Образ русского воина в отечественной литературе

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ русского воина в отечественной литературе

Жуков В.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Мурманский международный лицей»
Милейко Н.С. 1Рахманова М.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Мурманский международный лицей»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С развитием общества меняются ценности, восприятие действительности. Изменения часто невозможно назвать положительными или отрицательными, исследователям приходится констатировать то, что они есть. Такие трансформации можно обнаружить не только в общественной жизни, но и в жизни культурной: литературе, кинематографе, театре. Литература, как своеобразный слепок общества, фиксирует подобные изменения беспрестанно. И российские, и зарубежные писатели многие века размышляют над тем, как же трансформируется человек, его сознание в контексте постоянного прогресса.

Прогресс затрагивает не только техническую сферу развития человечества, но и общественную. Сильные социальные потрясения, преследующие нас и сейчас, вызывают бурный интерес человека. Например, войны.

В отечественной литературе представлена целая галерея образов русских воинов. Можно выявить особенности их характеров в зависимости от эпохи, в которую они живут, основными идеями которыми он движимы, вычленить основные культурные особенности в отличие от его зарубежных аналогов.

Проблема исследования состоит в следующем: несмотря на то, что изучение образа русского воина в отечественной литературе встречается довольно часто, до сих пор нет полноценного рассмотрения образов героев и особенностей их характера в зависимости от различного исторического периода.

Цель исследования – проследить эволюцию образа русского воина.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Отобрать произведения отечественной литературы, в которых отражается образ русского воина.

Выбрать литературных героев, подходящих для выявления особенностей характера, поведения.

Определить черты русского воина в каждой эпохе.

Объектом изучения стали произведения отечественной литературы.

Предметом исследования – образ русского воина в отечественной литературе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой образ русского воина эволюционирует в соответствии с особенностями каждой эпохи.

Методы исследования: анализ статистических данных, метод выборки, метод дедукции, сравнительный анализ.

Новизна данной работы состоит в том, что изучению образа в литературных произведениях посвящено недостаточно исследований, которые в свою очередь имеют отрывочный, неполный характер. Мы постарались собрать и проанализировать не только встречающиеся образы в произведениях, но и дать им характеристику, выделить основные качества русского воина в отечественной литературе.

Теоретическая значимость заключается в исследовании свойственных для русского воина черт характера и обобщении полученных результатов, что позволит составить полноценную картину развития литературы патриотического содержания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что мы опишем литературный портрет русского воина, который можно использовать на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях, а также определим на основе сравнительного анализа, какими качествами по мнению отечественных авторов должен обладать русский воин.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Анализ основных понятий исследования

Образ (художественный) как основное литературоведческое понятие. В центре образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущий в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа… В его создании принимает участие художественный вымысел, который усиливает обобщенное значение. Обобщающее значение образа неотделимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему [8, с. 95-96]. Следовательно, образ – это способ изображения жизни человека, который имеет как индивидуальное, так и обобщающее значение. То есть образ служит не только средством описания особенностей личности, которые отражают основные черты поколения, присущие определенной эпохе, но и, в свою очередь, отражает авторский идеал, связанный с актуальными потребностями общества.

Одним из наиболее распространенных образов в отечественной литературе является образ русского воина. Обратимся к словарному определению слова воин. Воин – 1. Боец, военнослужащий 2. Тот, кто обладает воинскими качествами, кто опытен в воинском деле [8, с. 37]. Таким образом, воин – это человек, обладающий определенным опытом в воинском деле и наделенный определенными чертами характера, которые помогают ему в выполнении его долга. Эти черты, в пределах жизни, литературы, всегда разные. На наш взгляд, это объясняется особенностями той или иной исторической эпохи. Вторая глава нашего исследования будет посвящена выявлению этих самых личностных черт образа русского воина в отечественной литературе.

Из этого следует: чтобы разобрать в том, что такое отечественная литература дадим определение двум словам этого словосочетания отдельно. Отечественная – это относящаяся к отечеству, принадлежащая ему, созданная в своей стране [9]. Литература – это вся письменность, которая имеет общественное значение. Таким образом, мы пришли к выводу, что отечественная литература создана в пределах своего государства и неразрывно связана с социальной составляющей жизни человека. Из этого следует, что отечественная литература формирует любовь к своей родине, к ее истории, культуре, а это неразрывно связано с таким понятием, как «патриотизм».

