Особенности сердечно-сосудистой системы подростков

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности сердечно-сосудистой системы подростков

Мулянова П.А. 1
1МБОУ СОШ №2
Чернова Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

1.1. Цель проекта.

Изучить особенности сердечно-сосудистой системы подросткови ее адаптационные возможности к факторам среды с использованием несложных методик

1.2. Задачи проекта.

Изучить литературу по данной тематике и статистические данные.

Определить реакцию сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

Определить стрессоустойчивость сердечно – сосудистой системы

Определить индекс Робинсона

Использовать полученные данных для составления практических рекомендаций учащимся.

Временные рамки исследования: январь–февраль 2022 года.

Объекты изучения: Учащиеся МБОУ СОШ №2 г. Никольска

1.3. Актуальность проекта.

Я думаю, что мой проект актуален, так как сейчас очень многие люди страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Согласно информации сайта https://samaraltour.ru/moskva/rosstat-koefficient-rozhdaemosti.html, по данным статистики уровень смертности от болезней системы кровообращения достаточно высок, хотя намечается тенденция к снижению болезней системы кровообращения и в большей степени болезням системы кровообращения подвержены женщины (Приложение 1)

Согласно сайта https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/046/045/original/постановление.pdf?1563365280, по Пензенской области общая заболеваемость взрослого населения болезнями системы кровообращения за 5 лет выросла на 9,8% с 27124,7 в 20013 году до 29779,6 на 100 тысяч взрослого населения в 2017 году (Российская Федерация 2017 год- 29629,5) и соответствует среднероссийскому уровню (Приложение2).

В 2018 году отмечается рост общей заболеваемости болезнями системы кровообращения, по сравнению с 2017 годом, на 11,7% с 29779,6 до 33266,4.

Согласно сайтаhttps://riapo.ru/penza/zdravookhranenie/vladlen-bazylev-ot-boleznej-serdechno-sosudistoj-sistemy-pogibli-11-719-zhitelej-penzenskoj-oblasti в 2020 году показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Пензенской области составил 902,7 на 100 тысяч населения, что на 20,4% выше аналогичного периода 2019 года, и на 40,9% выше среднероссийского показателя. От болезней сердечно-сосудистой системы погибли 11 719 жителей области. Ведущее место в структуре смертности занимает смертность от ишемической болезни сердца – 68,1%.

В подростковом возрасте идёт активное формирование сердечно-сосудистой системы. У многих наблюдаются связанные с этим такие возрастные изменения, как развитие вегетососудистой дистонии, кардиологический синдром, тахикардический синдром, брадикардический синдром, аритмический синдром, начальные стадии гипертонии, аритмия и др.

Поэтому учащиеся должны знать о состоянии своей сердечно-сосудистой системы, её резервных возможностях, а при низких адаптационных способностях сердца и сосудов уметь их развивать.

Данная работа покажет подрастающему поколению актуальность данной проблемы, заставит задуматься о своём здоровье сейчас и в будущем.

Обзор литературы.

2.1. Роль сердечно-сосудистой системы в работе организма.

Роль сердца и всей системы кровообращения трудно переоценить. Состояние системы кровообращения во многом определяет состояние здоровья человека.

Состояние сердечно-сосудистой системы имеет важное место в адаптации, особенно к физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Сердечно-сосудистая система отвечает за циркуляцию крови по организму. Именно с ней все органы и ткани получают необходимый кислород, а также могут выводить углекислый газ и другие вредные вещества. От состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем, поскольку, участвуя впроцессах обмена веществ, система кровообращения определяет дальнейшую жизнеспособность всего организма в целом.

Важнейшее значение в обеспечении любых процессов адаптации играет сердечно-сосудистая система. Она выполняет такие функции, как:

Транспорт питательных веществ кислорода и углекислого газа по организму, лежащей в основе обеспечения клеток и тканей источниками энергии;

обеспечение целостности реагирования всего организма по каналам гуморальной связи.

2.2. Особенностисердечно-сосудистойсистемыподростков.

В подростковом возрасте чаще всего наблюдаются функциональные нарушения ритма сердечной деятельности. Со стороны сердца (виде неприятных ощущений в груди и нарушения ритма сердцебиения) иногда могут возникать в результате каких-либо нервных потрясений или переутомлений в результате физических иучебных нагрузок. Они могут быть в разные периоды детства, но чаще всего в период полового созревания.

