Геккотерапия – как новый способ борьбы со стрессом

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геккотерапия – как новый способ борьбы со стрессом

Пузикова А.П. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП
Лашина Т.С. 1Максимова О.Н. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы при большой загруженности информацией у современных людей остро встают проблемы повышения тревожности, недостатка положительных эмоций и сложности в жизненных ситуациях. Развивается необходимость в уменьшении стрессовых факторов, повышении спокойствия, расслаблении после рабочего дня, школы, переживания каких-либо проблем. Для этого люди часто используют домашних питомцев. Я хотела бы представить, возможно, новый вид снятия стресса – геккотерапию.

Цель: Презентовать геккотерапию как вид пет-терапии

Задачи:

изучить различные виды пет-терапии

дать опрелеление пет-терапии

изучить особенности гекконов

выдвинуть гипотезу о возможности существования геккотерапии

изучить взаимодействие человека и гекконов

создать формы карт обследования для лиц, обращающихся за терапией

разработать алгоритмы по взаимодействию людей и гекконов и геккотерапии

Тема «Геккотерапия» является актуальной: в настоящее время в России можно получить услуги иппотерапии, канистерапии, но не всегда есть возможность её оказать по различным причинам. Именно для решения данных проблем я предлагаю ввести и реализовать на практике новый вид пет-терапии, геккотерапию.

Проблема:

Многие хотят завести домашнего животного, но в силу обстоятельств, таких как аллергия, не могут завести себе кошку, собаку и т.п.

В настоящее время не существует геккотерапии, как вида пет-терапии, поэтому её введение и изучение определённо принесёт пользу.

Методы:

Теоретический анализ научной литературы по теме;

Анализ данных исследований на тему «Гекконы»

Анализ данных исследований на тему «Пет-терапия»;

Наблюдение, сравнение;

Анкетирование.

Разработанность проблемы: В сети всё чаще можно встретить информацию по психологии и о различных гекконах, даже в сети инстаграмм (https://www.instagram.com/dragons._.house/guide//18181194454066480/?utm_source=ig_web_copy_link&utm_campaign=&utm_medium=; https://www.instagram.com/yanazinovets/guide//17892248998754402/?utm_source=ig_web_copy_link&utm_campaign=&utm_medium= ) но работ, исследований и проектов по геккотерапии нет.

1. Теоретическая часть

1.1 Психология как наука в современном мире

Для начала, стоит определится, что же такое психология.

Психология – это научная дисциплина, объединяющая в себе гуманитарный и естественно-научный подход к изучению закономерностей возникновения, функционирования и развития психической деятельности человека и людей в целом.

Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».

Живший в IV в. до н. э. философ Платон, ученик Аристотеля, является основателем, физиологического направления в психологии; поэтому именно он считается основоположником психологии, как особой области знания, которое исследует свойства человеческой души.

На практике же психологами используются различные методы выявления первопричины проблемы и способы их решения.

1.2 Общие методы психологии

Чаще всего пользуются привычными приемами для сбора аналитической информации. позволяющими собрать максимум информации для дальнейшего анализа. В числе таких инструментов:

Наблюдение

Эксперимент

Тестирование/опрос

Беседа

Например, метод наблюдения по своему принципу схож с методом «плыть по течению». Исследователю достаточно наблюдать за объектом определенное количество времени (открыто или инкогнито).

В рамках же экспериментального подхода специалист создает особые условия/ограничения при проведении исследования. Он учитывает различные факторы, фиксируя полученные результаты, так как повторить эксперимент и получить такие же результаты фактически невозможно.

При опросе автор грамотно планирует мероприятия, создает определенный список вопросов для респондентов. Это могут быть случайные люди, либо же те, кто подходит под определенные критерии (пол, возраст, опыт работы, образование и пр.).

А методом беседы успешно пользуется как практикующие квалифицированные эксперты (психоаналитики, психологи и пр.), так и студенты. Даже самая простая позволяет определить психологический портрет человека, особенности его темперамента, наличие определенных отклонений и пр.

1.3 Психотерапия

Психотерапи́я — система лечебного воздействия на психику и, соответственно, организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от разнообразных проблем.

Следует отличать понятие психотерапии от психологии и психиатрии. Психотерапия может быть разновидностью/составляющей частью психиатрического лечения, но психиатрическое лечение зачастую ею не ограничивается (либо в ряде случаев, например при острых психозах, вообще может сводиться к исключительно медикаментозному лечению), она носит главным образом компенсаторный характер.