Патриотизм - только тогда представляет собой устойчивое нравственное чувство, когда он произрастает из особенностей жизненного уклада и культурных традиций того или иного народа, а значит, естественным образом формируется в процессе освоения данного уклада и традиций подрастающими поколениями [4, с. 36]. При этом большое значение здесь имеют язык, а также принципы и убеждения, которые являются главными на определенном историческом этапе.

1.2. Критерии отбора материала исследования

В выборе литературы для исследования мы опирались на произведения школьной программы для 5 класса, а также на те книги, которые подробно анализируются во многих исследованиях в рамках изучаемой темы. Первый блок литературы будет рассматриваться нами подробно, поскольку в нем представлены произведения, которые практически не изучены с точки зрения анализа образа русского воина. Для второго блока, в свою очередь, мы даем краткую обзорную информацию. Также эта тема упоминается нами в сфере региональной литературы, потому как нашей малой родиной является Кольский Север. Эти произведения составляют третий блок.

Таким образом, в первый блок входят следующие произведения: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Во второй блок входят: былины об Илье Муромце, «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Третий блок составляет поэзия мурманских авторов, а именно: Ярослава Родионова, Константина Бельхина, Александра Подстаницкого, Николая Букина.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Образ русского воина в произведениях устного народного творчества

В фольклорных произведениях образ русского воина напрямую связан с величественными образами богатырей – защитниками Родины, что поднимали дух воинов, поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, нравственным идеалом.

Среди русских волшебных сказок выделяют сказки героического содержания, повествующие о храбрых молодцах, т.е. богатырях. Одной из таких сказок является произведение «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В отличие от былинных богатырей, Иван-крестьянский сын не служит князю, он мирный труженик. Зачин сказки совершенно не похож на привычные формулы волшебных сказок. В нём сообщаются обычные бытовые сведения о герое: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали» [6, c. 28]. Уже в первых строках произведения автором-народом подчеркивается крестьянское происхождение героя, который, являясь младший сыном, выделяется среди своих безыменных братьев. В сказке неоднократно отмечается, что бесстрашным и непобедимым Ивана-крестьянского сына делает не физическая сила, а его храбрость, смекалка, любовь к русской земле, желание заниматься повседневным трудом. Герой, как и подобает настоящему богатырю, самостоятельно одерживает победу над чудом-юдом, желавшим «всех людей истребить, города-сёла огнём спалить» [6, c. 28]. Сокрушив врага, Иван-крестьянский сын возвращается домой, в родную деревню, чтобы заниматься привычным делом: «поле пахать, рожь да пшеницу сеять» [6, c. 38]. На наш взгляд, в данной сказке олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, которую им может обеспечить некто наподобие Ивана – человек, имеющий честь, совесть, являющий патриотом, защитником.

Таким образом, на примере сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» мы видим, как в образе воина отражается вера народа в собственные силы, в героический потенциал простого человека, мирного труженика, в его находчивость, силу, которая даёт любовь к родной земле.

Однако, на наш вгляд, самым ярким образом русского воина в произведениях устного народного творчества является Илья Муромец – один из главных героев русского эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, заступника.

Илья Муромец 33 года пролежал на печи, и сила богатырская была пробуждена в нём необходимостью постоять за русскую землю. Былины, посвящённые Илье Муромцу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой Ильи Муромца, как и в случае с Иваном-крестьянским сыном, является любовь к родной земле. Он отличается не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи: уважение к старшим, к патриархальным традициям жизни и быта крестьян, бескорыстие при выполнении долга. Служение родине, людям – вот главное содержание и цель жизни Ильи Муромца:

Я иду служить за веру христианскую,
И за землю российскую,
Да и за стольние Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей
[1, c. 357]…

Имена многих славных витязей сохранила память русского народа, но именно Илья Муромец неизменно считается покровителем русского воинства. Так, например, рассказы о подвигах Ильи Муромца входили в круг обязательного чтения солдат русской армии XIX. Таким образом, в сознании народа богатырь становится одним из главных защитников родной земли от врагов [7, c. 184].

Таким образом, мы видим, что в образе воина, представленном в произведениях устного народного творчества, выделяются черты героя из простого народа: ум, сила, скромность, преданность своему делу.

