаю, что он зарабатывает немного и его семья (жена и ребенок) еле сводит концы с концами.

«Как дела?» - спросил я у него.

«Неважнецки. Не знаю, как дотянуть до зарплаты».

«А если бы ты получал в пять раз больше, как наш сосед Петя, решил бы все свои проблемы?» - спросил я.

«Еще бы!!! Решил бы. И не только свои, а еще бы и родственникам
помог».

Буквально в тот же день я встретил соседа Петю, который живет этажом выше. У него такая же семья, но заработок в пять раз выше, чем у Николая. Первое, что он мне сказал при встрече, было следующее: «Как жить-то тяжко. Денег не хватает катастрофически. Не знаю, как дотянуть до следующего месяца».

«А представляешь, как живет Николай со своей зарплатой в пять
раз меньшей, чем у тебя?»

«Честно говоря, не представляю», – ответил Петр.”

Прочитав данный рассказ на просторах интернета, мы задумались, действительно ли дело в сумме заработной платы? Или же просто далеко не каждый человек умеет грамотно обращаться с деньгами? Если человек не контролирует свои деньги, свои денежные потоки, финансовые проблемы будут преследовать его всегда, независимо от уровня дохода - это аксиома. Если вы считаете, что с увеличением дохода в 2, 3, 10 раз вы сможете разрешить все свои финансовые проблемы, - это глубокое заблуждение. Вы не только их не решите, но можете усугубить, потому что при большем доходе люди склонны брать на себя большие обязательства и, соответственно, риски.

Почему финансовые проблемы возникают почти у всех людей? Людей с совершенно разным достатком? Из-за невежества в сфере экономики и денег, люди часто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. К тому же нашей финансовой безграмотностью часто пользуются другие люди, что приводит к печальным последствиям. Именно по этим двум причинам стоит задуматься, а знают ли люди свои финансовые права? Понимают ли они, сколько вокруг нас мошенников желающих завладеть нашими деньгами?

Умение много зарабатывать вовсе не означает безбедную жизнь, ведь если человек зарабатывает деньги только при помощи определенных умений (музыкальное, медицинское образование), то этого недостаточно. Умение управлять заработанными деньгами требует совершенно новых навыков и знаний - и именно оно способно привести нас к финансовой независимости. Нас практически не учат управлению личными деньгами в школе и даже в университете – и это самое большое упущение, как для любого государства, так и для нас с вами.

С денежными вопросами мы сталкиваемся по несколько раз в день и при этом совершенно не понимаем, что же такое деньги и как стать финансово состоятельным человеком. Как защитить свои экономические права?

Что включает в себя понятие финансовой грамотности? Финансовая грамотность – это совокупность знаний и навыков в области финансов, которая позволяет нам правильно распоряжаться бюджетом, грамотно вкладывать деньги. Это умение правильно пользоваться предлагаемыми финансовыми инструментами и услугами, а, главное, осознавать все риски и последствия нашего экономического поведения и быть готовым принять на себя ответственность за принимаемые решения.

Выбранная тема является актуальной, потому что в России финансовая грамотность находится на низком уровне. Согласно результатам опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июне 2018 года, несмотря на то, что самооценка финансовой грамотности возросла, финансовая дисциплина, наоборот, медленно падает. Только каждая пятая семья, всего 20% опрошенных, ведут письменный учет доходов и расходов, и только 7% из них фиксируют все поступления и траты. Также выросла доля тех, кто сообщил, что в их семьях не ведется подобного учета и неизвестно, сколько денег тратится. В 2018 так ответили 22%, по сравнению с 15% опрошенных – в 2016 году.

Почему важно быть финансово грамотным? Финансовая грамотность — это необходимое условие для обеспечения личной финансовой безопасности и благополучия. Данное исследование, думаю, поможет осознать, что чем больше мы знаем о финансовых правах, об экономической ситуации в стране и мире, чем лучше ориентируемся в предлагаемых банковских услугах, тем больше у нас шансов не только не потерять деньги, но и правильно вложить их, тем самым приумножив наши сбережения.

Ведение учета расходов и доходов, умение правильно распределять и планировать бюджет, дает нам наиболее реальную картину нашего экономического положения – это первый шаг к экономии. Финансовые знания также уменьшают риски стать жертвой мошенников, так как в большинстве случаев они пользуются безграмотностью своих жертв.

Цель работы: повысить уровень финансовой грамотности среди учеников 8-11 классов МБОУ г. Астрахани «СОШ №29».

