Оценка экологического качества питьевой воды

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оценка экологического качества питьевой воды

Царёва В.А. 1
1МБОУ Ухоловская СШ Рязанской области
Храпова Н.В. 1
1МБОУ Ухоловская СШ Рязанской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Вода распространенное, простое, но в то же время самое таинственное и сложное вещество на Земле. Воде посвящено огромное количество научных работ, но до сих пор она остается недостаточно изученной. Вода - священная основа жизни, с ней связаны важнейшие ритуалы практически всех религий.

Вода – источник жизни на Земле. Она необходима для существования всех без исключения живых существ на планете. Человек состоит из воды на 70-80%. А вода, сосредоточенная в морях и океанах, составляет 97% от общего числа, при этом всего лишь 3% приходится на пресные родники.

Издавна существует поверье о целебных свойствах родниковой воды, она обладает освежающим эффектом, прекрасно утоляет жажду и полезна человеческому организму. Она проходит естественную фильтрацию через толстый фильтр – слои песка и глины, сохраняя тем самым полезные качества, не подвергается обеззараживанию хлором, а самое главное, родниковая вода насыщена кислородом. Схожа с ней по химическим свойствам и артезианская вода (колодезная из скважин), их отличие в способе выхода на поверхность.

Антропогенное загрязнение гидросферы в настоящее время приобрело глобальный характер и существенно уменьшило доступные эксплуатационные ресурсы пресной воды на планете.0 Именно поэтому экологические проблемы загрязнения воды обладают статусом особо актуальных. Ведь будущие поколения могут оказаться на грани водного кризиса по всей планете.

Население обращает всё больше внимания к проблеме качества питьевой воды. Закономерно возникает вопрос о соответствии воды из родников санитарно-гигиеническим нормам. Поэтому предметом нашего исследованиястали источники воды посёлка Ухолово.

Мы выдвинулигипотезу: вода из различных источников будет отличаться по органолептическим и химическим показателям.

Цель работы:исследовать качественные и количественные характеристики родниковой, колодезной и водопроводной воды для определения пригодности в питьевых целях.

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

Определить органолептические свойства воды и оценить их экологического состояние;

Определить pH и жёсткость воды;

Определить содержание ионов железа, хлорид-ионов, сульфат-ионов;

Определить количество примесей и содержание растворённого кислородав отобранных пробах воды;

Дать рекомендации по использованию питьевой воды

Актуальность выбранной темы состоит в важности сохранения качества питьевой воды и использовании её для бытовых и иных нужд.

Район исследования:

Рязанская область, Ухоловский район, р. п. Ухолово.

Географическое положение:

Муниципальное образование – Ухоловский муниципальный район расположен на территории Рязанской области в 123 километрах от города Рязани. Центром муниципального образования – Ухоловский муниципальный район является рабочий поселок Ухолово.

С запада муниципальное образование граничит с Ряжским районом Рязанской области, с юга – с Новодеревенским районом Рязанской области и Тамбовской областью, с востока – с Сараевским районом, с севера – с Кораблинским и Сапожковским районами Рязанской области. Протяженность территории с севера на юг – 51 км, с запада на восток – 29 км.0

Методы исследования:

Методы теоретического исследования (поиск и изучение литературы, анализ и обобщение знаний).

Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение).

Математические методы (анализ полученных результатов, моделирование, построение диаграмм и таблиц).

Методы регистрации и оценки состояния среды (измерения температуры, прозрачности и химического состава воды)

Практическая значимостьработы объясняется возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, экологии и внеурочной деятельности.

Методики проведения наблюдений за водой взяли из пособий А.Г. Муравьева0 и Т.Я.Ашихминой0.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных информационных источников. Работа включает 43 страницы текста, в том числе 15 таблиц, 16 страниц с иллюстрациями, из которых - 8 диаграмм.

