ВЛИЯНИЕ ПОДАРКА НА СУДЬБУ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА)

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ПОДАРКА НА СУДЬБУ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА)

Пяточенко Е.В. 1
1гимназия № 2 г. Гродно
Борисюк О.Л. 1
1УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Все люди любят получать подарки, но не все любят и умеют их выбирать. В преддверии многочисленных праздников мы задумываемся о том, что подарить друзьям и близким, о том, что хотели бы получить от родных. Мне кажется, что книга является универсальным подарком для взрослых и детей. Она помогает понять, что в жизни много прекрасного, удивительного, что человек должен стремиться к достижению своих целей, приносить радость другим. Правильно подобранная и подаренная книга может подсказать мотив для саморазвития, для управления своим временем, вдохновить на новые идеи и исследования, на создание проектов, поиск виртуальных друзей.

На протяжении веков люди обменивались подарками, при этом многие не имели денег или не могли себе позволить дорогой подарок, придумывали варианты сделать приятное другому. Нас заинтересовал вопрос, оказывает ли воздействие подарок на судьбу литературного персонажа.

Объект исследования: прозаические произведения, в которых литературный персонаж получает подарок.

Предмет исследования: подарок, получаемый литературным персонажем.

Гипотеза:литературный персонаж получает материальный подарок в честь праздника.

Цель исследования: рассмотреть, как подарок повлиял на судьбу литературного персонажа.

Задачи:

1. Раскрыть сущность, мотивы подарков, историю их дарения.

2. Охарактеризовать литературный персонаж как объект и субъект произведения.

3. Исследовать значение подарка в судьбе литературного персонажа.

Методы исследования: изучение и обобщение литературы по теме исследования, анализ прозаических произведений русских писателей первой половины XX века, систематизация полученной информации и изложение её в научно-исследовательской работе.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ПОДАРКА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Подарок: сущность, мотив, дарение

Остановимся на дефиниции подарок. Подарок – вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка [1, с. 419]. Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные.

Подарок –  вещь, которую дарят, подарили. В переносном значении – что-нибудь хорошее, приятное. Обычно как знак уважения, признательности. Например, оказанная услуга, приход дорогого друга или любимого человека [18, с. 478]. Подарок является выражением наших побуждений, символом отношения к человеку, искреннего желания сделать ему приятное.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию[17, с. 332]. Издавна считается, что главными поводами для дарения подарка являются обычаи и праздники (день рождения, юбилей, Новый год, свадьба, Рождество, День святого Валентина, 8 марта и т.д.); выражение признательности, благодарности; выражение любви или дружбы; выражение сочувствия; выражение симпатии.

Существуют предположения, что традиция делать подарки зародилась еще во время первобытнообщинного строя. Ритуальные подношения из цветов, плодов, животных, а в некоторых племенах и людей, часто сопровождались песнопениями и танцами. Все это должно было задобрить и умилостивить богов, в которых верили люди. Позже обмен дарами стали совершать разные племена между собой. Наскальные рисунки, найденные археологами, передают подробности языческих традиций древних людей.

На Руси всегда любили подарки, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. Вместо слова «подарок» часто употреблялось слово «гостинец». В крестьянской среде было принято дарить соседям или родственникам пироги, куличи, пряники, самотканые скатерти или одежду, детям – кукол-берегинь, сшитых из ткани. Главное в российской культуре подарка – желание поделиться с близкими, щедрое одаривание не самым дорогим, но нужным.  

Традиция дарить подарки на Рождество позаимствована из притчи в Евангелие, рассказывающей о богатых дарах волхвов, принесенных новорожденному младенцу Иисусу: золото как царю, ладан (ароматическую смолу особого дерева) как Богу и смирну (благовонные масла) как смертному человеку. Это были двадцать восемь золотых пластин небольшого размера, каждая с уникальным филигранным орнаментом, и около семидесяти шариков, величиной с маслину, ладана и смирны.

