Детство Н.А. Некрасова и героев его произведений

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детство Н.А. Некрасова и героев его произведений

Шиндяйкина Е.В. 1Игнатьева Е.Е. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №5
Дмитриенко В.Н. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Н. А. Некрасов – великий русский поэт, который не только продолжил традиции А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, но и открыл новую страницу в истории нашей литературы. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: стихи называли приближенными к прозе, статьями на заданные темы, язык произведений считали грубым, мужицким, чувства поверхностными и неестественными. Несмотря на это, русский читатель, отмечая юбилей

Н.А. Некрасова, не перестает восхищаться его творчеством. Среди особенностей поэзии Некрасова можно выделить следующие:

• Некрасовская поэзия открыла читателям жизнь русского крестьянина, его нужды, стремления;

• Н.А. Некрасов в своих стихах говорил о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бьёт жену, о труде бурлаков и т. д.;

• Герои произведений говорят «грубым», «неблагозвучным», с точки зрения сторонников «чистого искусства», языком;

• Разнообразная тематика стихов.

Изучая стихотворения в 5-7 классах, мы обратили внимание на то, что дети стали главными героями многих произведений Н.А. Некрасова. Сначала для себя сделали вывод, что это детский поэт. Но оказалось, что детские стихи занимают небольшое место – наш автор писал для взрослых. Тогда почему у серьёзного поэта в творчестве оказались и совсем детские произведения? Была выдвинута гипотеза – в произведениях Н.А. Некрасова о детях и для детей отразились его личные переживания и впечатления. Так возникла проблема – отражение в произведениях поэта личных детских переживаний и впечатлений.

Цель исследовательской работывыяснить, как в творчестве Н.А. Некрасова отразились детские годы поэта и его впечатления.

Для достижения цели были поставлены задачи и методы их решения:

 

Задача

Методы их решения

1

Изучить биографию поэта, его воспоминаниями о детстве.

Сбор информации, выделение событий детского периода.

2

Изучить произведения, в которых отражены события в жизни Некрасова и детская тема.

Анализ стихов

3

Сопоставить и проанализировать события в жизни и стихи Н.А. Некрасова.

Сопоставление фактов биографии и сюжетов произведений

4

Проанализировать произведения, в которых автор обращается к детской тематике.

Анализ, сопоставление, умозаключения.

Актуальность темы. Проблема воспитания детей (жестокость родителей и окружающих, влияние окружающей среды на развитие ребенка, а также отношение родителей к детям) и понимание их так же значима сегодня, как и во времена поэта. Тема детства не может устареть, потому что детство – это начало взрослой жизни.

Новизна исследования в том, что мы решили объединить в одной работе детство поэта и некоторые произведения, которые посчитали отражением его взросления.

Предмет исследования – биография поэта и его произведения

Объект исследования – годы детства Н.А. Некрасова и стихи о детях и для детей.

Теоретическая значимость: разностороннее описание темы детства в творчестве Н.А. Некрасова.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы, в жизни будущих взрослых людей.

Глава 1. Детство Н.А. Некрасова

Мы знаем Николая Алексеевича Некрасова как автора, который отразил в своих произведениях то, что он видел вокруг себя и что пережил. Становление поэта происходило в сложных условиях. О его детстве сохранилось немного информации, но её достаточно, чтобы представить условия, в которых рос Некрасов. И в этом помогли стихи самого поэта, написанные уже в зрелом возрасте.

Городок Немиров на Украине - это небольшой населенный пункт Подольской губернии. В этом местечке 28 ноября (10 декабря) 1821 г. родился Николай Алексеевич. В Немирове был расквартирован полк, в котором служил его отец. Осенью 1824 г. отец Некрасова ушел в отставку, и семья переехала в родовое имение Грешнево, которое стояло на столбовом почтовом тракте в двадцати верстах от Ярославля. «Их усадьба ничем не отличалась от помещичьих усадеб; местность плоская, извилистая река Самарка, за нею перед бесконечным дремучим лесом - пастбище, луга, нивы. Невдалеке река Волга» (2)

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Человек суровый и своенравный, любимым делом которого была псовая охота, во время неё уничтожались крестьянские участки. После удачной охоты в поместье устраивались разгулы, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.