2.2 Образ русского воина в произведениях древнерусской литературы

Тема русского воинства сильна в древнерусской литературе. Если в начале ее формирования было важно только само наличие воинского духа и, соответственно, военный был исключительно собирательным персонажем, обладающим обобщёнными чертами всего русского войска, то позже, с нашествием татаро-монгольского ига, с демократизацией русской литературы, выделяются конкретные персонажи с яркими индивидуальными чертами личности. [2, c. 43-51]. Так, например, изначальные обобщенные образы ярко представлены в таких культовых произведениях, как «Слово о полку Игореве» и стилизованной под «Слово…» «Задонщине». Русское воинство представлено глубоковерующим, преданным князю, тонко чувствующим природу.

А вот в «Повести о разорении Рязани Батыем» появляются индивидуальные черты героев. С большим уважением хан Батый относится к конкретному русскому воеводе, чье имя стало нарицательным, к Евпатию Коловрату, который хоть и не одолел воинство хана, но погиб только после того, как против его дружины вывели каменомётное оружие, которым обычно разрушали укрепления. Батый поражается силе духа, стойкости, верности и героизму Евпатия Коловрата, сокрушается о том, что ему не довелось иметь такого доблестного воина.

Однако следует отметить, что патриотическое содержание присуще не только поздним древнерусским произведениям, но и более ранним – например, историям из «Повести временных лет». Обратимся к содержанию притчи «Подвиг отрока и хитрость воеводы Претича».

Воевода Претич – истинный воин, он готов погибнуть, защищая родную землю. Его подвиг заключается в следующем: он не погубил напрасно свою дружину, а смог убедить противника в том, что за ним идут огромные силы князя Святослава. Несмотря на суровые времена, описанные в повести, мы видим, что воевода заботится о своих подчиненных.

Сам же князь Святослав всё время, пока разворачиваются события, пребывает в Переяславце на Дунае. Его возвращение в Киев становится развязкой. С одной стороны, это счастливый конец, потому что захватчики разгромлены, а с другой – никто не восхваляет князя. Наоборот, народ корит его: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих <…> Неужели не жаль тебе своей отчины…» [6, c. 59]

Святослав – великий полководец и завоеватель, но его жажда славы и чужих земель могла погубить Киев. Таким образом, данная притча показывает читателям, что доблестный воин не должен искать чужой земли. Его задача – заботиться об Отчизне.

2.3. Образ русского воина в лирике, посвящённой Отечественной войне 1812 года

Отечественная война 1812 года стала поворотным событием для России не только в историческом плане, но и в культурном, поскольку определила дальнейший путь развития отечественной литературы. Так, в этот период впервые в русской лирике выделяются такие понятия, как «отечество», «воинская честь», «воинская слава» и т.д.

Одним из самых ярких произведений, посвящённых теме Отечественной войны 1812 года, является стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В основе стихотворения – исторический подвиг, совершенный русскими воинами в день Бородинской битвы, который в итоге переломил ход войны.

В 1 строфе стихотворения читатель становится невольным свидетелем душевной беседы молодого солдата и ветерана Бородинского сражения. Со 2 строфы диалог переходит в монолог-рассказ старого воина. Начинается рассказ со слов:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
[6, c. 151].

Интересно отметить, что образ богатыря у М.Ю. Лермонтова теперь служит укором молодому поколению, которое, как говорил В.Г. Белинский, дремлет в бездействии.

М.Ю. Лермонтов прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведётся от лица простого человека – участника Бородинского сражения. Звучит тихий голос бывалого солдата: впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

На наш взгляд, М.Ю. Лермонтов сумел показать масштабы и серьезность сражения. Обида за гибель товарищей, ненависть к захватчикам только сильнее разжигали ярость у русских солдат. Лирического героя охватывает чувство патриотизма, готовность отдать свою жизнь за родину. В стихотворении звучит восхищение несокрушимой мощью русского воинства, которое сумело в решающий момент истории выгнать врага с родной земли.

2.4. Образ русского воина во фронтовой поэзии Кольского края

Великая Отечественная война была самым страшным событием в истории России XX века. Она унесла жизни миллионов людей и коснулась каждой семьи.

В период войны вся поэзия стала фронтовой. В ней поднимается тема единства народа, тема смерти и жизни, тема дружбы и товарищества на фронте. Военная поэзия помогала не терять дух и оставаться стойкими до победного конца.

