Развитие пчелопакета и получение товарного мёда в период медосбора

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развитие пчелопакета и получение товарного мёда в период медосбора

Нефедов К.Е. 1Панкратьева Н.А. 1
1МБОУ Баганская СОШ№1
Петрушкевич Н.В. 1
1МБОУ Баганская СОШ№1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Актуальность проекта.

Изучением законов пчелиных семей мы занимаемся уже не первый год. Это трудоемкое и довольно опасное занятие. Опытом своей работы мы делились и в районе, в области и на международном уровне(приложение 1-2). Мы прекрасно понимаем, что именно наш продукт является натуральным и будет способствовать сохранению здоровья, пусть даже его возьмет один человек. А нашими постоянными клиентами является 7 человек. В 2020 году покупателей было около 15, тогда меда с 2-х уликов мы получили больше и участвовали в различных мероприятиях по его распространению. А это означало, что наши покупатели приобретали ценный продукт питания, содержащий 75-80% углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), витамины В1, В2, В6, Е, К,С, провитамин А (каротин), фолиевую кислоту, с 22 микроэлементами ( практически столько, сколько и в крови человека: в ней 24). Уровень фермента составлял от 15 до 36 единиц Готе. Употребление нашего меда будет способствовать: нормализации функций желудочно-кишечного тракта; очищению организм от шлаков и токсинов; улучшению сна, , избавлению от усталости и последствий стресса; повышению иммунитета и сопротивляемости организма; улучшению работы мозга; снятию навязчивой потребности в сладком.

Кроме того, приобретение меда в торговых точках остается довольно рискованным, так как в соответствии с нашими исследованиями качества меда , возможно добавление в продукт искусственного фермента-диастазы, который определяет натуральность меда или его низкий показатель.

Под сомнение можно поставить в названии меда его полифлерность и монофлерность. Исследуемые сорта меда разнотравного с алтайских предприятий не подтвердили наличие в них соответствующих пыльцевых зерен в процентном соотношении

Немалую тревогу вызывает отрицательная динамика получения товарного меда, что приведет к полному вытеснению ценного продукта кондитерскими изделиями, содержащими не только одну сахарозу, как углевод, но и химические добавки в виде красителей, загустителей, ароматизаторов и различные масла.

Отсюда возникла новизна наших долгосрочных исследований: выявление абиотических факторов, влияющих на активность пчел и выход товарного меда.

Цель проекта. Выявить факторы, влияющие на активность пчел и выход товарного меда.

Задачи:

1.развить приобретенный пчелопакет до полноценной пчелиной семьи,

2.провести наблюдения активности насекомых в летний период в различное время суток.

3.выделить основные периоды активности пчел.

Время выполнения работы: май-август 2021 года.

Место выполнения проекта: пасека баганских пчеловодов, находящаяся в 17км юго-западнее с.Баган.

Методы работы:

1. наблюдения на пасеке,

2. математический метод через подсчеты среднестатистических показателей,

3. социологический метод, основанный на общении с пчеловодами, в коллективе сверстников.

4. метод работы с пчелами на основе методики кемеровского пчеловода Кашковского и т.д.

Основная часть

I.Развитие пчелопакета до полноценной семьи.

На вырученные деньги от продажи товарного меда, мы приобрели пчелопакет, который был доставлен нам 9 мая 2021 года с Алтайского края. Породу пчелы мы заказали карпатскую из 2 рамок расплода. К нему приобрели 2-рамки с медом– корма для пчел и рамки с сушью и вощиной. Лучше, если рамки с сушью будут светло-коричневыми, а не темного цвета. Если нет возможности или желания покупать рамки с кормом, тогда обязательно надо давать пчелам подкормку.

Развивали примерно так:

Этап№1 10 мая.

При пересадке пчелопакетов в ульи(приложение 3-4), рамки расставили классическим способом, поджимая гнездо, чтобы не было пяточкового засева: 1 рамка с кормом (медовоперговая), 2 рамки печатного расплода,1 рамка с кормом,1 рамка с сушью. Всего 5 рамок, на рамки по центру гнезда положили пакетик муравьинки. Проводили наблюдения по освоению гнезда пчелой каждые 3-4 дня. Как только пчела переходила на крайнюю рамку, добавляли вощину или сушь. К 28 мая довели гнездо до 12 рамок.

Этап №2 26-28 мая.

Предварительная постановка на семью второго корпуса(приложение5-6). Печатный расплод с гнезда переносили в верхний корпус, ставим рамки с сушью. В рамках с сушью в гнезде появляется мед. В рамках с вощиной оттягиваются восковые ячейки. В гнездах рамки расставили АНАЛОГИЧНЫМ образом: 2 кормовые рамки, 2 рамка суши, 2 рамки с расплодом, 1 рамка суши, 2 рамки с расплодом, 1 рамка суши, 1 рамка с печатным расплодом, 1 кормовые рамки. Всего 10-12 рамок.

Этап №3 10 июня.

Через 12-14 дней – переборка гнезд семей, с расстановкой рамок для лучшей яйцекладки маток. Подъем по 3 рамки с самым молодым расплодом во вторые корпуса семей, с постановкой в гнезда по 3 рамки суши или вощины взамен поднятых рамок. В это же время пчелы активно тянут вощину, используя восковые железы. Появление в оттянутой вощине напрысков меда.

В рамке с сушью откладываются личинки расплода, а большая часть заливается медом.

этап №6 Медосбор поддерживающий с 20.06-18.07.

Из расплода выходит молодая пчела, которая активно облетывается. Наблюдая за молодой пчелой, мы заметили, что при выходе из ячейки первые 2-3 дня молодая пчела обычно никаких работ не выполняет. Молодые пчелы, еще не включившиеся в работу по приносу корма, называются «ульевыми» или нелетными в отличие от более старых «полевых» или пчел-сборщиц. Переключаясь на летную деятельность, молодые пчелы предварительно делают так называемые ориентировочные облеты. Такие облеты можно наблюдать в теплые солнечные дни, когда молодые пчелы массой выходят из улья и с шумом кружатся перед ним. Пчеловоды называют это «проигрой» пчел. При первых вылетах пчела знакомится с видом своего улья, запоминает его месторасположение по отношению к окружающим предметам, затем, расширяя круги лета, знакомится с расположением пасеки и ее окрестностями. Всё это дает возможность пчеле при вылетах находить обратный путь к пасеке и попадать в свой улей. Затем в возрасте примерно от 4 до 13 дней она служит в семье кормилицей личинок. К концу этого периода пчела начинает строить соты, чем она занимается главным образом в возрасте от 12 до 18 дней. Будучи кормилицей и строительницей, пчела одновременно выполняет много других «ульевых» работ: исправляет, чистит и полирует ячейки, принимает от летных пчел нектар и перерабатывает его в мед, удаляет из улья мусор, охраняет леток и т. д. Еще будучи кормилицей, пчела делает первые вылеты из улья. Позднее, примерно с 15-дневного возраста, она начинает изредка вылетать в поле за взятком и постепенно полностью переключается на сбор нектара и пыльцы, оставаясь «сборщицей» до конца жизни.

В это время активно работают пчелы сборщицы. Но перепады температуры в утренние и дневные часы не обеспечивают достаточного выделения нектара растениями медоносами. Было замечено, что при отсутствии взятка в природе, летные пчелы, у которых срабатывал инстинкт на поиски кормов, просто переключались на соседние улики, пытаясь их разграбить. В итоге они погибали, если в улике была сильная защита сторожевых пчел (т.е улик был сильный ), или же могли полностью «разграбить» семью, оставив ее без корма. В это время необходимо вмешательство пчеловода, чтобы прекратить «военные» действия насекомых.

этап №7 Главный медосбор с 20.07, с 29.07, с 12.08.

1.Расширяем гнездо и второй корпус в нашем 2-х корпусном улье, постановкой отстроенных рамок и вощины.

2. Расширяем все летки для предупреждения возможности перехода в роевое состояние перед наступлением медосбора.

3.Бумажные утепления удаляем и улочки расширяем до 12 мм.

4. Гнездо к медосбору создаем следующим образом:

- из верхнего корпуса переносим в нижний весь открытый расплод, а печатный собираем в центр верхнего корпуса,

-при этом надо помнить о предстоящей зимовке и обеспечить наполнение мёдом в первую очередь лучших рамок для зимнего гнезда пчёл,

- одновременно из нижнего корпуса переставляем в верхний светло-коричневые хорошие соты, частично содержащие пергу (сильно забитые пергой ставить туда нельзя), и размещаем их по бокам расплода, а также ставим белые отстроенные соты до полного комплекта – 12 рамок,

- в нижнем корпусе открытый расплод и засев ставим в центре, по бокам его рамки с тем или иным количеством печатного расплода и с пергой, а к стенкам – рамки суши. При этом не обязательно размеры гнезда нижнего корпуса доводить до 12 рамок, в нём можно оставить 10-11 рамок и поставить с одной или с обеих сторон вставные доски.

II . Результаты.

1.В зависимости от силы взятка мы выделили несколько периодов:

безвзяточный период, когда контрольная семьи показывали убыль; от 100 до 300 гр. У нас наблюдался этот процесс в течении всего июня .

поддерживающий медосбор, когда весы показывали от 0 до 0,6 кг прибыли, при этом мед в семьях не накапливается в количестве, достаточном для откачки;у нас наблюдался этот процесс с 18.06 по 10 июля.

