ВВЕДЕНИЕ
Потерялась буква Р.
Где?
В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша: —
Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!
(В. Творогова)
Мы часто встречаем не только маленьких детей, но и подростков и даже взрослых с неправильным звукопроизношением. Картавость и шепелявость у детей младшего возраста вызывает умиление у окружающих. У детей старше семи лет и подростков неправильное звукопроизношение считается нарушением речи, которое делает речь некрасивой, усложняет общение и публичные выступления, может вызвать затруднения в образовательной деятельности.
Гипотеза: устранение незначительного речевого дефекта возможно в любом возрасте и зависит от желания ребенка и его родителей, наличие дефекта речи вызывает эмоциональный дискомфорт у подростка.
Цель исследования: выявление причин проявления дефектов речи у подростков, расширение знаний о логопедии и способах устранения дефектов.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Систематизировать и проанализировать теоретический материал;
3. Провести исследование среди школьников 15-18 лет по данной теме;
4. Провести анкетирование специалиста по логопедии.
Методы исследования:
1. Теоретический;
2. Анкетирование;
3. Интервьюирование;
4. Личный опыт по устранению речевого дефекта
Актуальность:
Последнее время появилось очень много детей с задержкой развития речи и с речевыми нарушениями в том возрасте, когда их уже не должно быть. Всё большему количеству детей и подростков требуется помощь специалиста.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1 Что же такое дефект речи
Дефекты речи – это неправильное произношение звуков.
Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.
Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:
- в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»);
- замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа);
-дефектном произношении звука (гортанное произношение звука Р).
Картавость и шепелявость – естественные дефекты речи у детей, наблюдаемые с младенческого возраста. Их закрепление в речи ребёнка и продолжительность сохранения зависят от нескольких причин:
- невольное поощрение родителями неправильного произнесения звуков;
- патологии произношения у окружающих ребёнка близких людей, которые он копирует.
- эмоциональное потрясение.
Самой распространённой речевой патологией является дислалия.
Это дефект речи имеют люди с нормальным слухом и ненарушенной связью нервной системы с артикуляционным аппаратом.
Источником появления речевой аномалии могут быть повреждения или аномальное развитие органов артикуляции, то есть неправильное строение челюстей (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).
Для исправления неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять упражнения, тренирующие мышцы речевого аппарата и улучшающие произношение определённых звуков. Также отличного результата можно добиться, проговаривая скороговорки.
Глава 2 Логопедия
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специ¬ального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений ре¬чевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: ло¬гос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе озна¬чает «воспитание правильной речи».
Логопедия находится на стыке двух наук - педагогики и медицины. Причины речевых нарушений и их последствия во многом обусловлены медицинскими факторами, как болезнь. Средства исправления, лечения, коррекции речевых нарушений в большинстве случаев педагогические.
Логопед, к сожалению, не может быть таким же приятным и добрым, как обычный учитель, ведь исправлять речевые нарушения довольно трудно, и как бы интересно они не старались работать, они все равно несут в своей работе и медицинский подход. Но логопед однозначно гораздо приятнее для ребенка, чем доктор, который делает уколы и другие малоприятные процедуры.
В нашей стране достаточно большое внимание уделяется этой проблеме, в каждом детском саду и школе, поликлинике работают логопеды, существуют специальные центры и институты.
В развитых странах Европы и Северной Америки логопеды, как и врачи, выполняют контролирующую функцию, следящую за здоровьем и развитием ребенка. Если родители не заботятся об исправлении речевых нарушений, логопеды обязаны сообщить об этом социальным службам, так же как об этом сообщают врачи, если родители подвергают здоровье ребенка опасности.
Глава 3 Личный опыт по устранению дефекта речи
В семь лет во время школьного медосмотра у меня диагностировали нарушение произношения звука «Р» и дали направление на консультацию у специалиста для установления причины и дальнейшего лечения.
До этого возраста я не ощущала никакого стеснения при общении или выступлениях. Иногда моё неправильное произношение смешило сверстников и взрослых. Но в 6 лет картавость стала препятствием для участия в городском конкурсе чтецов. Несмотря на мою победу на отборочном этапе, руководитель детского сада не захотела, чтобы такой ребенок представлял учреждение.
1 этап – Растягивание подъязычной уздечки
Начались мои занятия у логопеда, которая определила, что причиной неправильного произношения стала короткая подъязычная связка (уздечка). Сначала в течение 1,5-2 месяцев на занятиях мы делали специальные упражнения, пытаясь растянуть уздечку, но это не принесло результата. Мой язык никак не хотел правильно вибрировать. Так как растягивание наиболее успешно в возрасте до 5 лет, и чем ребенок старше, тем сложнее.
Комплекс упражнений для развития подъязычной уздечки представлен в Приложении 1.
2 этап – Оперативное вмешательство
Тогда специалист направил меня в стоматологию для оперативного вмешательства.
На подрезание уздечки меня водил папа. Эта неприятная процедура длилась всего 2 минуты и делалась под местной анестезией.
Дома побледневший папа сказал: «Встречайте героя!»
Восстановление длилось около двух недель.
3 этап – Дальнейшее лечение
Продолжились мои занятия по постановке звука «Р»: 1 раз в неделю с логопедом, 3 раза в неделю в домашней обстановке.
Я делала много разных упражнений, чтобы язык начал правильно работать и постоянно проговаривала скороговорки, специально подобранные слоги, слова и стихи, где было много звука «Р».
Один из вариантов отработки звука указан в Приложении 2.
Чтобы научиться произносить звук «Р» правильно, на занятиях приходилось постоянно оказывать механическое воздействие на уздечку и это вызывало дискомфорт.
Кроме того, упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.
Это был достаточно большой труд. Я заниматься не хотела. Мама подошла к решению этой проблемы очень ответственно и проявила твердость характера. С ней мы все домашние задания логопеда выполняли регулярно и в четком соответствии с методикой. Папа меня жалел и мы с ним не прорабатывали упражнения полностью. Увидев мои слезы, он даже предложил маме, чтобы мы совсем прекратили занятия.
Но есть замечательная пословица о том, что «Терпение и труд все перетрут». Через два месяца наш большой семейный труд увенчался успехом.
Заключение.
При своевременно оказанной логопедической помощи и регулярных занятиях дислалия, а именно, горловое произношение звука «Р», быстро и безвозвратно компенсировалась.
Глава 4 Результаты исследования
1 Для изучения масштаба распространения дефектов речи был проведен социологический опрос среди обучающихся 10-11 классов. Участвовали 117 респондентов (Приложение 3).
Были получены следующие результаты:
1 Из 117 человек у 88 к пяти годам была полностью сформирована речь;
2 У 25 опрошенных сейчас есть дефекты речи, до 9 лет были у 18;
3 Самый распространённый дефект речи – картавость;
4 К специалисту обращались 66 подростков;
5 Сейчас 4 человека обращаются за помощью и 1 планирует в будущем;
6 Только 5 школьникам потребовалось хирургическое вмешательство;
7 Более года длилось лечение у 13 человек, а за короткий срок дефект был исправлен у 21 человека, 31 человеку потребовалось от полугода до года;
8 Все подростки, у которых сейчас есть дефект речи, испытывают дискомфорт при общении с другими людьми;
9 Читали стихи или пели песни регулярно 81 ребёнку.
Глава 5 Интервьюирование
В ходе интервьюирования с логопедом МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 7 "Огонёк" Корюкаевой Ольги Николаевной выяснилось, что хороший специалист должен уметь находить общий язык с детьми и подходить творчески к занятиям, чтобы превратить неприятные упражнения в игру.
С двух до семи лет у ребенка происходит постановка различных звуков, соответствующих определенному возрасту, поэтому, начиная с младенчества, нужна следующая профилактика:
1 Четко и правильно разговаривать с ребенком, т.к. он имитирует поведение родителей;
2 Делать упражнения, развивающие мелкую моторику;
3 Читать ребенку, учить с ним скороговорки;
4 Проводить артикуляционные упражнения для развития языка;
5Ограничить времяпровождение ребенка перед телевизором, так как он не вовлечен при этом в практическую активность, и речь, льющаяся с экрана, играет лишь роль звукового фона. Лишь общение с близкими людьми, эмоции, взаимодействие, вовлеченность в разговор дают ребенку необходимую мотивацию.
Ежегодно логопедом проводится диагностика в начале и конце года для установления уровня речевого развития ребенка и, в случае необходимости, оказания помощи.
При постоянных занятиях с логопедом, самостоятельной тренировке дома, самоконтроле результат не заставит себя ждать. К счастью, многие отклонения в звукопроизношении подвергаются корректировке в любом возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской деятельности мы выяснили:
1 Наличие даже незначительных дефектов речи вызывает психологический дискомфорт у подростков;
2 Можно исправить неправильное звукопроизношение в любом возрасте, однако основным нюансом здесь выступает систематичность и упорство в достижении цели.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Несмотря на то, что многие люди живут, не обращая внимания на свой дефект, и близкие считают его милым и придающим шарм, индивидуальность, а самому человеку он вроде бы и не мешает. Однако иногда неспособность говорить внятно, гладко и чисто становится непреодолимым препятствием для карьерного роста или для освоения любимой профессии. Человек, который не может донести свою мысль до слушателей, никогда не станет эффективным преподавателем, лектором, тренером, руководителем. Нередко расстройства речи приводят к депрессии, снижению самооценки и прочим психологическим проблемам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1 Краткие конспекты лекций по дисциплине «Теоретические основы логопедии» по направлению подготовки специальное (дефектологическое образование) по профилю «логопедия», 1 курс, 1 семестр
2 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
3 https://e-razumniki.ru/chistogovorki-na-bukvu-r/
4 https://madou11reutov.ru/kompleks-uprazhneniy-dlya-razvitiya-podyazychnoy-uzdechki
5 https://lora.ru/skorogovorki-s-bukvoi-r.html
6 https://oratoris.ru/kak-ispravit-defekty-rechi/
7 https://pobasenki.ru/biblioteka/poleznoe/postanovka-zvuka-r-uprazhneniya-i-skorogovorki.html
8 https://www.logopeda.net/advice/tonguefrenum.html
9 https://yourspeech.ru/child/defectology/defekty-rechi.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс упражнений для развития
подъязычной уздечки
Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу, делая движения вперёд-назад. Нижняя челюсть остается неподвижной.
Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличить темп. Повторить несколько раз. Рот не должен закрываться.
Грибок
Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10 с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.
Гармошка
Надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
ниже челюсть отведу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Отработка звука
1 Разминка:
Р-р-р-р-р-р; Рь-рь-рь-рь; Ри-рэ-ра-ро-ру-ры; Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры
2 Отработка ударных слогов:
в начале слова с ударным слогом: рот, руль, рама
в середине слова с ударным слогом: нора, пари, конура
в начале слова с безударным слогом: ртуть, работа, ремень
в середине слова с безударным слогом: мера, карусель, пара
3 Игра со звуками:
Ра-Ра-Ра – рама, радуга, гора. |
Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. Ре-ре-ре – стоит домик на горе. Ри-ри-ри – на ветках снегири. Ар-ар-ар – кипит наш самовар. Ор-ор-ор – созрел красный помидор. Ир-ир-ир – мой папа командир. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. Ра-ра-ра – у мышки есть нора. Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре. Ра-ра-ра – весь мусор уберем с утра. |
4 Скороговорки со звуком “Р”:
У пары коров две пары рогов. |
В грозу от груза арбузов развалился кузов. |
Шёл корабль через мель, Наскочил корабль на мель, И матросы две недели Карамель на мели ели. |
Убежали куры в горы, |
Рак нашёл на дне речушки Разноцветные ракушки. Рад находке рак-проказник: - Рыбкам подарю на праздник! |
- Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки свои. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты социологического опроса
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Интервью со специалистом по логопедии
Я: Как можно понять, что у ребёнка есть какие-то отклонения?
Логопед: В садике каждый год проводят диагностику, где всё это выясняется. Есть возрастные нормы, например, к году ребёнок должен говорить несколько слов, а к 1,5 годам уже фразы.
Я: Как можно предотвратить дефекты речи у маленьких детей?
Логопед: Необходимо чётко и правильно разговаривать с ребёнком, не сюсюкаться, ведь малыш повторяет всё за родителями. Читать ребёнку, разучивать скороговорки и стишки, выполнять упражнения, которые развивают мелкую моторику. Ограничить времяпровождение перед телевизором и смартфоном.
Я: Что делать, если заметил у ребёнка какой-то дефект?
Логопед: Необходимо сразу обратиться к логопеду, чтобы выяснить причину и как можно скорее помочь избавиться от этой проблемы.
Я: Правда, что дефекты речи нельзя исправить во взрослом возрасте?
Логопед: Нет, это неправда, в любом возрасте можно исправить дефекты речи, если очень постараться и много заниматься. Я помогала своей знакомой в возрасте 21 года исправлять звук.
Я: Как вы думаете, почему сейчас так много детей, у которых есть проблемы с речью?
Логопед: У детей нет должной мотивации и желания, родители не берут ситуацию в свои руки, а бросают всё на самотёк. Инициатива должна исходить от самого ребёнка, но чтобы прийти к этому родитель должен помочь, подтолкнуть.
Я: Бывает ли такое, что дети сами хотят избавиться от дефекта?
Логопед: Конечно, в основном это происходит перед началом учёбы в 1 классе, ребята не хотят отличаться среди других одноклассников, хотят говорить хорошо. И в подростковом возрасте, когда дети понимают, что это им мешает, что другие ребята говорят по-другому. Им хочется избавиться от дефекта, чтобы тот не приносил дискомфорт.
Я: Какими качествами должен обладать логопед?
Логопед: Логопед должен любить детей и свою работу. Подходить к ней с творческой точки зрения, чтобы заинтересовать ребятишек. Занятия должны проходить в увлекательной форме.