Введение
«Помни истину,которую тебе поведали очки:
перед тем как исправлять мир,сначала поправь своё зрение»
(с) Фэн Цзицай,из книги «Полёт Души»
Глаз-самый ценный и удивительный дар природы.В них отражается все,что мы чувствуем:радость,страдания,равнодушие,любовь и ненависть.Глаза являются не только зеркалом души,но и как бы зеркалом общего состояния здоровья.Глаза-это самый важный орган чувств,поэтому они заслуживают исключительного внимания.Глаза-играют также очень большую роль в общем эстетическом облике человека.Но при это всём этом глаза исключительно чувствительный и легко ранимый орган.Так,например,слишком яркий свет причинят глазам боль,загрязнённый воздух,дым,пыль вызывают слёзотечение ,а иногда даже воспаление глаз.Глаза всегда должны быть чистыми,сияющими.А для того,чтобы они были такими и оставались бы сияющими всю жизнь,необходим ежедневный,тщательный уход за ними.
Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного аппарата-наших глазах.С другой стороны,чрезмерные информационные нагрузки на глаз и мозг приводят сегодня к серьёзным нарушениям и заболеваниям.В развитых странах,увы,каждый четвёртый-близорукий.Нарастают и возрастные изменения глаза,приводящие к дальнозоркости.И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияние дисплеев и компьютеров на зрение.Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточной тренированности и поэтому слабости внутриглазных и окологлазных мышц,что является неизбежным следствием общей адинамии и невнимания к вопросам гигиены зрения и освещение.
Подсчитано также,что семилетний ребёнок за несколько часов,проведённых над книгами и тетрадками,нагружает мышцы глаз пропорционально в такой же степени,как он нагрузил бы другие мышцы,занимаясь столько же времени штангой.И в том,и в другом случае происходит нагрузка мышечного аппарата.Подсчитанно;что в 95 процентов информации о внешнем мире мы получаем теперь только благодаря зрению.Оно приняло на себя огромные перегрузки,на какие не было запрограммировано в ходе эволюции.
Итак,человек десятками тысячелетий формировался со зрением,приспособленным прежде всего для хорошего видения вдаль.Но лишь в самые последние времена с массовым распространением грамотность у него появилась потребность постоянно и длительно видеть мелкие предметы(буквы,иероглифы) вблизи.За столь эволюционно короткий срок не могли сформироваться биологически оправданные приспособительные механизмы.Появилось то,что мы называем близорукостью,которую можно считать вынужденной адаптацией организма к новым условиям.Особенно тяжело близорукость сказывается на детях.Ребёнок,носящий очки,часто ограничен в подвижных играх,в занятиях спортом и потому вынужден(или предпочитает)проводить слишком много времени у телевизора или за книгами.Это перегружает зрение и,в свою очередь усугубляет близорукость.С годами вырабатывается стереотип малой подвижности,ребёнок всё больше замыкается в гипокинетических привычках,у него уменьшается потребность в двигательной активности,что не может не сказаться отрицательно на его здоровье и его жизненном пути.Чаще всего близорукость начинает формироваться тогда,когда ребёнок научился читать и писать.Именно в этот период нагрузки на глаза,связанные с чтением и письмом,оказываются чрезмерным для ребёнка.Особенно велика опасность сейчас в связи с тем,что в школу пошли щестилетние дети.Кроме того,всё больше ребят обучаются музыке,посещают художественные,технические и другие кружки,изучают дома,иностранные языки.Различные заболевания глаз,особенно нарушение рефракции(близорукость,дальнозоркость,астигматизм и другие)достигли ужасающих размеров.Появились разнообразные хирургические методы вмешательства для их исправления,к которым многие вынуждены прибегать сегодня.Однако всякая операция(какой бы она ни была замечательной)-является «провалом» профилактики!И люди всё больше стремятся к профилактическим мероприятиям для своего здоровья и хорошего зрения.
Работами отечественных и зарубежных учёных доказано,что специальные тренировочные упражнения для внутриглазных(так называемых цилиарных) и окологлазных мышц могут вызвать стабилизацию и даже обратное развитие близорукости и дальнозоркости.
