Мотив пробудившейся совести в рассказе К. Паустовского "Телеграмма" и повести А. Неркаги "Анико из рода Ного"

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мотив пробудившейся совести в рассказе К. Паустовского "Телеграмма" и повести А. Неркаги "Анико из рода Ного"

Берестина К.А. 1
1МБОУ "Школа 1 им. В.И. Муравленко"
Быкова Е.П. 1
1МБОУ "Школа 1 им. В.И. Муравленко"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Данная работа посвящена проблеметрадиций и новаторства. Представляется актуальным исследование нравственных аспектов, которые на протяжении многих веков волновали и по сей день волнуют писателей разных поколений. Тема позволяет войти в творческий мир как К. Паустовского, так и А. Неркаги, увидеть, как время вызывает развитие традиций. Так как тема необъятна, то работа ограничена всего лишь одним аспектом нравственности - совести у обоих писателей.

Объект исследования – рассказ К. Паустовского "Телеграмма" и повесть А. Неркаги "Анико из рода Ного".

Предмет исследования - мотив пробудившейся совести.

Гипотеза: если писатели разных национальностей и разных поколений рассматривают схожие проблемы, то исследование их произведений позволит войти в творческий мир авторов, увидеть, как время вызывает развитие традиций, а также новаторство по линии изображения мотива совести.

Целью работы является исследование мотива пробудившейся совести в рассказе К.Паустовского "Телеграмма" и повести А. Неркаги "Анико из рода Ного".

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть своеобразие мотива совести у писателей разных поколений.

- изучить рассказ К. Паустовского "Телеграмма" и повесть А. Неркаги "Анико из рода Ного".

- найти развитие паустовских традиций в повести А. Неркаги "Анико из рода Ного",

а также новаторство А. Неркаги.

Очень важными представляются следующие исследования: В. Фраермана, А.Роскина, А. Эрлих, А. Дерман, Т. Хмельницкой, Ю. Саушкина, В. Солоухина, Ачкасовой Л. С., Кременцова Л.П., Огрызко В.В., Попова Ю.И.,  Цымбалистенко Н.В.,  Лагуновой О.К, Ю.Казакова.

Новизна представленной работы

Новизна данной работы заключается в отборе исследуемого материала: для сравнения были выбраны произведения именно этих двух авторов: К.Паустовского и А.Неркаги – людей двух разных поколений, двух разных национальностей.

В современном литературоведении работ по мотиву совести у К. Паустовского и А. Неркаги нами не обнаружены, что дает возможность самостоятельного исследования. При рассмотрении данной темы использовали литературоведческий, речевой, описательный методы работы.

Практическая ценность работы: результаты работы могут быть использованы учащимися старших классов в школах, лицеях, студентами колледжей, институтов при изучении творчества К. Паустовского и А. Неркаги.

Раздел 1. Мотив пробудившейся совести в рассказе К. Паустовского "Телеграмма" и повести А. Неркаги "Анико из рода Ного"

1.1. Творчество писателей в литературоведении

Проблеме поэтики рассказов Паустовского посвящен ряд работ В. Фраермана, Ю. Трифонова, Ю. Казакова, А. Роскина, А. Эрлих, А. Дерман, Т. Хмельницкой, Ю. Саушкина, В. Солоухина и др. Но приходится признать, что, при значительных успехах, достигнутых в разработке частных вопросов, в современном паустовсковедении не существует целостной картины всех этапов творческой эволюции писателя. Несмотря на наличие значительного количества критических работ, все же большинство исследователей вынуждено констатировать, что творческая история рассказов писателя до сих пор остается малоизученной во многих отношениях. При этом многое из достигнутого нуждается в переосмыслении, в особенности ввиду преобладания в течение длительного времени социально обусловленного, идеологически окрашенного подхода к произведениям Паустовского.

Многие исследователи отводили важное значение пейзажу. Так, например, Е.С. Терехова в своей статье «Идейно-художественная функция пейзажа в ранней прозе К. Г. Паустовского» выделяет следующие функции пейзажа: «во-первых, служит раскрытию чувств героев как форма психологического анализа; во-вторых, «участвует» в формировании образа героя; в-третьих, выполняет структурную функцию, обозначая время и место действия; в-четвёртых, намечает последующие события, сюжетно мотивируя их».

