Золотистый плод

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Золотистый плод

Галимов А.Р. 1
1МОАУ СОШ№2, с.Исянгулово
Демидова Л.Ю. 1
1МОАУ СОШ№2, с.Исянгулово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С приходом зимних холодов мы начинаем часто болеть. И чем только мы не лечимся. С давних времен во время простуды или гриппа люди в качестве лекарства использовали лимон, потому что он содержит довольно много витамина «С».Но ведь его применяют и в других отраслях и направлениях. Почему? Меня взволновал этот вопрос, и я решил разобраться, какими еще свойствами обладает этот солнечный фрукт.

В этом заключается актуальность моего исследования под названием «Золотистый плод»

Исходя из темы, был выбран объект исследования: лимон. Предмет исследования - свойства лимона.

Цель: узнать какую роль играет лимон в жизни человека, и выделить его достоинства и волшебные особенности. Задачи: - узнать историю лимона; - изучить литературу о полезных свойствах лимона; - провести серию опытов по изучению свойств и взаимодействия его с отдельными веществами; проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Учитывая объект, предмет и задачи исследования мы выдвинули следующую гипотезу:я думаю, что лимон обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами.

Методы исследования:

Теоретический - изучение литературы и Интернет – источников.

Экспериментальный – наблюдения; опыты, анкетирование.

Новизнаисследования состоит в доказательстве того, какие вещества входят в состав лимона, и какое действие он оказывают на организм человека.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в повседневной жизни обучающихся и их родителей.

I. Теоретическая часть

1. Лимон – что же это такое?

В литературе я прочитал, что лимон – плодовое вечнозеленое дерево с раскидистой или пирамидальной кроной, растущее в высоту до 8 метров. Лимон относится к цитрусовым растениям. Плод лимона светло-желтого цвета, овальной яйцевидной формы, в диаметре 4-6 см, по длине 6-9 см. Мякоть составляет около 60 % веса плода, корка — около 40 %. Плод и дерево лимона имеет одноименное название – лимон, хотя обычно под этим термином люди чаще обозначают сам плод. (Рис.1)Название «лимон» произошло от малайского слова «лемо». В Индии этот плод называется «ниму», а в Китае «лимунг», что означает полезный для матерей.

2. О родине лимона.

Родина лимона тропики и субтропики Китая, Индии и Бирмы, однако на сегодняшний день это растение получило широкое культивирование в Странах Средиземноморья, США и на Кавказе. В Россию лимон завезли во времена Петра I. А выращивать лимоны в избах первыми, более 100 лет назад начали русские крестьяне села Павлово вблизи Нижнего Новгорода. (Рис.2)

3. Состав и свойства лимона.

Обычно лимон бывает светло-желтого цвета. В его состав входят: витамины, минеральные соли, макро и микро элементы, красящее вещество, сахар. В кожуре лимона содержится эфирное масло.

4.Значение лимона в жизни человека

Люди чаще всего используют лимон как лекарственное средство. Прежде всего он знаменит тем, что содержит витамин С, что очень важно для укрепления иммунитета. Также является отличным профилактическим и лечебным средством против гриппа и простудных заболеваний. При помощи лимонной воды выводят шлаки и токсины из организма. Он повышает и улучшает работоспособность; убивает микробы, препятствует развитию бактерий; укрепляет стенки кровеносных сосудов; разжижает кровь. Лимон обладает ранозаживляющим действием при наружных проблемах с кожей.

Так же он широко используется в косметологии. Из него изготавливают маски для волос. Лимон улучшает цвет лица, сохраняет молодость кожи, поэтому его часто включают в состав различных кремов. Маникюрщицы используют его как средство для укрепления ногтей.

В настоящее время плоды лимона находят широкое применение в кондитерской промышленности (для приготовления цукатов, конфет, эссенций). В домашних условиях можно приготовить лимонад. Такой лимонад выходит не только на много  дешевле, чем магазинный, но и полезней. Возможно применение в кулинарии, в соусах, заправках для салатов, выпечке. Фармацевты из прессованной свежей кожуры плодов получают лимонное масло, которое используется для улучшения вкуса и запаха лекарств. В парфюмерии из цветов, листьев и плодов лимона добывают ценные эфирные масла, которые идут на изготовление духов. Платок или ватный шарик с несколькими каплями лимонного сока в шкафу помогает избавиться от моли. Также им можно удалять различные пятна и ржавчину.

