Влияние электронных устройств на нервную систему подростка

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние электронных устройств на нервную систему подростка

Плешков Я.А. 1
1МАОУ лицей 135
Тимергалиева Е.А. 1
1МАОУ лицей 135
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема влияние устройства на нервную систему подростка меня затронула еще в 6 классе. Современный мир невозможно представить без гаджетов, телефонов, планшетов, компьютеров. Социальные сети, мобильные устройства - всё это уже не развлечения, а жизненная необходимость. Сегодня каждый пятый житель нашей планеты является его обладателем. Вместе с тем «мобильник» дает ощущение спокойствия. Давайте зададим себе вопросы:

Насколько вредно излучение, исходящее от мобильных устройств?

Как защитить себя от вредного воздействия?

В течение многих лет ученые пытаются ответить на эти вопросы, но до сих пор не было опубликовано ни одного убедительного исследования, которое бы поставило точку в этих дебатах. Давайте попробуем разобраться…

Актуальность: Актуальностью данной темы является тот факт, что увеличился процент подростков с легкими нарушениями нервной системы.

Объект исследования: Гаджеты, телефоны, смартфоны.

Предмет исследования: учащиеся лицея подросткового возраста.

Цель работы: Выяснить, как влияют электронные устройства на здоровье детей подросткового возраста.

Задачи:

Выяснить, влияют ли электронные устройства на психику подростков?

Определить, что вызывает воздействие у этих приборов?

Найти варианты устранения этой проблемы.

Провести исследования среди подростков 5-7 классов.

Методы исследования: Эксперимент, ведение дневников наблюдения, проективные методики.

Анализ литературы: Источниками информации являются сайты исследованию влияния электронных устройств на жизнь подростков и литература по электромагнитным излучениям, влияющих на здоровье человека.

Гипотеза: Электронные устройства негативно влияют на психику подростков при нарушениях правилами пользования этими устройствами.

Глава 1. Изучение влияния электронных устройств на нервную систему подростка

1.1. Негативные эффекты влияния электронных устройств на человека

В своём проекте я решил узнать, как мобильные телефоны влияют на здоровье подростка. Может быть, в будущем люди задумаются и создадут более безопасные для здоровья гаджеты. Современные подростки практически целыми днями общаются с данными видами техники. Они не могут себе представить и дня, чтобы не прибегнуть к помощи этих чудо устройств: слушают музыку, общаются виртуально в соц.сетях, измеряют давление и пульс, ищут ответы на интересующие их вопросы на всевозможных страницах интернета, используют роутеры для получения беспроводного интернета. Конечно, это здорово! Но, задумывался ли кто из нас, подростков, как влияют все возможные гаджеты на здоровье человека? Определим плюсы и минусы данных устройств еще и потому, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, около 1,8 миллиарда людей во всем мире пользуются смартфонами каждый день. Так, по проведенным исследованиям известно, что средний пользователь проверяет свой смартфон около 150 раз в день.

Что же представляет собой сотовый телефонный аппарат? Это мобильное приемно-передающее устройство, работающее на сверхвысокой частоте диапазона электромагнитных волн. Это достаточно мощный источник электромагнитного излучения, с которым человек непосредственно контактирует. В действии любого электромагнитного излучения принято выделять две составляющие: термический и нетермический (информационный) эффекты. [2, с.175-176]

Термический эффект обусловлен сверхвысокочастотным диапазоном электромагнитных волн, вызывающих, при воздействии на организм человека, повышение температуры отдельных участков тканей и органов. При длительном разговоре этот эффект можно ощущать по повышению температуры ушной раковины. [4, с.24-25]

Нетермический или информационный эффект обусловлен действием спектра низкочастотного излучения, которое способно взаимодействовать с собственной биоэлектрической активностью головного мозга (например, путем резонанса) и тем самым, нарушать его функции. [4, с.26]

Ещё один аспект негативного биологического действия электромагнитных излучений заключается в том, что они обладают свойством со временем накапливаться в организме человека, нарушая при этом его биоэнергетическое равновесие. В результате чего нарушаются информационно-обменные процессы между всеми органами и системами, на всех уровнях организации человеческого организма, включая таковые между организмом и внешней средой. Наиболее чувствительными системами человеческого организма являются: нервная, иммунная, эндокринная и репродуктивная. Биологический эффект электромагнитного поля в условиях длительного, многолетнего воздействия может привести к развитию отдаленных последствий, таких как дегенеративные процессы центральной нервной системы, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания. [3, с.43-46]

Вывод: Негативные эффекты электронных устройств, способствуют неблагоприятным последствиям на здоровье и жизнь человека.

