Образ кота в произведении И.П. Мониной «Кот Васька и другие»

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ кота в произведении И.П. Мониной «Кот Васька и другие»

Кудрявцева Н.А. 1
1МАОУ "СОШ №15 г Челябинска"
Меркулова Г.П. 1
1МАОУ "СОШ №15 г Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Литература Урала достойна пристального изучения. Настоящим праздником для ребят в литературно – краеведческом музее «Кораблик» становятся встречи с поэтами и писателями родного края. Давним другом «Кораблика» стала Ирина Павловна Монина. Из Бортовых журналов музея я узнала, что первая встреча с писателем состоялась в марте 2010 года в библиотеке им. Д. Мамина – Сибиряка, вторая – в октябре 2014 года, где состоялась презентация книги «Васька Кот и другие». Друзья по перу, писатели Ольга Мискевич, Наталья Крупина, Нина Пикулева, ярко и эмоциональной делились впечатлениями о данном произведении и читали отрывки так, что сразу появлялось желание почитать эту книгу. (Приложение 1). И. Монина «Ваську…» подарила ребятам, книга есть в нашем музее. Я ее тоже прочитала с большим удовольствием. И самой большой радостью для меня стала встреча с И.П. Мониной, которая состоялась в «Кораблике» 2 сентября 2021 года. Автор, человек интересный, с активной жизненной позицией, рассказал о себе следующее: «Родилась в Башкирии в городе Бирск у самой реки. В большой дружной семье, родители были учителями. Талант обнаружился еще в детстве: своё первое четверостишье про дуб и лук написала в шесть лет. Потом был перерыв. В 25 лет новый виток в ее жизни, переехала в Челябинск, где окончила институт культуры. И снова начала писать. Принимала участие в конкурсе «Прекрасен наш Союз», в 2009 году получила высшую оценку - Гран-при в номинации «Поэзия и проза». Большое удовольствие мне доставляет чтение книг. Любимые поэты А. Пушкин, О. Павлов, К. Скворцов. В настоящее время работаю в библиотеке и руковожу поэтическим кружком «Откровение». [4]. Живем со своей семьёй у озера Смолино». (Приложение 2). Эти факты повлияли на выбор темы моего исследования «Образ кота в произведении И.П. Мониной «Кот Васька и другие».

Заметим, что образ кота в устном народном творчестве и авторской литературе является одним из часто встречаемых, т. к. кот или кошка, по народным поверьям, являются символом домашнего очага. Литературоведы отмечают, что животные, в том числе и кошки, «показывают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту». [2]. Вспомним сказки «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Мудрая жена». В фольклоре кошка и помощница, и домашняя любимица, и носитель зла, предвестник несчастья. Характер ее неоднозначен: с одной стороны, она добрая, ласковая, с другой – непокорная, вороватая, хитрая.

В авторских произведениях (поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», сказка Братьев Гримм «Бременские музыканты», сказка Шарля Перро «Кот в сапогах», сказка Бориса Шергина «Волшебное кольцо», сказПавла Бажова «Серебряное копытце», рассказ К.Г. Паустовского «Кот ворюга») кошки всё больше утверждаются как существа особенные, со своим внутренним миром, с чувством собственного достоинства и удивительной проницательностью.

Иными словами, и в авторской литературе кошка сохраняет те же черты, что и в фольклоре, кроме того, она может быть показана не только как волшебное существо, выдуманный персонаж, но и как реальное животное. Уральский автор, Ирина Монина, также обращается к локусу кота, при этом автор, с одной стороны, выступает как продолжатель уже сложившейся традиции изображения домашнего питомца, а с другой - как писатель, создающий неповторимый художественный образ.

Итак, выбор темы не случаен: он позволяет, во – первых, получить представление о творчестве современного поэта и прозаика; во-вторых, установить, что нового в традиционный образ кота вносит уральский автор; в – третьих, понять, как писатель создает неповторимый художественный образ.

Объектом нашего исследования является рассказ И.П. Мониной «Кот Васька и другие». Предметом исследования«портрет» кота, созданный в этом произведении.

