Проблема информирования подростков о наркотиках и наркомании, как способ на осознанность выбора

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема информирования подростков о наркотиках и наркомании, как способ на осознанность выбора

Фролова А.О. 1
1МБОУ "СОШ №91"
Пономаренко А.Е. 1
1Учитель
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние годы особую тревогу в обществе вызывает массовое

потребление психоактивных веществ и обусловленные этим расстройства

психики, нарушения поведения и распространение гемоконтактных

инфекций среди подростков. Алтайский край, к сожалению, не исключение.

По состоянию на 1 июля 2021 года на профилактическом наблюдении

находились 57 человек в возрасте до 18 лет, употребляющих наркотические

средства с вредными последствиями.

И все же, несмотря на высокие результаты лечения (54% восстановилиь), еще и еще раз встает вопрос о том, почему, зачем подростки делают этот страшный выбор,принять наркотик. Достаточно ли информированы они в данном вопросе. Доступно ли была донесена до них необходимая информация. Почему не смогли отказаться. Насколько осознанно они поступили. Именно эти вопросы стали главными для меня при написании данной работы.

Актуальность- проблемы наркомании, к сожалению, не только не

уменьшается, но наоборот год от года становиться только острее, особенно

наркозависимость среди подростков. При подготовке исследовательского

проекта в школе я настолько заинтересовалась этой темой, что решила

изучить её более углубленно. Особенно меня поразило то, что некоторые мои

сверстники, несмотря на регулярные беседы в школе, считают, что курить

наркотики натурального происхождения - ничего страшного, аргументируя

это тем, то что растение – не может вредить здоровью.

Проблема: Несмотря на большое количество источников информации

и проводимой работы школой, правоохранительными органами и

медицинскими работниками, вопрос подростковой наркомании продолжает

оставаться не просто актуальным, а злободневным. В чём заключается

причина такого явления? Почему подростки по-прежнему остаются уязвимы? Почему информация не воспринимается ими должным образом?

Цель: Изучить вопрос о ситуации с подростковой наркоманией в

Алтайском крае в последние 3-4 года. Выяснить уровень информированности учащихся 15-18 лет о наркотиках и наркомании, а так же как информированность влияет на осознанность их выбора и причинах,

по которым подростки делают выбор в пользу наркотиков и других

дурманящих средствах.

Задачи:

1. Изучить виды наркотических веществ и их влияние на организм

подростков.

2. Рассмотреть, какие меры профилактики предпринимаются для

предотвращения употребления наркотиков среди подростков.

3. Провести исследование среди старшеклассников нашей школы о

количестве и причинах употребления наркотических веществ.

4. Дать рекомендации по профилактике подростковой наркомании в

школе.

Метод: теоретический- обзор литературы и интернет источников,

практический: соцопрос( анкетирование) школьников 9 класса (15-16 лет) и

10-11 классов (17-18 лет).

Гипотеза. Предполагаю. Что учащиеся школы 15-18 лет знают или

слышали о наркотиках и наркомании, вероятно, понимают пагубность

влияния употребления отдельных наркотиков. Однако не принимают

рекомендации и предупреждения на свой счет. Относятся несерьезно к той

информации, которую до них доводят СМИ или педагоги. Немало

«прохладному» отношению к данному вопросу способствует интернет и

социальные сети, где наркодельцы пропагандируют наркотики как модные не

на что плохо не влияющие препараты, а напротив стимуляторы.

Глава 1 Классификация наркотических средств.

Наркотические средства — вещества синтетического или

естественного происхождения, препараты, растения, включенные в

перечень наркотических средств.

1. Растительные: - опиаты (опиум, кокаин) – вещества, получаемые из стебля и сока макового растения;

- марихуана или гашиш – производные препараты конопли;

- мескалин – более редкий галюциноген, получаемый из

южно-американских кактусов;

- псилоцибин – источником являются некоторые виды грибов.

2. Синтетические - амфетамин, кокаин, галлюциногены, экстази,

снотворные, ингалянты.

По типу воздействия на психику человека наркотики бывают:

- Тяжелые (сильные) – опиаты и кокаин отличаются быстрым

вырабатыванием наркозависимости;

- Легкие (слабые) – производные каннабиса характеризуются более

медленным процессом привыкания.

По фармакологическим свойствам растительные и синтетические

наркотические средства классифицируют по группам:

1. Анальгетики опийного ряда – природные опиаты и синтетические

вещества, обладающие аналогичными свойствами (героин, морфин,

дезоморфин, кодеин, метадон, трамадол и фентанил);

2. Психостимуляторы – психотропные вещества, которые

активизируют психическую активность организма (амфетамины и фенамины,

метамфетамин, кокаин и др.);

3. Галлюциногены – психоактивные вещества, вызывающие

измененные состояния психики, галлюцинации (мескалин, псилоцибин DOB,

ЛСД, DIPT, DragonFly, LSA);

4. Психоделики – психоактивные вещества, действие которых

направлено на изменение мышления и восприятия;

5. Эмпатогены – вещества, усиливающие эмоциональные состояния

психики человека MDMA (экстази), PMMA, MDEA, MDA, IAP;

6. Адаптогены – вещества, способные повышать неспецифическую

сопротивляемость в стрессовых для организма условиях (демитилтриптамин,

2C-B, AMT, DOM, буфотенин, TMA).

