За волшебством сказки

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

За волшебством сказки

Беляев А.Ф. 1
1МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово
Беляева О.Ф. 1
1МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Сказка – это один из первых литературных жанров, который встречает нас, когда мы приходим в мир. И это не случайно, ведь у сказки много функций. Она развлекает и учит одновременно. Еще она развивает воображение, воспитывает и помогает формированию личности.

Сказки любят как дети, так и взрослые. Они никого не оставляют равнодушными. Каждый хоть раз в жизни пытался сочинить собственную сказку. Я не исключение. Еще в начальной школе я сочинял сказки и небольшие рассказы, но больше всего мне нравилось писать стихи. Так и появилась идея создать прозаическую сказку и сказку в стихах. Но для этого сначала нужно выяснить, какие особенности имеет жанр литературной сказки, поэтому мы решили обратиться к теме: «За волшебством сказки…».

Выбор данной темы актуален тем, что людям на протяжении всей жизни необходима вера в добро, вера в неожиданное стечение обстоятельств, которое изменит все в лучшую сторону. Создание подобных произведений заряжает положительной энергией, дарит незабываемое ощущение восторга.

Цель работы: выявить особенности литературной сказки, и на основе изученного материала создать собственные произведения.

Для начала мы наметили задачи, которые нужно решить в ходе выполнения творческой работы.

Задачи:

Изучить литературу по теме;

Определить разновидности жанра сказки;

Прочитать произведения русской и зарубежной литературы, написанные в этом жанре;

Ориентируясь на полученные знания, создать свои собственные сказки.

Объектом исследования являются произведения русских и зарубежных писателей, написанные в жанре литературной сказки.

Предмет исследования — сюжет и композиция произведений.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: изучение литературы и информационных источников, ознакомление с историей и теорией вопроса, наблюдение, сравнение, обобщение, аналогия, эксперимент, уточнение сделанных выводов, проверка на практике.

Используемые источники информации: ресурсы интернета, книги.

II. Теоретическая часть

Литературная сказка как жанр художественного произведения

Существует большое количество определений русской литературной сказки.

Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей».

В. Минеев: «Литературная сказка — это жанр авторского фантастического литературного произведения, берущий начало в народной сказке, заимствующий у нее концепцию сказочной реальности в качестве жанрообразующего фактора и не носящий научного характера».

На основе этих определений можно сделать вывод о том, что литературная сказка вобрала в себя как традиции фольклора, так и художественной литературы более позднего периода. Нередко авторские сказки заимствуют у народных сюжет, образы героев, волшебные предметы. В литературной сказке нередки постоянные эпитеты, троекратные повторы, использование магических цифр.

Конечно, у народных и авторских сказок есть и различия. У фольклорной сказки не было автора, она передавалась из уст в уста. У нее могло быть несколько разных вариантов сюжетной линии, потому что каждый новый сказитель добавлял свои элементы в сюжет или полностью менял его. В литературной сказке всегда есть отражение времени, в которое она была написана, тогда как фольклорная сказка – это «давние времена», историческую предопределенность которых сложно понять.

И. П. Лупанова считает характерной особенностью жанра литературной сказки «…не только и не столько разработку в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой». (И. Лупанова «Современная литературная сказка и ее критики», Проблемы детской литературы. П., 1981).

Русская литературная сказка, наряду с романом и повестью, была самым популярным и распространенным жанром в России второй половины XVIII века. Сказки, стихотворные или прозаические, создавали практически все крупнейшие русские писатели того времени. Сказки писала даже императрица Екатерина II. Бурный расцвет жанра происходит в 30-е годы XIX столетия.

Разновидности литературной сказки

По аналогии с классификацией народных сказок среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные; по пафосу — сказки героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам — сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда и др. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_литературная_сказка)

Отдельными жанрами литературы, тесно связанными со сказкой, являются сказ, сказка-быль, сказка-пьеса, рождественский или святочный рассказ, поэтическая сказка.