1.2. Плюсы и минусы пользования электронными устройствами

Дети и подростки относятся к группе повышенного риска неблагоприятного воздействия на здоровье электромагнитных излучений, вследствие их большей чувствительности, по сравнению с взрослыми и большей склонности к накоплению негативных эффектов в условиях повторных облучений. Степень поглощения электромагнитной энергии в голове ребенка значительно выше, чем у взрослого (мозговая ткань детей обладает большей проводимостью, к тому же меньший размер головы, тонкие кости черепа, меньше расстояние от антенны до головы). Более того, современные дети пользуются мобильными телефонами с раннего возраста, и будут продолжать их использовать взрослыми, поэтому стаж их контакта с электромагнитными излучениями будет существенно больше, чем у современных взрослых. [3, с.29-30]

Согласно исследованиям специалистов, электромагнитное поле влияет на формирование процессов высшей нервной деятельности. Замечено, что при длительном использовании мобильных телефонов у детей отмечаются ухудшение памяти, снижение внимания и умственных способностей, раздражительность, нарушение сна, повышение эпилептической готовности организма. Возможны отдаленные последствия - опухоли центральной нервной системы, болезнь Альцгеймера, депрессивный синдром и др. [5, с.1714]

В Англии запретили детям носить телефоны после того, как значительно возросло количество юных больных с опухолями головного мозга. В Швейцарии школы оснащены датчиками, которые проверяют, не несет ли ученик телефон в класс. В некоторых странах запрещено разговаривать по мобильному телефону до 21 года.

Наблюдая за своими одноклассниками и анализируя свой личный опыт общения со смартфоном, мы пришли к выводу о том, что стоит задуматься о своем здоровье и увидеть реальную картину влияния на него гаджетов.

Плюсы заключаются в том, что разумное общение с гаджетами позволяет нам развиваться интеллектуально: не выходя из дома можно попасть в любую библиотеку и прочитать книгу, можно в поисковиках найти информацию, выучить дистанционно иностранный язык, совершить виртуальное путешествие по странам и музеям и т. д.

Использование наушников позволяет нам слушать любимую музыку, следовательно, родители не будут нас ругать — не будет ссор в семье, мы будем спокойнее. Иногда музыка помогает нам расслабиться, снимает напряжение. Дистанционное общение с друзьями помогает нам не заразиться болезнями в период карантина или при плохой погоде (можно не выходя из дома пообщаться с друзьями). Фитнес браслеты позволяют нам контролировать состояние своего организма: мы можем увидеть, сколько энергии мы потратили, какой пульс и какое давление в данный момент, какую пищу необходимо есть, чтобы быть в тонусе. Телефоны позволяют нам быть в курсе событий своих близких: родителей, друзей, позвонив им, мы можем быть спокойны, не испытываем чувства тревоги, в любую минуту можем оказаться рядом. Плюсов много, а есть ли минусы?

Оказывается, есть и очень много. Так вот, точные измерения показали, что в момент приема входящего звонка, а также во время «отбоя» по окончании разговора наблюдается что-то вроде магнитной бури вокруг устройства. Так что это явление может оказывать влияние на физическое здоровье владельца сотового телефона. Могут наблюдаться:

- психические расстройства (повышенная возбудимость, возникновение апатии к окружающему миру, частые перепады настроения, ухудшение успеваемости);

- возникать опухоли мозга;

- наблюдаться общее ухудшение самочувствия; подскакивать или наоборот падать артериальное давление.

Мобильный телефон, планшет, электронная книга Постоянное общение с мобильным телефоном или планшетом, например, во время игр или просмотра Интернета, чтения текста приводит к перенапряжению глаз. Также излучение от светящегося экрана также вызывает дискомфорт в органах зрения. - Ухудшается зрение. Неудобное положение тела во время использования смартфона или игровой мобильной консоли приводит к быстрой утомляемости, к возникновению искривлений позвоночника и даже к костным заболеваниям, включая артриты и артрозы. Болезни органов движения и мышечной системы. Болезни органов пищеварения, так как при искривлениях позвоночника происходит смещение внутренних органов, в том числе и желудка, печени и др. Наушники, если долго слушать музыку через наушники, то барабанная перепонка довольно быстро ослабляет свое натяжение, не в силах выдерживать постоянное прямое воздействие звуковых волн. В обычной жизни все окружающие нас звуки рассеяны и ослаблены атмосферой, расстоянием. В случае же с наушниками волны напрямую бьют прямо в барабанную перепонку. Происходит снижение слуха и в результате – тугоухость. [2, с.177]

