Введение
Когда я слышу голос твой –
Душа мгновенно замирает,
Она в его объятьях тает.
Он, как родник с живой водой.
Когда я слышу голос твой…
Светлана Тишкова
Человек использует голос столько, сколько существует на Земле, и достиг в искусстве владения им необыкновенного совершенства. Люди судят о голосе, так же как и о внешнем виде. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых людей, думая о них, мы в первую очередь вспоминаем голос.
Голос каждого человека уникален и неповторим. Это удивительный инструмент самовыражения, проявления нашей личности. Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. Также с его помощью мы можем выразить гнев, обиду, недовольство, а можем выражать симпатию, радость, сочувствие, доброжелательность.
Особенно велико значение голоса, когда нет никакой другой информации для оценки человека, например, при разговоре по телефону вы можете изменить свою внешность, меняя характеристики своего голоса. По голосу говорящего по телефону человека люди способны определить возраст, черты характера и физиологическое состояние.
Голос является одним из мощных инструментов воздействия на других людей. Многие люди обязаны своим успехом именно голосу. От того как звучит Ваш голос, умеете ли Вы им управлять зависит то, какое влияние Вы окажите на других людей. Возможно, Вам не нужно становиться оратором и выступать публично по роду деятельности, но говорить красиво, четко и уверенно нужно каждому человеку.
Я решила подробнее изучить данный вопрос в своей работе «Изучение факторов, влияющих на состояние голосовых связок и способов их сохранения».
Для исследования данного вопроса выдвинула гипотезу: голос играет особую роль и его нужно беречь.
Цель работы: изучить факторы, влияющие на состояние голосовых связок и способы их сохранения.
Задачи работы:
изучить литературу, а также ресурсы Интернета по данной теме;
провести анкетирование учащихся о значение голоса человека;
подобрать упражнения по развитию голоса;
разработать памятку по развитию голоса.
Предмет исследования факторы, влияющие на состояние голосовых связок и способы их сохранения.
Объект исследования – голос человека.
Методы исследования: теоретические (изучение литературы по теме работы и ее анализ); практические (анкетирование, беседа).
Практическая значимость исследования. Материалы работы можно использовать при проведении уроков биологии, классных часов и бесед с учащимися школы, родительских собраний.
В ходе написания научно-исследовательской работы познакомилась с материалами Интернет-ресурсов, учебных пособий. Данная работа носит исследовательский характер и состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части дано описание понятия «голос», роль голоса в жизни человека, описаны особенности голосообразования, описаны причины потери голоса и даны рекомендации по сохранению здорового голоса. В практической части описаны результаты проведенного анкетирования с целью выявления уровня знаний о голосе человека. Также описаны упражнения по развитию голоса и рекомендации по их выполнению.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
Особенности голосообразования
Мудрые люди всех времен придавали голосу огромное значение. Так, индийский музыкант и философ Хазрат Инайят Хан, считал, что, познав тайну звука, можно познать тайну Вселенной. А другой мыслитель, Ошо (Бхагван Шри Раджниш) называл голос источником истинной свободы и расцвета личности.
Голос ‒ важнейший инструмент общения с окружающими людьми: с его помощью можно расположить к себе собеседника, завоевать доверие и признание, но можно и оттолкнуть, произвести неблагоприятное впечатление. Голос является более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках. Если человек повышает голос без надобности ‒ значит, он волнуется и теряет контроль над собой. Если темп речи ускоряется ‒ неуверенность. Но если он владеет этим мощным инструментом, то с его помощью можно гармонизировать его внутренний мир (обрести уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность. Ведь голос ‒ это наша визитная карточка.
Голос – способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче [4].
Голос – основной компонент речеобразования. Он обеспечивает слышимость речи и ее интонационную выразительность. Интонация оказывает сильное влияние на слушателей. Благодаря ей мы понимаем не только слова и фразы, но и скрытый под ними подтекст.
Голос имеет более 150 интонаций. Разнообразие интонаций достигается изменением высоты, силы, тембра голоса – его основных акустических характеристик. А это значит, что каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать для целей речевого общения все его богатые возможности. Однако воспитанию голоса часто не уделяется должного внимания, что приводит к неправильному пользованию голосом и связанным с этим голосовым расстройством. Значение голоса знает тот, кто потерял его или страдает стойкими его нарушениями.
Тембр голоса – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки; удивления, грусти, радости и т.д. Эмоциональная окраска речи достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произношении фразы, текста.