1.4 Основные виды и методы психотерапии

Термин «психотерапия» подразумевает огромное количество подходов, направлений, и методов исследования человеческих эмоции с целью улучшения жизни пациентов. Это могут быть и индивидуальных беседы, и играми, и тесты и многое другое.

Психологические методы используют не только при написании различных научно-исследовательских работ, но и на практике в целях оказания помощи пациенту. Психологи, психоаналитики помогают людям разобраться в определенных жизненных ситуациях, разобраться в себе. При необходимости эксперты могут воздействовать на пациента, чтобы помочь ему «перевоспитаться», изменить свое поведение или отношение к жизни и пр.

Выделяют основные методы психотерепии:

Арт-терапия

Клиент-центрированная психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия

Телесная терапия

Психоанализ

Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз

Танцевально-двигательная терапия

Семейная терапия

Гештальт-терапия

Гипноз

Юнгианский анализ

Психодрама

Пет-терапия

Определённо, в силу обстоятельств, состояния здоровья, финансового положения и, конечно же, других внешних факторов, каждому подходит свой вид терапии.

1.5 Понятие пет-терапии

Пет-терапия — метод лечения пациентов с помощью домашних животных (кошек, собак, кроликов, лошадей, дельфинов, птиц и пр.). В России пет-терапия больше известна под названием зоотерапия или анималотерапия.

Положительное воздействие терапия с использованием животных оказывает при следующих заболеваниях:

Повышенная тревожность

Рассеянный склероз

Различные виды деменции

В реабилитации после травм, инсультов

При оказании паллиативной помощи неизлечимо больным

Нестабильное эмоциональное состояние

и множество других

Она активизирует выработку эндорфинов – гормонов, отвечающих за ощущение удовольствия, а также характеризующихся болеутоляющей активностью, улучшающих настроение, снимающих тревогу и стресс. Также выработка эндорфинов нормализует артериальное давление и улучшает работу сердечно-сосудистой системы.

1.6 История возникновения зоотерапии, как психотерапии

История анималотерапии начинается с отдельной дисциплины - канистерапии (от лат. canis — собака), лечение больных при помощи собаки. Основные принципы пет-терапии сформулированы на её основе.

История канистерапии берет свое начало в 1796 году, когда в английском графстве Йоркшир Обществом Друзей была основана больница для душевнобольных «Ретрит». Основатель больницы Уильям Тьюк и его коллеги заменили традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи одних только лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия, в том числе с помощью братьев наших меньших. Впоследствии врачами было отмечено положительное влияние животных на больных: снижение агрессии и частоты приступов.

Также американский детский психиатр Борис Левинсон заметил крайне положительную реакцию маленьких пациентов на его собаку, которая находилась в приёмной во время сеанса. Впоследствии им было предложено использовать этих животных для лечения психических расстройств. В 1969 году он впервые употребил термин «пет-терапия».

На интуитивном уровне человек давно догадывался о целительном влиянии своих четвероногих спутников, что отражалось в религии и мифологии. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа), посещающего пациентов в виде пса, зализывающего раны больных. Святых раннего христианства часто изображали в компании собак.

В наше время учеными установлено, что сверхчувствительное обоняние помогает собакам определять редкое сочетание белков в злокачественных опухолях, собаки способны предчувствовать как минимум за 20 минут эпилептический припадок, отличить одежду здоровых детей от детей, страдающих аутизмом. Анализ слюны собаки показал, что в ней содержится большое количество антисептика - лизоцима.

1.7 Практическое применение

К основным функциям применения пет-терапии можно отнести:

психотерапевтическую функцию;

психофизиологическую функцию;

реабилитационную функцию;

функцию общения;

функцию самореализации.

Данный вид терапии широко используется при различных видах болезней психологического и физиологического характера. В последние годы данный метод активно применяют в России как вспомогательный элемент реабилитации в социальных организациях.

Люди, попавшие в кризисные жизненные ситуации, также нуждаются в инструментах, помогающих пережить стресс. Такими являются:

Клиенты с низкой мотивацией показана анималотерапия для повышения активности к движению и общению.

Лица с ограниченными возможностями здоровья анималотерапия помогает в становлении бытовых и социальных навыков.

Люди с инвалидностью по зрению пользуются собаками-поводырями, которые помогают преодолеть одиночество, снижают напряжение и компенсируют недостаток общения.

Каннистерапия в России и за рубежом часто используется в социальных, стационарных и полустационарных учреждениях:

больницах;

домах престарелых;

интернатах.

Это действенный способ для работы совершенно с разными возрастными группами.

Анималотерапия в совокупности с ЛФК дает возможность людям пожилого возраста продлить свой активный период жизнедеятельности.

