Правовая защита животных от жестокого обращения

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правовая защита животных от жестокого обращения

Нарбутик А.М. 1
1Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Гимназия №19»
Алексеева Т.Ю. 1
1Омский государственный педагогический университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,

что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,

тот не может быть добрым человеком. 

(А. Шопенгауэр)

Актуальность
Проблема жестокого обращения с животными стара как мир и актуальна в наше время как никогда. Для меня важной точкой отсчета всех жизненных ценностей человека является бережное отношение ко всему живому на земле. Мы живем в такое время, когда растет жестокость, когда материальное вытесняет духовное, когда оказались дефицитом такие понятия как милосердие, гуманность, отзывчивость... Причина жестокого обращения с животными в упадке нравственности человека и общества, а также в отсутствии соразмерного наказания за эти противоправные поступки. С жестоким отношением к животным мы сталкиваемся на каждом шагу. Также одной из причин жестокого обращения с животными является то, что в российском законодательстве животные рассматриваются в качестве вещей.

Проблема: Отсутствует комплексный подход к защите животных от жестокого обращения.

Цель – выявить проблемы и способы совершенствования законодательства в сфере защиты животных от жесткого обращения.

Задачи:

Провести анализ нормативной правовой базы в сфере защиты животных.

Выяснить какие санкции установлены за жесткое обращение с животными.

Рассмотреть случаи нарушения законодательства о запрете жестокого обращения с животными.

Источниковая база темы исследования состоит из нормативных правовых актов разного уровня. Конституция Российской Федерации (ст. 114) и международные документы (Европейская конвенция по защите домашних животных 1987 г., Европейская Конвенция по защите экспериментальных животных 1986 г. Конвенция по международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения 1975 г.) закрепляют общие правила обращения с животными. Среди федеральных законов в исследовании мы опираемся на Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными». На региональном уровне вопросы защиты животных регулируются в Законе Омской области «О внесении изменений в Закон Омской области "Об административной ответственности за нарушения Правил охоты и охраны среды обитания диких животных в Омской области», а также в Постановлении Правительства Омской области «Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными на территории Омской области».

Глава1. Теоретические основы правовой защиты животных

Жестокое обращение с животными имеет в нашей стране колоссальный размах. Бездомные, а зачастую и домашние питомцы подвергаются насилию и издевательствам. Убийство бродячей собаки или замуровывание кошек в подвале - не воспринимаются, как преступления. Почему же это происходит? Ведь в Российской Федерации существует правовая база защиты животных от жесткого обращения.

Рассмотрим, что понимается под законодательной базой и какого ее содержание. Законодательство о животных -  область права, которая охватывает домашних животных, дикую природу, животных, используемых в развлечениях, и животных, разводимых для еды и исследований. Жестокое обращение с животными — не связанное с самообороной причинение страдания или вреда животным из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. Живодёрство связано с поверьем некоторых меховщиков, что при сдирании шкурки с живого животного мех получается лучше, чем при сдирании шкурки с мёртвой тушки. В ряде стран, в том числе и в России, образует состав уголовного преступления. Признаки жестокое обращение могут выражаться в избиении или членовредительстве животного, лишении его пищи и воды (бездействие со стороны лиц, обязанных заботиться о животных), подвешивании, пытках, истязаниях, отравлении ядом; проведении боёв между животными, приводящих к гибели или увечью; тренировке и дрессировке животных, сопряжённых с их мучением; содержании на морозе или жаре; умерщвлении посредством расчленения и т.п.

Правовая защита животных от жестокого обращения регулируется международным и отечественным законодательством.

Первая международная организация по защите животных была создана в 1959 году — Международное общество защиты животных, которое в 1981 году объединилось со Всемирной федерацией защиты животных и было преобразовано во Всемирное общество защиты животных (World Society for the Protection of Animals, WSPA).

Среди международных актов, регулирующих правовую защиту животных, базовыми являются Европейская конвенция по защите домашних животных1. Конвенция была разработана конце 80-х годов и издана в ноябре 1987 года, ее ратифицировали 19 государств. В 1986 г. была принята Европейская Конвенция по защите экспериментальных животных, которая декларирует нравственный долг человека перед всеми животными и заявляет о необходимости уменьшить страдания животных при опытах на них, поскольку животные способны испытывать боль и страх.