Задачи:

– изучить нормативно-правовые документы;

– проанализировать источники СМИ по данной теме;

– провести анкетирование учащихся 8-11 классов;

– провести деловые игры и мастер-классы с целью повышения уровня финансовой грамотности обучающихся.

Объект исследования: уровень финансовой грамотности у школьников 8-11 классов.

Методы исследования:

– анкетирование;

– анализ источников и статистических данных;

– проведение мастер-классов и деловых игр;

– обобщение результатов.

Гипотеза: если проводить мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности со школьниками, то они станут более подготовленными ко взрослой жизни, где мы сталкиваемся с различными экономическими вопросами.

I Основная часть. Внедрение курса финансовой грамотности в нашей стране

Очень популярно стало в настоящее время развитие финансового образования школьников, так как в ближайшем будущем именно им предстоит совершенствовать финансовую систему страны. Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы1.

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Основы финансовой грамотности при подготовке к ГИА» имеет естественно – научную направленность.

Программа разработана в соответствии с:

1.Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-Ф3;

2.Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 –р);

3.Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

В нашей стране проводится множество мероприятий по повышению уровня финансовых знаний, например проведение курсов по финансовой грамотности в РФ:

В 2015/2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской областью апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

В нашей стране также проводится неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Так с 17 апреля по всей стране – от Калининграда до Владивостока – стартует Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Это ежегодная серия информационно-просветительских мероприятий, цель которых – привлечь внимание молодежи, детей и их родителей к вопросам разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным сбережениям.

Как отметила координатор программы по финансовой грамотности Алена Бушмина: «Очень приятно, что у молодежи растет интерес к теме финансов. С каждым годом ребята все активнее принимают участие в мероприятиях Недели. Надеюсь, что такие акции помогут им в будущем аккуратнее относиться к собственным деньгам. Мы уверены, что мероприятия Недели приносят реальную пользу, и продолжим проводить образовательные мероприятия в регионе».

Неделя организована в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»2‎. Генеральными партнерами последней V Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи выступили: ПАО «Сбербанк», ПАО «Почта Банк», ПАО «Росбанк», МТС Банк, САО «ВСК», ПАО КБ «Центр Инвест Банк».

В Астрахани с 17 по 23 апреля 2019 года проводилась неделя финансовой грамотности. Семейный финансовый фестиваль - это первое в Астрахани образовательное мероприятие по финансовой грамотности с элементами игр, в развлекательной форме участники смогли познакомиться с управлением финансами.

На фестивале были проведены различные мастер-классы для детей, настольные экономические игры, интеллектуальные игры, лекции по финансовой грамотности, выставка музея денег, благотворительные и эко-проекты, концертная программа, вручение призов за конкурс рисунка и розыгрыш подарков среди участников. В 2020 году данная неделя проходила в онлайн-формате.

В 2016\2017 учебном году в рамках проекта Минфина России было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах. Они обучались на 72-часовых программах повышения квалификации, по окончании которых могут вести занятия по финансовой грамотности в школах и техникумах.

В 2017\2018 учебном году к проекту присоединились еще 26 регионов. Таким образом, охвачен 41 регион, где проживает более двух третей населения России. Будут открываться не только региональные центры, но и «хабы», обслуживающие сразу несколько близлежащих субъектов Федерации.

Реализация Стратегии повышения уровня финансовой грамотности в Российской Федерации до 2023 года стала одной из важных тем дискуссий на Московском финансовом форуме. Стратегия нацелена, в первую очередь, на формирование ответственного и грамотного финансового поведения граждан и должна способствовать повышению доверия населения к финансовой системе, росту долгосрочных сбережений, что, в свою очередь, благоприятным образом сказывается на развитии финансовых рынков и экономики в целом.

Среди ключевых результатов Проекта следует отметить создание системы внедрения финансовой грамотности в школы и вузы. В ближайшее время финансовую грамотность будут изучать в школах не только в форме отдельного курса внеурочной деятельности, но и как элемент обязательных предметов — математики, обществознания, литературы, права. К примеру, в этом учебном году финансовую грамотность будут изучать в каждой второй школе Томской области и Алтайского края.

Сообщество победителей конкурса «Лидеры России» клуб «Эльбрус» запустили 50 пилотных уроков финансовой грамотности в школах по всей России. В рамках проекта победители и финалисты конкурса «Лидеры России» рассказывают подросткам про формирование денежного потока, инвестиции в будущее, кредитную зависимость, личные накопления и траектории будущей жизни с помощью финансов. Школьники и Лидеры в режиме реального времени обсуждают современные приложения для смартфонов по учету личного бюджета, просматривают игровые ролики по финансовой грамотности и вместе проектируют бюджет в «блокноте-планировщике». Основная цель проекта – привить интерес школьников к финансовой грамотности, чтобы, впоследствии, дети могли самостоятельно изучать эту тему.

