Введение
По данным официальной статистики, число правонарушений, которые были совершенны несовершеннолетними или при их участии на территории РФ имеет довольно высокий уровень.Существенное значение в формировании системы мероприятий в области профилактики преступлений из числа не достигших совершеннолетия людей, относится к образовательным учреждениям, где следует сформировать условия социализации, создания достойной жизненной перспективы каждого ребёнка, его воспитания также обучения. Кроме того, проведение открытых уроков е в школе с целью ознакомления с правами, обязанностями также вероятной ответственностью из-за несоблюдения прав другого несовершеннолетнего.
Актуальность: в последнее время конфликты между школьниками возросли, а методы их регулирования широко не используются. Подростковый возраст сам по себе довольно конфликтен, но подростковые издевательства — это не обычная ссора. Планируется в дальнейшем поступление в высшее учебное заведение, где готовят специалистов, помогающих детям их родителям иучителям решать возникшие споры с применением медиативных методик.
Гипотеза исследования: В какой степени тема исследования является актуальной в школах?
Объектисследования:проблема воспитания школьников и процесс усвоения ими норм поведения.
Предмет исследования: явление буллинг и медиативные процедуры
Цель: изучить буллинг в подростковом возрасте и способы борьбы с ним.
Методы исследования: анализ интернет источников, анкетирование, анализ полученных результатов.
Задачи: 1.Изучить буллинг как общественное явление 2.Изучить подробней тему медиации, как формы борьбы с буллингом. 3.Проанализировать способы привлечения людей к данной проблеме. 4.Провести анкетирование среди учеников 6-9 классов 5.Сделать буклет и план открытого урока. 6. Познакомить учеников школы с явлением буллинга и борьбы с ним.
Положительные эффекты:
1. Расширение знаний для будущей профессии
2. Распространение знаний в моей школе ученикам, которая может помочь им в дальнейшей жизни.
Риски реализации: Тема имеет ограничения по возрасту (до 12 лет) из-за понимания некоторых тем или понятий.
Глава 1: Теоретические основы изучения
социального поведении и его отклонений
1.1Характеристика социального поведения
Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающейсредой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми. [1] Социальное поведение— это качественная характеристика социального действияи взаимодействия. [1] Разновидности социального поведения:
Положительное: [2]
Ответственное - это когда человек принимает на себя какие-либо обязанности и выполняет их соответствующим образом.
Конформное - совершенное повиновение коллективному мнению. В этом случае личность не вредит обществу,однако вредит себе, так кат не имеет либо отворачивается от собственных взглядов.
Синтонное-организовывающее - комфорт, сглаживающее конфликт, удовлетворяющее надобность прочих людей. Основано на уважении к окружающим.
Помогающее - основано на осмотрительном отношении к потребности прочих в помощи.
Правильное - отвечающее нормам морали конкретного социума.
Отрицательное: [2]
Виктимное-жертвенное - провоцирующее насильственные действия.
Девиантное - отклоняющееся от правовых и нравственных норм.
Демонстративное - неполная надобность во внимании без учета потребностей окружающих.
1.2. Буллинг как крайне отрицательная форма социального
поведения подростков
Основателямиизучения буллинга в западной психологии по праву числятсяэтинаучные работники, как Д. Олвеус, А.Пикас и П. Хайнеманн. Кро-метакого, делемубуллингаисследовали и английскиеученые В. Бесаг и Д.Лэйн. 1-ые упоминания об исследовательских работах школьной травли относятся к 1905 г. Французский ученый К.Дьюкс в одной из собственныхделв первый разизучилэтотпарадокс, и его научные исследования были положены в базуцельного ряда трудов европейских изыскателей.Благодаря работамД.Олвеуса, Е.Роланда и иных учёных в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный виток. В 1972 г. вышла 1-ая книжка П.Хайнеманна под заглавием«Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых» [3], Первым, данную проблему начал изучать скандинавский профессор Дэн Олвеус, который в 70-х годах провел исследование явления буллинга среди мальчиков. После этих исследований начались изучения феномена буллинга во все странах. В России первые публикации на тему буллинга появились только в 2005 году. [3]
Буллинг — это травля, оскорбление, формирование детьми долгосрочного статуса для выбранного лица; состояние жертвы, изгоя. [3]
Буллинг в некой степени схож с конфликтом, однако обладает значительными различиями:
цикличность действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется систематично).