Глава 1

1.1. Обзор литературы

Определённое и постоянное содержание воды – необходимое условие существования живого организма. При изменении количества потребляемой воды и её солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи в желудочно-кишечном тракте, кроветворения и др. Без воды невозможны регуляция теплообмена организма с окружающей средой и поддержание постоянной температуры тела. Человек чрезвычайно остро ощущает изменения содержания воды и может прожить без воды всего несколько суток. При потере воды в количестве менее 2 % веса тела (1-1,5 л) появляется жажда, при утрате 6-8 % наступает полуобморочное состояние, 10 % - галлюцинации, нарушение глотания. Потеря 10-20 % воды опасна для жизни. Животные погибают при потере 20-25 % воды.Среднесуточное потребление воды человеком - 2,5 литра.

Вода – одно из самых распространенных и в то же время одно из самых необыкновенных веществ на Земле. Та самая вода, которая заполняет моря, озёра и реки, падает на землю дождями, ложится на неё снежными покровами. Та самая вода, без которой немыслимо существование не только человека, но и всего живого.0

Подземные воды находятся в верхней части земной коры в жидком и парообразном состоянии, где они частично или полностью заполняют поры в рыхлых и связанных горных породах и трещины в скальных осадочных породах. На склонах речных долин, балок, оврагов, у подножий надпойменных террас отмечаются многочисленные выходы грунтовых и межпластовых безнапорных вод. На территории Рязанской области учтено 304 родника, относящихся к бассейнам 64 рек. Режим их действия не изучен. В действительности родников значительно больше. 0

Подземные воды пробиваются на дне рек холодными ключами, а выходят на поверхность родниками. Добытые из скважин или колодцев, они используются для бытовых нужд, полива полей, обводнения пастбищ.0

На Руси к родниковой воде — истинно святое отношение. Маленькие светлые ключики, пульсирующие из глубины земли, кровь планеты, питают все великие реки. И совсем не случайно слова «род», «родной», «Родина» и «родник» имеют общий корень.

Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Например, долгожители острова Окинава, которые предпочитают пить родниковую воду, в среднем живут до 100 лет и более.0

1.2. Водоснабжение р.п. Ухолово.

Водоснабжение – система мероприятий по обеспечению населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других потребителей водой. Наиболее распространены централизованное водоснабжение.

Мы побеседовали с первым заместителем главы администрации Ухоловского муниципального района по муниципальному и сельскому хозяйству Суминым С.С.(Приложение №1)

Из беседы мы узнали, что водопроводные сети в р.п.Ухолово Рязанской области проводились с 1960 года по 1980 год. Всего в р.п.Ухолово насчитывается 13 водопроводных сетей. Общая протяженность водопроводных сетей р.п. Ухолово составляет 35920 м. Материал проложенных труб - асбестоцементные трубы и полиэтиленовые.

В 2024 году на территории р.п.Ухолово в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» запланировано:

- строительство водозаборного узла №1 (строительство артезианской скважины, строительство водонапорной башни, строительство станции подготовки воды),

- строительство водозаборного узла № 2 (строительство артезианской скважины, строительство водонапорной башни, строительство станции подготовки воды),

- реконструкция водопроводной сети объекта «Водопроводная сеть (ул.Советская, ул.Ленина, пер.Школьный, пер.Советский)

- реконструкция водопроводной сети объекта «Водопроводная сеть (ул.Кооперативная, ул.Свободы, пер.Кооперативный)» в р.п.Ухолово Ухоловского района Рязанской области,

- установка станции обезжелезивания воды (2 шт.), бурение 2-х скважин, установка 2-х водонапорных башен и замена 3 км сетей водопровода.0

1.3. Подготовка к исследованиям.

В ходе выполнения исследования мы отобрали воду из родника «Троицкий (Прощёный) колодец, взяли пробу из колодца на улице Кооперативная и набрали водопроводную воду (переулок Чапаева)

(Приложение №2-3).

1.4. История родника «Прощёный колодец»

Мы поработали с архивными материалами редакции районной газеты «Колос». Из статьи «Восстановить святыни – наша задача» Каманина Алексея Николаевича мы узнали об истории родника «Прощёный колодец» (Приложение №4). Алексей Николаевич на протяжении многих лет следит за состоянием этого источника и проводит необходимые санитарные мероприятия. «Администрация посёлка в 2005 году восстановила святой источник «Прощёный колодец», который известен более 200 лет и о существовании которого мы узнали из трудов священника Василия Окаёмова. В «Книжной записи о селе Ухолове и народном предании о нём Окаёмов отмечает: «Из счастливых даров природы, которыми наделено село, можно указать ещё на колодец, называемый Прощёным и находящийся от края села на расстоянии 1,5 версты. Он содержит замечательно вкусную для питья воду и настолько обилен, что никогда не исчерпывается.

