Социальный феномен "чайлдфри"

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальный феномен "чайлдфри"

Каркусова А.М. 1
1МАОУБ СОШ 7 им. Пушкина
Бедоева Е.Б. 1
1МАОУБ СОШ 7 им. А.С.Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Социальные структуры и институты распадаются, испытывая кризис. Семья и брак не являются исключением. В последние годы прежнее значение института семьи утрачено, на место нуклеарной семьи пришли новые альтернативные формы семейной жизни. Одним из важнейших показателей кризиса института семьи, с одной стороны, по мнению исследователей с начала нулевых, является снижение брачности, а с другой – появление семей, которые сознательно отказываются от возможности иметь детей. Это явление получило название childfree. Возникнув в США, оно быстро распространилось в Европе. В России об этом явлении стало известно относительно недавно, и поэтому оно представляет особый интерес в связи острыми проблемами демографии.

Цель исследования - выявить основные причины возникновения такого социального феномена как чайлдфри.

Задачи исследования:

дать определение чайлдфри и проследить историю возникновения этого социального явления;

изучить основные причины добровольного отказа от детей в современном обществе;

определить социальные и психологические аспекты данного феномена;

выявить причины возникновения чайлдфри на российской почве;

выявить последствия распространения чайлдфри в России.

Гипотеза исследования - проблема добровольного отказа от деторождения в нашей стране может быть решена при активном участии как государственных структур, так и гражданского общества.

История возникновения чайлдфри

Термин чайлдфри (childfree) имеет английские корни и в переводе означает свободный от детей. Чайлдфри – это течение, представители которого добровольно и сознательно отказываются от детей. Это нежелание основано на идеологии, которая подразумевает свободу и бездетный образ жизни, а нежелание иметь детей вызвано исключительно в связи с конкретными моральными устоями и мыслями на этот счет и никак не зависят от проблем со здоровьем или бесплодием.

Представители этого течения не относят себя к какой-либо субкультуре, у них нет идолов. Они просто всю свою сознательную жизнь посвящают саморазвитию и построению собственной жизни без самопожертвования ради детей.

Свободный от детей образ жизни берет свое начало в США. В 1921 году Маргарет Зангер основала Американскую лигу по контролю над рождаемостью, с целью внедрения в массовое сознание установок на ограничение числа детей, т.е. создание идеологии бездетности.

В 1972 г. в Пало-Альто (Калифорния, США) Эллен Пек и Ширли Радла создали организацию Не-родителей (The national organization fornon-parents — NON) с целью донести миру идею о том, что у мужчины и женщины сами решают, иметь им детей или нет.

Изменив свое название на «Национальный альянс необязательного материнства», эта организация вплоть до начала 1980-х гг. занималась поддержкой тех, кто решил стать чайлдфри. Согласно уставу организации, ее целью было просвещение общественности о не-родительстве как нормальном жизненном выборе. Организация назначила 1 августа днем чайлдфри. Они выпускали книги и брошюры, самой распространенной из которых была “Действительно ли я хороший материал для размножения?”. Интересно, что она до сих пор выпускается в США.

В 1990 г. в Америке появилось еще одно движение, которое динамично развивалось и пропагандировало бездетность — “Свободные от детей”. Основателем организации явилась преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии, которая создала общественную сеть ChildFreeNetwork (CFN), в которую вошли более 5 тысяч участников (33 отделения по всей стране), и предъявила политические и социальные претензии к обществу, поощряющему исключительно семьи с детьми.

Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию. Файерстоун была убеждена: деторождение - это форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как к слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.

В 80-е годы многие из людей, которые были вовлечены в движение, вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины. Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.

В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %.

Таким образом, наибольшую популярность движение чайлдфри приобретает в 1990 году и с этого момента течение распространяется по миру.

Причины добровольного отказа от детей

Социальный аспект

Сознательный отказ от детей – это социальное явление, которое возникло в определенный период, и причины этого явления лежат в двух плоскостях: социальной и психологической. Рассмотрим первую из них.