Для детей с ограниченными возможностями, проживающих на территориях интернатов, пет-терапия является средством социальной адаптации, восполнения любви и нормализации эмоционального состояния.

1.8 Подбор семейства животных для анималотерапии

Для наибольшей эффективности анималотерапии необходимо внимательно относиться к выбору животных.

Критерии отбора:

животное должно быть социализированным и ориентированным на человека;

животное должно спокойно относиться к тактильному контакту;

поведение животного должно быть предсказуемым;

животное должно адекватно воспринимать стрессовые ситуации;

животное должно быть здорово;

животное не должно прыгать на людей, кусать или лизать.

При этом животное не должно быть устрашающим, должно быть дружелюбным и внушать доверие пациенту.

1.9 Противопоказания для проведения анималотерапии

Несмотря на то, что пет-терапия — один из самых приятных и безобидных видов реабилитации, у нее всё же есть перечень противопоказаний, который стоит учитывать при подборе комплекса воздействующих мер.

Противопоказания к анималотерапии:

нелюбовь пациента/клиента к животным;

сильное желание человека, подвергающегося терапии, стать владельцем животного, участвующего в анималотерапии;

малопредсказуемое или агрессивно направленное поведение пациента в отношении животного;

медицинские противопоказания для общения с животными (аллергические реакции, астма, и так далее);

культурные или религиозные убеждения пациента.

1.10 Поиски нового вида анималотерапии

В настоящее время из-за наличия для определенных людей противопоказаний к проведению пет-терапии появилась потребность в поиске нового вида зоотерапии. Таким образом большее количество людей сможет проходить данный вид лечения.

Для этого нужно подобрать вид животного. Чтобы исключить аллергические реакции требуется устранить возможные аллергены (шерсть, перхоть, запах и т.д.)

1.11 Гекконы

Обширное семейство небольших ящериц, характеризующихся двояковогнутыми позвонками, утратой височных дуг, как правило, парными теменными костями, отсутствием теменного отверстия, а также в той или иной мере расширенными ключицами, обычно с отверстиями на внутренних краях.

Семейство: Gekkonidae

Геккон – это небольшая (чаще средних размеров) ящерица, обитающая в засушливых и полузасушливых районах.

Внешние особенности геккона изменчивы в зависимости от среды проживания. Рептилия покрыта мелкой чешуей, тем не менее кожа ящериц довольно нежная и подвержена повреждениям. Чешуйки располагаются беспорядочно, иногда образуют ряды, встречается черепицеподобный уклад, похожий на рыбий.

Пигментация разнообразна, насыщена яркими цветами: желтым, красным, зеленым, синим. Камуфляжный рисунок тела зачастую в виде полос и точек. Некоторые виды способны маскироваться от хищников с помощью изменения оттенка кожного покрова.

Длина тела рептилии колеблется от 15 до 35 см. При всем видовом разнообразии пресмыкающихся ящерицам присущи общие анатомические особенности:

крупная голова;

плотное тело уплощенной формы;

короткие ноги;

хвост средней длины;

Позвоночные ящерицы образуют многочисленное семейство из 80 родов и 600 видов. Различаются они формой, размером, окрасом и ареалом обитания. Многие виды приспособили для проживания в домашних условиях.

Сейчас всё больше информации можно встретить о них, соответственно и количество экзотических питомцев как домашних увеличивается. А благодаря отсутствию шерсти и характерного запаха на них отсутствует аллергия. Именно поэтому мы предлагаем рассмотреть различные виды гекконов и выбрать, какой больше всего подходит для работы с детьми и взрослыми.

1.12 Выбор вида

Важно понимать, что количество видов велико, но не каждый справится с ролью (животного-терапевта).

В данной ситуации важны несколько факторов. Вот самые важные из них:

отсутствие аллергии на животное у контактирующих лиц;

стрессоустойчивость;

характер животного/особенности поведения при контакте с человеком.

Ранее мы упоминали об обязательных критериях для выбора семейства животных.

1.13 Виды гекконов

Геккон токи. Тропическая рептилия. Длина тела взрослой особи достигает 35-36 см, масса 150-300 г. Название получил по издаваемому крику «то-ки», «то-кей». Яркий окрас самцов чаще оливкового цвета с белыми вкраплениями или полосками.

В естественных условиях распространены токи голубоватого цвета с оранжевыми либо желтыми пятнами. Родиной данного вида являются тропические леса, предгорья Индии, Камбоджи, Южного Китая.

Содержание токи в террариуме требует простора и качественного питания. От таких немаловажных факторов зависит продолжительность жизни питомца. При правильном уходе токи живут 10-12 лет.