7. Диссоциативы – психоактивные вещества, действие которых

нарушает человеческое восприятие внешнего мира, приводит к нарушению

сознания (калипсол, декстрометорфан, кетамин, фенциклидин);

8. Транквилизаторы (антидепрессанты) – феназепам, диазепам,

барбитураты, BZP (бензодиазепин);

9. Дизайнерские – риталин, мефедрон (4-MMC), MDPV, 2C-I , 2C-T,

MDPH.

Однако такое деление наркотических веществ на группы считается

весьма условным, так как степень их воздействия, в большей мере, зависит от

способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления

(курение, вдыхание или инъекции).

Глава 2 Механизм действия

Почти все без исключения наркотические вещества непосредственно

нацелены на «систему поощрения» мозга, увеличивая в 5-10 раз выделение

дофамина и серотонина, которые вызывают чувство удовольствия, влияют на

процессы мотивации и обучения. Они натурально вырабатываются в больших количествах во время позитивного опыта человека. Однако наркотики определённым образом обманывают природную

«систему поощрения», позволяя достичь выброса дофамина и получить

чувство удовольствия искусственными методами.

Если пациент продолжает перестимулировать свою «систему поощрения», то постепенно мозг адаптируется к чрезмерному потоку дофамина, производя меньше нейромедиатора и уменьшая количество рецепторов в «системе поощрения», побуждая пользователей увеличивать дозу для получения прежнего эффекта. Дальнейшее развитие этой химической толерантности может постепенно привести к очень тяжелым изменениям в нейронах и других структурах мозга, и потенциально может в долговременной перспективе нанести серьезный ущерб здоровью мозга.

Глава 3 Эффекты от приёма наркотиков.

Основным эффектом, оказываемым приёмом наркотиков на организм

человека, является «наркотическое опьянение», но наблюдается также ряд

характерных побочных эффектов.

В частности, при регулярном применении они вызывают привыкание

— толерантность, которая проявляется в постепенном снижении эффекта

наркотика; это вынуждает наркомана принимать всё большие дозы для

достижения эффекта. Некоторые наркотики вызывают также зависимость

(«аддикцию»), которая проявляется «синдромом отмены» или «абстинентным синдромом» (на сленге — «ломка»), либо психологической тягой к повторному употреблению наркотика.

Наркотическое опьянение — это состояние, возникающее после

употребления наркотика, оно проявляется как субъективными, так и

объективными симптомами.

Конопля, марихуана, гашиш. Эффект зависит от дозы и индивидуальных особенностей организма: покраснение глаз, ощущение сухости во рту, расслабленность, излишняя болтливость, истерический смех.

Человек не в состоянии выполнять ответственную работу, так как теряется

координация, затупляется реакция, отсутствует концентрация внимания.

Может возникнуть неоправданный страх, нарушится сердцебиение. К

сожалению, основная масса молодежи, считает эти наркотики безвредны, не

вызывают зависимости и не наносят особого вреда здоровью. После

длительного применения этих наркотиков: может развиться рак легких,

хронический бронхит, нарушение иммунитета, сердечно-сосудистую

недостаточность, миокардит, сердечную аритмию, интоксикацию печени,

тяжелое повреждение головного мозга.развивается мужское и женское

бесплодие, нарушается память и абстрактное мышление, возникают частые

нервные срывы, бред. Такие осложнения, могут довести человека до полной

потери себя в социуме и дальнейшего ухода в себя.нарушение иммунитета,

сердечно-сосудистую недостаточность, миокардит, сердечную аритмию,

интоксикацию печени, тяжелое повреждение головного мозга.

Морфин, кодеин, героин, метадон.

Наркотики, обладающие седативным, «затормаживающим» действием.

Все природные наркотические средства опийной группы получают из мака.

Вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворения. Включаясь в

обменные процессы, приводят к быстрому (иногда после одного-двух

приемов) возникновению сильнейшей психической и физической

зависимости. Крайне разрушительно действуют на организм. Небольшая

передозировка может привести к смерти наркомана, а при внутривенном

введение возможно заражение ВИЧ инфекцией. При регулярном применении: разрушается иммунная система организма, разрушается печень, изменяется цвет кожи, разрушаются зубы, развивается импотенция; снижается уровень интеллекта. Большинство героиновых наркоманов страдают такими заболеваниями как ВИЧ, туберкулез и гепатиты групп В и С, Средняя продолжительность жизни героинового наркомана 5 лет! Смерть происходит от осложнений или передозировки.

Психостимуляторы (крек, кокаин, эфедрин) вызывают: излишнюю

двигательную активность, половое влечение (приводит к беспорядочным

связям), появляется бессонница, снижается аппетит, учащается пульс. Когда

заканчивается действие наркотика человек становится раздражительным,

агрессивным, ослабленным и впадает в депрессию, которая нередко приводит

к суициду. Зависимость от наркотика наступает после 5-7 приема препарата.

Эти наркотические вещества поражают буквально все органы: аритмия,

кровотечения и другие повреждения носовой полости; разрушение слизистой

и утрата обоняния, вкуса; глухота; параноидальные психозы, галлюцинации,

агрессивность; смерть в результате нарушения сердечной деятельности

(инфаркт миокарда) или остановки дыхания.

Экстази действует как галлюциноген и психостимулятор. После

приема наркотика: повышается активность, возникают беспокойство,

галлюцинации и бессонница. Наркотик вызывает сильную зависимость и

приводит к летальным случаям. Психическая зависимость; депрессия, вплоть

до самоубийства; физическое и нервное истощение; страдает нервная

система, сердце, печень, дистрофия внутренних органов; изменение

генетического кода. Возможны смертельные исходы от обезвоживания,

перегрева организма, острой почечной недостаточности.

