Влияние социальной среды на формирование собственного мнения (в условиях круглосуточного пребывания в кадетском корпусе)

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние социальной среды на формирование собственного мнения (в условиях круглосуточного пребывания в кадетском корпусе)

Шагров О.Д. 1
1ГБОУ КШИ "Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча"
Кумейко С.В. 1Кузнецова А.Г. 1
1ГБОУ КШИ "Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ежедневно человек подвергается манипуляциям и попадает под влияние других людей. Даже сами того не замечая , люди в обычном разговоре используют манипуляции и как либо влияют на мнение человека. С развитием технологий и более глубоким погружением в социальную сферу, влияние на мнение человека стало неотъемлемой частью жизни человека. Человек большую часть времени находится в различных социальных группах, которые оказывают на него влияние, иногда даже на подсознательном уровне. Очень часто нам пытаются продать товар по скидке, или услугу, так же используя различные методы манипуляции.

Цель исследования: с помощью социального эксперимента посмотреть, насколько сильно выбор группы влияет на выбор человека

Актуальность исследования: данное исследование проводится среди воспитанников корпуса, которые круглосуточно находятся вместе и это исследование поможет и учителям и воспитателям лучше понять отношения в подростковом коллективе, выявить ведомых и ведущих

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о психологии-влияния и ее видах

2. Провести социальный эксперимент среди кадет 10 и 11 классов для определения влияния группы людей на мнение человека с последующим анализом

Методы исследования:

1. Теоретические: поиск и анализ литературы по данному вопросу;

2. Практические: социальный эксперимент

Гипотеза: воспитанники кадетского корпуса , как люди, которые находятся в одном коллективе 24 часа в сутки, придерживаются мнения группы с непосредственным лидером и предпочитают конформное поведение открытому противостоянию с лидером.

Сущность психологического влияния

Под влиянием в психологии понимают воздействие на психику человека с целью изменить его убеждения, взгляды, настроение и поведение. Когда речь заходит о психологии влияния, то многие представляют какие-то тайные знания и техники, позволяющие управлять другим человеком без его согласия и ведома.Но это только один из многих мифов, которые обыватели распространяют о психологии. Нет никаких тайных знаний и запрещенных техник. Все механизмы психологического влияния знакомы каждому человеку с детства, и каждый из нас является одновременно и объектом, и субъектом влияния.

Взаимное влияние людей друг на друга – это неотъемлемая часть социальной жизни, той сложной системы взаимодействий и взаимозависимостей, которую мы называем обществом. Например, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли достойными людьми, по крайней мере, как они сами это понимают. Поэтому в процессе воспитания они оказывают влияние на детей, используя разнообразные способы и методы:

-убеждение и принуждение;

-поощрение и наказание;

-личные примеры и откровенное давление.

Мы оказываем влияние на наших друзей, подчас довольно сильно меняя их взгляды и убеждения. Недаром же есть такая поговорка: «С кем поведешься – от того и наберешься».

Человек – часть общества, и всегда испытывает на себе его влияние. Даже оказавшись на необитаемом острове или укрывшись в глухой тайге, он от этого влияния не избавится. Потому что будет продолжать жить и воспринимать окружающий мир, руководствуясь установками и убеждениями, сформированными под воздействием других людей.

3.Социальное доказательство

Социальное доказательство - психологическое явление, происходящее, когда некоторые люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией, такие люди считают их поведение предпочтительным. Это явление часто используется для сознательной манипуляции поведением других.[2]

Достаточно часто мы определяем социальный статус незнакомого человека, по тому, как к ним относятся окружающие. Например, пришел в школу новый учитель, и ему кратко охарактеризовали учеников одного класса. И например сказали, что Ваня отличник , а Петя неуспевающий. И вот на уроке Ваня не смог ответить, но учитель не поставила ему плохую оценку, так как другие учителя, которые его хорошо знают, говорили, что он отличник. А даже в отличном ответе Пети будут искать недочёты.

По этим причинам социальное доказательство важно для установления точки зрения.Примеры социального доказательства:

• например ,когда мы ищем какой либо товар, мы ориентируемся, прежде всего, на отзывы покупателей.

• рестораны быстрого питания «McDonald’s» размещают на своих информационных материалах и рекламных щитах текст «Billions and Billions Served» (с англ. – выбор миллионов).[3]

• в ресторанах, часто люди ожидают свободный столик снаружи и многие прохожие ,начинают считать, что ресторан популярен и захотят посетить его

Легко понять, что идея социального доказательства совсем не нова (даже сейчас при выборе какой-либо дорогой техники мы ориентируемся на выбор наших друзей и близких), однако, сама среда социальных медиа, а именно — возможность миллионов пользователей генерировать собственный контент предполагает широкое распространение подобной практики. Внимание людей сконцентрировано не на рекламных проспектах, а на мнении таких же потребителе.

