Введение
Т ема подросток и интернет интересовала меня с 7 класса. В течении трёх лет исследовала «Влияние сети интернет на развитие личности школьников подростков», «Социальные сервисы интернета в жизни подростка». В результате пришла к выводу что несмотря на негативные стороны сети наша жизнь всё больше становится виртуальной: общение, обучение, обмен информацией, развлечение. Новый способ коммуникации глубоко вошёл в нашу жизнь и продолжает набирать популярность. Все мои знакомые, друзья, одноклассники имеют странички, многие зарегистрированы в нескольких социальных сетях, проводя на просторах интернета от 4 часов в день и более. В период самоизоляции время использования интернета увеличилась в несколько раз. По данным Mediascope, WEB-Index в апреле 2020 года пользователи старше 12 лет каждый день проводили в интернете на 12% больше времени, чем в марте. Время использования интернета выросло во всех возрастных группах, но больше всего с 12-24 лет (+ 16%)По исследованиям «Левада-Центра» Российский медиа-ландшафт неуклонно растёт.
Поэтому я считаю, что необходимо учится использовать сетевые ресурсы не для бессмысленного время провождения, а для творческого развития и самообразования. Данный вопрос является актуальным ещё и потому, что поток новых знаний в современном мире всё увеличивается, усложняется, изменяется. Зачастую человек не успевает их отследить и возникает проблема: как при минимальном временном отрезке изучить максимум информации, научится ориентироваться в её потоке, выделяя главное для себя.
Цель: аналитическое исследование социальных сервисов для создания и организации персональной и непрерывной обучающей экосреды.
Задачи исследования.
Изучить литературу по проблеме.
Подготовить инструментарий (анкету)для проведения опроса и провести опрос.
Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.
Разработать алгоритм для формирования индивидуальной образовательной среды.
Объект исследования: персональные страницы в социальных сетях.
Предмет исследования: влияние индивидуальной экосреды на процесс самообразования.
Гипотеза исследования: создание персональной обучающей экосреды на странице в социальных сетях приведёт к сокращению времени на поиск нужной информации.
Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ, анкетирование, расчетно-графический.
Практическим результатом моего исследование является помощь одноклассникам в подготовке к ГИА, возможность раскрыть свои творческие способности, учителям даст возможность готовится к урокам с минимальными временными затратами и быть в курсе трендов в образовании. Время, проведённое в сети, станет максимально полезным и возможно сократится. Данная работа будет интересна педагогам и самим подросткам.
II. Основная часть
2.1.Концепция lifelonglearning.
Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни – это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Такое обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни.[1]
Концепция «lifelong learning» впервые появилась в Европе в 70-х годах прошлого века. В 1971 году во Франции был принят Закон о непрерывном образовании. В Советском Союзе стала применятся в 80-х годах.
Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений. Круг интересов и возможности человек выбирает сам, руководствуясь необходимостью в тех или иных знаниях в данный момент. Полученные знания применяются в практической жизни. Поэтому в получении комплекса знаний лично заинтересован.
LifelongLearning |
Традиционное обучение. |
||
Учащимся только указывают на источники знаний |
Источник знаний - учитель |
||
Люди учатся на практике |
Учащиеся получают знания от учителя |
||
Оценивание нужно для того, чтобы определить нужную стратегию обучения и возможные пути будущего обучения |
Для оценки прогресса в обучении предлагаются контрольные задания, и на основании результатов учащимся позволяется продвинуться дальше |
||
Люди учатся по индивидуальным планам |
Все учащиеся обязаны учиться по одной и той же программе |
||
Всю свою жизнь люди могут учиться |
Хороших учеников отличают; у них появляется возможность продолжить образование |
||
Результаты обучения переносятся в работу и жизнь |
Результаты обучения носят специализированный характер |
||
Люди учатся в группах и друг у друга |
|
Сравнительный анализ.
Таким образом, непрерывное обучение представляет собой совершенно новую модель для образования. Учителя в ней играют вторичную роль, а средой обучения считается вся жизнь человека, вся культура, с которой он взаимодействует. Обучение происходит в процессе практики, а не пассивного «впитывания» знаний.
В ее основе непрерывного обучения лежат такие ценности, как познание, исследовательский дух, служение человеку и обществу, единство развития разума. Можно перечислить сильные стороны непрерывного обучения:
Помогает развить способности.
Способствует пытливому, любознательному взгляду на мир.
Помогает людям легче переживать перемены в мире.
Непрерывное обучение – способ всегда оставаться активным, мобильным членом общества.
