Дело бумажное, но очень важное

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дело бумажное, но очень важное

Ливерова А.В. 1
1МАОУ Екатерининская гимназия №36
Бабаян Э.Г. 1
1МАОУ Екатерининская гимназия №36
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение животного и растительного многообразия нашей планеты давно стало основной задачей современного общества. Наша планета обладает значительной упругостью. Она может растворять, разлагать и вновь использовать множество тех химических веществ, которые мы выделяем в воздух, воду, почву до тех пор, пока мы не повысим пределов производительности этих природных процессов. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на неё человек. Действительно посчитано, что на каждого из нас приходится 25 тонн сырья, правда, больше 97 % при этом идёт в отходы. Человечество усердно перерабатывает природу в мусор, следовательно наиболее актуальными и обсуждаемые являются проблемы экологической безопасности производства бумаги. Целлюлозно-бумажная промышленность в России относится к числу проблемных, хотя и имеет широкие перспективы развития. Все предприятия отрасли, а их на территории страны порядка 270-ти производств, распределены по экономическим районам [1].

Актуальность нашего проекта выражена в возможности воспитания в подрастающем поколении уважительного и ответственного отношения ко всему живому миру нашей планеты, формирования навыков бережного расходования бумаги, то есть, призыв к сохранению лесов.

В настоящее время в учебных заведениях остаются исписанные тетради, классные журналы, старые учебники, которым можно дать «вторую жизнь».Ежедневно из домов и офисов выбрасывается огромное количество бумаги. 

Объект исследования: процесс переработки бумаги.

Предмет исследования: способы и средства переработки бумаги в домашних условиях.

Цели проектной работы: вовлечение в практику добровольческой экодеятельности по сбору макулатуры и моделированию пробных версий бумаги с использованием творческих форматов; составление методических рекомендаций по изготовлению бумаги.

Задачи:

- изучить историю появления и совершенствования бумажной продукции;

- выявить основные свойства бумаги и её разновидности;

- провести исследование по объёмам потребления бумаги и образованию макулатуры;

- популяризировать экокомпетеции и практические знания по охране природы;

- привлечь внимание к проблеме раздельного сбора ТБО и изучению способов переработки бумажной продукции.

Методы исследования:

-анализ тематической литературы;

- сравнение и обобщения;

- моделирование и постановка эксперимента по изготовлению бумаги.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУМАГИ

Первобытные люди рисовали на скалах; в Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из спрессованного болотного растения с тем же названием. В Европе в древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. В Китае в качестве материалов для письма в основном использовали бамбук, пеньку, шелк [2].

Профессор Ханс Хеншел выделил в истории бумажного производства пять эпох [3]. Будем основываться на этой периодизации, дополнив её новыми фактами:

Первая эпоха - восточноазиатская— возникновение изготовления бумаги в китайском культурном пространстве, Хеншел её назвал восточноазиатской эпохой рождения производства бумаги. Продолжалась она до VIII века.

В первую эпоху, с одной стороны, существовала строгая азиатская секретность о способе производства, с другой, известно об экспорте бумаги из Китая во многие сопредельные страны. Умение изготавливать бумагу распространялось прежде всего на восток, в Корею (II-III век нашей эры) и Японию (начало производства зафиксировано документально- 610 год).

Вторая эпоха – арабо–мавританская (VIII-XI века) наступила благодаря расцвету культуры этих народов, которые занимали территорию от южной Испании до западной границы Китая, включая север Африки. Бумага стала широко распространяться на арабском востоке: в Йемене, Египте, Сирии, Палестине, а затем, так как арабы владели Ираком, Алжиром, Тунисом, Марокко бумага пришла и туда. Изобилие бумаги позволило арабским халифам создавать огромные библиотеки, насчитывающие сотни тысяч рукописей. Считается, что арабы стали первыми использовать энергию животных и водяного колеса для производства бумаги. Для измельчения сырья использовали мельничные жернова. В 1035 году, посещая базар в Каире, персидский путешественник с удивлением писал, что повсюду товары заворачиваются в бумагу. Арабская бумага появилась и в Европе. 