Тембр характеризуется основным тоном – это первичный звук, образующийся при колебаниях всей длины голосовых складок; обертоном, который образуется при колебаниях отдельных отрезков голосовых складок. Чем больше обертонов, тем богаче, красивей, ярче голос.
Голосовой аппарат человека состоит из трех отделов:
органов дыхания, обеспечивающих необходимую для голосообразования струю выдыхаемого воздуха;
гортани с голосовыми связками как непосредственно голосообразующего аппарата;
надставной трубы, то есть полостей рта и носоглотки, которые играют роль резонаторов, усиливающих образующийся в гортани звук и придающих ему индивидуальную тембровую окраску.
Резонатор – полое тело, заполненное воздухом и имеющее отверстие. Он усиливает звук и придает ему тембровую окраску.
Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе. Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу. По этой причине голос каждого человека глубоко индивидуален и неповторим, что позволяет нам легко узнавать людей по голосу. За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних – силу, мягкость, полноту звука. К верхним головным резонаторам относятся – глотка, носоглотка, полость рта, полость носа и его придаточных пазух. К нижним резонаторам относятся трахея, бронхи и легкие.
При шепоте происходит смыкание дыхания передних отделов голосовых складок. В момент дыхания голосовые складки находятся в расслабленном состоянии, образуя щель. Но обязательно нужно учитывать роль центральной нервной системы в голосообразовании. И центральная нервная система обеспечивает координированную работу всех отделов и органов голосообразования.
Характер голоса тесно связан с формой и величиной голосовых складок, которые представляют собой образования перламутрового цвета, состоящие из эластичных и мышечных волокон, которые размещаются на уровне 4-5 шейного позвонка.
У женщин длина голосовых связок 14-18 мм, ширина 1,5-2,5 мм.
У мужчин длина 18-25 мм, ширина 2,5-4,5 мм.
А так как высота звука зависит от частоты колебаний, а частота от длины колеблющегося тела, то частота колебаний женских связок гораздо больше, чем мужских и, следовательно, женские голоса тоньше и выше, чем мужские. Так же на высоту звука влияет самый большой из хрящей гортани – щитовидный. Он состоит из правой и левой симметричных пластинок. Они соединены между собой спереди под острым углом. У женщин этот угол шире, чем у мужчин. И у мужчин щитовидный хрящ выдается вперед и носит название кадыка или «адамова яблока». У мужчин с выраженным кадыком голос более низкий.
В процессе взросления гортань изменяется. Наиболее активный рост наблюдается у мужского пола от 14 до 16 лет. Так у знаменитого певца Робертино Лоретти по мере взросления голос утратил свой детский сказочный тембр. А у женского пола – от 16 до 18 лет. Заканчивается рост у мужчин к 24 годам, у женщин к 18 годам.
Важную роль при смыкании и размыкании голосовых связок, а также при глотании пищи играют мышцы, которые начинают формироваться с 7-летнего возраста и лишь к 12 годам приобретают вид особого пучка. Максимального развития мышечные волокна достигают в 20 – 40 лет, а в 60 – 80 лет наблюдается их атрофия. Поэтому голоса пожилых людей более хриплые, невыразительные, утрачивается мелодичность и сила [1].
Потеря голоса и ее причины
Одно из самых неприятных последствий – исчезновение голоса. Когда человек не может говорить, его повседневная жизнь превращается в самые настоящие муки. Даже обычная просьба или вопрос становятся проблемой в озвучивании. Когда пропадает голос, врачи не рекомендуют шептать, так как шепот требует еще больших усилий, нежели чем обычный разговор.
К основным причинам потери голоса относятся:
инфекционные заболевания (ларингиты, ларинготрахеиты);
вдыхание и употребление вредных химических веществ (аммиак, алкоголя, табака);
заболевания сердца, щитовидной железы;
аллергическая реакция (происходит стремительный отек, человек не может говорить или даже дышать);
злоупотребление горячей пищей и напитков;
неврозы;
профессиональная деятельность: пение, чтение лекций – может стать причиной перенапряжения голосовых мышц и впоследствии потерей голоса.
Как сохранить голос
Изучив литературу по данному вопросу, выяснила, что для предотвращения заболеваний голосового аппарата необходимо соблюдать следующие правила.
Правила по сохранению здорового голоса:
1. Закалять свой организм в целом и горло в отдельности. Ежедневно полоскать прохладной водой, постепенно снижая температуру с 18-20 до 12-150 С.
2. Не ходить быстро в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивном движении дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.
3. После больших голосовых нагрузок постараться сохранить режим молчания. Работоспособность утомленных нервных центров лучше всего восстанавливается при переходе к другой мышечной работе, поэтому после больших голосовых нагрузок лучше молча погулять, совершить пробежку.