2.2. Экосистема, как новая форма обучения для будущего
До недавнего времени понятие ЭКОСИСТЕМА применялась только в биологии. Начиная с 2000г. это понятие стали применять в бизнесе, экономике, образовании.
Экосистема - функциональное единство систем и организмов, взаимодействие между собой и друг с другом.
Образовательная экосистема — это, в первую очередь, новая форма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества. Экосистема подразумевает не только получение знаний, но и практических навыков, применяемых в жизни.
Уровень владения цифровыми навыками определяет успешность в жизни человека и его трудоустройство. В настоящее время происходит поиск новых форматов и технологий для обучения. Происходит перестройка традиционного образовательного процесса.
Про образовательные экосистемы заговорили в начале 2000-х годов, опираясь на термин «экосистема обучения». Несмотря на постоянное упоминание термина, дать четкое определение образовательным экосистемам нельзя. Отчасти это связано с тем, что любые экосистемы постоянно развиваются и перестраиваются.
Московская школа управления СКОЛКОВО и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели образовательные экосистемы как новую форму обучения для будущего. На примере более чем 40 образовательных экосистем со всего мира они показали, как трансформируется классическая система обучения и что нам ждать от образования будущего. Эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способыобучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образованиион приведет к сетевым моделям добровольного обучения и развития.[2]
Таким образом образовательные экосистемы — это сети и сообщества учащихся и социальных сервисов образования, постоянно развивающиеся.
К
рупные компании по всему миру создают свои экосреды, складываясь постепенно в экосистемы. Прежде всего их запускают IТ и финансовые гиганты. Среди них можно выделить Mail.Group, Yandex, Сбербанк. Тренд уже переходит в другие сферы жизни: исследователи прогнозируют его развитие и в образовательной среде.
Проводя исследования 2018, 2019, 2020 году, пришла к выводу, что социальные сервисы стремительно набирают популярность. На их основе появляются экосистемы. ПроектEdMarket показал, как изменилось количество использования социальных сервисов в онлайн-обучении за 2019 и 2020 годы[3]:
Сервисы от компаний-гигантов, которые являются крупными экосистемами, имеют платформы в образовании. (Я.Учебник, Я.Уроки, Я.Учитель, Яндекс.Репетитор, Я.Школа,Яндекс Лицей от Яндекса. Алгоритмика, Учи.Ру, Тетрика, Skillbox, Greekbrains от Mail.Group.Фоксфорд от Talent Tech. И совершенно новая экосистема Skyeng.) [4]
2.3. Индивидуальная образовательная Экосреда в социальных сетях.
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому, по моему мнению, надо научится использовать ресурс с максимальной выгодой для себя.В современном динамичном мире надо беречь время, получая информацию, саморазвиваясь и обучаясь, тратя на этот процесс минимум времени. Для этого лучше всего подходит цифровое поле. Надо лишь создать в нём условия. Одним из решений может стать развитие индивидуальных экосред и экосистем в образовании.
Экосреда – это наш мир в социальных сетях. Ученик может с легкостью менять его, управляя алгоритмом своими запросами и действиями. Наша лента в Instagram или в ВКонтакте по сути и есть та самая экосреда, которую мы создаем. Таким образом можно создавать не только развлекательный контент, но и образовательный. Если школьник начнет активно интересоваться, вводя разные вопросы в поисковую систему, то алгоритм начнет ему выдавать больше информации по данному направлению. Тоже происходит не только с лентой, но и рекламой: советовать больше сообществ, организаций, блогов экспертов по данному направлению. Это называется таргетированная реклама.
Индивидуализация — один из трендов современного образования. Это значит, что учебные программы составляются не для большинства, а учитывают индивидуальные особенности школьников. В этом случае искусственный интеллект используют, чтобы он анализировал потребности каждого и, ориентируясь на них, формировал индивидуальный план заданий. Например, система может учитывать частые ошибки, скорость ответов, особенности восприятия информации и так далее.Экосреда тесно связана с искусственным интеллектом в социальных сетях и трендом индивидуализации.[5]
П оэтому индивидуальная образовательная экосреда – это то, что позволит учится, даже в социальных сетях. Подобную среду может составить без труда любой школьник, манипулируя простым алгоритмом в социальных сетях. А искусственный интеллект за него выполнит остальную работу.
III. Практическая часть
Я провела анкетирование 5-9 классах, где было опрошено 82 школьника. Составленную мной анкету я разместила на сервисе Google форм- https://forms.gle/bNWHH2FZ7aXpzMF6A
В работе я использовала следующие результаты:
- «Сколько времени вы обычно проводите онлайн?» Большинство ответили от 3 до 6 часов – 40,9%.
