Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья

Фирузахон Бохирова Фирузовна 1
1МБОУ СОШ №3
Леднева О.Н. 1
1МБОУ СОШ 3
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Введение.

По данным Федеральной Службы Государственной Статистики за 2020 на 1000 человек приходится 80 инвалидов; всего в России их 11875 тыс. человек (8).

Люди в ОВЗ относятся к наиболее социально незащищенной категории граждан, то есть кроме трудностей с получением образования, и проблем с трудоустройством, в их жизни появляется потребность в медицинском обслуживании на значительно более высоком уровне.

Актуальность: люди в ограниченными возможностями здоровья ощущают свою зависимость. Проблемами современного общества являются изменение общественного отношения к проблеме инвалидов и развитие систем их адаптации. Их решение возможно лишь при поддержке таких людей со стороны общественности: участие людей с ограниченными возможностями в творческих проектах позволит ощутить им свою значимость, а в спортивных мероприятиях - раскрыть свой физический потенциал.

Также важным условием для самореализации человека является расширение его самостоятельности.

Цель работы: определение основных направлений социализации людей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи проекта:

выяснить причины успеха людей с ограниченными возможностями здоровья;

рассмотреть социальную защиту инвалидов;

выявить особенности социализации людей с ограниченными возможностями:

рассмотреть инклюзивное образование;

разработать рекомендации по общению с людьми с ограниченными возможностями.

Объект исследования: организации, занимающиеся вовлечением людей с ограниченными возможностями здоровья в спортивную и культурную жизнь, а также благотворительные организации, деятельностью которых является привлечение внимания к проблеме людей-инвалидов.

Гипотеза: люди с ограниченными возможностями здоровья, так же как здоровые люди стремятся самореализоваться в какой-либо сфере. При этом, таким людям необходима дополнительная поддержка.

Глава 1. Организации, деятельность которых связана с инвалидами.

1.1.1 Театр Мимики и Жеста.

Театр Мимики и Жеста - один из театров, расположенных в Москве. Деятельность этого театра, кроме того, направлена на интеграцию людей с овз в общество. Театр является посредником между людьми-инвалидами и творческой стороной жизни общества. Это также помогает им приобщаться к искусству и познавать окружающий мир.

При этом речь актеров-исполнителей дублируется дикторами, что так же представляет интерес и для слышащих зрителей.

По словам директора театра Николая Сергеевича Чаушьяна: “Театр своей целью видит показать богатство русского жестового языка, через театральное искусство рассказать, что глухой человек такой же, как и любой другой человек. (11)”

Театр Мимики и Жеста — это особый театр, живущий общественными проблемами, позволяющий людям с ограниченным возможностями не только сблизиться со здоровыми людьми, но и ощутить жизнь и выражать тревоги.

1.1.2. Центр творческих проектов “Инклюзион”

Центр творческих проектов “Инклюзион” , открывшийся в 2017 году, считает своей миссией развитие инклюзивного театра в России, а также выработку различных театральных форм для инклюзивных групп. Помимо этого, театр стремится изменить общественное мнение по отношению людей с особенностями.

В театре действует программа “Learn together”, поддерживающаяся Отделом культуры и образования Посольства Великобритании, программой UK-Russia Creative Bridge 2020-21. Целью этого проекта является обмен опытом между специалистами инклюзивного искусства, знакомство с методиками преподавания разных стран. В основе программы лежит создание импровизационных выступлений вместе с актерами- инвалидами. Проект сочетает в себе различные сферы: от методик работы с артистами с особенностями здоровья до продвижения инклюзивных проектов.

Кроме того, центр занимается обучением театру людей с нарушениями слуха или с ментальным особенностями. Все индивидуально: подбираются возможные пути, например, участие в театральных проектах или программе поддержки творческих проектов.

Итогом работы центра “Инклюзион” является раскрытие творческого и личностного потенциала участников.

1.1.3. Пиано - театр движения.

Пиано существует в России с 1986, располагается при школе-интернате. Этот театр обучает глухих детей и подростков искусству пантомимы и клоунады. Театр не только занимается интеграцией людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, но и является лауреатом 80 фестивалей 18 стран: России, Германии, США и др.

Руководители театра: Владимир Чикишев, являющийся автором оригинальной методики, которая направлена на развитие способностей к творческому взаимодействию с окружающим пространством через движение, заслуженный работник культуры РФ, и Марина Чикишева – художник-постановщик театра «Пиано», руководитель более 20 социально-культурных проектов, говорят о том, что в их силах помочь детям войти в мир творчества, овладеть языком искусства. Для актеров их театра - это язык движения.

Пантомима — (др.греч) вид сценического искусства, позволяющий создавать специфичный художественный образ, посредством пластики человеческого тела. Этот вид искусства использовался еще в Римской империи во времена Октавиана Августа. “Пантомима” как термин, также используют специалисты в других областях “языка тела”, например следователи, профайлеры, дипломаты и другие.

Актеры “Пиано” пользуются пантомимой как сценическим языком, при этом они должны согласовывать образы, и откликаться на импульсы друг друга, ведь они должны передавать смысл происходящего только при помощи жестов.

За всю историю театр сыграл более 1000 спектаклей для больниц, детских домов и школ.

С 2011 года под руководством Владимира Чикишева и при активном участии команды сотрудников «Пиано» в школе-интернате реализуется программа перспективного развития «Школа-Театр-Дом». Это программа считается образовательным пространством для постоянного контакта и творческого взаимодействия глухих детей со слышащими сверстниками, путем включения в совместные программы и проекты в различных видах деятельности.

Резюме по разделу “Творческие проекты”

Несмотря на свои физические, сенсорные или психические дефекты люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможности благополучной интеграции в общество.

Причиной успеха людей с ограниченными возможностями здоровья в различных начинаниях можно назвать их собственную заинтересованность в социализации, а также заинтересованность частных проектов в их интеграции в общество.

1.2.Трудоустройство

Не только творческая реализация является основным направлением интеграции людей с ограниченными возможностями в общество; еще один немаловажный аспект заключается в их трудоустройстве. Немалое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудовой занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, которые присущи здоровому человеку. Однако существуют различные проекты, не только способствующие повышению занятости людей с ограниченными возможностями, но и являющиеся для них возможностью заработка.

Некоторые работодатели часто просто не трудоустраивают инвалидов, ограничивают в правах в связи с неприспособленностью к физической активности. Однако с России существует ряд компаний, которые целенаправленно принимают на работу именно людей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2.1. Everland.

Направленный на объединение людей с ограниченными возможностями здоровья и полностью здоровых людей, инклюзивный проект Everland дает шанс на трудоустройство и доход, а также предоставляет возможность профессионального роста. Для людей с ОВЗ а возможность самостоятельного заработка повышает качество их жизни: чувствуется относительная независимость и материальная защищённость.

Создатели проекта называют своей задачей на сегодняшний день- “масштабировать наш опыт, дать возможность работать людям с инвалидностью со всей России и стран СНГ.”(9)

1.2.2. Работа-i.

Проект направлен на привлечение заинтересованных в инклюзии компаний, осуществление поиска и подбора кандидатов.

“В 2015 году «Работа-i» успешно подобрала и помогла инклюзивно трудоустроить и адаптировать более 70 кандидатов, оказали поддержку в поиске работы более 500 кандидатам.” -сообщается на сайте проекта(7) Модель «Работа-i» специально адаптирована с учетом специфики и проблем процесса трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

1.2.3. BuySocial, CharityShop

Проект BuySocial был создан в 2016 году и направлен на объединение групп инвалидов, способных к изготовлению различной продукции, и компаний, заинтересованных в этом. BuySosial дает работу людям с ограниченными возможностями и позволяет им реализовывать свое творческое начало.

CharityShop - это российская ретейл компания, занимающаяся благотворительностью. Магазин является социальным предпринимателем и работает по классической схеме благотворительных организаций. То есть, некоторой частью дохода оплачивается аренда и выплачивается зарплата, а на остальную часть реализуются различные социальные программы.

Резюме по разделуТрудоустройство

Люди с ограниченными возможностями, благодаря разным компаниям имеют возможность трудоустройства, то есть это обеспечивает их материальной независимостью и социальной значимостью. Такие проекты как “BuySocial”, “Everland” являются посредниками между работодателями и людьми с ограниченными возможностями.

1.3. Спортивные проекты.

1.3.1. Йога для незрячих.

Одним из проектов “Everlad’a” является создание адаптивного курса йоги для людей с ограничениями зрения. Поддержка этому проекту оказывается компанией “Билайн”, не первый год сотрудничающей с “Everlad”. Ольга Гельфанд стала Ведущей адаптированного онлайн-курса йоги стала. Она является профессиональным инструктором с десятилетним стажем практики. “Для меня это был совершенно новый опыт, — говорит она, — незрячему человеку действительно гораздо сложнее заниматься по видео. Как правило, многие вещи на занятиях йогой не проговариваются, ведь все может заменить визуальный контент. Поэтому я очень подробно объясняю каждое движение, называю асаны, предупреждаю о возможном травматизме при несоблюдении техники выполнения определенной асаны». (6)

Курс йоги для незрячих представляет собой аудиокурс, дополненный видеорядом на случай, если рядом с человеком будет кто-то, кто сможет оказать ему помощь. В зависимости от описания инструктора меняется изображение, длительность занятие около часа.

1.3.2 Марафон в темноте.

Уже больше четырех лет благотворительный фонд “Спорт для жизни” оказывает поддержку взрослым и детям с инвалидностью в постановлении амбициозных спортивных целей и их достижении.

Начало этому положила Юлия Толкачева (мастер спорта международного класса по карате, специалист по физической реабилитации, сейчас- учредитель и главный тренер фонда), увидев, как незрячий человек в связке со зрячим лидером, преодолевает гонку на выносливость. Тогда ей было принято решение создать “Марафон в темноте.”, проект, в рамках которого каждый человек с нарушением зрения получает возможность заняться бегом.

На данный момент в проекте “Марафон в темноте” занимаются не только незрячие, но и слепоглухие спортсмены: они, выполняя специальные беговые упражнения, находясь под контролем тренеров, (им также оказывается помощь лидеров-волонтеров), укрепляют свое здоровье, совершают пробежки и часто выступают на любительских соревнованиях. Присутствие волонтеров-лидеров на марафонах является обязательным, так как они сопровождают незрячего, слабовидящего или слепоглухого на стартах и помогают во время тренировочного процесса, опираясь на специальную методику тренировки. По данным, находящимся на сайте: “За время работы в рамках фонда провели более 1200 тренировок, обучили и подготовили более 300 волонтеров и 6 тренеров.”(5)

1.3.3 Мы разные - мы равные.

Это открытый спортивный фестиваль среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Такие фестивали-праздники помогают людям с ограниченными возможностями здоровья обрести новых друзей, в дальнейшем продолжать с ними общение через увлечения спортом, пробовать новые увлечения, которые смогут поднять самооценку и поверить в свои возможности. Этот проект направлен на социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья; создание среды, которая обеспечивает самореализацию людей с ограниченными возможностями здоровья среди здоровых людей, а также на привлечение людей-инвалидов к занятиям физической культурой.

Фестиваль включает в себя парад участников, после их представление, соревнования по определенным видам, концерты и другие зрелищные выступления, награждение участников.

Фестиваль способствует созданию положительного эмоционального фона, на котором происходят процессы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями

Резюме по разделу “Спортивные проекты”

Физическая активность не только используется в качестве способа реабилитации, но и является методом социализации людей с ограниченными возможностями. Например, Марафон в темноте обеспечивает взаимодействие лидеров-волонтеров без ограничений здоровья и людей, имеющих нарушения зрения.

Такие спортивные проекты, как курс йоги для людей с ограничениями зрения, так же можно рассматривать как метод привлечения общественного внимания к проблеме инвалидов и инвалидности.

1.4. Социальная защита.

Под социальной защитой подразумевается система мер, регулируемых законом, направленных на улучшение качества жизни и поддержку граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Социальная защита инвалидов, кроме этого, также включает в себя существование мер, которые обеспечивают преодоление или замещение/компенсацию ограничений, также создание условий, позволяющих жить наравне с другими людьми.

1.4.1. Государственные меры поддержки

В России есть нормативы, которые регулируют положение людей с инвалидностью:

Статья 39 Конституции РФ;

Постановление Правительства РФ “Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности” №927;

ФЗ 195 “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

ФЗ №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов” №1011

В статье 39 Конституции РФ прописано:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. (3)

Существуют следующие виды социальной защиты:

Материальная помощь;

Льготное поступление и обучение в образовательные учреждения;

Бесплатное жилье и некоторые товары и услуги, включая коляски, лекарства, услуги в реабилитационных центрах;

Создание благоприятной инфраструктуры.

1.4.2. Инклюзивное образование.

Считается, что инвалиды в современном обществе должны быть вовлечены в общество. Инклюзивное образование предполагает возможность вовлечения человека в социум. Инклюзия это не тоже самое, что интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, а система обучения остается такой же.

Первые попытки создать инклюзивные учреждения были предприняты в 1980-90гг. Тогда открылась школа “Ковчег”(1991). Инициатором этого стал Центр лечебной педагогики.