Акктуальность темы исследование.Развитие современного общества характеризуется сложными социальными и экономическими изменениями,который декларируют решений одной из главных своих задач-сохранение здоровья населения.Одним из серьёзных изменений,в этом плане,является нарушение различных функций зрительного анализатора,через которые осуществляется приём до 95% информации из окружающего мира.Нарушение этой системы значительно ограничивает человека в умственной и физической работоспособности,ухудшением самочувствия.Степень значимости этой темы в жизни людей свидетельствует об акктуальности затронутой мною проблемы.
Объект исследования-состояние и работоспособность зрительного анализатора у людей.
Предмет исследование-специальные упражнения и методики,способствующие улучшения функционирования зрительного анализатора людей.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том,что специальные упражнения,в которых первостепенное значение имеет зрительный анализатор,будут способствовать не только профилактике глазных болезней,но и корригировать некоторые нарушения зрительных функций,а также полностью восстанавливать зрение до нормальных значений.Подобные упражнения будут способствовать с одной стороны,благоприятным воздействием на рефракцию и мышечный баланс глаз,а с другой-позволят расширить границы полей зрения и увеличить порог световой чувствительности за счёт снижения напряжения глазодвигательных мышц.
Цель исследования-научно обосновать технологию улучшения функционирования зрительного анализатора у людей с ослабленным зрением с помощью специальных упражнений и методик по восстановлению зрения.
Задачи,поставленные для решения в соответствии с целью и предметов исследования:
1.Проанализировать ,научную литературу по данной теме.
2.Изучить существует ли острая проблема у людей со зрением.
3.Проанализировать влиянию окружающих факторов на зрение.
4.На практике рассмотреть влияние специальных упражнений на зрение.Выявить степень улучшений и постараться помочь испытуемым восстановить зрение до нормальных значений.
Методы исследования-теоретический анализ и обобщение научной,методической и популярной литературы,касающийся лечения и профилактики зрительных дисфункций;эксперемент,наблюдение,исследование функционирования зрительного анализатор.
Оборудование,которое использовалось в научной работе:1.Указка,марлевые салфетки(медицинские),фишки,измерительная рулетка.
2.Таблицы(Сивцева 49х30см,для дуохромного теста,Сименса,Рябкина).
3.Перчатки чёрные,синие,термос со льдом,наушники.
4.Очки с перфорацией,повязка на один глаз,мольберт.
5.Две кольцевые лампы(освещение 2500 LM(Lumen)),карточки с текстом.
Краткие сведение о работе глаза
Глава 1.1
Природа создала глаз шарообразным.Поэтому он может без труда вращаться вокруг трёх осей:вертикальной(слева направо),горизонтальной(вверх-вниз) и оси,совпадающей с оптической осью глаза(рис.1.Смотреть в приложение «Основная часть»). Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц.Одна пара поворачивает глаз влево и вправо,другая-вверх и вниз,а третья вращает его относительно оптической оси.Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами,поступающими из мозга.Три пары мышц служат исполнительными органами,обеспечивающими автоматическое слежение,благодаря чему глаз легко может сопровождать вздором летящую птицу или самолет.Автоматическая система регулирования позволяет также следить за неподвижными и за движущимися предметами из окна автомобиля,поезда.(Рис.2 и рис.3.Смотреть в приложение «Основная часть»).Глазодвигательные мышцы,пожалуй,самые быстродействующие в организме человека.Осматривая например,картину,глаз перемещается скачко-образно,совершая до 120 скачков в минуту,причём длительностью одного скачка составляет всего лишь несколько сотых секунды.Помимо Таких скачков глаз непрерывно совершает небольшие,но очень быстрее колебания.Они крайне важны для работы самого глаза,особенно при рассматривании мелких предметов.Согласно мнению ряда учёных,глазодвигательные мышцы имеют ещё одну специальную функцию-они могут помогать хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке ,когда предметы находятся на разном от глаза расстоянии.Мышцы слегка «растягивают» или «сжимают» глазное яблоко,перемещая тем самым сетчатку глаза,удаляя или приближая её к хрусталику,облегчая при этом фокусировку.Ясное,чёткое видение разноудалённых предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика,а значит, и его оптической силы с помощью сокращения или расслаблению особой мышцы,находящейся вокруг хрусталика.Эта мышца и меняет выпуклость самого хрусталика.Описанный схематично процесс называется аккомодацией глаза(рис.4.Смотреть в приложение практическая часть).Это важнейший регулятор функции зрения.С возрастом сила аккомодации постепенно падает,ибо сам хрусталик становится менее эластичным.Возникает явление,называемое старческой дальнозоркостью,или пресбиопией,и человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз(чтобы облегчить работу цилиарных мышцы)или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами(рис.5.Смотреть в приложение «Основная часть»).В противоположность этому при близорукости(миопии),из-за удлинения продольной оси глаза в слабости цилиарной мышцы,изображения предметов фокусируются не в самой сетчатке,а перед ней,и человек стремится всё приблизить к глазам,пользуется очками с вогнутыми линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика.