II. Практическая часть

Для того, чтобы выявить что знают мои одноклассники о лимоне и его свойствах. Полезен или вреден я провел опрос (35 человек). (Рис.3)

Вывод: большинство детей нашего класса любят лимон. Но, к сожалению, мало кто из них знает, что все части лимона полезны, кроме косточек. Мне необходимо ознакомить одноклассников с моими исследованиями и результатами проделанной работы. Результат привожу ниже в виде опросного листа. (Рис.3)

Хотел бы ты узнать больше о полезных свойствах лимона? а) да; б) нет

2.Знаешь ли ты о полезных свойствах лимона?

а) да; б) нет

3. Все ли части лимона целебны?а) да; б) не знаю

 4. Любишь ли ты лимоны? а) да; б) нет

1. 30 человека ответили – да

5 человек – нет 

2. 21 человека ответили – да 
14 человек – нет

3. 25 человек ответили – да

10 человек ответили – не знаю

4. 20 человек ответили –да

15 человек ответили - нет

Чтобы подробнее узнать о свойствах лимона я провел некоторые наблюдения и опыты.

Опыт №1. «Чай с лимоном» Цель: узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая, который меняет цвет наших зубов. Я взял 2 кружки и налил в них крепкий чай. После этого, положил в одну из кружек кусочек лимона. Вывод:  лимон обесцветил чайную окраску, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка. (Рис.4)

Опыт №2. «Лимон – пятновыводитель» Цель: Узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани, одежде. Предыдущий опыт показал, что лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна. Я капнул йод на ватный диск. Затем выжал несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло. Вывод: лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ. (Рис. 5)

Опыт №3. «Лимон надувает воздушный шарик» Цель: узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой. Если сок лимона используют в кулинарии, при гашении соды, значит он выделять летучий газ. В бутылку я насыпал соду, затем туда же влил выжатый лимонный сок и быстро надел на бутылку воздушный шарик. Так как в бутылке начался процесс выделения газа, мой воздушный шарик начал надуваться. Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар, а значит и поднять тесто. (Рис.6)

Опыт №4. «Загадка лимона»

Цель: узнать, какой лимон тяжелее очищенный  или неочищенный? Для этого я разрезаю лимон пополам. Одну половинку очищаю , а вторю оставляю с кожурой. Затем опускаю обе половинки в емкость с водой. О чудо! Очищенная тонет, хотя она без кожуры и казалось бы, должна быть легче, а вторая всплывает. Оказывается, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.

Вывод: кожура лимона служит ему спасательным средством от воды и воздействия окружающего мира. Это своеобразный спасательный жилет. (Рис.7)

Опыт №5 «Лимонный сок – кислота» Цель: узнать, является ли лимонный сок кислотой. Опускаю лакмусовую бумажку на лимон, она меняет свой цвет, приобретает красный оттенок. Это говорит о том, что лимонный сок является кислотой. Затем заржавелую пятидесятикопеечную монету поливаю лимонным соком. Через 10 минут она почистилась и стала как новенькая.

Вывод: лимонный сок является слабой органической кислотой, поэтому с лихвой очищает предметы от пятен, ржавчины, известкового налета. (Рис.8)

Опыт №6 «Засекреченное слово» Цель: узнать, как ведет себя лимон при нагревании. Выжимаю сок из лимона, смачиваю им кисть и наношу рисунок на белый лист бумаги - ничего не видно. Затем проглаживаю этот листок утюгом, мой рисунок тало хорошо видно. Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге. (Рис.9)

Опыт №7 « Лимон-вредитель» В чашку с молоком я добавляю немного лимонного сока. Что наблюдаем? Молоко моментально свернулось, образовались комочки. Вывод: лимон не желательно употреблять с молочными продуктами, так как молочный белок сворачивается от кислоты.

III. Заключение

За время нашего исследования мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его достоинства и волшебные особенности. Гипотеза, выдвинутая нами, что лимон обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу, при взаимодействии с другими веществами оказалась верной.

Лимонный сок является слабой органической кислотой. При взаимодействии с содой он является хорошим разрыхлителем, что широко применяется в кулинарии. Свойства лимона растворять некоторые пятна и удалять известковый налет применяется в хозяйственной сфере. Его приятный запах очень часто используют в качестве ароматизатора. А его свойство при нагревании можно использовать при написании тайных посланий.

IV. Список использованной литературы

1. Вехов В. Н., Губанов И. А., Лебедева Г. Ф. Культурные растения СССР / Отв. ред. Т. А. Работнов. — М.: Мысль, 1978. — С. 201—203. — 336 с. — (Справочники-определители географа и путешественника).

2. Детская энциклопедия. «Росмен», Д. Элиот

3. Лимон - статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 16 июня 2009).

