Геоботаническое описание фитоценоза городского парка

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геоботаническое описание фитоценоза городского парка

Меркулова С.С. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Бубнова Е.А. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

Новое строится не так легко,
как разрушается старое,
и защищать не так легко, как создавать.
Н.Чернышевский

В охране воздуха населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям. Не зря их называют «легкими» населенных пунктов. Наш поселок не является исключением. Зеленые растения играют огромную роль - усваивают углекислый газ и задерживают пыль, преобразовывают часть химических загрязнений, уменьшают шум, выделяют кислород, увлажняют атмосферу, очищают ее от болезнетворных микроорганизмов выделением биологически активных веществ (фитонцидов).1

На мой взгляд, данная работа актуальна в наши дни, так как

деградация растительного покрова сильно повлияет на снижение оздоровительных функций растительного покрова, т.е. прямое влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды.

Основной целью данной работы являлось изучение видового состава, определение степени угнетения деревьев ,произрастающих в городском парке, под воздействием антропогенных факторов.

Задачи:

1 Изучить научную литературу по данной теме.

2 Определить видовой состав древесной растительности на исследуемых участках.

3 Определить состояние древесных растений на исследуемых участках.

4 Определить степень деградации древостоя.

5 Предложить пути решения проблемы.

Новизна работы

Впервые проведена оценка состояния древесного покрова в городском парке р.п.Ухолово.

Гипотеза исследований состоит в том, что территория парка станет площадкой для экологических исследований; можно предположить, что на территории достаточное разнообразие видов растений.

Практическая значимость.

Полученные нами результаты представляют интерес для природоохранных и административных органов района и для принятия мер по улучшению экологической обстановки поселка.

Фото. Городской парк

2 Материалы и методика

2.1 Характеристика района исследования

Ухоловский район расположен на юге Рязанской области. Лежит в степной и лесостепной природных зонах. Территорию района пересекают несколько рек, самая крупная из них – река Аксень.

Почвы в основном представлены черноземами.

Тип климата – умеренно континентальный.

Поселок Ухолово, в котором проходили мои исследования, является районным центром Ухоловского района.

2.2 Характеристика контрольного участка исследования

Городской парк расположен на юго-востоке р.п.Ухолово.

В 200 м от улицы Заречной. По северо – восточной границы парка протекает река Бабка

Время посадки парка – весна 1965 года.

Площадь парка составляет примерно 1га

2.3 Методики исследования

В ходе работы были использованы следующие методики:

1Определение видового состава растительности .2

2 Определить состояние древесных растений3

3Оценка степени деградации зелёных насаждений с использованием простейшей шкалы.4

3 Собственные исследования

3.1.Описание древесной растительности городского парка

Цель: познакомить учащихся с видовым многообразием паркового сообщества.

Для флористического описания древесной растительности использовали метод пробных площадок. Среди основных достоинств этого метода следует назвать его достаточ­ную точность, поскольку внимание исследователя сосредотачива­ется на сравнительно небольшой и строго фиксированной пло­щади, а не «распыляется» по всему сообществу.5

Учитывая рельеф и расположение реки Бабки, заложили четыре пробные площадки

10 х 10 в разных зонах парка.

Фото. Разбивка площадок

Получили следующие результаты:

Площадка №1

Порода

количество

Клен остролистый

4

Ясень обыкновенный

1

Вяз граболистный

3

Площадка №2

Порода

количество

Клен остролистый

2

Клен серебристый

3

Ясень обыкновенный

2

Площадка №3

Порода

количество

Клен остролистый

2

Клен серебристый

3

Липа мелколистная

2

Площадка №4

Порода

количество

Клен остролистый

2

Тополь черный

1

Липа мелколистная

6

Вывод. 1. Видовой состав древесной растительности разнообразен, это имеет положительное значение , так как листовая поверхность разных растений накапливает за лето разное количество пыли.

2. Клен серебристый произрастает на территории поселка, только в городском парке.

3.2. Определение биологических показателей состояния древесных растений, произрастающих в разных зонах парка.

Цель: определить биологические показатели состояния деревьев, произрастающих в разных зонах парка.

3.2.1. Определение высоты стволов деревьев6

Высота стволов — определяется с помощью метровой линейки. Отойти от дерева на расстояние, превышающее высоту дерева. Линейку держать в вытянутой руке, верхний её конец визируем на вершину дерева. Указательным пальцем вытянутой руки указываем на основание дерева. Зная расстояние от дерева, длину руки, размер линейки рассчитать высоту дерева (подобие прямоугольных треугольников).