Третья эпоха — (с XII века): средневековая – интенсивное развитие производства бумаги в Европе.В XII веке на юго-востоке Каталонии, в области Валенсии и южных провинциях Барселоны возникли бумажные мельницы и мануфактуры. Бумага производилась из конопли и текстильной ветоши.В XIII веке началось производство бумаги в Италии.Итальянцы первыми стали использовать водяной знак. В результате технических и технологических нововведений к XVII веку стали пользоваться большим спросом французская, английская и голландская бумага.

Четвёртая эпоха – это период становления машинного способа производства бумаги, когда были изобретены и быстро внедрены многие основополагающие процессы и оригинальные виды оборудования. При этом, несмотря на то что машинный способ производства бумаги возник в самом начале XIX века, вплоть до 1878 года в Европе, а в Англии и России до более позднего времени, бумага производилась как ручным, так и машинным способом. В 1770 году английский фабрикант Дж. Ватман предложил новую бумажную форму, обеспечивающую листы бумаги без следов сетки. Начиналось производство бумаги на основе лубяных волокон шелковицы, бамбукового дерева, обрезков производства шёлка. Потом технология производства бумаги из древесных волокон уступила место технологии переработки тряпья холщового и хлопчатобумажного. Уже с VIII века преобладает переработка тряпья из пеньки, конопли, льна. Такая сырьевая ситуация сохраняется вплоть до XIX века.

Пятая эпоха - использование древесного сырья- при этом создаётся ряд новых технологических решений, видов оборудования, которые позволили получать новые свойства бумаги и картона, а главное, существенно повысили производительность оборудования. В 60–70‑х годах ХХ века были разработаны и получили промышленное применение новые виды древесной массы с комбинированной обработкой: термо-механическая, химико-термомеханическая и другие. Развивались способы сортирования и отбелки древесной массы.

Современный период производства бумаги и картона, начиная с конца XX века, отличается особенностями, связанными с масштабностью производства. Одним из определяющих условий развития технологии глубокой переработки древесины является обострившейся экологическая ситуация, связанная с возрастанием роли возобновляемых ресурсов в экономике и глубокой переработкой древесины – биорефайнинг древесины.

В настоящее время выход древесной массы из древесины составляет 93–98%, т.е. древесина используется почти полностью, что ведёт ещё к более сильному истреблению лесов.

Таким образом, с одной стороны, открытие бумаги – это одно из величайших завоеваний человеческого разума; с другой стороны, высокомеханизированная промышленная отрасль с большими по мощности теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами. катастрофически загрязняют окружающую среду и приводят к уничтожению здоровой древесины леса.

1.2 СВОЙСТВА БУМАГИ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

Сегодня бумага является одним из самых распространённых товаров, без которого современный человек не представляет себе жизни. Это –

волокнистый материал с минеральными добавками в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозырастений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).

Геометрические свойства бумаги:

– гладкость: чем выше гладкость бумаги, тем больше полнота контакта между её поверхностью и печатной формой, тем выше качество изображения. Гладкость бумаги определяется в секундах с помощью пневматических приборов, дающих наглядное представление о характере поверхности бумаги.

- шероховатость – обратная величина гладкости, измеряется в микрометрах. Она напрямую характеризует микрорельеф поверхности бумаги;

- пухлость – это толщина массы 1 м². Она характеризует степень спрессованности бумаги и очень тесно связана с такой оптической характеристикой, как непрозрачность. Пухлость измеряется в см³/г;
- пористость - непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. Бумага является пористо-капиллярным материалом, при этом различают макро- и микропористость. 
Бумагу часто классифицируют по степени отделки поверхности:

– матовая бумага;

- бумага машинной гладкости;

- глазированная (иначе каландрированная) бумага, которую дополнительно обрабатывали в суперкаландрах для придания ей высокой плотности и гладкости.
Особое место в структуре печатных свойств бумаги занимают оптические свойства:

