Изучение влияния чипсов на активность амилазы слюны и каталазы

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение влияния чипсов на активность амилазы слюны и каталазы

Пермякова Ж.М. 1
1МБОУ "Частинская СОШ"
Панькова С.В. 1
1МБОУ "Частинская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В основе всех жизненных процессов лежат тысячи химических реакций. Они идут в организме без применения высокой температуры и давления, т.е. в мягких условиях. Вещества, которые окисляются в клетках человека и животных, сгорают быстро и эффективно, обогащая организм энергией и строительным материалом. Но те же вещества могут годами храниться как в консервированном виде, так и на воздухе в присутствии кислорода. Например, мясные и рыбные консервы, пастеризованное молоко, сахар, крупы не разлагаются при довольно длительном хранении. Возможность быстрого переваривания продуктов в живом организме осуществляется благодаря присутствию в клетках особых биологических катализаторов – ферментов.

Ферменты находятся во всех тканях животных и растений. Количество ферментов, применяемых в здравоохранении, сельском хозяйстве, микробиологии и других отраслях науки и практики, велико [3].

Они катализируют, управляют и регулируют миллионы химических превращений во всех живых существах. Лишь во взаимодействии с ферментами становятся активными витамины, гормоны и микроэлементы. Многие лечебные средства, а также ядовитые вещества оказывают своё действие путём торможения функционирования ферментов [5].

Ферменты влияют на скорость превращения различных веществ. Но и на ферменты влияют некоторые вещества, резко изменяя их активность. Вещества, которые повышают активность ферментов, активизируют их, называются активаторами, а угнетающие их — ингибиторами [3].

Гипотеза: чипсы могут угнетать активность ферментов.

Цель: изучение влияния растворов чипсов на активность амилазы слюны и каталазы.

Задачи:

1. Изучить по данным литературы материал об амилазе и каталазе и чипсах.

2. Провести исследования активности амилазы слюны в присутствии растворов чипсов.

3.Провести исследования активности каталазы в присутствии растворов чипсов.

4. Обработать результаты статистически.

5.Провести опрос среди учащихся МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа».

Объект исследования: ферменты амилаза слюны и каталаза.

Предмет исследования: ферментативная активность.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 1. Ферменты

1.1. Что такое ферменты?

Ферментами называются биологические катализаторы клетки. Наука, изучающая строение ферментов и катализируемые ими реакции, называется энзимологией. При участии ферментов осуществляются реакции распада или синтеза различных веществ клетки. Вещества, на которые действует тот или иной фермент, называются его субстратами, а вещества, получающиеся в результате ферментативной реакции, - продуктами [8].

О ферментах люди узнали давно. Еще в начале девятнадцатого века в Петербурге К. С. Кирхгоф выяснил, что проросший ячмень способен превращать полисахарид крахмал в дисахарид мальтозу, а экстракт дрожжей расщеплял свекловичный сахар на моносахариды — глюкозу и фруктозу. Это были первые исследования в ферментологии. А практическое применение ферментативных процессов было известно с незапамятных времен. Это и сбраживание винограда, и закваска при приготовлении хлеба, и сыроварение, и многое другое [3].

1.2. Классификация ферментов

Круг вопросов, изучаемых ферментологией, широк. Количество ферментов, применяемых в здравоохранении сельском хозяйстве, микробиологии и других отраслях науки и практики, велико. Это создавало трудность при характеристике ферментативных реакций.

Поэтому в 1961 г. Международный биохимический съезд в Москве утвердил классификацию ферментов, в основу которой положен тип реакции, катализируемой данным ферментом. В названии фермента обязательно присутствует название субстрата, т. е. того соединения, на которое воздействует данный фермент, и окончание -аза.

По этому принципу все ферменты были разделены на шесть классов [3].

I.Оксидоредуктазы катализируют восстановительные и окислительные реакции (окислительно-восстановительные процессы).

2.Трансферазы осуществляют перенос той или иной химической группы от одного субстрата к другому.