Сказ – это тип повествования, который имитирует устный импровизированный монолог человека, принадлежащего к определённой социальной группе и, как правило, резко отличающегося от автора системой оценок, психологией и мировоззрением, своими культурными и речевыми навыками. Являясь субъектом речи, этот человек выступает в качестве объекта оценки, стоящего за ним автора, которому порой важно не только о чём, но и то, как повествует его рассказчик. В связи с этим в сказовых произведениях особое внимание уделяется языковой фактуре: используются просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, разного рода речевые «неправильности» (слова-паразиты, тавтология, экспрессивные междометия и звукоподражания, подчёркивающие спонтанность рассказа); фразы либо причудливо выворачиваются, либо нарочито упрощаются. Яркими образцами сказа являются повесть «Шинель» Н. В. Гоголя, «Левша» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова.

Сказка-быль - это рассказ, в котором рассказывается о реальных событиях, но некоторые моменты могут быть преувеличены или фантастичны. В таком произведении реальность и вымысел сплетаются в единое повествование. Сказка-быль отражает исторические реалии времени как в виде событий, так и в виде основных традиций нравственности и морали.

Стихотворная сказка - это сказка, имеющая ритм, размер, рифму. За основу может быть взят сюжет народной сказки. Авторы, стараясь придать своей сказке народности, используют героев фольклорных сказок, заимствуют средства художественной выразительности (постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, речевые штампы), употребляют устаревшую и диалектную лексику, включают в повествование фразеологизмы, пословицы и поговорки.

Жанр поэтической сказки возник в 19 веке, и создавались эти произведения изначально для взрослых, а не для детей. Многие писатели и поэты стали обращаться к корням своего народа и на основе произведений устного народного творчества стали появляться баллады, эпические поэмы.

Сказка-пьеса - это жанр литературного произведения, который содержит в себе признаки сказки и драматического произведения, предназначенного для постановки на сцене. Сказка-пьеса содержит реплики и авторские ремарки, поясняющие игру актеров. Самые известные сказки-пьесы были написаны С.Я.Маршаком.

Возникновение рождественского рассказа разные филологи-исследователи относят к разным историческим периодам. Одни из них считают, что рождественский рассказ восходит к календарной литературе, другие относят его к фольклорным произведениям, ставя в один ряд со сказками, быличками.

В русской и зарубежной литературе много удивительного и необычного. Сюда, без сомнения, можно отнести и сказки. Со времени А.С.Пушкина сказка стала развиваться по-новому, тем не менее основываясь на традициях прошлого. Это и история, и современность, и реальность и вымысел, именно поэтому к сказкам обращалось так много поэтов и писателей, срели них П.П.Ершов, В.А.Жуковский, С.А.Аксаков, К.И.Чуковский, Г.Х.Андерсен, Л.Керролл и многие другие.

III.Практическая работа

Сказка “Однажды осенью” написана под впечатлением дестких воспоминаний, когда я действительно растроился, увидев, что за одну морозную ночь погибли цветы на всех клумбах. Так было жаль, что растения, за которыми мы ухаживали все лето, лежат поникшие, потерявшие свою былую свежесть и красоту. Конечно, обидно, но с этим нужно смириться, как смирился с приходом нового времени года герой этой сказки. Сюжет сказки содержит такой композиционный прием как сон. Он нередко встречается в произведениях, например в сказке Льюса Керролла “Алиса в стране чудес”. Сон помогает связать реальные и воображаемые сцены, в то же время создавая эффект достоверности.

Однажды осенью

(сказка-быль)

Осень - это, с одной стороны, самое мрачное время года, потому что все умирает: листья, цветы, трава, но с другой стороны, красота этого времени года зачаровывает. Разноцветные листья под ногами, низкие тяжелые облака, плывущие куда-то вслед за стаями перелетных птиц, полянки грибов под опавшей листвой, последние цветы, пестреющие по газонам и палисадникам.

Люди собрали урожай, сделали запасы на зиму. Летние заботы позади, и теперь есть время для отдыха. Можно открыть интересную книгу, завернуться в мягкий плед и погрузиться в мир полный фантастики и приключений. Мои глаза слипаются, и привычные картины обыденной жизни сменяются совсем другими сюжетами.

Я стою на полянке, оглядываюсь вокруг и вижу нечто необычное. Ромашка считает свои белоснежные лепестки, сидя на корне дерева, покрытом мягкой зеленью мха. Пион и Роза любуются на себя в отражении пруда. Гладиолус играет на флейте, вытянув все свои цветы-трубочки к солнцу. Гвоздички затеяли салочки. Деревья заботливо укрывают цветы от жаркого солнца, сильного ветра, холодного дождя, и поэтому живут они здесь без забот и хлопот.