Каждый человек, общающийся постоянно с телефоном, привыкает к нему и боится остаться без своего «друга». Постепенно такая привязанность вызывает зависимость, что отрицательно влияет на организм подростков. Человек уподобляется наркоману, ему постоянно нужно проверить телефон.

Вывод: Пользование электронных устройств нужно сократить для безопасности жизни человека.

1.3. Способы безболезненного общения с устройствами

Какие же есть способы безболезненного общения с любимыми устройствами:

– сокращайте время использования телефона (на современных устройствах есть специальная функция — лимит времени);

– выбирайте живое общение с друзьями, больше гуляйте;

– за советами и информацией обращайтесь к профессионалам или энциклопедиям и справочникам;

– во время разговора по «мобильнику» держите телефон подальше от лица;

– обрабатывайте свой смартфон, плеер, планшет или клавиатуру дезинфицирующими средствами;

– выполняйте простые физические упражнения при длительной работе на компьютере, сохраняйте правильную осанку;

– при прослушивании музыки через наушники, не увеличивайте громкость больше, чем на 80 децибел, думайте и о себе и об окружающих, им может не нравиться ваш музыкальный выбор;

– отправляясь спать, кладите устройства, как можно дальше от себя.

В Англии изготовлены специальные костюмы для школьников, обеспечивающие защитой детей от воздействия отрицательных волн. Пиджак оснащен специальным карманом, в котором следует хранить сотовый телефон. Карман сшит из защитного материала, снижающего излучение практически в 2 раза. Для девочек производят специальную сумочку, предназначенную для хранения телефона. Ее также изготавливают из специального материала. [6]

Вывод: Нужно меньше общаться по телефону и больше гулять на свежем воздухе.

1.4. «Мобильные» советы сохранить здоровье

- ограничить доступ детей к сотовой связи;

- находится на расстоянии не менее 1 м от человека, говорящего по сотовому телефону;

- избегать разговоров по «мобильнику» в автобусе, метро, поезде, во время движения, а также в местах, где нет устойчивой связи;

- предпочитать сообщения в формате SMS;

- сократить суммарное время общения по мобильному телефону до 15 мин. в день; каждый разговор не должен превышать 1 мин., или хотя бы 3-х мин., а перерыв после него – как минимум 5 мин, оптимум – не менее 15 мин.;

- при использовании сотового телефона более 1 ч в день стоит обращаться 1 раз в год к профпатологу или неврологу;

- не носить телефон в нагрудном или кармане брюк, лучше – в сумке;

- не подносить телефон к уху, пока вызываемый абонент не снял трубку; во время разговора использовать гарнитуру «свободные руки» («handsfree»);

- на ночь выключать или класть мобильный телефон на расстоянии не менее 1 м от головы. [6]

Вывод: Следуйте советам по сохранению здоровья от мобильных телефонов.

1.5. Исследования по данной теме

Ввиду всего вышеизложенного, сотрудников кафедры гигиены детей и подростков Белорусского государственного медицинского университета заинтересовал вопрос: как распространено данное явление среди наших школьников и владеют ли они навыками пользования мобильной связью? С этой целью и была осуществлена диагностика характера пользования мобильной связью учащимися с оценкой вероятности риска их здоровью. Объектом исследования были: сельские и городские учащиеся среднего и старшего школьного возраста общеобразовательных учреждений.

В ходе исследования было установлено практически сплошное, причем систематическое пользование учащимися сотовой связью. 98% опрошенных детей г. Минска и 83% сельских детей имеют мобильный телефон, причём у 22% из них по два мобильных телефона, или телефон с 2-мя сим-картами. Было отмечено, что чем моложе дети, тем более раннее начало систематического пользования сотовой связью. Так, у минчан, учащихся 9-11 классов, начало систематического применения сотовой связи соответствует возрасту 10-11 лет.