В Америке сейчас принято при дарении дорогих сюрпризов прикладывать к ним чек для того, чтобы человек мог вернуть не понравившуюся вещь в магазин. Ирландцы почти не дарят подарков взрослым – они считают это исключительно детской забавой. Лучший способ приятно порадовать взрослого ирландца, помочь ему накрыть праздничный стол. Жители холодных стран Скандинавского полуострова часто дарят свечи, которые являются символом тепла и домашнего уюта. Французы высоко ценят искусство, поэтому искренне радуются умной книге или фильму. Подарки считаются важным средством поддержания общественных связей, щедрость и гостеприимство обеспечивают человеку положение в обществе.

Подарки могут иметь значительную материальную ценность, могут быть символическими. Самое главное, что между людьми возникают узы дружбы и признательности. Многие подарки являются символичными. Белые и розовые цветы символизируют невинность, и их принято дарить юным девушкам, желтые – разлуку, красные – любовь [24, с. 153].

К сожалению, не всегда подарки дарят от чистого сердца. Об этом с иронией пишет в своем рассказе «Предпраздничное» Н.А. Тэффи:    «Куплю для бонны этой дряни в крапинках, – думает барыня, ощупывая материю. – С виду оно будто атлас. Все равно не разберет; я скажу, что такой шелк... Она рада будет, поможет Манечке платьице сшить» [22].

В рассказе Н.А. Тэффи мы видим, что не всегда родители разумно подходят к выбору подарков. «Для детей самого беззащитного возраста (от года до двух) рекомендуются игрушки, которые нельзя брать в руку потому, что они выкрашены ядовитой краской, и конфетки, которых нельзя есть потому, что они изготовлены на салициле, сахарине, глицерине, стрихнине, трихине и прочих растительных и животных ядах» [22].

Ярким примером того, что подарок может быть опасен, является ситуация из поэмы «Иллиада» древнегреческого поэта Гомера. Греки смогли взять Трою с помощью хитрости и коварства, оставив у стен города деревянного коня с вооруженными воинами внутри. Троянцы втянули «подарок» в город, несмотря на предупреждения жреца Лаокоона. Выражение «дары данайцев» означает подарки, которые приносят беды.

Литературный персонаж как объект и субъект произведения

Персонаж (лат. persona – лицо, личность) – всякое лицо или антропоморфное существо, упомянутое в тексте. Термин взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом persona древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее – изображенное в художественном произведении лицо [2]. Синонимами выступают слова герой, тип, характер. Например, персонаж по-английски character, а в отечественном литературоведении термин персонаж часто упоминается для обозначения второстепенных лиц. Чаще данный термин применим в эпических и драматических произведениях.

Термин герой употребляется как синоним термина персонаж, но герой не может быть второстепенным лицом. Слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека. Сфера употребления термина герой более ограничена по сравнению с персонажем. В настоящее время нет единой точки зрения по различению понятий герой и персонаж.

Так, Е.А. Гончарова дает следующее определение образа литературного персонажа: «Литературно-художественный образ персонажа как часть общей художественной структуры текста есть серия портретных зарисовок, эпизодов, описаний действий и внутренних состояний, соотнесенных друг с другом через общий семантический центр» [5, с. 87].

Представление о персонаже как о динамическом единстве было обосновано Ю. Н. Тыняновым, развито Л. С. Выготским и продолжено Л. Я. Гинзбург. Согласно определению, Л.Я. Гинсбург, персонаж есть «серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем в речах других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями [3, с. 89].

Персонажи создаются с помощью определенного набора средств. Персонаж обладает устойчивой структурой, которая включает имя, внешность, поведение, речь.

Лингвисты выделяют несколько групп персонажей:

1. Персонажи-объекты – это те персонажи, которые являются объектами мира данного произведения, т.е. находятся в нем. Например, Анри Гаспар, Тибул, Суок из «Повести о трех толстяках» Ю. Олеши, Вася, Маруся, Тыбурций Драб из повести «Дети подземелья» В.Г. Короленко.