Неодинаковые силы (в конфликте у двух сторон одинаковые силы; в буллинге влияние на сторонке обидчика).
Решение (конфликт всегда возможно урегулировать, травлю же необходимо остановить.
Происхождение (конфликт возникает случайно также сопутствуется бурным сдерживаем чувств; травля – это преднамеренное систематическое унижение одного лица иным человеком, либо группой людей) [4].
Участники и основные формы антисоциального
Поведения.
Существуют четыреосновные формы травли:
Психологическая форма травли — характеризуется эмоциональным напряжением жертвы, посредством унижения, оскорбления и снижения личностной самооценки [5].
Физическая форма —Физический буллинг характеризуется применением физической силы в отношении жертвы, в последствии возможно причинение физического вреда.Физическое насилие включается в себя побои, дергание за волосы, и др [5].
Экономический буллинг ориентирован на использование денежных средств с целью контроля определенного лица. [5]
Кибербуллинг — это оскорбления, травля, запугивание, высказываемые жертве с помощью средств электронной связи (сообщения электронной почты, сообщения/комментарии в социальных сетях, SMS). [6]
Жертвами травли в школе чаще всего становятся: дети, гиперопекаемые родителями; дети учителей; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива; и др
Другими участниками буллинга могут быть: агрессор – человек, который начинает травлю выбранной жертвы; сторонники – люди, которые начинают следовать образцу обидчика; наблюдатели – люди, которые наблюдают травлю, однако не представляются обидчиком или жертвой, заступники – люди, которые встают на защиту жертвы.
1.4 Медиативные формы как способ борьбы с буллингом
Медиация существует уже давно, как есть инциденты. Для разрешения инцидентов прибегали как к переговорам меж конфликтующими сторонами, например и к медиации, которую возможно именовать особенным обликом переговоров с ролью нейтрального лица. Абсолютно, с течением веков происходила модификация основ и методик медиации, но незыблемой оставалась ее задача - примирение сторон с ролью независимого посредника.[8]
Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине 20 столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере. [8] Медиация — значит «посредничество» и происходит от английского слова «mediate» (посредничать, реализовывать посредническую активность). Медиация представляется другим внесудебным методом урегулирования спора с участием самостоятельного посредника медиатора. [9] Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, добиться согласия, — посодействовать отыскать виды условий, на которых может быть урегулирован спор.
В Российской Федерции широкое распространение медиация получила в розднее, после принятия Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» В данное время, во многих регионах России медиаторы активно работают как в судах, так и во внесудебных инстанциях. Успешно рассматриваются случаи раздела имущества и опеки над детьми при разводе, конфликты в образовательной сфере (прежде всего в школах) и многие другие. [9]
Цели медиации: [10] 1. трансформация взаимоотношений между сторонами; 2. улучшение понимания проблемы и ее причин, повышение объективности и реалистичности сторон в восприятии и оценке происходящего; 3. урегулирование конфликта хотя бы на уровне позиций; 4. разрешение конфликта на уровне лежащих в его основе интересов сторон; 5. трансформация видения сторонами существующего конфликта.
Основные принципами медитации являются: [11]
Конфиденциальность. Информация, которую посредник получает в процессе работы, не разглашается без согласия сторон.
Добровольность. Стороны конфликта должны дать добровольное письменное согласие на проведение процедуры медиации. Без добровольности не будет эффективного диалога, который приводит к компромиссу.
Сотрудничество.Спорщики стремятся достигнуть единой общей цели: решить возникшие разногласия с минимальными потерями для всех. Они не противоборствуют, а объединяются для достижения цели.
Равноправие сторон. Каждый участник конфликта занимает равную позицию в процессе.
Беспристрастность. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования, они обладают равными правами и обязанностями.
Независимость медиатора. Посредник – человек, который не занимает ничью сторону, не имеет личных мотивов для участия в медиации, непредвзято оценивает ситуацию.
Взаимоуважение.Споры решаются без обвинений и осуждения сторон.
