Микробиологический анализ школьных помещений

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Микробиологический анализ школьных помещений

Сайфаталова В.В. 1
1МБОУ "Куединская СОШ №2 - БШ"
Иванова О.А. 1
1МБОУ "Куединская СОШ №2 - БШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Начало микробиологическому анализу воздуха было положено в середине прошлого века великим французским ученым Луи Пастером, который в своих экспериментах доказал наличие в нем микроорганизмов.

Изучение состава воздуха в особо значимых помещениях таких как: школы, больницы и т.д. является актуальным практически значимым исследованием в современной биологии. Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, хорошо учиться. Состояние нашего здоровья зависит от ряда факторов, в том числе и от качества окружающей нас воздушной среды. К биологическим загрязнителям воздуха, прежде всего, следует отнести живые микроорганизмы. Где бы ни находились люди – на работе, в школе или дома, при вдыхании чистого воздуха их самочувствие и работоспособность улучшается. Поэтому важно знать о состоянии воздуха в тех помещениях, в которых мы проводим по 6-7 часов в день и что нужно делать, чтобы он был чистым.

Цель: изучение микрофлоры воздуха в различных школьных помещениях в учебный и каникулярный периоды.

Задачи:

изучить различные источники информации по рассматриваемой проблеме;

провести отбор проб воздуха в некоторых помещениях школы седиментационным методом.

провести количественный и качественный анализ проб воздуха;

сделать вывод и дать рекомендации по уменьшению распространения микроорганизмов в воздушной среде.

Методы исследования:

теоретический;

экспериментальный – опыты, наблюдения, сравнения;

математический – проведение расчетов.

Оборудование: чашки Петри с плотной питательной средой (МПЖ), термометр, лупа, линейка, фотоаппарат, электронный микроскоп.

Объект исследования: воздушная среда школьных помещений.

Предмет исследования: микрофлора воздушной среды.

Гипотеза: воздух школьных помещений в течение учебного периода подвергается загрязнению, в том числе и микробному, но по показателям чистый.

Глава I. Основная часть

Микрофлора воздуха

Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, и переменную, представители которой, попадая в воздух из свойственных им мест обитания, недолго сохраняют жизнеспособность. Постоянно в воздухе обнаруживаются пигментообразующие кокки, палочки, дрожжи, грибы, актиномицеты, спороносные бациллы и клостридии и др., т. е. микроорганизмы, устойчивые к свету, высыханию. В воздухе крупных городов количество микроорганизмов больше, чем в сельской местности. Над лесами, морями воздух содержит мало микробов (в 1 м3 — единицы микробных клеток). Дождь и снег способствуют очищению воздуха от микробов.

В воздухе закрытых помещений микробов значительно больше, чем в открытых воздушных бассейнах, особенно зимой, при недостаточном проветривании. Состав микрофлоры и количество микроорганизмов, обнаруживаемых в 1 м3 воздуха (микробное число воздуха), зависит от числа находящихся в помещении людей, активности их движения, пылевой загрязненности, вентиляции, частоты проветривания, способа уборки, степен освещенности и других условий. Так, регулярные проветривания и влажная уборка помещений снижает обсемененность воздуха в 30 раз. Самоочищения воздуха закрытых помещений не происходит.

В воздух могут попадать и патогенные микроорганизмы от животных, людей (больных и носителей).

Пылевые частицы служат благоприятной средой для жизнедеятельности различных микроорганизмов. В воздухе учеными обнаружено 383 вида бактерий и 28 родов микроскопических грибов. Источниками загрязнения воздуха являются почва, вода, растения, животные, человек и продукты жизнедеятельности живых организмов. Попадая в благоприятную среду, бактерии, микроскопические грибы интенсивно размножаются, образуя видимые невооруженным глазом скопления – колонии. Процесс роста колоний микроорганизмов называется инкубацией. Известно, что на площади 100 см2 в благоприятной средств течение 5 минут осаждается примерно столько бактерий и спор, сколько находится в 1 дм3 (0,01м3)

Краткая характеристика микроорганизмов воздуха

1.2.1 Бактерии

Большая часть микроорганизмов относится к группе бактерий. Данные представители были открыты и описаны в 17 веке Антони ванн Левенгуком с помощью оптического микроскопа. А в 19 веке Луи Пастер выяснил, что микробы подразделяются на полезные и вредные. Дальнейшее развитие микробиологии стало возможно благодаря трудам Роберта Коха.