Свой вклад в эту поддержку внёс и наш Кольский край, что неудивительно. Заполярье героически отражало атаки: именно здесь проходили такие крупные битвы, как «Мурманская операция», «Оборона Заполярья», «Платинфукс», также проходили многочисленные морские сражения. И весь этот военный дух повлиял на поэзию Кольского края.

Так, например, в сатирической лирике Ярослава Родионова – сотрудника газеты «Краснофлотец» – тема русского воинства непосредственно связана с образом Северного Флота: «Кто фашистам на море жару поддает? Кто на дно пускает их? Северный флот» [5].

Константин Бельхин, публиковавшийся в газете «Полярная правда, посылал стихотворные письма своей жене, Юлии, и рассказывал о «невесёлой» судьбе русских солдат:

Осыпалась белая калина, умирала под колесами орудий.

Словно свадьбу злую пировали ненавистью вздыбленные люди [3].

Александр Подстаницкий, мурманский поэт и журналист, отправился на войну совсем молодым, но писать не перестал даже на фронте. В его лирике звучит мысль о том, что ужасы войны и связанное с ними желание защитить свою малую родину, никогда не покинут солдата:

Позабыть хотя бы на минуту
Песню боя, что ревел мотор,
Боль в плечах от лямок парашюта,
Пулемётов быстрый разговор
[3].

Стоит помнить и о Николае Букине, ведь именно он автор слов известной военной песни «Прощайте, скалистые горы». Он был призван в армию на Северный флот на полуостров Рыбачий. Там встретил начало Великой Отечественной войны, там же и её окончание. Проведя столько лет в Заполярье, он смог выразить своё восхищение русским воинством Кольского края при помощи пейзажных зарисовок северной природы:

Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.

Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут о борт корабля,
Но радостно встретит героев
Рыбачий – Родимая наша земля
[5].

Вывод напрашивается сам собой: образ русского воина во фронтовой поэзии Кольского края служил способом поднять дух тех, кто уже потерял надежду, вселить веру в людей в победу своей Родины, передать страшную атмосферу войны, но при этом показать, что, даже будучи на фронте, настоящие патриоты не отчаиваются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы пришли к выводу, что образ русского воина в отечественной литературе воплощает в себе главные элементы патриотизма, а именно – привязанность к родному дому и своей земле.

Образ воина олицетворяет важнейшие интересы и идеалы народа. В отечественной литературе он раскрывается в различных видах произведений – в фольклоре (сказках и былинах), в литературе Древней Руси (воинских повестях и летописных сказаниях), а также в лирике – поэзии XIX века и времён Великой Отечественной войны.

Несмотря на то, что в каждой исторической эпохе в образе русского воина появляются новые личностные черты, одна вещь остаётся неизменной. Русский воин – простой и скромный победитель, наделённый смекалкой и нравственной силой. Он один из главных мужских образов русской культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Гильфердинг, А.Ф. Онежинские былины [Текст] / Гильфердинг А.Ф. – М.; Л.: АН СССР, 1951. – Т. III. – 669 с.

Гудзий, Н.К. История древнерусской литературы: Учебник [Текст] / Н.К. Гудзий. Вступительная статья и комментарий А.М. Ранчина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 592 с.

Дюжев, Ю.И. Литературное Заполярье военных лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sever-journal.ru/vyshedshie-nomera/new-issueyear-3/05-06/literaturovedenie/literaturnoe-zapoljar-e-voennyh-let/, свободный. – (Дата обращения: 12.12.2020)

Корженко, О.М., Реш. О.В. Образ воина как один из аспектов мужского образа в системе русской народной культуры [Текст] // Modern Science. – М.: Институт стратегических исследований, 2020. – 9-1. – С. 36-40.

Коржов, Д.В. Фронтовая поэзия Кольского Заполярья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poezosfera.ru/dmitrij-korzhov-frontovaya-poeziya-kol-3.html, свободный. – (Дата обращения: 12.12.2020)

Коровина, В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 частях. Часть 1 [Текст] / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.: с ил.

Кравцов, Н.И. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / Н.И. Кравцов и др. – М.: Просвещение, 1971. – 384 с.

Тимофеев, Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов Текст] / Л.И. Тимофеев, Н. Венгров и др. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1955. – 180 с.

Толкование слова «Отечественная» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F, свободный. – (Дата обращения: 12.12.2020)

Просмотров работы: 3168