Реальное и фантастическое в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реальное и фантастическое в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом

Ткаченко К.М. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ №3", 5б
Гончарова Е.А. 1
1МКОУ "Поспелихинская СОШ №3", 5б
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность

Сказки всегда остаются любимым жанром у детей. Первое знакомство с литературой у ребенка начинается именно со сказки, они сопровождают его всё детство. Сказки привлекают детей фантастическим сюжетом, чудесами и превращениями. Именно они учат ребенка добру, сопереживанию, вселяют веру в справедливость. Сказковед В.П. Аникин писал: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [ 1, c.5]

Сейчас дети увлечены компьтерными играми, кажется, что удивить их сложно, но это не так. Существуют рассказы писателей, в которых современная реальность переплетается со сказочным, именно к таким произведениям относятся рассказы Аи эН (Ирина Борисовна Крестьева). Такие рассказы увлекают детей, и они с удовольствием читают их. Творчество

этого современного автора многообразно, но малоизучено. Я проводила опрос среди своих одноклассников: «Какие сказки вам нравятся: волшебные, о животных, бытовые?». Оказалось, что 70 % нравятся сказки волшебные, 20% - о животных, 10%- бытовые.

Ая эН написала интересный рассказ со сказочными элементами «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом», в котором сочетаются современная реальность и фантастика. Попытаемся исследовать реальное и фантастическое в данном рассказе.

Цель выявить реальное и фантастическое в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

Объектисследования – рассказ Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

Предметом исследования являются реальные и фантастические события в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

При написании работы были поставлены

Задачи:

Изучить биографию Аи эН и текст рассказа «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

2. Выявить сказочные элементы в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

3. Сопоставить реальное и фантастическое в рассказе Ая эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

Гипотеза: В рассказе Аи эН фантастическое переплетается с реальностью.

Материалом исследования стали реальные и фантастические события, описанные в рассказе, собранные методом выборки из художественного произведения.

Источниковая база по данному вопросу оказалась достаточно узкой, поэтому особое значение приобрели методы сбора информации.

В дальнейшем был осуществлен метод литературного анализа исследуемого произведения.

Сопоставительный анализ реальных и фантастических событий в рассказе.

Новизна работы заключается в том, что:

- были исследованы реальные и фантастические события в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

Практическая значимость:

Выявленные реальные и фантастические события в рассказе позволяют исследователям использовать их в своих работах, посвящённых творчеству Аи эН. Материалы работы могут найти применение на уроках литературы в 5 классе при изучении темы: «Рассказ Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

Глава I

Биография Ая эН

Найти подробную биографию писательницы не удалось, так как о себе она многое не рассказывает, даже на своей личной странице. Что же нам удалось узнать? Ая эН –литературный псевдоним Ирины Борисовны Крестьевой, личность загадочная. Ирина Борисовна- учёный, кандидат физико- математических наук, научный сотрудник уважаемого в научном мире исследовательского института. Ая эН - популярный детский писатель, автор большого количества книг, лауреат Национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков «Книгу-ру». Родилась писательница в 1965 году. «Окончила Тбилисский государственный университет по специальности – физик. Работает в области биофизики - сотрудник кабинета системной биотермографии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Научном центре биологических исследований РАН (г. Пущино). Защитила диссертацию – имеет степень кандидата физико-математических наук.

Однако «физика» прекрасно сочетается в биографии И. Б. Крестьевой с «лирикой». Еще в школе написав поэму «О, Грузия, ты вся – как вдохновенье!», она стала победителем Олимпиады школьников по литературе. Попробовала себя в жанре публицистики на другой олимпиаде - написала статью «Влияние исторических событий на формирование костюма», которая была опубликована в сборнике статей. Первому успеху помогла любовь к чтению и интерес ко всему, что ее окружает.