Однако геккон в общении не очень дружелюбен. При контакте держит оборону, шипит, раскрывает пасть, показывая готовность укусить. Очень проворное животное, агрессивное к чужакам.

Сцинковый геккон. Красивый окрас, черепицеобразная чешуя привлекательны для любителей экзотики, однако ночная активность мешает принятию данных ящериц в качестве домашних питомцев. В природе они роют глубокие норы, до 1 м, в песчаных районах Казахстана, Ирана.

Размер средний. Длина тела около 10 см. Примечательны светящиеся ночью зеленоватым либо рубиновым цветом глаза. Покрывают кожу нежные, словно парафиновые, пластины. Желто-серый окрас разбавлен зеленоватыми вкраплениями. Возможны темные полосы, разводы по бокам и на спине. Небольшой хвост при движении геккона всегда прямой в и приподнятый. Ящерицы быстро бегают, высоко поднимая тело.

Геккон леопардовый (эублефар). Самая популярная ящерица у многих владельцев домашних террариумов. Неприхотливость в содержании, выносливость и цветовое разнообразие рептилий вызывает к ним большой интерес.

Окрас может быть довольно разнообразным. Важная особенность: леопардовые гекконы редко кусаются. Общение с детьми требует контроля, так как в стрессовых ситуациях ящерицы могут сбросить хвост.

В естественных условиях геккон эублефар встречается в жарких пустынях Ирана, Индии, Афганистана. 

Цепкохвостый геккон. Данные рептилии бодрствуют в дневное время суток. Размеры тела очень малы – длина до 9 см. Большую часть занимает хвост. Невзрачный окрас, серо-зеленых оттенков с коричневыми пятнами, помогает маскироваться в окружающей среде.

Живут стайками. Очень проворные, неуловимые, прекрасные охотники на мелких насекомых, в т. ч. На деревьях. В неволе хорошо разводятся, проявляют дружелюбие, если чувствуют безопасность. Встречаются в саваннах Африки.

Необычные ящерицы привлекают любителей экзотики удивительными способностями, яркостью окраса, неприхотливостью к условиям содержания, несмотря на малопривлекательный рацион питания, включающий личинок, тараканов и пр.

Геккон бананоед (ресничный). Говорящее название ящерицы отражает ее главную особенность, а именно пристрастие к бананам и другим фруктам. Древесный обитатель среднего размера – 20-22 см в длину.

Голова треугольной формы с характерными шипами над глазами. Мягкие чешуйки похожи на замшевое покрытие. Цветовая гамма разнообразна, встречаются серые, оранжевые, красные, желтые окрасы в зависимости от среды обитания.

Бананоеды практически не доставляют проблем в уходе. Единственное условие – аккуратное обращение с животным, так как оно может потерять хвост навсегда в отличие от своих регенерирующих собратьев.

Изучив информацию о данных видах мы решили в дальнейшем рассматривать именно эублефаров.

1.14 Эублефары и почему это идеальное животное

Эублефа́ры — род ящериц из семейства эублефаровых.

Пятнистый леопардовый эублефар (лат. Eublepharis macularius) — крупная ящерица из рода эублефаров.

Поговорим о них подробнее.

Длина тела с хвостом составляет от 25 до 30 см, самки немного меньше. Окраска спины жёлтого, серо-жёлтого или серого цвета. Бока светлые, почти белые. На верхней части головы, на губах, спине и хвосте разбросаны мелкие тёмные пятна неправильной формы. Кроме того, на хвосте иногда заметны два-три поперечных кольца сиреневого цвета. Детёныши имеют иной окрас: на светло-сером, почти белом фоне по всему телу и хвосту идут широкие чёрные поперечные кольца. Новорожденный эублефар имеет в среднем размер 7-10 см. и 2-5 гр. веса. Средний вес взрослого леопардового геккона в неволе - 60-70 грамм. Иногда вес ящерицы может быть 100-120 грамм (у особо крупных упитанных особей), а минимально допустимый вес для размножения самки - 45 грамм.

На свободе продолжительность жизни самцов составляет 8—10 лет, самок-одиночек 5—8 лет, а самок, которые постоянно размножаются — 3—4 года. В террариумах продолжительность жизни эублефаров достигает 20 лет.

Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В дневное время прячутся в укромных местах или норах, под упавшими стволами деревьев, корягами. Питается членистоногими и их личинками, детёнышами мелких млекопитающих, мелкими ящерицами, в том числе собственным молодняком. Социален, живет группами из одного самца и нескольких самок. Самцы активно защищают свою территорию от других самцов. К природным врагам относятся лисы, ящерицы, змеи, совы. Ночной образ жизни животных — поведение, характеризуемое активностью в ночные часы и сном в дневные. Животные, ведущие ночную жизнь, обладают очень хорошим слухом и обонянием, специально адаптированным зрением.

Пятнистые эублефары – спокойные и покладистые питомцы. Они абсолютно не агрессивны, быстро привыкают к людям и очень привязываются к своему владельцу. Легко идут на контакт с маленькими детьми. Родителям не стоит переживать, умная ящерица не обидит ребенка. А еще они часто просятся на руки к хозяину и могут засыпать прямо на ладошках, словно милые котята. Так же называют «улыбчивыми гекконами»

Плюсы данного вида:

экологичен;

отсутствие аллергии на животное;

простота содержания;

спокойный характер;

способны к социализации;

не требуют больших финансовых затрат;

во взрослом возрасте могут оставаться одни сроком до 1-2 недель;

интерес детей из-за яркого внешнего вида;

не может нанести повреждений опасных для жизни.

1.15 Основы содержания

Вы должны подготовить дом малышу: это должен быть террариум или контейнер 40х30см (на первое время можно и меньше, допустим, 30х30)

В качестве наполнителя рекомендую использовать в первые полгода(а лучше год) - салфетки. (можно и на постоянной основе.

Укрытие и влажная камера, обогрев, витамины и кальций, маленькая поилка - стандартный набор для любого возраста.

А вот с питанием поинтересней, в домашних условиях эублефара кормят следующими кормами:

сверчки – банановые, двупятнистые, домовые;

туркменские тараканы, которые хорошо размножаются и быстро перевариваются;

мраморные тараканы;

новорожденные мышата;

мучной червь;

табачный бражник (как лакомство);

саранча (как лакомство).

Малыши делятся на 2 типа:

маленькие пылесосы: неважно какой вид КО - сверчки или тараканы - они сметут все. Главное - подобрать верный размер. Не давайте слишком крупный корм. Такие малыши с первого дня привыкают к новому дому.

маленькие неженки: будут кушать то, чем кормили с детства. К остальному придётся приучать путём небольшой голодовки вероятней всего. Причём возможно им понадобится адаптация к новому дому, из-за чего аппетит может так же пропасть.

1.16 Ящерица и люди

Пятнистые эублефары – спокойные и покладистые питомцы. Они не агрессивны и достаточно быстро привыкают к людям, даже привязываются к своему владельцу. Легко идут на контакт с маленькими детьми. Не стоит переживать, ведь умная ящерица не обидит ребенка. А еще они часто просятся на руки к хозяину и могут засыпать прямо на ладошках, словно милые котята.

Малыши в возрасте месяца - ещё маленькие. Поэтому однозначно не стоит их постоянно тискать. Если только очень аккуратно и советую не поднимать на большую высоту. Малыши очень быстрые и юркие. В случае резкого звука или движения - эуш спокойно вылетит с рук и побежит.

Лучше всего дождаться пары-трёх месяцев и уже потихоньку начинать взаимодействовать с эу. Поэтому обязательно будьте внимательны и заботливы с ним. Пройдя этап социализации он будет готов к общению с нуждающимися в терапии людьми.

1.17 Социализация

Животные после появления на свет ещё совсем не знают вас, не знают мира, но уже имеют инстинкты. Для них важно - спасти свою жизнь от любой опасности и обеспечить свою безопасность.

Поэтому прежде всего - будьте терпеливы и аккуратны к своим маленьким друзьям. Позвольте им узнать вас, что вы не представляете для них опасности.

Не переживайте, что в первый месяц своей жизни он не ходит бок о бок с вами.

До двух месяцев животное растёт в минимально стрессовых условиях. Особенно, если через самый первый месяц своей жизни он уже отправится в свой новый дом.

Далее стоит начинать приучать к запаху рук человека, как проходит кормление на новом месте, как люди к нему относятся. Лучше всего начать брать на руки до или во время кормления (так это вызовет положительные ассоциации) и не на длительное время. По мере взросления животное можно выпускать «погулять» по дивану, кровати, ковру под присмотром. Также ящерка может пригреться и лечь на ноги, руки и т.д.

Когда вы уверены в животном, можно вводить его в психотерапевтическую практику.

Морфа не влияет на поведение, но бывают исключения. Поэтому стоит обратить большее внимание на две из них, а именно, близзард и энигма.

Важно понимать, что, как и любые другие животные, эублефар может не подойти для частого контакта в силу особенностей здоровья (подразумеваются частные случаи).