3.2.2. Определение диаметра стволов деревьев

Одним из путей определения диаметра ствола дерева является измерение его окружности и деление значения на 3,14.

Высоту окружности измеряли на высоте 130 см.7

Фото. Определение окружности ствола

Полученные результаты занесли в таблицу

Виды деревьев

Количество деревьев

Высота (м)

Диаметр(см)

Площадка №1

 

Клен остролистый

4

13-15

20 - 36

Ясень обыкновенный

1

15

41

Вяз граболистный

3

14-15

46-51

Площадка №2

 

Клен остролистый

2

12-13

20 -27

Клен серебристый

3

13-14

50-56

Ясень обыкновенный

2

14 -14,5

39 - 42

Площадка №3

 

Клен остролистый

2

14-15

24 - 28

Клен серебристый

3

14-15

56- 58

Липа мелколистная

2

13-14

33-37

Площадка №4

 

Клен остролистый

2

14-15

27-35

Тополь черный

1

15

91

Липа мелколистная

6

14-15

32- 40

3.3.Определение степени деградации древостоя.8

Цель: оценить степень деградации деревьев в городском парке.

Ход работы:

Оценку состояния деревьев проводили по внешним признакам по 5-бальной шкале (табл.)

Таблица Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам

Балл

Характеристика состояния деревьев

1

Здоровые деревья без внешних признаков повреждения. Крона, листья, хвоя, почки, величины приростов соответствует норме для данного вида, возраста и условий произрастания.

2

Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках.

3

Сильноослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зелёные, хвоя с бурым оттенком и держиться 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение

4.

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зелёные с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями.

5

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая

(осыпается или осыпалась). Кора на деревьях отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами

( потребителями древесины).

Фото. Определение состояния древесной растительности

Таблица . Оценка состояния древесной растительности

Виды деревьев

Количество деревьев

Состояние деревьев, баллы

Площадка №1

Клен остролистый

4

2333

Ясень обыкновенный

1

2

Вяз граболистный

3

122

Площадка №2

Клен остролистый

2

33

Клен серебристый

3

133

Ясень обыкновенный

2

22

Площадка №3

Клен остролистый

2

33

Клен серебристый

3

111

Липа мелколистная

2

14

Площадка №4

Клен остролистый

2

12

Тополь черный

1

1

Липа мелколистная

6

223334

3.3.2.Определение коэффициента состояния древесных пород

Коэффициенты состояния древесных пород каждого вида определяли по формуле:9

К1= b1 х n1

N

Где К1- коэффициент состояния конкретного вида дерева.

b1 – баллы состояния отдельных деревьев одного вида;

n1- число деревьев каждого балла состояния

N – число учтенных деревьев каждого вида.

Результаты визуальных определений и расчетов занесли в таблицу

Площадка 1

Клен остролистный

К1=2х1+ 3х 3; К1=2,75

4

Ясень обыкновенный

К2=2

Вяз граболистный

К3=1х1+ 2х 2; К3= 1

3

Площадка №2

Клен остролистый

К1= 3х 2; К1=3

2

Клен серебристый

К2= 1х 1+ 3Х 2; К2= 2,33

3

Ясень обыкновенный

К3= 2Х 2; К3= 2

2

Площадка №3

Клен остролистый

К1= 3х 2; К1=3

2

Клен серебристый

К2= 1х 3; К2= 1

3

Липа мелколистная

К3= 1х 1+ 4Х1; К3= 1,66

3

Площадка №4

Клен остролистый

К1= 1Х1+ 2х 1; К1=1,5

2

Тополь черный

К2= 1

Липа мелколистная

К3= 2х 2+ 3Х3 + 4х1; К3= 2,83

6

Далее оценили состояние древостоя, используя следующую градацию:

К ≤ 1,5 - Здоровый древостой;

К= 1,6 - 2,5 - Ослабленный древостой;

К= 2,6 – 3,5 - Сильно ослабленный древостой;

К= 3,6-4,5 - Усыхающий древостой;

К ≥ 4,6 - погибающий древостой.

Примечание: При коэффициенте от 2,0 до 2,5 состояние насаждений оценивается как угрожающее, восстановление его возможно только при снижении уровня загрязнения атмосферы и применении комплекса мероприятий по оздоровлению данных лесных насаждений.