Литературное творчество стало для нее потребностью. Она сочиняет прозу и стихи, пишет сценарии к взрослым и детским театральным постановкам. Есть сценарии документальных фильмов - «Этот невозможный русский» и «Хождение по кочкам» (киностудия «Национальный Фильм-XXI век»). Публикуется в журналах «Простоквашино», «Веселые картинки», «Жили-были», «Кукумбер», «Разноцветные дороги», «Ларец Клио», «Мурзилка», «Семья», «Аифка», «Почемучка» и др. Ею написано много произведений для детей» [ 3].

Её коллеги, учёные, чаще всего писали научно-фантастические произведения, в которых полёт научной фантазии обгоняет современное состояние науки. А вот Ая эН пишет рассказы, в которых реальность переплетается с фантастикой, волшебством.

Глава II

2.1 Реальные и фантастические события в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

Рассказ Аи эН больше похож на сказку, так как в нем много сказочных элементов. Я бы определила его жанр, как рассказ со сказочными элементами. Также по жанру он близок к литературной сказке. Поэтому обратимся к определению литературной сказки. «Литературная сказка — литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и народные традиции»[4].

По классификации Владимира Яковлевича Проппа все сказки делятся на:

«1) волшебные сказки (приключенческий сюжет, волшебные герои и предметы);

2) кумулятивные (в сюжете происходит многократное повторение какого-либо действия героями; например, в русской кумулятивной сказке "Репка" герои раз за разом берутся вытянуть репку, да все не могут: действие продолжается до тех пор, пока к тянущим не присоединяется маленькая Мышка);

3) сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;

4) бытовые (сказки о бытовых ситуациях людей: обман, предательство, хитрость);

5) небылицы;

6) докучные сказки (в таких небольших сказочках постоянно повторяется один и тот же фрагмент текста, до бесконечности может повторяться: "Сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Ну скажи. — Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да до каких пор это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?..")»[5].

Рассказ Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом» можно отнести к волшебной литературной сказке, и сейчас я это докажу. Ая эН обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным.

По мнению О. Ю. Трыковой, причина обращения современной литературы «к арсеналу волшебных сказок кроется, очевидно, в том, что этот вид сказок значительно богаче прочих в художественном отношении, даёт большую пищу фантазии, удовлетворение тяги к чудесному и необыкновенному, выходящему за рамки реально-обыденного». [8].

Что же такое фантастическое и реальное? Фантастическое- это вымышленное, чего не бывает и не может быть в жизни. Реальное- это то, что может быть.

Герои рассказа – самые обыкновенные люди (девочка, мама, бабушка в клетчатом костюме, папа). Сначала действие рассказа разворачивается в метро. Лялька капризничает во время поездки в метро, потому что мама не хочет брать её с собой в командировку на север: «Мы её и уговаривали, и ругали — ничего не помогало. Сначала она хныкала про себя, а потом стала реветь вполголоса. На нас уже люди оборачиваться начали». [2, с.267] Все это реальные события, которые могут произойти в жизни.

Неожиданно для всех обычная девушка «Слева от клетчатой бабушки сидела молодая симпатичная девушка с длинной русой косой и отгадывала кроссворд» [2, с.267] предложила Ляльке исполнить одно её желание. И читатель в этот момент начинает понимать, что девушка выступает в роли волшебницы. Это уже сказочный элемент, только в сказках обычно исполняют три желания. «Вот скажи, какое у тебя желание, и я его исполню. Только, чур, одно желание. Вот первое, что ты сейчас скажешь, я и исполню. Обещаю!». [2, с.267] Лялька попросила девушку о том, чтобы мама встретилась с дедом Морозом, а он тоже является сказочным персонажем.

Затем в метро стали происходить фантастические события: «Дальше бабушка не договорила. Она так и осталась сидеть с открытым ртом и выпученными глазами. Только руки опустила, медленно-медленно. И мы все тоже замерли, потому что девушка вдруг взмахнула кроссвордом, закинула за спину косу и тихонечко засветилась. На её голове откуда ни возьмись появился серебристо-белый кокошник, на плечах — такой же, расшитый алмазами полушубок, на ногах — сапожки. А джинсы остались на месте, почему-то так и не превратившись в платье. Не прошло и трёх секунд, как перед нами во всей своей русской красе сидела самая настоящая Снегурочка. — Будь по-твоему, девочка! — ласково сказала Снегурочка. — Раз уж я тебе обещала, что выполню твоё желание, то так тому и быть! Пусть твоя мама встретится с самым настоящим дедом Морозом». [2, с.268] Снегурочка также является сказочным персонажем.

Но на этом фантастические события не заканчиваются: «И Снегурочка растаяла. Вернее, чудесным образом растворились в воздухе кокошник, шубка и сапожки. Напротив нас опять сидела самая обыкновенная девушка в синеньких джинсах и, как ни в чём не бывало, занималась кроссвордом. Вместо русой косы у неё была короткая рыжая стрижка под мальчика». [2, с.268]

Когда герои рассказали папе о фантастических событиях, произошедших в метро, то тот сказал, что «это был классический гипноз». Как любой взрослый в реальной жизни, он не верит в Снегурочку и деда Мороза: «Я только вздохнула. Папа у нас всегда прав. Потому что он самый умный, как все папы на свете, и с детства не верит в Снегурочек». [2, с.270]

Затем мама уехала в командировку. И там её разыскала Снегурочка, чтобы исполнить желание Ляльки. Добирались они на реальном транспорте – машине, за рулем которой была Снегурочка. «И мы поехали к деду Морозу.

Надо сказать, странная девушка меня не обманула: ехали мы действительно недолго, но как-то очень уж хитро. Дорога поворачивала то налево, то направо, то вдруг вообще куда-то исчезла, и у меня возникло ощущение, будто мы летим по воздуху.

— Это не по воздуху, это я просто вожу здорово! — засмеялась Снегурочка. — Опыт. На Новый Год знаете, к скольким девочкам и мальчикам заглянуть надо! Пешком не успеть!» [2, с.271]

Встреча с дедом Морозом сначала разочаровала женщину, потому что перед ней предстал обычный мужчина: «А нас встретил гладковыбритый, совсем не такой уж и старый мужчина в футболке, шортах и кроссовках да ещё с белыми носочками. Только теннисной ракетки в руках не хватало! Вместо ракетки в руках у деда была электропила, с помощью которой он заготавливал дрова на зиму». [2, с.271] Но затем вновь происходят фантастические события: «Он хлопнул в ладоши, и на нём тотчас вместо футболки появились и валенки, и тулуп, подпоясанный красным кушаком, и шапка, и даже посох». [2, с.271] А это традиционный сказочный наряд деда Мороза, и в сказках он совершает волшебство, хлопая в ладоши.

На этом волшебство не закончилось. Оказалось, что елочные игрушки дед Мороз и Снегурочка выращивают на грядках, а мы то знаем, что это невозможно. «Я бросила деда Мороза со Снегурочкой и побежала за дом посмотреть на грядки с игрушками. Снегурочка пошла за мной.

— Ну как, убедились?

Я убедилась. Насколько хватало глаз, за домом простиралось ровное, покрытое аккуратными хрустальными лужами поле. Из них тянулись к небу такие же хрустальные кустики. Каких только игрушек на них не было!

— Это новые сорта! — похвасталась Снегурочка. — Посмотрите, какие интересные! Их специально на кустиках выращивают. А шары — те просто на воде растут. Сложнее всего с верхушками. В наших климатических условиях они не вызревают, а южнее нам с дедом нельзя перебираться.

И Снегурочка сорвала мне на память несколько созревших игрушек. А потом мы вернулись к деду Морозу, и он рассказал мне про то, как появились первые ёлочные шары». [2, с.272]

Затем Ая эН в повествование рассказа вводит сказку, которую рассказывает дед Мороз. Сказка эта о том, откуда взялись первые елочные игрушки. Её композиция полностью соответствует композиции волшебной сказки. В ней есть зачин: «Не сто лет назад и даже не тысячу, а давным-давно, в счастливые сказочные времена, когда лисы только начинали гоняться за зайцами, а дождики умели разговаривать, сидел себе под зелёной ёлкой зелёный заяц», [2, с.272] основное содержание и концовка: «А тут часы пробили двенадцать, и наступил Новый Год. Самый первый Новый Год на Земле, и это было ну очень давно. Не сто лет назад и даже не тысячу, а в те далёкие сказочные времена, когда дед Мороз был маленьким мальчиком, лисы не гонялись за зайцами, а дождики умели разговаривать». [2, с.276]

Давайте теперь сравним процесс изготовления игрушек в реальной жизни на фабрике и процесс, описанный в сказке.

Процесс изготовления игрушек на фабрике

Процесс изготовления игрушек в сказке

1 этап. Стеклодувный цех.

Исходный материал – стеклянные трубки длиной 50 см. Их разогревают при температуре выше1000 градусов. Затем из стеклянной заготовки вручную выдувают шары различного диаметра.

В сказке данному этапу соответствуют действия дождя и ветра: «Дождик выбрал лужу побольше и забарабанил по ней посильнее. Зайчик высунул нос из-под ёлки, прикрылся ушками, как зонтиком, и увидел, как на поверхности лужи появились прозрачные водяные шары. Они величественно подплывали к краю лужи и лопались. Зайчику понравилось.

— Сильнее! — закричал он дождику.

Дождик забарабанил сильнее. Шары стали больше.

— Ещё сильнее!

Дождь забарабанил ещё сильнее.

— Ещё, ещё! — разошёлся зайчик.

— Я сильнее не могу! — сквозь шум дождя прокричал дождик. — Это к ветру бежать надо!

— Тогда я побежал за ветром! — прокричал в ответ зайчик. Только ты не уходи пока!

Прибежал зайчик к ветру. Ветер витал в облаках и от нечего делать сдувал камешки с горных вершин.

— Ветер, а ветер! — попросил зайчик. — Будь добр, надуй мне шарики!

— Какие шарики?

— Красивые шарики. Которые дождик делает. Жаль мне, что они маленькие. Кроме тебя, их в нашем лесу надуть некому!

Полетел ветер с зайчиком, посмотрел на шарики, и они ему тоже понравились. Опустился ветер к самой луже и стал тихонечко дуть. Шарики надулись и стали большие-большие». [2, с.273-274]

2 этап. Серебрение.

Шары покрывают особой краской.

В сказке данному этапу соответствуют действия радуги: «— Радуга, а радуга! — попросил зайчик. — Будь добра, раскрась мне шарики!

— Какие шарики?

— Красивые шарики. Которые дождик делает, а ветер надувает. Жаль мне, что они бесцветные. Кроме тебя, их в нашем лесу раскрасить некому!

Изогнулась радуга-дуга, приблизилась к луже. Понравились радуге шарики. Коснулась она одного шарика красной краской, второго — жёлтой, третьего — несколькими сразу. Засверкали шарики всеми цветами радуги! Зайчик от радости запрыгал и ушами захлопал. Бежала мимо лиса. Хотела было зайчика поймать, но как увидала переливающиеся разноцветные шарики, и думать про зайчика забыла.

— Хватит их красить! — закричал зайка». [2, с.275]

3 этап. Окрашивание в один фоновый цвет и просушка.

Просушка занимает 10 – 50 минут.

В сказке данному этапу соответствуют действия солнышка: «Побежал зайчик к солнышку.

— Солнышко, а солнышко! — попросил зайчик. — Пожалуйста, подсуши мне шарики!

— Какие шарики?

— Замечательные шарики. Дождик делает, ветер надувает, радуга красит. Жаль, что они мокрые. Кроме тебя, их высушить некому!