- белизна - добавляют оптические отбеливатели – люминофоры, а также синие и фиолетовые красители, устраняющие желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам;

- непрозрачность;

- глянец (лоск) — это результат зеркального отражения поверхностью бумаги падающего на неё света;

- оптическая яркость – это способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях.
Деформационные свойства проявляются при воздействии на материал внешних сил и характеризуются временным или постоянным изменением формы или объема тела:

- растяжение, сжатие, сгиб. От того, как ведет себя бумага при этих воздействиях, зависит нормальное (бесперебойное) течение технологических процессов печатания и последующей обработки печатной продукции;
- прочность бумаги зависит от прочности самой структуры бумаги, которая формируется в процессе бумажного производства. Это свойство характеризуется обычно разрывной длиной в метрах или разрывным усилием в ньютонах;

- сорбционные свойства, которыми обладают картон и бумага различных видов — это гидрофобность – стойкость к действию воды, впитывающая способность растворителей печатных красок [4].

Для получения бумаги подходят все виды деревьев. Но из разных деревьев получают бумагу разного качества и для разных целей. Если разглядеть клочок бумаги через микроскоп, можно сказать, из какой древесины он сделан. Волокна древесины хвойных пород более длинные и прочные, из них производят прочную бумагу, например бумажные мешки. Из древесины лиственных пород деревьев получается более гладкая и мягкая бумага. Путем сочетания разного вида сырья люди получают различные виды бумаги: печатная, декоративная, упаковочная, промышленно-техническая, светочувствительная, писчая, впитывающая. Добавляя различные красители, можно менять цвет бумаги.

С учетом всех параметров выделяют около 15 основных видов бумаги [5]. Рассмотрим их подробнее и начнем с наиболее востребованной:

- Мелованная бумага получила такое название благодаря дополнительному покрытию: его наносят на бумажную основу с одной или обеих сторон в 1-3 слоя, чтобы краски не растекались и быстрее сохли. Изначально мелованная бумага матовая, а для придания глянца ее пропускают через специальные валы (каландрирование), что делает лист плотнее и тоньше на ощупь.

- Офсетная бумага - один из самых распространенных видов, предназначен для офсетной печати. Мы её знаем как бумагу для оргтехники с плотностью от 65 до 280 г/кв. м. Она имеет шероховатую поверхность и не бликует на свету. Удобная для рисования красками, письма ручкой и карандашом.

- Газетная бумага самая низкосортная. Белизна и плотность невысокая (в среднем 60 г/кв. м), имеет желтоватый оттенок, возможна тонированная окраска. Газетная бумага непрочная, быстро становится ломкой, ее легко порвать и смять. Применяется не только для многотиражной печати газет, но и для иных сфер, где особенно актуально сокращение производственных затрат.

- Дизайнерская бумага по названию понятно, что она самая неординарная и привлекательная внешне. Индивидуальность ей могут придавать цвет, различные вкрапления, определенная фактура, рифление, тиснение, имитация хлопка, кожи и др [6].

- Упаковочная бумага весьма разнообразна:

Противокоррозионная – для защиты металлических элементов от коррозии.

Бактерицидная (асептическая) – препятствует попаданию внутрь бактерий, предотвращает размножение микроорганизмов и образование плесени.

Термосвариваемая – для автоматизированной упаковки продукции, имеет специальный слой, благодаря которому края надежно соединяются.

Кашированная алюминиевой фольгой – для оборачивания продуктов, содержащих жир.

- Картон - наиболее пухлая и плотная версия. Очень технологичный материал: он поддается биговке и рубке, подходит буквально для всех видов отделки. Россия занимает первое место в мире по производству бурого гофрокартона.

1.3 ПОТРЕБЛЕНИЕ БУМАГИ И ОБРАЗОВАНИЕ МАКУЛАТУРЫ

Во всем мире производится 320-350 млн. тонн бумаги. Доля РФ в мировом экспорте целлюлозы в 2019 г. составила 3,6%, газетной бумаги – 15,1%. Импортируются более дорогие виды продукции. Служба государственной статистики (Росстат) опубликовала данные о промышленном производстве за 2020 г. в России выпущено 8,8 млн т целлюлозы (+6,3% к показателям 2019 г.) и 9,5 млн т бумаги и картона (+4,2%). Объем производства тарных картонов в России в последние годы активно растет. В 2019 г. он достиг 4,25 млн тонн.

Рекордный рост объемов производства в первом полугодии 2020 г. объясняется как ростом спроса на упаковку на фоне пандемии (сервисы доставки/e-commerce, эффект «панических закупок»).

Потребление бумаги и картона в России растёт и приближается к 50 кг на человека в год. Так, например, потребление бумаги на душу населения в 2004 году составлял 39 кг на человека в год.

Промышленность полностью обеспечивает бумагой и картоном внутренние потребности. Объем производства - около 8 млн тонн, из них более 2 млн продается за границу и столько же бумаги импортируется.

Впечатляющие цифры, не правда ли?

Эксперты по-разному относятся к идее сократить потребление бумаги. С одной стороны, нерациональное использование бумаги приводит к уничтожению лесов и загрязнению воды. С другой - бумажная промышленность даёт существенный вклад в экономику.

После использования отправленная на свалку бумага становится непригодной для дальнейшего воспроизводства и превращается в макулатуру. Современная история макулатуры начинается в Советском Союзе, когда макулатуру собирали практически на всех предприятиях, организациях и учебных заведениях, используя при этом соревновательный принцип.

Макулатура — (нем. Makulatur, происходит от лат. maculo — пачкаю) отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Вместо термина макулатура в литературе используют как синонимы термины «вторичное волокно» или «вторичное сырье».

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины.  Это примерно 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.

Использование макулатуры существенно экономит древесину (1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево), и позволяет уменьшить вырубку лесов. Макулатура может быть переработана не более чем 5-7 раз, прежде чем её волокна станут короткими и непригодными для изготовления бумаги.

По статистике в России наблюдается низкий уровень заготовки макулатуры, и это объясняется низким уровнем вовлеченности населения в раздельный сбор мусора. Согласно экспертным оценкам, через приемные пункты заготавливается только порядка 2-3% макулатуры, в то время как потенциал этого канала оценивается в 15-20% в общем объеме сбора. При низкой активности сбора макулатуры у населения основными поставщиками отходов являются предприятия целлюлозно-бумажной отрасли и крупные коммерческие организации.

Собирая макулатуру, можно не только спасти от вырубки целые леса, но и получить экономическую выгоду. Переработка вторсырья обходится дешевле, чем изготовление бумаги непосредственно из древесины. Известно, что переработка одной тонны макулатуры экономит до 20000 литров воды и до 1000 кВт электроэнергии. К тому же, человек, сдающий макулатуру в пункт приёма вторсырья, получает небольшое денежное вознаграждение. 

Кубанские школьники, участвуя в акции #БумБатл в рамках нацпроекта «Экология», собрали более 37,5 тонн макулатуры, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края. Мы рады, что наша гимназия причастна к этой акции и вклад наших гимназистов очевиден! Кроме этого, во время акции было уделено внимание волонтёрским инициативам. В частности, были проведены экоуроки по теме раздельного сбора отходов и важности осознанного потребления различных ресурсов, участие гимназистов в конкурсах, олимпиадах эконаправленности.

Подводя итог теоретической части, необходимо отметить, что проект, связанный со сбором бумажной макулатуры в рамках образовательной организации, способствует формированию бережного отношения подрастающего поколения к природным ресурсам и окружающей среде. Ребята помогают существенно уменьшать количество отходов, поступающих на городскую свалку. Соревновательная игровая форма мероприятия способствует привлечению школьников к социально-значимой деятельности, позволяющей сохранять леса Кубани, привлекать внимание общественности к вопросам вторичного применения бумаги.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

Диагностический этап проходил на базе МАОУ Екатерининская гимназия № 36 г. Краснодара. В социологическом опросе участвовали школьники 9-10 классов.