1.18 Экологичность животного

Что же это такое, экологичность животного?

Животноводство – разведение животных в различных сферах.

Оно приводит к увеличению выбросов парниковых газов по естественным причинам. Из-за дыхания животных выбросы углекислого газа растут, а выбросы метана – из-за их пищеварительной деятельности.

Окружающей природе могут нанести вред не только неорганизованные выбросы, но и продукты жизнедеятельности. Используется большое количество воды, электричества, пища, материалы для оборудования.

Выбранное же нами животное приносит минимальное количество отходов, а также потребление ресурсов, поэтому оно может считаться экологичным.

2. Практическая часть

2.1 Приобретение животного, его устройство и социализация

Для реализации проекта был приобретён детёныш эублефара. Предварительно с заводчиком обсуждался аспект, что он будет взаимодействовать с детьми, соответственно была выбрана особь с мягким и добрым характером. По достижению определённого возраста (1 месяц) я забрала геккона домой, предварительно подготовив место для обитания.

Жильё: Был куплен достаточно свободный контейнер, две ёмкости для домика и влажной камеры, салфетки-губки для удержания влаги, маленькая поилочка, электронный термометр, термоковрик, элементы декора (декоративные растения). Далее шуруповёртом проделана проточная вентиляция (с одной стены внизу, с другой на вехней части контейнера) и входы с домик и влажку. Для обработки краёв был использован фрезер.

Еда: Также были приобретены сверчки, тараканы, саранча, бражник и витамины для поддержания кальция и д3 в организме.

Социализация: В первые две недели животное не брали на руки, чтобы он адаптировался. Далее по 2 минуты доставали погулять по открытой поверхности перед кормлением (приблизительно месяц). Постепенно увеличивали время нахождения вне контейнера и рептилия адаптировалась, привыкла к рукам.

2.2 Основные правила и результаты

После проведения программы, обучающиеся должны знать:

1. Правила безопасного общения с гекконом;

2. Правила гуманного обращения с гекконом;

3. Правила кормления геккона;

4. Правила ухода за гекконом;

5. Правила общения с гекконом;

6. Значение специальных понятий.

В проведения программы, обучающиеся должны уметь:

1. правильно контактировать с животным;

2. правильно уметь кормить;

3. правильно вести себя в присутствии животного;

5. правильно ухаживать за животным.

2.3 Анкетирование

Анкетирование — метод исследования, который основан на опросе большого количества людей и используемый для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений и многие другие факторы.

Именно этот способ я использовала в своей работе для определения осознания людьми присутствия у них проблем. Поэтому я провела анкетирование в своём классе, на тренировке и среди занимающихся логопедией.

Итак, чтобы данный метод был нам полезен, нужно произвести несколько действий.

План действий:

Выявить важную информацию, которую стоит узнать;

Выбрать формат анкеты;

Сформулировать вопросы;

Найти дополнительные детали для анкеты (картинки с необходимыми изображениями);

Внести все данные в бланк;

Распечатать анкеты;

Раздать бланки необходимым людям (предварительно объяснив правила заполнения);

Собрать и проанализировать информацию на бланках.

Проделав все эти шаги я могу сделать выводы, что 80% опрошенных осознают, что у них есть проблемы с психосоматикой. Но при этом только 2% когда-либо обращались или хотят обратиться за психологической помощью.

(Формы анкет см. в Приложении 1)

2.4 Отбор детей

После того как я провела анкетирование и проанализировала полученную информацию, были вобраны несколько человек, которым подходит именно пет-терапия. Это дети и подростки разных возрастов (дошкольники, ученики начальной школы, ученики средней и старшей школы.

Какой должен быть человек, которому идеально подойдёт геккотерапия (вид психотерапии)? Это мне тоже стоило изучить.

Возраст: от 4 лет

Качества: Ребёнок не должен проявлять агрессию к окружающим или иметь приступы агрессии, осознанность, восприимчивость к информации полная или частичная, формирование и возможность выполнения правил и рекомендаций, отсутствие боязни животного.

Допустимые проблемы: Гипертонус мышц лица, скованность движений, нарушение и дефекты речи, задержка речевого развития, астения, психосоматические проявления, слепота, дети с ОВЗ с соматическими проблемами.

Противопоказания: Задержка психического развития, наличие проблем со стороны психики (в том числе психические заболевания), эпилепсия, СДВГ, агрессия.

2.5 Проведение занятий по геккотерапии

Предварительно продумывался план занятия, рассказ о животном.