Ласковое солнышко протянуло свои лучи и стало сушить зайкины шарики». [2, с.275]

4 этап. Художественное оформление.

Каждый шар раскрашивается вручную.

В сказке данному этапу соответствуют действия радуги, пример мы приводили выше.

5 этап. Срезание шейки, надевание застёжки. Упаковка.

В сказке данному этапу соответствуют действия деда Мороза: «Побежал зайка за дедом Морозом. А дед Мороз вообще-то в ту пору ещё мальчиком был. Хотел он подморозить шарики, да перестарался. Как ударил посохом о землю — всё вокруг замёрзло: и шарики, и лужи, и ёлочка, и лисичка с зайчиком. Лужи покрылись льдом, дождь превратился в снег, радуга — в северное сияние, ветер стал вьюгой, а солнышко сжалось, съёжилось и спряталось за тучу. Увидел Мороз, что стряслось, бросил свой посох и убежал. Как только Мороз убежал, солнышко выглянуло, собрало слабые зимние силы и отогрело зайчишку, лисичку и ёлочку. А на шарики солнечных сил не хватило, и остались они замороженными. Обрадовался зайчик, поблагодарил солнышко и стал шары на ёлку вешать». [2, с.276]

Получается, что в сказке, которую поведал дед Мороз, описан волшебный способ изготовления игрушек, но, сравнив его с процессом изготовления на фабрике, мы убеждаемся, что в сказке прослеживаются реальные действия, используемые при производстве игрушек.

Заканчивается рассказ тем, что мама Ляльки привозит ей елочные игрушки, подаренные дедом Морозом, но Лялька отказывается верить в его существование и в то, что игрушки растут на грядках. «Ёлочные игрушки делают на фабрике. И никакого деда Мороза в природе не существует!» [2, с.276]

Таким образом, сопоставив реальные и фантастические события, нам удалось выявить сказочные элементы в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». Наша гипотеза подтвердилась. В рассказе Аи эН фантастическое переплетается с реальностью. Как в любой литературной сказке, в рассказе Аи Эн подчеркнута связь с современностью. Реалии современной жизни лаконично переплетены с волшебством. В данном рассказе явно заметны черты волшебной литературной сказки.

Заключение

В нашей работе мы рассмотрели рассказ Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». И убедились, что данный рассказ сохраняет генетическую связь с литературной сказкой. Это проявилось в образе Снегурочки, деда Мороза, их волшебных действиях. А в сказке, рассказанной дедом Морозом, полностью сохранена композиция сказки. Для этого рассказа Аи эН присуща связь с современностью, что характерно для литературных сказок. В ходе проведенного исследования нам удалось:

1.Изучить биографию Аи эН и текст рассказа «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

2. Выявить сказочные элементы в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

3. Сопоставить реальное и фантастическое в рассказе Ая эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в том, чтобы изучить другие произведения Аи эН, так как творчество этого автора мало изучено.

Литература:

Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П. Аникин - М: Просвещение, 1977

Литература 5 класс в 2-х частях /В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2021

Интернет – ресурсы:

https://www.livelib.ru/author/234893-aya-en «Ая Эн — о писателе»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературная_сказка

https://globallab.org/ru/project/blog_message/ad198648-2925-11e3-a304-08606e697fd7.html#.Ygfn2MDP1dg «Владимир Яковлевич Пропп и его классификация»

https://gdzotvet.ru/5klass/literatura/70-gdz-otvety-literatura-5-klass-uchebnik-2-chast-korovina-zhuravlev?start=42 «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

https://multiurok.ru/files/aia-en-kak-rastut-iolochnye-shary-ili-moia-vstrech.html «Ая эН. Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11785/2/2018Dubitskaya.pdf «Художественное своеобразие малой прозы Аи Эн: методические подходы для освоения в школе».

Приложение №1

Просмотров работы: 2621