Мама Елена Андреевна Закревская – малороссийская дворянка из богатой семьи. Женщина мягкая, добрая, с прекрасным образованием, она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала, играла для них на фортепьяно, пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом». (3)

Вот как сам поэт описал своё детство:

...среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило слуге крикнуть им: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали. Барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским приятелям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке.

Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Николай Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию. Учеба в гимназии не стала значимым событием в жизни Николая. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по некоторым предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии. В это время отец служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени»(4). Все это производило сильное впечатление на ребенка и в живых картинах знакомило его с тяжелыми условиями народной жизни.

Решение отец – сделать из Николая военного офицера, поэтому отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк. Но, вырвавшись в Северную столицу, Николай проявил волю – подал прошение в университет, однако вступительные экзамены не выдержал, и был зачислен лишь вольнослушателем на историко-филологический факультет. Разгневанный отец лишил сына материальной поддержки. Началась взрослая самостоятельная жизнь. А детские впечатления остались в его произведениях.

Глава 2. Тема детства в творчестве Некрасова

Творчество Н.А. Некрасова охватывает более 30 лет, за эти годы он создал

16 поэм, 24 прозаических произведений, 10 пьес и более 1100 стихотворений. Рассказ о детях звучит во многих его произведениях. Непосредственные воспоминания о своем детстве были и в начале творческого пути – стихотворение «Детство веселое детские грезы…» (1858 г.), и в зрелые годы «Детское геройство» (1865), и в конце жизни «Детство» (1873 г.) Все стихи поэта можно распределить в две группы. К первой мы отнесли такие произведения, которые автор создавал для детей с целью развлечения, поучения или примера поступков. В них Некрасов отразил свои детские наблюдения и знания, по его мнению, интересные для ребят 7-12 лет. Ведь в этом возрасте дети познают мир, учатся хорошему или плохому.

Во вторую группу мы отнесли стихи, и их количество большое, в которых поэт поднимает разные проблемы, но все они, так или иначе, касаются детей. Вопросы воспитания и социального неравенства, примеры для подражания или осуждения. С одной стороны, это взрослые темы, но с другой, именно в подростковом возрасте формируется жизненная позиция каждого человека. Рассмотрим эти группы стихов.

§ 2.1. Стихи Н.А. Некрасова для детей

В своих воспоминаниях поэт с радостью говорит о прекрасном времени «Детство сияет, как радуга в небе…», «Когда я был совсем дитя, на палочке скакал я; Тогда героем не шутя себя воображал я», «Детство нежное, пугливое,

безмятежно шаловливое». Детство в восприятии поэта – самый лучший период в жизни. Именно детям адресованы два цикла стихотворений. В 1868 году в «Отечественных записках» были опубликованы «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870—1873 г. вышли «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи» и «Накануне Светлого праздника».

«Дедушка Мазай и зайцы» (1870) – одно из самых известных детям стихотворений. Автор душевно представляет события в деревенской жизни. А у детей возникает потребность помогать природе. Герой охотник Мазай – фигура колоритная:

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.

Вся его жизнь — в лесу, на охоте:

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем.

История спасения бедных зайчишек в половодье вызывает у нас настоящий интерес. Мазай вытаскивает зайцев из воды, подбирая с уцелевших островков, цепляет багром бревно с «косыми». Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками. А на прощание он напутствует убегающих зайцев:

Смотри, косой, теперь спасайся,

А чур — зимой не попадайся!

Мысль об ответственности человека за слабые существа, живущие рядом, звучит и в стихотворении-притче «Пчелы» (1867).

В половодье разлившаяся вода затруднила пчелам возвращение в улей. «Тонут работницы, тонут сердечные!» Крестьянам случайный прохожий подсказал, как помочь труженицам-пчелам:

«Вы бы им до суши вехи поставили».

Пчелки быстро оценили «сноровку мудреную:

Так и валят, и валят отдыхать!»

За это пчелы отплатили людям добром. Медом угощает крестьянин сына и велит помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку, благодаря которому не погибли пчелы.

В основу стихотворения «Генерал Топтыгин» (1867) положен забавный рассказ о происшествии с медведем. Смотритель принял ехавшего в санях медведя за важного военного начальника и до того струсил перед ним, что даже не сразу разглядел, что имеет дело со зверем, а не с человеком.