4. Социальное влияние

Социальное влияние — процесс в социальной психологии, во время которого происходит изменение поведения, чувств, эмоций или мнения индивида вследствие того, что совершают в его отношении другие люди, в том числе в результате целенаправленного воздействия и манипулирования. Социальное влияние может принимать разные формы и может быть принято в рамках общественного договора, может иметь форму давления, быть поводом и результатом послушания, руководящего воздействия, убеждения, а также результатом маркетинга. Работая над данной темой мы изучили следующие варианты влияния.

Профессор Гарвардского университета психолог Герберт Кельман выявил и описал 3 основных варианта влияния.

Конформизм — индивид, казалось бы, согласен с мнением других, но в действительности сохраняет своё мнение.

Идентификация — индивид находится под влиянием авторитета.

Интернализация (принятие) — люди принимают навязанные влиянием убеждения и соглашаются с ними, как снаружи, так и внутри.

Джон Тернер описывал следующие проблемы социальной психологии влияния:

Социальная конформность — это движение отличающегося от группы индивидуума (или отличающихся от группы индивидуумов) в сторону групповых норм вследствие скрытого или явного давления со стороны членов этой групп.

Групповая поляризация — феномен расхождения к полюсам мнений в процессе принятия группового решения.[5]

Другой исследователь, Роберт Чалдини выделял 6 «орудий влияния»:

1.Правило взаимного обмена — чувство признательности вызывает желание отплатить человеку (пойти ему на уступку)

2.Обязательство и последовательность — люди не любят противоречий. Когда они соглашаются с идеей или поведением, они придерживаются их

3.Социальное доказательство — «делай как другие — не ошибёшься»

4.Благорасположение — люди склонны подчиняться тем, кто им нравится

5.Авторитет — люди склонны слепо следовать указаниям авторитета

6.Дефицит — воспринимаемое ограничение ресурсов создаёт спрос[6]

Люди проявляют конформность, когда меняют отношение или поведение, чтобы отразить воспринимаемую норму. Соответствие может быть мотивировано либо стремлением к точности, называемым информационным влиянием, либо потребностью в общественном одобрении, называемым нормативным влиянием. Несколько переменных влияют на показатели соответствия. Эти переменные включают культуру, возраст, пол и размер группы Люди проявляют послушание, когда отвечают на команду авторитетного лица. Исследования показывают удивительно высокий уровень послушания командам. Исследователи указывают на исследования, чтобы проиллюстрировать часто не осознаваемую способность ситуации влиять на поведение.[7]

Социальное влияние включает преднамеренные и непреднамеренные попытки изменить убеждения, отношения или поведение другого человека. В отличие от убеждения, которое обычно носит преднамеренный характер и требует определенной степени осведомленности со стороны жертвы, социальное влияние может быть случайным или случайным. Социальное влияние часто осуществляется через периферийную обработку. Следовательно, цель может не знать о попытке воздействия. В отличие от достижения согласия, которое обычно направлено на достижение цели, социальное влияние часто носит нецелевой характер, а результаты могут быть несовместимы с целями коммуникатора или не связаны с ними. Социальное влияние включает в себя такие стратегии, как задолженность или взаимность, приверженность, социальное доказательство, симпатия и привлекательность, авторитет и дефицит.

Социальное влияние в человеческих обществах повсеместно. Он принимает самые разные формы, включая послушание, конформизм, убеждение, социальное безделье, социальную помощь, деиндивидуализацию , эффект наблюдателя, эффект свидетеля и давление со стороны сверстников. Исследования социального влияния имеют долгую историю в социальной психологии, и эксперимент по эффекту социальной фасилитации, проведенный в 1898 году Триплеттом часто считается первым социально-психологическим экспериментом. С тех пор социальное влияние очаровывает ученых в самых разных областях.[8]

Люди часто игнорируют собственное мнение в пользу мнения других. Ранние экспериментальные результаты С. Аша и М. Шерифа убедительно продемонстрировали, как суждения других влияют на суждения людей. Иногда люди повторяют поведение других, даже если оно противоречит их личному мнению. Социальные психологи подчеркивают поведение конформности, которое мотивируется поддержанием или укреплением принятия и принадлежности. Следуя подходу когнитивного моделирования, мы стремились изучить, в какой степени на индивидуальные решения влияют различные типы социального влияния.