Цель исследования: выявить особенностисозданияобразакота в рассказе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Познакомиться с литературоведческими работами, посвященными анализу текста

Установить, каковы особенности создания «портрета» кота в произведении

Создать скрап - книги по рассказу Ирины Мониной «Васька Кокон и другие

Предпринятое исследование является актуальным, т.к. кот – часто встречаемый образ в произведениях, является символом домашнего очага и потому интересен для исследователей

Все это обусловило выбор методов нашего исследования - сравнительно-сопоставительный и структурно – семантический анализ текста.

Материалом исследования стал рассказ И.П. Мониной «Васька Кот и другие».

Научная новизна: в работе предпринята попытка системного анализа одного художественного образа в произведении уральского автора.

Гипотеза: предполагаем, что рассказ«Васька…» имеет сходство в создании образа кота.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы в школах Южного Урала, а также на занятиях внеурочной деятельности, посвященных анализу художественного текста

Структура работы отражает наши изыскания в данном направлении: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. «Портрет» кота в произведении И.П. Мониной

Заглавие произведения, как известно, ключ к интерпретации текста, поскольку это «первый знак текста, дающий читателю целый комплекс представлений о книге». И. Монина сама рассказала о происхождении названия: «Все мои стихи и рассказы основаны на реальных событиях. С детства слова «найди, спаси и обогрей» стала для меня криком. В молодости помогала уличным животным, забирала к себе домой маленьких котят, щенков и даже грачат, которых бросили на улице. Замысел этого рассказа и других («Динка», «Грач Гришка») появился благодаря спасенным животным». «Рассказ посвящен нашему общему любимцу-коту. Имя Кокон оправдано - он обволакивает нас своей любовью, своей песней- мурлыканьем дарит нам умиротворение» - с большим уважением к герою рассказывает автор. А в рассказе мы находим подтверждение его имени: «…это сочетание звуков было приятным, потому что после его всегда кормили», Васька всегда получал «возможность полакомиться небольшим кусочком, брошенным детьми ему под стол», он стал «упитанный и мягкий», как кокон: «Это хорошо, потому что у худого кота худая, плохая энергетика». [1].

Следует отметить, что у произведения есть подзаголовок «Наивные рассказы о Ваське Коконе». И. Монина поясняет: «Почему так? Ответ очевиден. Наш герой – простой домашний кот, он простодушный, доверчивый и непосредственный».

Композиционно рассказ поделен на четыре рассказа – главы: «Васька Кокон», «Васька Кокон - артист», «Васька Кокон-охотник», «Васька Кокон-путешественник». Такой способ построения текста оправдан, главы объединены одним образом - котом. Каждая глава по –новому раскрывает образ Васьки, и Кокон раскрывается перед читателем полнее и ярче. Интересна композиционная задумка автора: в первой, второй и третье главах мы узнаем, как живет Васька, как ладит с обитателями дома, и только в первом абзаце четвертой главы мы узнаем, как он появился в доме. Для чего? С какой целью автор так поступил? Могу предположить, что обитателям дома это уже неважно, как он пришел в их дом, что он был худ, голоден и брошен. Важно другое: он для них дорог, они о нем беспокоятся, они считают его своим членом семьи, Ваську всегда ждет блюдце с молоком и сосиска. (Приложение 3).

Сюжет прост. В основе рассказа последовательное описание событий, в которых главное действующее лицо - Кот Васька. Его волнуют божественные запахи пищи, он вертится на кухне и мечтает о сосиске, при этом размышляет о том, кто же из домочадцев ему ее даст. Кот осознает, что получить колбаску он может, если будет прогибать спинку и тянуть вверх передние лапки, он хитрил, и при этом ему самому «выступление доставляло удовольствие». Кокон понимает, как только он крысу поймает, его обязательно наградят, в такой день он как «герой или именинник» развалится и лежит посреди комнаты, он «сыт и доволен». Васька «любит» путешествовать - уходить из дома, пережидать ночь на верхушке дерева, боясь странного леса, запахов и звуков. Еще больше он любит возвращаться домой, жалобно мяукать и сознавать, что его дома ждут и все ему рады. [3].