Сейчас социальная среда создает такой тип мышления, который больше ориентирован на достижение результатов. Общество стало более прагматичным, люди стараются достичь каких-то целей, для достижения которых дети зачастую становятся помехой.

Американские социологи в результате своих исследований отметили, что люди, которые отказываются иметь детей, обладают, как правило, следующим набором качеств:

они получили хорошее образование;

имеют конкретные практические цели;

не отягощены какими-то религиозными воззрениями (например, над ними не довлеет библейская мораль "плодитесь и размножайтесь").

Современному человеку нужно достигать успеха именно в социальной сфере, добиваться признания, карьерного роста, определённый статус. Для него приоритет социальной реализации выше, ведь он более заметен, чем успех в семейной жизни.

Не последними факторами в формировании человека, который осознанно отказывает себе в возможности продолжить род, является низкий уровень достатка.
Эта причина порождает мысли о том, что человек просто не сможет дать своему ребенку то, чего он захочет, потому проще просто не иметь детей.

Причинами появления людей чайлдфри также стали такие факторы:

- хорошо жить и без детей, неся ответственность и заботясь только о себе, саморазвиваясь и не тратя свое время на кого-то другого;

-есть тип людей, которые поначалу не считали себя чайлдфри. Первоочередными целями для себя они видели развитие и карьерный рост, а дети потом. Со временем и возрастном они пришли к тому, что это «потом» гораздо комфортнее в интерпретации «никогда»;

- простое отсутствие желания;

- несовершенство мира, в котором детям будет нелегко.

- обеспокоенность социальными проблемами, которые могут затронуть и их детей.

Позицию чайлдфри часто относят к инфантильной или эгоистичной, но сами они так не считают. Многие упирают на то, что уход за ребёнком требует огромной ответственности и вложений - и материальных, и эмоциональных - и нельзя заводить детей, как следует не обдумав вопрос. Психологи отмечают, что сейчас наступила эпоха интеллектуального выбора: если раньше воспитание детей было более интуитивным, а родители беспокоились, прежде всего, о физическом комфорте детей, сейчас модели воспитания усложняются, а родителей больше волнует психологическое состояние и материальное благополучие ребёнка.

Водоворот жизненных удовольствий, интересная и высокооплачиваемая работа, отнимающая силы и время, а также стремление преуспеть в карьере подталкивают к пересмотру приоритетов. Инфантилизм суждений, боязнь реальных трудностей и нежелание их преодолевать определили наиболее часто выдвигаемые причины сознательного отказа от потомства:

боязнь родов и связанных с ними детских патологий;

нерешённый квартирный вопрос;

большие материальные затраты;

бессонные ночи, подрывающие силы и портящие фигуру;

нестабильность экономической и политической обстановки;

неспособность поставить на ноги малыша, если брак распадётся;

несовершенство медицины и образования.

Перечислять причины можно до бесконечности, некоторые из них откровенно несостоятельны. Тем не менее, известные имена учёных, политических деятелей, писателей, художников и артистов пополнили плеяду добровольно бездетных. Среди них: Николай Коперник, Анна Павлова, Рене Магритт, Майя Плисецкая, Опра Уинфри и Александра Маринина.

Таким образом, на чайлдфри чаще всего не влияют медицинские причины невозможности иметь детей или же религиозные убеждения, которые запрещают продолжение рода. Это люди, которые отказывают себя в этом, пребывая в полном здравии и нормальном психологическом состоянии.

Психологический аспект чайлдфри

Почему же эти люди сознательно не желают становиться родителями?