Иду я дальше и вижу в стороне от всех куст Чертополоха.

- Почему не веселишься со всеми? – спрашиваю я.

- Ни к чему мне это. Не любят они меня. А что во мне не так? И цветы, и листья, и корни - все как у цветов. Но нет, они меня сторонятся. Пойду лучше к Можжевельнику, он-то меня поймет.

Чертополох медленно шел по лесной тропинке, оставляя на земле следы от острых иголочек-листьев. Мне показалось, что он задумал неладное, и я решил отправиться за ним.

- Здравствуй, друг Можжевельник! – говорит Чертополох, протягивая колючую ветку Можжевельнику. Тот крепко пожимает протянутую ветвь, отвечая на приветствие:

- О, Чертополох! Здравствуй, здравствуй, дружище! Как дела? Колючки не ломит?

- Знаешь, бывает, особенно, когда пробежится по ним какой-нибудь одуванчик.

- Тебе тоже докучают эти назойливые цветочки? А давай их проучим.

- А как?

- Знаешь, залетал тут ко мне на днях мой давний приятель – северный ветер- Борей. Но деревья нам и поговорить не дали, прогнали его, чтобы не повредил своим жгучим холодом хрупкие лепестки цветов. Нам с тобой он не страшен, позовем его ночью, и пусть повеселится на славу, пока деревья спят.

- А давай.

Испугался я за цветы, и хотел было уже бежать на полянку, когда сомкнулись надо мной цепкие колючие ветки. Долго я пытался выбраться из их сжимающих оков, но не мог.

На другой день Чертополох с Можжевельником отпустили меня, и я со всех ног бросился спасать цветы. Но было уже поздно. Деревья сбрасывали убитые морозом листья, а цветы лежали бледные, совсем безжизненные.

Я сел на колени и пытался согреть своим дыханием лепестки.

- Не трудись, они уже не проснуться, - сказал могучий дуб.

- Никогда? – со слезами в голосе спросил я.

- Почему никогда? Вот придет весна, и все вновь оживет, - успокоил меня хозяин леса.

- Так Чертополох с Можжевельником ни при чем?

- Они конечно проказники, но у природы на все свое время.

Тут откуда-то раздался мамин голос:

- Сынок, вставай, смотри за окном белым-бело. Снег выпал.

Я проснулся, наспех оделся и выбежал на улицу. Все растения были покрыты первым снегом, а замерзшие лепестки цветов на клумбе казались прозрачными. Но я больше не плакал, потому что знал, что весной вырастут новые цветы.

20.10.2020

Сказка «Там, за облаками» стихотворная. Самые знаменитые поэтические сказки, которые знают мои одноклассники - это сказки А.С.Пушкина, «Конек Горбунок» П.П.Ершова, «Спящая царевна» В.А.Жуковского и знаменитые детские сказки К.И.Чуковского.

За основу сказки был взят четырехстопный хорей с чередованием перекрестной и парной рифмовки. Сюжет придуман самостоятельно, хотя в сказке есть и сказочные герои, встречающиеся в других сказках. Так, кота с удивительными способностями можно увидеть в прологе к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.

Главный герой – деревенский парень Василий, простой, скромный молодой человек, живущий со своей матерью. Чтобы показать колорит деревни 19-20 веков в сказке используются устаревшие разговорные и просторечные слова и их формы. Наряду с отголосками прошлого в произведении также присутствуют и современные реалии.

Там, за облаками

(сказка)

Жил-был на Руси парнишка,

Сам не знатен, не богат,

Был не робкого десятка,

Хоть росточком маловат.

Вот однажды он с работы

В дом вернулся без заботы

Матерь встретила его,

Закричав ему в окно:

-Вася, милый, вот напасть.

Неоткуда было взять.

Чудище у нас лесное

Под порогом громко воет.

-Что ты, мама, животину

Надо холить и ласкать.

Так любую злу детину

Приголубливает мать.

Вася всё еду таскает.

Уже от силы года два

Кот сидит, не вылезает,

Лишь вздыхает иногда.

Вот в один прекрасный день

Мать Васютки уж решилась,

И кота из-под крыльца

Выгнать все же ухитрилась.

С той поры котейка тот

С Васей в доме-то живет.

Вася кошечку погладит,

Котик точно затрещит,

И огнём словно глазницы

Все его заполонит.