При коэффициенте, превышающем 2,5, состояние оценивается как критическое, соответствует началу распада лесных насаждений.10

Таблица. Состояние древостоя

Виды деревьев

Количество деревьев

Состояние деревьев, баллы

Коэффициент состояния вида

Характеристика состояния древостоя

Площадка №1

Клен остролистый

4

2333

2,75

Сильно ослабленные

Ясень обыкновенный

1

2

2

ослабленные

Вяз граболистный

3

122

1

здоровые

Площадка №2

Клен остролистый

2

33

3

Сильно ослабленные

Клен серебристый

3

133

2,33

ослабленные

Ясень обыкновенный

2

22

2

ослабленные

Площадка №3

Клен остролистый

2

33

2

ослабленные

Клен серебристый

3

111

1

здоровые

Липа мелколистная

2

14

1,6

ослабленные

Площадка №4

Клен остролистый

2

12

1,5

здоровые

Тополь черный

1

1

1

здоровые

Липа мелколистная

6

223334

2,83

Сильно ослабленные

Вывод. Состояние древесной растительности немного лучше на площадках 3,4. Предположительно, на развитие растений оказывает влияние река Бабка, которая протекает в 30 метрах от площадок 3,4, а также частота расположения деревьев.

4. Выводы и рекомендации.

1 В парке произрастают: клен остролистный, клен серебристый, вяз граболистный, ясень обыкновенный, липа мелколистная, тополь черный, береза повислая. В центре парка встречаются кустарники: сирень, ирга канадская. Клен серебристый встречается на территории поселка, только в городском парке.

2 Видовой состав древесной растительности разнообразен, это имеет положительное значение, так как листовая поверхность разных растений накапливает за лето разное количество пыли.

3 Наша гипотеза подтвердилась. В парке достаточно видов древесной растительности для биологических и экологических исследований

4 На участках преобладает ослабленное состояние древостоя. Немного лучше на площадках 3,4. Предположительно влияет река Бабка, расположенная в 30 м от площадок и частота расположения деревьев.

5 Чтобы спасти древесную растительность нужно выпилить сильно ослабленные деревья и на их место посадить новые наиболее устойчивые.

6 Необходимо выпилить густо посаженные деревья, удалить подрост.

7 Провести эколого-просветительскую работу среди учащихся и жителей нашего поселка.

Фото. Площадка №3

5 Заключение.

Данная работа является моим первым исследовательским опытом. И мне это очень понравилось. Я познакомилась с видовым составом парка. Впервые узнала, что есть вид клен серебристый. Познакомилась с методиками определения состояния растений.

Мы с ребятами нашего класса провели акцию «Чистый парк» .

Фото. Акция «Чистый парк»

Думаю, что нас поддержат не только учащиеся нашей школы, но и другие организации окажут помощь в благоустройстве парковой зоны. Очень хочется, чтобы этот уголок нашего поселка, приносил людям радость, чтобы можно было любоваться его красотой.

Исследовательскую работу я буду продолжать. Мне очень нравиться узнавать все новое.

А наш парк замечательное место для этого. Он своего рода открытая лаборатория.

6 Используемая литература

1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся -Волгоград: Учитель, 2008.- 203с.: ил.

2. Суворова С.А. Дагаргулия К.И. Опытническая работа школьников с растениями

3 Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.:5 за знания, 2007.- 208 с.

4 Палкина Т.А. Эколого-геоботанические методы полевой практикиСовременная экология- наука ХХI века: материалы международной научно-практической конференции (17-18 октября 2008г.)/ отв. Ред. Иванов Е.С.-т.2. Рязань: РГУ, 2009-108с.

5Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия- М.: Эсмо, 2009.-256: ил

6Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Растения- М.: ООО «Фирма « Издательство АСТ»,2000.- 512с.

7В. С. Новиков, И. А. Губанов. Популярный Атлас определитель . Дикорастущие растения. М., Дрофа 2006, -415 с, ил.

8 В. А. Кривцов и др. Природа Рязанской области. Р., 2008- 395с, ил.

1Растительный мир Земли под ред. Ф.Фукарека. М., «Мир» 1982-133с.

2Суворова С.А. Дагаргулия К.И. Опытническая работа школьников с растениями

3Суворова С.А. Дагаргулия К.И. Опытническая работа школьников с растениями

4Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся -Волгоград: Учитель, 2008.- 203с.: ил.

5Палкина Т.А. Эколого-геоботанические методы полевой практики

6Суворова С.А. Дагаргулия К.И. Опытническая работа школьников с растениями

7Суворова С.А. Дагаргулия К.И. Опытническая работа школьников с растениями

8Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся -Волгоград: Учитель, 2008.- 203с.: ил.

9Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся -Волгоград: Учитель, 2008.- 203с.: ил.

10Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.:5 за знания, 2007.- 208 с.

Просмотров работы: 480