Характерные внешние черты бактерий

Отличительные внешние черты бактериальных микроорганизмов состоят в следующем:

Клеточная стенка строится из гликопептида муреина. Грамположительные бактерии отличают толстой стенкой, а у грамотрицательных бактерий она в 10 раз тоньше.

Образуют на поверхности слизистую капсулу, которая создает устойчивость к фагоцитозу и клетки крови не могут их поглотить. Бактерии беспрепятственно перемещаются по кровеносному руслу, размножаются и вызывают воспалительные процессы. Слизистая капсула защищает микроорганизм от пересыхания во внешней среде.

Внутри клетка наполнена цитоплазмой - полувязким веществом, в котором «плавает» незначительное количество органоидов. Цитоплазма накапливает некоторые вещества: крахмал, гликоген, жиры, полифосфаты в качестве запасов для питания. 

Большинство форм без жгутиков, но некоторые бактерии снабжены ими для передвижения.

ДНК образовано одной нитью – это замкнутый в кольцо нуклеотид. Деление клетки происходит за счет обмена наследственной информацией: в центре бактерии образуется перетяжка, которая разделяет ее на две дочерние клетки.

Таблица 1

Строение бактерий

Органоиды

Строение и функции

Оболочка

Состоит из двух слоев: мембраны и клеточной стенки из муреина. Некоторые формируют третий слой – слизистую капсулу.

Цитоплазма

Объединяет органоиды и обеспечивает приток питательных веществ.

Ядерное вещество

Одноцепочечная кольцевая ДНК. Она не всегда присутствует в одном экземпляре. В клетку способны встраиваться плазмиды – дополнительные маленькие кольцевые молекулы ДНК.

Рибосомы

Обеспечивают синтез белковых молекул.

Клеточные включения

Дополнительный источник питания: крахмал, гликоген, жиры, гранулы волютина.

Жгутик

Сформирован как вырост одноклеточной оболочки и позволяет клетке перемещаться в пространстве. Бактерия формирует от 1 до 1000 жгутиков (в зависимости от конкретного вида). Жгутики подразделяются на одиночные, расположенные в виде пучка или равномерно распределенные по поверхности. Иногда образуются ворсинки – приспособление для прикрепления к субстрату.

Рис. 1 Строение бактериальной клетки

Бактерии по форме своих клеток разделяются: на шаровидные – кокки, палочковидные или цилиндрические – собственно бактерии – и извитые – вибрионы и спириллы. Кроме того, имеются еще нитевидные бактерии и миксобактерии. Между всеми этими группами имеются многочисленные и часто не заметные переходы, например кокко-бактерии и другие.

Кокки, в свою очередь, разделяются по их сочетанию друг с другом на несколько подгрупп: микрококки, диплококки, стрептококки, тетракокки, стафилококки и сарцины.

Среди кокков наиболее важное практическое значение имеет стрептококк, участвующий в молочнокислом брожении. Многие кокки вызывают различные заболевания человека и животных. К стрептококкам относится возбудитель ангины. Стафилококки и стрептококки относятся к гноеродным микроорганизмам.

При повреждении кожных покровов, различных видов травмирования, а также при ослаблении защитных функций организма, эти микроорганизмы вызывают гнойные воспаления кожи, горла, дыхательных путей и так далее. Патогенные стрептококки являются также возбудителями скарлатины, ревматизма, вторичных смешанных инфекций и многих других. Все эти возбудители могут вызывать сепсис – заражение крови.

Палочковидные бактерии составляют наиболее обширные группы.

К этой группе относятся много возбудителей инфекционных заболеваний: сибирской язвы, бруцеллеза, столбняка, кишечных инфекций. Но среди бактерий этой группы много и полезных микробов, например интрификаторы, и бактерии, усваивающие азот из воздуха.