3.Гидролазы катализируют гидролитическое расщепление химических связей субстратов.

4.Лиазы отщепляют химические группы с образованием двойных связей или, напротив, присоединяют определённые химические группы к двойным связям.

5.Изомеразы катализируют изменения в пределах молекулы субстрата.

6.Лигазы (синтетазы) катализируют соединение молекул субстрата с использованием высокоэнергетических соединений, например, АТФ [5].

1.3. Работа ферментов

Каждую секунду в клетке протекают тысячи хорошо согласованных ферментативных реакций. Но эта система функционирует только тогда, когда каждый из участвующий в ней ферментов среди тысяч различных веществ точно "узнаёт" свой субстрат - то вещество, на которое он должен воздействовать.

Уже в 1894 году немецкий химик Э. Фишер постулировал принцип "ключа и замка", считая, что ферменты методом проб и ошибок "узнают" свои субстраты. При этом некоторый участок на поверхности фермента, его активный центр, должен иметь такую форму, чтобы молекулы субстрата пространственно точно к нему подходили, как ключ к замку. Даже незначительно изменённые молекулы не вступают во взаимодействие с ферментом.

Принцип "ключа и замка" довольно хорошо объясняет избирательную способность - субстратную специфичность ферментов.

В случае пищеварительных ферментов наблюдается скорее обратная картина. Они действуют вне клетки в желудке или кишечнике, и было бы неэкономно почти для каждого белка, попадающего с пищей в желудок, иметь свой собственный фермент. Поэтому пищеварительные ферменты, должны быть "всеядными", чтобы расщеплять все белки, попадающие в желудок [5].

1.4. Фермент каталаза

Каталаза – фермент, включающий, подобно гемоглобину, железосодержащую геминовую группу. Осуществляет разложение перекиси водорода на воду и кислород [2]. Биологическая роль каталазы заключается в деградации перекиси водорода, образующейся в клетках в результате действия ряда флавопротеиновых оксидаз, и обеспечении эффективной защиты клеточных структур от разрушения под действием перекиси водорода [11].

Фермент каталаза относится к оксидоредуктазам – обширному классу ферментов, которые катализируют перенос электронов от молекулы-восстановителя к молекуле-окислителю.

Каталаза- один из самых быстрых ферментов. Одна его молекула способна превращать миллионы молекул перекиси водорода в воду и кислород за секунду. С точки зрения энзимологии это значит, что для фермента каталазы характерно большое число оборотов [9].

1.5. Фермент амилаза

Амилаза – фермент поджелудочной железы и слюнных желез. Участвует в переваривании углеводов (крахмал, гликоген), расщепляя их до сахаридов – более простых форм углеводов (глюкоза, мальтоза) [12].

Амилаза образуется преимущественно в слюнных железах и поджелудочной железе, затем поступает соответственно в полость рта или просвет двенадцатиперстной кишки и участвует в расщеплении углеводов пищи [13].

Глава 2. Продукт питания (чипсы)

Чипсы — закуска, представляющая собой тонкие ломтики картофеля, реже — других корнеплодов или различных плодов, как правило, обжаренных в масле (фритюре) [10].

2.1. Состав чипсов

Состав: картофельные хлопья [картофель, эмульгатор (моно- и диглицериды жирных кислот), декстроза, стабилизатор (дигидропирофосфат натрия), регулятор кислотности (лимонная кислота)], кукурузный крахмал, растительное масло, ароматизатор [соль, порошок молочной сыворотки, усилитель вкуса и аромата (глутамат натрия 1-замещённый, 5-инозинат натрия 2-замещённый, 5-гуанилат натрия 2-заещённый), сырный порошок, луковый порошок, петрушка, вкусоароматические вещества (содержат базилик, казеинат натрия), чесночный порошок, специи, красители (экстракт паприки, каротины, аннато)], мука пшеничная, сахар, эмульгатор (лецитины), разрыхлители (орто-Фосфат кальция 1-замещённый, гидрокарбонат натрия), краситель (куркумин). Содержит сою. Продукт может содержать незначительное количество ракообразных, порошка рыбы, горчицы.