Уже само наименование колодца Прощёным указывает на целебные свойства содержащейся в нём воды, в былые времена там совершались исцеления. Вот пример. Местная крестьянка Марья Хорошева, которая родилась в 1780 году, в молодости болела изнурительной лихорадкою. Однажды во сне ей в видении сказано было искупаться в Прощёном колодце. Она искупалась и получила исцеление, после чего в добром здоровье прожила до глубокой старости, скончавшись в 90 лет. В благодарность Богу она построила над колодцем часовню. Многие прибегали с верою к целебному свойству Прощёного колодца и потому, бывало, на дне его находили деньги, а вокруг развешивались тряпочки. Ныне о целебных свойствах прощенской воды забыто, но доброкачественность её настолько известна, что за ней ездят для чая даже из других смежных сёл и деревень».0

Сегодня на святом источнике люди не только могут набрать воды, но и искупаться в купели. (Приложение №5)

1.5. Социологическое исследование.(Приложение №6-10)

Был проведён социологический опрос средиучащихся нашей школы. Из опрошенных 50 человек 56% предпочитают родниковую воду, а 34%- водопроводную. Большинство учащихся (80%) знают о роднике «Прощёный колодец». 60% считают, что родниковая вода чище водопроводной. 34% учащихся ходят на родник за компанию.В течение всего года на территории родника чистота и порядок. Так считают 80% учащихся.94% опрошенных не принимают участие в благоустройстве родника, но радует то, что они не нарушают его экологическое состояние.

Глава 2.

2.1. Методика проведения работы

2.1.1. Методика отбора проб воды и условия её хранения

От правильного выполнения отбора проб во многом зависит точность полученных результатов. Поэтому прежде чем выполнять исследование, мы ознакомились с межгосударственным стандартом ГОСТ 31861-2012 Вода. Общие требования к отбору проб. И выяснили следующее:

1.Пробу воды отбирают в чистую посуду из стекла или из полиэтилена, закрывают стеклянными или пластмассовыми пробками, прокипяченными в дистиллированной воде.

2. Отобранную пробу нельзя долго хранить, так как в результате протекания физико-химических и биохимических процессов могут изменяться свойства воды (иногда довольно значительно), что сказывается на достоверности и точности анализа.

3. Для снижения скорости биохимических процессов воду охлаждают до температуры 4–5 °С (сохраняя ее в холодильнике).

2.1.2. Анализ органолептических свойств воды

Нами было осуществлено взятие проб воды из различныхисточников. Мы набрали воду в 1,5 литровые пластиковые бутылки с плотно закрывающимися пробками. В школьномкабинетехимии (Приложение №9) был проведён анализ по следующим параметрам: прозрачность, мутность, цветность, вкус и привкус, запах.

а) Прозрачность определяли по высоте столба жидкости, который позволяет определить на белой бумаге стандартный шрифт. Для этого измерение проводят в хорошо освещённом помещении на расстоянии 1 м от окна. Стеклянный градуированный цилиндр помещают над стандартным шрифтом (высота шрифта 3,5 см, ширина линии 0,35 мм) на высоте 4 см. Просматривая шрифт сверху через столб воды, находят высоту столба, сквозь который можно прочитать текст.

Также использовали метод фильтрования для определения прозрачности. Через фильтр пропускали 100 мл воды и оценивали количество взвешенных частиц, осевших на нём, рассматривая на белом фоне.

