Как предотвратить стресс

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как предотвратить стресс

Нестерова В.А. 1
1МБОУ СОШ №2 города Никольска Пензенской области
Чернова Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №2 города Никольска Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда они даже срываются на крик. А некоторые просто нервничают по пустякам.

Еще в 1936 г. канадский Ученый и физиолог Ганс Селье ввел термин "стресс" и разработал учение о стрессе. Стресс, по его мнению, это реакция организма на сильное чувство или ощущение.

Возникает вопрос, что такое стресс на самом деле? Почему он возникает? Я решила исследовать эту проблему, выяснить, как часто люди испытывают стресс; выявить, умеют ли они определять, что они находятся под стрессовым воздействием; дать рекомендации по снятию стресса.

1.2. Цель работы

Изучить понятие «стресс» и методы его преодоления.

1.3. Задачи

Изучить литературу о стрессе, его симптомах и причинах возникновения.

Провести анкетирование среди учащихся 8 класса

Разработать методические рекомендации по уменьшению негативного влияния стресса на организм человека и его здоровье.

1.4. Актуальность

В настоящее время психологические стрессы являются очень большой проблемой. Ведь ежедневно каждый человек испытывает стресс. В связи с этим знания о способах борьбы с ним необходимы для сохранения психического и физического здоровья.

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое стресс?

Стресс представляет собой напряженное состояние организма, которое появляется, как защитная реакция на воздействие различных неблагоприятных факторов.
2.2. Симптомы стресса

Когнитивные (тревога, кошмарные сны, забывчивость)

Эмоциональные (частые слёзы, апатия, раздражительность)

Физические (слабость, головные боли, бессонница)

Поведенческие (агрессия, подозрительность, замкнутость)

2.3. Стадии стресса

I Стадия тревоги (У человека происходит всплеск энергии, повышается давление, он начинает волноваться. Возникают проблемы с пищеварением.

II Стадия адаптации (На данном этапе выработка гормонов стресса несколько уменьшается, и организм функционирует нормально, но находится в повышенной готовности)

III Стадия истощения (Иммунитет снижается, защитные функции ослабевают)

2.4. Реакции организма на стресс

Защитная (Реакция в виде агрессии или раздражительности. Человек не может проявлять терпение и такт, срывается по пустякам)

Депрессия (Психическое расстройство, которое развивается от различных причин, требует квалифицированного лечения. Часто депрессией страдают люди, которые очень долго не могут решить свои проблемы)

3. Практическая часть

3.1. Анкетирование

Среди учащихся 8 «А» класса было проведено анкетирование на тему «Знаете, ли вы что такое стресс и как с ним справиться»

Всего опрошенных – 23

По итогам опроса было выяснено, что

о стрессе знает 91%, а 8% не знают.

как справиться со стрессом знают лишь 17%, а 83% этого не знают.

3.2.«Методика измерения уровня тревожности» Тейлора

Опросник состоит из 50 утверждений. Опрашиваемому предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если опрашиваемый согласен с утверждением, то отвечает «Да», если не согласен – «Нет».

По итогам проведенной методики было выявлено, что

низкий уровень тревожности имеют 6 %

средний (с тенденцией к низкому) - 44%

средний (с тенденцией к высокому) - 19%

высокий- 31%

3.3. «Инвентаризация симптомов стресса» Методика Иванченко

Методика позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.

По итогам проведенной методики было выявлено, что

у 19% опрошенных отсутствуют симптомы нервного напряжения. Возможны повышенная наивность и неприспособленность к реальной жизни. (Результат №1, менее 30 баллов)

у 44% опрошенных низкий уровень стресса. Среднестатистический показатель, характерный для нормальной работы психики. (Результат №2, 31 – 45 баллов)

у 37% опрошенных высокий показатель, присущий карьеристам, лидерам, беспокойным особам, стремящимся к идеалу. (Результат №3, 40 – 60 баллов)

3.4. Опросник «Утомление – Монотония – Пресыщение – Стресс»

Утомление – функциональное состояние организма, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью.

утомление не выражено у 22%, выражено у 65% и очень выражено у 13%

Монотония–функциональноесостояниечеловека,возникающееприоднообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, появлением ощущений скуки и потерей интереса к работе.

монотония не выражена у 27%, выражена у 59% и очень выражена у 14%

Пресыщение психическое состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения.

пресыщение не выражено у 30%, выражено у 61% и очень выражено у 9%

Стресс – это функциональное состояние организма, возникающее в результате отрицательного внешнего воздействия на его психические функции и нервныепроцессы.

стресс не выражен у 9%, выражен у 82% и очень выражен у 9%

3. 5. Способы снятия нервного напряжения и стресса

Изучив литературу, мною было выяснено, что для быстрого снятия стресса рекомендуется глубокое дыхание, общение с близкими людьми, прослушивание мелодичной музыки, физические упражнения или подвижные игры, методы релаксации, полноценный сон.

3.5.1. Методы релаксации

Простое расслабление мышц (Обхватите какой – либо цилиндрический предмет, сильно сожмите его пальцами правой руки. Когда терпеть станет невмоготу, разожмите пальцы)

Медитативная релаксация (Примите удобную позу. Закройте глаза, максимально расслабьте мышцы. Дышите через нос. Продолжайте процедуру 10 – 15 минут, стараясь не обращать внимания на беспокоящие мысли)

Антистрессовая релаксация (Сядьте в тихом, слабоосвещённом месте. Дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания, выдох не торопясь. После отдохните 20 с. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Удерживайте напряжение 10 с, затем расслабляйте их. Так пройдите по всему телу трижды, ни о чём не думая.

Чередующееся носовое дыхание (Сядьте, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй, выдыхайте через правую. Вдыхайте правой ноздрёй и т.д. Повторите 5 – 6 раз)

4.Заключение

В ходе данной работы я изучила литературу о стрессе, его видах и причинах возникновения, провела анкетирование среди учащихся 8 класса и постаралась разработать методические рекомендации по уменьшению негативного влияния стресса на организм человека и его здоровье.

Поскольку стресс связан с любой деятельностью человека, избежать его практически невозможно. Важно, чтобы не возникло избыточного напряжения организма.

Также я поделилась своей работой с одноклассниками и ознакомила их с результатами опросников. Это оказалось полезным для многих, в том числе и для меня.

Для меняработа над данной темой была очень интересной и познавательной. Я открыла для себя новые способы снятия нервного напряжения и уменьшения негативного влияния стресса на организм. Очень надеюсь, что моя работа будет полезна людям и поможет им избегать стрессовых ситуаций или уменьшать их влияние на здоровье.

Литература

Панченко Л. Л. Диагностика стресса: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 35 с.

Федорова М.З. Экология человека: культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.З. Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина.- М.: Вентана-Граф, 2013.-144с.

https://studwood.ru/1804304/psihologiya/zaklyuchenie

https://narko-info.ru/stress-prichiny-osnovnye-priznaki-i-metody-borby/

https://psychosphera.ru/stress

http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/3248-2021-02-25-05-54-58

https://psychiatry-test.ru/test/inventarizaciya-simptomov-stressa-ivanchenko/

https://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2016/09/25/issledovatelskaya-rabota-stress-ego-vliyanie-na

Просмотров работы: 47