Особенно актуальна эта тема стала в этом году для 9-классников, так как в ОГЭ по обществознанию было введено новое задание по финансовой грамотности.

II Практическая часть

В начале своего исследования мы провели анонимное анкетирование для выявления уровня знаний школьников своих финансовых прав. Всего было опрошено 56 учащихся нашей школы, из них 35 – из 8-9 классов, 15– из 10-11 классов.

С понятием «финансовая грамотность» по данным опроса знакомы 63% учащихся. Большинство учеников (73%) не повышают свой уровень финансовой грамотности, потому что у них не хватает на это времени, 7% ответили, «что они и так все знают» и лишь 20% следят за уровнем своей финансовой грамотности, читают специализированную литературу, просматривают вебинары.

На вопрос «Какие вопросы Вас больше всего вас интересуют из курса финансовой грамотности?» большинство (56%) ответили – банковские услуги (кредиты, депозиты); 23% – выбрали тему «планирование личного бюджета»; 17% – фондовые рынки (акции, облигации, ПИФы и т.п.); 4%- ответили, что ничего из выше перечисленного их не интересует.

При ответе на следующий вопрос «Ведете ли вы письменный учет доходов и расходов?» – 23% опрошенных школьников написали, что ведут , 34% – занимаются этим периодически, остальные 43% – не ведут.

На вопрос «Сберегаете ли вы определенную денежную часть?» – 47% школьников ответили, что сберегают определенную денежную часть, остальные же 53% опрошенных – расходуют абсолютно все денежные средства.

На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой грамотности?» 89% учащихся ответили – «да».

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что проводить мероприятия по финансовой грамотности среди школьников необходимо как с целью всеобщего развития и популяризации знаний о финансах, так и для повышения уровня финансовой грамотности.

После изучения всех материалов, мы решили провести совместно со своими одноклассниками мероприятия по финансовой грамотности по сценариям консультационной компании ПАКК, которые были разработаны специально для школьников по заказу Министерства финансов РФ.

Первое мероприятие – мастер-классы «Кредиты и займы» для учащихся 9-х классов. Это одна из ключевых тем с точки зрения защиты прав потребителей финансовых услуг, так как именно при пользовании кредитами и займами возникает больше всего проблем среди российских граждан. Выбор кредита оказывается чаще всего очень эмоциональным и интуитивным процессом, а плана по его погашению может просто не быть. Поэтому эти мастер-классы являются необходимыми для формирования ответственного отношения к данным вопросам. Учебная цель – научить школьников выбирать наиболее оптимальный кредит, знать о своих правах и избегать неприятностей, связанных с возвратом кредита.

Для этого в ходе мероприятия решаются следующие задачи:

– познакомить участников с понятиями долг, кредит, полная стоимость кредита, кредитор, должник, поручитель, заемщик и со-заемщик, кредитная история, залог, микрозайм, микрофинансовая организация;

– сформировать понимание, когда можно и когда нельзя брать кредит;

– сформировать понимание, где лучше всего брать кредит;

– дать знания о правах и обязанностях заемщиков;

– дать знания о правилах поведения в ситуации, когда погашать кредит становится невозможно из-за чрезвычайной ситуации;

– дать знания о способах снижения стоимости кредита.

Ученикам понравился мастер-класс, ведь он был, как в игровой форме, так и в форме лекции. Ими были получены знания о кредитной системе: проведена беседа о том, что такое кредит, его достоинствах и недостатках, о видах кредита. Также были проведены лекции: лекция о правах заемщика, лекция о правилах поведения при потере платежеспособности, лекция о кредитном калькуляторе.

Также мы провели в нашей школе деловую игру «Отчаянные домохозяйства» для учащихся 8 классов. Это игра, в которой участники выступают в роли домохозяйств, взаимодействующих с разными инвестиционными компаниями.

Цель мероприятия – сформировать у участников установку на исключение участия в финансовых пирамидах.

Участники объединяются в команды по четыре человека. В команде есть определенные роли (каждому игроку выдается бейдж с его ролью): капитан, казначей, инвесторы.

Задачи:

– сформировать умение идентифицировать финансовую пирамиду;

– познакомить участников с основными особенностями поведения финансовых пирамид;

– предоставить участникам опыт психологического состояния при столкновении с финансовыми пирамидами для лучшего понимания своих психологических реакций для их будущего контроля.

