Введение
Я люблю учиться, с радостью хожу в школу. Школа для меня – не только источник знаний, но и возможность общаться, дружить, помогать друг другу. Я еще не отличница, но стремлюсь к этому. Хорошим примером для меня служат друзья, которые лучше меня разбираются в определенных предметах и помогают мне тоже в них разобраться. В начале учебного года я подумала: а что, если заинтересовать больше ребят такой взаимопомощью? Пусть тот, кто лучше понимает предмет, объясняет его тому, кто хуже в нем разбирается, и от этого получат пользу оба.
Я обратилась за помощью к моей учительнице Светлане Владимировне, и она поддержала идею организовать регулярные занятия для тех одноклассников, которым нужна помощь по определенным предметам.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова я нашла такое определение: «Наставник – это учитель и воспитатель, руководитель». В наше время понятие наставничества чаще используется в значении помощи старших школьников – младшим, более опытных в чем-то – новичкам. Если обратиться к истории советских времен, наряду с понятием наставничества можно также встретить понятие шефства.
Я считаю, что организация наставничества в классе на регулярной основе - очень важная и актуальная задача. Период дистанционного обучения весной 2020 года показал, какое огромное значение для нас, детей, имеет личное общение учителя с учениками и учеников между собой. Вопрос взаимопомощи настолько меня заинтересовал, что я решила провести собственное исследование и узнать, в каких формах, где и кем применялось наставничество раньше? Почему некоторым ученикам трудно даются те или иные предметы? Можно ли через взаимную помощь учащихся повысить их успеваемость?
Учеников, которые взяли на себя роль наставников, в рамках проекта мы назвали «Помощниками», а тех, кто принимал помощь наставников – «Стремящимися».
Цель исследования: оценка эффективности движения наставничества в учебном классе.
Цель исследования раскрывалась в следующих задачах:
Подготовка и организация движения наставничества в учебном классе;
Вовлечение учащихся в движение наставничества;
Сравнение успеваемости до и после реализации движения наставничества;
Оценка результативности, перспектив и ограничений движения наставничества.
Исследование включало в себя три этапа.
Первый этап – подготовительный, он длился 2 недели. На нем были реализованы следующие подзадачи:
Ознакомиться с историей наставничества из литературных и сетевых источников;
Провести в классе анкетирование по выявлению причин трудностей в освоении той или иной учебной дисциплины;
В ходе классного часа организовать разбиение на пары «помощник – стремящийся»;
Основной этап исследования представлял собой реализацию проекта «Наставничество» в учебном классе и длился 6 месяцев. На основном этапе выполнялись следующие подзадачи:
Организовать занятия наставников со своими подопечными на регулярной основе;
Провести итоговое анкетирование Наставников и анкетирование Стремящихся;
Определить, какое влияние оказал проект как на тех, кто помогал, так и на тех, кому помогали.
Третий этап – аналитический, он завершал исследование и длился 2 недели. На этом этапе полученные данные подверглись количественной и качественной обработке: информация была представлена в виде таблиц и диаграмм, были сформулированы выводы. Результаты были представлены участникам исследования (одноклассникам) в виде презентации.
Объект исследования – наставничество как учебный проект.
Предмет исследования – изменения, которые происходят с одноклассниками в ходе участия в проекте «Движение наставничества».
Методы исследования: беседа, наблюдение, подготовка и проведение занятий, анкетирование, устный опрос с последующим анализом полученных данных.
В качестве выборки выступили учащиеся 3 класса «Д» МБОУ СОШ №6 (г. Мытищи). Всего с исследовании приняли участие 18 человек (9 пар помощник – стремящийся).
Гипотеза: в ходе участия в проекте «Движение наставничества» отстающие ученики смогут повысить свою успеваемость.
Организация движения наставничества в учебном классе
1. История наставничества
Оказывается, наставничество имеет тысячелетнюю историю. Еще в первобытном обществе взрослые члены племени обучали детей всему, что нужно для выживания. Особенно ярко это проявлялось в обрядах инициации. При этом подростки отделялись от дома и семьи и с помощью наставников получали новые, священные знания, к которым у детей младшего возраста не было доступа, а также опыт самостоятельной жизни. В чем-то это похоже на современную школу: учителя ведь тоже являются наставниками, которые вводят нас в мир научного мышления.