Все, что касается детства, часто вызывает у чайлдфри сознательные либо бессознательные переживания. То есть что-то важное и болезненное из собственного детства не прожито, а задвинуто в долгий ящик. Разумеется, идея поработать с этим эмоциональным балластом приходит в голову не всем. Вместо этого чайлдфри старается исключить из поля зрения раздражители, запускающие болезненные воспоминания или же просто неприятные ощущения. Можно даже отметить, что многие из них не заводят детей из гуманности, чтобы не допустить для родного человека переживаний, сопровождавших их собственное детство.

Кстати, зачастую, распространенной причиной нежелания стать матерью или отцом является нежелание стать «как мать» или «как отец», то есть идентифицироваться с собственными родителями или лицами, их заменяющими. Раскрывая эту тему, особенно интересно отметить чайлдфри с нарциссическим типом личности. Такие индивиды характеризуются фантазиями о собственном совершенстве, всезнании и всемогуществе. Нарциссическое развитие ребенка происходит в атмосфере постоянного оценивания, маленький человек поневоле оказывается инструментом самоутверждения родителей. Наиболее печальной ценой нарциссической ориентации является недоразвитая способность к любви. Зато в идеализациях и обесцениваниях недостатка не будет. К примеру, нарциссичная женщина виртуозно обоснует свое нежелание иметь детей стремлением к саморазвитию (как будто одно исключает другое) и высшим предназначением собственной персоны. То есть превознесет себя и обесценит мать, которая не на что более не сгодилась, кроме как родить ее.

Также вряд ли захочется идентифицироваться с родителем неуравновешенным, преследующим или безучастным. Неудивительно, что при таких предках чайлдфри не понимают, что делать с потомками.

А вот еще один вариант. Некоторые чайлдфри были старшими детьми в семье, нянчились со своими братьями-сестрами, пока их родители, например, добывали средства к существованию. Эти люди очень устали возиться с детьми, им попросту требуется заслуженный отдых.

Случается также, что чайлдфри в паре являются как бы детьми друг друга. Один впадает в детство, другой изображает родителя. И этими ролями они могут меняться. Таким образом, один партнер старается компенсировать другому то, что было недополучено в раннем возрасте. Скажите, зачем им дети? Пока их задача - подрасти самим.

Отдельная немногочисленная категория представителей чайлдфри - люди, рационализирующие собственное бесплодие, то есть для них менее болезненным оказывается убедить себя в идейном нежелании иметь детей, чем признатьфакт бесплодия.

Существуют также некоторые возможные риски, касающиеся личностного развития и дальнейшей судьбы бездетного человека (независимо от его семейного положения):

– процесс созревания личности замедлен. Именно среди бездетных часто можно наблюдать «вечных мальчиков и девочек»;

- погружение в болезнь, чрезмерная мнительность, преувеличение своих недомоганий с тем, чтобы объяснить невозможность вынашивания и рождения ребенка;

- претензии на элитарность; болезненное желание самоутвердиться, показать свою исключительность по сравнению с другими людьми, способными лишь «плодить себе подобных»;

-развитие эгоизма, эгоцентризма, скупости, вещизма, бессмысленного накопительства, неготовность взять на себя ответственность за другого человека;

-раздражительность, нетерпимость, разрушение личности. Сначала раздражают чужие дети, затем друзья и подруги, сосредоточенные на «пеленках-распашонках», а также родственники, коллеги и соседи, вторгающиеся в личную жизнь с вопросами о потомстве;

- склонность к чрезмерной опеке стареющих родителей, которая приводит, к тому что существует постоянный объект для забот, и есть «веская» причина не заводить детей;

-посвящение себя служению четвероногим друзьям, привязанность к которым порой носит болезненный характер;

-смещение шкалы ценностей: карьера, творческие поиски, развлечения, модные тусовки воспринимаются как главное в жизни.

Стоит упомянуть и о таком явлении, как психологическая бездетность. К примеру, женщина, которая не может иметь детей, посвящает себя племянникам либо привязывается к детям своих родственников, подруг или к воспитанникам в детском коллективе. С психологической точки зрения ее нельзя назвать бездетной. Это справедливо и по отношению к мужчинам. Те супружеские пары, которые не поразил вирус психологической бездетности, очень часто усыновляют детей — это для них естественное и закономерное проявление желания посвятить кому-то свою жизнь.