В следующем году стартовал проект “Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья”. Результатом открытия этого проекта стало создание площадки по интеграции и обучению детей с ОВЗ.

Через несколько лет Министерство образования и науки ввело курсы, посвящённые коррекционному обучению, а также психологии людей с ограниченными возможностями.

В 2008 году Россией была подписана конвенция о правах инвалидов, а в 2012 было принято решению утвердить это на законодательном уровне.

Существуют некоторые ресурсные и социальные барьеры для введения инклюзивного образования, например, ресурсные:

люди;

информация;

знания;

материальные ресурсы.

Социальные барьеры включают в себя отсутствие единой государственной политики по отношению к инвалидам, наличие стереотипов по отношению к людям с ОВЗ, а также позицию российского сообщества.

Глава 2. Разработка рекомендаций по общению с людьми с ограниченными возможностями.

Не смотря на большое количество людей с ограниченными возможностями, не многие знают как можно с ними взаимодействовать. Некоторые люди бояться задавать вопросы или не знают стоит ли избегать тем, касающихся инвалидности. Вариантов взаимодействия действительно много.

По этой причине, я решила разработать рекомендации о том, как следует относиться к людям с ограниченными возможностями. Некоторые из разработанных мною рекомендаций оформлены в виде рисунков. Они будут вынесены в приложения. (см. Приложение 3).

Общение с глухими, глухонемыми, немыми.

Для взаимодействия с людьми, имеющими нарушения слуха, существует язык жестов и дактильная азбука (см.Приложение 1). Язык жестов бывает международный и локальный.

В большинстве случаев международный язык жестов инвалидами не изучается; учится только локальный. В отличие от языка жестов, в которой используется обе руки, дактильная азбука предполагает использование одной, а также редко используется, в основном для того, чтобы представиться по имени.

Для того, чтобы привлечь внимание человека ему нужно просто помахать, некоторые глухие или глухонемые могут читать по губам, поэтому нужно четко проговаривать слова и вставать так, чтобы свет попадал на лицо.

Общение со слепыми, слабовидящими.

Во многих общественных местах можно заметить точки, расположенные возле названий или цифр, например в лифтах, или на упаковках лекарств. Это шрифт Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем)(4)(см. Приложение 2), используемый слепыми для чтения.

Этот шрифт представляет собой набор точек (6-шеститочная система или 8-восьмиточная) в определенной последовательности образующих собой буквы алфавита.

Общение с людьми в инвалидной коляске.

Больше всего недопонимания возникает при общение с человеком в инвалидной коляске. Кажется, что использование слов или словосочетаний вроде: “Пошли”, “Нам нужно идти” может обидеть человека, или что эту тему вообще следует избегать. Необходимо позаботься о том, чтобы взаимодействовать человеку было комфортно.

Инвалидная коляска — это не просто инструмент передвижения, для инвалидов это продолжение их тела- врываться в зону личного комфорта: трогать, пытаться подвинуть или как-либо переместить коляску не стоит, не получив разрешения. Чаще всего, получается так, что человек в инвалидной коляске справится самостоятельно даже лучше, если не пытаться ему помочь.

Список использованной литературы.

1) Люди с безграничными возможностями: в борьбе с собой и за себя / Владислав Дорофеев и коллектив авторов. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 224 с.: ил

2) Грэндин, Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Т. Грэнин ; М. М. Скариано ; пер. Холмогорова Л. Н. - М.: Теревинф, 2012 : 184 с.

3) Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. Лит., 2020- 55 с.

4) Брайля — Википедия (wikipedia.org)

5) https://sportforlife-fond.ru/project/programs-program1/

6) https://tifloyoga.evland.ru/

7) https://rabota-i.org/

8) https://rosstat.gov.ru/statistic

9) https://evland.ru/

10) https://news.tut.by/society/561601.html

11) http://www.tmig/su/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Дактильная азбука

Рис.1. Дактильная азбука

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Шрифт Брайля

Рис.1Шрифт Брайля

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по общению с людьми с овз

Рис.1. О том, как помочь.

Рис.2. О том, как представиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по общению с людьми с овз(продолжение)

Рис.3.О том, как реагировать.

Рис.4.О том, как общаться с человеком.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по общению с людьми с овз(продолжение)

Рис.5 О том, как создать комфортную среду

Рис.6. О том, как взаимодействовать

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по общению с людьми с овз(продолжение)

Рис.7. О том, как привлечь внимание.

Рис.8. О том, к кому обращаться, если есть сопровождающий.

     
Просмотров работы: 1592