В Европе наставничество известно со времен Древней Греции. Ментор, персонаж поэмы Гомера «Одиссея», был наставником сына Одиссея Телемаха. Именно поэтому в западной традиции вместо слова «наставничество» применяется термин «менторство». При этом тот, кому оказывается помощь, называется «протеже». Наставниками для прихожан и учеников-монахов были также святые старцы в традиции христианства.
Наставничество широко применялось и в СССР, чаще в форме шефской помощи, когда старшеклассники брали шефство над младшими школьниками, помогали им в учебе и проведении школьных мероприятий.
Я узнала, что в Белгородской области с 1 сентября 2019 года стартовал проект, который называется «Дети-Наставники». В его рамках реализуется несколько направлений:
шефство над детьми сиротами и детьми, которые находятся под опекой;
шефство старшеклассников над учениками начальных классов;
проведение мероприятий по профессиональной ориентации;
разработка сценариев интерактивных игр для школьников, связанных с профессией.
Но в целом я заметила, что литературы, посвященной опыту наставничества в современной российской школе, мало. И мне совсем не встретилось описание позитивного опыта наставничества внутри одного класса.
Чаще мне встречалось описание техник наставничества, связанное с взрослыми людьми. Такие формы наставничества всегда предполагают, что есть старший – и младший, руководитель – и подчиненный. В нашем проекте и помощники, и стремящиеся – ученики одного возраста, поэтому между участниками процесса не возникает «барьер власти», ученик не боится признаться в своем незнании. Наставник, в свою очередь, тоже не все знает, он даже не обязательно отличник по данному предмету.
Авторы литературы о наставничестве согласны в том, что роль наставника не сводится к передаче знаний, она предполагает также моральную поддержку, личный пример, дружеское взаимодействие между участниками процесса. Наставник должен, во-первых, помогать своему подопечному в решении учебных задач; во-вторых, своим личным примером мотивировать на успешную учебу; в третьих, отмечать и радоваться каждому успеху своего подопечного.
2. Организация проекта «Движение наставничества»
В ходе классного часа, посвященного организации проекта, выяснилось, что многие мои одноклассники с радостью готовы участвовать в работе. К моему удивлению, участвовать в проекте в роли Стремящихся были готовы и ребята, которые успешно учатся, но понимают, что по какому-то предмету им необходима помощь. Выяснилось, впрочем, что есть и ребята, которым объективно нужна помощь, но они от нее отказываются. Причина отказа, на мой взгляд, такая: они не были готовы увидеть в роли учителя своего одноклассника. Другой проблемой стала нехватка свободного времени у ребят, которые отлично учатся и готовы помочь другим. Обычно они занимаются в различных кружках и их время расписано по минутам. Тем не менее, нам удалось составить график занятий, разбить желающих участвовать в проекте на пары «помощник – стремящийся». Всю работу по проведению занятий было решено фиксировать письменно, для этого были заведены тетради и выбран ответственный за их ведение. Каждому предмету была выделена одна тетрадь формата А4 и внутри нее была сделана таблица, в которую вносилась следующая информация:
Фамилия, имя Стремящегося;
Тема, которую он хочет понять;
Фамилия, имя Помощника;
Дата проведения занятия;
Подпись Помощника «Все разъяснил»;
Подпись Стремящегося «Все понял». (Приложение №11)
3. Анкетирование по выявлению причин неуспеваемости учащихся
На первом (подготовительном) этапе необходимо было провести анкетирование одноклассников: узнать предметы, по которым им нужна помощь, и выяснить причины имеющихся проблем, а также лучше узнать интересы и склонности одноклассников для того, чтобы детям проще было в дальнейшем взаимодействовать. Анкета была разработана мною с учетом рекомендаций учительницы. Вопросы задавались участникам устно, ответы фиксировались. В анкетировании приняли участие 18 человек
В результате анкетирования (Приложение 1) выяснилось, что наибольшие трудности у учеников вызывают следующие предметы:
русский язык – 35%;
математика – 35%;
английский язык – 29%;
технология – 11%.