3.Конвенция по международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения Принятая в 1975 году Конвенция по международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения, подписана 112 странами и запрещает вывоз определенных видов диких животных и растений.

2.Конституцию РФ

Первые нормы права касаются статьи 114 Конституции РФ, которая посвящена полномочиям Правительства РФ. Подпункт «е5», один из введенных поправками, закрепляет норму, по которой Правительство сохраняет уникальное биологическое многообразие страны и формирует в обществе ответственное обращение с животными. В контексте данной поправки можно обратить внимание на следующее. Норма, касающаяся сохранения уникального биологического многообразия, является дополнительной для сферы взаимоотношения человека и диких животных. По смыслу нормы, теперь Правительство РФ при осуществлении своей деятельность особый акцент делает на охрану животного мира. В то же время, совершенно новой является вторая норма. Она касается ответственного обращения с животными, а это уже правоотношения в сфере взаимодействия человека с не дикими животными. Очевидно, данная норма увидела свет в связи с недавним принятием ФЗ-498 «Об ответственном обращении с животными»2.

3.Источники правового регулирования.
УК РФ Статья 2453. Жестокое обращение с животными (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 ст. 137 Гражданского кодекса РФ4 и ст. 241 ГК РФ вступила в силу 01.01.1995.

Административные правонарушения в области обращения с животными глава 5 (ст.ст. 5.1 - 5.8)5. 4. Кодекс Омской области об охране и интересов животных. Статья 2. Незаконное содержание и разведение диких животных в неволе или в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (В редакции  Закона  Омской области от 24.05.99 г. N 183-оз) Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными(Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными. Статья 11. Защита животных от жестокого обращения) 1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Защитники животных дополнительно включают в него «вред для выгоды», такой как, например, убийство животных для получения их меха или мяса.

Существует разная юридическая ответственность за жестокое обращение с животными

Уголовная ответственность— один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. За жестокое обращение с животными предусмотрено наказание по статье 245 УК РФ. Уголовная ответственность наступает при умышленном причинении животному боли и страданий. Виды наказаний:

Штрафные санкции. Размер определяется на основе степени тяжести вреда, который был нанесен питомцу (максимальный размер 80 тыс. рублей).

Совершение обязательных работ. Срок тоже определяется в зависимости от формы выражения жестокости и от конечного результата (максимальный объем 360 часов).

Ограничение свободы в пределах 1 года.

Лишение свободы. Для заключения виновника под стражу сторона обвинения должна собрать достаточные факты, удостоверяющие в том, что преступник применял особо жестокие методы издевательства.

Гражданско-правовая ответственность— это одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенных прав потерпевшего. Согласно ст. 137 Гражданского кодекса РФ и ст. 241 ГК РФ. В соответствии же с п. 2 ст. 10 лицу, злоупотребляющему своим правом (собственнику или законному владельцу животного), может быть отказано в его защите. Так, собственнику, жестоко обращающемуся со своим животным, может быть отказано в удовлетворении требования о возврате этого животного лицом, незаконно им владеющим. Помимо этого ст. 241 ГК предусматривает возможность принудительного выкупа у такого собственника домашних животных. Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях РФ Статья 5.7 не предусматривает наказания за изуверское отношение к представителям животного мира. Владелец животного - физическое или юридическое лицо, которому животное принадлежит на праве собственности или ином вещном праве. Всемирная Декларация Прав Животных6 – декларация как по замыслу, так и по убеждению. Принята Международной Лигой Прав Животных в 23 сентября 1977 года в Лондоне. Объявлена 15 октября 1978 в штабе ЮНЕСКО в Париже. Текст пересмотрен Международной Лигой Прав Животных в 1989, представлен Генеральному директору ЮНЕСКО в 1990 и обнародован в том же году. 1 Всемирная Декларация прав животных. Принята Международной Лигой Прав животных 23 сентября 1977 года. Объявлена 15 октября 1978 года в штабе ЮНЕСКО в Париже. Пересмотрена в 1989 году. Представлена Генеральному директору ЮНЕСКО и обнародована в 1990 году. -Ст. 3, ч. 1, ст. 5, ч. 1. Ст. 3,ч.1:  Животные не должны подвергаться плохому обращению или жестоким действиям. Ст.5,ч.1: Любое животное, находящееся в зависимости от человека, имеет право на надлежащие уход и заботу.