Стихотворение «Соловьи» (1870) – это рассказ матери своим детям о красоте природы: «Пойдем соловушек послушать». Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Н.А. Некрасов заканчивает стихотворение для детей социальными размышлениями: крепостное право отменено, но несчастен.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

В стихотворении «Накануне светлого праздника» (1873) повествование ведется от лица автора. Все стихотворение наполнено любовью к людям труда, которые умеют хорошо поработать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье.

«Крестьянские дети» (1861) - настоящий гимн деревенскому детству. По жанру это маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой – воспоминания поэта о своем детстве. Эпизоды, зарисовки, сценки сменяют друг друга и сопровождаются размышлениями лирического героя. Самый яркий момент «Мужичок с ноготок», который понятен каждому ребёнку.

Донести до ребенка свою любовь и уважение к простому человеку, показать, как правильно поступать, как жить - вот что руководило поэтом в стихах для детей.

В 3 главе мы проанализируем стихи, в которых затрагивается тема детства.

§ 2.2. Стихи о жизни детей в России

Мир детства привлекает русского поэта тем, что это идеальная пора человеческой жизни, когда ребенок всему учится и воспринимает внешние события. Крестьянские дети для Некрасова - это будущее России:

…Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой…

Н.А. Некрасов знал, что каждого ребёнка ждёт тяжелое будущее, и его поэт видел с печалью. Рассказать об этом, объяснить взрослым, что ожидает их детей, почему жизнь будет тяжёлой, Н.А. Некрасов считает своим гражданским долгом. Чаще рассказ о детях включен в произведения другой тематики. Мы выделили четыре. На первое место поставили стихи, посвященные маме поэта.

1.Образ матери

Великое чувство! У каждых дверей,

В какой стороне ни заедем,

Мы слышим, как дети зовут матерей,

Далеких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем, —

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем!

Роль матери в жизни каждого ребёнка велика. Именно со строчек о маме начнем анализ детской темы. «Во мне спасла живую душу ты!» - восклицал поэт. Поэтому светлый образ матери прочно вошел в некрасовскую лирику. Елена Андреевна была лучом света. «Русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», она совсем не была похожа на владелицу усадьбы. С осуждением наблюдала она жестокость мужа, первая принимала на себя ярость его гнева. Она вступалась за своих детей, когда им угрожало несправедливое наказание. Со слов крестьян известно, что он позволял себе поднимать руку на жену. «Грозный властелин», державший «под страхом всю семью».(2)

В своих стихах Некрасов часто вспоминал нежный голос матери, ее «печальный взор», «тихий плач», «бледную руку», ласкавшую его. Такую мать мы видим в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Матрена Тимофеевна встает на защиту сына Федотушки, когда его решили высечь за потерю ягненка.

Подпаска малолетнего

По младости, по глупости

Простить… а бабу дерзкую

Примерно наказать!

Уже на склоне дней Некрасов писал давно начатую поэму «Мать» - гимн ее памяти. Некрасов читал знакомым отрывки из этой поэмы. «Он вспоминал о матери с такой любовью, - писал один из его слушателей, - с такой трогательной нежностью, он приписывал ей такое громадное влияние на всю свою жизнь и рисовал ее образ в таком поэтическом ореоле, что для меня вполне стала понятна восторженность, с какой он вспоминал о матери в прежних своих стихотворениях...»(2)

Поэт говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, но и ненависть к ее угнетателям.

2.Образ отца

В жизни мальчиков особое место занимает отец, который передает сыну свой опыт, знания и хозяйство. У Николая Алексеевича отец обладал деспо-тическим характером. Годы военной службы укрепили в нем наклонность к властолюбию, черствость души. К тому же он был глубоко убежден в непоколебимости права распоряжаться жизнью крепостных крестьян. Поэтому ввел самую тяжелую барщину, при которой крепостным вовсе не оставалось времени для работы на себя. «Всю неделю работали для него, а для себя только по ночам да по праздникам», - вспоминал один из грешневских крестьян.(6)

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства.

Охота занимала большое место в быту Некрасова-отца. Конечно, это пагубно отражалось на его бюджете. Едва сводя концы с концами, он, тем не менее, держал до двадцати псарей и множество собак самых отменных пород. В одном из писем А. С. Некрасова говорится: «С 1 августа начал я охотиться; охота шла довольно хорошо, зайцев по 14 ноября затравлено 634, лисиц три. Борзых есть у нас 20, гончих 24, те и другие отличные» (2).