Итак, если люди относят себя к субкультуре чайлдфри, не испытывая при этом никаких душевных противоречий и не раздражаясь от того, что кто-то иметь детей все-таки хочет, с психологической точки зрения не вызывают беспокойства, это их право и осознанный выбор. Однако, хочется, чтобы люди в современном мире, пытались совместить желание иметь детей и умение дать им всё необходимое и в материальном и в духовном смысле.

Чайлдфри в России: причины и последствия

В России идеология «чайлдфри» сформировалась только в 2000-х годах. По данным ВЦИОМ за 2017 год, 6% россиян придерживаются идеологии «чайлдфри» и не хотят иметь детей. При этом в 2005 году, говорят социологи, число сторонников движения чайлдфри в России находилось практически на нуле. По мнению старшего научного сотрудника Института демографии НИУ ВШЭ Ольги Исуповой, за прошедшие двенадцать лет в России изменилось понятие «социальной нормы». Сформированный в советские годы принцип «рожай, а государство и общество тебе поможет» сменился на: «если хочешь, то рожай, но на нас не рассчитывай».1

Виртуальное сообщество чайлдфри появилось 20 декабря 2004 г. и объединило в своих рядах почти 500 человек. Сегодня в нашей стране существует небольшие сообщества людей, относящих себя к «чайлдфри». В социальных сетях «чайлдфри» объединяются в группы, лозунгами которых являются такие высказывания как «Дети не для нас, мы не для детей», «Жизнь без детей», «Я не бездетный, я свободный от детей» и т.д. Сторонников добровольной бездетности активно общаются между собой, высказывают недовольство в адрес внешнего мира, который часто не понимает и не принимает взгляды бездетных по убеждению. На страницах подобных сообществ нередко развертываются крупные конфликты между родителями и представителями чайлдфри.

Повышенный интерес к чайлдфри спровоцирован изменениями в обществе. На протяжении сотен лет многие поколения трудились по принципу: это мы делаем ради своих детей, которым будет комфортнее, легче. Надо потерпеть. А в один прекрасный день оказалось, что терпеть не надо. Можно жить и радоваться, успеть отхватывать для себя побольше удовольствий. Для более серьезных - “надо работать и делать карьеру, а не детей нянчить”.

С годами, по социальным и экономическим причинам, растить детей в России стало все труднее, поэтому обязанность «продолжения рода» перестала так сильно довлеть над женщиной. К тому же общество сейчас перекладывает ответственность за рождение ребенка на родителей, говоря «вас никто не просил этого ребенка рожать».

Большинство людей, решивших не заводить детей, объясняют это тем, что появление ребенка не совместимо с их образом жизни (в социологии их называют «Аффексьонадо»). Их привлекает бездетный образ жизни, в котором они ни от кого не зависят. Бытует мнение, что после рождения ребенка надо посвятить ему всю себя, костьми лечь ради его воспитания, ничего не видеть, ничего не знать кроме него. Сторонники чайлдфри выбирают для себя карьеру и самореализацию, а на старость заработают сами.

Другой фактор, повлиявший на увеличение числа «бездетных» - работа и связанные с заработком трудности. «Вся наша семейная политика заключается в том, чтобы сделать приемлемой жизнь матери на полтора года, а дальше неважно. На самом деле важно! Чем старше становится ребенок, тем больше на него нужно тратить», - говорит Ольга Исупова.

С социологом согласны те, кто считает, что с появлением ребёнка придётся постоянно откладывать, лишать себя возможности учиться, узнавать мир. Быть родителями - это крайне тяжелый труд, требующий абсолютной самоотдачи, а также огромного количества времени, сил и материальных средств. А к этому не все молодые семьи готовы.