2.2. Влияние на организм человека

В чипсах содержатся трансжиры, доля которых может достигать 40-60 %. Они нарушают иммунитет человека, увеличивают риск развития диабета, онкологических заболеваний, снижают количество тестостерона, нарушают обмен простагландинов (регулирующих множество процессов в организме и находящихся практически во всех тканях и органах), нарушают работу цитохром с-оксидазы — главного фермента, обезвреживающего канцерогенные и некоторые лекарственные токсины. По результатам 14-летних наблюдений английских учёных, опубликованных в en:British Medical Journal (№ 11, 1998), смертность от ишемической болезни сердца и число инфарктов миокарда среди любителей продуктов, содержащих трансизомеры жирных кислот, намного выше, а рак молочной железы встречается на 40 % чаще.

Также в чипсах содержится акриламид (2-пропенамид), наравне с другими крахмалистыми продуктами, подвергавшимися тепловой обработке (например, жареном картофеле, хлебе), но не при варении. Это токсичное вещество, поражающее, в основном, нервную систему, печень и почки, возможный канцероген, в виде порошка это вещество может приводить к расстройству нервной системы (потение, слабость конечностей, потеря веса, регенерация и восстановление от 2 до 12 месяцев). Но также на рынке появились обезжиренные чипсы, которые менее вредны [10].

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Объекты исследования

Для исследования активности каталазы в магазинах с. Частые купили чипсы. Данные состава продуктов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Состав чипсов

Название чипсов

Состав

I. Образец 1

кукуруза, рапсовое масло, ароматизатор [порошок молочной сыворотки, соль, луковый порошок, чесночный порошок, усилители вкуса и аромата (глутамат натрия 1-замещённый, 5-рибонуклеотиды натрия 2-замещённые), порошок паприки, агент желирующий (хлорид калия), вкусоароматические вещества (содержат мальтодекстрин, сахар, экстракты чёрного и красного перца, термический технологический ароматизатор, регулятор кислотности (уксусная кислота ледяная), кофе, экстракт дрожжей), тмин, краситель (экстракт паприки), порошок перца чили, сывороточный пермеат, регулятор кислотности (яблочная кислота)], антиокислители (токоферолы, концентрат смеси; аскорбиновая кислота, экстракты розмарина, лимонная кислота)

II. Образец 2

картофель, специально приготовленный, масла растительные (подсолнечное, соевое, оливковое), комплексная пищевая добавка: экстракт сыворотки, порошок луковый, соль, сахар, усилители вкуса и аромата: глутамат натрия 1-замещённый, 5-инозинат натрия 2-замещённый, лактоза, молоко цельное сухое, пахта сухая, ароматизаторы в т.ч. сметана, дрожжевой экстракт, зелень сушёная, краситель: экстракт паприки, порошок чесночный, агент антислеживающий: диоксид кремния аморфный, крупа пшеничная

III. Образец 3

картофель свежий, масло растительное, соль пищевая, может содержать незначительное количество глютена, молочных и рыбных продуктов, сои, горчицы

IV. Образец 4

картофельные хлопья [картофель, эмульгатор (моно- и диглицериды жирных кислот), декстроза, стабилизатор (дигидропирофосфат натрия), регулятор кислотности (лимонная кислота)], кукурузный крахмал, растительное масло, ароматизатор [соль, порошок молочной сыворотки, усилитель вкуса и аромата (глутамат натрия 1-замещённый, 5-инозинат натрия 2-замещённый, 5-гуанилат натрия 2-заещённый), сырный порошок, луковый порошок, петрушка, вкусоароматические вещества (содержат базилик, казеинат натрия), чесночный порошок, специи, красители (экстракт паприки, каротины, аннато)], мука пшеничная, сахар, эмульгатор (лецитины), разрыхлители (орто-Фосфат кальция 1-замещённый, гидрокарбонат натрия), краситель (куркумин)