Снотворные. Группа седативных (успокаивающих) и снотворных

веществ, встречающихся в виде официальных препаратов, обычно таблеток

или капсул. Существует много разновидностей, наиболее опасны —

производные барбитуровой кислоты, но и другие, более или менее свободно

продающиеся в аптеках препараты (феназепам, реланиум, реладорм), могут

вызвать психическую и физическую зависимость. Снотворные обычно

принимаются внутрь, но иногда их вводят внутривенно. Вызывают сильную

зависимость как на физическом, так и на психологическом уровнях.

Особенно опасны при использовании вместе с алкоголем. Последствия

употребления: стойкая бессонница; повреждение головного мозга,

клинически сходное с эпилепсией; психозы с галлюцинациями, бредом

преследования; дистрофия сердечной мышцы; истощение печени; смерть от

передозировки и от быстрого отказа от больших доз.

Синдром отмены.

Симптомы отмены, вызванные уменьшением количества никотина в

организме, могут проявляться от нескольких дней до нескольких недель.

Абстинентный синдром — болезненное состояние, развивающееся у

наркоманов при прекращении приема наркотика (алкоголя у больных

алкоголизмом). На жаргоне наркоманов называется ломкой. Характеризуется

рядом соматических и психологических расстройств (судороги, рвота,

потливость, расстройство сна, нарастание тревоги, головокружение и др.).

Отмечают сильный синдром отмены у барбитуратов, опиатов

(например, героин, морфин), психостимуляторов (например, метамфетамин,

фенамин, кокаин, никотин). Не стоит смешивать синдром отмены после

длительного систематического применения с окончанием единоразового

действия наркотика. После окончания действия стимуляторов, например,

амфетамина, зачастую наблюдается изнурение организма, не связанное с

синдромом отмены препарата.

Глава 4 Причины, по которым дети начинают употреблять наркотики:

1. любопытство (благодаря известному высказыванию не очень

умных людей: «Все надо попробовать!»);

2. желание быть похожим на «крутого парня», на старшего

авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;

3. желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со

стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом

привлечения внимания;

4. безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в

результате — эксперименты от скуки.

Поведенческие признаки употребления:

1) Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения

отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением количества

и увеличением продолжительности «гуляний», когда ребенок уходит из дома

в то время, которое раньше пребывал в семье или за уроками.

2) Поздний отход ко сну, долгое залеживание в постели по утрам.

Появление у ребёнка сонливости или, наоборот ,бессонницы.

3) Падение интереса к учебе или привычным увлечениям. Прогулы

школьных занятий.

4) Ухудшение памяти и внимания. Появление трудностей в

сосредоточении на чем-то конкретном. В результате - неизбежное снижение

успеваемости.

5) Увеличение финансовых запросов и активный поиск путей их

удовлетворения, выпрашивание денег во все возрастающих количествах

(если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные

вещи из дома – это очень тревожный признак).

6) Появление новых сомнительных друзей, поведение старых

приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом,

непонятными фразами или в уединении.

7) Неопрятность во внешнем виде ,склонность к прослушиванию

специфической музыки.

8) Беспричинная смена настроения, очень часто не

соответствующая ситуации: раздражительность в спокойной ситуации,

болезненная реакция на критику.

9) Появление изворотливости, лживости, уход от ответов на прямые

вопросы.

10) Обнаружение следов инъекций по ходу вен на руках.

Насторожить может и тот факт, что ребенок стал носить одежду только с

длинными рукавами независимо от погоды и обстановки.

Физиологические признаки:

1. бледность или покраснение кожи;

2. расширенные или суженные зрачки;

3. покрасневшие или мутные глаза;

4. несвязная, замедленная или ускоренная речь;

5. потеря аппетита, похудение, а иногда – чрезмерное употребление

пищи;

6. хронический кашель;

7. плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

8. резкие скачки артериального давления;

9. расстройства желудочно-кишечного тракта.

Глава 5 Подростковая наркомания

Подростковая наркомания – патологическая зависимость от

наркотических препаратов у лиц подросткового возраста. Развивается в

результате взаимодействия психологических, биологических и социальных

факторов. Отличительными особенностями подростковой наркомании

являются: быстрое возникновение психопатологических нарушений, грубые

личностные изменения, препятствующие последующей адаптации к взрослой

жизни и выраженное негативное влияние на все органы и системы. Диагноз

устанавливают на основании опроса, осмотра, беседы с родственниками и

результатов тестов. Лечение комплексное, включает в себя детоксикацию,

психотерапию и фармакотерапию.

Подростковая наркомания – серьезная медицинская и социальная проблема современного общества. Наркомания среди подростков в последние годы приобрела характер эпидемии. По статистике, подростковая наркомания диагностируется в 30% случаев обращений в специализированное медицинское учреждение п о поводу наркотической зависимости. Более 50% мальчиков и 20% девочек хотя бы раз в жизни пробовали наркотики; соответственно более 40% и 18% из них делали это неоднократно. В последние годы отмечается «омоложение» подростковой наркомании, некоторые дети начинают пробовать наркотики уже в возрасте 12-13 лет.

В последние годы особую тревогу в обществе вызывает массовое

потребление психоактивных веществ и обусловленные этим расстройства

психики, нарушения поведения и распространение гемоконтактных

инфекций среди подростков.