2. Персонажи-изображения не появляются в мире произведения, а даются как изображенные кем-то. Например, если В «Герое нашего времени» рассматривать главу «Бела» только как рассказ Максима Максимыча, то Печорин является элементом мира, созданного Максимом Максимычем, и тогда Печорин есть персонаж-объект.

3. Отсутствующие персонажи.В произведении могут быть лица упомянутые, но не выведенные в тексте ни как объекты, ни как изображения. Среди них выделяют группа, что не может ни при каких обстоятельствах появиться в мире произведения. Раскольников упоминает Наполеона и Магомета. Эти лица по внутренним законам романа Ф.М. Достоевского никак не могут появиться в данном прозаическом пространстве [9, с. 9].

В произведениях с развернутым сюжетом всегда представлена система персонажей, среди которых выделяются главные, второстепенные и эпизодические.

Главные герои отличаются незаурядностью и оригинальностью, они не идеальны, могут совершать и дурные поступки, но их личность, мировоззрение интересны автору, в главных героях, как правило, воплощаются наиболее типичные, важные черты людей определенной культурно-исторической эпохи. Второстепенные персонажи появляются во многих сценах, связаны с развитием сюжета. Эпизодические персонажи необходимы для создания фона, на котором происходят события. Они появляются в тексте один или несколько раз и никак не влияют на развитие действия, лиши дополняют его.

       Чаще всего литературный персонаж – это человек. То, насколько детально изображен персонаж, зависит от его места в системе персонажей, от рода и жанра произведения.       Помимо людей в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. Например, герои из произведений «Маугли» Р. Киплинга, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Эти нечеловекоподобные действующие лица тоже являются персонажами.

Пepcoнaжи xapaктepизyютcя c пoмoщью coвepшaeмыx ими пocтyпкoв, чepт нapyжнocти и близкoгo oкpyжeния, мыcлeй, чyвcтв, нaмepeний.

Человек (персонаж) одновременно является и субъектом, и объектом в зависимости от той роли, которую он играет в определенном социальном контексте. Субъект проявляет инициативу, самостоятельно принимает решения, опираясь на свое собственное понимание ситуации, интересов, последствий действий. Он обладает богатым, разносторонним внутренним миром, хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер. Субъект способен меняться, может сформировать в себе новые качества, изменить поведение, быть открытым к новому опыту, самореализоваться.

Поведение персонажа-объекта детерминированно, он несвободен в своих действиях, предсказуем, находится в зависимости от чего-либо или кого-либо, существует в состоянии вечного ожидания. Всегда переносит ответственность за принятие решения на кого-то другого, легко подчиняется обстоятельствам или чужому влиянию.

В данной научно-исследовательской работе мы будем рассматривать литературных персонажей прозаических произведений первой половины XX века.

ГЛАВА 2

МОТИВ ПОДАРКА И ЕГО РОЛЬ В СУДЬБЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА

2.1 Роль подарка в произведениях со сказочными мотивами

Художественно-познавательные произведения со сказочными мотивами адресованы детям, помогают понять ребенку ценность каждого человека, его потенциальные возможности. Исследователи И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева отмечают, что дети ждут в художественных произведениях счастливой развязки, требуют «правдивости» даже в сказочно-фантастических произведениях, очень чутки к этической позиции автора [8, с. 4].

Герой сказки Ю. Олеши «Три толстяка» Доктор Гаспар Арнери считает, что для подарка не обязательно должен быть повод. «Иногда он любил развлечься. Тогда приготовлял переводные картинки в подарок для бедных детей, делал удивительные фейерверки, игрушки, строил музыкальные инструменты с голосами неслыханной прелести, составлял новые краски» [19, с. 160].

В трудное для Тибула время Гаспар, не задумываясь, прячет юношу в своем доме, дарит ему возможность быть неузнаваемым: с помощью смываемого раствора перекрашивает его в негра для временной маскировки. Когда Три Толстяка готовы наградить ученого подарком, тот просит помиловать других. «Моя просьба такова. Я прошу даровать всем пленникам жизнь и свободу. Я прошу отменить казнь вовсе и сжечь эти плахи…» [19, с. 186]. Благодаря подаркам Гаспара бедные дети получают удивительные игрушки, в безопасности оказывается гимназист Тибул, спасены многие мятежники.

Подарком мы чаще всего называем вещь, которую получаем в дар. Но иногда персонажи произведений получают так называемые антиподарки. То есть то, что не радует, но заставляет задуматься о своих поступках. В сказке В. Каверина «Песочные часы» героями оказываются дети из пионерского лагеря и их вожатый Борода. Фея Вежливости и Точности превратила мальчика в песочные часы. Теперь он по утрам добрый, а потом вынужден стоять на голове и становится злым, не желая того. Только помощь девочки Тани уже взрослому Бороде, работающему вожатым, помогает расколдовать героя. Для этого Таня обещает год и один день не смотреть в зеркало. За время «испытания» девочка стала ответственной и серьезной, поняла, что добрые поступки необходимы не только тем, на кого они направлены, но и тем, кто их совершает.

В сказочной истории В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» показана обычная семья, которая отправилась в лес за земляникой. Девочка Женя ленилась заглядывать под листочки, поэтому ничего не собрала. Хотела найти такую полянку, где «земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится» [13, с. 568]. Подарил Жене «старик боровик» волшебную дудочку, которая заставляет ягодки из-под листиков выглядывать. Но не смогла девочка оценить подарок, а после того, как старик забрал его, поняла: чтобы чего-нибудь достичь, надо приложить усилия, тогда никакая волшебная дудочка не нужна будет.

За приключениями девочки Жени мы продолжаем следить в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». Первое свое желание девочка потратила на то, чтобы вернуться домой с баранками; второе на то, чтобы склеить любимую мамину вазу, которую разбила. Благодаря следующим лепесткам она слетала и вернулась с Северного полюса, затем получила и вернула обратно в магазины все существующие игрушки. И только последний лепесток Женя потратила не для себя, а для того, чтобы хромой мальчик Витя выздоровел. Девочка осознала, какими необдуманными и пустяковыми были ее желания, что больше радости и удовлетворения ты получаешь, когда помогаешь другим.

Авторы сказок учат, что подарки надо заслужить, а не требовать. В сказке С.Я. Маршака персонажами являются не только люди, но и антропоморфные существа (животные, месяцы).За грубость, наглость, неуважение братья месяцы превращают мачеху и ее дочку в собак, обещая вернуть человеческий облик через три года верной службы падчерице.

Сюжет построен на поиске новогоднего подарка для капризной принцессы, которая захотела получить зимой подснежники. За трудолюбие, уважение к природе наградили ее братья не только корзиной с подснежниками, но и волшебным колечком, полным сундуком нарядов, санями с лошадьми. Девушка с благодарностью принимает подарки: «Сколько ни проживу на свете, а все благодарить вас буду – за каж­дый цветочек, за каждый денечек!» [17, с. 39].    

Еще одной сказкой с большим количеством антропоморфных существ является произведение А.К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». История началась, когда столяр Джузеппе подарил старому шарманщику папе Карло говорящее полено. Чтобы Буратино смог стать умным, папа Карло продал свою куртку и подарил сыну азбуку. Но «веселый плутишка» продал книжку за четыре сольдо и пошел в кукольный театр. Деревянный мальчик не оценил важность поступка Карло, его подарок.

Пожалела Буратино старая мудрая черепаха Тортилла, подарившая ключик, который уронил в пруд Карабас Барабас. Благодаря мужеству Буратино и его друзей, помощи папы Карло, волшебному ключику герои нашли кукольный театр. Актеры не забыли тех, кто им помогал. Черепаха Тортилла, например, получила почетный билет на пергаментной бумаге с золотыми уголками. Папа Карло в новой бархатной куртке вертел шарманку и весело подмигивал почтеннейшей публике. Подарки, которые получил Буратино, помогли понять важность дружбы, необходимость поддержки, знаний. Вместе с деревянным мальчиком стал счастливым папа Карло и все куклы, сбежавшие от Карабаса Барабаса.

В приложении А мы обобщили роль подарка в судьбе персонажей произведений со сказочными мотивами.

2.2 Мотив подарка в художественно-познавательных произведениях

Рассмотрим, какими мотивами, т.е. поводами, руководствуются при выборе подарка персонажи художественно-познавательных произведений первой половины XX века.

У Михаила Зощенко есть цикл рассказов «О Леле и Миньке», объединенный образами брата и сестры. В истории «Бабушкин подарок» мы видим, что бабушка каждый месяц приезжает к внукам и дарит им пирожные и игрушки. Женщина дарит Лельке меньше подарков, так как считает девочку невоспитанной. Минька чувствует несправедливость по отношении к сестре. Он отдает сестренке три монеты. В саду Лелька находит четвертую монету, покупает себе мороженое, заболевает и целую неделю проводит в постели.

В рассказе Зощенко «Елка» сорокалетний Минька вспоминает елку и свое некрасивое поведение по отношению к гостям в пятилетнем возрасте. Он с сестрой ел угощения с елки, разбил куклу, кричал, чтобы дети уходили, «тогда паровозик мне останется». Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не изменится, то им трудно будет жить на свете. Они будут страдать от одиночества. Мы видим, что родители любят своих детей, дарят им подарки на праздники и безо всякого повода. Важно, что, несмотря на ссоры, эгоистичное поведение, брат и сестра делают выводы из своего поведения, понимают, что нельзя брать чужое и обижать слабых, что жадных, злых, эгоистичных и грубых людей никто не уважает, с ними не хотят общаться.

В рассказе А.И. Куприна «Тапер», как и в рассказе М. Зощенко «Елка», действие происходит в канун рождества. В этом «безалаберном, гостеприимном и шумном» московском семействе всегда с радостью принимали гостей и дарили много подарков. Приглашенному маленькому таперу Юрию Азагарову посчастливилось на вечере встретиться с известным композитором Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Конечно, это была незапланированная встреча. Возможно благодаря именно этому событию «реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов» [15, с. 478]. Рубинштейн отвез мальчика домой и стал его учителем.

Повесть «Гранатовый браслет» А.И. Куприна повествует о безответной любви. Княгиня Вера Николаевна Шеина получает на именины гранатовый браслет и письмо от влюбленного в нее много лет чиновника Г.С. Желткова. Князь Василий Львович Шеин и Мирза-Булат-Тугановский знакомятся с Г.С. Желтковым, требуя прекратить преследовать Веру. Шеин понимает, что чиновник не виноват в своем чувстве и не может контролировать его. Генерал Аносов предполагает, что это «настоящая, самоотверженная, истинная любовь». Вера Николаевна искренне оплакивает гибель Желткова, понимает, что из-за нее покончил с собой хороший человек, что «любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», прошла мимо нее.

Таким образом, подаренный гранатовый браслет оборвал жизнь влюбленного человека и перевернул представление графини Шеиной о любви.

Отводя пьяную гулящую женщину домой, торговец квасом Ленька из рассказа М. Горького «Страсти-мордасти», знакомится с ее сыном, одиннадцатилетним Ленькой. У мальчика больные ноги, поэтому целыми днями сидит в своей дыре, собирает в разные коробочки насекомых, которых ему удаётся поймать, даёт им смешные прозвища, наделяет человеческими чертами. С восторгом мальчик разглядывает подарки: жуков, бабочек, красивые коробочки для насекомых, квас, пряники, конфеты, булки. Маленькому Леньке насекомые заменяют человеческий мир. Ведь видит он в каморке только клиентов матери. Самая большая мечта ребенка – побывать в чистом поле, насладиться реальным миром, его красотой и необъятностью. Взрослый Ленька пытается развеселить мальчика, понимает, что не в силах изменить обстановку, уходит со слезами на глазах. Доброе отношение продавца, общение, подарки на какое-то время скрасят одиночество мальчика.

В романе В. Каверина «Два капитана» большую роль в становлении главного героя Сани Григорьева сыграл врач Иван Иванович, который бежал из ссылки. Он прожил с детьми несколько дней, показывал фокусы, научил их печь картошку на палочках, а самое главное – научил немого мальчика разговаривать, оставил стетоскоп. Вместе с подаренным стетоскопом и перчатками молодой человек везде возит портрет летчика с надписью Ивана Ивановича: «Если быть – так быть лучшим» [12, с. 241]. Важными оказались и слова Павлова, что Григорьев «из людей той породы, «у которой билет дальнего следования» [12, с. 367]. Поддержка врача, его подарки, следование девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться» помогли Сане Григорьеву в 1942 году найти экспедицию капитана Татаринова.

Иван Иванович поддерживал и Катю Татаринову, подарил ей игрушечного маленького белого медвежонка, «который будет говорить вам, что Саня вернется. Конечно, это была просто ерунда, но теперь, когда тоска добиралась до сердца, я вынимала из сумки медвежонка, смотрела на него и мне становилось веселее [12, с. 485].

А. Грин в повести-феерии «Алые паруса» показывает нам, что можно и нужно верить в чудеса, что материальное не должно быть выше морального. Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок, разглядел в маленькой Ассоль «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы», подарил одинокой девочке красивое предсказание, которое помогло пережить девушке злость и грубость окружающих ее жителей Каперны. Благодаря целеустремленности, доброте Артура Грея светлая мечта Ассоль о корабле с алыми парусами была осуществлена. «Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном-несбыточном, и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Скоро вы увидите девушку, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким, какой развиваю я на ваших глазах» [7, с. 60]. У Грея и Ассоль одинаковое понимание чудес: улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово.

В приложении Б показана роль подарка в судьбе персонажей художественно-познавательных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подарок –  вещь, которую дарят, подарили; что-нибудь хорошее, приятное. Социокультурная ценность подарка заключается в желании дарителя показать свою любовь, признательность, доставить радость, создать атмосферу праздника.

Литературный персонаж – всякое лицо или антропоморфное существо, упомянутое в тексте – может быть объектом и субъектом произведения.

Чаще подарки получают главные герои, за судьбой которых стоят реальные (А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Тапёр», М. Горький «Страсти-мордасти», Зощенко «Бабушкин подарок», «Елка») или вымышленные личности.

Примерно в половине случаев подарки являются материальными, хотя дарители не обладают значительными денежными средствами. Подаренные вещи приносят радость, облегчают жизнь, ведут к опасным приключениям, заставляют переосмыслить свое поведение, являются показателем статуса человека, а также помогают поверить в себя, преодолеть тоску.

Не менее важными являются нематериальные подарки, которые зачастую изменяют судьбу персонажей: помогают выжить благодаря вере в мечту (А. Грин «Ассоль»), благодаря заступничеству (Ю. Олеша «Три толстяка»), желанию добиться цели (В. Каверин «Два капитана»), показывают, что любовь, которая бывает раз в сто лет, прошла мимо (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

За плохое поведение персонаж получает антиподарок, который тоже влияет на его судьбу (С.Я. Маршак «12 месяцев»), (В.А. Каверин «Песочные часы»).

Во всех рассмотренных произведениях со сказочными мотивами мы видим счастливый финал. В художественно-познавательных произведениях первой половины XX века судьба персонажей не всегда оптимистична (А.И. Куприн «Гранатовый браслет», М. Горький «Страсти-мордасти»).