Извитые бактерии называются спириллами, если имеют вид спирали с несколькими завитками, и вибрионами, если имеют один завиток, не превышающий ¼ оборота спирали. Типичными представителями вибрионов являются возбудитель холеры и водные вибрионы, очень похожие на холерного вибриона, но не болезнетворные, обычные обитатели пресных водоемов, также как спириллы.

Нитчатые бактерии представляют собой длинные нити из соединенных вместе клеток. Это главным образом водные микроорганизмы.

Миксобактерии (слизистые бактерии) являются наиболее высокоорганизованными бактериями. Большинство видов имеют хорошо оформленное ядро.

Микроскопические грибы

Грибы широко распространены в окружающей среде. Они могут находиться в воздухе, почве, оседать на цветах, предметах внешней среды, помещений жилых и общественных зданий, а так же развиваться на плодах и фруктах богатых сахарами. В воздухе открытых мест, общественных и жилых помещений постоянно встречаются плесневые грибы рода Аспергилл. Это сумчатые аэробные грибы, которые распространены повсеместно.

Гриб аспергилл впервые каталогизирован итальянским биологом и священником Пьером Антонио Микели в 1729 году. Название Aspergillum род этих грибов получил из-за их сходства с формой кропила для святой воды – аспергилл. Грибы хорошо растут на различных субстратах, образуя плоские пушистые колонии, вначале белого цвета, а затем, в зависимости от вида, они принимают разную окраску, связанную метаболитами гриба и спороношением.

Мицелий гриба очень сильный, с характерными для высших грибов перегородками. Аспергиллы распространяются спорами, образующиеся бесполым способом.

Рис. 2 Строение грибов рода Aspergillum

1.3. Методики микробиологических исследований качественного и количественного состава бактерий в воздухе [4]

При исследовании воздуха закрытых помещений большое значение имеет способ выделения микроорганизмов из воздуха. В зависимости от принципа улавливания бактерий, микробиологические методы исследования воздуха подразделяют:

аспирационные, основанные на активном просасывании воздуха с помощью различных приборов;

седиментационные, основанные на принципе механического оседания микробов.

Аспирационный методоснован на принудительном осаждении микроорганизмов из воздуха на поверхности плотной питательной среды или в улавливающую жидкость (мясо-пептонный бульон, буферный раствор, изотонический раствор хлорида натрия и др.) Аспирационные методы используют при исследовании воздуха, как закрытых помещений, так и атмосферного. Для осаждения применяется аппарат Кротова, которого к сожалению в нашей школе нет.

Седиментационный метод - наиболее старый метод, широко распространен благодаря простоте и доступности, однако является неточным. Его используют только при исследовании воздуха в закрытых помещениях. Метод предложен Р. Кохом и закулючается в способности микроорганизмов под действием силы тяжести и под влиянием движения воздуха (вместе с частицами пыли и капельками аэрозоля) оседать на поверхности питательной среды в открытые чашки Петри. Чашки устанавливаются в очках отбора на горизонтальных поверхностях. При определении общей микробной обсемененности чашки с мясопептонным агаром оставляют открытыми на 5-10 минут или дольше в зависимости от степени предполагаемого бактериального загрязнения.

По окончании экспозиции все чашки закрывают, помещают в термостат на сутки для культивирования при температуре, оптимальной для развития выделяемого микроорганизма, затем на 48 часов оставляют при комнатной температуре для образования пигмента пигментообразующими микроорганизмами.

Седиментационный метод имеет ряд недостатков: на поверхности среды оседают только грубодисперсные фракции аэрозоля; нередко колонии образуются не из единичной клетки, а из скопления микробов; на применяемых средах вырастает только часть воздушной микрофлоры.

Глава II. Практическая часть

2.1 Определение наличия в воздухе микроорганизмов

Определение наличия микроорганизмов в воздухе осуществлялось в разные периоды:

первый посев был сделан в конце учебного года (апрель 2021 года);

второй – перед началом учебного года (август 2021 года);

третий – после месяца обучения (октябрь 2021 года).