-
- «Для чего вы в основном используете сеть Интернет?»
Д
ля учебы используют социальные сервисы лишь 39,4%, остальные используют для развлечения.
-«Смогли бы вы успешно учиться и саморазвиваться без помощи социальных сервисов?» большая часть ответила не знаю – 42,4%, то есть они не уверены в своих знаниях, полагаясь на готовую информацию.
Таким образом учащиеся используют социальные сети для общения, проводя в сети неоправданно много времени. Поэтому, исходя из опроса, я решила составить алгоритм создания персональной образовательной экосредына примере социальной сети Instagram.
Из всех возможных тем для создания цифровой образовательной среды я выбрала «Батик». Прежде у меня были поверхностные знания на данную тему, но очень большое желание научиться рисовать по ткани.
С
начала, в поисковых системах, я искала группы, где общаются и выкладывают материал работающие художники. Лайкала их посты и сохраняла себе на будущее.
З
атем я подписалась на несколько школ и курсов, которые обучали батику. Так в моей ленте появилась подборка с новостями курсов.
П
росматривая хэштеги, я смогла выбрать те, которые выдают наиболее полезный контент. Так я получила в свою ленту самое лучшее.
Д
алее я решила создать себе таргетированную рекламу – это реклама, основанная на наших интересах и предпочтениях. Я лайкала посты, сохраняла подборки и продолжала подписываться на тематические группы и образовательные учреждения. Спустя время у меня появилась интересная реклама.
Благодаря созданной мною экосреде, мне стало намного проще ориентироваться в огромном потоке информации и находить нужное. Вместо того, чтобы часами искать в поисковых системах, я с легкостью находила нужный пост, блог в своей ленте, которую мне сформировал искусственный интеллект. Таким образом у меня получилось нарисовать батик «Шиповник»:
Также таргетированная реклама стала мне предлагать сервисы, для продвижения своего бизнеса, и показывать профили, которые занимаются продажей ручной одежды, расписанных шарфиков и т.д. «Набив руку» на батике у меня будет возможность в будущем открыть бизнес-профиль по п
родаже текстиля в виде ручной росписи по ткани. То есть превратить моё х
обби в источник дохода.
Основным принципом формирования идеальной экосреды я выделила профили, блоги, посты, в которых содержится необходимая информация, а также искусственный интеллект, который анализирует наши действия, формируя идеальную экосреду.Правильно манипулируя этими критериями можно без труда заставить систему социальных сетей работать под наши предпочтения.
Я сейчас учусь в 10 классе и в приоритете у моих сверстников стоит подготовка к экзаменам. Мои одноклассницы заинтересовались работой и создали свои экосреды по подготовке к предметам ГИА.
А учитель по обществознанию сократил поиск информации к уроку благодаря новой образовательной среде в своём телефоне.
IV. Заключение.
Современный этап развития сети Интернет привел к тому, что сеть из источника информации для индивидуального использования превратилась в место совместной деятельности пользователей. Чтобы найти свое место в различных сообществах сети необходимо каждому пользователю иметь представление о возможностях социальных сетей. Это в полной мере относится и к образовательному процессу. Сегодня мы становимся свидетелями уникального процесса для всей мировой системы образования, когда субъекты образовательной деятельности начинают взаимодействовать вне зависимости от географических границ и социальных иерархий. Учебная деятельность с использованием социальных сетей предопределяет развитие, позволяет формировать информационную культуру, столь необходимую в условиях современного общества. Алгоритм создания образовательной экосреды в социальных сетях позволит ориентироваться в информационной среде Интернета и эффективно искать необходимую информацию.
Считаю, что моя работа интересна для всех, кто ценит своё время, стремится к самообучению и саморазвитию. Моя гипотеза подтвердилась. Поиски нужной информации сократились, появилась возможность использовать полученные знания и навыки в практической деятельности и жизни.Хобби при правильной организации экосреды становится дополнительным и даже основным источником дохода.
Формируя экосреду - мы формируем своё сознание!
Литература:
Юрий Духнич - Обучение на протяжении всей жизни
РБК – Почему будущее – за экосистемами.
Елена Лукашина – Рынок онлайн-образования в 2020 году
Михаил Свердлов – Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает?
Антон Матковский - Искусственный интеллект и EdTech: как использовать технологии в сфере образования
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в социальной сети Campus.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=331
РБК - Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
SKOLKOVO - Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования