Введение
Человечество погибнет не в атомном кошмаре – оно задохнется в собственных отходах.
Нильс Бор
Удовлетворение человеческих потребностей невозможно без эксплуатации природных ресурсов. Человек, с одной стороны, как биологический вид, представляет собой часть единой природной системы, с другой стороны, как социальное существо, эксплуатирует природную систему для производства материальных благ и обеспечения своего существования. На современном уровне природа рассматривается как источник самых разнообразных ресурсов. В сознании людей укоренилось потребительское отношение к природным богатствам. Человек привык постоянно брать из природы все, что ему необходимо. В итоге беспечность людей, их неразумное отношение к ценностям природы обернулось угрозой существования человечества и всего живого на Земле.
Особенно губительным оказалось воздействие человека на растительность. В настоящее время сохранение живого покрова Земли стало насущной задачей человечества. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к нарушению функционирования всей экосистемы. Поэтому человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу. Что я, как кадет Костромского кадетского корпуса, могу сделать в защиту окружающей среды? И я понял, что могу пропагандировать экологические законы природопользования, различными экспериментами доказывать вред, наносимый человеком природе и искать пути, хоть и не значительные, но не менее важные, по решению экологических проблем.
Свой выбор я остановил на пальчиковых батарейках, так как многие используя в быту эти батарейки, обращали внимание на значок, изображенный на корпусе батарейки, в виде перечеркнутого мусорного бака. Но как впоследствии, выяснилось абсолютно не задумывались о цели этого знака, то есть не предполагали, что батарейка может быть источником опасности для природы, поэтому не задумывались и о том, как надо утилизировать батарейки. Хотя пагубное влияние пальчиковых батареек на окружающую среду уже подробно изучено, мне хотелось убедиться в этом самому, чтобы иметь неопровержимые доказательства во время бесед по пропаганде охраны окружающей среды с учащимися кадетского корпуса. Я выбрал для доказательств лишь одно направление – влияние пальчиковых батареек на рост и развитие растений.
Цель исследования: выяснить влияние пальчиковых батареек на развитие растений и познакомить воспитанников и кадет кадетского корпуса с правилами утилизации батареек.
Задачи исследования:
1.Изучить научную информацию по теме.
2.Провести эксперимент, доказывающий негативное влияние батареек на растения.
4.Провести анкетирование кадет по вопросу утилизации отработанных батареек.
5. Анализ полученных данных.
Объект исследования: пальчиковая батарейка.
Предмет исследования: влияние пальчиковых батареек на растения. Гипотеза: проблемы с утилизацией батареек оказывают негативное влияние на растения.
Методы исследования:
1. Метод выборки материала
2. Метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по исследуемой теме, а также подведены итоги исследования;
3. Сравнительно-сопоставительный метод.
4. Анкетирование.
Основное содержание
1. Изучение теоретического материала
Человек наносит существенный вред почве, когда выкидывает в мусор батарейки, т.к не каждый знает, где находиться ближайший центр по утилизации батареек, или лениться, что бы их туда отнести. Выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где: либо под действием воздуха и осадков поддается коррозии, либо в результате горения выделяет вредные вещества. От вида батарейки будет зависеть её вред почве.
Гальвани́ческий элеме́нт - батарейка— химический источник электрического тока, основанный на взаимодействии двух металлов и их оксидов в электролите, приводящем к возникновению в замкнутой цепи электрического тока.
Существуют батарейкки в бытовом применении и промышленном. Но нас интересуют только бытовые, которые мы используем практически каждый день. Они различаются по размеру, составу, мощности и названию.
По составу различают солевые, щелочные и литиевые. У большинства из них мощность составляет 1.5 вольта, но у литиевых обычно 3 вольта. В данной таблице представлены параметры часто используемых в быту батареек
Название |
Химический состав, тип |
Размер (диаметр (см), высота (см)) |
Мощность (V) |
АА |
Солевая(R6) Щелочная(LR6) Литиевая(FR6) |
1.5*5 |
1.5/3 |
ААА |
Солевая(R03) Щелочная(LR03) Литиевая(FR03) |
1.05*4.4 |
1.5/3 |
АААА |
Щелочная(LR8D425) |
0.8*4.2 |
1.5 |
D |
Солевая(R20) Щелочная(LR20) |
3.4*6.1 |
1.5 |
C |
Солевая(R14) Щелочная(LR14) |
2.6*5 |
1.5 |
Ученые утверждают, что один элемент питания загрязняет 20 квадратных метров земли. Такое воздействие на окружающую среду осуществляется посредством тяжелых металлов. Кроме почвы подобный гальванический элемент может испортить до 400 литров воды. Подобный ущерб природе гальванические цилиндры наносят ежемесячно.
Отравленная почва не позволяет растениям жить и обогащать нашу планету кислородом. Соли тяжелых металлов проникают в почву, дальше часть из них просачивается в грунтовые воды. Они несут всю химию прямо в реки.
2.Чтобы самим увидеть этот процесс мы проведём эксперимент по воздействию батареек на почву и растения. Для этого мы взяли растения, которые достаточно быстро растут в комнатных условиях: луковицы репчатого лука, листья комнатного растения – фиалка и семенв фасоли.
Для каждого растения подготовили по 4 емкости – пластиковые стаканы.
В стаканы № 1 и № 2 в землю поместили целые батарейки,
в стакан № 3 - поврежденные батарейки,
в стакан № 4 – плодородная земля.
Наблюдение:
1) Репчатый лук
День наблюдения |
Дата наблюдения |
Номер пробы (стакана) |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
||
1 |
10.11.2021г |
- |
- |
- |
- |
2 |
11.11.2021г |
- |
- |
- |
- |
3 |
12.11.2021г |
Появление корешков |
Появление корешков |
Появление корешков |
Появление корешков |
4 |
13.11.20221г |
Пустили корни |
|||
5 |
14.11.20221г |
Пустили корни |
Пустили корни |
Медленный рост корней |
Активно пускает корни |
6 |
15.11.20221г |
Активно пускает корни |
Активно пускает корни |
Медленный рост корней |
Активно пускает корни |
7 |
16.11.20221г |
Активно пускает корни |
Активно пускает корни |
Корни разрастаются |
Активно пускает корни |
8 |
17.11.20221г |
Активно пускает корни |
Активно пускает корни |
Корни разрастаются |
Активно пускает корни |
9 |
18.11.20221г |
Появилась всходов |
Появилась всходов |
Появилась всходов |
Появилась всходов |
10 |
19.11.20221г |
Длина листьев 1см |
Длина листьев 1см |
Длина листьев 1см |
Длина листьев 1см |
11 |
20.11.2021г |
Длина листьев 2 см |
Длина листьев 3 см |
Длина листьев 1 см |
Длина листьев 2 см |
12 |
21.11.2021г |
Длина листьев 2 см |
Длина листьев 3 см |
Длина листьев 1 см |
Длина листьев 2 см |
13 |
22.11.2021г |
Длина листьев 4 см |
Длина листьев 5 см |
Длина листьев 2 см |
Длина листьев 4 см |
14 |
23.11.2021г |
Разрастание листовой массы |
Разрастание листовой массы |
Длина листа неизменилась |
Разрастание листовой массы |
15 |
24.11.2021г |
Длина листьев 5 см |
Длина листьев 10 см |
Длина листьев 3 см |
Длина листьев 7 см |
16 |
25.11.2021г |
Длина листьев 10 см |
Длина листьев 4 см |
Длина листа неизменилась |
Длина листьев 13 см |
17 |
26.11.2021г |
Длина листьев 14 см |
Длина листьев 4 см |
Длина листа неизменилась |
Длина листьев 15 см |
18 |
27.11.2021г |
Длина листьев 19 см |
Длина листьев 20 см |
Длина листа неизменилась |
Длина листьев 18 см |
19 |
28.11.2021г |
Длина листьев 21 см |
Длина листьев 25 см |
Длина листа неизменилась |
Длина листьев 20 см |
20 |
29.11.2021г |
Длина листьев 23 см |
Длина листьев 26 см |
Длина листьев 3 см |
Длина листьев 24 см |
2)листья фиалки
День наблюдения |
Дата наблюдения |
Номер пробы (стакана) |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
||
1 |
10.11.2021г |
- |
- |
- |
- |
2 |
11.11.2021г |
- |
- |
- |
- |
3 |
12.11.2021г |
||||
4 |
13.11.20221г |
||||
5 |
14.11.20221г |
Листья покрылись белыми пятнами |
Листья покрылись белыми пятнами |
Листья покрылись белыми пятнами |
Лист имеет свежий вид |
6 |
15.11.20221г |
||||
7 |
16.11.20221г |
||||
8 |
17.11.20221г |
||||
9 |
18.11.20221г |
||||
10 |
19.11.20221г |
||||
11 |
20.11.2021г |
Появление корней |
|||
12 |
21.11.2021г |
Корни так и не появились |
Корни так и не появились |
Корни так и не появились |
|
13 |
22.11.2021г |
Стебель засох |
|||
14 |
23.11.2021г |
Лист постепенно сохнет |
|||
15 |
24.11.2021г |
||||
16 |
25.11.2021г |
Появление гниющих пятен на листовой пластинке |
Появление гниющих пятен на листовой пластинке |
Появление сухих пятен на листовой пластинке |
|
17 |
26.11.2021г |
Лист начал гнить |
Лист начал гнить |
Лист полностью высох |
|
18 |
27.11.2021г |
Лист активно гниет |
Лист активно гниет |
||
19 |
28.11.2021г |
||||
20 |
29.11.2021г |
Лист сгнил |
Лист сгнил |
Лисст высох |
Лист имеет свежий вид |
3) семена фасоли
День наблюдения |
Дата наблюдения |
Номер пробы (стакана) |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
||
1 |
10.11.2021г |
- |
- |
- |
- |
2 |
11.11.2021г |
- |
- |
- |
- |
3 |
12.11.2021г |
- |
- |
- |
- |
4 |
13.11.20221г |
Появление корешка |
|||
5 |
14.11.20221г |
Появление корешка |
Появлениее корешка |
||
6 |
15.11.20221г |
||||
7 |
16.11.20221г |
Появление корешка |
|||
8 |
17.11.20221г |
Росток пробился сквозь почву |
|||
9 |
18.11.20221г |
Появился росток |
Появился росток |
||
10 |
19.11.20221г |
||||
11 |
20.11.2021г |
||||
12 |
21.11.2021г |
||||
13 |
22.11.2021г |
Росток засох |
Росток засох |
Росток так и не появился |
Появились первые семядольные листья |
Из эксперимента следует (приложение №1,2,3), что химические вещества в батарейке могут ухудшать качество земли, что замедлит рост или пагубно отразится на развитие растений.
Наша Костромская область входит в зону рискованного земледелия.Так как наша местность и так болотистая, уже идёт окисление почв, то нам просто необходима правильная утилизация батреек.
Поэтому Благотворительный фонд «География добра» по Костромской области ежегодно проводит акции по утилизированию гальванических элементов и с 2020 года они решили задействовать разные школы в участии. К этой акции присоединился и Костромской кадетский корпус Мы собираем использованные батарейки, чтобы затем увезти их в специальные центры по утилизации данных отходов.
Отношение воспитанников и кадет к проблеме утилизации использованных батареек, мы выяснили, проведя среди них анкетирование, в котором участвовало 196 учащихся. Анкета включала следующие вопросы:
Пользуетесь ли вы дома пальчиковыми батарейками?
Как вы думаете, батарейки причиняют вред окружающей среде?
Что вы делаете с отработанными батарейками?
Знаете ли вы, где в нашем городе расположены пункты приема отработанных батареек?
Согласны ли вы сдавать отработанные батарейки в пункты приемв?
Результаты анкетирования:
100% опрошенных пользуются дома пальчиковыми батарейками.
Большинство респондентов подтвердили, что батарейки причиняют вред окружающей среде и их необходимо утилизировать. Заметили закономерность, что с увеличением возраста кадет увеличивается процент голосующих, за то, что батарейки вредят природе.
87% опрошенных выбрасывают батарейки вместе с бытовыми отходами в мусорное ведро.
94% опрошенных не знают, где в нашем городе расположены пункты приема отработанных батареек.Большое количество кадет даже не слышали о таких пунктах.
100% опрошенных согласны сдавать батарейки в пункты приема.
Заключение
Проведенный эксперимент и анкетирование подтвердили мою гипотезу, что использованная и неправильно утилизированная пальчиковая батарейка приносит вред почве, растениям и как итог, окружающей среде, что существует проблема с утилизацией батареек, так как многие не то что не знают, но даже и не слышали, что есть пункты приема отработанных батареек.
Мною проведены беседы во всех с 5 по 11 классах по данной проблеме. Все воспитанники и кадеты кадетского корпуса согласились, что здоровье планеты – это дело рук каждого из нас. И мы вместе будем предпринимать маленькие меры для исполнения больших планов по охране окружающей среды.
В кадетском корпусе проводятся акции по сбору отработанных батареек, к акции присоединились учителя, родители воспитанников и кадет. В каждом расположении размещены памятки по утилизации отработанных батареек в нашем городе (приложение №4).
Мы верим, что утилизировав ненужные батарейки точно сделаем этот мир лучше и чище.
Список литературы
Боголюбов С.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум – М.: Издательство Юрайт. 2018. – 429с.
Гринин А. С. Новиков В. Н. «Промышленные и бытовые отходы: хранение, утилизация, переработка». - Москва, «ФАИР-ПРЕСС», 2002г. 336с.
«Практикум по экологии» Учеб. Пособие/ Под ред. С.В. Алексеева. М.: АО МДС, 1996. 189с.
Учебно-метод. пособие. Под общ. ред. Кострова В.В.. Иван. гос. хим.-технол. ун-т. - Иваново, 2004. – 148 с
Приложение №1
1 день эксперимента
4 день эксперимента
Приложение №2
8 день эксперимента
14 день эксперимента
Приложение №3
18 день эксперимента
Сравнение 4 дня и 20 (последнего) дня эксперимента
Приложение №4
Памятка по утилизации пальчиковых батареек
При разложении на свалке каждая аккумуляторная батарея или химический источник питания заражает 20 кв. м грунта. Если же такие отходы сжигают, то опасные вещества выделяются в атмосферу.
Вредные элементы в составе:
Кадмий,
Свинец,
Иногда даже ртуть и др.
Кадмий, как канцероген, вызывает рак. Свинец действует на почки, провоцирует выкидыши и преждевременные роды. Ртуть опасна тяжелыми отравлениями органов пищеварения, воздействием на нервную систему.
Привычные пальчиковые элементы питания или «таблетки» для часов/слуховых аппаратов имеют разное наполнение. У аккумуляторов тоже сложный состав.
Пока правила утилизации батареек в Костроме и других городах России правительством еще не разработаны. Объем рынка переработки элементов питания/аккумуляторов оценен в 40 млрд. руб. Пока утилизацию в полном объеме ведут только 2 завода, ближайший находится в г. Ярославль. К 2024 году планируют открыть еще 5.
Также создадут инфраструктуру по работе с опасными отходами I-II классов.
Виды элементов питания и аккумуляторных батарей:
Батарейки на основе |
Аккумуляторы |
|
Щелочей |
Никель |
Кадмиевые |
Солей |
Цинковые |
|
Ионов лития |
Металлогидридные |
|
Оксида серебра |
Ионно-литиевые |
|
Воздушно-цинковой гальваники |
Свинцово-кислотные |
Все батарейки и аккумуляторы объединяет то, что на них нанесена маркировка в виде перечеркнутого мусорного контейнера. Это означает, что выбрасывать в мусор их нельзя.
Заводы в Ярославле и Челябинске из собранных батареек получают ценное сырье, содержащее в 10 раз больше цветных металлов, чем в руде. Так из 100 кг б/ у элементов питания извлекают 40 кг полезных веществ, включая цинк и железо.
Из алкалиновой батарейки, содержащей щелочной электролит, получают 4 вида материалов.
Это:
Цинк;
Железо;
Оксиды марганца;
Графит.
Граждане могут избавиться от ненужных химических источников питания в магазинах электроники, в некоторых ТЦ. В Костроме тоже установлены контейнеры для сбора батареек. Некоторые предприятия торговли мотивируют к сдаче этого вида отходов бонусными баллами, которые могут использоваться при покупке других товаров.
Домоуправляющие компании постепенно подключаются к программе утилизации. Многие из них уже принимают химические источники питания, чтобы отправить на переработку.
Ниже приведены адреса и телефоны организаций, куда можно сдать химические источники питания на утилизацию.
Все вопросы лучше уточнять по телефону.
Варианты, где утилизировать батарейки в Костроме, – отнести в специальный контейнер, собрать достаточный объем и продать на переработку.
Название |
Адрес |
Телефон |
СтройТранс |
ул. Профсоюзная, 3а |
+7(4942)414411 |
Аккумулятор |
ул. Щербины Петра, 9ф |
+7(4942)494130 |
Юнона-Авто |
ул. Солониковская, 1б |
+7(4942)533552 |
Сутырина-Авто |
ул. Сутырина, 3/2 |
+7(4942)300151 |
Эльдорадо |
пр-т. Мира, 54 |
8 800 250 25 25 |
Эльдорадо |
ул. Ткачей, 7 |
8 800 250 25 25 |
Мир Аккумуляторов |
ул. Смирнова Юрия, 89б |
89011968422 |
Мир Аккумуляторов |
ул. Нижняя Дебря, 53 |
89011968422 |
Эльдорадо |
ул. Профсоюзная, 25б |
8 800 250 25 25 |