Причина трудностей в учебе
С помощью нескольких вопросов анкеты я попыталась выяснить причину этих трудностей (Приложение 4). Как оказалось, многие мои одноклассники (66%) не могут сформулировать причину своих проблем с учебой; 17% четко понимают, какие именно пробелы в знаниях им мешают учиться; остальные не видят у себя проблем с учебой.
Как ты относишься к школе?
Следующие вопросы анкеты должны были выявить отношение учеников к школе и учителям, к учебе в целом. На основе литературных данных можно предположить, что положительное отношение к школе, классу и учителям помогает успешно справляться с трудностями в учебе и, наоборот, при негативном отношении к школе ученикам сложно бывает усвоить даже простые знания. Анализ показал, что 42% учеников относятся к школе и учителям очень хорошо, 53% - хорошо, 5% школьников не смогли ответить на вопрос (Приложение 7).
Какие предметы тебе нравятся/не нравятся?
Следующие вопросы анкеты помогли мне понять, какие предметы детям нравятся больше, а какие меньше. Думаю, это напрямую связано с успеваемостью ученика по данному предмету. Так, многим детям, как оказалось, нравятся физкультура, технология, рисование. Самыми сложными для ребята оказались такие предметы, как русский и английский язык, математика, литературное чтение (Приложение 8, 9).
Сколько времени ты тратишь на уроки?
Ответ на этот вопрос косвенно указывает, насколько легко дается школьнику учеба, насколько самостоятельно он выполняет домашнее задание. Если выполнение домашнего задания занимает очень много времени, можно предположить, что ученику трудно дается определенный предмет, с которым связано домашнее задание. А если ученик тратит на уроки совсем мало времени, возможно, он списывает их или выполняет недостаточно добросовестно. Для получения более детальной информации я задавала одноклассникам дополнительные вопросы.
Результаты опроса показали, что большая часть детей на уроки тратит около часа – 48%, два часа на уроки уходит у 18% школьников, больше двух часов – у 18%, от 15 до 40 минут у остальных 16% (Приложение 10).
На какие кружки (секции) ты ходишь?
Я считаю, что эта информация необходима для того, чтобы на дополнительных занятиях в рамках проекта учитывать интересы каждого. Например, ученику, который занимается спортом, будет интереснее решать задачи, связанные со спортом; а тому, кто любит рисовать, можно предложить записывать условия задачи в виде рисунка. Все участники опроса написали, что занимаются в дополнительных кружках и секциях. Их увлечения я постаралась учитывать при курировании наставнического движения.
Чем ты занимаешься в свободное время?
Этот вопрос также был направлен на выявление интересов учащихся. В свободное время большинство моих одноклассников предпочитают или гулять, или спать – каждый ответ набрал по 16%. 12,5 % играют; столько же читают. По 8% каждый набрали следующие ответы ребят – играю, готовлю с мамой, занимаюсь творчеством. По 4% набрали такие варианты ответов: «Играю с братом или сестрой», «Учусь на онлайн-платформах», «У меня нет свободного времени». (Приложение 10)
После проведения анкетирования участники исследования были разделены по парам. Разделение происходило на основе пересечения учебных вопросов: например, к ученику, который испытывает трудности с русским языком, был подобран наставник, который хорошо учится по этому предмету. Я постаралась учесть также интересы моих одноклассников и дружеские связи между ними.
Когда подготовительный этап был завершен, мы начали регулярные занятия по составленному плану. Одной из главных их особенностей была добровольность. Наша классная руководительница выполняла роль помощницы и наблюдательницы, она не оценивала и не заставляла никого заниматься. Мы, дети, сами себя мотивировали на учебу! Мы сами планировали, что будем изучать на каждом занятии, сами проверяли, насколько хорошо усвоили тот или иной материал, сами себя оценивали. Это был замечательный опыт, которого очень недостает нам в школе.
Занятия в рамках проекта «Движение наставничества» проходили после основных уроков и на внеурочных занятиях. Дети рассаживались парами – Помощник и Стремящийся. Все Помощники готовились к своим занятиям заранее. Большую помощь оказывала классная руководительница, она помогала ребятам находить дополнительную литературу по выбранному предмету. Например, по русскому языку Помощники проводили диктанты с последующим разбором орфограмм. По математике брали нестандартные и занимательные задачи. Оказалось, что такие задания вызывают больший интерес, чем обычные задачи из учебника. Кроме того, если у ученика возникали вопросы во время уроков, на любой перемене он мог обратиться к своему Помощнику за консультацией.