Из всего сказанного ясно,насколько важно тренировать мышцы глаза,беречь их от преждевременного ослабления.Сетчатка глаза-передний край мозга,наиболее удалённая от головного мозга часть зрительного анализатора,она первой воспринимает свет,обрабатывает и трансформирует световую энергии в раздражение-сигнал,в котором закодирована вся информация о том,что видит глаз.Исследования этого нервного образования помогает раскрытию тайны зрительного механизма,созданного природой.Сетчатка глаза-исключительно сложное как по своей структуре,так и по функциям нервное образование.Она близко напоминает строение коры головного мозга.Оболочка сетчатки очень тонка-её максимальная толщина едва достигает 0,14 миллиметра.
Современная наука о дефектах зрения
Глава 1.2
Многие не знают,что болезни глаз и плохое зрение-это не одно и то же,но совершенно противоположные вещи.Болезни глаз возникают как результат патологических изменений в различных частях глаза вследствие нарушения деятельности как самого глаза,так и других органов.Плохое зрение не является результатом таких патологических изменений-это неспособность глаза как целого приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения.Близорукость,дальнозоркость-это плохое зрение.Катаракта,глаукома-это болезни глаз.Плохое зрение может возникнуть у человека с нормальным здоровьем,потому что коренная причина дефективности зрения лежит в умственном напряжении.Мы никогда не должны забывать,что глаз является частью тела и как таковой должен реагировать на любую недостаточность или нарушение функций в организме.Отыскивая причину болезни глаз,мы не должны искать её в самом глазе,но во всём теле как целом.Существует несколько видов напряжения:физическое,связанное с мышцами;психическое,связанное с нервной системой ,и эмоциональное,связанное с нарушением физических ритмов.Все эти виды напряжения оказывают влияние на глаза,являющиеся своеобразным барометром состояние человека.Обследовались десятки тысяч глаз.Чем больше фактов накапливалось,тем труднее становилось согласовывать их с общепринятыми воззрениями.В конце концов было доказано,что хрусталик не является фактором аккомодации и что регулировка,необходимая для зрения на различных расстояних,осуществляется в глазу точно так же как и в фотоаппарате,то есть путём изменения длины органа зрения.Это изменение происходит под воздействием мышц,находящихся снаружи глазного яблока.В равной мере было убедительно доказано,что аномалии рефракции,включая присбиопию,связаны с функциональным расстройством действия мышц,окружающих глазное яблоко,и следовательно, могут быть устранены.Это научно доказанные факты,на которых основаны методы улучшения зрения.
Причина и лечение аномалий рефракции
Глава 1.3.
Любая аномальная работа внешних мышцы глазного яблока сопровождается напряжением или усилием увидеть,со снятием этого напряжения действие мышцы нормализуется,а все аномалии исчезают.Глаз может быть слепым,он может страдать атрофией зрительного нерва,катарактой или заболеванием сетчатки,но до тех пор,пока он не старается увидеть,внешние мышцы работают нормально и никакой аномалии рефракции нет.Этот факт даёт нам способ,посредством которого могут быть устранены все эти состояния,так долго считавшиеся неизлечимыми.