Итак, в рамках современного российского права, животные все еще стоят в одном ряду с вещами. Согласно ст. 137 Гражданского кодекса7 взаимодействие человека с животными подпадает под общие правила об имуществе, если другими законами или нормативными правовыми актами не предписано иное. То есть животное признается только объектом права, но никак не субъектом, может принадлежать лицу на праве собственности. При этом наблюдается положительное изменение: на законодательном уровне была закреплена необходимость гуманного обращения с «братьями нашими меньшими», о чем свидетельствуют соответствующие нововведения в
законодательстве, а также установление ответственности за такого рода обращение.

Относительно недавно, в 2018 г., все же был принят обособленный нормативный акт, направленный на защиту животных, Федеральный закон No 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»10(далее -Закон об ответственном обращении с животными). В ст. 4 данного документа закреплены принципы гуманного обращения с животными. Так человек должен осознанно подходить к вопросу об ответственности за судьбу животного.

Более того, каждый член общества должен понимать, что и к домашним питомцам, и к бездомным животным следует относиться именно как живым существам, способным испытывать эмоции, боль и страдания. Таким образом, гуманное обращение с животными в современном мире стало частью законодательной политики. Законом об ответственном обращении с животными также было введено понятие «жестокого обращения». В данном нормативном акте под ним понимается (п. 5 ст. 3): 1) обращение, которое привело или может привести к смерти или причинения вреда здоровью животного;2) нарушение требований по содержанию животных, установленных законом, если это привело к причинению вреда здоровью животного;3) отказ от содержания животного;4) неоказание помощи животному, находящемуся в опасном для здоровья или жизни состоянии, если существовала возможность оказать такую помощь. Начнём с гражданско-правовой ответственности. Во втором абзаце выше упомянутой ст. 137 ГК РФ указывается на то, что в процессе осуществления своих прав лица не должны допускать жестокого отношения с животными, противоречащего нормам морали и
нравственности. Далее, ст. 241 ГК РФ8 устанавливает возможность выкупа домашних животных при ненадлежащем обращении с ними. В том случае, если собственник (владелец) домашнего животного обращается с ним негуманно, игнорируя признанные в обществе нормы морали и нравственности, а также предписания закона, он может быть
лишен этого животного. В самом тексте нормы не фигурирует термин «жестокое обращение», однако перечисленные в статье аморальные действия собственника подпадают под дефиницию жестокого обращения, приведенную в Законе об ответственном обращении с животными. Лицо, предъявляющее требование в суд, может выкупить животное, подвергающееся негуманному обращению, тем самым изъяв его у
владельца. Цена выкупа в этом случае определяется двумя способами: либо простым соглашением сторон, либо судом, если стороны не смогли договориться о цене.

Таким образом, законодатель поработал над усилением ответственности за совершение такого рода преступлений: наказания ужесточились, количество квалифицированных составов увеличилось в пять раз. Однако, несмотря на это, в настоящее время мы все еще сталкиваемся со случаями, демонстрирующими варварское отношение человека к
животным. Согласно статистическим данным, предоставленными Судебным
департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в первом полугодии 2019 г. к ответственности по ст. 245 УК РФ было привлечено 58 человек9, а за 2018г.-1 10человек10. Более поздние данные, к сожалению, отсутствуют. При всем этом складывается впечатление, что многие случаи жестокого обращения с животными остаются безнаказанными, ведь жестокому обращению подвергаются не только животные, обитающие на улице, но и домашние животные. Питомец может погибнуть от рук хозяев в стенах квартиры, и никто не понесет за это ответственности, поскольку такие случаи по понятным причинам довольно сложно выявить.

Уголовный кодекс РФ Статья 245
Жестокое обращение с животными. 1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних,
- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев. 2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Следует обратить внимание на то, что объектом преступлений, связанных с уничтожением животного мира, является не только общественная нравственность, но и экологическая безопасность. Поэтому действия лиц, представителей частных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по уничтожению грызунов и разбрасывающих вещества типа крысиных ядов или «Зоокумарина», содержащие мышьяк, фосфор, стрихнин и др., с нарушением действующих правил, следует квалифицировать по ст. 247 УК РФ11 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». Диспозиция данной нормы предусматривает в том числе уголовную ответственность за использование химических веществ с нарушением установленных правил, если это создает угрозу причинения существенного вреда окружающей среде. Представляется, что угроза состоит именно в том, что, кроме непосредственно грызунов, могут быть отравлены и другие животные — собаки, кошки, птицы. Кроме того, не исключается загрязнение земли, воды, причинение ущерба растительному миру и здоровью человека.