Зная нестабильность психики и возросшее желание познать что-то

новое в подростковом возрасте, наркодилеры устраивают точки продаж

запрещенных веществ в школах, специализированных учебных заведениях,

дискотеках, барах, общежитиях. Более того среди молодёжи постоянно

ведется агрессивная пропаганда развязного образа жизни, возможного

получения кайфа. Даже первые дозы зачастую даются бесплатно или по

слишком сниженной цене. Расчёт прост, у неокрепших организмов быстрее,

чем у взрослых, возникает привыкание. Подростку бывает достаточно одно -

двух приёмов для формирования стойкой психической зависимости.

Некоторые наркотики уже с третьей — пятой дозы дают физическую

зависимость и ломку после неполучения новой порции.

Из медицинской практики известно, что подростку освободиться

от зависимости в разы сложнее, чем взрослому. Статистика подтверждает, что после лечения взрослых наркоманов 42% на протяжении 5 лет удерживаются от употребления наркотиков. Среди подростков этот показатель равен всего 26%.

Девушки и юноши в возрасте о 12 до 18 лет начинают принимать

наркотики по разным причинам, чаще всего это:

- Любопытство. Всех детей манит то, что им запрещают.

- Ассоциации с взрослением. Таким образом несовершеннолетние

пытаются доказать своим друзьям и себе, что они состоявшиеся личности

- Отсутствие чувства самосохранения. Подростков не пугают мысли о

страшном будущем. Они живут сегодняшним днём, поэтому легко

соглашаются на употребление наркотиков, не осознавая катастрофической

опасности.

В качестве факторов риска, приводящих к наркомании

несовершеннолетних, могут выступать такие моменты:

1. Попадание подростка в компанию, где наркотики — привычная вещь.

Опасной является и дружба с любым представителем такой компании.

2. Ситуации, когда нарковещества рассматриваются как инструмент,

который поможет уйти от существенных проблем (конфликты в семье,

конфликты в кругу сверстников и т. д.)

3. Случаи, когда несовершеннолетних приучают к наркотикам родители

— наркоманы.

Стадии наркозависимости у подростков.

На первых порах наркотики принимаются за компанию.

Зависимость от первых доз ещё не возникает. В таких случаях можно

говорить о первой стадии наркомании.

На второй стадии возникает психологическая зависимость.

Подросток в этот период доволен тем, что его приняли в компанию, и он стал

взрослым. В его мозге формируется рефлекторная цепь: приём наркотика —

получение эйфории, после чего любое желание приятных ощущений будет

тут же переключать внимание а поиск допинга. Наркоман на второй стадии не догадывается, что он уже пристрастился к запрещённому веществу и отойти от него так просто не получится.

Третья стадия характеризуется физической зависимостью, когда

удовольствия от приёма уже нет, и возникает ломка при отсутствии

очередной дозы.

Вопрос о наркотиках, наркомании и наркозависимости остро стоит и в

Алтайском крае. Правительство Алтайского края выпустило постановление от 19 августа 2020 года N 357 Об утверждении государственной программы

Алтайского края "Комплексные меры противодействия злоупотреблению

наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае"(с изменениями на

15 марта 2021 года), в котором содержится информация о ситуации с

наркоманией в крае.

Общее число зарегистрированных больных наркоманией в Алтайском

крае в 2019 году составило 210,2 на 100 тысяч населения (4925 человек),

региональный показатель превышает российский уровень на 23,2%. На территории региона отмечается рост распространения и употребления населением синтетических наркотиков: значительное число наркопотреби-телей перешло на синтетические заменители традиционных наркотических средств.

Самый высокий показатель лиц, состоящих на учете с диагнозом «наркомания», отмечается в возрасте 20 - 39 лет (66,1%), лица в возрасте старше 40 лет -32,37%, молодежь 18 - 19 лет - 0,98%, 0,45%, доля подростков - 0,1. По данным Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, в 2019 году было зафиксировано 78 случаев острых отравлений наркотическими средствами, из них 4 случая отравления несовершеннолетними.

В Алтайском крае реализуется система мер, направленных на

профилактику наркомании, противодействие незаконному обороту

наркотиков, формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте,

развитие современных методов диагностики, лечения и реабилитации лиц,

допускающих немедицинское потребление наркотиков.

Вместе с тем, статистика перестает быть сухими цифрами, когда речь идет о жизни отдельных людей, их семей, особенно если это родные или близкие.

В Алтайском крае по сведениям наркодиспансера, за первое полугодие

2020 года с диагнозом "наркомания" зарегистрировали два несовершен-нолетних. За аналогичный период прошлого года таких детей было трое, Всего в 2019 году было зарегистрировано пять несовершеннолетних с диагнозом "наркомания".

"По состоянию на 1 июля 2021 года на профилактическом наблюдении находились 57 человек в возрасте до 18 лет, употребляющих наркотические средства с вредными последствиями. За аналогичный период прошлого года на профилактический учет были поставлены 52 несовершеннолетних", – проинформировали в диспансере. В 2019 году на профилактическом учете находились 77 несовершеннолетних.

За восемь месяцев 2020 года в круглосуточном отделении диспансера

на 12 коек бесплатную медпомощь получил 61 ребенок (109

несовершеннолетних за прошлый год, в том числе потребители алкоголя и

ненаркотических веществ). На дневном стационаре медико-реабилитационного центра "Родник" на 20 коек за восемь месяцев

2020 года безвозмездно пролечили 135 несовершеннолетних (в 2019 году

всего – 181), из них восемь потребителей наркотиков, 14 потребителей ненаркотических веществ и 113 потребителей алкоголя. После лечения и реабилитации ремиссия у страдающих зависимостью в течение 2020 года отмечена у 54% несовершеннолетних –это оценивается как высокий показатель эффективности работы.