Известно, что сила воздействия электромагнитного излучения пропорциональна времени контакта с ним. Среди обследованных детей как городских, так и сельских среднесуточное время разговора по «мобильнику» с возрастом нарастает: от 30 минут у учащихся 5-8 классов до часа и более 2 часов в сутки у старшеклассников. Наиболее характерная продолжительность одного разговора по мобильному телефону вне зависимости от региона проживания детей составляет в среднем до 5 минут. Вместе с тем, у 16% респондентов затраты времени на один разговор составляют более 10 минут. Группой риска, установленной по суммарному времени контакта за сутки, являются девочки старшеклассницы; по хроническому воздействию электромагнитного излучения, определяемого «стажем» пользования, являются младшие школьники вне зависимости от региона проживания и старшеклассники мегаполиса. [6]

В формировании общей дозовой нагрузки на организм, создаваемой электромагнитным излучением, немаловажным аспектом является расстояние от источника его генерирующего - чем оно ближе, тем больше интенсивность воздействия на организм. Это воздействие наблюдается даже тогда, когда телефон находится в режиме ожидания. При анализе характера пользования телефоном было установлено, что юноши независимо от места проживания и сельские девушки предпочитают носить мобильный телефон в кармане. А вот старшеклассницы г. Минска более рачительны к своему здоровью - хранят телефон в сумке. 70-80% опрошенных школьников отмечали сокращение расстояния от источника излучения в период пассивного отдыха вследствие использования мобильного телефона в качестве будильника, у 12,2% минчан и 24% сельских школьников его типичное нахождение во время ночного отдыха - под подушкой. Хранение телефона на безопасном расстоянии, более 1 метра от постели, характерно всего лишь для 1/4 опрошенных детей.

В качестве профилактической меры снижения неблагоприятного воздействия сотовой связи на организм можно использовать альтернативные источники связи. Вместе с тем значительное количество учащихся вместо непосредственного общения с друзьями и близкими предпочитают мобильную связь. Практически все учащиеся используют мобильный телефон, как для связи, так и для развлечений.

Абсолютно безвредных аппаратов сотовой связи не бывает. Сила неблагоприятного воздействия зависит от их технических характеристик и приятного воздействия зависит от их технических характеристик и характера эксплуатации. В силу этого основой профилактических мероприятий является гигиеническая грамотность – знание и владение способами и методами снижения воздействия неблагоприятных факторов на организм.

Преобладающее большинство учащихся владеет знаниями о вреде и способах профилактики неблагоприятного воздействия мобильной связи, но при этом, около 2/3 респондентов на практике игнорирует их. В результате чего у 10% опрошенных наблюдаются те или иные симптомы неспецифического воздействия электромагнитного излучения в виде повышенной сонливости, ощущения тепла в области ушной раковины, головных болей.

Что мы точно знаем! Мобильная связь производит электромагнитные волны в радиочастотном диапазоне, которые относят к неионизирующему излучению.

При чрезвычайно высокой интенсивности радиоволны могут нагревать ткани тела. Именно на этом принципе основана работа микроволновых печей.

Несмотря на то, что энергия, излучаемая мобильными телефонами, неизмеримо ниже, и ее недостаточно для того, чтобы повысить температуру в человеческом организме.

Чтобы измерить потенциальные риски для здоровья, которые несет с собой излучение, ученые предложили единицу измерения - удельный коэффициент поглощения (англ. specific absorption rate, SAR) электромагнитной энергии — показатель, определяющий энергию электромагнитного поля, поглощающуюся в тканях тела человека за одну секунду. Данным показателем, в частности, измеряют величину вредного воздействия мобильных телефонов на человека. [3,с.46-49].

Это показатель электромагнитной энергии, которая поглощается в тканях тела человека во время пользования мобильным устройством.

Этот показатель варьируется в зависимости от марки и модели телефона, и производители обязаны сообщать, каков максимальный уровень SAR, излучаемый их товаром.

На первом месте - с самым высоким уровнем излучения - оказались китайские бренды, такие как OnePlus и Huawei, а также Lumia 630 компании Nokia. [6]. Мобильные телефоны с высоким уровнем радиации.

OnePlus 5T- 1,68, Huawei Mate 9- 1,64, Nokia Lumia 630 - 1,51, Huawei P9 Plus -1,48, Huawei GX8 - 1,44, HuaweiNovaPlus - 1,41.

Также были опробованы телефоны iPhone 7 (на 10-м месте), iPhone 8 (на 12-м) и iPhone 7 Plus (15-е место), как и SonyExperia XZ1 Compact (11-е место), ZTE Axon 7 mini (13-е) и Blackberry DTEK60 (14-е).