В первом рассказе «Васька Кокон» состоялось наше знакомство с главным героем. Создавая «портрет» кота - главного героя произведения, И. Монина использует различные изобразительно – выразительные средства. У кота все необычное: необычное имя Кокон и необычайно красивый цвет полосато – солнечный и приятный на ощупь: «Шкурка Васьки блестит, глаза светятся, усы растопырены, уши все слышат». Кот любит колбаску и знает, что, спев песню «Вилы- грабли» и потеревшись о ноги маленькой хозяйки, обязательно получит её. Живет Васька в деревне, в семье из четырех человек. Дом полон добротой и счастливым детским смехом. Сам Васька считает, что это он своим присутствием делает семью счастливее, перерабатывая плохую энергетику. Маленькие хозяева очень любят его: подкармливают колбаской, пускают по утрам погреться под одеяло, и гладят его по мягкой шерстке. Васька поёт им на ушко песенки: о вкусном утре, о солнце «как кусочке колбасы и о листочках на дереве как маленьких рыбках». Его утренние песенки- сравнения детям нравятся, Кокон заряжает маленьких хозяев на весь день ощущением счастья! [1].

Итак, внешностькотапередана с помощью эпитетов«полосато - серый», «упитанный» и «мягкий», что создает атмосферу нежности вокруг него. (Приложение 3). В очень спокойной и доброжелательной манере описана жизнь домашнего питомца, это удалось автору благодаря простым предложениям. Мудрость кошек высока, и давно признана людьми. В этой части описано отношения между кошкой и его хозяевами. Первый рассказ-глава Ирины Мониной о Ваське Коконе пропитан энергетикой доброты, солнечного света и счастья. [1].

Во втором рассказе «Васька Кокон – артист» автор описывает другие черты характера кота и его умения, используя для этого сравнения: «…с изяществом и природной грацией Вася прыгал со стула на стул, как потом ставил передние лапки на изогнутую спинку одного из них, как прогибался и тянул вверх переднюю лапку, требуя у зрителей аплодисментов и колбаски». Ирина Монина сравнивает Ваську с героями из сказок: «Кот в сапогах», Кот ученый из Лукоморья, Кот Баюн. Молодой хозяин очень гордился выступлением своего кота, Ваське и самому доставляло это огромное удовольствие. Он знал, что за своё выступление он получит не только аплодисменты, но и долгожданную, вкусную колбаску. Это было написано на его хитрой мордочке. После выступления Васька и хозяин шли на кухню, где все вместе: и хозяин (будто он тоже выступал), и Васька ели колбаску. Кот очень уважал холодильник, в котором лежало все, что душе угодно: и так любимая колбаска и мяско, и сосиски, с которыми была связана очень забавная история, которая изложена простыми предложениями, чтобы она стала понятна читателю и ее без труда можно рассказать кому – то. Старый хозяин положил сосиски на стол и лишь на миг отвернулся. Васька не смог удержаться и решил взять только одну сосисочку, которая свесилась со стола как мышка. Но она очень крепко была связана с другими сосисками. Когда старый хозяин повернулся к столу, то он увидел, как вся связка сосисок быстро исчезает со стола. Хозяин громко закричал и успел поймать последнюю сосиску и медленно вытянул всю связку, оставив последнюю в зубах у кота. [1].

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что Васька делал жизнь людей ярче, веселее и разнообразнее. Кот Васька радовал своих хозяев своим артистизмом, природной грацией, изяществом и сообразительностью. Второй рассказ о Ваське Коконе насыщен эмоциями и юмором. Читая его, невольно возникает улыбка на лице. Очень ярко автор описывает характер и хитрость кота. В этом автору помогают восклицательные предложения.