К счатью,все люди при желании могут расслабиться при определённых условиях.При всех осложнённых аномалиях рефракции усилие увидеть может быть временно уменьшено,например,если некоторое время смотреть на чистую стену без старания увидеть.Чтобы достичь непрерывного расслабления,требуется иногда много времени и изобретательности.Один и тот же метод не подходит для всех.Способы,которыми люди напрягаются,чтобы увидеть,разнообразны.Почти в равной мере разнообразными должны быть методы,используемые для уменьшения напряжения.Очень важно усвоить,что идеальное зрение можно приобрести только расслаблением.Почему же этого не делает сон?Глаза редко,если вообще когда-либо,полностью расслабляются во время сна.Если они находились под напряжением,когда человек бодрствовал,это напряжение определенно будет в большей или меньшей степени продолжено во время сна.Фактом остаётся то,что когда психика отдыхает,ничто не может утомить глаза.Когда же психика находится под напряжением,ничто не может дать глазам отдыха.Научиться правильно смотреть-это искусство.Ежедневная тренировка в искусстве зрения необходима также для предотвращения таких отклонений в зрении,которым подвержен практически любой глаз,независимо от того,насколько хорошо его зрение.
Упражнения для расслабления глаз
Глава 1.4.
1.Пальминг(Погружение,ладонь).
Все методы,используемые для искоренения аномалий рефракции,представляют собой лишь различные способы достижения расслабления.Большинству людей помогает простое закрывание глаз.Чередование отдыха глаз таким способом в течение нескольких минут или дольше с открыванием глаз и смотрением на проверочную таблицу в течение секунды или меньше позволяет,как правило,быстро добиться улучшения зрения.Для больше степени расслабления надо положить на закрытые глаза ладони рук(пальцы скрещены на лбу) таким образом,чтобы избежать давления на глазные яблоки.Такой приём называется «пальмингом».Большинство людей этим способом могут добиться значительной степени расслабления(рис.6.).
2.Соляризация.
Солнечный свет также необходим глазам,как состояние покоя и расслабления.Если это возможно,начинайте свой день с подставления закрытых глаз солнцу.Всего лишь несколько минут такой соляризации за один раз-уже существенная помощь глазам.Чтобы исключить возможность появления напряжения,было бы хорошо слегка поворачивать голову из сторону в сторону(рис.7).Когда вы привыкните к сильному свету,поднимайте верхнее веко одного глаза и смотрите вниз так,чтобы солнце светило на склеру.Моргайте,если появится такое желание,или когда вы почувствуете,что глубина расслабления падает.Человек не может получить слишком много лечения солнцем.
Упражнения для тренировки глаз
Глава 1.5
Гимнастика для глаз.
Упражнения выполняются до 4-8 раз. Нельзя их делать чрезмерно - это может
привести к боли в глазах. Поэтому их можно выполнять от 1-3 раз в день.
существуют противопоказания для данного комплекса гимнастики: первое —
менее чем полгода после операции на глаза; второе — если у человека отслоена
сетчатка глаз.Гимнастика делается без очков. При этом лицо неподвижное.Резких движений глазами делать нельзя.После каждого упражнения моргать в течении 2-3 секунд.Порядок выполнения упражнения:
1-Движение глазами вверх и вниз. 2-Право и влево. 3-По диагонали.
4-По кругу. 5-Зигзагами.
Отбрасывание.
Поднесите карточку ручного формата так близко к глазам,как только можно,чтобы вы могли её видеть,потом резко отбрасывайте её от себя в положение вытянутой руки.Данное упражнение помогает людям с миопией.Во время упражнения работают косые мышцы.
Упражнение для развития зрения вдаль и вблизи.
Н ужно взять два текста с разным шрифтом.Я использую для этого умные детские карточки.Берём первую карточку и размещаем её перед глазами.Вторую чуть дальше,но так,чтобы мы могли её видеть.Мы должны посмотреть сначала на первую карточку,потом на вторую и в самую дальнюю часть комнаты.Выполняем по три цикла и потом моргаем.
Этапы практической работы
Глава 2.1.