Во время занятий были осуществлены следующие действия:

Рассказ об особенностях гекконов;

что это за животные

что они едят

как устроено их жилище

какие правила взаимодействия

Наблюдение за животным, находящимся в своём домике с закрытой крышкой;

Продолжаем наблюдение с открытым контейнером, но не берём на руки;

Смотрим на руках у проводящего занятие;

Пробуем потихоньку взять на руки;

Держим самостоятельно.

Приложение 2 (Ход занятий)

2.6 Реакция детей на животного

Мнение проводящего занятие: Ни один ребёнок не вёл себя агрессивно. Все внимательно наблюдали за эублефаром в различных ситуациях. Он внушает доверие, даже если у ребёнка наблюдалась некая опаска, то прошла она при исполнении пунктов 3 и 4 (из п.2.5). При тактильном контакте дети расслаблялись, начинали улыбаться, у них появлялась заинтересованность и много вопросов.

Мнение наблюдателя: Интересно со стороны наблюдать за поведением детей, которые проявляют желание пообщаться с гекконом. Видно как они успокаиваются, ненадолго «замирают», наблюдают за этим чудным, необычным, «улыбчивым» существом. Такого они ещё не встречали. Он почти как сказочный дракончик. Внешне он очень хрупкий, что учит ребят бережно относится к животному. Сначала они наблюдают за тем, как эублефар ведёт себя, потом пробуют взять его на руки. И тут получают самое яркое впечатление. Это тактильные ощущения, о которых они потом взахлёб делятся с родителями.

Мнение родителей: Ребёнок стал более открытым, общительным, спокойным и наблюдательным, аккуратным, он трепетно относится к животному. С удовольствием идет на занятия, ему нравится атмосфера. Вижу, что ему нравится общаться с гекконом. Ребёнок рассказывает о том, как «дракончик» улыбается ему, что любит брать его на руки, ведь он очень необычный и приятный. От этого получает необычные тактильные ощущения, положительные и яркие эмоции.

Ощущения детей: Мне очень нравится заниматься с гекконом. Он приятный и милый. Очень необычный на ощупь. У него такая нежная и мягкая шкурка. Поэтому я люблю держать его на руках. Спайк всё время улыбается, а я вместе с ним. Интересно было кормить его и наблюдать как он лазит у себя в домике. Он не просто ест, а устраивает охоту, следит за каждым движением. Мне совсем не страшно, а наоборот весело.

2.7 Мнение о геккотерапии от заводчика эублефаров

Я спрашивала у двух людей, которые занимаются данным видом рептилий вопрос: «Как Вы думаете, имеет ли место быть геккотерапия, как вид пет-терапии?» и «Как эублефар относится к человеку?».

Вот ответы.

1: «Привет! По моим наблюдениям и опыту взаимодействия с эублефарами приносят людям положительные эмоции.) Даже те, кто считает, что это «мерзкие змеи», потом сидят часами, наблюдая за ними. Рептилии-антистрессы. За ними очень интересно наблюдать, держать их на руках. Они очень необычные на ощупь, их ни с чем не сравнить.

Деткам общение с эублефарами помогает расслабиться, понять, что это живое и их нельзя обижать. Мне кажется, геккотерапии есть место быть. Но для неё стоит брать только лишь ручных и спокойных особей.)»

2: «Эублефары очень любят общение с людьми. В отличие от многих других рептилий эублефары очень быстро привыкают к человеку и охотно идут на контакт. Эублефар вызывает положительные эмоции, как и любое живое. Эублефар абсолютно не агрессивен. Милое и добродушное существо. Хоть это и холоднокровная рептилия, которая не нуждается в ласке и обнимашках, но внешний вид вызывает только положительные эмоции.»

Заключение

В ходе выполнения теоретической части работы было собрано и изучено много материала, который помог выполнить практическую часть, составить план уроков, составить анкеты для разных возрастов, провести занятия.

Геккотерапия проводилась 1 месяц. За это время были замечены результаты, а именно:

снятие мышечного тонуса;

стабилизировалось эмоциональное состояние;

уменьшилась раздражительность;

ребёнок стал более внимательным к деталям;

ребёнку проще находиться в социуме.

По мнению заводчиков, наблюдателя и родителей геккотерапия действенна и имеет место быть в современном мире. А также эублефаров просто содержать в домашних условиях, поэтому при отсутствии возможности посещения занятий или содержания животных, вызывающих аллергию данный вид можно приобрести как домашнего питомца. Это тоже положительно скажется на перечисленных выше факторах у ребёнка и научит ответственности и самостоятельности.