Для посева микроорганизмов седиментационным методом необходимо было приготовить мясо-пептонную среду и простерилизовать чашеки Петри сухим жаром. Для стерилизации каждую чашку завернули в пергамент и при температуре 160-170° С оставили на 30 минут в сушильном шкафу. При данной температуре погибают не только микроорганизмы, но и их споры.

Для приготовления мясо-пептонных сред использовали мясной бульон, который получается следующим образом: 500 г мелко изрубленного свежего мяса без костей, жира и сухожилий заливают в эмалированной кастрюле 1 литр водопроводной воды, нагретой до 50°С и оставляют настаиваться12 часов при комнатной температуре или 1 час при 50-55°С. Мясо отжимают, экстракт процеживают через марлю со слоем ваты, кипятят 30 минут для свертывания колоидных белков и фильтруют дважды (первый раз через марлю с ватой, второй – через бумажный фильтр). Фильтрат доливают водой до 1 литра, высыпают 10 г агар-агара и аккуратно стеклянной палочкой размешать до растворения. Полученный раствор разлить в колбы не более ¾ объема, закрыть ватными пробками и стерилизовать при 120°С 20 минут (пробки колб закрывают сверху бумажными колпачками). Ватные пробки должны быть плотные, так как они служат фильтром, препятствующим проникновению бактерий из воздуха после стерилизации. Полученный мясо-пептонный агар разлить в стерильные чашки Петри, закрыт до застывания [1]. После того, как среда схватится и остынет произвести посев седиментационным методом. Для этого открыть чашки Петри в исследуемых помещениях на 10 минут. Забор проб был произведен на 7 помещениях школы:

кабинет биологии, в котором находится живой уголок и много цветов (кролик декоративный, чилийские белки Дегу, птицы Амадины, улитки Ахатины, декоративные песчанки, террариум с краснухой черепахой, террариум с тритонами, аквариум на 320 литров с цихлидовыми рыбами астронотусами и клетка-вольер с шиншиллами);

коридор 3 этажа (излюбленное место обучающихся), на котором много цветов и расположен аквариум на 120 литров с рыбками;

спортивный зал;

столовая;

общая раздевалка для обучающихся 5-11 классов;

мужской туалет (3 этажа);

женский туалет (3 этажа).

Через 7 дней после посева был произведен подсчет выросших колоний по каждой позиции (Приложение 1), полагая, что каждая колония выросла из одной осевшей микробной клетки. Следует отметить, что Седиментационный метод подсчета колоний в чашках Петри с посевом из воздуха дает лишь приблизительные данные. Учитываются лишь микробы быстро оседающей пыли, кроме того, на твердой питательной поверхности прорастут только аэробные формы микроорганизмов но, тем не менее, результаты таких исследований позволяют получить общую картину загрязнения воздуха.

Используя методику расчета и критерии для оценки загрязненности помещений по числу микроорганизмов в 1м3 воздуха, определяем степень загрязнения помещений по отдельности (Приложение 4)[6] и делаем вывод.

Оценка загрязненности помещений по числу микроорганизмов в 1м3 воздуха

Первый посев был сделан в конце учебного года (апрель 2021 года) (Приложение 1)

 

Помещения

1

2

3

4

5

6

7

Количество колоний в 3 чашках Петри

34

52

21

36

36

58

47

Среднее количество колоний

11

17

7

12

12

19

16

Бактериальных телец в 1м3

1400

2200

900

1500

1500

2400

2000

Оценка загрязненности

Чистый

Средняя

Чистый

Чистый

Чистый

Средняя

Подсчитав колонии в первом посеве, можно сделать вывод, что наименьшее количество колоний содержится в спортивном зале, а наибольшее в мужском туалете (количество колоний в 2,5 раза больше, чем в спортивном зале школы). На втором месте по чистоте кабинет биологии, столовая и раздевалка обучающихся 5-11 классов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в спортивном зале, кабинете биологии, в столовой и общей раздевалке содержание микроорганизмов наименьшее, т.к. данные помещения регулярно проветриваются, имеют большие площади, не наблюдается большого скопление количества людей в течение дня. Классная комната содержится в чистоте, много растений, во время урока работал рециркулятор бактерицидный. В столовой регулярно производится уборка с использованием дезинфицирующих средств.