Для того,чтобы понять работают ли методы по естественному восстановлению зрения,я начал экспериментировать в первую очередь над собой,так как у меня было плохое зрение,а именно миопия(см.Приложение практической части.Рисунок №1).Начиная с 2015 года я начала замечать ухудшение зрения.Сначала я перестал видеть то,что было написано на доске,сидя за 5 партой второго ряда,потом всё хуже и хуже.В 2017 году врач офтальмолог на очередном школьном осмотре поставил мне диагноз миопия и сказал,что мне нужны очки с диоптриями -1.Я был в ужасе,так как хотел поступать в военный вуз,а там с таким зрением не берут.Начались поиски,было прочитано тоны литературы.Спустя некоторое количество времени,я наткнулся на книгу Уильяма Г.Бейтса «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса» и книгу М.Д.Корбетт «Как приобрести хорошее зрение без очков».В этих книгах были описаны методы,которые позволяют восстановить зрение естественными методами.С помощью одного лишь комплекса:пальминг(3 минуты)+гимнастика для глаз+пальминг(3 минуты),я смог за 2 месяца вернуть себе идеальное 1.0 зрение(см.Приложение практической части.Рисунок №2).Тут во мне загорелась идея продвигать эти методы в Калуге,так как о них никто не знает.Я был в шоке,ни один окулист не знал,что такое возможно.Я начал искать людей,которым была нужна помощь,было куплено определенное количество оборудования.И вот началась исследовательская работа,в которой приняло участие около 20 человек,но из-за ограниченного объёма работы я расскажу только о некоторых из них.
Исследовательская часть: особенности
Глава 2.2
Как говорилось ранее:в работе приняло участие около 20 человек-все они имеют разное состояние глаз.У большинства исследуемых наблюдалась миопия-это неудивительно,они все молодые,учатся,работают и находятся в таких условиях,при которых активно развивается миопия.Все были у окулистов и им были прописаны очки,которые,к сожалению, не помогают восстановить зрение,а наоборот, только ухудшают.Многие жалуются на постоянное напряжение глаз,частые головные боли,усталость-всё это,так или иначе, связанно со зрением и чтобы избавиться от этих недугов нужно восстановить зрительный анализатор.С каждым из испытуемых я провёл несколько тренировок,которые были направлены на улучшение кровообращения глаз,расслабление,а также натренировать окологлазные и внутриглазные мышцы глаз.В конце тренировки проводились процедуры массажа около глаз и компресс из льда.Итак,перейдём к испытуемым:
Испытуемый № 1 .Человек обратился ко мне с просьбой помочь ему с его проблемами,а именно:миопический астигматизм(Точный диагноз см.Прилож.Практическая часть №3,№ 4).Он до наших тренировок не мог водить руль без очков,особенно в сумерках. Ночное зрение такое же, как и днём, просто лучи света не сфокусированы на его сетчатке из-за астигматизма, как это должно быть, поэтому полученная картина размыта и искажена. В общем, при слабом освещении рефракционные ошибки более заметны пациентом.Также,испытуемый № 1 очень плохо видел вдаль,что мешало ему в повседневной жизни.Для того,чтобы показать пациенту,что методика работает и при систематических тренировках можно исправить зрение до нормальных значений.Но сначала нужно было проверить какие исходные данные остроты зрение имеет испытуемый.Я расположил таблицу Сивцева на расстоянии 3 метра от пациента и измерил общее освещение с помощью люксметра(Освещение=110 люкс,норма 150-200 люкс).Также таблица была освещена 1 или 2 кольцевыми лампами,которые были отдаленны от таблицы на 1 метр(См.Прил.Практическая часть № 5).Ему удалось увидеть 6 строчку на проверочной таблицы Сивцева,что соответствует остроте зрения(V)=0.36.Величина рассчитывается по формуле: V = d / D, где. V — острота зрения; d — расстояние, с которого проводится исследование; D — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд,т.е V=3:8,33.После этого я провёл процедуру восстановления зрения.Сначала нужно расслабить глазные мышцы упражнениями:соляризация(1 минута),пальминг(2-3 минуты).После чего приступили к разминке глаз,насыщением их кислородом и тренировки:гимнастика глаз, отбрасывание,гимнастика для глаз под пальмингом.Далее мы сделали заминку:пальминг(5 минут).После этого комплекса мы снова проверили остроту зрения на таком же расстоянии и при таком же освещении.Пациент после первой же тренировки увидел на две строчки большое,а именно 8.Таким образом,V=0,48.В самом конце тренировки был сделан холодный компресс и массаж для глаз. Испытуемому были даны рекомендации по выполнению упражнений и составлен их комплекс,который он выполнял следующие две недели.На втором занятии(через две недели),острота зрения уже была равна 0,6.Он смог увидеть 10 строчку с расстояние 3 метров.Уже на этом этапе человек перестал носить очки за рулём днём,но продолжал их использовать в сумерках.Астигматизм исправляется намного медленнее,но даже спустя две недели он заметил,что ночью предметы расплываются не так часто.