В случае если лица травят бездомных собак с целью урегулирования их численности, в их действиях не содержится состава самоуправства по ст. 330 УК РФ. Согласно ч. 1 ст. 330 УК РФ12 под самоуправством понимается самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.

По факту отравления собак весьма проблематично установить сторону, оспаривающую совершенные деяния, и оценить причиненный вред. С другой стороны, несомненно, что одна из глобальных проблем человечества на современном этапе — экологическая проблема, проблема защиты окружающей природной среды. Животные, в том числе собаки, а также и сам человек являются неотъемлемой частью природы, любые посягательства на которую ставят под угрозу условия, необходимые для жизни живых существ, нормальных условий существования и дальнейшего развития общества.
Глава 26 УК РФ13 устанавливает уголовную ответственность за экологические преступления. Однако норма об экоциде, который также посягает на экологическую безопасность в связи с его высокой степенью общественной опасности, содержится в главе 34 УК РФ14«Преступления против мира и безопасности человечества»

Административные правонарушения в области обращения с животными

Статья 5.1. Нарушение правил содержания домашних животных

1. Содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, -влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

4. Появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях, если это деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей…

Статья 5.7. Совершение жестоких действий в отношении животных

1. Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Содержание или транспортировка животного в условиях, приводящих к потере его здоровья, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил, прекращение владельцем животного его жизнеобеспечения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Проведение на животном эксперимента без обезболивания или выведение животного из эксперимента причиняющими боль методами -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Умерщвление животного, за исключением случаев, в которых законодательством города Москвы допускается умерщвление животного, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

5. Содержание домашних животных в целях использования их шкур и мяса (за исключением сельскохозяйственных животных), а равно проведение боев животных, в том числе с участием человека, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кодекс Омской области об административных правонарушениях, статья 2. «Незаконное содержание и разведение диких животных в неволе или в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания». Содержание и разведение диких животных в неволе или в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания без надлежащего на то разрешения, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, должностных лиц -  от  пяти  до десяти минимальных размеров  оплаты  труда,  на юридических лиц – от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Следовательно, теперь можно сделать вывод, что законы РФ об охране и интересов животных является достаточно уникальным явлением, так как закрепляет базовое правовое регулирование для сферы охраны законных интересов как диких животных, так и не диких.

Глава2. Анализ практики нарушений законодательства о запрете жестокого обращения с животными.

В последние годы тема жестокого обращения с братьями нашими меньшими поднималась и в СМИ, и в Госдуме неоднократно.

Выше мы упомянули, что юридические лица также могут нести ответственность за жестокое обращение с животными. Однако нормы, устанавливающая такую ответственность, в российском праве отсутствуют, хотя необходимость в них определенно есть. Во-первых, владельцы-юридические лица не несут никакой ответственности за жестокое обращение с животными. Например, существуют случаи, где в приютах животным массово причиняют страдания15. Представляется, установление материальной ответственности именно для юридических лиц в таких случаях будет способствовать предотвращению подобных ситуаций. Этот пробел можно восполнить как минимум включением в КоАП РФ нормы о такой ответственности и установлением соответствующего штрафа. Во-вторых, проблема касается и юридических лиц - не владельцев: следует обратить внимание и на тот факт, что некоторые российские компании продвигают далеко не самую гуманную политику в отношении животных, последствия которой непредсказуемы и порой ужасны. Например, печальную известность приобрели правила перевозки животных, установленные ПАО «Аэрофлот». В соответствии с ними перевозка животных в пассажирском салоне самолета возможна при соблюдении двух условий16:

1) вес животного/животных вместе с контейнером-переноской не превышает 8 кг;