В большинстве анализируемых нами произведений для подарков дарителям не нужен особый повод. Иногда подарки не приносят радость от обладания ими. Так, графиня Вера Шеина, получив гранатовый браслет и узнав о безграничной любви Желткова, поняла, что любовь, которая бывает раз в сто лет, прошла мимо нее (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

Гипотеза о том, что литературный персонаж получает материальный подарок в честь праздника, не подтвердилась. Мы убедились в том, что подарок может иметь решающее значение в судьбе литературного персонажа. Субъект произведения под воздействием подарка способен меняться, формировать в себе новые качества, самореализовываться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Большой академический словарь русского языка. Ред. : В. П Фелицына, А. А. Шушков. – М.; СПб. : Наука, 2011. – Т.17. – С. 419.

Bвeдeниe в литepaтypoвeдeниe [Электронный ресурс] / Пoд peд. Л. M. Kpyпчaнoвa. – M, 2005 г.]. – Режим доступа: http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/literaturnie-priemy. – Дата доступа: 10.12.2021.

Гинсбург, Л. О литературном герое / Л. Гинсбург. – Л. : Советский писатель, 1979. – С. 89.

Говард, З. Народная история США: с 1492 года до наших дней / З. Говард. – М. : «Весь мир», 2006. – С. 11–35.

Гончарова, Е. А. Пути лингвистического выражения категории автор-персонаж в художественном тексте / Е.А. Гончарова. –Томск, 1984. – С. 87.

Горький, М. Собрание сочинений в восьми томах / М. Горький. – М. : Художественная литература. – Т.8. – С. 303–313.

Грин, А. С. Алые паруса / А. С. Грин. – Минск : Наука и техника, 1979. – 384 с.

Детская литература ХХ века: учеб. пособие / Т. А. Бахор [и др.]. – Красноярск -Лесосибирск, 2017. – 90 с.

Дубровская, В. В. Литературоведение: поэтический мир : учеб. пособие / В. В. Дубровская ; авт. примеч. Т. А. Богумил. – Москва, Берлин : ДиректМедиа, 2016. – 123 с.

Зощенко М. М. Рассказы, фельетоны, повести / М. М. Зощенко. – Минск : Выш. школа, 1979. – 448 с.

Каверин, В. А. Три сказки / В. А. Каверин. – Детгиз, 1960. – С. 5–22.

Каверин, В. А. Два капитана / В. А. Каверин. – М. : Машиностроение, 1984. – 680 с.

Катаев, В. Собрание сочинений. Том первый / В. Катаев. – М. : Художественная литература, 1968. – С. 567 –580.

Куприн, А. И. Гранатовый браслет / А. И. Куприн. – Минск : Мастацкая литература, 2010. – С. 296 –346.

Куприн, А. И. Собрание сочинений в девяти томах / А. И. Куприн. – Москва : «Правда», 1964. –Т. 2. – С. 465–478.

Мартьянова, С. А. Персонаж в художественной литературе : учеб. пособие / С. А. Мартьянова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. – 84 с.

Маршак, С. Двенадцать месяцев / С. Маршак. – Москва, 1957. – С. 3–92.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. : Русский язык, 1978. – 846 с.

Олеша, Ю. К. Зависть. Три толстяка / Ю. К. Олеша. – М.: Художественная литература, 1989. – С.113–223.

Откуда пошла традиция дарить подарки? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/2169355-otkuda-poyavilas-traditsiya-na-novyj-god-darit-drug-drugu-podarki. – Дата доступа: 20.12.21.

Толстой, А. К. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. К. Толстой. – М. : Детская литература, 1978. – 111 с.

 Тэффи, Н. А. Собрание сочинений. Т. 1: «И стало так...» / Н.А. Тэффи. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // az.lib.ru/t/teffi/text_1911_07_rasskazy.shtm. – Дата доступа: 20.11.21.

Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М., 2004. – 405 с.

Энциклопедия этикета / сост. О. Максименко. – М. : АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011. – С. 151–153.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Влияние подарка на судьбу персонажа произведений со сказочными мотивами

автор произведения

субъект дарения

объект дарения

подарок

дальнейшая судьба персонажа

С.Я. Маршак «12 месяцев», 1942–1943 г.

братья-месяцы

Апрель

братья-месяцы

падчерица

падчерица

мачеха и ее дочка

корзина подснежников, сундук нарядов

обручальное колечко

превращены в собак

два раза спасли от смерти; будет жить в доме мачехи

возможность позвать на помощь

будут собаками три года

А.К. Толстой «Золотой ключик», 1935 г.

Джузеппе

папа Карло

черепаха Тортилла

папа Карло

Буратино

Буратино

говорящее полено

букварь

золотой ключик

выстругал сына Буратино

продал и попал в неприятности

открыли кукольный театр «Молния»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», 1940 г.

старик боровик, коренной лесовик

девочка Женя

волшебная дудочка

осознание, что нельзя быть лентяйкой

В. Катаев «Цветик-семицветик», 1940 г.

добрая бабушка

девочка Женя

цветик-семицветик

понимание, что надо жить не только для себя

Ю. Олеша «Три толстяка», 1928 г.

доктор Гаспар Арнери

доктор Гаспар Арнери

три Толстяка

Тибул

дети бедняков

Гаспар Арнери

прячет в своем доме, перекрашивает в негра для временной маскировки

картинки, фейерверки, игрушки и т.д.

выполнение просьбы

не узнала гвардия Трех Толстяков

радость от подарков

освобождены пленники

В.А. Каверин «Песочные часы», 1941 г.

фея Вежливости и Точности

Таня

Борода

Борода

«превратила в песочные часы»

возможность не быть «песочными часами»

понимание неправильности своего поведения

стал опять человеком

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Влияние подарка на судьбу персонажа художественно-познавательных произведений

автор произведения

субъект дарения

объект дарения

подарок

дальнейшая судьба персонажа

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», 1910 г.

чиновник Желтков

графиня Вера Шеина

гранатовый браслет

поняла, что любовь, которая бывает раз в сто лет, прошла мимо нее

А.И. Куприн «Тапёр», 1900 г.

Рудневы

Рудневы

Коля Радомский

Юрий Азагаров, 14 лет, тапер

портсигар

встреча с известным композитором А.Г. Рубинштейном

признак взросления

стал одним из талантливейших композиторов

М. Горький «Страсти-мордасти», 1913 г.

торговец квасом Ленька, 21 год

мальчик-инвалид Ленька, 11 лет

коробочки, насекомые, продукты; общение

радость от подарков, общения; автор не может изменить горькую судьбу ребенка и его семьи

В. Каверин «Два капитана», 1944 г.

доктор Павлов Иван Иванович

доктор Павлов Иван Иванович

Саня Григорьев

Катя Татаринова

научил говорить;

стетоскоп, кожаные перчатки; портрет летчика

игрушечный медвежонок

смог стать летчиком, поверил в себя, следовал девизу «Если быть – так быть лучшим»

в трудные минуты помогал преодолеть тоску

А. Грин «Алые паруса», 1916-1922 г.

Собиратель сказок Эгль

Капитан «Секрета» Артур Грей

Ассоль

Ассоль

история-предсказание

кольцо, корабль с алыми парусами

вера в лучшую судьбу

осуществление мечты

М. Зощенко «Елка», 1932 г.

родители

Леля и Минька

сладости, паровозик, кукла

понимание неправильности своего поведения

М. Зощенко «Бабушкин подарок», 1939 г.

бабушка

бабушка

Леля

Минька

пирожные,

пирожные, монетки

плохое настроение, боль в животе

стремление быть хорошим

Просмотров работы: 53