Дня светлее ночью станет,

В избе жарко без печи.

Живет Вася, не хлопочет.

Даже кашу или щи

Может котик тот состряпать

Без огня и без искры.

Вот живет веселый Вася,

Дров готовить не идет.

Стали люди замечать.

Захотелось им понять,

Как он будет зимовать.

И однажды поздней ночью

Злой разбойник, старый вор

Подошел поближе к хате

И уселся под забор.

Луна зашла, Василий гасит

С удовольствием кота

И гулять его пускает

Во леса и во поля.

Вор-мешок уж наготове,

Прыгнул, хвать кота - и в лес,

Отбежал куда подальше,

На сосну злодей залез.

Кот сидит ни сном ни духом,

Ни мурчит и не трещит.

Злой разбойник удивился,

Посмотреть его хотит.

Только ловкою рукою

Развязал он свой мешок.

Кот прыг-скок и увернулся,

Чем поверг воришку в шок.

Вася утром пробудился,

Круг себя поворотился,

С печки слез и на мороз,

Без котейки он замерз.

Звал кота и так и эдак,

Матерь спрашивал свою.

Поспрошал у всех соседей,

Разбудил в лесу медведей –

С киской ж было, как в раю.

Наконец на третий день

Кот пришел, не без потерь.

Был он весь избит, замучен.

Хвост его в рожок был скручен.

-Котик, миленький коток!

Где ж ты бегал, голубок? –

Вася котика спрашает,

Молочком все угощает.

- Эх, Василий, - начал кот, -

У тебя я уж не год.

И тебе скажу – служил я.

Жил ты точно без забот.

Но настало время мне

Возвратиться к той стране,

Где коты глазами светят

И меня в цари там метят,

Потому что прежний царь –

Стороны той государь

Вмиг, пожертвовав собой,

В лес отправился за мной,

Куда вор меня унес.

Я же прыгнул под откос

И в болото провалился,

А разбойник удалился.

Залепила мне глаза,

Тина – топкая роса.

Я теперь тебя оставлю,

Ты ж не больно-то скучай

И людей не сторонись,

Но воришек примечай.

- Что же, милый мой коток,

Запасу дровишек впрок,

Зиму так и скоротаю

Без тебя, мой мил дружок.

Так расстался котик с Васей

И взвился он восвояси:

Солнце красное согреть

И страною той владеть.

С той поры не было года,

Чтобы злы были погоды -

Солнышко во всю светило,

Людям счастье всё дарило.

Вася не был же дурак,

Собрал волю он в кулак

И построил батарею,

Что от солнца избу греет.

Так и жил, и не тужил.

По деревне умным слыл.

Воров в избу не пускал,

Бедным, старым помогал.

Нрав свой буйный он сменил,

Стал спокоен он и мил.

Жил себе да не тужил,

Много доброго нажил.

20.01.2021

Третья сказка называется «Новогоднее желание». Это произведение напоминает рождественские рассказы, героями которых нередко становились дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. С похожим сюжетом есть сказка у Х.К.Андерсена. Это произведение «Девочка со спичками».

В обоих произведениях главные героини – несчастные девочки, которые вынуждены много и тяжело работать. Оба произведения заканчиваются трагически, хотя сюжет в целом развивается по-разному.

Новогоднее желание

Светит солнце, мчится тройка, клубы вихрями кружат

За околицей, у церкви собрался и ждет наград

Весь честной народ и Маша, приготовив узелок,

Подошла тихонько к дрожкам тоже тихо что-то ждет.

Кони борзые уж видны, колокольчики звенят

И на санях в шубах чинных гости званые сидят.

Едут Дед Мороз с Снегуркой, погоняют лошадей

Всем везут они подарки из заснеженных степей.

Маша ближе подступила и глазенки не сомкнет

«Отойди, - кричат ей, - милая. Не дай бог еще собьет!»

Но не слышит Маша окриков, вся она поглощена:

Видит степь она привольную и седые облака.

Дед Мороз подъехал к церкви, лошадей остановил

И народ с саней резных своих первым делом одарил.

«Вот, возьмите, люди добрые, кому пряник, кому два,

Кому ложки расписные, кому новая узда».

Дед Морозу рады люди, на него они глядят

И подносят угощенья, и во всю благодарят.

Начались тут песни, пляски, возле елки шум и смех.