2) лицо может провозить в пассажирском салоне только один контейнер вне зависимости от количества животных, которые осуществляют перелет вместе с ним. В остальных случаях животные перевозятся в багажном отсеке, то есть осуществляют перелет наравне с обычными чемоданами. Такой подход сомнителен и далеко не безопасен, что подтверждается реальными происшествиями. Так, в январе 2020 г. два кота получили смертельные травмы в результате ненадлежащей транспортировки на борту самолета той же компании «Аэролфлот»17. Хозяину вернули две сломанные переноски, одна из них была настолько повреждена, что ее перевязали веревками. Два кота скончались от внутреннего кровотечения, у третьего диагностировали обморожение. На данный момент компания не принесла извинений хозяину животных и не понесла никакой ответственности. Существует только возможность привлечения грузчиков, принимавших непосредственно участие транспортировке животных, по ст. 245 УК РФ. Но должна ли при этом сама компания оставаться безнаказанной? Условия перевозки, установленные компанией «Аэрофлот, создают угрозу для жизни и здоровья животных. В связи с этим нам кажется чрезвычайно важным найти решение этой проблемы посредством обеспечения надлежащего правового регулирования. Необходимо ввести в КоАП РФ норму об ответственности организаций за отсутствие надлежащих условий при транспортировке животных тем или иным транспортом.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в сфере защиты животных нуждается в реформировании. Государству следует обратить внимание на международные тенденции в данной области и с учетом зарубежного опыта сформировать такие нормы, которые будут работать эффективнее.

Необходимо включить в ч. 2 чт. 245 УК РФ квалифицирующие составы: 1) усиливающий ответственность именно собственников (владельцев, хозяев) животных за жестокое обращение с ними;

2) об ответственности за жестокое обращение с животными путем совершения насильственных действий сексуального характера.

Кроме того, следует на законодательном уровне решить вопрос об ответственности юридических лиц за жестокое обращение с животными и за создание ненадлежащих условий при их транспортировке.

Также необходимо установить административную ответственность за совершение правонарушения, состоящего в жестоком обращении животными, физическими лицами вне зависимости от статуса (собственники или не является собственникам).

Таким образом, несмотря на большое количество международных и российских нормативных правовых актов, запрещающих жесткое обращение над животными, статистика показывает, что эти преступления в современном мире продолжаются.

Заключение

В ходе моей работы был проведен анализ нормативно – правовой базы в сфере защиты животных и сделала вывод, что законы РФ об охране и интересов животных закрепляют базовое правовое регулирование для сферы охраны законных интересов как диких, так и не диких животных. Определены какие предусмотрены санкции за жестокое обращение. Были предложены рекомендации по совершенствованию в законодательства РФ в сфере защиты животных от жестокого обращения.

Список использованных источников и литературы

Источники

1. "Европейская конвенция о защите домашних животных" (ETS N 125) (Заключена в г. Страсбурге 13.11.1987) // Совет Европы https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/125

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от

30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС Консультант Плюс.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

(ред. от 18.02.2020) // СПС Консультант Плюс.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // СПС Консультант Плюс.

5. Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об

ответственном обращении с животными и о внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

Литература

1.Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2019 года // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5081

2. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2018 год //URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894

3. Руководителю приюта «Дружок» в Приамурье вынесен приговор за жестокое обращение с животными // URL: https://www.gzt-sv.ru/news/135775-rukovoditelyu-priyuta-druzhok-priamure-vynesen

4. Правила перевозки для пассажиров с животными // URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/special/animals

5. Два кота погибли во время рейса «Аэрофлота» // URL: https://www.bbc.com/russian/news-51237429

1 "Европейская конвенция о защите домашних животных" (ETS N 125) (Заключена в г. Страсбурге 13.11.1987) // Совет Европы https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/125

2Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об ответственном обращении с

животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС

Консультант Плюс.

3Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // СПС Консультант

4Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС Консультант Плюс.

5Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. От 18.02.2020) // СПС Консультант Плюс.

6 Приказ Минздравмедпрома РФ от 17.02.1994 N 27 "О подписании и реализации соглашения между Правительствами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области здравоохранения и биомедицинских исследований"

7Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС Консультант Плюс.

8 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС Консультант Плюс.

9 Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2019 года // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5081

10 Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2018 год //URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894

11 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» // СПС Консультант Плюс.

12 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Самоуправство» // СПС Консультант Плюс.

13 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Экологические преступления»// СПС Консультант Плюс.

14 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Преступления против мира и безопасности человечества» //СПС Консультант Плюс.

15 Руководителю приюта «Дружок» в Приамурье вынесен приговор за жестокое обращение с животными // URL: https://www.gzt-sv.ru/news/135775-rukovoditelyu-priyuta-druzhok-priamure-vynesen

16 Правила перевозки для пассажиров с животными // URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/special/animals

17Два кота погибли во время рейса «Аэрофлота» // URL: https://www.bbc.com/russian/news-51237429

Просмотров работы: 719