А в мужском туалете (высокий показатель бактериальных телец) нет окон, уборка проводится редко, площадь очень маленькая и в течение всего дня и вечером через данную комнату проходит большое количество людей. Следовательно, количество микроорганизмов лишь увеличивается.

Второй посев – перед началом учебного года (август 2021 года) (Приложение 2)

 

Помещения

1

2

3

4

5

6

7

Количество колоний в 1 чашке Петри

5

13

13

3

15

4

12

Бактериальных телец в 1м3

636

1600

1600

382

1900

509

1500

Оценка загрязненности

Чистый

Средняя

Чистый

Средняя

Чистый

Полученные результаты второго посева свидетельствуют о том, что самым чистым помещением на начало учебного года являлась школьная столовая. В данном помещении за лето был проведен капитальный ремонт пола (постелили половую плитку) и была проведена генеральная уборка дезинфицирующими средствами. Вторым по чистоте был мужской туалет, в котором так же за лето был проведен ремонт и за летний период данный туалет не был востребован.

Спортивный зал и раздевалка общая сменили показатели «чистый» на среднюю оценку загрязнения, так как в этот период окна данных помещений были закрыты и генеральная уборка перед началом года еще не проводилась.

Третий – после месяца обучения (октябрь 2021 года) (Приложение 3)

 

Помещения

 

1

2

3

4

5

6

7

Количество колоний в 3 чашках Петри

44

54

47

43

65

43

38

Среднее количество колоний

15

18

16

14

22

14

13

Бактериальных телец в 1м3

1911

2292

2038

1783

2803

1783

1656

Оценка загрязненности

Чистый

Октябрь месяц по критериям оценки относится к зимнему режиму, поэтому показатели не должны превышать 4500 микроорганизмов. Следовательно, все помещения получили оценку «чисто». Но настораживает тот факт, что возросло количество плесневых грибов. Это говорит о влажности воздуха в помещениях и о необходимости проведения в школе режима проветривания (несмотря на то, что за окном холодная погода).

Заключение

Воздух – это среда, содержащая огромное количество микроорганизмов, которые легко переноситься на значительные расстояния. Микроорганизмы сохраняются лишь некоторое время, после чего гибнут из-за воздействия ряда факторов: солнечной радиации, перепада температуры, отсутствия необходимых питательных веществ. Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий.

В воздухе закрытых помещений находится много бактерий, которые выделяются в окружающую среду при чиханье, кашле, смехе и разговоре с мельчайшими частицами слюны  и носоглоточной слизи, а так же в школе неизбежно массовое хождение, сопровождающееся поднятием в воздух пыли. Количество микроорганизмов в воздухе так же зависти и от количества влажных уборок с дезинфицирующими средствами, которые делает технический персонал.

Чтобы не допустить превышения норм санитарных критериев, необходимо обратиться к изученным требованиям СанПиНа, в которых говорится:

в отношении школьных туалетов, столовых – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причём по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно тёплой водой с мылом или иными безвредными для здоровья человека моющим средством.

Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию.

Спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия.

Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта.

Обязательным условием является проветривание помещений.

От себя хотелось бы добавить, что количество микроорганизмов возрастает в закрытых помещениях, если не поменять обувь уличную, на сменную. Обучающиеся основного и среднего звена ленятся это делать и как выяснилось, напрасно. С грязной обувью в школу заносится большое количество частичек почвы, которая является средой обитания для бактерий и грибов. Создание безопасной среды вокруг нас, школьников, – это забота не только технического персонала или дежурных учителей, но и нас самих.

В результате проделанной работы гипотеза была подтверждена.

Список литературы

Асташкина А.П. Приготовление питательных сред и культивирование микроорганизмов: учебное пособие. – Томск: Томский политехнический университет, 2015. – 19с.

Аносов Н. Р. Микробиология – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Колос – Пресс 2002. – 352с.