Медиация предъявляет очень высокие требования к личности медиатора, уровню его владения профессиональными навыками, умению оценить ситуацию и выбрать адекватные способы вмешательства. Обучение медиации в России также чрезвычайно расширилось и активизировалось после 2010 года\К сожалению, количество обученных медиаторов многократно превышает число практикующих. Это объясняется недостаточной развитостью рынка медиации, а иногда и недостаточно высоким уровнем подготовки. [12]
Многие утверждают, что это шаг жизни и его стоит элементарно испытать. Однако неужели не страшно быть жертвой, агрессором или наблюдателем? Последствия после травли, очень плохие. Я абсолютно не согласна с этим утверждением. Проблема буллинга есть и ее необходимо улаживать, невзирая на трудности.
Алгоритм действий для родителей: [7]
1. Поговорите с учителями и психологами, с администрацией в школы: «Имеется сложная положение, давайте вместе что-то сделаем». Напишите письменное заявление, покажите в нем все факты. В школах могут работать согласительные комиссии, на заседания которой могут быть приглашены участники конфликта. Укрепляйте результаты обсуждения письменно: конкретные шаги, сроки.
2. Если разговоры не работают, а травля продолжается, школа бездействует, обратитесь к чиновникам: в управление образования вашего города или области, в Рособрнадзор, к уполномоченному по правам ребенка.
3. Привлеките внимание общественности, напишите посты в соцсетях.
4. Если ситуация не разрешится, стоит задуматься о смене школы.
5. Обратитесь к адвокату. Можно подать иск в суд с требованием о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда. Ответчиком будут родители того, кто начал травлю
Если ребенку причинен физический вред! [7]
1. Перестаньте водить ребенка в школу. Как минимум - на время, пока ситуация не разрешится.
2.Соберите доказательства, сделайте медицинское освидетельствование. Запишите на диктофон или на видео разговоры, сохраните испорченные вещи, запишите имена свидетелей, сделайте скриншоты переписки в чате.
3.Напишите заявление в прокуратуру и полицию.
. Таким образом, буллинг является одной из важных проблем современного общества. Он может проявляться в разных формах: избиение, обзывание и т.д. Исследователи выделяют следующие виды буллинга: физический, эмоциональный (психологический), экономический, кибербуллинг.Жертвами травли чаще всего становятся более слабые дети. Не так давно в нашей стране появилась медиация, которая помогает решить конфликт с помощью посредника. И сейчас она активно используется и практикуется в разных сферах жизни.
Глава 2: Анализ ситуации с буллингом в школе и разработка медиативных процедур для борьбы с негативной ситуацией
2.1 Проведение социалистического исследования среди учащихся 6-11
классов по выведению кризисных ситуаций
Исследовав явление буллинга, я решила провести социальный опрос. В этом опросе участвовали ребята с 6 класса по 11 класс. Я разделила анкетирование на 2 варианта: для 6-8 классов и для 9-11. Чтобы сравнить результаты ипонять, как ответят на вопросы дети разных возрастов. (Приложения1-5)
Был вариант проведения опроса следующий, принести анкеты по всем классам. Это вызвало бы ряд проблем. Во-первых, в нашей школе две смены и основные классы которые я собиралась опрашивать учились в первую смену, а я во вторую. Во-вторых, для опросников понадобилось бы много бумаги. Взвесив все за и против мною было принято решение перейти в Google форму.
Для начала я написала все основные вопросы для анкеты. Посовеставшись с куратором и заместителем по воспитательной работе, перестроила ее и добавила некоторые важные положения. После чего куратор представил мой опросник, и я начала распространять его среди 6-11-х классов. Помогла мне в этом моя одноклассница, чему я очень благодарна.
Когда начали приходить первые ответы, стало понятно, что все работает. К вечеру респондентов было уже достаточно много, и я начала формировать результаты.