Результаты и их обсуждение
По истечении нескольких месяцев работы мы провели классный час, на котором обсудили результаты проекта. Своими мыслями делились по большей части Помощники. Стремящимся зачастую сложнее давался самоанализ, а порой они просто стеснялись высказаться.
Все без исключения Помощники утверждали, что получили новый интересный опыт и что такая форма учебной работы им очень нравится. Помощники смогли ощутить себя почти взрослыми, несущими ответственность за другого человека. Многие говорили, что эта работа сделала их терпимее к недостаткам других, спокойнее и внимательнее. Помощники отметили, что стали лучше понимать учебный материал, потому что в процессе объяснения яснее понимали детали. Также Помощники указали, как сложно бывало порой мотивировать своего подопечного, заставить его сконцентрироваться на учебе.
В свою очередь, Стремящиеся указали, что общая работа помогла им сдружиться с одноклассниками, сделала их спокойнее и целеустремленнее.
Свои замечания сделала и наша классная руководительница. Она отметила, что у Стремящихся уменьшилась тревожность, они стали позитивнее и раскрепощеннее. Также она указала, что успеваемость у большей части Стремящихся объективно стала лучше, что отражают оценки в электронном журнале.
1. Анкетирование Помощников
Я провела новое анкетирование всех участников исследования, чтобы выяснить, каких успехов мы смогли добиться. Вопросы в этой анкете отличались от предыдущей и были направлены, прежде всего, на анализ полученного опыта.
По результатам анализа анкет Помощников удалось выяснить следующее:
По каким предметам ты занимался?
Больше всего занятий у Помощников было по математике – 36%, по русскому языку – 34%, окружающему миру – 13%, по литературному чтению – 9%, а по английскому языку – 7%. (Приложение 12).
Эти цифры соответствуют данным, полученным при первичном анкетировании (вопрос о том, какие предметы вызывают наибольшую сложность). Получилось так, что Помощники занимались в основном теми предметами, которые и вызывали наибольшие затруднения у их подопечных.
Каких успехов добился твой Стремящийся?
Все Помощники указали при анкетировании, что одноклассники очень старались и внимательно слушали. По мнению Помощников, спокойствию и терпению» научилось 40% школьников, понимать информацию научились 20%, а еще 20% приобрели новые знания. Все Помощники считают, что их Стремящие добились успехов в учебе, у некоторых Стремящихся в журнале впервые появились пятерки.
Рис. 1. 1.
Диаграмма «Каких успехов добился твой стремящийся?»
Таким образом, субъективная оценка Помощников позволяет предположить, что совместные занятия не прошли для их подопечных бесследно: в одних случаях повысилась успеваемость по предметам, в других, даже если успеваемость сильно не возросла, развились другие значимые качества. Со стороны же Помощников, без сомнений, были продемонстрированы такие качества, как чуткость и наблюдательность: они значительно сблизились со своими подопечными и сумели лучше понять их.
Что изменилось у тебя после того, как ты стал Наставником?
Как оказалось, процесс наставничества повлиял очень сильно и на самих Помощников. Некоторые наставники написали, что после того, как они объясняли тему своим одноклассникам, они сами смогли в ней лучше разобраться. Такой ответ дали 37,5% опрошенных. 25% школьников написали, что после участия в проекте стали более ответственными. 25% Помощников отметили, что стали лучше формулировать свои мысли. 43% отметили, что стали более терпеливыми, выдержанными. 6,25 % школьников считают, что ничего не изменилось.
Рис. 1. 2.
Диаграмма «Расскажи, что изменилось у тебя после того, как ты стал Наставником?»
Как видно из диаграммы, лишь небольшой процент Помощников не почувствовали в себе никаких изменений после окончания исследования. Большая же часть Помощников заметили, что их отношение к учебе и к одноклассникам заметно изменилось. Но самое удивительное – их успеваемость тоже возросла! Оказывается, улучшению познаний в каком-либо предмете способствуют не только упорные занятия, но и помощь в этом предмете другому ученику. Такой удивительный вывод позволяет в дальнейшем внедрять в наше обучение новые формы занятий: например, вместо того, чтобы учить наизусть какое-нибудь правило, просто попытаться объяснить его другому человеку.