V. Образец 5

пшеничная мука, олеин пальмовый рафинированный дезодорированный, кукурузный крахмал, экстракт морепродуктов, сахар, соль, экстракт креветки, усилитель вкуса и аромата (Е 621), приправа со вкусом говядины, чесночный порошок, антислеживающий агент (Е 542), ароматизатор пищевой со вкусом краба, содержит продукты переработки моллюсков и ракообразных

Глава 3. Изучение активности каталазы

Активность каталазы измеряется манометрическим методом, который основан на измерении объема кислорода, выделившегося при воздействии фермента на субстрат.

3.1 Методика исследования

3.1.1. Методика получение ферментной вытяжки каталазы из клубней картофеля.

Приготовить навеску 1г очищенного клубня картофеля и тщательно растереть в охлажденной льдом ступке, добавить 0,3г мела и 5-10 мл дистиллированной охлажденной воды. Затем полученный гомогенат ткани разбавить охлажденной дистиллированной водой из расчета 30-50 мл на 1г картофеля. Полученный раствор (ферментную вытяжку) после отстаивания слить для отделения от растительных остатков, измерить объем в мерной посуде и хранить в стеклянном стаканчике или колбе на холоде [1].

3.1.2. Приготовление раствора исследуемого пищевого продукта.

Пищевой продукт растворить в 50 мл дистиллированной воды (рис. 1).

Рисунок 1. Приготовление раствора исследуемого пищевого продукта

 

3.1.3. Методика измерения активности каталазы.

Для определения активности каталазы пользуются прибором, который состоит из каталазника 1, бюретки 5 на 50 мл и стеклянной груши 4 или воронки, соединенных каучуковыми трубками и стеклянным тройником 2. Каучуковая трубка на свободном конце тройника снабжена зажимом 3. В штативе закреплена бюретка и стеклянная груша 4. Их заполняют дистиллированной водой до половины объема (рис. 2,3).

Рисунок 2. Прибор для определения активности каталазы

Рисунок 3. Прибор для определения активности каталазы

В одно колено каталазника поместить 3 мл ферментной вытяжки, а в другое 3 мл раствора перекиси водорода (субстрата). Присоединить каталазник к прибору, установить нулевую точку жидкости в бюретке. Быстро слить и перемешать растворы в одном из колен каталазника и через определенное время (через каждую минуту или 5 мин) отмечать объем кислорода, который выделяется в процессе ферментативной реакции. Активность фермента выразить в объеме кислорода (мл), выделившегося за 1 мин (5 мин), в расчете на 1г сырой растительной ткани по формуле:

Объем О2 * общий объем ферментативной вытяжки (мл)

А= ----------------------------------------------------------------------------

Время (мин) * объем ферментативной пробы (3мл)

Добавить в одно из колен каталазника 1мл того или иного ингибитора непосредственно перед перемешиванием перечисленных выше растворов (опытные пробы).

Ферментативную активность нужно сравнивать с контрольными пробами, в которые вместо растворов солей-ингибиторов добавляется 1 мл дистиллированной воды, чтобы общие объемы проб контроля и опыта были одинаковыми [7].

3.2. Изучение активности каталазы в присутствии чипсов

3.2.1. Получение ферментной вытяжки каталазы из клубней картофеля.

Взвешивала 1г очищенного клубня картофеля.

Тщательно растирала навеску в охлажденной снегом ступке (рис. 4).

Рисунок 4. Измельчение навески клубня картофеля

Добавляла 0,3г мела и 10 мл дистиллированной охлажденной воды (рис. 5).

Рисунок 5. Добавление дистиллированной воды

 

Затем полученный гомогенат ткани разбавляла 60мл охлажденной дистиллированной воды. Полученный раствор (ферментную вытяжку) после отстаивания сливала для отделения от растительных остатков, измеряла объём и хранила в стеклянном стаканчике в снегу.