2.2. Анализ результатов исследования, систематизация результатов
Результаты опроса меня не порадовали, но и не огорчили, большинство опрошенных в двух тестах сталкивались с травлей. Можно сравнить результаты на вопрос: «Помогают ли работники школы детям,являющимися жертвами травли?» У детей, которые учатся в 6-8 классов разделилось мнение. 37,5% считают, что да, взрослые помогают, но также 37,5% не задумывались об этом.Есть и те, кто считают, что нет, не помогают (25%) (Приложение 5). Что касается 9-11-х классов в этом вопросе, то тут больше половины ребят не задумывались над этим (51,3%). 32,1 % считают, что работники школы не помогают детям столкнувшимися с буллингом. И только 16,1% думают, что да -помогают. (Приложение 5). Можно отметить, больше 70-ти % опрошенных в обоих тестах, были дети женского пола. (Приложение 1)
Результаты ответа на вопрос «Как проявляется травля других?» Были разные варианты ответа. Больше всего процентов ребят выбрали «Унижение друг друга, оскорбление, присваивание обидных прозвищ» и в 6-8 классах и в 9-11 классах. Потом идет «Обзывание, высмеивание другого,унижение». Один ученик дал собственный ответ «Не встречалась с таким». (Приложение 4)
Был вопрос, на который ученики должны дать собственный ответ «Что по вашему мнению нужно сделать, чтобы предотвратить травлю в нашей школе?». В основном все говорили о том, что нужно проводить познавательные уроки и беседы с учениками школы. Поэтому мной был разработан буклет, в котором кратко изложила основные признаки буллинга и возможные действия из выхода сложившийся конфликтной ситуации. А также разработан план открытого урока, который можно будет провести в классах школы.
2.3. Создание плана для открытого урока и разработка познавательного буклета
Так как тема буллинга является достаточно актуальной в настоящее время, я решила создать план открытого урока по теме буллинг и решение этой проблемы. (Приложение 6). Чтобы в последующим, когда будут возникать конфликтные ситуации можно было прийти в класс и подробно рассказать про эту тему. Основой плана послужила моя теоретическая часть проекта. Оттуда я взяла большинство тем и информацию. Так же важно не перегружать сам план иначе он получиться крупный и неинтересный. Познавательный урок должен проходить как информационно, так и весело. Нужно объяснять непонятные для ребят определения или слова. План урока я подкрепила также познавательным буклетом. (Приложение 6)
Подобрав текст, я начала разработку буклета. С начала я нарисовала все, до мелких деталейна бумаге. Для своего продукта я использовала предложение CanvaПонравилось оно мне тем, что легкое и понятное в использовании, а также у него очень красивый дизайн. (Приложение 7)
Началась подборка картинок, на это ушло достаточно много времени. Следом я начала располагать текст и подбирать цвета, которые хорошо гармонировали бы с подобранными мной картинками. (Приложение 7)
Используя метод анкетирования, выяснилось, что достаточно большое количество учеников сталкивались с буллингом.
Я сделала план урока, который может послужить решением конфликта и помочь ученика подробней рассмотреть тему буллинга и борьбы с ним.
Так же разработала буклет, где отразила суть буллинга и решение этой проблемы. Одним из таких способов является медиация, про которую также написано в буклете.
Заключение
В ходе написания теоретической части моего проекта, а также анализа статистических данных проведенных исследований по теме«Проблемы противоправного поведения несовершеннолетних (буллинг) и применение профилактических медиативных процедур в школах» можно сделать следующие выводы:
1.Я могу с точностью сказать, что гипотезу, написанную в самом начале проекта, удалось доказать. В ходепроведения исследования и опроса среди учащихся 6-11-х классов, мы доказали, что тема моего проекта действительно является достаточно актуальной.
2.Результат, полученный в ходе проекта, соответствует цели. Что касается качества результата, он является информативным и объективным, по моему мнению. Все что я планировала сделать - получилось. Поэтому я рада полученному результату.
3.Основная успешность исследования, заключается в информации, которую мне удалось найти и сформировать. Так же, безусловно, удалось провести социологический опрос с помощью информационных технологий. В нем приняло участие достаточно много ребят.
4. Мои результаты по теме буллинг, могут пригодиться всем учащимся школы. А информация про медиацию, будет полезна, так как может проявиться во всех сферах общественной деятельности, где могут возникнуть конфликтные ситуации.
5. Эту тему я изначально выбрала не просто так. Пообщавшись с мамой и проанализировав свою будущую профессию, стало понятно, что этот проект может послужить основой для будущей дипломной работы.