Игровая задача для участников – обладать максимальным количеством денежных средств на конец игры. Однако игра подразумевает заведомый проигрыш для всех игроков, которые решат вложиться в финансовые организации, и позволяет сформировать необходимые установки на ответственное инвестиционное поведение и исключение участия в финансовых пирамидах. Особенность игры состоит в том, что по итогам игры победитель не определяется.

Баланс игры построен таким образом, что все пирамиды перестают выдавать средства после 2-го игрового периода. Во втором игровом периоде одна пирамида (с минимальной доходностью) выдает вложенные средства и проценты, вторая пирамида выдает только вложенные средства, обещает вернуть проценты позже и не возвращает, две другие выдают вложенные средства частично.

После подведения итогов игры школьники осознали, что существуют проблемы при вложении денежных средств в финансовые пирамиды. Проблемы с возвратом вложенных средств, которые вызваны тем, что пирамиды живут за счет потока входящих клиентов – пока он растет, пирамиды могут осуществлять выплаты.

Для учеников 7-8 классов была проведена станционно-беговая игра «Побег из долговой ямы». Игра позволяет участникам почувствовать себя домохозяйствами, которые взяли кредит и вынуждены его погашать. Для этого им нужно зарабатывать на станциях деньги – чем скорее, тем лучше, пока не начали начисляться пени.

Цель мероприятия – сформировать установку на ответственное отношение к кредиту и его погашению.

Задачи:

– сформировать установку на восприятие кредита как взятого на себя обязательства, которое требуется выполнять;

– сформировать установку на своевременную оплату кредита;

– дать представление о последствиях просрочки выплат по кредиту;

– сформировать установку на восприятие трудового дохода как основного источника для погашения кредита.

Игроки зарабатывают деньги на различных станциях, по различным профессиям. По истечении 40 минут с момента начала, игра заканчивается и подводятся итоги: у кого получилось закрыть кредит, у кого нет. Первые 3 команды, которые первыми погасили кредит, объявляются победителями и по возможности награждаются символическими призами. Ведущий подводит итоги, обращая внимание на то, что гораздо проще было выплатить кредит тем, кто не набирал пени и вовремя приносил деньги в банк.

Мы собираем статистические данные до и после каждого, проведенного мероприятия для выявления результативности нашей работы по повышению уровня финансовой грамотности обучающихся. Естественно, для получения полной картины итогов должен пройти не один год, однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители, так как многие предлагаемые темы, незнакомы даже взрослым.

Заключение

На основании полученных данных в ходе исследования, можно сделать вывод, что в России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Для того чтобы его повысить нужно проводить различные мероприятия, как в игровой форме, так и в форме лекций. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения.

В процессе работы мы выявили три плюса быть финансово грамотным:

1. формирование основ финансового мышления;

2. снижение рисков (нашей финансовой неграмотностью норовит воспользоваться практически каждый и участники деловой игры “Отчаянные домохозяйства” убедились в этом во время мероприятия;

3.уменьшение рисков.

Наша гипотеза подтвердилась: действительно, если проводить мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности со школьниками, то они станут более подготовленными к взрослой жизни, где мы сталкиваемся с различными экономическими вопросами.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к финансовому благополучию! Решение проблемы недостаточного уровня финансовой грамотности среди граждан РФ требует длительного времени, но первые шаги уже предприняты.

Во многих странах уже давно приняты и успешно развиваются стратегии финансовой грамотности населения. Как показывает мировая практика, обучение населения дает пользу в повышении экономической ситуации страны, и мы надеемся, что в России с помощью успешной реализации Стратегии повышения финансовой грамотности будут достигнуты подобные результаты.

Список использованных источников и литературы

1.Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»/ http://www.consultant.ru/

2.Савенок В.С. “Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. Питер. 2006 г.

3. Официальный сайт Министерства финансов РФ/ https://www.minfin.ru

4.Сайт https://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/

5. Сайт https://4brain.ru/finance/

6.Сайт Недели финансовой грамотности в Астрахани/http://astrafinweek.ru/
7.Сайтhttps://www.fingram39.ru/projects/3465-finansovaya-gr..
8. Сайт https://rg.ru/2019/01/29/minprosveshcheniia-70-shkol-provodiat-uroki-finansovoj-gramotnosti.html

Приложение 1

Опрос учеников школы

Приложение 2

Опрос учеников школы

Приложение 3

Мероприятие для 8 классов

Приложение 4

Мероприятие для 10-11 классов

Приложение 5

Мероприятие для 8-9 классов

1 Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»/ http://www.consultant.ru/

2 Сайт Финансовая грамотность населения/ https://www.fingram39.r

Просмотров работы: 239