Следующая причина, отбивающая охоту заводить детей касается женщин. Это низкий социальный престиж материнства в сегодняшней России. «Сначала в роддоме женщину как-то обидят, потом ей в уходе за ребенком никто не поможет, или коляску не поднимет по пандусу, она не будет спать 24 часа в сутки, а муж будет приходить и говорить «ты же дома сидишь, почему борща нет?» Денег не будет хватать, в очереди придется постоять в детский сад, а там ей скажут, что надо с ребенком заниматься и ходить с ним на кружки, потом школа и выяснится, что с ним уроки надо делать. Тем временем на работе отругают, почему ты так плохо работаешь? Измучившись вконец, женщина решит второго ребенка не рожать», - описывает проблему эксперт.

Если взять во внимание тот факт, что самым решающим для сохранения российской государственности в XXI в. становится демографический фактор, то вопрос о снижении рождаемости и тем более отказе от неё является как никогда актуальным. Вот выдержка из ежегодного послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию от 15 января 2020г.: «Мы вступили в сложный, очень сложный демографический период. Его особенность в том, что благодаря мерам, которые мы приняли, начиная с середины 2000-х годов, нам удалось добиться положительных результатов в демографии. И даже выйти на естественный прирост населения. Потому и школьников у нас становится всё больше. Но семьи-то сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает. Вот в чём напряжённость демографического периода, через который проходит сегодня Россия». (Приложение №3)

Для выхода страны из депопуляции нужно, чтобы в семейной структуре примерно 50% семей были с 3-4 детьми и 10% - с пятью и более. В России около 6% семей с тремя и более детьми, в Западной Европе 12-15%, следовательно, если мы поднимем стандарт жизни до уровня европейского, то добьемся повышения доли лишь до 15%, поскольку рост доходов не ведет к росту потребности в нескольких детях, которая и у нас и у жителей Западной Европы одинаково низкая.

Четверть россиян считают, что основная причина бездетности - нежелание заводить малыша. К такому выводу пришли сотрудники фонда “Общественное мнение” (ФОМ) по результатам соцопроса, проведенного в мае 2008 г. Тревожным является тот факт, что две трети опрошенных относятся к добровольно бездетным, или чайлдфри, без тени осуждения. Часть респондентов даже назвала людей, не желающих иметь детей, “здравомыслящими” и “ответственными”.

Массовая культура теперь все больше ориентирует людей на удовлетворение своих желаний и фантазий. Сегодня все больше людей фокусируется не на семье и детях, а на получении образования, путешествиях, бизнесе, спорте, развлечениях. Из-за этого повышается и средний возраст вступления в брак и рождения детей. В России с 1980 по 2015 год у женщин он вырос на три года.

За последние десятилетия отношение к браку и семейным ценностям значительно изменилось - растет статистика разводов, неполных семей, рождения внебрачных детей и даже однополых браков… Престиж семьи в обществе падает, а сама семья стала традиционно однодетной. Одного ребенка воспитывают 34% российских семей, двух детей - 15%, многодетных семей только 3%.

К сожалению, в нашем обществе недостаточно сформирован образ многодетной семьи. В СМИ в адрес многодетных семей высказываются различные обвинения, наиболее частый упрек - многодетные “плодят нищету”. Каждый день члены многодетных семей, по их собственным словам, сталкиваются с непониманием и даже порицанием со стороны окружающих, на них смотрят как на “необразованных, безответственных личностей”, которые “рожают и рожают, в то время, когда пенсионерам есть нечего”.

Таким образом, ситуация в России, говорит о необходимости повышения статуса многодетных семей, а не о распространении идеологии чайлдфри.