4. Не стоит долго находиться в жарких помещениях с сухим воздухом, так как это вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому жилые и рабочие помещения нужно увлажнять. При появлении сухости во рту либо в горле поможет стакан минеральной или простой кипяченой воды комнатной температуры. В этой ситуации не следует пить горячий чай или кофе. Если в горле ощущается дискомфорт и жжение, можно закапать и в рот, и в нос несколько капель оливкового масла. Поможет при этом и полоскание горла раствором пищевой соды. Не откладывайте визиты к специалисту, если с горлом возникают какие-то проблемы – воспалительные процессы, севший голос и т.д. Помните, что голос может вам жестоко отплатить за невнимательное отношение или неверную оценку сложности проблемы.
5. Для сохранения здорового голоса стоит избегать употребления алкоголя, так как содержащийся в алкогольных напитках спирт вызывает усиленный прилив крови к гортани, набухает и краснеет, лишая вас возможности реализовать весь голосовой потенциал. Кроме того, люди, употребляющие алкогольные напитки, нередко страдают такими симптомами, как сухость горла и регулярная хрипота, которые также не украшают тембр.
6. Также нужно совсем отказаться от курения. Голос курящего человека лишен мягкости, положение осложняет и постоянный утренний «кашель курильщика». Дело в том, что табачный дым, вдыхаемый при курении, провоцирует катар верхних дыхательных путей, часто в процесс вовлекаются бронхи и легкие.
7. Осторожно употребляйте в пищу острые приправы: перец, горчицу и т.п. Они раздражают слизистую оболочку глотки и гортани.
6. Следует быть умеренными в пищи. Но и голодание, так же, как и избыточное потребление приводит к неполноценности голоса.
7. Нельзя начинать петь или громко говорить после приема пищи, это может привести к нарушению функции органов дыхания и голосового аппарата.
8. Очень полезны физические упражнения, укрепляющие органы дыхания и голосового аппарата и способствующие его развитию.
9. Самое главное: голосовые складки очень нежные реагируют на каждый ваш выдох, поэтому не надо стараться кричать, как можно громче. Они могут не выдержать, отклоняясь на большие амплитуды. А визгливый голос заставляет складки колебаться так быстро, что не выдерживают нагрузки. Говорите, спокойно, не напрягаясь. Тем самым вы сбережете свой голос, и вас лучше будут слышать и понимать [2].
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование
С целью выявления уровня знаний о голосе человека провела анкетирование среди учащихся 5 - 7 классов, в котором приняли участие 37школьников (Приложение 1).
Получены следующие результаты:
На вопрос «Важен ли голос в жизни человека?» положительно ответило 54,1% учащихся.
У 27 % школьников существуют проблемы с голосом.
На вопрос «Может ли еда повлиять на ваш голос?» ответили: да – 16,2%, нет – 75,7%.
37,8% ребят знают, что такое мутация голоса и 32,4% считают, что пение полезно для голоса.
В результате анкетирования выяснила, что большинство учащихся знают о роли голоса в нашей жизни, но не все знают, как сохранить и развивать голос.
2.2. Упражнения для развития голоса
На основе проведенного анкетирования подобрала комплекс упражнений для развития голоса.
Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от общения. Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные. К его мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес он никогда не услышит: «Лучше бы он рта не открывал».
Специальные упражнения для тренировки голоса, научат говорить человека красиво, уверенно и свободно [5].
Первоочередная задача в работе с голосом ‒ постановка правильного дыхания. Для постановки голоса необходимо начинать с упражнений для диафрагмы, которые обеспечивает силу и выразительность голосу. Тренированная диафрагма и эластичные капилляры способны заставить работать грудную клетку: расширяться и растягивать в полную силу легкие, доносить кислород и жизненную энергию до всех органов и клеточек (Приложение 2).
Также нужно научиться пользоваться силой звука, как выразительным средством речи. Нужно говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот [7]. Гибкое изменение громкости голоса позволяет достичь разнообразия в речи, делает её интереснее и приковывает внимание. Вспомните, кто из взрослых читал вам в детстве сказки так, что вы живо представляли себе то тихий уединённый замок, в котором томилась принцесса, то гром сражения – конский топот и звон мечей. Таких озвученных воображаемых картин, можно добиться только, если использовать в речи динамические оттенки, то есть варьировать громкость голоса (Приложение 3).