б) Мутность исследуем визуально (по степени мутности столба жидкости в пробирке высотой 10–12 см). Взбалтываем воду и наливаем её в пробирку, чтобы высота воды была равна 10-12 см, рассматриваемводу в пробирке сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении и определяем уровень мутности по таблице:

Таблица 1

Мутность воды

Мутностьнезаметна (отсутствует)

Слабоопалесцирующая

Опалесцирующая

Слабомутная

Мутная

Оченьмутная

в) Цветность оценивали, определяя высоту столба жидкости, при котором обнаруживается окраска. В пробирку наливали пробу воды высотой 10 см и рассматривали пробирку при рассеянном свете сверху и сбоку. Рядом ставили такую же пробирку с водопроводной водой. Результаты оценивали по шкале:

Таблица 2

Шкала для определения цветности

Окрашивание при рассмотрении

Цветность в градусах

сбоку

сверху

Нет

Бледно-желтоватое, уловимое при сравнении с эталоном

10

Нет

Незначительное бледно-желтоватое

20

Едва заметное бледно-желтоватое

Слабое желтоватое

30

Очень бледно-желтоватое

Желтоватое

40

Слабо желтоватое

Светло-желтое

80

Желтоватое

Желтое

150

г) Для определения вкуса и привкусаанализируемую воду набирали в рот и задерживали на 3–5 сек, не проглатывая. После определения вкуса воду сплевывали. После чего пользовались таблицей:

Таблица 3

Таблица для определения характера и интенсивности вкуса и привкуса

Интенсивностьвкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка интенсивности вкуса и привкуса

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Оченьслабая

Вкус и привкус сразу не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при тщательном тестировании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются, если обратить на это внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о качестве воды

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от употребления

4

Оченьсильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению

5

д) Запах воды определяли в помещении без постороннего запаха. Исследуемую воду наливали в пробирку, после чего взбалтывали и быстро определяли характер и интенсивность запаха по таблицам:

Таблица 4

Характер и род запаха воды естественного происхождения

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточнойводы

Древесный

Мокройщепы, древеснойкоры

Землистый

Прелый, глинистый, свежевспаханнойземли

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьегожира

Сероводородный

Тухлыхяиц

Травянистый

Скошеннойтравы, сена

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

Таблица 5

Шкала для определения интенсивности запаха воды

Интенсив-ность запаха

Характерпоявлениязапаха

Оценка

интенсивности

запаха, баллы

Нет

Запахнеощущается

0

Оченьслабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от употребления

4

Оченьсильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

2.1.3. Химическийанализводы

а)Дляопределения водородного показателя (рН) воды в пробирки с образцами родниковой воды и в одну пробирку с дистиллированной водой добавляли универсальный кислотно-основный индикатор РКС-10. Время выдержки бумаги в воде около 20 секунд.

б)Для определения жесткости воды набирали в пробирку исследуемую воду, добавляли несколько капель мыльного раствора и взбалтывали.

в) Для определения содержания ионов железа к 10 мл исследуемой воды добавили 2 капли концентрированной азотной кислоты и 1 мл 20% раствора роданида аммония. Перемешали и сравнили окраску пробы со шкалой:

Таблица 6

Ориентировочное определение ионов железа

Окраскаприрассмотрении

Концентрация железа, мг/л

Сбоку

Сверху

Нетокраски

Нетокраски

Менее 0,05

Едвазаметнаяжелтовато-розовая

Очень слабая желтовато-розовая

0,10

Оченьслабаяжелтовато-розовая

Слабаяжелтовато-розовая

0,25

Слабаяжелтовато-розовая

Светлаяжелтовато-розовая

0,50

Светлаяжелтовато-розовая

Желто-розовая

1,00

Желто-розовая

Желто-красная

2,00

Желтовато-красная

Ярко-красная

Более 2,00

г) Для определения содержания хлоридов в пробирку отобрали 5 мл исследуемой воды и добавили 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определяли по осадку или помутнению раствора:

Таблица 7

Ориентировочное содержание хлоридов

Осадокилипомутнение

Концентрацияхлоридов, мг/л

Опалесценцияилислабаямуть

1–10

Сильнаямуть

10–50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50–100

Белыйобъемистыйосадок

Более 100

д) Для определения сульфатов в пробирку внесли 5 мл исследуемой воды, 0,3 мл раствора соляной кислоты (1:5) и 3 мл 5%-ного раствора хлорида бария, перемешали. По характеру выпавшего осадка определили ориентировочное содержание сульфатов: отсутствие мути – концентрация сульфат-ионов менее 5 мг/л; слабая муть, появляющаяся через несколько минут, – 5–10 мг/л; слабая муть, появляющаяся сразу, – 10–100 мг/л; сильная, быстро оседающая муть – более 100 мг/л.

2.1.4. Определение общего количества примесей в отобранных пробах воды

500–1000 мл отфильтрованной воды помещают в предварительно подготовленную фарфоровую чашку (ее следует вымыть, выдержать в течение часа в сушильном шкафу при температуре 105–110 °С, охладить до комнатной температуры, взвесить). Чашку помещают на электрическую плитку (или, что лучше, на водяную баню) и выпаривают, добавляя воду из мерного цилиндра по мере ее испарения. Воду выпаривают досуха, после чего чашку ставят в сушильный шкаф, нагретый до температуры 105 °С, и сушат до постоянной массы.

Массу сухого остатка (М в мг/л) вычисляют по формуле: V М ММ( 1 2 )1000 , где М1 – масса чашки с сухим остатком, мг; М2 – масса пустой чашки, мг; V – объем воды для анализа, мл; 1000 – коэффициент пересчета единиц измерения.

2.1.5.Определение содержания растворенного кислорода в пробе воды.

Содержание растворенного в воде кислорода определяли по Насоновой. Отфильтровать пробы воды.К 10 мл отфильтрованной воды добавить 0,5 мл30% - ной серной кислоты и 1 мл 0,01н раствора перманганата калия. Тщательно перемешать содержимое и оставить на 20 минут при температуре 20ºС.

Если раствор остался ярко-розовым, то содержание растворенного кислорода в воде можно считать = 1мг/л, если окраска раствора стала лилово-розовой, то 2мг/л, если слабо лилово-розовой, то 4мг/л, если бледно-лилово-розовой, то 6мг/л, если бледно-розовой, то 8мг/л, если желтой, то 16мг/л.

2.2. Результаты исследований

Мы выбрали для исследования 3 источника, расположенные в п. Ухолово.

Объект №1- Родник Троицкий (Прощёный) колодец, родниковая вода.

Объект №2- Колодец (ул. Кооперативная), колодезная вода.

Объект №3- Водопроводная вода (переулок Чапаева).

2.2.1. Результаты органолептических исследований

Прозрачность, мутность, цветность воды(Приложение №11)

Таблица 8

источника

Прозрачность (высота в см)

Мутность

Цветность в баллах

Цветность

1

23

Не заметна

0

Нет

2

22

Не заметна

0

Нет

3

20

Опалесцирующая

20

Незначительноебледно-желтоватое

Вкус и привкус, запах воды (Приложение 12)

Таблица 9

источника

Интенсивность вкуса и привкуса

Оценка интенсивности вкуса и привкуса

Характер и род запаха

Оценка интенсивности запаха

1

Нет

0

-

0

2

Нет

0

-

0

3

Слабая

2

-

0

2.2.2. Результаты химических исследований

Водородный показатель(pH) и жесткость воды (Приложение №13)

Таблица 10

источника

pH

Жесткость воды

Контроль

6,5

мягкая

1

6

мягкая

2

7

мягкая

3

6,5

жесткая

2.2.3. Содержаниеионовжелеза(Приложение №14)

Таблица 11

источника

Окрашивание при рассмотрении

Концентрация железа, мг

1

Едвазаметнаяжелтовато-розовая

0,10

2

Едвазаметнаяжелтовато-розовая

0,10

3

Оченьслабаяжелтовато-розовая

0,25

2.2.4. Содержание хлоридов(Приложение №14)

Таблица 12

источника

Характеристика осадка или мути

Концентрация хлоридов, мг

1

Опалесценцияилислабаямуть

1-10

2

Сильнаямуть

10-50

3

Опалесценцияилислабаямуть

1-10

2.2.5. Содержаниесульфатов(Приложение №15)

Таблица 13

источника

Характеристика осадка или мути

Концентрация сульфатов, мг

1

Отсутствие мути

Менее 5

2

Слабая муть

5–10

3

Слабая муть

5–10

 

2.2.6.Общее количество примесей в отобранных пробах воды.

Таблица 14

источника

Количество примесей в пробах (г)

Количествопримесей в пробах (%)

1

0,03

0,3

2

0,05

0,5

3

0,124

1, 24

2.2.7. Определение содержания растворенного кислорода в пробе воды(Приложение №15)

Таблица 15

источника

Окраска раствора

Содержание кислорода

1

Жёлтая окраска

16мг/л.

2

Бледно-розовая

8 мг/л

3

Слабо-лилово-розовая

4 мг/л.

2.3. Анализрезультатов

Прозрачность воды обозначает количество взвешенных частиц и других загрязнителей на поверхности воды.Хорошая прозрачность (высота столба 30 см и выше) у родниковой и колодезной воды. Наименьшая прозрачность у водопроводной . Воды не пригодной для питья не оказалось.

Водопроводная вода имела слегка опалесцирующую мутность и незначительное бедно- желтоватое окрашивание. Известно, что допустимаянорма цветностидля питьевой воды не должна превышать 40 ° по шкале цветности. В обследованных образцах она составляет менее 40 º , а это значит, что вода по этому критерию соответствует гигиеническим требованиям.

Слабая интенсивность вкуса и привкусаощущается только в водопроводной воде.

Для питьевой воды допустим очень слабый и слабыйзапах, а желательно, чтобы его не было совсем или чтобы он был приятным. Все изученные образцы в этом отношении проявили себя с хорошей стороны.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для внутреннего употребления человека относительно безопасной считается вода с рН от 6,5 до 8,5; питьевая вода должна быть нейтральной (рН~7), кислотность поверхностных вод не должна выходить за пределы 6,5–8,5. Для всего живого в воде (за исключением некоторых кислотоустойчивых бактерий) минимально возможная величина рН=5. Водородные показатели воды (pH) из набранных проб соответствует нормам питьевых вод.

Определяя величину общей жёсткости воды, мы пришли к выводу, что родниковая и колодезная вода мягкая и содержит небольшое количество ионов кальция и магния. Колодезная вода жёсткая. Для оценки результата мы обращали внимание на образование пены: если пена обильная – вода мягкая, если пена не растёт, “свернулась” – вода жёсткая.

В малых концентрациях (до 1 мг/л) железо встречается практически во всех природных водах. Главное, ПДК(предельно допустимая концентрация) ионов железа не была больше 1,5 мг/л. Наименьшее количество ионов железа в воде из родника и колодца. Наибольшая концентрация в воде из водопровода.

Высокие концентрации хлоридов в питьевой воде не оказывают токсического воздействия на человека. Однако при значительных концентрациях хлориды ухудшают вкусовые качества воды.ПДК (предельно допустимая концентрация) хлоридов в водоемах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования должна быть не более 350 мг/л. Показатели всех образцов соответствуют норме. Колодезная вода оказалась лидером по концентрации хлорид ионов: 10-50 мг/л.

Содержание сульфатов в природных водах обусловлено в основном выщелачиванием горных пород, биохимическими процессами, а также вымыванием сульфатов осадками из воздуха. Сульфаты в питьевой воде не оказывают токсического воздействия на человека, однако ухудшают вкус воды: ощущение вкуса сульфатов возникает при их концентрации 250–400 мг/л. ПДК сульфатов в водоемах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения – 500 мг/л. Концентрация сульфатов в воде варьируется от 5 до 10 мг/л. Значит, все пробы соответствуют норме.

Общее количествопримесей впробах воды из водопроводабольше количества примесей, содержащихся в пробах воды из родника и колодца. Следовательно, родниковая и колодезная вода чище.

Содержания растворенного кислорода в пробах воды колеблется от 4мг/л-16 мг/л. В образце родниковой воды наибольшее содержание концентрации кислорода.

2.4. Результаты лабораторных испытаний.

Мы прилагаем протокол лабораторных испытаний №Ш.1787 от 16 июля 2021 г. (Приложение 16,17).Был произведён отбор воды по ГОСТ 31861-2012 ГОСТ 56237-2014 ГОСТ 31942-2012 «Питьевая вода»(Водопроводная сеть по ул. Присягина, ул. Чапаева, пер. Чапаева, ул.Дзержинского, ул. Игнаткина).

Санитарно-гигиенические и микробиологические исследования соответствуют норме.

Глава 3

3.1.Выводы

Итак, проведённые исследования и наблюдения позволили нам сделать следующие выводы:

Выбранные для исследования источники воды п. Ухолово соответствуют требованиям ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая», предусмотренные ГОСТом предельно допустимые концентрации (ПДК) нормированных компонентов и их концентрации в воде находятся в нормативных пределах.

Родниковая, колодезная и водопроводная вода соответствует основным гигиеническим нормам и, следовательно, пригодна для питья, приготовления пищи, хозяйственных целей.

Родниковая вода лучше водопроводной и колодезной по всем органолептическим и химическим показателям, ее можно считать экологически чистой.

Наша гипотеза: вода из различных источников будет отличаться по органолептическим и химическим показателям, подтвердилась.

3.2.Заключение

Вода – это великая ценность для человечества, и в век информационных технологий, развитой промышленности и постоянного роста численности населения не пора ли задуматься о том, что все природные блага мы не получаем в наследство от своих предков, а берем взаймы у своих потомков. И от качества той питьевой воды, которая течет из-под крана, напрямую зависит здоровье нас и наших детей.

Символ чистоты- родники. Долг каждого из нас – содержать их территории в порядке, сохранить для будущих поколений. Ведь именно о родниковой воде мы чаще всего отзываемся с уважением. Мы считаем её не просто чистой, а кристальной, не просто целебной, а поистине — животворящей.

3.3.Рекомендации по использованию родниковой воды

- Родниковая вода- один из лучших вариантов воды для питья- лучшего фильтра, чем созданный самой природой, человечество до сих пор не придумало.

- Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества.

- Её не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному физико- химическому воздействию

- Она является «живой» водой и её не надо кипятить.

- хранить её лучше в прохладном месте;

- набирать воду надо молча, с хорошими мыслями;

3.4.Перспективы проекта

Значимость данного проекта обусловлена возможностью использования полученных результатов в преподавании дисциплин естественно- научного цикла (общая экология, экологический мониторинг, основы рационального природопользования, биогеография.)

3.5.Практическаязначимость

С результатами проведённых исследований и наблюдений я поделилась на уроках экологии с учащимися 9-11 классов.

Весной проведём школьные акции по уборке мусора на территории родника «Прощёный колодец».

Многообразны дары природы, которые использует человек. Сохранение дикой природы- самая священная цель человечества, без которой невозможен не только прогресс человеческой цивилизации, но и сама жизнь человека.

3.6.Библиография

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 1999. – 455с.

Географическая справка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ukholovo.ru/geografiya/

Муравьёв А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: «Крисмас+», 2009.

Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / автор-сост. Т.Я. Ашихмина – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.: ил. – (Серия тематических сборников и DVD-дисков «Экологическая мозаика».Сборник 15)

Я познаю мир: Дет. Эницкл.: Экология / Авт.-сост. А. Е. Чижевский. Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 432с.

Природа Рязанского края: Монография/В.А. Кривцов и др./Под ред. В.А. Кривцова; Ряз.гос.пед.ун-т. Им. С.А. Есенина. – Рязань, 2004. – 257 с.

Природа России: Учеб. Для8 кл. общеобразоват. Учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 224с.

Живи, родник, живи! : путеводитель / Прохоровскаяцентр.библ. система, Методико – библиогр. Отд.; сост. Н.П. Чистюхина. – Прохоровка, 2008. – 20 с.

История и цель межрегиональной народной программы «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДНИКОВ РОССИИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.1958ypa.ru/aa.html

Ухоловская земля в рязанской и российской истории. Материалы I краеведческой конференции (31 июля 2006 года): сб. ст. /редкол.:Б.В.Горбунов и др. – Изд-во «РИД», 2007,119 с.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uholovo.ryazangov.ru/deyatelnost/infrastruktura/

Приложение

Приложение №1

Фото: Беседа с первым заместителем главы администрации Ухоловского муниципального района по муниципальному и сельскому хозяйству Суминым С.С.