   

3.2.2. Изучение активности каталазы в присутствии растворов чипсов

Для исследования собрала прибор. В одно колено каталазника пипеткой наливала 3 мл ферментной вытяжки (рис.6).

Рисунок 6. Отбор ферментативной вытяжки каталазы из клубней картофеля

В другое колено каталазника наливала 3 мл раствора перекиси водорода (субстрата) (рис. 7).

Рисунок 7. Отбор перекиси водорода для исследований

Добавляла в контрольный 1мл дистиллированной воды, а в опытные растворы чипсов (рис. 8).

Рисунок 8. Добавление к перекиси водорода раствора пищевого продукта

Присоединяла каталазник к прибору, устанавливала нулевую точку жидкости в бюретке. Быстро сливала и перемешивала растворы в одном из колен каталазника. Через каждые 5 мин в течение отмечала объем кислорода, который выделяется в процессе ферментативной реакции (рис. 9).

Рисунок 9. Присоединение каталазника к прибору

Активность фермента рассчитала по формуле:

Объем О2 * общий объем ферментной вытяжки (мл)

А= ----------------------------------------------------------------------------

Время (мин) * объем ферментной пробы (мл)

Исследована активность каталазы в присутствии 5 видов чипсов. Данные приведены в таблице 2, 3.

Таблица 2

Активность каталазы в присутствии раствора чипсов

Название

Проба

5мин

V2)мл

А

мл/мин

Контроль

1

1,5

6

2

1,4

5,6

3

1,2

4,8

среднее

1,4

5,5

I. Образец 1

1

0,9

3,6

2

1,0

4,0

3

1,0

4,0

среднее

1,0

3,9

II. Образец 2

1

0,7

2,8

2

0,9

3,6

3

1,0

4,0

среднее

0,9

3,5

III. Образец 3

1

0,5

2,0

2

0,6

2,4

3

0,6

2,4

среднее

0,6

2,3

IV. Образец 4

1

0,6

2,4

2

0,4

2,0

3

0,2

0,8

среднее

1,9

1,7

V. Образец 5

1

0,2

0,8

2

0,3

1,2

3

0,3

1,2

среднее

0,3

1,1

Таблица 3

Влияние на активность каталазы чипсов

Продукты

5мин

V2 мл)

А

мл/мин

Изменение активности каталазы

Контроль

1,4

5,5

 

1. Образец 1

1,0

3,9

Снижение активности на 29%

2. Образец 2

0,9

3,5

Снижение активности на 36%

3. Образец 3

0,6

2,3

Снижение активности на 58%

4. Образец 4

1,9

1,7

Снижение активности на 69%

5. Образец 5

0,3

1,1

Снижение активности на 80%

Проведённое исследование показало:

- не очень сильно понижают активность каталазы образец 1 на 29% и образец 2 на 36%;

- сильно подавляют активность каталазы образец 3 на 58%, образец 4 на 69% и образец 5 на 80%.

Глава 4.Статистическая обработка материалов

С каждым видом чипсов и в контроле проводили три повторности и получили три показателя. Эти показатели обработали статистически, получили среднее арифметическое (i стандартное отклонение от среднего арифметического) х±т

Среднее арифметическое считали по формуле:

Для определения «ошибки» среднего арифметического (т) определяли дисперсию (S2) и среднее квадратичное отклонение (S). Дисперсию считали по формуле:

«Ошибку» среднего арифметического определяли по формуле:

[4]. Данные приведены в таблице 4.