По данным микропереписи 2015 года, за последние годы увеличилась доля тех женщин, кто родил двоих детей, а также троих и более. Доля женщин в возрастах 30-39 лет, не желающих рожать детей, составила всего 4%, а желающих родить двоих и более детей - более 60 %. То есть введение новых демографических мер, в том числе и материнского капитала, влияет на представление людей об оптимальном количестве детей в пользу увеличения. Но для полной реализации этих желаний нужны куда лучшие условия, чем есть сегодня.2

Существуют государственные меры материального стимулирования рождаемости и поддержки института семьи. Существует целый ряд мер по социальной поддержке семей с детьми, вступающий в силу с 1 января 2020 года. (Приложение № 4)

Одним из возможных действенных инструментов трансляции ценностей семьи в современном обществе является реклама, колоссальную мощь которой можно с успехом обратить во благо демографического развития России. Популяризация семейного образа жизни, профилактика разводов и насилия в семье – это цели, которые можно достичь с помощью рекламы.

Целью данного информационного сопровождения семейно-демографической политики должно стать популяризация идеи о том, что многодетная семья - это шанс нации, подарок, который родители дарят обществу.

По мнению социологов, число людей, решивших вообще отказаться от рождения детей в дальнейшем, будет возрастать, если в стране не изменится восприятие материнства - отцовства как нечто, влекущее за собой катастрофические трудности с экономической и социальной точки зрения.

Чтобы решить данную проблему, нужно пробудить социальную ответственность, которая включает помощь даже незнакомцев на улице. Климат в отношении матерей должен измениться. Женщины должны перестать чувствовать, что они одни и никому кроме них дела нет до их детей. Необходимо создать ощущение, что ты делаешь нечто нужное обществу, а не только всем должна». А иначе число людей чайлдфри будет неуклонно возрастать.

Чтобы выяснить как относятся к добровольной бездетности мои сверстники я провела небольшой опрос (Приложение №5). В итоге я пришла к следующим выводам: из 38 респондентов только 14 живут в многодетных семьях, а о собственной многодетной семье мечтают 16 опрошенных, 38 - слышали о движении чайлдфри и не одобряют мировоззрение его сторонников - 11. Таким образом, можно констатировать, что большинство опрошенных выросли в семьях, где максимум двое детей, и создать многодетную семью хотят не многие. Интересен тот факт, что более половины опрошенных не разделяют взгляды чайлдфри, но остальные относятся к ним достаточно терпимо.

Хочется надеяться, что с возрастом многие из опрошенных придут к мысли о создании многодетной семьи, а идеи чайлдфри станут совсем не

актуальными.

Заключение

Зародившись на Западе, идеология чайлдфри проникла и на российскую почву. На мой взгляд, это тревожное явление, так как наша страна и без того испытывает сегодня серьёзные демографические и экономические трудности, не способствующие нормальному воспроизводству населения.

Зарождение чайлдфри связано с развитием технологий, медицины, переходом от традиционного к индустриальному обществу, которые привели к переменам в семейной жизни: потребность в большой многопоколенной семье отпала. Процессы феминизации так же оказывали свое влияние на семейные ценности и в результате на деторождение. Женщины, получив возможности для образования и профессиональной карьеры, материальной независимости от мужчин (мужей), стали откладывать замужество и деторождение на все более поздний срок, а то и вовсе отказываясь от него.

Таким образом, в ходе работы я пришла к следующим выводам:

явление чайлдфри, зародившись в США, получило дальнейшее распространение в Европе и России;

более глубокие корни этот социальный феномен получил на Западе;

социальный аспект чайлдфи связан с приоритетом социальной реализации, которую зачастую ставят выше, чем успех в семейной жизни, с социальными проблемами, которые могут затронуть будущих детей;

в психологическом плане большую роль играет негативный опыт, полученный в детстве, неготовность взять на себя ответственность за другого человека;

не смотря на отсутствие глубоких корней чайлдфри в России, это социальное явление требует пристального внимания со стороны государства и общества;

феномен чайлдфри можно рассматривать как одно из проявлений кризиса института семьи;

со стороны государства и общества необходимы меры по возрождению семейных ценностей, связанных с институтом материнства и детства.