Хочется также отметить, что все Помощники были едины в том, что и дальше готовы помогать своим одноклассникам. Таким образом, этот проект позволил не только получить результаты, но еще и сплотить наш класс и выстроить тесные товарищеские взаимосвязи между одноклассниками.
2. Анкетирование Стремящихся
Повторное анкетирование Стремящихся позволило оценить, какие изменения произошли с ними во время участия в исследовании, что нового они узнали про себя и свое обучение, а также выявить трудности, возникшие у них в ходе занятий с Наставниками.
Какие у тебя возникали трудности во время занятий?
Оказалась, основные сложности у школьников связаны с необходимостью не просто выучить правила, а отработать определенные навыки. Например, по русскому языку 20% сталкиваются с проблемой орфограмм, или грамотного письма. Только регулярные занятия, как выяснилось, могут помочь научиться писать без ошибок. 70% школьников сталкиваются с проблемами при решении задач. Эту трудность можно преодолеть, только регулярно решая задачи. 10% школьников сталкиваются с проблемой усвоения информации по чтению и окружающему миру, а значит, у них недостаточно развиты навыки осмысленного чтения. Таким образом, занятия с Помощником помогли этим ребятам четче осознать свою главную проблему: недостаточность самостоятельной работы над темами, вызывающими трудности. Как оказалось, многим до сих пор при выполнении домашней работы оказывают помощь родители. Работая с Помощником в отсутствии родителей, они смогли осознать свою проблему. А осознание проблемы – это важный шаг на пути ее решения. Таким образом, проект наставничества помог отстающим ребятам не только во время его реализации, но и оказал долгосрочный эффект.
Изменилось у тебя отношение к учебе? Если да, то как именно?
По результатам анкетирования получилось выявить, что 27% учеников стали, по их мнению, увереннее себя чувствовать на уроках, 25% стали лучше понимать материал, 18% стали интересоваться своими оценками, у 17% ничего не поменялось, а 12% стали спокойнее и внимательнее на уроках.
Таким образом, занятия с Наставниками позволили большинству Стремящихся изменить свое отношение к учебному процессу и занять более активную позицию в своем собственном образовании.
Выяснилось также, что большинство Стремящихся стали активнее участвовать в жизни класса, начали ощущать атмосферу школы и класса как более комфортную и дружелюбную.
Рис. 2. 1.
Диаграмма «Изменилось у тебя отношение к учебе? Если да, то как именно?»
Выяснилось также, что большинство Стремящихся стали активнее участвовать в жизни класса, начали ощущать атмосферу школы и класса как более комфортную и дружелюбную.
Готов ли ты дальше заниматься с наставником?
80% ребят готовы дальше заниматься с Наставниками, а 20% затруднились с ответом. Из этих данных видно, что в большинстве случаев наставничество сблизило детей. Занятия с одноклассниками стали не скучной необходимостью, а увлекательным и, к тому же, полезным новым опытом.
Готов ли ты своим одноклассникам помочь в том, что у тебя хорошо получается?
80% ребят сказали, что готовы, а 20% не готовы.
Перефразировать этот вопрос можно так: готов ли ты сам стать Наставником для других? Ведь многие дети, испытывающие трудности в точных науках, прекрасно рисуют, делают поделки своими руками, и наоборот. Быть Стремящимся – не значит быть хуже других, и данный проект позволил понять и осмыслить этот удивительный факт. Каждый может быть и Наставником, и Стремящимся, ведь каждый может испытывать трудности в одной дисциплине и при этом хорошо разбираться в другой.
И все-таки Наставникам проще продолжать свою деятельность по обучению одноклассников. От Стремящихся же нужна большая смелость, чтобы быть готовым так кардинально изменить свою роль. Тем ценнее становятся полученные данные: большинство Стремящихся стали чувствовать себя увереннее и проявили желание занять другую, более сложную и ответственную роль.