У некоторых подростков в это время происходит задержка в росте и развитии сердца и сосудов. Немаловажную роль при этом играют различные нарушения режима жизни, малая подвижность подростков или, наоборот чрезмерные физические перегрузки. Повышенные умственные нагрузки, эмоциональные срывы создают условия для развития расстройства тонуса гипертонических сосудов или гипотонических состояний. Подростки жалуются на чрезмерную утомляемость, слабость, головные боли, одышку при проведении физических упражнений. Исследования сердца таких подростков показывает относительно маленькое сердце, пульс у них нередко учащается. У других исследуемых подростков наблюдается временное увеличение левого желудочка сердца и, соответственно, повышение артериального давления до 160 миллиметров ртутного столба.

От работы сердца зависит нормальная жизнедеятельность всех органов и тканей. С ростом организма растет и сердце. Значит, увеличивается и количество крови, попадающей в аорту после сокращения желудочков. Этот показатель работы сердца называется ударным объемом. В конце первого года жизни ударный объем составляет примерно 1 мл., в 7 лет- 23 мл., в 10 лет- 37, в 13лет-16-60, у взрослого человека- 70-100 мл.

Изменение объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение, влечет за собой изменение частоты сердечных сокращений. Чем больше крови проталкивается в сосуды, тем реже биения сердца. Поэтому этот показатель наиболее высок в грудном возрасте- в среднем 130-140 ударов в минуту, у дошкольников-85-110, у школьников-70-80, у взрослого человека-70-75 ударов в минуту. Приведенные показатели являются средними, то есть у разных людей могут отличаться. Двигательная активность способствует развитию всех систем органов, включая сердечно- сосудистую. Активный образ жизни приводит к увеличению сердца и снижению сердцебиений. Если в детстве движения были ограничены из-за болезни или малоподвижного образа жизни, то частота сокращений сердца остается высокой на всю жизнь.

2.3. Показатели состояния сердечно-сосудистой системы.

Главными показателями состояния сердечно-сосудистой системы являются давление импульс. Неотъемлемой частью комплексного врачебно-физкультурного обследования является функциональная сердечно-сосудистая проба (ФССП). Ведь именно она помогает определить резервные возможности организма в связи с физическими нагрузками. Показатели этих проб дополняют представление об общей физической подготовленности и степени тренированности исследуемых. Доктор производит обследование, когда исследуемый находится в состоянии покоя, после чего испытуемому предлагается выполнить некоторую физическую нагрузку и обследование производится повторно.

Индекс Робинсона применяется для оценки энергетического потенциала организма. Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечной мышцы. По индексу Робинсона можно сказать о количестве кислорода, потребляемого миокардом.

Практическая часть

3.1. Данные по заболеваниям сердечно- сосудистой системы среди учащихся школы

У учащихся нашей школы наблюдаются такие заболевания сердечно-сосудистой системы, как ВСД (вегетососудистая дистония) и функциональная кардиопатия. По данным, предоставленным медицинскими работниками школы, у 1 % учащихся имеется ВСД и у 1% функциональная кардиопатия.

Часто при ВСД отмечаются нарушения сердечного ритма (тахикардия, брадикардия, экстрасистолия, чувство замирания сердца, перебои в работе сердца, перепады в давлении, ноющие, колющие, пульсирующие боли или дискомфорт в области сердца, которые, в отличие от стенокардии, не связаны с физической нагрузкой, и не проходят при приеме нитроглицерина.

Функциональная кардиопатия – это нарушение работы сердечной мышцы, основная задача которой заключается в обеспечении циркуляции крови в организме.

В своей работе я выбрала группу учащихся из 10 человек (по их желанию) для измерения пульса и артериального давления. По показателям пульса и артериального давления я определила:

1. Реакцию сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

Стрессоустойчивость сердечно – сосудистой системы

Индекс Робинсона (данное исследование было проведено среди 20 учащихся)

3.2. Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

Позволяет изучить приспособляемость организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно – сосудистой системы.

Методика работы

Сосчитайте пульс в спокойном состоянии в положении сидя за 10 с (ЧП1).

Частоту пульса лучше определять лучевой артерии, которая находится в области запястья.

В течение 90 сек. Сделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

Сосчитайте пульс в положении сидя сразу после выполнения наклонов за 1 сек. (ЧП2).

Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин. после выполнения наклонов за 10 сек. (ЧП3)

Рассчитайте показатель реакции сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР):

ПР = (ЧП1+ ЧП2+ ЧП3- 33)/10

Оцените результаты, сравнивая их с таблицей.

Показатель реакции сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

Оценка

0-0,3

Сердце в прекрасном состоянии

0,31-0,6

Сердце в хорошем состоянии

0,61-0,9

Сердце в среднем состоянии

0,91-1,2

Сердце в посредственном состоянии

Более 1,2

Следует обратиться к врачу

Таблица1: «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку»

Пульс в спокойном состоянии в положении сидя за 10 сек.