Таблица 4

Статистическая обработка результатов определения активности каталазы в присутствии растворов чипсов

 

Проба

А

мл/мин

хi -

i - )2

А±m

мл/мин

m %

Контроль

1

6

0,5

0,25

5,5±0,3

5,4

2

5,6

0,1

0,01

3

4,8

-0,7

0,49

n=3

=5,5

 

0,75

Продукты

1.Образец 1

1

3,6

-0,3

0,09

3,9±0,1

2,5

2

4,0

0,1

0,01

3

4,0

0,1

0,01

n=3

=3,9

 

0,11

2. Образец 2

1

2,8

-0,7

0,49

3,5±0,3

8,6

2

3,6

0,1

0,01

3

4,0

0,5

0,25

n=3

=3,5

 

0,75

3. Образец 3

1

2,0

-0,3

0,09

2,3±0,1

4,3

2

2,4

0,1

0,01

3

2,4

0,1

0,01

n=3

=2,3

 

0,11

4. Образец 4

1

2,4

0,5

0,25

1,9±0,2

10,5

2

1,6

-0,3

0,09

3

1,6

-0,3

0,09

n=3

=1,9

 

0,43

5. Образец 5

1

0,8

-0,3

0,09

1,1±0,1

9,1

2

1,2

0,1

0,01

3

1,2

0,1

0,01

n=3

=1,1

 

0,11

Статистическая обработка результатов исследований показала, что ошибка составляет от 2,5% до 10,5%, следовательно, активность каталазы в присутствии растворов чипсов определена достаточно точно.

Глава 5. Исследование активности амилазы слюны в присутствии раствора чипсов

5.1. Методика исследования

5.1.1. Приготовление раствора амилазы слюны.

Собрать 2мл слюны и прилить дистиллированной воды до 10мл.

5.1.2. Приготовление раствора крахмала.

¼ чайной ложки пищеварительного крахмала взболтать в небольшом количестве холодной воды и добавить его в 100 мл воды, доведенной до кипения, хорошо размешать и охладить.

5.1.3. Приготовление раствора йода.

Аптечный 5% спиртовой раствор йода (йодированная настойка) разбавить в 20 раз дистиллированной воды.

5.1.4. Приготовление раствора исследуемого пищевого продукта.

6г пищевого продукта растворить в 50 мл дистиллированной воды (рис. 10).

Рисунок 10. Приготовленные растворы чипсов

5.1.5. Исследование активности амилазы слюны в присутствии раствора чипсов

Взять две пробирки, нанести на них через два сантиметра три метки. В пробирку (контрольную) последовательно налить до первой метки раствор амилазы слюны, до второй метки - воду, до третьей - раствор крахмала (рис. 11).

Рисунок 11. Добавление раствора крахмала

Во вторую пробирку (опытную) налить до первой метки раствор амилазы слюны, до второй - раствор чипсов (рис. 12), до третьей – раствор крахмала. Содержимое пробирок перемешать. Пробирки оставить в штативе на 20 минут при комнатной температуре. По истечению времени в обе пробирки добавить по две капли раствора йода. Раствор перемешать. Если амилаза активна, все гликозидные связи крахмала будут разрушены и полученный гидролизат не будет давать синего окрашивания с раствором йода (рис. 13).

Рисунок 12. Добавление раствора чипсов

Рисунок 13. Отсутсвие окраски гидролизата

Если окраска станет светло-синего или красно-бурого цвета, то произошло частичное расщепление крахмала (рис. 14), а если окраска стала синей, то крахмал не подвергся гидролизу, значит, амилаза не активна (рис.15) [7].

Рисунок 14. Светло-синий раствор гидролизата

Рисунок 15. Синяя окраска гидролизата

Исследована активность амилазы слюны в присутствие пяти видов чипсов. Данные приведены в таблице 5.

Таблица 5

Исследуемый продукт питания

Окраска гидролизата после добавления йода.

Активность амилазы

Контроль

Не окрашен

Амилаза активна

I. Образец 1

Красно-бурая

Амилаза частично инактивирована

II. Образец 2

Светло-синий

Амилаза частично инактивирована

III. Образец 3

Тёмно-синий

Амилаза инактивирована

IV. Образец 4

Тёмно-синий

Амилаза инактивирована

V. Образец 5

Тёмно-синий

Амилаза инактивирована

Проведенное исследование показало: все чипсы снижают активность амилазы слюны.