Основой разборчивости и четкости речи является дикция. Чистоту и ясность произношения обеспечивает правильная работа артикуляторного аппарата, а именно его подвижных частей ‒ губ, языка, неба, глотки, нижней челюсти. Они должны быть эластичны, подвижны и управляемы. Даже если нет явных изъянов в речи, работа над дикцией принесет ощутимую пользу, она является продолжением тренировки дыхания (Приложение 4).
Самый простейший метод для развития дикции, который использовали наши бабушки, прабабушки. Для этого берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное — нужно слоги проговаривать четко.
Также многое зависит и от резонаторов – усилителей звука. Именно они делают звучание голоса объемным, придают ему глубину. Различают верхние и нижние резонаторы. К верхним относится все, что находится над связками, в том числе теменная кость и носовые полости. Именно от верхних резонаторов зависит чистота и звонкость звучания. Нижние же (грудная клетка) отвечают за мощь.
Работа с резонаторами, их регулярная тренировка обеспечат должную чистоту голоса. Это важная составляющая, за которую ценят голос, сопоставимая по значимости с силой, а то и превосходящая ее (Приложение 5).
При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение [6].
2.3. Рекомендации по выполнению упражнений развития голоса
Вы познакомились с упражнениями и советами по поводу того, как поставить голос для пения и речи, и, наверное, готовы приступить к занятиям.
Особое внимание нужно уделять технике упражнений и четкому их выполнению, ведь только такой подход поможет усовершенствовать свои голосовые данные, добиться красивого звучания и тембра.
Тех, кто рассчитывает на быстрый результат, ждет разочарование. Цели можно достичь лишь путем систематических регулярных тренировок – как и в любом другом случае, когда мы хотим себя усовершенствовать, будь то физическая форма, изучение иностранного языка и т.п. Не стоит заниматься этим по нескольку часов в день, ведь гораздо важнее система и регулярность, а не длительность каждой тренировки. К тому же излишнее усердие может привести к срыву не готовых к интенсивным нагрузкам связок, и дальнейшие занятия придется отложить до их восстановления.
Времени и усилий на постановку может потребоваться немало, но результат стоит того. Заниматься нужно регулярно, не пропуская ни одного урока, а иногда соблазн будет велик, потому что договориться с собой легко. Если вы упорный и волевой человек, то не надо откладывать дело в долгий ящик – приступайте к занятиям прямо сейчас.
Заключение
В ходе работы были изучены факторы, влияющие на состояние голосовых связок и способы их сохранения.
Голос важен для нас так же, как важен внешний вид, имидж и манеры общения. Это тот инструмент, посредством которого мы доносим свои мысли до других людей. От наших речевых и голосовых данных зависит взаимопонимание между нами и другими людьми.
Хорошо поставленный голос делает речь выразительной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, привлечь его на нашу сторону. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь наш голос (как и магнетический взгляд) это могущественный инструмент, с помощью которого можно очаровать или оттолкнуть человека усыпить его или напротив, расшевелить.
Если мы стремимся к совершенству, если для нас «саморазвитиеличности» и«личностный рост»не просто слова, необходимо уделять внимание развитию голоса. Красивый голос может способствовать карьерному росту ‒ человек, владеющий внятной речью и умением выступать публично, хорошо подходит для руководящих должностей и высоких постов. Поэтому овладение навыками тренировки голоса необходимо знать и применять в повседневной жизни. Таким образом, голос нужно беречь и его развивать.
Если человек по роду своей деятельности постоянно напрягает голосовые связки, ему следует постоянно следить за горлом. Хотя бы раз в полгода рекомендуется посещать фониатра, особенно если ранее был ларингит. Многие пытаются лечить простудные заболевания в домашних условиях без посещения врача. Такой легкомысленный подход к своему здоровью может плохо закончиться. Не нужно заниматься самолечением и вовремя обращаться за помощью к специалистам. Не забывайте, что потеря голоса может сигнализировать об опасном заболевании.
Таким образом, гипотеза о том, что голос играет особую роль и его нужно беречь, подтверждена.
Индийский музыкант и философ Хазрат Инайят Хан писал:
«Тот, кто владеет своим голосом ‒ владеет собой.
Тот, кто владеет собой ‒ свободен.
Выбор свободного человека ‒ безграничен.
Поэтому, открой свой голос, и позволь себе быть свободным!!!»
В результате изучения литературы и интернет-ресурсов, на основе анкетирования о значении голоса были подобраны упражнения и разработана памятка для развития голоса.
Список литературы
Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. М.: Высшее образование, 2015. – 192 с.
Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. Л.: Медгиз, 1970. – 172 с.