Все танцуют, веселятся и не мерзнут от потех.

Дед Мороз глядит, дивится, что прошло уж полчаса:

«Вот так праздник! Вот не ждали! Это просто чудеса!

Но пора мне попрощаться у меня еще дела», -

Говорит старик и радость застлала его глаза.

Он на всех глядит и видит: в уголку, совсем одна,

Девочка стоит с кулечком и блестят ее глаза.

-Что же ты стоишь, родная? Без подарка, без друзей?

Загадай скорей желанье. Все исполню без затей!

Маша глазками моргает, говорит чуть не дыша:

- Дедушка, родной, ты знаешь, где неведома страна?

Там закаты и рассветы, лето круглый-круглый год

И конфеты на деревьях все растут, растут, растут.

- О, куда ты хватанула, ну, девчоночка моя,

Обещал уж так исполню, закрывай скорей глаза!

Маша глазоньки прикрыла в ожидании стоит,

А Мороз себе колдует, заговоры говорит.

Не прошло и полминуты, закрутило, понесло,

Там Машутка где стояла, не осталось ничего.

И никто ведь не заметил, что невинное дитя

Унеслось в порывах ветра, испарилося шутя.

Расходится стали люди, им сегодня невдомек,

Где девчонка оказалась. Лишь в снегу ее платок

Тусклой тряпочкой виднелся на пригорке у куста,

Да и тот легко прикрыла зимней коркой мерзлота.

Там в раю, в кровати мягкой, сиротинка крепко спит,

Не нужна теперь ей хата, ей никто не говорит:

«Топчешь землю ты напрасно, нас объела догола

И работать ты не можешь, ты б еще совсем слегла!»

Здесь тепло, не колют руки щепки мерзлые бревна,

Не отнимет пес кудлатый захудалого куска,

Не погонят спозаранку за водою в прорубь лезть

И не надо думать даже, чтобы что-нибудь надеть.

Очень счастлива Маруся, не гадала, не ждала,

Что когда-нибудь откроют перед нею ворота.

Может день- деньской, как птица, с соловьями распевать,

Может есть чего захочет, может просто так гулять.

28.01.2021

IV. Заключение

В ходе работы над своими сочинениями, я пришел к выводу, что жанр литературной сказки многогранен и интересен.

Сказка “Однажды осенью” скорее для детей: взрослые уже не воспринимают так болезненно резкое увядание природы, они к этому привыкли, для них это естественный процесс. У детей все по-другому: каждый год они воспринимают одни и те же события по-новому. И очень важно, чтобы кто-то объяснил все явления и показал, что ничего страшного в этом нет.

С одной стороны, это вполне реальная история. В нашем регионе осень приходит быстро и все менят на своем пути. С другой стороны, сон мальчика позволяет читателю оказаться в волшебной стране говорящих цветов и растений. Такая страна идея не новая. Новизна же этой сказки в логическом объяснении смены времен года и в уникальной сюжетной линии.

Сказка “Там, за облаками” шутливая, даже где-то смешная, но и в ней есть поучительный момент: нужно беречь то, чем дорожишь, нужно любить животных, потому что они откликаются на ласку и чувствуют отношение к себе и, конечно, быть в ответе за свой народ, за свою Родину. В сказке уживаются реалии прошлого и настоящего, фразеологизмы граничат с неологизмами, что делает произведение интересным для любого поколения.

Сказка “Новогоднее желание” и трагическая, и счастливая одновременно. Она позволяет понять, что новогодние праздники – это не только повод для веселья, но и время задуматься над значимостью свой жизни, над правильностью совершаемых поступков. Это время переосмыслить свое поведение, обратить внимание на тех, кто нуждается в помощи. Начало нового года – это то время, когда даже отчаянные скептики начинают верить в чудеса. Вера в чудо, неиссякаемая надежда и любовь близких – это то, что необходимо человеку каждый день, а особенно в Новый год.

Список использованной литературы

Горкин А.П. (гл. ред.) Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

Лупанова И.П. Современная литературная сказка и ее критики, Проблемы детской литературы. П., 1981

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2010

Яранцев Р.Я. Словарь-справочник по русской фразеологии. – М.: Русский язык, 1985

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_литературная_сказка

https://globallab.org/es/project/cover/stikhotvornaja_literaturnaja_skazka.es.html#.YVhoPqsmzIU

Просмотров работы: 112