Опрос включал следующие вопросы:

Знаете ли вы значение слова макулатура?

Что вы делаете с использованной бумагой (газеты, журналы, тетради)?

Зачем сдают макулатуру во вторичную переработку?

На изготовление чего идет макулатура?

Участвуете ли вы в акциях по сбору макулатуры?

Сколько надо собрать макулатуры, чтобы спасти одно дерево?

Считаете ли Вы, что исчезновение лесов – экологическая проблема?

Какие мероприятия на Ваш взгляд могут решить данную проблему?

Сколько лет необходимо, чтобы выросло полноценное дерево?

Можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?

Анализ ответов социологического опроса позволил сделать вывод, что многие подростки ни разделяют мусор, ни сдают макулатуру в точки её приёма. Многие считаю, что для спасения 1 дерева достаточно собрать 3, 5, 10, 15 кг. макулатуры. Тем не менее, большая часть опрошенных считает исчезновение лесов настоящей экологической проблемой! Многие ребята заинтересовались вопросом изготовления бумаги в домашних условиях.

Таким образом, диагностический этап исследования позволил сделать вывод о необходимости разработки экспериментальной части по изготовлению бумаги и составлению методических рекомендаций.

2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАТСИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экспериментальная часть.

Для изготовления бумаги из вторичного сырья в домашних условиях нам понадобилось:

бумага (тетрадная или офисная в виде черновиков);

шредер/ блендер;

дистиллированная/ обычная вода

ткань (не синтетика!)/ мягкая полиэфирная москитная сетка с мелкой ячейкой, натянутая на рамку;

пластиковые ящики – ёмкости для воды и бумаги

гладкая пов-ть (бумага не прилипнет и не порвётся);

губки для мытья посуды;

красители/ натуральные эл-ты (по желанию);

Мы поставили перед собой задачу по проведению нескольких опытов, целью которых являлось изготовление листов бумаги из вторичного сырья.

Теперь перейдем к описанию опытов:

Опыт 1 – изготовление образца листа бумаги с использованием вторичного сырья.

Для этого опыта мы использовали 25,6 г. тетрадной бумаги, предварительно измельченной на части размером примерно 2 на 2 сантиметра. Эта бумага была помещена в пластиковую ёмкость, куда затем было добавлено 50 мл. горячей воды. Потом мы измельчили бумагу в шредере. После превращения бумаги в относительно однородную пульпу, мы выложили получившуюся однородную массу на москитную сетку, натянутую на деревянную рамку, над большим резервуаром для воды (около 5 л.), медленно опустили в воду, образовав тонкий слой бумаги и дали воде стечь. После чего мы разровняли массу тонким слоем, оставшуюся воду выжали губками и оставили просыхать на 1 день (Приложение 1).

Опыт 2 – изготовление цветного образца листа бумаги с использованием красителя.

Для этого опыта мы использовали 16,3 г. тетрадной бумаги, предварительно разорванной на клочки размером, примерно, 2 на 2 сантиметра. Эта бумага была помещена в пластиковую ёмкость, куда затем было добавлено 25,4 мл. холодной воды. После этого в воду добавили краситель (гуашь). Далее мы выложили получившуюся однородную массу на москитную сетку, натянутую на деревянную рамку, над большим резервуаром для воды (около 5 л.), медленно опустили в воду, образовав тонкий слой бумаги и дали воде стечь. После чего мы разровняли массу тонким слоем, оставшуюся воду выжали губками и оставили просыхать на 1 день (Приложение 2).

Опыт 3 – изготовление образца листа бумаги с использованием ткани.

Для этого опыта мы использовали 20,4 г. тетрадной бумаги, предварительно разорванной на кусочки размером, примерно, 2 на 2 сантиметра. Эта бумага была помещена в пластиковую ёмкость, куда затем было добавлено 45 мл. тёплой воды и 50 мл. Потом мы измельчили бумагу миксером. Далее, осторожно доставая из ёмкости с водой (около 400 мл.) ткань с тонким слоем бумаги, мы выложили получившуюся однородную массу на стеклянную панель и отжали воду губками. Добавив декоративных эл-ов, оставили просыхать на 1 день (Приложение 3).