4. Энциклопедия полезных комнатных растений. Лимон. А. Блейз.

5. Энциклопедия «Я познаю мир», М. А. Торопова

Ресурсы интернета:

6. «Энциклопедия жизни» (EOL) лимон

Ресурсы интернета:

1.http://irinazaytseva.ru/limon-polza-lechenie.html

2. http://wiki-org.ru/wiki/лимон

Приложение 1

Рисунок 1 Рисунок 2. Карта

Рисунок 3. Анкета – опросник

Рисунок 4. «Чай с лимоном»

Рисунок 5. «Лимон - пятновыводитель»

Рисунок 6. «Лимон надувает воздушный шарик».

Рисунок 7. «Загадка лимона»

Рисунок 8. «Лимонный сок – кислота»

Рисунок 9. «Засекреченное послание»

Рисунок 10. « Лимон-вредитель»

`Приложение 2

Полезные советы

Горячий отвар для лечения простуды:

1. Доведите 1 стакан воды до кипения.
2. Порежьте мелко-мелко 1 зубчик чеснока, бросьте в стакан и разотрите ложкой.
3. Добавьте сок половины лимона и чайную ложку листьев мяты.
4. Добавьте мед (по желанию).
5. Закройте полученную смесь крышкой и варите 3-5 минут.

Смесь следует остудить и принимать 3-4 раза в день по две столовые ложки. При этом нужно соблюдать постельный режим. 


Еще один горячий отвар для борьбы с простудой:

1. Вскипятите 5 стаканов воды и всыпьте в нее 2 столовые ложки листьев шалфея.
2. Добавьте 2 зубчика мелко порезанного чеснока, половину лимона и мед по вкусу.
3. Настаивайте 5 минут.
Этот отвар пьют на голодный желудок по полстакана в час. При этом следует соблюдать постельный режим.

Лимон при лечении кашля: смешайте сок половины лимона с одной столовой ложкой меда и пейте каждый час.

Лимон при борьбе с температурой: нужно пить воду с 5 столовыми ложками лимонного сока на стакан, несколько раз в день протирать тело водой, подкисленной лимонным соком.

Лимон для профилактики гриппа: принимают смесь, приготовленную следующим образом...

Два лимона и две головки чеснока натирают на терке, чтобы получилась кашица. Кашицу заливают литром кипяченой прохладной воды и выдерживают 3 дня в темном месте при комнатной температуре. После этого смесь процеживают и ставят в холодильник. Принимают по 1 столовой ложке натощак.

Лимон при заболевании гриппом. 

Самочувствие при заболевании гриппом можно улучшить следующим образом: в кипяток следует добавить сок одного лимона, немного соли, листья эвкалипта или эвкалиптовое масло, налить полученную смесь в чашку и глубоко вдыхать пар через нос. Желательно дышать попеременно сначала одной ноздрей, потом другой. На ночь нужно выпить чайную ложку меда с соком лимона.

Лимон при насморке:промывать нос водой с соком лимона в расчете: сок четверти лимона на стакан воды.

Это интересно

О возрасте лимонов

Плоды некоторых цитрусовых иногда не опадают 1,5-2 года. Как правило, лимоны и апельсины сами не опадают на первом году созревания. Если их не срезать до зимы жёлтыми, то они снова

начинают зеленеть весной. Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому не гонитесь за большими толстокожими плодами, они могут быть "старыми".

Эксперименты, проведенные японскими учеными, показали, что перенапряжение и сонливость, вызванные продолжительной работой на компьютере, эффективно снимают ароматом лимона.

При насыщении воздуха в комнате лимонным запахом частота ошибок при работе снижается вдвое.

В настоящее время в нашей стране есть несколько крупных лимонариев, где выращивают более 30 сортов лимонов. Один из самых крупных лимонариев находится в г.Саратове, в котором селекционер Федор Зорин посадил в дерево- дикий лимон с целью вывести новые морозоустойчивые сорта. цитрусовых и привил на нём около 50 видов цитрусовых. Это дерево стало называться Деревом Дружбы. Прошло много лет, но прививки к дереву в честь какого-нибудь знаменательного события, стали традицией. На сегодняшний день представителями 170 стран мира сделано дереву более 600 прививок.

А Уфимский лимонарий скоро станет памятником природы. Полосатый лимон - один из самых интересных с цитрусового разнообразия семейства Рутовые.

Фрукт желтый с зелеными полосами и с розовой мякотью. Единственный сорт лимона, который используется при изготовлении розового лимонада.

Просмотров работы: 66