Испытуемый № 2.Его проблема была не так велика,как у первого испытуемого,но с ней нужно было бороться,иначе с каждым годом всё будет только хуже.Врач окулист выписал ему очки при близорукости(См.Прилож.Практической части № 6).С ним тоже была проведена такая же процедура для восстановления зрения как и у испытуемого № 1. (См.Приложение практической части № 7).Я измерил общее освещение=105 люкс и расположил проверочную таблицу на расстояние в 4 метра.Изначально острота зрения была равна 0,64,после тренировки стала 0.8.Нам за 3 недели удалось полностью восстановить зрение до значений 1.0.В его ежедневный план входил такой комплекс упражнений:Утром.Пальминг(2-3 минуты),соляризация(1 минуты),гимнастика для глаз под пальмингом.Перед сном пальминг(5 минут).Один раз в неделю использовались карточки для тренировки аккомодации.
Мне удалось существенно улучшить зрение и многим другим.Большинство людей, с которыми я занимался очень много работали за компьютером,кто-то страдал сахарным диабетом,что существенно снижает остроту зрения и просто обычные люди,которые с самого детства носили очки,но они не отчаялись и решили попробовать данную методику естественного восстановления зрения.Надеюсь в ближайшее время они смогут полностью вернуть,то идеальное зрение,о котором многие мечтают.
Заключение
Нарушения зрения присущи значительному числу людей, особенно учащейся
молодежи. Наши глаза-очень тонкий и чувствительный механизм и
неудивительно, что постоянное напряжение зрения, особенно при длительном
общении с компьютером и телевизором, провоцирует различные глазные
болезни современного человека. Ослабление аккомодационного аппарата глаза
(причина приобретенной близорукости) происходит не только при длительной
работе глаз на близком расстоянии при постоянном напряжении глазных мышц,
но и при долговременном нахождении в закрытых пространствах. Устранение указанных причин и будет являться профилактикой ухудшения зрения.Многие люди считают,что восстановить зрение естественным путём невозможно,но моя деятельность доказывает обратное.Восстановить зрительный анализатор возможно при систематическим выполнении упражнений,который были показаны в этой работе.Надеюсь,что в будущем все начнут использовать эти золотые упражнения, не когда уже ослепли и периодически перевешивают костыли на глазах,а уже с самого детства.Я думаю,что это возможно, и буду всячески этому способствовать.
Литература
1.Учебник быстрого чтения/Т.Бьюзен;пер. с англ.Е.Г.Генделя.-Минск:Попурри,2021-304с.
2.Зрение:Сохранение,нормальзация,восстановление.Составитель Н.И.Кудряшова.Издательство фирмы «НТ-Центр» Москва 1995.
3.Лечебная гимнастика цигун для глаз/И.Йохум;пер.с нем.С.Э.Борич.-5-е изд.-Минск:Попурри,2017.-80с.
4.Бейтс У.,Корбетт М.Улучшение зрения без очков по методу Бейтса.Как приобрести хорошее зрение без очков.Сборник.г.Вильнос:Полина.1990.-272 с.
5.Чиа Мантэк,Левански Роберт Т.Идеальное зрение:Методы естественного восстановления зрения/Перев,с анг.-М.:ООО Книжное издательство «София»,2021.
6.Улучшение зрения без очков по методу Бейтса/Дж.Барнс;Пер,с англ.П.А.Самсонова.-Минск:Попурри,2021.-160с.
7.Филатова О.С.Лучшие методы восстановления зрения.-3-е изд.-СПб.:ИК «Крылов»,2019.-160с.-(Серия «Здоровье-образ жизни»).
Рисунок 1.
Рисунок 2-3.
Приложение(Основная часть).
Рисунок 5.
Рисунок 4.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Приложение(Практическая часть)
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 7.
Рисунок 5.
Рисунок 2.