Пульс после 20 наклонов вниз

Пульс в положении сидя через 1 мин. после выполнения наклонов за 10 сек.

ПР

Оценка

Респондент1

13

16

13

0,9

Сердце в среднем состоянии

Респондент2

12

19

12

1

Сердце в посредственном состоянии

Респондент3

12

15

12

0,6

Сердце в хорошем состоянии

Респондент4

10

16

9

0,2

Сердце в прекрасном состоянии

Респондент5

13

25

14

1,9

Следует обратиться к врачу

Респондент6

11

17

11

0,7

Сердце в среднем состоянии

Респондент7

18

26

27

3,6

Следует обратиться к врачу

Респондент8

11

17

11

0,6

Сердце в хорошем состоянии

Респондент9

10

16

11

0,6

Сердце в хорошем состоянии

Респодент10

13

25

14

1,9

Следует обратиться к врачу

Из приведенной таблицы видно, что сердце в прекрасном состоянии у 1учащегося (10%), в хорошем состоянии - у 3 учащихся (30%), в среднем состоянии - у 2 учащихся (20%), сердце в посредственном состоянии - у 1 учащегося (10%), следует обратиться к врачу - 3 учащимся (30%)

3.3. Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.

Исследование проводилось с целью изучения стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы по реакции изменения пульса в условиях психоэмоционального напряжения.

Методика работы

Подсчитать пульс сидя в спокойном состоянии за 10 сек. (ЧП1)

Максимально быстро, проговаривая вслух, выполнить задание по последовательному вычитанию из целого нечётного трёхзначного числа целого нечётного однозначного числа в течение 30 секунд. (из 431 вычитать 3):

431-3= 428; 428-3= 425, 425-3= 422 и т. д.

После выполнения задания сразу сосчитать пульс за 10 сек. (ЧП2)

Рассчитать показатель реакции сердечно – сосудистой системы (ПР):

ПР=ЧП2/ ЧП1

Подвести итоги. Если ПР больше, чем 1,3, то сердечно – сосудистая система обладает низкой стрессоустойчивостью.

Таблица2. Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.

Пульс в спокойном состоянии

Пульс после умственной нагрузки

ПР

Итог

Респ 1

13

14

1,08

стрессоустойчивость в норме

Респ 2

12

14

1,17

стрессоустойчивость в норме

Респ 3

12

13

1,08

стрессоустойчивость в норме

Респ 4

10

12

1,2

стрессоустойчивость в норме

Респ 5

13

14

1,08

стрессоустойчивость в норме

Респ 6

11

14

1,27

стрессоустойчивость в норме

Респ 7

18

24

1,33

низкая стрессоустойчивость

Респ 8

11

15

1,36

низкая стрессоустойчивость

Респ 9

17

23

1,35

низкая стрессоустойчивость

Респ 10

13

14

1,08

стрессоустойчивость в норме

В ходе данного исследования получены результаты: стрессоустойчивость сердечно–сосудистой системы в норме - у 7 учащихся, сердечно–сосудистая система обладает низкой стрессоустойчивостью у 3 учащихся. Результаты также отражены в диаграмме.

3.4. Определение индекса Робинсона и его оценка.

Для количественной оценки энергопотенциала организма человека применяется индекс Робинсона. Он используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.

Индекс Робинсона характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышц сердца. По этому показателю косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом.

Для вычисления индекса Робинсона необходимо знать показания верхнего артериального давления(х1) и импульса(х2) испытуемого. Для расчета индекса Робинсона используем формулу: ИР=(х12)/100.

Для оценки проведенных расчетов использовалась таблица с сайта здоровье.com.us

Оценкасостояния

ИндексРобинсона

Отличное

Функциональныерезервысердечно-сосудистойсистемывотличнойформе

69именее

Хорошее

Функциональныерезервысердечно-сосудистойсистемывнорме

70-84

Среднее

Можноговоритьонедостаточностифункциональных возможностяхсердечно-сосудистойсистемы

85-94

Плохое

Естьпризнакинарушениярегуляциидеятельности сердечно-сосудистойсистемы

95-110

Оченьплохое

Регуляциядеятельностисердечно-сосудистойсистемынарушена

111и более

По этим данным составлена таблица оценки результатов:

Таблица 3 «Индекс Робинсона»