И все же несмотря на высокие результаты лечения, еще и еще раз

встает вопрос о том, почему, зачем подростки делают этот страшный выбор,

принять наркотик. Достаточно ли информированы они в данном вопросе.

Доступно ли была донесена до них необходимая информация. Почему не

смогли отказаться. Насколько осознанно они поступили. Именно эти

вопросы стали главными для меня при написании данной работы.

Среди учащихся 9,10и11 классов было проведено анонимное анкетирование, анкеты представлены в Приложении 1 , в котором приняли участие 37 человек (25 учащихся 9 класса и 12 учащихся 10-11 классов). Проведен анализ анкет. Результаты представлены в виде диаграмм в Приложение 2.

Анализ результатов и и выводы

Таким образом, проанализировав результаты анкеты 1 «по проблеме наркомании для образовательных учреждений» (Приложение 1 и Приложение 2), можно сказать, что большинству опрошенных учащихся знакома данная проблема. Многие знают о ней из общения со сверстниками или СМИ. Знают виды наркотиков. Строгость законодательства и последствия приема наркотиков.

Но вместе с тем отмечается легкость и поверхностность восприятия уже многоактно повторенной информации и скептическое отношение к предупреждениям. Что говорит о серьезности ситуации и отношении молодежи к наркотикам, как к чему-то обыденному.

По результатам анкеты 2 «осознанность деятельности школьника» (Приложение 1 ) получилось (Приложение 2) что заинтересованных в процессе и результатах обучения среди у учащихся 9 классов (23 опрошенных) 80%, среди учащихся 10-11 классов (14 опрошенных) 52%, самостоятельность проявляют 98% учащихся 9 класса и 63% учащихся 10-11 класса. Заинтересованы в оценке поступков со стороны общественности 33,3% учащихся 9 класса и 24% учащихся 10-11 классов. Склонность к дивиантному поведению (употребления алкоголя, побег их дома, нарушение общественного порядка) проявилась у 17% учащихся 9 класса и 31% учащихся 10-11 класса.

Изучив данные можно сделать заключение о том что в старших классах, особенно среди учащихся 10 класса(16-17 лет) снижается заинтересованность в результативности обучения, самостоятельности при выполнении обязанностей и активности в общественной жизни школы и класса. Вероятно причинами этого является неосознанность выбора учащихся в продолжении обучения в школе, переоценка своих возможностей и разочарование в обучении при столкновении с трудностями. «Безвыходность» положения - не смог поступить в выбранное учебное заведение и вынужден вернуться в школу, отсутствие экзаменов в 10 классе, личная безответственность и многое другое.

Для учащихся 10- классов снижается значимость общественной оценки их поступков и возрастает значение самооценки. А так же процесс взросления для 1/3 учащихся 10-11 класса сопряжен с понятием «личной свободы», которая в виду недостаточности личного опыта и способности адекватно оценить ситуацию может выражаться в употреблении спиртных напитков, а возможно, следуя «моде» среди молодежи, вейпов и других дурманящих сознание веществ.

Для учащихся 9классов( 15-16 лет) все еще работает «запрет родителей», хотя и здесь наблюдается склонность к нарушениям у 17% учащихся.

В анкета 3 «Наркотики и подросток» (Приложение 1 и Приложение 2 ) на вопрос много ли у тебя свободного времени 40% учащихся ответили положительно, успешность обучения хорошая от 44% в 9 классе до 61% в 10-11 классах, организация занятости учащихся в кружках помимо школьных, 10,3 % в 9 классе и «0» в 10 и 11 классе, спортом 10,3% в 9 классе и 20% в 10-11 классах. Все это дает повод полагать, что именно отсутствие занятости и увлечений учащихся приводит к поиску «развлечении», а отсутствие результативности и успешности в учебе или иных видах деятельности (спорт, хореография, музыка, научная деятельность или информационные технологии) формирует потребность «выделиться» среди остальных, «заявить о себе». И к сожалению, одним из легких возможных вариантов проявить себя является дивиантное поведение. Желание таких ребят незамедлительно замечается людьми, занимающимися наркотиками, воровством, мошенничеством и другими незаконными действиями. Всеми доступными способами (убеждением, введением в компанию, через социальные сети и другие интернетные возможности) ребят завлекают и приобщают к такой деятельности, где целью является исключительно использование и нажива.

На вопросы знаешь ли ты, что такое наркомания, 92% учащиеся ответили утвердительно. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик: положительно ответили 16% в 9 классе и 38% 10-11 классов. И на вопрос если предлагали, то кто не предлагали 61% - приятель или одноклассник до 7% ; - родственник до 3%; - незнакомый человек14% в 9 классе , и -знакомый, сам употребляющий наркотики до 30%.

На вопросы пробовал ли ты наркотическое вещество ответили да от 4%в 9 классе до 7% в 10-11классах. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека: от 84% до 92% соответственно.

Данные результаты приводят к выводу о том что, несмотря на все внимание к проблеме наркомании, информированность населения, в том числе и детей школьного возраста, вопрос о наркомании среди подростков стоит очень остро. Дети по- прежнему являются мишенью для распространителей наркотиков.