Меньше всего излучения исходит от таких смартфонов, как Sony Experia M5 (0,14), Samsung Galaxy Note 8 (0,17) и S6 edge+ (0,22), Google Pixel XL (0,25), Samsung Galaxy S8 (0,26),S7 edge (0,26). [6]

Чтобы проверить уровень излучения вашего телефона, загляните в предлагающуюся к нему инструкцию или зайдите на вебсайт производителя.

Вывод: Выбирайте электронные устройства с малой долей радиации и электромагнитных лучей.

Глава 2. Материалы и методики исследования

Подсчет пульса.

Какой пульс считается нормальным? Существующая общая норма показаний количества ударов в минуту для здоровых людей: 60–80. Это цифры для определения пульса в состоянии покоя. Как правило, они соответствуют частоте сердечных сокращений. Многие врачи считают необходимым расширить этот диапазон, добавив к крайним значениям по 10 единиц. То есть, определять как норму показатели от 50 до 90 ударов в минуту. Такой разброс объясняется физиологическими различиями людей, особенностями работы сердца и сосудов у разных возрастных групп. Кроме того, нормальный пульс зависит от образа жизни. У спортсменов и просто физически активных людей он несколько выше, чем у привычно спокойных.

Частота пульса неизменно возрастает при физических нагрузках, острых стрессовых нагрузках, нервном напряжении. Это нормальная реакция организма. Когда активность и воздействие сторонних факторов снижаются, сердце постепенно нормализует сокращения. Для здоровых людей период возвращения к обычной частоте пульса составляет не более 10 минут. При наличии патологий, особенно эндокринных или сердечно-сосудистой, увеличенная пульсация сохраняется дольше. Сильную тревогу должны вызывать беспричинные нарушения в состоянии покоя. Периодическое появление брадикардии, тахикардии и других нарушений могут быть первичным признаком ишемии, гипоксии, интоксикации и других опасных состояний. У детей иные нормы пульса, чем у взрослых. У младенцев он достигает 140 ударов в минуту, постепенно снижаясь по мере развития организма. К 6 годам сердце дошкольников бьется с силой 100 ударов, а приблизительно к 16 годам достигает показателей взрослых.

Общие нормы пульса по возрасту:

первый месяц жизни: 110–140;

до 1 года: 100–130;

до 2 лет: 95–120;

у детей 3–8 лет: 93–110;

от 9 до 12 лет: 65–100;

от 13 до 16 лет: 60–95;

от 17 до 20 лет: 60–90;

от 21 до 40 лет: 60–90;

от 40 лет: 60–85.

Цветовой тест Люшера.

Цветовой тест Люшера — проективная методика исследования личности и впервые опубликованная швейцарским психотерапевтомМаксом Люшером в 1949 году. Тест Люшера по своей структуре напоминает тест цветовых пирамид Пфистера (1951), имеется также сходство с тестом Фрилинга, особенно при сопоставлении восьмицветового теста Люшера с соответствующими карточками Фрилинга. [8]

По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева) [7]

Шкалы: тревожность, познавательная активность, негативные эмоциональные переживания.

Назначение теста: Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью.

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую – эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету

Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из пунктов, расположенных в определенном порядке. [7].

1. Название и тип: Самочувствие, активность, настроение (САН) – разновидность опросников состояний и настроений, по классификации Q-L-T относящийся к  Q-данным.

 2. Комплектация: Данный опросник содержит методические инструкции, ключ и стимульный материал в виде бланков, включающих в себя шкалу, состоящую из индексов и расположенную между 30 парами слов противоположных по значению.

3. Историческая справка: Тест САН Разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

4. Цель методики: Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

5. Теоретический конструкт: При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

6. Основные диагностические шкалы

Самочувствие: Примеры пунктов:

1. Самочувствие хорошее

3210123

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3210123

Чувствую себя слабым

         7. Работоспособный

3210123

Разбитый

Активность: Примеры пунктов:

3. Пассивный

3210123

Активный

4. Малоподвижный

3210123

Подвижный

9. Медлительный

3210123

Быстрый

Настроение: Примеры пунктов:

5. Веселый

3210123

Грустный

6. Хорошее настроение

3210123

Плохое настроение

11. Счастливый

3210123

Несчастный

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

7. Процедура: Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Вывод: В настоящее время существует очень много методик для определения тревожности, психического состояния подростков.

Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение

В нашем исследовании по ограничению пользования электронными устройствами (телевизор, телефон, компьютер) участвовало 22 учащихся седьмых классов (13 лет). Эксперимент проводился с 09.10.2021 по 30.10.2021 года.

1. Подсчет пульса проводился утром и вечером, каждую субботу этого промежутка времени (в течение 4 недель).

Для детей 13 лет норма пульса по возрасту составляет 60 – 95 ударов в минуту. В дни эксперимента не наблюдалось большой разницы сердцебиения в утренние и вечерние часы. Значит, можно сделать вывод, что не наблюдалось эмоциональной и физической нагрузки на подростков в этот отрезок времени (Приложение 4, Рисунок 1). [9]

2. Опросник исследования тревожности у подростков и юношей (САН) (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева). [7]

По данной методике мы рассматривали два параметра: уровень тревожности на данный момент и познавательную активность учащихся. Исследование проводилось с 9.10.21 по 30.10.21. Учащиеся тестировались в начале и в конце эксперимента.

В начале эксперимента, средний уровень тревожности группы составлял 11,5, что соответствует среднему уровню по шкале (Приложение 5, Рисунок 2. Приложение 6 - 8).

В завершении исследования уровень тревожности 8,2, что соответствует низкому уровню тревожности по шкале. При этом уровень познавательной активности остается практически без изменений – на достаточно высоком уровне. В процессе эксперимента учащиеся вели дневник наблюдения. В нем, по нашей просьбе, они делали рисунки цветными карандашами.

Работать с подсознанием очень сложно, и мы взяли не саму методику Люшера, а цветовые характеристики. [8]

Интерпретация цвета:

Синий – спокойствие, удовлетворение, Зеленый – уверенность, настойчивость, Красный – агрессивность, возбуждение, Желтый – активность, жизнерадостность, веселость, Фиолетовый – инфантильность, Коричневый, черный, Серый – тревожность, стресс, переживание страха, огорчение.

По цветным рисункам удалось установить, что лишь у восьми испытуемых чувство тревоги прослеживается к концу дня все или почти все 4 недели.

У остальных ребят спокойное состояние сохраняется в течение всего дня.

Вывод: Эксперимент показал, что каждый подросток 13-ти лет по-разному реагирует на воздействие негативных эффектов от мобильных телефонов.

Заключение

В заключении хочу сказать, что цель достигнута. В своей работе я узнал, какие телефоны приносят вред здоровью. Какие негативные воздействия влияют на организм человека. Подростки в раннем возрасте из-за компьютеров планшетов, мобильных телефонов теряют зрение, внимательность и появляться психические расстройства. Узнал, какие существуют методики для определения тревожности и психологического состояния. Конечно, изучать состояние тревожности человека сложно в наше динамичное время. Создать идеальные условия для эксперимента практически не возможно. Но мы попытались и провели эксперимент с учащимися лицея и в дальнейшем, я планирую совершенствовать проект и буду стараться объяснять, как важно сохранить своё здоровье.

Список литературы

1. Васильева Т.И., Сарокваша О.Ю. Влияние электромагнитного поля сотового телефона на организм человека в зависимости от возраста. // Вестник Самарского государственного университета. – №3/2 (94), 2012. – С.29-36.

2. Вершинин А.Е., Авдонина Л.А. Влияние сотовых телефонов на здоровье человека.// Вестник Пензенского государственного университета. – №3 (11), 2015. – С.175-177.

3. Жаворонков Л.П., Петин В.Г. Влияние электромагнитных излучений сотовых телефонов на здоровье. // Радиация и риск (Бюллетень Национального радиационно-эпидемиологического регистра). – т.25, №2, 2016. – С.43-50.

4. Иванова, А. В. Влияние гаджетов на здоровье подростков / А. В. Иванова, Е. С. Гоголева. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2.1 (32.1). — С. 24-26.

5. Одинаев Ф.И., Одинаев Ш.Ф., Шафиев Ш.И. Электромагнитные излучения и здоровье человека. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – т.20, вып.6, 2015. – С.1714-1716.

6. [Электронный ресурс]. Адрес: https://www. https://www.bsmu.by.

7. [Электронный ресурс]. Адрес: https://studme.org/325273/psihologiy.