Респондент,

№п/п

Артериальное давление

Пульс в состоянии покоя

Величина Верхнего АД

Индекс Робинсона

Оценка функциональных резервов сердечно-сосудистой системы

Респондент1

116/82

71

116

82

Хорошее

Респондент2

110/60

80

110

88

Среднее

Респондент3

123/66

78

123

96

Плохое

Респондент4

115/80

80

115

92

Среднее

Респондент5

110/70

72

110

79

Хорошее

Респондент6

111/60

74

111

82

Хорошее

Респондент7

135/87

112

135

151

Очень плохое

Респондент8

114/65

78

114

89

Среднее

Респондент9

105/70

76

105

80

Хорошее

Респодент10

114/66

80

114

91

Среднее

Респодент11

110/60

80

110

88

Среднее

Респодент12

108/58

89

108

96

Плохое

Респодент13

113/62

81

113

92

Среднее

Респодент14

164/95

109

164

179

Очень плохое

Респодент15

145/60

100

145

145

Очень плохое

Респодент16

112/61

87

112

97

Плохое

Респодент17

131/69

82

131

107

Плохое

Респодент18

114/65

65

114

74

Хорошее

Респодент19

121/60

57

121

69

Отличное

Респодент20

120/72

71

120

85

Среднее

По окончанию вычисления индекса Робинсона я установила, что функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в отличной форме имеет 1 человек(5%), функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в норме у 5 человек (25%), можно говорить о недостаточности функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у 7 человек (30%), есть признаки нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы – у 4 человек (20%), регуляция деятельности сердечно- сосудистой системы нарушена у 3 человек (15%).

 

35%

3.5. Рекомендации для сохранения здоровья сердца и сосудов

Для того, чтобы сохранить здоровье сердца и сосудов можно следовать простым правилам:

1.Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь).

2.Следить за своим питанием. Оно должно быть разнообразным, нужно исключить чрезмерное употребление жирного и сладкого. Для правильной работы сердца необходимо питать свой организм витаминами, калием и магнием.

3.Естественный путь профилактики сердечных недугов – ходьба. Она даёт прекрасные результаты даже на начальных стадиях гипертонической болезни. 30 минут в день достаточно для поддержания сосудов в норме.

4.Соблюдать режим дня. Обязательно нужно высыпаться.

5.Регулярно измеряйте артериальное давление. Чтобы измерить давление, не обязательно идти к врачу – лучше иметь свой тонометр. При его стабильном повышении или частых перепадах необходимо обязательно пройти обследование.

6.Регулярно проходите медосмотры!

Выводы.

По итогам определения реакции сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку было выяснено, что сердце в прекрасном состоянии у 1учащегося (10%), в хорошем состоянии-у 3 учащихся (30%), в среднем состоянии- у 2 учащихся (20%), сердце в посредственном состоянии- у 1 учащегося (10%), следует обратиться к врачу- 3 учащимся (30%).

По результатам вычисления индекса Робинсона я установила, что функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в отличной форме имеет 1 человек (5%), функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в норме у 5 человек (25%), можно говорить о недостаточности функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у 6 человек (30%), есть признаки нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы – у 4 человек (20%), регуляция деятельности сердечно- сосудистой системы нарушена у 3 человек(15%).

В ходе работы также установлено, что у большинства учащихся испытуемой группы стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы в норме.

Исходя из результатов исследования, в испытуемой группе имеются учащиеся, укоторых наблюдаются неблагоприятные показатели по состояниюсердечно-сосудистой системы. При беседе с испытуемыми с неблагоприятными показателями состояния сердечно-сосудистой системы, выяснилось, что некоторые учащиеся не получают достаточных физических нагрузок, не посещают спортивные секции. Этим учащимся необходимо наблюдение за состоянием сердечно–сосудистой системы. По результатам исследований я посоветовала систематические физические нагрузки, ведение активного образа жизни изменение своего рациона питания. Это способствует укреплению стенок сосудов и тренировке миокарда.

Конечно, рекомендации даст опытный врач. Но своей работой мне удалось показать, что каждый может путем несложных методик определить особенности сердечно-сосудистой деятельности и при необходимости принять меры по устранению нарушений.

5.Список использованных источников.

Александров А.А. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте–М.:Медицина,1987.–80 с.

Алмазов В. А., Шляхотов Е. В. Профилактика болезней сердца. – Л.: Медицина,1988.–88с.:ил.

Арутюнов Г.П. Терапия факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний Белозеров Ю.М. Детская кардиология–Медпрессинформ,2004.–200с.

ВысоцкаяМ.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11классы–Волгоград: У читель,132с.

Джанашия П. Х., Шевченко С.В. Неотложная кардиология. – М.:Бином,2006,288с.http://greenfuture.ru/profile/Homa/

Федорова М. З. Экология человека: культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Г. А. Воронина. – М. Вентана-Граф, 2013.-144 с.

Приложение1

Уровень смертности в России с 2000 по 2019гг.

Приложение2

Общая заболеваемость взрослого населения заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Просмотров работы: 832