Приложение №2

Фото: Отбираем воду из родника «Прощёный колодец»

Фото: Отбираем пробу водопроводной воды

Приложение №3

Фото: Отбираем пробу колодезной воды

Фото: Отобранные пробы воды

Приложение №4

Архивные материалыредакции районной газеты «Колос», статья

А.Н. Каманина «Восстановить святыни – наша задача» (№29 (2907), среда 19 апреля, 2006 год

Приложение №5

Фото: Родник Троицкий (Прощёный) колодец.

Приложение №6

Анкета

1. Какую воду вы предпочитаете

Родниковую

Колодезную

Водопроводную

2. Знаете вы о роднике «Прощёный колодец»?

Да

Нет

3. Почемувыпосещаетеродник? 

Считаюеговодучищеводопроводной

Хожу с друзьямизакомпанию

Заставляютродители

4. Как часто Вы посещаете родник?

1 раз в неделю

1 раз в месяц

Непосещаю

Реже 1 раза в неделю

5.Какое ваше отношение к роднику? 

Участвую в благоустройстверодника

В благоустройстве родника участие не принимаю, но сам не нарушаю его экологическое состояние

Я не обязан следить за родником

6. Как вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории? 

В течение всего года наблюдается чистота и порядок

Послезимынаблюдаетсябольшаязасоренность

В течение всего года наблюдается захламленность бытовыми отходами

7. Как вы оцениваете качество воды в роднике?

Чистая

Не нужно кипятить

Нужно кипятить

8. Мои родители

постоянно пользуются родниковой водой для приготовления пищи, для умывания, как лечебную воду

редко пользуются родниковой водой для приготовления пищи, для умывания, как лечебную воду по причине неудобного расположения родника

используют только водопроводную воду

Приложение №7

Фото: Анкетирование учащихся

Какую воду вы предпочитаете?

Приложение №8

Знаете ли вы о роднике «Прощёный колодец»?

Почемувыпосещаетеродник?

Как часто Вы посещаете родник?

Приложение №9

Какое у Вас отношение к роднику?

Как Вы оцениваете современное экологическое состояние родника?

Приложение 10

Как Вы оцениваете качество воды в роднике?

Моиродители:

Приложение №11

Фото: Определение прозрачности и мутности

Фото: Определение цветности

Приложение №12

Фото: Определение вкуса и привкуса воды,

характера и рода запаха.

Приложение №13

Фото: Определение водородного показателя

Фото: Определение жёсткости воды

Приложение №14

Фото: Определение содержания ионов железа и хлоридов

Фото: В кабинете биологии

Приложение №15

Фото: Определение содержания сульфат-ионов

Фото: определение содержания растворенного кислорода в пробе воды.

Приложение №16

Приложение №17

Фото: Протокол лабораторных исследований № Ш.1787 от 16 июля 2021

0Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 1999. – 455с.

0 Географическая справка[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ukholovo.ru/geografiya/

0 Муравьёв А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: «Крисмас+», 2009.

0 Э 40 Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / автор-сост. Т.Я. Ашихмина – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.: ил. – (Серия тематических сборников и DVD-дисков «Экологическая мозаика» Сборник 15)

0Я познаю мир: Дет. Эницкл.: Экология/ Авт.-сост. А. Е. Чижевский. Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 432с.

0Природа Рязанского края: Монография/В.А. Кривцов и др./Под ред. В.А. Кривцова; Ряз.гос.пед.ун-т. Им. С.А. Есенина. – Рязань, 2004. – 257 с.

0Природа России: Учеб. Для8 кл. общеобразоват. Учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 224с.

0История и цель межрегиональной народной программы «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДНИКОВ РОССИИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1958ypa.ru/aa.html

0[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uholovo.ryazangov.ru/deyatelnost/infrastruktura/

0Ухоловская земля в рязанской и российской истории. Материалы I краеведческой конференции (31 июля 2006 года): сб. ст. /редкол.:Б.В.Горбунов и др. – Изд-во «РИД», 2007,119 с.

Просмотров работы: 199