8. [Электронный ресурс]. Адрес: https://psyfactor.org/lib/lusher.htm.

9. [Электронный ресурс]. Адрес: https://studref.com/540407/meditsina

Приложение 1

Антиплагтат

Приложение 2

Рецензия

Приложение 3

Рецензия

Приложение 4

Рисунок 1. Подсчет пульса во время эксперимента

 

09.10.2021

16.10.2021

23.10.2021

30.10.2021

 

09.10.2021

16.10.2021

23.10.2021

30.10.2021

Утро

Вечер

87

88

89

90

89

90

87

90

Утро

Вечер

68

84

68

71

65

74

72

78

Утро

Вечер

57

66

65

72

60

61

61

68

Утро

Вечер

69

78

58

60

60

73

78

65

Утро

Вечер

84

82

75

80

78

79

73

80

Утро

Вечер

60

78

75

70

60

70

75

80

Утро

Вечер

81

72

80

95

87

90

100

89

Утро

Вечер

78

78

78

80

96

114

96

78

Утро

Вечер

79

83

70

67

77

89

78

81

Утро

Вечер

90

84

90

90

84

108

84

90

Утро

Вечер

79

83

69

85

78

82

79

87

Утро

Вечер

85

81

79

82

77

83

81

86

Утро

Вечер

79

83

83

85

82

87

83

85

Утро

Вечер

72

66

71

66

68

66

72

68

Утро

Вечер

67

76

73

84

84

90

67

80

Утро

Вечер

75

70

80

78

75

80

80

78

Утро

Вечер

69

81

70

85

68

84

71

86

Утро

Вечер

83

76

79

82

82

72

87

82

Утро

Вечер

59

64

62

59

56

63

59

68

Утро

Вечер

88

92

68

80

74

70

74

62

Утро

Вечер

62

62

64

62

63

63

65

66

Утро

Вечер

69

80

68

71

71

80

72

88

Приложение 5

Рисунок 2. Типовая карта САН

Фамилия, инициалы _______________ Пол __ Возраст
Дата ___________ Время _______ 

1. Самочувствие хорошее

3210123

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3210123

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3210123

Активный

4. Малоподвижный

3210123

Подвижный

5. Веселый

3210123

Грустный

6. Хорошее настроение

3210123

Плохое настроение

7. Работоспособный

3210123

Разбитый

8. Полный сил

3210123

Обессиленный

9. Медлительный

3210123

Быстрый

10. Бездеятельный

3210123

Деятельный

11. Счастливый

3210123

Несчастный

12. Жизнерадостный

3210123

Мрачный

13. Напряженный

3210123

Расслабленный

14. Здоровый

3210123

Больной

15. Безучастный

3210123

Увлеченный

16. Равнодушный

3210123

Взволнованный

17. Восторженный

3210123

Унылый

18. Радостный

3210123

Печальный

19. Отдохнувший

3210123

Усталый

20. Свежий

3210123

Изнуренный

21. Сонливый

3210123

Возбужденный

22. Желание отдохнуть

3210123

Желание работать

23. Спокойный

3210123

Озабоченный

24. Оптимистичный

3210123

Пессимистичный

25. Выносливый

3210123

Утомляемый

26. Бодрый

3210123

Вялый

27. Соображать трудно

3210123

Соображать легко

28. Рассеянный

3210123

Внимательный

29. Полный надежд

3210123

Разочарованный

30. Довольный

3210123

Недовольный

 

Приложение 6

Результаты методики САН (09.10.2021)

Уровень

тревожности

Кол-во

учащихся

Уровень

активности

Кол-во

учащихся

5

2

4

1

6

1

5

2

7

2

8

1

8

1

9

1

9

1

12

3

10

2

13

1

12

3

14

1

13

4

15

1

14

2

18

2

16

1

19

2

17

1

21

2

18

1

23

3

19

1

25

1

   

27

1

Приложение 7

Результаты методики САН (30.10.2021)

Уровень

тревожности

Кол-во

учащихся

Уровень

активности

Кол-во

учащихся

2

1

9

2

7

4

10

2

8

2

11

1

9

3

14

1

10

1

15

7

11

2

16

2

12

3

17

2

13

2

18

1

14

2

21

1

   

22

2

   

27

1

       
       

Приложение 8

Рисунок 3. График Тревожности и активности от 9.10.21

Рисунок 4. График Тревожности и активности от 30.10.21

32

Просмотров работы: 405