Боброва И. М. в статье «Средства создания и стилистическая роль экспрессивного тона в малых жанрах Паустовского» и Воробьёва Н. Н. в статье «Проблемы стиля К. Паустовского» рассматривают особенности стиля и жанра писателя.

Современное литературоведение на сегодняшний день лишь обозначило перспективы исследования творчества А. Неркаги, но целостной картины всех этапов её деятельности не представило. Лагунова О. К. в своих статьях («Поэтика встречи в повести А. Неркаги «Анико из рода Ного» и «Этнопоэтика повестей А. Неркаги» и др.) раскрывает особенности стиля А. Неркаги. Огрызко В.В., Попов Ю.И.,  Цымбалистенко Н.В., Ващенко А.В. указывают на самобытность литературы народов севера, а также творческую индивидуальность писательницы и биографичность её произведений.

Мало кто рассматривает морально-нравственные аспекты, также традиции и новаторство у обоих писателей.

1.2.Своеобразие мотива совести у писателей разных поколений

В толковом словаре Ожегова совесть истолковывается как способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции1.

В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно, так мучительно постигают герои писателей разных поколений.

У Пушкина самое классическое, простое и в то же время самое близкое всем по духу понятие совести. Один из главных героев "Капитанской дочки", Петр Андреевич Гринев, понимает совесть именно как «действие всегда по совести». Совесть и честь стоят в одном ряду2.

Совсем другое понимание совести у еще одного главного героя "Капитанской дочки", героя вроде бы отрицательного, — Пугачева. Его понимание совести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно эта ограниченность позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена.

Довольно похожая ситуация происходит в "Дубровском". Старший Дубровский — потомственный дворянин, совесть которого зиждется на его положении и истории его рода. Одна из основных составляющих совести в понятии старшего Дубровского — это гордость. Именно она не позволяет ему сносить оскорбления слуг богатого соседа Кириллы Петровича Троекурова.

У сына же Дубровского, Владимира, снова, как и у Гринева, главный аспект мотива совести — действие по совести3.

Абсолютно другой взгляд на понятие совести мы встречаем у Лермонтова. У героя Лермонтова Печорина есть только остатки совести, которые в совокупности с осознанием важности собственного предназначения образуют как бы "бесчестие в чести"4. 

Н.В. Гоголь через образ Плюшкина пытается показать причину уснувшей совести, но её пробуждение так и не смог показать5.

Л.Толстой раскрывает нам "диалектику души", исследует сам процесс ее внутренней жизни, показывает, как "одни чувства и мысли развиваются из других”, последовательно выстраивает всю цепочку, внешний толчок – чувство, мысль...

В. Распутин по-толстовски раскрывает сложный психологический механизм восприятия человеком мира и стремление человека оправдать, обмануть, успокоить себя. В его произведениях впервые встречается мотив пробуждающейся совести6.

В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать М. Булгакова, Ч.Айтматова, Б.Васильева, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Белова и других.

1.3. Портреты сходства и различия в передаче главной темы и сюжетной линии

Произведения Константина Георгиевича Паустовского интересны сюжетом, психологической разработкой образа и удивительным лаконизмом. Несколькими фразами автор умеет нарисовать словесный портрет, передать мысли и переживания героя, окружающую обстановку. В рассказе «Телеграмма» мы наблюдаем две основные сюжетные линии: работа и городская жизнь деревенской девушки Насти с волосами «необыкновенной красоты» и холодными глазами.

Повесть «Анико из рода Ного» включает в себя три основные сюжетные линии: учеба и городская жизнь ненецкой девушки Анико; драматическая история жизни в стойбище ее отца, Себеруя Ного; судьба волка – Хромого Дьявола. Но повесть – отнюдь не «коллаж», судьбы персонажей роковым образом связывает история волка – таким образом, писательница подчеркивает единство, неразрывную связь человека и природы в мироощущении северных народов.

Проблема в обоих произведениях заключается в том, что дети забывают о своих родителях, занимаются своими делами, забывают, кто их растил. Судьба ненца Себеруя не менее трагична, чем судьба главной героини Катерины Ивановны в пустом нетопленом доме.