На вопросы как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков из предложенных вариантов ребята ответили следующим образом: - достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления26,3% в 9 классе и 5,6% в 10-11 классах, - осознанием гибельности пути употребления наркотиков 23,7% и 50% соответственно ; - запретами со стороны родителей и взрослых 7% обе группы ; - ужесточением законов 18%; и затрудняюсь ответить 16% аналогично обе группы.

На не менее значимый вопрос кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании учащиеся выбрали соответствующие ответы: друзьям до 7,7%, людям, испытавшим на себе действие наркотиков до 10%; знакомым до 5%; работникам правоохранительных органов от 6,8% в 9 классе до 12,8% в 10-11 классе; родителям, родственникам 15%; одноклассникам 2,3% в 9классе и 5% в 10-11 классах; врачам-наркологам 20%; учителям от 10% до 13,6%; средствам массовой информации до 7,7%. Вопрос как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах: - вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков до 69% ; не влияет на мое отношение к наркотикам 28% в 9 классе и 7,7% в 10-11 классе ; затрудняюсь ответить 4% в 9 классе и 23% в 10-11 классах. Вопрос нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях: - да от 8% до 15%; - нет до 92%, то говорит об информированности учащихся по данному вопросу.

На вопрос где бы ты хотел получить эту информацию учащиеся отвечали : не нужна информация от 29% в 9 классе до 53% в 10-11 классах, - в школе 36,7 % в 9 классе и 13,3% в 10-11 классах ; - от родителей до 13,3%; - из телепередач до 6,7% в 10-11 классе; - из специальной литературы 13,3%.

Эти даны говорят о снижении доверия школьников с возрастом к информации о наркомании транслируемой в школе, повышении доверия, ввиду знания законов, понимания и осознания последствий деяний к информации от работников правоохранительных органов и врачей-наркологов в старшей школе. Значит работу в школе по профилактической деятельности с учащимися среднего и старшего звена следует планировать с учетом именно этих особенностей. И от назидательной в среднем звене перейти к информационной и практически значимой в 10-11 классах. В любом случае, для эффективной работы с учащимися, подход к организации деятельности по информированию и профилактике учащихся в вопросах касающихся наркотиков и наркомании должен быть не формальным, а продуманным, значимым для всех участников этой деятельности.

При всем при этом, зная о пагубности наркомании, на вопрос что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики учащиеся отвечали: - сообщил бы родителям не более 7,1% ; - посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер от 14% до 20,7%; - сообщил бы классному руководителю 3,4% в 9 классе ; - поговорил бы с другом и предложил свою помощь от 34,5% в 9 классе до 64,3% в 10-11 классах; - ничего бы не сделал, это его личное дело 27,6% в 9 и 14,3% в 10-11 классах.

Относительно обнадеживающим из данных ответов является лишь то, что к 10- 11 классу самоустранение и равнодушие учащихся к данной проблеме снижается в два раза. А это значит что понимание наркомании как «беды», опасной болезни с непоправимыми последствиями для человека и его семьи, если не остановить на начальном этапе, возрастает. Но очень тревожными являются ответы, которые свидетельствуют о закрытости и отторжении информации о наркотиках и наркомании. И учитывая, что детская искренность с возрастом сменяется взаимовыручкой, ценным становится «не предать», скрытностью и порой замкнутостью, большую тревогу вызывает отстраненность детей от школы и родителей, которой откровенно пользуются наркодельцы.

Понятие «личного пространства» и «личной жизни» трансформировалось в обществе со временем в «это мое дело, вас не касается» и «вы не имеете права вмешиваться». Отсюда и последствия: непонимание, уход из дома, отстраненность, погружение в социальные сети, замена реального виртуальным. И крайние формы: наркомания и суицид.

Безусловно, много рабаты ведется по профилактике наркомании государственными органами, СМИ, волонтерами и школой. Но до тех пор пока отстраненность подростков будет оставаться «модой», а социальные сети и некоторые СМИ будут это пропагандировать, пока наркотики и дурманящие вещества будут признаком «крутости» в клубах и других местах встреч молодежи, проблему не искоренить.

Однако совсем не значит, что заниматься этим вопросом не надо, ни в коем случае нельзя ни на секунду ослабить внимание к данной проблеме. В данной работе мне еще раз хотелось обратить внимание на отношение школы и общественности к выбору подходов в работе по информированию школьников о наркомании и наркотиках.

Помимо обязательной лекционно - просветительской работы, которая, безусловно, необходима, так как дает знания Примером такой работы может быть привлечение старшеклассников к работе с младшими школьниками, то есть, сделать их активными участниками, авторами и исполнителями, а не пассивными слушателями. Например организация работы в школе клубов досуга старшеклассников по интересам: по созданию видеосюжетов о деятельности и интересах школьников и ведение школьного новостного видеожурнала, клуб КВН, вожатско – волонтерский, но не разнарядкой спускать задания клубам, а действительно совместно планировать и реализовывать запланированное, стимулировать и поощрять работу учеников.