3. Объективная оценка успеваемости
В качестве объективной оценки выступают данные об успеваемости учащихся, фиксируемые в электронном журнале. Моя классная руководительница поделилась этими данными в обобщенном виде, чтобы дополнить и завершить исследование.
Рис. 3. 1.
Сравнительная таблица успеваемости в I и III четвертях
Сравнительный анализ результатов успеваемости за I и III четверть 2020/2021 учебного года показывает, что показатели улучшились по таким предметам, как иностранный язык, математика, русский язык, литературное чтение, технология и музыка. В то же время показатели незначительно снизились по таким предметам, как ИЗО и родная русская литература. Надо отметить , что занятия по данным предметам не входили в задачи проекта. Рост показателей качества знаний по основным предметам говорит о том, что проект оказался успешным и помог повысить общую успеваемость класса.
Выводы
Анализ полученных в ходе исследования результатов позволил сформулировать следующие выводы:
1. Наставничество как учебное движение позволяет сплотить класс, повысить успеваемость и развить значимые личностные качество всех его участников;
2. Движение наставничества позволяет Стремящимся повысить учебную успеваемость, а также развить в себе такие качества, как активность, инициативность, интерес к учебе, вдумчивость, рефлексию.
3. Движение наставничества позволяет Помощникам развить в себе терпимость к чужим ошибкам, терпение, эмпатию, умение заботиться и помогать.
4. В процессе наставнической деятельности Помощник не только помогает своему однокласснику, но и повышает свою собственную успеваемость за счет более глубокого погружения в учебный материал и его переосмысления с позиции преподавателя, а не учащегося.
Заключение
В своей работе я ставила перед собой задачу организовать процесс наставничества в классе, привлечь к этому одноклассников и оценить, смогли ли отстающие улучшить свои результаты по выбранным учебным предметам. Мне удалось заинтересовать и привлечь к участию в проекте многих одноклассников. Проект получился интересным и очень полезным для нашего класса. В нашем классе достаточно много отличников, ребят, которые могут мотивировать других стараться, работать и улучшать как свои знания, так и свои оценки. Одним из ярких примеров стал мой одноклассник, который, будучи отличником, готов был выступить в роли Стремящегося, чтобы подтянуть свои знания по английскому языку. В такой устремленной к знаниям атмосфере хочется учиться и развиваться. Все опрошенные мной одноклассники сказали, что любят школу и очень хорошо относятся к учителям. Многие из ребят уже самостоятельно могут определить, в усвоении каких тем им нужна помощь, а большинство готовы помочь своим одноклассникам.
В ходе проекта выделились основные предметы, по которым стремящимся понадобилась помощь, а именно русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение и английский язык.
Формулируя свою гипотезу, я считала, что мои одноклассники, которые стали Стремящимися, смогут подтянуть свои знания и улучшить свои результаты. Выдвинутая мною гипотеза оказаласьне до конца верной: в части случаев успеваемость повысилась, но перемены оказались связаны не только с учебным процессом, но и с личностным развитием участников исследования. По результатам анкетирования стало понятно, что и у Помощников, и у Стремящихся произошли внутренние изменения.
Помощники чётко смогли сформулировать, что у них изменилось после участие в проекте. Некоторые ребята в процессе объяснения учебного материала Стремящимся смогли сами в этой теме лучше разобраться. Некоторые ребята, рассказывая своему подопечному материал, научились четче формулировать свои мысли и активнее выражать свою позицию в классе. Другие Помощники отметили, что в результате участия в проекте стали более ответственно относиться к учебе.
Среди Стремящихся также наблюдались изменения. Некоторые из них указали, что стали более спокойными и внимательными, некоторые написали, что стали активнее участвовать в жизни класса. Одна девочка, у которой я была Помощником, даже принесла из дома лук, чтобы посадить его в классе и с одноклассниками вместе наблюдать, как он растет. Это говорит о больших изменениях в ее сознании, потому что раньше она была равнодушна к делам класса. Многие ребята отметили, что в процессе занятий сдружились с одноклассниками и им стали комфортно и приятно в классе.
Мне кажется, этот проект повлиял на всех его участников только в лучшую сторону. Я заметила большие успехи и у меня и у моей подопечной. Я очень радуюсь ее успехам и вижу результаты нашей совместной работы.