Лаптева Е.В. Лучшие скороговорки для развития речи: учебное пособие по развитию речи/ Лаптева Е.В. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 110 с.
Интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81
https://lifehac2цker.ru/krasivyj-golos/
https://www.demyanoff.ru/blog/kak-postavit-golos-samostojatelno#7
https://mdou57-lukomorie.ru/data/3333e8be0ca3ce9c8635b710cfd9e524.pdf
Приложение 1
Анкетирование учащихся
Возраст опрашиваемых: 12-14 лет.
Важен ли голос в жизни человека?
Есть ли у вас какие-либо проблемы с голосом?
Как вы думаете, может ли еда повлиять на ваш голос?
Знаете ли вы, что такое мутация голоса?
По вашему мнению, полезно ли пение для голоса?
Рисунок 1. Результаты анкетирования учащихся
Приложение 2
Тренировка диафрагмы
Все упражнения выполняются в положении стоя или сидя, при этом спина должна быть обязательно прямой, а тело – расслабленным. Это позволит звуку литься свободно, без дополнительных преград. Дышать следует через нос. Вдох не должен быть слишком сильным. Вспомните, как вы нюхаете ароматный цветок, и зафиксируйте это ощущение. А правильный выдох по силе должен быть такой, чтобы погасла воображаемая свеча. Это равновесие необходимо поддерживать всегда.
Упражнение 1. Положите руки ладонями на диафрагму, которая расположена чуть выше живота, надавите на нее и в это же время вытолкните через нос весь запас воздуха. Наберите воздух и повторите упражнение несколько раз. Оно направлено на развитие диафрагмы, поэтому обязательно присутствует в комплексе упражнений для постановки голоса.
Упражнение 2. Встаньте перед зеркалом. Сделайте глубокий вдох через нос, а выдыхая воздух, произносите буквы И, Э, А, О, У так долго, насколько хватит вдоха. Произнося букву У, воздух следует полностью вытолкнуть из лёгких, слегка втягивая диафрагму.
Упражнение 3. Сомкните губы, не смыкая зубов, и произносите звук «МММ», начиная тихо, а затем постепенно наращивайте громкость и, наконец, с силой вытолкните максимально громкий звук диафрагмой. Такое упражнение выполняют для наработки силы голоса.
Упражнение 4. Издайте рычание, попытайтесь изобразить тигра. Извлечение открытого звонкого звука «РРР» эффективно расслабляет связки и позволяет настроить связь с верхними резонаторами. С этой же целью можно произносить содержащие букву Р, акцентируя на ней произношение: радость, рыло, радуга, забор и т.д.
Приложение 3
Упражнения для силы голоса
Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Он начнёт звучать громче и мощнее.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.
Приложение 4
Упражнения для улучшения артикуляции и дикции
Упражнение 1. Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными. Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро. К Т П (шесть разных сочетаний) + звуки гласные Ы О Э И А У. Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…). Те же действия проделываем для согласных Б Г Д, Ж Р Л, М Р Л в сочетании их с звуками гласными Ы О Э И А У. Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению (например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно. Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные: иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно. Читайте любимые стихи, выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё. Проговаривайте скороговорки-языковертки: сначала — медленно, затем — быстро, четко и ритмично:
Упражнение 2. Скороговорки станут следующим вашим шагом к чёткой дикции. Вот серия современных скороговорок, которые помогут вам тренировать различные группы согласных. Поэтому такой набор позволит развивать нашу дикцию гармонично.
1. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
2. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
3. На ура у гуру инаугурация прошла.
4. В сиреневенькой кометичке ‒ сиреневенькая. зубовыковыривательница.
5. На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
6. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
7. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
8. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
9. Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат — бородат.
10. Тщетно тщится щука ущемить леща.
11. Везет цапля чушку с щучкой на санках.
Приложение 5
Работа с резонаторами, их регулярная тренировка обеспечат должную чистоту голоса. Это важная составляющая, за которую ценят голос, сопоставимая по значимости с силой, а то и превосходящая ее. Причем чистота голоса важна как при постановке голоса для пения, так и просто для публичных выступлений или красивой речи.
Упражнение 1. Тренировка верхних резонаторов.
Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа. Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа. Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», "мимм", «нинн", "нунн", "нанн" и др. Сделайте глубокий вдох. На выдохе произносите сначала коротко, а далее протяжно любой из открытых слогов: му-муу, ми-мии, мо-моо, но-ноо, ни-нии и др.
Упражнение 2. Тренировка нижних резонаторов (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко).
В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине. В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и». Положение, стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».
Упражнение 3. Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.