В рассказе «Телеграмма» героиня Катерина Ивановна проживает свою старость в одиночестве, среди старых картин, вещей, воспоминаний. Дочь старушки Настя живёт в городе, работает секретарём в Союзе художников и помогает чужим ей людям, устраивает выставки и искренне желает им помочь, но совершенно не помнит о своей больной матери, которая уже давно не видит, не слышит. Решая проблемы посторонних людей, Настя даже не вспоминает о матери, которой больше, чем всем остальным, нужны были помощь, любовь, забота. "Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье". Ей не нужны были деньги, присылаемые Настей. Автор очень мало уделяет внимания описанию портрета Насти: большие холодные глаза, русые волосы. Видимо, Паустовский предпочитает показать образ Насти не через красочные эпитеты и сравнения, а через описание её поступков.

Похожая ситуация складывается и в повести А.Неркаги «Анико из рода Ного». Себеруй живёт один после смерти своей жены и маленькой дочери, он мужественно держится во время похорон на людях, но осознаёт, что остался "один-одинёшенек". Его старшая дочь живёт далеко от родителей и учится в институте. Дома она не была очень давно: "В Белоярске она закончила восемь классов, а в Щучьем - начальные четыре". Даже отец её не помнит, сколько Анико не было дома: "никто в стойбище, да и сам Себеруй, не знает, где она сейчас и сколько ей лет". Решая свои жизненный проблемы, она и не задумывалась, как там, в далёкой тундре, живут её родители: "В сознании всё время жила мысль, что мать и отец есть, пусть где-то далеко, но они живы...7" и в этом произведении автор очень мало уделяет внимания описанию портрета Анико: черное пальто, запах духов, выделяющие героиню среди своих соотечественников, резко противопоставляет её тому миру, где она раньше жила. А. Неркаги также как и Паустовский предпочитает показывать образ своей героини через описание её поступков.

Сила А. Неркаги и К. Паустовского (как писателей-реалистов) проявилась в том, что они не через портреты раскрывают образы своих героинь, а через их поступки. Использование подобных подходов заставляет задуматься над ещё одной важной проблемой, которая проходит через оба произведения – проблемой человека и условий, человека и общества.

1.4. Роль художественной детали в повествовании

Детали играют важную роль в понимании основной мысли автора. Так горький запах нетопленных печей; пыльный "Вестник Европы"; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно передают ощущение неухоженности, запущенности в рассказе "Телеграмма". Катерина Петровна живет в селе Заборье одна. У нее нет никого из родных, кроме дочери. Не с кем поговорить... В словосочетании "Позабытые звезды" автор употребляет слово "позабытые", чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
В повести А. Неркаги мы видим подобные детали: темно и холодно в чуме, чугунный котёл с супом со вчерашнего дня. Себеруй сравнивает себя: "как пень среди густого леса" - всё это передаёт чувство одиночества, которое ощущает Себеруй после смерти жены и маленькой дочки.

Ещё один момент сближает эти произведения: обе героини получают весточки из дома: Настя – телеграмму, Анико – письмо. Но Насте некогда даже прочитать телеграмму, она в этот момент занята открытием очередной выставки, а, прочитав, она не сразу понимает, о ком идёт речь. Совесть в ней всё-таки пробуждается. Телеграмма от Тихона пришла в неудобный момент. Шло обсуждение работ её подопечного. Выступал один из руководителей Союза Першин. “Все смотрели на него, но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе и боялась поднять голову. С усилием она всё-таки подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что он тихо сказал сквозь стиснутые зубы: “Эх, ты!”8

Почему телеграмма? Наверно, автор не зря выбирает именно это средство: с телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Телеграмма – предостережение, предупреждение: не забывайте о самых близких, а то может оказаться поздно.  

А Анико просто забывает о письме, потому что они с подругой "собирались идти в театр на спектакль", и вспоминает о нём уже ночью, но не находит его. А, найдя через месяц, прочитав, понимает: «Письмо оказалось страшным».

Анико учится, Настя работает, им некогда даже думать о своих стариках. Анико боится вернуться, снова принять то, о чём давно уже забыла: кушать руками мясо, спать в чуме под шкурой оленя. Все это уже в прошлом для нее. Она привыкла к городу, в котором кипит жизнь, в котором работает, там есть друзья, там теперь её дом. Вернувшись в тундру, она лишит себя всех прелестей городской жизни.

1.5. Картины природы как средство раскрытия характеров героев, выражения авторской позиции

В произведениях К. Паустовского и А. Неркаги природа выступает не просто фоном, на котором происходит действие, - это действующее лицо в обоих произведениях.