Примером такой работы можно считать работу «Наркопоста», в рамках работы организации «Школярия», по организации конкурса видеороликов агитбригад среди учащихся 5-7 классов. Традиционный конкурс агитбригад, трансформировался в конкурс виеороликов. Темой была «Дети нового поколения против наркотиков!». В качестве организаторов, авторов сценария и режиссеров, видеооператоров выступали мы, учащиеся 10-11 классов, мы и монтировали и представляли ролики.(фото 1)

С учащимися старшего звена 8-9 класса проводилась игра « Мир без наркотиков» и «Со спортом на ТЫ», где организаторами снова выступили ученики 10-11 классов. (фото 2)

Для учащихся начальной школы проведено выступление лучших агитбригад. ( фото3)

В анкетировании на выявление степени информированности о вредных привычках учащихся 9 – 11 классов (анкета 4 «Методика выявления степени информированности о вредных привычках учащихся 9 – 11 классов» Приложение 1) , учащиеся отвечали на вопросы, которые помогли понять над какими аспектами информационной и профилактической деятельности необходимо поработать (Приложение 2). Так на вопрос вредные привычки это: ученики ответили алкоголь 7,7%- 23%; курение 15,4% - 28,6%; наркотики 15,4%- 28,6%; все что вредит здоровью 16%-30%.

На вопрос о последствиях вредных привычек на организм школьники ответили: смертельный исход 61%; проблемы со здоровьем ≥ 22%, зависимость 11%. Ваше отношение к вредным привычкам:– положительное 4% -7%, негативное 30,8%-44%, – нейтральное52% - 61% и именно это вызывает серьезную тревогу. Как следствие вопрос какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете : – ничего не будете делать 24% в 9 классе; – оставите на сегодняшнем уровне 31%; - ужесточите наказание 44%-69%. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы: – продолжите с ним общаться 47%; измените к нему отношение 33%-36%; перестанете с ним общаться 16%-23% . Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы: – Поддержите 4,2%, – Оставите выбор за ним (ней) 12%-23%, – Попытаетесь отговорить 77% -83% Это очень ценно! . Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы: – Поддержите 7%-14%; – Оставите выбор за ним (ней) 57%-61% , что свидетельствует о лояльности молодежи к табачным изделиям, – Попытаетесь отговорить 28,6%-30,8%. На вопрос что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек: Семья 6,3% ответили ученики в 9 классе, это очень тревожит, Улица 34,4% - 47%, Средства массовой информации 12,5% -23,5 % , Ближайшее окружение человека 46,9% в 9 классе и 29,4% в 10-11 классе.

Информированность учащихся 9-11 классов школы о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств удовлетворительная, незнакомых с проблемой наркомании практически нет. С пагубным влиянием наркотиков на организм тоже все знакомы. Вопрос только о степени осведомленности. То есть не все учащиеся понимают действие отдельных наркотиков и относятся ли табак, насвай, алкоголь к наркотическим веществам и почему.

Заключение.

Таким образом важным выводом данной работы является простой ответ на вопрос «Можно ли детей предоставить себе». Еще раз обращаю внимание на ответ учащихся 9 класса на вопрос что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек: Ближайшее окружение человека 46,9% и Улица 34,4%. Это действительно тревожные данные. Если совместить их с организованной занятостью учеников и успеваемостью (44% много свободного времени, успеваемость удовлетворительная 44% низкая 12% занятость в кружках и спортом 20,6%).

Причина реализации детей через нарушения дисциплины и порядка и употребление дурманящих веществ, как Демонстрация собственной значимости становится очевидна. И перекладывать ответственность за данную ситуацию на школу, государство или родителей бесполезно. Вопрос будет решен только при совместной согласованной работе всех структур включая СМИ и интернет. Школа, в этой деятельности, должна выступать как одна из ведущих компонентов, так как непосредственно работает с детьми и родителями.

В работе с учениками обязательно необходимо учитывать не только возрастные особенности, а это очень важно, но и интересы учеников, последние тенденции и направления в молодежном движении. Школа не сможет соответствовать и удовлетворять запросам общества, если не будет учитывать изменения в общественной жизни. Научные и технические достижения, расширяющие возможности людей. Одна из целей работы по профилактике наркомании заключается в наличии и предложении учащимся альтернативной деятельности, в которой они будут не пассивными наблюдателями (объектами), а активными авторами, организаторами и участниками (субъектами), занимаясь интересной и полезной работой. Позволяющей ребятам реализоваться.

Список литературы:

1.https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/narcologic/teen-drug-abuse

2.Какие виды наркотиков существуют - МВД России

3.https://narko-kliniki.ru/stati/narkotiki-psihostimulyatory.html

4.https://atmosfera74.ru/stati/dejstvie-narkotikov/

5.https://ambmed.ru/narcology-hospital/treatment-drug-addiction/vidi_narko

tikov

Приложение 1

1. Анкета по проблеме наркомании для образовательных учреждений

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

Ваш возраст_______________ Пол_________________

1. Что Вам известно о наркотиках?

а) личный опыт б) опыт друзей, знакомых в) информация в СМИ

2. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества? а) да б) нет

3. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества? а) да б) нет

4. Пробовали ли Вы сами наркотические или токсические вещества? а) да б) нет

5.Если пробовали, то какие?________________________________

6. Что на Ваш взгляд толкает людей на потребление наркотиков?

а) одиночество б) любопытство в) влияние окружающих

7. О каких видах наркотиков, распространяемых на территории региона Вам известно?

8. Наркомания – это: а) преступление б) вредная привычка в) болезнь

9. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?

а) да, это диагноз на всю жизнь б) да, практически неизлечима

в) нет, шанс есть всегда г) нет, излечение зависит от человека

10. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?