Образец №1. Контрольный образец, офсетная бумажная масса (горячая вода) = 14,8г., длина 88 мм., ширина 59 мм., толщина 5 мм. Рассчитанная плотность: 14,8\(8,8х5,9х0,5) = 0,57 г/см3

Образец №2. Добавление красителя, офсетная бумажная масса (холодная вода) = 14,9г., длина 112 мм., ширина 95 мм., толщина 8 мм. Рассчитанная плотность = 0,17 г/см3

Образец №3. Образец, офсетная бумажная масса (тёплая вода) = 11,6г., длина 88 мм., ширина 66 мм., толщина 3 мм. Рассчитанная плотность = 0,67 г/см3

Видно, что первые 2 образца, выполненные в большом объёме воды, привели к тому, что они больше похожи на картон. По своим свойствам полученные образцы близки к декоративной бумаге и картону. Третий образец, выполненный на тканевой пов-ти, больше напоминает бумагу для письма и ничем не уступает небольшим листам для записи мыслей – стикеров.

Также возможно рассчитать выход готовой бумаги от массы используемого сырья.

Образец 1. Затрачено бумаги: 25,6 г. Получен образец массой 14,8г. Выход полезной продукции 14,8/25,6*100 = 58%

Образец 2. Затрачено бумаги: 16,3 г. Получен образец массой 14,9 г. Выход полезной продукции 14,9/16,3*100 = 91%

Образец 3. Затрачено бумаги: 20,4 г. Получен образец массой 11,6 г. Выход полезной продукции 11,6/20,4*100 = 57%

Средний выход полезной продукции: 68,7%

Для письма первые 2 образца непригодны. Возможно использование в оформительских и декоративных целях. Изготовленной таким способом бумаге можно придать любой цвет, размер, форму, а также любую поверхностную фактуру. Эти особенности расширяют возможности использования такой бумаги в дизайне открыток, паспарту, различных декоративных панно и других интересных творческих изделий.

В рамках практической части были изготовлены различные виды «крафтовой» бумаги (Приложение 4 – 5)

Но, по моему мнению, один человек может внести вклад в защиту окружающей среды, но когда этим делом занимается большое количество людей – это гораздо эффективнее. Специально для этого я создала брошюру –инструкцию, в которой можно найти не только поэтапное изготовление «крафтовой» бумаги. А также в рамках нашей гимназии были проведены мастер-классы по изготовлению данной бумаги и благотворительные сборы вторсырья.

ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

Считаем, что более успешному привлечению внимания гимназистов к сбору макулатуры могут способствовать практические навыки изготовления бумаги из вторичного сырья, используя креативные подходы моделирования.

В процессе исследования вопроса по изготовлению бумаги из вторичного сырья были составлены методические рекомендации по моделированию и изготовлению бумаги с использованием творческих форматов, а также «Информационная памятка о бережном отношении к окружающей природе». (Приложение 6)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование показало необходимость и своевременность изучения данного вопроса в рамках школьной проектной деятельности.

Бумага, произведенная из вторичного сырья, имеет несколько преимуществ перед бумагой, изготовленной из целлюлозы или древесины. Она значительно дешевле, её переработка уменьшает количество отходов, позволяет сэкономить воду и электроэнергию. В процессе ее производства не используется никаких химикатов, а что самое главное, прием макулатуры сокращает интенсивность вырубки лесов. Полученная бумага является уникальной по своим качествам продукцией с практически неограниченными возможностями для придания ей нужных свойств – формы, цвета, фактуры. Такой метод приготовления бумаги распространен в разнообразных «хэнд-мэйд» технологиях и широко применяется дизайнерами и в декоративно-прикладном творчестве. Мы в гимназии подобную методику изготовления бумаги можем использовать на уроках технологии. Представленная форма позволяет решать проблему популяризации экологических компетеций и практических знаний по охране природы среди школьников гимназии.