По результатам проведённой работы можно сделать следующее выводы:

психотерапия актуальна в современных условиях, а геккотерапия может быть использована в качестве домашней психотерапии;

эублефар подходит для реализации геккотерапии, как животное не вызывает аллергии;

содержание гекконов для данного вида психотерапии менее затратное и легко в использовании;

геккотерапия дала положительные результаты с контингентом, принявшем участие в проекте.

Список литературы

https://www.sites.google.com/site/majyasopova/razdel-obsaa-psihologia/psihologia-kak-nauka

https://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%259F%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F

https://kartaslov.ru

https://disshelp.ru/blog/izuchaem-prakticheskoe-ispolzovanie-psihologicheskih-metodik/

https://foodandhealth.ru/info/pet-terapiya-lechenie-zhivotnymi/#kak-rabotaet-pet-terapiya

https://верити.рф/animaloterapiya_soc

https://psyweb.global/database/knowledge/article-80-pet-terapiya

https://ncrdo.ru/center/blog/vidy-i-metody-psikhoterapii/

https://foodandhealth.ru/info/pet-terapiya-lechenie-zhivotnymi/#kak-rabotaet-pet-terapiya

https://planetexotic.ru/blog/soderzhanie-eublefarov2/

https://www.instagram.com/dragons._.house/guide//18181194454066480/?utm_source=ig_web_copy_link&utm_campaign=&utm_medium=

https://www.instagram.com/yanazinovets/guide/2/17896551611407846/?utm_source=ig_web_copy_link&utm_campaign=&utm_medium=

https://www.instagram.com/yanazinovets/guide//17892248998754402/?utm_source=ig_web_copy_link&utm_campaign=&utm_medium=+

Отчет о проверке на заимствования №1

Автор: olgamax16@gmail.com / ID: 2663520

Проверяющий: (olgamax16@gmail.com / ID: 2663520)

Отчет предоставлен сервисом «Антиплагиат» - users.antiplagiat.ru

Информация о документе

№ документа: 61

Начало загрузки: 08.03.2022 13:53:45

Длительность загрузки: 00:00:00

Имя исходного файла: Геккотерапия Пузикова Анна 10т.pdf

Название документа: Геккотерапия Пузикова Анна 10т

Размер текста: 41 кБ

Cимволов в тексте: 41770

Слов в тексте: 5014

Число предложений: 352

Информация об отчете

Начало проверки: 08.03.2022 13:53:46

Длительность проверки: 00:00:01

Комментарии: не указано

Модули поиска: Интернет Free

Заимствования

7,09%

Самоцитирования

0%

Цитирования

0%

Оригинальность

92,91%

Приложение

Приложение 1

Анкета для клиентов в возрасте старше 10 лет

Прислушайтесь к себе в течение нескольких дней и заполните анкету. В колонке с ответами подчеркните «Да», «Нет» или «Затрудняюсь в ответе». Если Вы выбрали вариант «Нет», «Затрудняюсь в ответе» опишите в чём именно это проявляется.

ФИО

 

Вопрос

Ответ

1. Хорошие ли у Вас взаимоотношения с родителями?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

2. Комфортно ли вы чувствуете себя в окружении людей?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

3. Вы редко грустите/расстраиваетесь (как это проявляется)?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

4. Крепко ли спите?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

5. Хорошо ли питаетесь?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

6. Не испытываете ли вы стресс?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

7. Редко ли и насколько сильно устаёте?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

8. Преимущественно испытываете положительные эмоции?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

9. Не раздражены ли обычно?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

10. Вас трудно обидеть мелочью?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

Анкета для родителей детей в возрасте от 4 до 10 лет

Понаблюдайте за ребёнком в течение нескольких дней и заполните анкету.В колонке с ответами подчеркните «Да», «Нет» или «Затрудняюсь в ответе». Если Вы выбрали вариант «Нет», «Затрудняюсь в ответе» опишите в чём именно это проявляется.

ФИО родителя

 

ФИО ребёнка

 

Вопрос

Ответ

1. Хорошие ли у Вас взаимоотношения с ребёнком?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

2. Социализирован ли ребёнок?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

3. Ребёнок редко грустит/расстраивается (как ведёт себя) ?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

4. Крепко ли спит?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

5. Хорошо ли питается?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

6. Не испытывает стресс?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

7. Редко ли и насколько сильно устаёт?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

8. Преимущественно испытывает положительные эмоции?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

9. Не раздражён ли обычно?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

10. Ребёнка трудно обидеть мелочью?

Да/Нет/Затрудняюсь в ответе

Приложение 2 (Ход занятий)

Просмотров работы: 188