а) психическая б) физическая

11. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а) употребление наркотиков б) изготовление наркотиков

в) хищение или вымогательство наркотических веществ

12. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков каннабисной группы (марихуана) вызывает привыкание, зависимость? а) да б) нет в) не знаю г) нет ответа

13) Какое чувство вызывают у Вас наркоманы? а) сострадание б) нетерпимость в) толерантность

14. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?

а) изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании

в) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

г) увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

15. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

16. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными?

Укажите их.________________________________________________

2. Анкета «осознанность деятельности школьника» ДА - Нет (+-)

1. Интересно ли тебе на уроках?

2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?

3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?

4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?

5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?

6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?

7. Сам ли стираешь себе рубашки?

8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?

9. Помогаешь ли дома по хозяйству?

10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?

11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?

12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?

13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?

14. Куришь ли ты?

15. Приходилось ли убегать из дома

3. Анкета «Наркотики и подросток»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Много ли у тебя свободного времени? - да; - нет.

2. Как ты учишься? -отлично; - хорошо; - удовлетворительно; - плохо.

3. Чем занимаешься в свободное время? - читаю; - занимаюсь в спортивной секции;

- занимаюсь в кружке, изостудии; - смотрю телевизор; - слушаю музыку;

собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале; что-то другое (указать что).

4. Знаешь ли ты, что такое наркомания? - да; - нет; - затрудняюсь ответить.

5. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик? - да; - нет.

6. Если предлагали, то кто? - приятель; - одноклассник; - родственник; - незнакомый человек; -знакомый, сам употребляющий наркотики.

7. Пробовал ли ты наркотическое вещество? - да; - нет.

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

- да; - знаю, но со мной этого не случится;

- знаю, но я всегда смогу бросить принимать; - наркотики; - нет.

9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков?

- достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;

- осознанием гибельности пути употребления наркотиков;

- запретами со стороны родителей и взрослых;

- ужесточением законов;

- другое (что именно);

- затрудняюсь ответить.

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?

- друзьям;

- людям, испытавшим на себе действие наркотиков;

- знакомым;

- работникам правоохранительных органов;

- родителям, родственникам;

- одноклассникам;

- врачам-наркологам;

- учителям;

- средствам массовой информации;

- другое (укажи).

11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

- вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;

- вызывает желание попробовать;

- не влияет на мое отношение к наркотикам;

- затрудняюсь ответить.

12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях? - да; - нет.

13. Где бы ты хотел получить эту информацию?

- в школе; - от родителей; - из телепередач;

- из специальной литературы;

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

- сообщил бы родителям;

- посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;

- сообщил бы классному руководителю;

- поговорил бы с другом и предложил свою помощь;

- ничего бы не сделал, это его личное дело;

- другое (укажи).

4. Методика выявления степени информированности о вредных привычках учащихся 9 – 11 классов

1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:

1. По моему мнению, вредные привычки это:

2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю:

3. Последствиями вредных привычек я считаю:

2 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

4. Ваше отношение к вредным привычкам?

А – положительное Б – нейтральное В - негативное

5. Какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете?

А – ничего не будете делать Б – оставите на сегодняшнем уровне В - Ужесточите наказание

6. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?

А – продолжите с ним общаться Б – измените к нему отношение В – перестанете с ним общаться

7. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы?

А – Поддержите Б – Оставите выбор за ним (ней) В – Попытаетесь отговорить

8. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?

А – Поддержите Б – Оставите выбор за ним (ней) В – Попытаетесь отговорить

3 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек? А – Семья Б – Улица В – Средства массовой информации

Г – Ближайшее окружение человека Свой ответ -

10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от

1 до 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Приложение 2

В тестировании приняли участие 25 учащихся 15 - 16 лет и 12 учащихся 17-18 лет. Анкета по проблеме наркомании для образовательных учреждений

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс)

Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) Учащиеся 17-18 лет (10-11 класс)

Учащиеся 15-16 лет (9 класс) и 17-18 лет (10-11 класс)

Анкета «Наркотики и подросток»

1.Много ли у тебя свободного времени?

2.Как ты учишься?

3.Чем занимаешься в свободное время?

4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?

5. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик?

6. Если предлагали, то кто?

7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков?

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?

11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

13. Где бы ты хотел получить эту информацию?

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

Методика выявления степени информированности о вредных привычках учащихся 9-11 классов.

Вредные привычки по мнению учеников

Ученики считают что последствиями вредных привычек являются:

Ваше отношение к вредным привычкам?

Какой способ борьбы с вредными привычками вы выберете?

Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?

Если ваш(а) друг(подруга) решит попробовать наркотики то вы?

Если ваш(а) друг(подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?

9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?

10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от 1 до10

Анкета «осознанность деятельности школьника»

Вопросы

Из 23 учащихся 15-16 лет

из 14 учащихся 17-18 лет

Да

Нет

Да

Нет

Интересно ли тебе на уроках?

17

8

8

4

Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?

19

6

10

2

Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?

23

2

9

3

Пытаешься ли не опаздывать на уроки?

19

6

10

2

Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?

21

4

5

7

Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?

12

13

2

10

Сам ли стираешь себе рубашки?

16

9

8

4

Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?

17

8

10

2

Помогаешь ли дома по хозяйству?

24

1

10

2

Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?

11

14

2

10

Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?

9

16

6

6

Тревожит ли тебя,

какое о тебе мнение в классе?

6

19

2

10

Употребляешь ли иногда спиртные

напитки?

10

15

9

3

Куришь ли ты?

1

24

3

9

Приходилось ли убегать из дома?

1

-

1

11

Просмотров работы: 252