Глава 6.Опрос учащихся МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»

Среди учащихся МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа» был проведён опрос. В опросе приняли участие 183 обучающихся 5-10-х классов.

Любите ли вы чипсы?

Любят чипсы 134 опрошенных (74%), не любят 17 (9%), 32 человека (17%) ответили «не очень» (рис 16).

Рис. 16. Любите ли вы чипсы?

Как часто вы покупаете чипсы?

Покупают чипсы раз в месяц раз в месяц 33 человека (25%), раз в год – 30 человек (22%), раз в неделю – 31 (22%), несколько раз в неделю – 20 (14%), несколько раз в месяц – 16 (12%), каждый день – 2 (1%), никогда не покупали чипсы 6 человек (4%) (рис.17).

Рис. 17. Как часто вы покупаете чипсы?

Как вы думаете, вредны ли чипсы и почему?

Знают о том, что чипсы вредны и могут объяснить, почему 94 человека (61%), знают, что чипсы вредны, но не знают, почему 36 человек (23%), 25 человек (16%) не считают, что чипсы вредны (рис.19).

Рис.18. Как вы думаете, вредны ли чипсы и почему?

Проведённый опрос показал:

- большинство учащихся любят чипсы (74%);

- часто покупают менее половины респондентов (38%);

- о вреде этого продукта питания знают более половины опрошенных учащихся (61%).

ВЫВОДЫ:

1. Каталаза является катализатором в реакции разложения перекиси водорода. Максимальная активность фермента обнаруживается в интервале от 0 ° до 10 °С. Оптимальное значение pH действия лежит в пределах 6,0-8,0 единиц. Амилаза – фермент поджелудочной железы и слюнных желез. Участвует в переваривании углеводов (крахмал, гликоген).

2. В ходе изучения активности каталазы в присутствии растворов чипсов определила:

- не очень сильно понижают активность каталазы образец 1 на 29% и образец 2на 36%;

- сильно подавляют активность каталазы образец 3 на 58%, образец 4 на 65% и образец 5 на 80%.

3. Статистическая обработка результатов исследований показала, что ошибка составляет от 2,5% до 10,5%. Активность каталазы в присутствии растворов чипсов определена достаточно точно.

4.Исследована активность амилазы слюны в присутствии пяти видов чипсов. Все виды чипсов снижают активность амилазы слюны.

5. Проведён опрос среди учащихся нашей школы, который показал:

- большинство учащихся любят чипсы (74%);

- часто покупают менее половины респондентов (38%), что очень радует;

- о вреде этого продукта питания знают более половины опрошенных учащихся (61%).

Таким образом, гипотеза подтверждается, чипсы могут угнетать активность ферментов, то есть отрицательно влиять на их нормальную работу.

ЛИТЕРАТУРА

Высоцкая М.В. Экология. Элективные курсы. Издательство «Учитель», 2008

Галактионов С. «Биологически активные». – М.: «Молодая гвардия», 1988г

Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка. - М.: Просвещение, 1984

В.Ф.Левинова, Г.А.Иванова, А.В.Хлебников «Вопросы рационального использования и сырьевая база лекарственных растений России»: Учебное пособие по фармакогнозии- Пермь. -2006

Реннеберг Р. «Эликсиры жизни». – М.: «Мир», 1987г.

Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам. - М.: «Мир», 1988. -144с

Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. //Химия в школе. -1999. -№2.

Чухрай Е. С. Молекула жизни, организм. - М.: Просвещение, 1981. -160с

https://fb.ru/article/325833/ferment-katalaza-osnovnyie-osobennosti

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чипсы

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/14012/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0

https://sklif.mos.ru/services/promo/laboratornaya-diagnostika/laboratornaya-diagnostika--analizy--uroven-amilazy-v-krovi/

https://www.eurolab-portal.ru/services/6/

Просмотров работы: 116