Считаю, что данный проект необходимо продолжать и буду развивать его дальше, тем более что по результатам анкетирования видно, что и Стремящиеся, и Помощники готовы продолжать совместную работу.
Мне кажется, в каждом классе необходимо проводить такую работу, поскольку это влияет не только на желание ребят лучше учиться, но и на их внутренний мир, их отношение к школе, учителям, одноклассникам, а самое главное, к самим себе. Это могло бы стать не разовым проектом, а системной частью образования как младших, как и старших школьников.
Литература
А.М. Долгушева, В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко. Наставничество как педагогический феномен – Вестник Омского университета, 2013, №4, с. 264-268.
Витвар О.И. Современное содержание и способы развития педагогического наставничества в системе общего образования РФ – интернет-журнал «Грамота», №4 2019 г.
Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и автор вступит. очерков С.Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975
Щетинин М.П Объять необъятное: записки педагога:. – М.: Педагогика. 1986. – 176 с.
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986, 1986. – 176 с.: ил.
Сухмлинский В.А. Разговор с молодым директор школы. – 2-е изд. – М. Просвещение, 1982. – 206 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН., Росскийский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928.
https://bel-ru.turbopages.org/bel.ru/s/news/society/24-08-2019/nastavnichestvo-i-shefstvo-planiruyut-vernut-v-shkoly-belgorodskoy-oblasti
https://ru.wikipedia.org
Приложения
Приложение 1
Анкета по выявлению причин неуспеваемости учащихся
1.Фамилия, имя_________________________________________________
2.По каким предметам тебе трудно учиться?
3.Как ты думаешь, почему?
4.В чём именно тебе трудно разобраться самому?
5.Как ты относишься к школе, к учителям?
6.Ты любишь или не любишь учиться? (подчеркни)
7.Какие предметы тебе нравятся?
8.Какие не нравятся?
9. Какие книги, кроме учебников, ты читаешь?
10. Сколько времени тратишь на уроки?
11. На какие кружки (секции) ты ходишь?
12. Чем занимаешься в свободное время?
Приложение 2
Анкета наставника
1.Фамилия, имя_________________________________________________
2. Кто у тебя был стремящимся?
3.По каким именно предметам ты помогал стремящемуся?
4. Каких успехов добился твой стремящийся?
5. Как ты думаешь, почему?
6. Чему тебя научил твой стремящийся?
7. Расскажи, что изменилось у тебя после того, как ты стал наставником?
8. Изменилось ли у тебя отношение к учебе?
9. Что именно у тебя поменялось?
10. Расскажи, как у тебя поменялось отношение к себе?
11. Готов ли ты дальше продолжать выполнять роль наставника?
12. Как ты относишься к школе, к учителям?
13.Ты любишь или не любишь учиться? (подчеркни)
14. Какие предметы тебе нравятся?
15. Какие не нравятся?
16. Какие книги, кроме учебников, ты читаешь?
17. Сколько времени тратишь на уроки?
18. На какие кружки (секции) ты ходишь?
19. Чем занимаешься в свободное время?
Спасибо за участие в анкетировании!
Приложение 3
Анкета Стремящегося
1.Фамилия, имя_________________________________________________
2. Кто твой наставник?
3. По каким предметам ты занимался со своим наставником?
4. Какие у тебя возникали основные трудности?
5. Как у тебя получилось с ними справиться?
6. Изменилось у тебя отношение к учебе? Если да, то как именно?
7. Расскажи, как именно изменилось твое отношение к учебе?
8. Изменилось у тебя отношения к жизни класса? Если да, то как именно изменилось твое отношение к классу и к одноклассникам, приведи свои примеры:
(Ты стал(а) больше приминать участие в жизни класса? Если да, то как именно? ___________________________________________________________
9. Готов ли ты дальше заниматься с наставником?
10. Готов ли ты своим одноклассникам помочь в каких –то вопросах?
В каких?
Спасибо за участие в анкетировании!
Приложение 4
Результаты исследования
Таблица «По каким предметам тебе трудно учиться?»
Название предмета |
Ответы школьников, % |
Русский язык |
35 |
Математика |
35 |
Английский язык |
29 |
Технология |
11 |
Диаграмма «По каким предметам тебе трудно учиться?»