В третьем рассказе «Васька Кокон – охотник» автор повествует о том, что Васька не только домашний кот, который веселит своих хозяев за колбаску, но и настоящий охотник! Настоящим трофеем для него было поймать большую Шушеру. За это он получает особое одобрение большой хозяйки. Он ее не ест, а гордо вносит в дом и кладет в самом центре комнаты. Молодая и большая хозяйки очень гордятся Васькой, молодая хозяйка даже пытается погладить кота в знак восхищения. Но тут крыса вдруг оживает и вырывается из цепких зубов кота. Васька рычит от досады, происходит схватка между крысой и котом: «Возглас молодой хозяйки придает коту сил, он идет в атаку, крыса убегает под диван, где спит мальчик. Васька кидается за ней, крыса пытается выскочить с другой стороны дивана, но хозяйка прижимает её клюшкой. Васька делает свое дело, крыса побеждена! Ура! Васька герой, он сыт и доволен». [1].Писатель рассказывает о коте – охотнике, используя сочетание простых и сложных предложений, т.к. это трудный момент в жизни кота, о нем легко не расскажешь. Кроме того, именно в этой части рассказа больше всего предложений с однородными членами, автор перечисляет действия Васьки, его умение ловить крыс.

Третий рассказ мне понравился напряженным событием. Действительно читая эту часть, испытываешь волнение, досаду и радость за кота. Восхищает его отвага и храбрость перед большой Шушерой. Здесь Васька предстает перед нами совсем другим котом, не ласковым, и добрым мурлыкой, с которым мы познакомились в первых двух рассказах, а настоящим охотником!

В четвертом рассказе « Васька Кокон - путешественник» автор рисует Ваську как трусливого кота, который боится незнакомой обстановки. По злой шутке детей Васька, домашний кот, который вырос и жил на знакомой ему территории деревни оказался в лесу, в мире, живущем по другим законам. Оглушённый звуком мотоцикла, на котором его привезли, он тут же оказался среди деревьев. Дети сыграли с ним злую шутку. На кота полилось море чужих запахов и звуков. Васька весь день крутил головой, здесь на чужой территории ему было все непонятно. Наступили сумерки, пришла пора поохотиться. Васька весь день просидевший голодным, услышав шорох в листве, приготовился схватить свою жертву. Но тут незнакомый и неприятный запах заставил его сильно испугаться, Васька в мгновении оказался на дереве. Такой отважный и храбрый Васька в предыдущем рассказе и совсем напуганный и трусливый предстает перед нами в незнакомой ему обстановке. [1].Читая четвертую часть, испытываешь, жалось к уже знакомому герою. В этой части рассказа писатель прибегает к метафорам, словам в переносном смысле, и олицетворениям, т.к. лес оживает, окружает кота, нагоняет на него страх.

Мне кажется, автор хочет сказать нам о том, что любой может испытывать страх в незнакомой ему обстановке. Кажется, что история закончится очень грустно, но нет, Ваську находят его хозяева, они его очень любят и не бросили его, а отправились на поиски. Дочитав рассказ, испытываешь радость вместе с Васькой!

Итак, серия рассказов о Ваське мне очень понравилась, с каждой новой страницей мы узнаем, что-то новое о главном герое. В каждой его части Васька совсем разный: добрый, ласковый в первом, хитрый во втором, храбрый в третьем трусливый в четвертом. Мне кажется, этот добрый рассказ можно читать и взрослым, и детям. Он воспитывает добрые чувства и заряжает положительными эмоциями.

Глава 2. «Другие» в рассказе Ирины Мониной «Васька Кокон и другие»

Другие в рассказе - это взрослые: мама и папа, и дети: брат и сестра. В первой главе «Васька Кокон» мы знакомимся с самим полосато - солнечным котом, и всеми обитателями дома. Так, с первым, с кем знакомит нас автор, является, несомненно, хозяин дома. Он для кота «щедрый», т.к. отрезает кусочек колбаски, как только Васько споет: «-Как вкусно! Но мало- о-о-о! Хозяин, мало-о-о-о!» А вот большая хозяйка, она же главная, по размышлению кота, «кинет Ваське чего-нибудь вкусненького», когда будет варить обед. Васька знает подход к маленькой хозяйке, чтоб желанный кусочек колбаски оказался у него: нужно «громко спеть Вилы – грабли» и потереться об ее ноги». «Хозяин, добрый хозяин»- так Васька называет мальчика за то, что он «гладит голову кота, ушки, спинку и хвост и не отталкивает». [1].