Создание крепкой семьи – это естественная человеческая потребность. А наличие детей в семье, на мой взгляд, наполняет жизнь смыслом и нельзя не огласиться с неизвестным автором, который как-то сказал, что вся радость жизни умещается в улыбке ребенка…

Список использованной литературы:

Как и почему в России становятся чайлдфри [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/kak-i-pochemu-v-rossii-stanovyatsya-chayldfri-440.html

Режим доступа:rg.ru http://yandex.ru/turbo/rg.ru/s/2019/03/14/ugrozhaet-li-psihologiia-chajldfri-rossijskoj-seme.html

Добровольная бездетность [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.haduchadif.ucoz.com

Чайлдфри – добровольная бездетность. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/childfree.htm

Орлова А.А. Движение чайлдфри как явление современного общества] // А.А. Орлова [Электронный ресурс]: Режим доступа: . http://scienceforum.ru/2014/523/1287.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Символика «чайлдфри»

«Я не бездетный, я свободный от детей» - эмблема одного из чайлдфри-сообществ, подчеркивающая свободу и привлекательность их образа жизни (childfree - «свободный от детей», childless - «лишенный детей», первый вариант означает счастье, второй - несчастье от бездетности, соответственно, чайлдфри согласны применять к себе только первый вариант)

эмблема чайлдфри, в данном случае подчеркивающая негативное отношение к детям, соответственно, «реджекторская» (надпись «метро Денвера, кроме шуток (без детей)» (игра слов, «кроме шуток» и «без детей» можно выразить одними и теми же словами)

Приложение №4

Меры социальной поддержки семьям с детьми с 1 января 2020 года

Дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребенка в размере  51 500 рублей.

назначается и выплачивается одному из родителей, постоянно проживающему на территории Волгоградской области, являющемуся гражданином РФ, при рождении первого ребенка матерью в возрасте до 24 лет включительно в случае, если ребенок родился после 31 декабря 2018 года и обращение за назначением пособия последовало в течение шести месяцев со дня рождения ребенка. 

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в размере 10 123 рубля

предоставляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка не ранее 01 января 2018 года, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 21 588 руб. 

Дополнительное единовременное пособие в размере 51 500 руб. семьям при рождении второго ребенка

Назначается семьям, имеющим среднедушевой доход ниже 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения и до достижения первым ребенком возраста трех лет. 

Ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи

назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), постоянно проживающему на территории Волгоградской области, среднедушевой доход семьи которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области при условии обязательного трудоустройства граждан трудоспособного возраста или наличия уважительных причин отсутствия работы, таких как: осуществление ухода за инвалидами и престарелыми гражданами, детьми в возрасте до 3-х лет, регистрации в качестве безработного, обучение в образовательных организациях по очной форме обучения.

Ежемесячное пособие выплачивается в размерах:
- на детей до 16 (18) лет- 327 руб. 
- на детей одинокого родителя (одинокой матери, одинокого отца)– 653 руб.
- на детей в студенческой семье- 1 030 руб.;
- на детей из семей с тремя и более несовершеннолетними  детьми- 572 руб.
- на детей, родители которых   уклоняются от уплаты алиментов и находятся в розыске или в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно - 653 руб.,
- на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву – 1 030 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка в размере 18 004 руб.12 коп. 

назначается и выплачивается работающим родителям по месту работы (службы), а если родители не работают, не служат, либо обучаются по очной форме обучения в ГКУ « Центр социальной защиты населения». 

Пособие по беременности и родам из расчета 675,15 руб. в месяц

назначается и выплачивается в ГКУ « Центр социальной защиты населения» женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций либо в связи с прекращением деятельности физическими лицами. Работающим женщинам выплачивается по месту работы. 

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в размере 675,15 руб.

(до двенадцати недель) назначается и выплачивается по месту назначения выплаты пособия по беременности и родам. 