Николай Алексеевич перенял от отца любовь к охоте, он сам с ружьем и охотничьими собаками часами мог гулять в лесу. И в стихах охота также нашла свое место. В стихотворении «Псовая охота» с документальной точностью описана эта дорогая барская забава, наводившая ужас на окрестные селения.

Гикнул помещик и ринулся в поле…

То-то раздолье помещичьей воле!

Через ручьи, буераки и рвы

Бешено мчится, не жаль головы!

Отрицательный образ жизни отца, «где рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов», породил ненависть к крепостному праву. Эта тема стала одной из основных в лирике Некрасова.

3. Крестьянские дети

Там, где кончался желтый деревянный забор некрасовского сада, начи-налась длинная улица села Грешнево. По ту сторону забора было излюбленное место игр деревенских ребятишек, и сюда прибегал маленький Некрасов. «Никакие преследования не помогали», - рассказывала его сестра Анна, знавшая, что отец запрещал детям общение с деревенскими. (2) Коля же ничто так не любил, как эти запретные игры с крестьянскими ребятами, среди которых имел немало друзей. Он даже проделал в заборе специальный лаз и, «при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой».

Что я в ту пору замышлял,

Созвав товарищей-детей,

Какие клятвы я давал,

Пускай умрет в душе моей,

Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Сверстники подрастали, но дружба между ними не ослабевала. Будучи гимназистом, Некрасов приезжал из Ярославля на каникулы и по целым дням пропадал с приятелями в лесах - совершали грибные походы, удили рыбу, бегали купаться на Волгу. Одним из любимых развлечений было ходить на «большую дорогу», по которой беспрестанно шли и ехали самые разные люди, и прежде всего – «рабочего звания люди сновали по ней без числа» (так сказано в «Крестьянских детях»). На полянах усталые путники любили отдыхать и рассказывать «про Киев, про турку, про чудных зверей...»

Случалось, тут целые дни пролетали...

Что новый прохожий, то новый рассказ...

Общение с крестьянскими детьми оказало влияние на всю дальнейшую жизнь Некрасова. У него не было даже малейших признаков сословного высокомерия. И крестьяне платили Некрасову симпатией, так как видели в нем не барина, а старого товарища по детским играм. Поэт вспоминал свои встречи с земляками:

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

У Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными мучиться от социальной несправедливости. Но если их наблюдать в естественной обстановке - это озорные, веселые светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей.

Чу! шепот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Н.А. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение детей, он хотел бы изменить жизнь, но не в силах это сделать.

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано.

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

В стихотворении «Плач детей» изображается тяжелая жизнь детворы, они весь день работают:

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим — вертим — вертим!

Они лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы — спать.

В отрывке из стихотворения «Крестьянские дети» Некрасов с симпатией и скорбью рассказывает про мужичка шести лет.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Оказалось, что Влас единственный сын в большой семье, поэтому ему надо помогать отцу: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

В стихотворении «Школьник» речь идет о крестьянском мальчике, который отправляется пешком в город учиться. Доброжелательный рассказчик приглашает его к себе в попутчики и пророчит ему славное будущее. Мальчик из бедной семьи:

Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь...

Но тяжелое материальное положение не в силах истребить тягу к знаниям. Рассказчик полагает, что «не без добрых душ на свете» и мальчику помогут выйти в люди.

4.Тема природы

С детства вместе с деревенскими мальчишками Николай Некрасов часто бывал на волжском берегу. Волга текла не близко от усадьбы, не меньше шести-семи верст надо было пробежать полями и лугами, но именно здесь начиналось настоящее раздолье. Не отрываясь, часами можно было любоваться простором великой реки. Во многих стихах его любовь к Волге, узнаем, как много значили для него эти дни, проведенные на невысоком песчаном берегу.

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке...

Над водой в летний жаркий полдень дремлют чайки, с лугов несется крик перепелов. Мирные, безмятежные картины! Но не остается и следа от этой тишины, когда мы увидим толпу бурлаков; почти пригнувшись головой к ногам, они тянут, напрягаясь из последних сил, огромную баржу:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик -

И сердце дрогнуло во мне.