продуктивный медосбор, когда весы показывали от 1 кг и более прибыли нектара в день(3-5)дней с перерывами (2-3)дня. При этом меда накапливается столько, что возможен был его отбор;

главный медосбор.Это самый сильный продуктивный взяток ,который длился с 20 июля по 25 июля ,а затем с 29 июля по 9 августа и с 12 по 20 августа.

-В среднем с нашего улика, который развили с пчелопакета было взято 12 кг товарного меда, 10кг было оставлено для зимовки пчел.

- С экспериментальных ульев :освещенный более длительное время –товарного меда взято 10кг, на зимовку-9кг,

В улике менее освещенном товарного меда взято 8 кг, для зимовки оставлено 9 кг.

2.Летний медосбор начался с цветения донника, фацелии (вторая декада июня) и длится до начала цветения гречихи (5—10 июля).

3.Повышение температуры в начале июля до +25—30°С привело к постоянному увеличению выделения нектара, так как кроме цветения донника и фацелии медосбор шёл с лугового разнотравья (белого, розового, красного клеверов, мышиного горошка, вики посевной и др.). Мед с разнотравья был высокого качества.

В разгар цветения лугового разнотравья с15 июля начала цвести гречиха основной медонос нашего региона, а с 20 июля подсолнечник цветение которого наблюдалось до конца августа.

Следует заметить, что затененные растения выделяют нектара значительно меньше, чем хорошо освещенные. Затененное растение вообще развивается хуже. Например, цветок липы в тени выделяет 4,36 мг нектара а на солнце — 11,54 мг.

4. Используя методику Кашковского , мы научились развитию пчелиной семьи , начиная с 4-х рамочного пчелопакета ,доведя его до 2-х корпусной пчелосемьи .

5. В результате эксперимента, был изучен функционал пчёл. На прилётной доске улика мы чётко могли различать пчёл-охранников, пчёл-разведчиков и рабочих пчёл , которые приносили нектар и пергу. Трутней мы могли наблюдать только в самом гнезде их было не много, но могли наблюдать трутневые ячейки из которых они вышли.

6. Число пчёл несущих нектар было в разное время и разное кол-во: наименьшее число пчёл несущих нектар с 8 до 11 утра было в июне. Среднее кол-во пчёл, несущих нектар за минуту, составило 33 пчелы. В июле составляло 53 пчелы. В августе составляло 80 пчёл.

7. Число пчёл несущих нектар с 17 до 19 часов было следующим: 27 пчёл в июне за минуту, 47 пчёл в июле за минуту, 45 пчёл в августе за минуту.

8. Среднее кол-во пчёл, несущих пергу за минуту с 8до11 утра находящихся в тени, составило 37 пчел в июне. 22пчелы в июле и 1пчела в августе .А на свету 47пчел в июне, 29 в июле , 7пчел в августе.

9. Число пчёл несущих пергу с 17 до 19 часов освещённом улике было следующим: 34 пчёл в июне за минуту, 25 пчёл в июле за минуту, 37 пчёл в августе за минуту. А в теневом улике 15 пчёл в июне, 14 пчёл в июле и 12 пчёл в августе.

10.Все свои основные функции: заготовку нектара, пыльцы, прополиса, доставку воды, роение, поиск и заселение нового жилища, спаривание матки — пчелиная семья осуществляет только при наличии соответствующего освещения в светлое время суток.

11.В процессе эволюции пчелы приспособили свои основные жизненные циклы к периодическим измене­ниям освещенности в течение суток. Это особенно наглядно просматривается в активный летний период.

12.Помимо суточных циклов, еще существуют и годичные периоды изменения жизнедеятельности пчелиной семьи. Периодические (в течение года) изменения уровня освещенности не являются пусковым механизмом, вызывающим начало цикла развития семьи во второй половине зимы. Нельзя исключать, что таковыми механизмами являются совершенное чувство времени у пчел или геофизические факторы.

13.В летний период начало утреннего вылета пчел зависит не только от степени освещенности летка, но и от расстояния до предполагаемого источника медосбора.

14.При постановке улья на медосбор его желательно ориентировать летком в направлении на север. В этом случае у пчел будет самый продолжительный рабочий день.

15.Полнота использования светлого времени суток, при прочих равных условиях, зависит и от наличия взят ка в этот период.

16.Если поздно вечером после прекращения работы всех семей в поле одна или несколько семей на пасеке будут продолжать интенсивный лет, то надо установить, не началось ли пчелиное воровство. На этапе главного медосбора жизнедеятельности пчел пчеловод должен решать следующие шесть основных задач.