Во второй главе узнаем об артистических способностях Кокона. И обитатели дома по- разному относятся к его талантам. Молодой хозяин «был горд своим любимцем», он «весело смеялся и гладил Ваську по голове и спинке, при этом оба сияли от счастья». Васька решил себя наградить за выступление и стащил сосиски со стола. Да вот вышла неувязочка, одна сосиска была связана с другой. И вот все «сосискины подружки» побежали за Коконом со стола на пол, а потом и в дырочку в подпол. Отец крикнул: « - А! А! А!» - ему помогла рыбацкая смекалка: он не дергая резко, вытянул все сосиски назад и только последнюю оставил в зубах у кота. [1].

В третьей главе узнаем, что кот Васька «умеет исхитриться и поймать большую Шушуру». Ему нужно лишь «доказать, какой он отменный охотник». Это у него получается, большая хозяйка довольна. Звонким голосом его подбадривает его маленькая: « - Молодец, Вася, молодец, Кокон!» [1].

В четвертой главе кот Васька со слезами на глазах думал, когда несколько дней отсутствовал дома: «Куда только судьба не забросит». Его изнутри «съедал страшный голод», он вспомнил, как «пришел к людям», где ему «предложили еду и коврик», и со временем он «превратился в ладного и красивого кота». Поэтому о нем скучали и переживали, если он только на день исчезал. Все обитатели дома его искали и кричали: «- Вася! Васька! Кокон!». И как только он появлялся все хотели его «погладить, потрогать, убедиться», что это он, их любимый кот: «-Вася, Васенька! Нашелся! Кокон нашелся. Сам вышел». [1].

Итак, мы понимаем, что кот любим в семье и взрослыми, и детьми. Маленькая хозяйка была с ним особенно ласкова, мальчик играл с котом и поглаживал его. Старший хозяин, отличный рыбак, был одновременно щедр и строг к нему. Большая хозяйка была заботливой и в меру ворчливой, как казалось коту, но именно ее, на мой взгляд, он больше всего уважал и старался ей угодить. Все обитатели дома относились к нему как к родному человеку, кормили, играли, почесывали и были рады его возвращению, также рад был этой встрече сам Васька, «рад своему дому, и блюдечку с молоком и сосиске». [1].

Глава 3. Создание скрап - книги по рассказу Ирины Мониной «Васька Кокон и другие»

Этим летом я прочитала рассказ Ирины Мониной «Кот Васька и другие». Рассказы – главы показались мне очень интересными, веселыми и чуть – чуть «переживательными. Автор настолько ярко и точно описывает самого кота, его жизнь и приключения, что в голове у читателя очень точно возникает образ Васьки Кокона и его истории.

Я придумала свои иллюстрации к этой книге. На создание и отрисовку иллюстраций у меня ушло два дня. К каждой истории - главе создавала отдельные зарисовки, для этого я перечитывала произведение и рисовала, стараясь передать в своих рисунках характер и эмоции главного героя кота Ваську, домочадцев и обстановку в доме в их доме, наиболее приближенную к тексту автора.

Когда уже иллюстрации были готовы, началась сборка книги: я вклеивала текст и собирала книгу по страницам. Обложку я решила обтянуть оранжевой тканью, под цвет шерсти кота Васьки. Для меня эта работа была новой, но очень интересной. Мне понравилось создавать книгу своими руками. (Приложение 4). Осенью состоялось знакомство с автором книги Ириной Мониной. В жизни каждого человека случаются встречи, о которых мы вспоминаем с теплом и храним их в сердце на долгие времена. Такая встреча произошла и в моей жизни. Это общение прошло на одном дыхании, в теплой и душевной обстановке, писательница много рассказывала нам о своей жизни, о своих увлечениях и о своем опыте написания рассказов. Хотелось бы встретиться ещё раз и поблагодарить её за творчество, пожелать успехов. А себе желаю создать новые иллюстрации уже к другим её рассказам.