Приложение 5
Результаты исследования
Таблица «Как ты думаешь, почему у тебя трудности?»
Варианты ответов |
Ответы школьников в % |
Четко знают свою проблему |
17 |
Не имеют проблем с учебными предметами |
17 |
Не могут назвать свою проблему и предмет |
66 |
Диаграмма «Как ты думаешь, почему у тебя трудности?»
Приложение 6
Результаты исследования
Таблица «В чём именно тебе трудно разобраться самому?»
Варианты ответов школьников |
Ответы в % |
Четко знают, где проблема |
64 |
Нет проблем |
11 |
Не знают |
25 |
Диаграмма «В чём именно тебе трудно разобраться самому?»
Приложение 7
Результаты исследования
Таблица «Как ты относишься к школе, к учителям?»
Варианты ответов |
Ответы в % |
отлично |
42% |
хорошо |
53% |
Затруднились с ответом |
5% |
Диаграмма «Как ты относишься к школе, к учителям?»
Приложение 8
Результаты исследования
Таблица «Какие предметы тебе нравятся?»
Название предметов |
Выбор учеников в % |
Физкультура |
25 |
Технология |
16 |
ИЗО |
14 |
Математика |
11 |
Русский язык |
9 |
Окружающий мир |
9 |
Английский язык |
7 |
чтение |
5 |
Музыка |
5 |
Диаграмма «Какие предметы тебе нравятся?»
Приложение 9
Результаты исследования
Таблица «Какие предметы не нравятся?»
Название предмета |
Выбор ученика, % |
Математика |
20 |
русский язык |
20 |
Чтение |
15 |
Английский язык |
15 |
Окружающий мир |
10 |
Изо |
5 |
Физкультура |
5 |
Технология |
5 |
Музыка |
5 |
Диаграмма «Какие предметы не нравятся?»
Приложение 10
Результаты исследования
Таблица «Сколько времени тратишь на уроки»
Варианты ответов школьников |
Ответы школьников в % |
1 час |
46 |
2 часа |
18 |
Весь день до ночи |
12 |
40 минут |
6 |
35 минут |
6 |
15 минут |
6 |
Затруднился ответить |
6 |
Диаграмма «Сколько времени тратишь на уроки»
Приложение 11
Таблица учета работы по проекту
Имя стремящегося |
Тема |
Имя помощника |
Дата проведения обучения |
Подпись помощника |
Подпись стремящегося |
Приложение 12
Результаты исследования
Таблица «Чем занимаешься в свободное время?»
Варианты ответов школьников |
Ответы в % |
Гуляю |
16 |
Сплю |
16 |
Играю |
12,5 |
Читаю |
12,5 |
Играю в телефон |
8 |
Готовлю с мамой |
8 |
Творю, мастерю |
8 |
Играю в лего |
4 |
Играю с братом, сестрой |
4 |
Учусь на uchi.ru |
4 |
У меня его нет |
4 |
Диаграмма «Чем занимаешься в свободное время?»
Приложение 13
Результаты исследования
Таблица «Расскажи, что изменилось у тебя после того, как ты стал наставником?»
Варианты ответов учеников |
Ответы в % |
Разобралась в темах, которые объяснял (а) стремящемуся |
37,5 |
У меня стало больше ответственности в своих делах |
25% |
После разъяснения темы научился (лась) лучше формулировать свои мысли |
25% |
Ничего |
6,25 |
Диаграмма «Расскажи, что изменилось у тебя после того, как ты стал наставником?»
Приложение 14
Результаты исследования
Таблица «Получилось ли у тебя справиться с трудностями?»
Варианты ответа |
Ответы в % |
Да |
60 |
Нет |
20 |
Не знаю |
20 |
Диаграмма «Получилось ли у тебя справиться с трудностями?»
Приложение 15
Результаты исследования
Таблица «Ты стал (а) больше принимать участие в жизни класса?»
Варианты ответов |
Ответы в % |
Стал (а) помогать классу |
20 |
Подружился(лась) с одноклассниками |
20 |
Ничего не изменилось |
20 |
Стал(а) участвовать в жизни класса |
40 |
Диаграмма «Ты стал(а) больше принимать участие в жизни классы?»