Выводы

1. Приобретенный пчелопакет мы развили до полноценной семьи за 38 дней, способной осуществлять поддерживающий медосбор. Одно из важнейших условий реализации продуктивного потенциала семьи на медосборе — наличие обильных источников нектара в радиусе продуктивного лета пчел (всего лишь 750 м, в этом радиусе собирают корм до 80% летных пчел).Такие условия в Баганском районе возникают на короткий период.

2. Для максимально эффективного использования медосбора в семье должны быть не только летные пчелы, собирающие и приносящие нектар с поля, но и молодые (ульевые), принимающие его, перерабатывающие в мед, складывающие в соты и запечатывающие восковыми крышечками, причем должно быть определенное соотношение между различными возрастными группами насекомых. Любое нарушение его всегда ведет к снижению продуктивности семей.

3. В семье обязательно должна быть свободно перемещающаяся плодная матка. Во время главного медосбора ее не следует ни менять, ни отбирать. Эти операции целесообразнее выполнять до наступления главного медосбора или в самом его конце

4. Обеспечить семьи на период главного взятка соответствующим числом уже отстроенных пустых качественных (светлых) сотов. Результаты опытов показывают, что во время главного медосбора использование в магазинных надставках только рамок с вощиной снижает продуктивность семей в среднем на 43%.

5. Необходимо своевременно из семьи отбирать и откачивать зрелый мед, так как по мере его накопления у пчел затухает инстинкт сбора нектара. Пустые соты в значительной степени его стимулируют. Увеличение площади пустых сотов во время медосбора повышает количество собранного меда на 10–15%.

6. Для значительного снижения энергетических затрат пчел на удаление излишней влаги из нектара, ускорения его сгущения и повышения продуктивности семьи необходимо усиливать вентиляцию гнезда: открыть на полный просвет нижние летки, между дном и корпусом улья вставить деревянные клинья, в ряде случаев можно сместить утепление и отогнуть холстик у задней стенки улья.

Заключение

В результате нашей учебно-опытнической работы мы очень много узнали о технологии содержания и разведения пчел в условиях Кулундинских степей. Решающим фактором при разведения пчёл и получение продукции пчеловодства является наличие достаточного количества растений-медоносов, обеспечивающих жизнедеятельность пчелиных семей. Изучение биологии и размножения пчёл позволяет пчеловоду активно вмешиваться в ход развития семьи, изменять его в интересах хозяйства, создавать условия, позволяющие наращивать пчёл в семье в необходимом количестве. Активное вмешательство в жизнь пчёл разрешает вопрос об увеличении числа семей без снижения выхода товарного мёда и воска. Семьи должны быть сильными, здоровыми, не больными.

Летний период 2021 года был неблагоприятный для медосбора. Низкие температуры ночью и высокие днем не способствовали выделению нектара, хотя наблюдалось активное цветение медоносов. Кроме того, в диаметре 5 км, находилось около сотни семей, что не соответствовало медовому запасу местности и нормам сбора меда на одну семью пчел.

Но главное в том, что пчеловодством нужно заниматься не только потому, что это прибыльный и стабильный бизнес, а еще и интересное и увлекательное занятие. На наши занятия мы приглашаем учащихся других школ (приложение8-10) и показываем технологические процессы, вместе пьем чай. Пчеловодство несет в себе культуру труда, эстетическое и нравственное восприятие живой природы, оказывает воспитательное воздействие, приносит удовлетворение и наслаждение. Работа с пчелами способствует стабилизации психики человека, снимает стрессовые состояния, улучшает работу всех систем организма. По статистике во время голодоморов, смут и войн от голода не умер ни один пчеловод.

Список литературы:

Аветисян Г. А. Пчеловодство. М.: Колос, 1982. С. 26-33, 77-85.

Басов А. П. Роение //Пчеловодство. 1999. № 3. С. 53-55.

Билаш Н. Г., Соловьёва Л. Ф. Особенности текущего пчеловодного сезона //Пчеловодство. 2002. № 6. С. 49-51.

Мостовой Е.М. Пчеловодство в вопросах и ответах. - Ростов н/Д.: Феникс; http://www.phoenixrostov.ru/ Феникс, 2007.

Тарасов Е.Я. Эффективное пчеловодство. Все о домашнем пчеловодстве. - Ростов н/Д.: Издательский дом "Владис", М.: Издательский дом "РИПОЛ Классик", 2007. http://www.vladisbook.ru/ Издательский дом "Владис", http://www.ripol.ru/ Издательский дом "РИПОЛ Классик"

Черевко Ю.А., Аветисян Г.А. Пчеловодство. - М.: АСТ: Астрель, 2007. http://www.ast.ru/ Астрель

Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. http://www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"

http://pchelolubitel.ru/skachat/knigi/30-chitat/osnovy-pchelovodstva-korzh/363-vliyanie-osveshchennosti-na-zhiznedeyatelnost-pchel

Просмотров работы: 369