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается:

- работающим женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в размере 40 % среднего заработка – по месту работы;
- женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, в период нахождения в отпуске по беременности и родам или в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка, но не более 13 503,10 руб. в ГКУ « Центр социальной защиты населения»;
- неработающим матерям либо отцам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком ( в т.ч. обучающимся по очной форме обучения) в размере 3 375,77 руб. по уходу за первым ребенком и 6 751,54 руб. по уходу за вторым и последующими детьми , в ГКУ « Центр социальной защиты населения».

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается при условии неполучения пособия по безработице. 

Меры социальной поддержки многодетных семей

назначаются и выплачиваются многодетным и приемным семьям проживающим на территории Волгоградской области, в которых один или оба родителя (приемных родителя) являются гражданами РФ, постоянно проживающими на территории Волгоградской области, либо имеют статус беженцев или вынужденных переселенцев. Меры социальной поддержки многодетным и приемным семьям предоставляются в виде:
- ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг в размере 1 559 руб.;
- ежеквартальной денежной выплаты на каждого ребенка    в размере 298 руб.;
- ежегодной денежной выплаты на каждого ребенка школьного возраста ( от 6 до 17 лет включительно) на подготовку к школе в размере   1140 руб. 

Родительский капитал в размере 72 100 рублей

семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее 1 января 2016 года, имеющим среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, при достижении ребенком возраста трех лет и при условии не получения семьей родительского капитала ранее. 

Ежемесячная денежная выплата семьям, имеющим 3-го ребенка и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012 года, нуждающимся в поддержке в размере 8 360 рублей

назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей), являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему на территории Волгоградской области, до достижения третьим ребенком и последующими детьми возраста трех лет. Нуждающейся в поддержке признается семья, имеющая среднедушевой доход ниже 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. При определении права на ЕДВ учитываются дети, рожденные (усыновленные) матерью ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, либо несовершеннолетние дети, проживающие в семье совместно с матерью и (или) отцом (усыновителем). 

Ежемесячное социальное пособие студентам из числа ветеранов боевых действий и студентам из многодетных семей  в размере 464 рублей

назначается гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Волгоградской области, обучающимся по очной форме обучения в расположенных на территории Волгоградской области профессиональных образовательных организациях по программе   подготовки специалистов среднего звена, образовательных организациях высшего образования или их филиалах, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области. 

Ежемесячная денежная выплата неработающим трудоспособным родителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в размере 676 руб.

назначается и выплачивается одному из родителей, являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему на территории Волгоградской области. 

Ежеквартальная денежная выплата неработающим трудоспособным родителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, которому определена 3 степень ограничения жизнедеятельности в размере 5 150 руб.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 28 511,40 руб.

 назначается и выплачивается беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. 

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере  12 219,17 руб.

назначается и выплачивается матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы и по достижении ребенком возраста 3-х лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 18 004 руб.12 коп.

назначается и выплачивается усыновителю, опекуну, приемному родителю при усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в местах лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений.
      В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами, пособие выплачивается в размере 137 566,14 руб. на каждого такого ребенка. 

Приложение №5

АНКЕТА

Вы выросли в многодетной семье?

да

нет

Сколько детей вы бы хотели иметь в своей будущей семье?

1 ребенка

2 детей

3 детей

ни одного

3.Что вы знаете о таком социальном явлении как «чайлдфри»?

добровольная бездетность

не знаю

4. Как вы относитесь к людям-чайлдфри?

одобряю

не одобряю

нейтрально

1Как и почему в России становятся чайлдфри [Электронный ресурс] - Режим доступа: otr-online.ru › Блоги ›.

2Угрожает ли психология чайлдфри российской семье. [Электронный ресурс] - Режим доступа:rg.ru › ugrozhaet-li-psihologiia-chajldfri-rossijskoj-seme

Просмотров работы: 2009