Подросток Некрасов до глубины души был потрясен, когда впервые увидел бурлаков. Их нечеловеческий труд, их стоны испугали, оглушили его, заставили задуматься над вопросами, которые обычно не приходят в детскую голову. Поэтому он крепко запомнил все, что увидел тогда, а позднее с документальной точностью воплотил в стихах.

Назови мне такую обитель

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бечевой!..

Образ угрюмого и тихого бурлака с больным плечом, который в некрасовском стихотворении говорит: «А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще», - на всю жизнь остался в памяти поэта, хотя он услышал его слова в детские годы. Даже самая природа потускнела в его глазах, вся ее красота померкла, когда он, потрясенный, снова прибежал на волжский берег:

Бог весть, что сделалось со мной?

Я не узнал реки родной:

С трудом ступает на песок

Моя нога: он так глубок;

Уж не манит на острова

Их ярко свежая трава...

«Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум» - красота и живость природы противопоставлена безрадостной жизни народа:

Мраком задернуты небо и даль,

Ветер осенний наводит печаль;

По небу тучи угрюмые гонит,

По полю листья - и жалобно стонет...

Интересную особенность можно отметить в стихах Н. А. Некрасова. Когда поэт говорит о природе, она всегда яркая, живая, притягательная:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Но как только в этой природе появляется человек, краски куда-то исчезают. Так это происходит в стихотворении «Железная дорога».

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

И вновь природа без людей: Прекрасно небо голубое,

Везде прохлада и покой,

И щедро солнце золотое

Питает землю теплотой

Но когда человек вспоминает свою жизнь, то она видится ему безрадостной, а природа неживой, блеклой и безотрадной:

Бедная молодость, дни невеселые,

Дни невеселые, сердцу тяжелые!

Глянешь назад — точно степь неоглядная,

Глушь безответная, даль безотрадная.

Нет в этой дали ни кустика зелени,

Все-то зачахло да сгибло без времени

На таком противопоставлении картин природы поэт хотел показать роль человека в этой жизни, его ответственности за то, что он делает.

Николай Алексеевич Некрасов своими произведениями рассказывал детям правду о жизни, учил уважать труд и людей труда, видеть и ценить красоту природы. Он хотел воспитать в детях чувство совести и долга перед своим многострадальным народом. И, конечно, изменить жизнь своей родины.

Заключение

Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, потому что вся взрослая жизнь будет строиться на детском восприятии жизни. Творчество Николая Алексеевича Некрасова тому подтверждение. Интересно высказывание Ф.М. Достоевского о Н.А. Некрасове: «Его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Некрасова. Мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа» (1) Проанализировав стихи Н.А. Некрасова о детях и для детей, мы можем сделать вывод, близкий к словам Ф.М. Достоевского.

Детские впечатления Некрасова о несчастной жизни матери, жестокости отца, красоте русской природы и тяжелой судьбе крестьянских детей остались в его произведениях.

Стихи о детях и для детей можно распределить в две группы:

- стихи для детей с целью развлечения, поучения или примера поступков.

- стихи, поднимающие злободневные проблемы: вопросы воспитания и социального неравенства, примеры для подражания или осуждения.

Цель первой группы – донести до ребенка любовь и уважение к простому человеку, показать нормы и ценности человеческой жизни.

Цель второй группы – показать, что в жестоком несправедливом мире жизнь ребёнка не будет счастливой.

Каждая детская судьба, к которой обращался Некрасов, согрета его искренней любовью. Поэт стихами рассказывал детям правду о жизни, учил уважать людей труда, видеть и ценить красоту природы. Он хотел воспитать в детях чувство совести и долга перед своим многострадальным народом. И, конечно, изменить жизнь своей родины.

Список литературы

Вклад Н.А Некрасова в русскую литературу https://vuzlit.ru/594316/vklad_nekrasova_russkuyu_literaturu

Жданов В. Некрасов Часть I. Детские годы http://nekrasov.velchel.ru/?cnt=3&sub=1&page=1

Макеев М. С. Николай Некрасов Из-во Молодая гвардия, 2017. 264 с.

Некрасов: биография, личная жизнь, творчество и интересные факты https://cosmeton.ru/koroli/nekrasov-nikolaj-alekseevich.html

Сборник произведений https://ryfma.com/p/FSn42R2bbSSATranE/detstvo-veseloe-detskie-grezy

Фомин Г. Детство Некрасова https://gfom.ru/detstvo_nekrasova.php

16

Просмотров работы: 896