Список используемой литературы
Нормативно правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
Конвенция о правах ребенка от (20 ноября 1989 года) № N 1559-I «Конвенция ООН о правах ребёнка».
Книги:
1.А.С Архипкина, А.А. Матвеева: Службы школьной медиации/ Ассоциация «Байкальская лига медиаторов»
Электронные ресурсы:
1. Социальное поведение: элементы, характеристики [Электронный ресурс]-URL:https://students-library.com/library/read/25831-socialnoe-povedenie-elementy-harakteristiki
2.Какие существуют разновидности социального поведения [Электронный ресурс ] URL:-https://yandex.ru/turbo/knyazhinskaya.ru/s/chelovek/realnoe-socialnoe-povedenie.html
3.История буллинга и определение [Электронный ресурс]URL-https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2675
4.Отличие буллинга от конфликта [Электронный ресурс]URL-https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2675
5.Участники и основные формы антисоциального поведения [Электронный ресурс] URL-https://school-science.ru/9/8/44532
6.Кибербуллинг [Электронный ресурс] URL-https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2675
7.Алгоритмы борьбы с буллингом [Электронный ресурс] URL-http://www.svdeti.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=8447:nazvany-chetyre-glavnyh-priznaka-shkolnogo-bullinga&Itemid=11
8.История медиации [Электронный ресурс] URL-https://5aas.arbitr.ru/process/history_mediac
9.Определение медиации [Электронный ресурс ]URL-https://zakon.ru/blog/2020/11/09/mediaciya_v_rossii_pochemu_do_obrascheniya_sporyasch
10.Цели медиации[Электронный ресурс ]URL-https://journal.arbitration.ru/ru/analytics/rossiyskaya-mediatsiya/
11.Принципы медиации[Электронный ресурс ]URL-https://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/mediatsiya-v-shkole-polozhenie-normativnye-dokumenty-organizatsiya-sluzhby-shkolnoj-mediatsii.html
12.Российская медиация[Электронный ресурс]URL-https://journal.arbitration.ru/ru/analytics/rossiyskaya-mediatsiya/
Приложение 1
9-11 классы 6-8 классы
Приложение 2
6-8 классы
9-11 классы
Приложение 3
Как проявляется травля других?
6-8 классы
9-11 классы
Приложение 4
6-8 класс
9-11 классы
Приложение 6
1.Первый блок
А)-Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице.
-Знаете ли вы как по-другому называется школьная травля? (Ответы ребят)
-Хочу обратить ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Причем буллинг, это систематическая агрессия, травля.
Б) Хочу обратить ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Причем буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга:
Психологическая форма травли — характеризуется эмоциональным напряжением жертвы, посредством унижения, оскорбления и снижения личностной самооценки [5]
Физическая форма —Физический буллинг характеризуется применением физической силы в отношении жертвы, в последствии возможно причинение физического вреда. Физическое насилие включается в себя побои, нанесение ударов, дергание за волосы, и т.д
-Так же хочу рассказатьчто отличает буллинг от обычной ссоры:
Цикличность действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется систематично),
Неодинаковые силы (в конфликте у двух сторон одинаковые силы; в буллинге влияние на сторонке обидчика),
Решение (конфликт всегда возможно урегулировать, травлю же необходимо остановить
-Скажите пожалуйста знаете ли вы как действовать в ситуации если вдруг кто-то начнет вас обижать? (ответы ребят)
- А теперь давайте рассмотрим основные пособы борьбы с буллингом для жертвы
-Конечно не старайтесь закрыться от всех иначе буллинга станет еще больше. Самый эффективный способ — это рассказать о конфликте старшему (родителям или учителям). Взрослые всегда помогут. Ещё некоторые способы вы можете посмотреть в буклете.
2.Второй блок
А)Инструкция учащимся:«Сядьте водин общий круг. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки дураки» или «Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты».
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь “спустить пар”. Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно “спускать пар»
-Внимательно выслушайте каждого товарища. Ведь в большинстве случаев именно недосказанность является фактором буллинга
Б) Рефлексия
-Что нового узнали на занятии?
-Понравился ли вам этот урок?
-Будешь ли ты прислушиваться к информации, которую узнал(а)
Приложение 7