Кустова Н. А. Лабораторный практикум по микробиологии. - М.: МГУИЭ, 2006. - 210 с.

Правосудова Н.А., Мельников В.Л. Основы санитарной микробиологии.- Пенза: НИЦ ПГУ, 2013 г.- 105с.

Шильникова В. К. Микробиология: учебное пособие для ссузов. - M.: Дрофа, 2006. – 268с

Приложение 1

Первый посев и подсчет микроорганизмов

Первый посев был произведен в апреле месяце до выхода школы на дистанционное обучение.

1 – живой уголок школы

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

13

 

2

9

3

12

Итого

34 колонии бактерий

Вывод: в кабинете биологии, где находятся живой уголок школы и большое количество цветов было обнаружено 34 колоний бактерий. Большое количество бактерий объясняется тем, что посев был осуществлен в тот период, когда осуществлялась чистка клеток у животных. Цвет колоний был в основном белый, но так же были 4 колонии зеленого цвета.

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

20

 

2

11

3

21

Итого

52 колонии бактерий

2 – коридор 3 этажа, где располагается большое количество растений и большой аквариум с рыбками (излюбленное место обучающихся школы)

Вывод: излюбленное место обучающихся школы насчитывало 52 колонии бактерий. Все бактерии были белого цвета, лишь только возле книжных полок, где много старых книг, была обнаружена 1 колония зеленоватого цвета.

3 – спортивный зал

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

13

 

2

3

3

5

Итого

21 колония бактерий

Вывод: 21 колония бактерий белого цвета была обнаружена в спортивном зале школы. Посев бактерий произошел после влажной уборки спортивной площадки. Всю неделю на улице было тепло, и поэтому были открыты окна в режиме проветривания.

4 – столовая

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

8

 

2

14

3

14

Итого

36 колоний бактерий

Вывод: в излюбленном месте обучающихся – школьная столовая, посев был произведен после приема пищи всеми участниками образовательного процесса. В этот период техническим персоналом столовой была начата уборка помещения с дезсредствами (протирка столов и мытье полов).

5 – общая раздевалка для обучающихся 5-11 классов

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

14

 

2

12

3

10

Итого

36 колоний

Вывод: в общей раздевалке, где переодеваются большинство обучающихся школы (5-11 класс, без старшеклассниц девочек из 9-х, 10, 11 классов), посев бактерий был проведен после урочный период, когда основная масса учеников ушла домой. Общее количество бактерий насчитывалось 36 колоний. Все бактерии белого цвета.

6 – мужской туалет

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

30

 

2

13

3

15

Итого

58 колоний

Вывод: в мужском туалете пробы были взяты в 3 местах, это площадь перед кабинками, помещение, где находятся писсуары и раковины для мытья рук. Все колонии были белого цвета, но возле раковин были обнаружены 3 колонии зеленого цвета.

7 – женский туалет

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

25

 

2

14

3

8

Итого

47 колоний

Вывод: в данном помещении все бактерии были белого цвета, но 3 колонии, обнаруженные возле раковин, имели зеленоватый цвет.

Приложение 2

Второй посев и подсчет микроорганизмов

Второй посев микроорганизмов осуществлялся в августе месяце после приемки школы. В июле месяце в школе проводился ремонт помещений (покраска и замена напольной плитки в школьной столовой). Количество стеклянных стерильных чашек Петрий было недостаточное количество, поэтому было принято решение произвести посев на 1 чашку.

1 – живой уголок школы

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

5

 

Итого

5 колоний бактерий

Вывод: все бактерии были белого цвета. Посев бактерий был совершён в каникулярный период, когда количество людей было минимальным. Общее количество составило 5 колоний.

2 – коридор 3 этажа

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

13

 

Итого

13 колонии бактерий

Вывод: была обнаружена одна колония мукора. Остальные бактерии были белого цвета.

3 – спортивный зал

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

13

 

Итого

13 колоний бактерий

Вывод: посев был заложен, когда в спортзале был режим проветривания. На одной из чашек Петри образовался мукор. Общее количество бактерий составило 13 колоний.