Полагаем, что такие проекты имеют существенную практическую ценность. Ребята учатся уважительному обращению с окружающими их вещами: книгами, альбомами, тетрадями. Понимание того, что каждый листик бумаги имеет высокую ценность, воспитывает осознанность и ответственность за свои действия. Продуктом проекта явилась брошюра «Дело бумажное, но очень важное» с методическими рекомендациями. Цель проекта достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Все о бумаге. Discovery Education / Пер. А. Аракелов – М.: Махаон, 2014.

Geschichte des Papiers/ Hans – Jurgen Wolf – 2012.

Chemiche Technologie der Zellstoff- und Papierherstellung / Hans Hentschel – Leipzig, Fachbuchverlag, 1967.

История бумаги / И. Малкин. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1940.

Переработка макулатуры. Технология и обоснование необходимости [Электронный ресурс]: А. Литвинова, – Режим доступа: http://nature-time.ru/2014/04/pererabotka-makulaturyi/

Переработка бумаги в домашних условиях. Создание дизайнерской бумаги [Электронный ресурс]: А. Литвинова, – Режим доступа: http://nature-time.ru/2014/02/pererabotka-bumagi-v-domashnih-usloviyah/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опыт 1 – изготовление образца листа бумаги с использованием вторичного сырья

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опыт 2 – изготовление цветного образца листа бумаги с использованием красителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опыт 3 – изготовление образца листа бумаги с использованием ткани.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4-5

В рамках практической части были изготовлены различные виды «крафтовой» бумаги

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Информационная памятка

В целях информирования учащихся нашей школы, был составлен список советов о том, как сохранить экологию нашей планеты. Для этого можно следовать достаточно простым привычкам:

1. Экономить ресурсы—мы даже не замечаем, сколько ресурсов каждый день расходуем напрасно. А ведь экономить электроэнергию и воду не так сложно: достаточно выключать бытовую технику и свет, когда в них нет необходимости. Важно не оставлять зарядные устройства подключенными к розетке—они потребляют электроэнергию, даже когда не используются. И при покупке бытовых приборов выбирать энергосберегающие модели с маркировкой А, А+, А++.

2. Раздельно собирать мусор—люди научились справляться с мусором тремя способами: оставлять его на свалках, сжигать или перерабатывать. Все способы, кроме переработки, губят природу и опасны для здоровья людей. Поэтому так важен раздельный сбор мусора - чтобы потом переработать в новые вещи и материалы всё, что можно переработать.

3. Прививать эко привычки на работе—бережному отношению к природе можно научить на своём примере. Станьте проводником в мир экологической жизни для всего офиса: откажитесь от лифта в пользу лестницы и не забывайте выключать компьютер в конце рабочего дня. Если покупаете обед в кафе – берите с собой многоразовые контейнеры и термокружки. И предложите начальству организовать в офисе раздельный сбор мусора по трём категориям: бумага, пластик и стекло.

4. Следить за питанием—покупайте сезонные продукты и товары местного производства. Для их доставки требуется меньше топлива=> меньше вредных выбросов. Кроме того, чем больше продукт подвергся переработке, тем его экослед тяжелее. Отдавайте предпочтение продуктам в бумажной упаковке, берите с собой в магазин термосумку. Так вы не только сохраните свежесть продуктов и сэкономите деньги на пакетах, но и сократите количество мусора.

5. Отказаться от пластика—да, так можно максимально сократить потребление пластика и внести вклад в спасение природы, хоть и не полностью. Например, не покупайте воду в пластиковых бутылках, а используйте вместо них многоразовые бутылки из нержавеющей стали или другого многоразового материала. А если вы не представляете своего утра без кофе с собой – приходите в кофейни с собственной термокружкой (некоторые кофейни даже готовы сделать вам за это скидку на кофе). Если очень спешите, а термокружку забыли - при покупке кофе с собой откажитесь хотя бы от пластиковой крышки и ложечки.

Просмотров работы: 124