5. Эксперимент

Идея создания проекта появилась, когда мы наблюдали за нашими кадетами. Часто происходила такая ситуация, когда кто-то рассказывает смешную историю в общем кругу и почти все смеялись с этой истории, и если кто не смеялся, на него обращали внимание, и он тоже начинал смеяться. Схожую с этой ситуацией мы могли наблюдать на уроках, когда мы не можем решить пример и много кто говорит варианты ответов, но когда кто-то из кадет пользующиеся авторитетом предлагает свой вариант ответа, большинство соглашается с ним, даже если не уверенны в том, что это правильный ответ. Именно это подвигло нас на написание этой работы. По этой теме мы изучили огромный пласт теоретической, так и практической информации. Нас очень заинтересовал эксперимент Мухиной[9]. Перед началом практической части нашей работы, мы поинтересовались у кадет, знают ли они о подобном эксперименте и получив отрицательный ответ, приступили к его проведению. Мы понимали, что подобные эксперименты проводились уже не раз, не только в наше время, но и в прошлом, людям было очень интересно насколько сильно влияние общества на мнение человека. Эксперименты проводились с разными возрастами, как с детьми, так и с взрослыми, и почти всегда показывали схожие результаты. Дети, в большинстве своем, соглашались с обществом и выбирали ложное суждение. Но помимо детей, взрослые также показали отличные результаты, процент, конечно, был гораздо меньше чем у детей, но даже так это было удивительно, когда полностью все осознающий человек, имеющий свое мнение, слушал мнение группы людей и выбирал неправильное суждение даже в самых казалось бы самых очевидных вопросах. Особенностью нашей работы, является то что воспитанники кадетского корпуса находятся вместе 24 часа в сутки и влияние их друг на друга, безусловно, велико. В чем же заключается суть нашего эксперимента: обучающихся нашего корпуса мы разделили на 5 групп (в первых 4 группах были кадеты из одного класса, а в последней группе были представители каждого класса), с каждого класса взяли по 8-10 человек. В каждой группе было по 2 непосредственных лидера, как формальных (заместители командира взводов), так и неформальных, и 2 ничего не подозревающих кадета. Эксперимент начинается с того, что все 10 человек заходят в класс, где перед ними висят картинки 5 абсолютно не похожих людей. Выдается бланк, где каждый должен написать свою фамилию и сказать есть ли на картинке одинаковые люди или нет. 8 кадет, которые знают, что нужно выбирать, отмечают , что на данных картинках присутствуют одинаковые лица. Уже на этом 1 этапе, мы и проследим, как поведет себя человек, примет ли мнение большинства или останется при своем. После того, как все отметили, начинается 2 этап эксперимента. Проводим беседу, где все высказывают заранее подготовленные фразы и начинаются спор между 2 лидерами, который заканчивается ничьей и после спрашивается мнение наших испытуемых, которые ни о чем не подозревает, изменилось ли их мнение, и отсюда уже анализируем, как общество повлияло на мнение человека. Если мы видим положительный результат и наши испытуемые изменили свое мнение, то предлагаем следующий этап. Общему вниманию предлагаются 2 прямоугольника: черного и белого цвета, как и в эксперименте Мухиной. Вся группа кроме двух испытуемых должны сказать, что они видят 2 белых прямоугольника. Затем анализируя ответы наших испытуемых подводим итоги.

6. Итоги эксперимента

В ходе эксперимента, испытуемые 4 групп из 5 изменили свое мнение, а в группе в которой кадеты испытуемым был кадет, который пришел в корпус 2 месяца назад, он продолжал отстаивать свое мнение и не подвергся влиянию остальных членов группы, не смотря на то что, среди них были командир отделения и зам.ком взвода, которые являются, как формальными, так и неформальными лидерами в данном классе. Основываясь на это мы можем сделать вывод, что мнение лидеров (как формальных, так и неформальных) и окружения в целом оказывает влияние на мнение человека, а в условиях круглосуточного нахождения вместе, это проявляется наиболее отчетливо, что мы и могли наблюдать в ходе нашего эксперимента. Тем самым мы и подтвердили нашу гипотезу.

7.Заключение

В нашей работе было изучено такое явление, как социальное влияние и социальное доказательство. Именно эти понятия полностью описали: типы влияния на человека и как это происходит. А итоги эксперимента, который мы провели, полностью это подтвердили.

Конечно, полученные результаты носят локальный и единовременный характер, поэтому они не могут дать основания для обобщающих выводов относительно масштабов влияния общества на мнение человека. Это требует более обширных исследований. Но и полученных данных достаточно, чтобы подтвердить нашу гипотезу о том, что воспитанники кадетского корпуса в большей степени подвержены влиянию группы , а именно лидеров из-за постоянного нахождения в коллективе.

8.Список использованных источников и литературы

https://studme.org/92186/psihologiya/ponyatie_sotsialnogo_vliyaniya

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

https://retailrocket.ru/blog/socialnoe-dokazatelstvo-kak-vyzvat-doverie-v-jepohu-kuplennyh-otzyvov/

https://lpgenerator.ru/blog/2014/05/25/socialnoe-dokazatelstvo-s-tochki-zreniya-nauki-sekrety-uspeha-i-osnovnye-tipy/

https://4brain.ru/blog

https://creativecallproject.ru/doc

https://www.hse.ru/data/2014/11/07/1103028682/psih_obsh_i_dov.pdf

https://lib100.com/logica/social_psy/

https://www.youtube.com/watch?v=7kURazCDa4I

Просмотров работы: 46