4 – столовая

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

3

 

Итого

3 колонии бактерий

Вывод: количество колоний уменьшилось, так как посещаемость столовой заметно снизилась в каникулярный период.

5 – общая раздевалка для обучающихся 5-11 классов

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

15

 

Итого

15 колоний

Вывод: в общей раздевалке, где переодеваются большинство обучающихся школы (5-11 класс, без старшеклассниц девочек из 9-х, 10, 11 классов) посев бактерий после влажной уборки и режима проветривания. В обеих чашках образовалась плесень мукор и белые колонии.

6 – мужской туалет

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

4

 

Итого

4 колонии

Вывод: образовалось 4 колонии бактерий и все бактерии были белого цвета. Небольшое количество микроорганизмов говорит о том, что мужской туалет не использовался. В июле месяце в туалете проводился ремонт (покраска).

7 – женский туалет

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

12

 

Итого

12 колоний

Вывод: все 12 колоний бактерий были белого цвета.

Приложение 3

Третий посев и подсчет микроорганизмов

Данный посев проводили в начале октября после одного месяца обучения. В этот период на улице было прохладно и грязно. В школе включено отопление, влажно.

1 участок – живой уголок школы

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

16

 

2

14

3

14

Итого

44 колонии бактерий

Вывод: общее количество колоний составило 44 колонии. Образовалась плесень мукор.

2 – коридор 3 этажа

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

23

 

2

14

3

17

Итого

54 колонии бактерий

Вывод: было обнаружено большое количество белых колоний и плесень мукор.

3 участок – спортивный зал

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

6

 

2

22

3

19

Итого

47 колоний бактерий

Вывод: В помещении спортзала было найдено 47 колоний бактерий и образовалась черная плесень. Посев произошёл после влажной уборки.

4 участок – столовая

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

18

 

2

6

3

19

Итого

43 колонии бактерий

Вывод: 43 белых колоний и найдена плесень.

5 – общая раздевалка для обучающихся 5-11 классов

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

8

 

2

27

3

30

Итого

65 колоний

Вывод: образовалось большое количество белых бактерий, общее количество составило 65 колоний. Окна были открыты в режиме проветривания.

6 – мужской туалет

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

13

 

2

13

3

17

Итого

43 колонии

Вывод: плесень полностью покрыл одну чашку Петри и выборочно осел в других. Так же образовались белые колонии.

7 – женский туалет

№ чашки

Количество колоний бактерий

Фото

1

13

 

2

10

3

15

Итого

38 колоний

Вывод: все 38 колоний были белого цвета.

Приложение 4

Методика расчета

Учет посева бактерий из воздуха производят путем подсчета выросших колоний бактерий отдельно. Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 3 воздуха. Для этого:

определяется площадь питательной среды в чашке Петри по формуле πr 2;

вычисляем количество колоний на площади 1 дм2

пересчитывают количество бактерий на 1м 3 воздуха.

Пример:

В чашке Петри диаметром в 10 см выросло 25 колоний.

определяем площадь питательной среды в чашке Петри по формуле 3,14*52 =3,14*25 = 78,5 см2

вычисляют количество колоний на площади 1 дм2, равного 100 см2

25 колоний – 78,5 см2

х колоний – 100 см2

х=25*100/78,5=32 колоний

т. е. на площади 1 дм2 имеется 32 колонии.

пересчитывают количество бактерий на 3 воздуха, который равен 1000л. Содержащиеся 32 колоний бактерий на площади 1 дм2 соответствуют объему 10л воздуха. Чтобы узнать количество в 1м3 воздуха, составляем пропорцию:

32 – 10 л

х – 1000 л

х=32*1000/10=3200

Следовательно, в 1м3 воздуха содержится 3200 бактериальных телец.

Критерии для оценки загрязненности помещений по числу микроорганизмов в 1м3 воздуха

Оценка воздуха

Летний режим

Зимний режим

Всего микроорганизмов

Санитарно-показательных микробов

Всего микроорганизмов

Санитарно-показательных микроорганизмов

Чистый

1500

16

4500

36

Грязный

2500

36

7000

124

Просмотров работы: 210