Итак, мы провели исследовательскую работу по теме «Образ кота в произведении И.П. Мониной «Кот Васька и другие» и можем сделать следующие выводы.

Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась: рассказ«Васька…» имеет сходство в создании образа кота в фольклоре и авторской литературе, но здесь изображен кот детально и многогранно, т.к. у этого образа есть «прототип»- в семье автора рассказа в течение многих лет жил кот. Умения и таланты кота - артиста, охотника и путешественника переданы с богатым художественным мастерством.

С большим уважением к обитателям дома писатель передает их взаимоотношения с Васькой. «Другие» - это сам автор текста, ее муж и дети. Именно поэтому данный рассказ наполнен теплом и добротой. Читая данный текст, словно читаешь про своего домашнего питомца. Автору удалось реалистично, просто и душевно передать образ Кокона.

Практическая значимость нашего исследования: материалы могут быть использованы на уроках литературы в школах Южного Урала, а также на занятиях внеурочной деятельности, посвященных анализу художественного текста

Данный рассказ вдохновил меня создание скрап - книги, в которой размещены мои иллюстрации, мое виденье кота Васьки и его талантов. Для меня и эта работа была новой, но очень интересной. Мне понравилось создавать книгу своими руками. (Приложение 4).

Цель исследования достигнута, задачи для ее выполнения решены. Продолжу осваивать сравнительно-сопоставительный и структурно – семантический анализ текста и попробую проанализировать и другие рассказы этого автора.

Список литературы

Монина, И.П. Кот Васька и другие. [Текст]/Челябинск, 2014.- 32 с.

Введение в литературоведение. [Текст]: учеб. Пособие/ Под ред. Л.В. Чернец.- М.: Высш. шк., 2004.- с 680

Интернет - источники

Материал из Википедии. Сюжет. [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сюжет[режим доступа 20.08.2021]

Поэтический клуб «Откровение». Монина Ирина Павловна. [Электронный ресурс]. – URL: http://klub-otkrovenie.narod.ru/monina.html[режим доступа 10.06.2021]

Приложение 1

Встреча с Ириной Павловной Мониной на презентации книги «Кот Васька и другие» 12 октября 2014 года, Библиотека им Д. Н. Мамина - Сибиряка

   

Актив «Кораблика» в библиотеке им. Д.Н. Мамина - Сибиряка. 18.03.2010

Актив «Кораблика» в библиотеке им. Д.Н. Мамина - Сибиряка. 12.10.2014

     

Ольга Мискевич

Нина Пикулева

Наталья Крупина

Фотографии из Бортового журнала литературно – краеведческого музея «Кораблик» МАОУ «СОШ №15 г Челябинска»

Приложение 2

Встреча с Ириной Павловной Мониной в литературно – краеведческом музее «Кораблик» МАОУ «СОШ №15 г. Челябинска». 2 сентября 2021 года

 
   
   

Фотографии из архива автора работы и его руководителя https://vk.com/album-198607460_280993717 (группа 6б класса МАОУ «СОШ №15 г. Челябинска»

Приложение 3

Иллюстрации к книге И. П. Мониной «Кот Васька и другие», выполненные художником Ольгой Савчук

   

Обложка книги

Запись автора – дарение книги «Кораблику»

   

Рассказ первый «Васька Кокон»

Рассказ второй «Васька Кокон - артист»

   

Рассказ третий «Васька Кокон - охотник»

Рассказ четвертый «Васька Кокон - путешественник»

Скриншоты/ фотографии из архива автора работы и его руководителя

Приложение 4

Свой вариант издания книги И. П. Мониной «Кот Васька и другие»

   

Обложка книги, оформленная автором работы

Иллюстрации, созданные автором работы

 
 

Страницы книги, созданной автором работы

18

Просмотров работы: 87