Паустовский проводит параллель между человеком и природой. Рассказ “Телеграмма” богат метафорами, сравнениями, олицетворениями, эпитетами. Обращают на себя внимание красочные олицетворения: «над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи»; «рассвет всё больше медлил, всё запаздывал»; «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». Каждая деталь в рассказе символична: маленький подсолнечник, который всё доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться, - символ одиночества Катерины Петровны. Осенняя природа подчёркивает настроение героини и создаёт необходимый настрой у читателя: “Ночи были уже долгие и тяжёлые, как бессонница. Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал...”

В повести «Анико из рода Ного» картины природы тоже подчёркивают суровую жизнь людей: «тяжёлое свинцовое небо нависло низко, на земле было сумрачно и неприветливо». Читаешь эти строки, и сердце сжимается от нехорошего предчувствия. В небе «висит чёрная лохматая туча», и эпитеты ещё больше нагнетают обстановку. Текст повести богат олицетворениями, которые оживляют природу: «Ветер хотя и не очень свирепый, все–таки проникает в ущелье, скрепит нартами, сердито бьет по стенкам чумов, но они только стонут, неподвластные ни снегу, ни ветру».

Через описание природы раскрываются мысли и чувства героинь в обоих произведениях. Так в рассказе "Телеграмма" природа передаёт состоянии Насти, которая узнала из телеграммы о болезни матери: "Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву". Автор своё негодование по отношению дочери к матери передаёт через описание природы: "Настя вздрогнула от холода ...пошла против снега, хлеставшего в лицо". Она поняла, "что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка". Чувство страха, что не успеет увидеть мать нахлынуло на неё: " Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». К этому чувству присоединилось чувство одиночества: " Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее", которое слилось с другим, неизвестным ещё чувством - чувством стыда: «Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама». Это чувство не покидает Настю и во время запоздалого приезда: "В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет". Автор не случайно использует эпитет "тяжёлый", потому что для героини запоздалая встреча с матерью была наполнена чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.

В отличие от К.Паустовского, А. Неркаги более подробно показывает через описание природы, ненецких народных обычаев эволюцию души своей героини, тем самым продолжая традицию Л.Н. Толстого, В. Распутина, М. Булгакова и других писателей XIX - XX веков. Узнав из письма отца о смерти матери, Анико вспоминает своё детство, лицо матери, и в ней просыпается чувство стыда: «Как мучительно и тревожно хоть ненадолго возвращаться в детство. И стыдно…» Мрачное описание ночи, в преддверии встречи с отцом, передаёт душевное состояние героини: «Луны нет, и потому окна глядят неприветливо и мрачно. На душе нехорошо». Открываясь миру природы, где выросла героиня, она понимает, что: «Ночь незнакомая, непривычная, тихая». Природа становится самостоятельным героем, который имеет свой характер: «Ласковый характер здесь у ночи, кажется, она нашёптывает…».

Воздействие природы на Анико настолько сильно, что она вспоминает старую лиственницу, пытается найти её: «Недалеко от дома должна быть лиственница…». Обращается к ней как к живому существу: «Здравствуй, бабушка!» Природа тоже радушно принимает Анико в свои объятия, и от этого героине становится хорошо: «…её охватило чувство уюта, покоя и жалости к себе». Именно жалость к себе и эгоизм позволил ей пренебречь чувствами отца: «Можно надеть чистое красивое пальто, пахнуть духами, ну чтобы так… стирать отцовский поцелуй, будто плевок». Алёшка – один из героев повести - обратил внимание на глаза Анико: «…глаза её суетились, в них ещё не погасло отвращение…», а глаза – зеркало души. И здесь автор вводит в повествование образы животных: олень Тэймуко, пёс Буро, которые не приняли Анико: « Мамин олень… Хотелось сказать ему ласковое слово, погладить по стройной шее. Но Тэймуко, развернувшись, ушёл к стаду и затерялся среди оленей»9. Их верность и отношение к хозяевам были противопоставлены отношению родной дочери к своим родителям.

На могилу хозяйки – матери Анико – каждый день приходит олень, которого она выкормила. Пёс Буро в трудный момент жизни Себеруя не отходил от него, даже вступил в бой с Хромым Дьяволом, чтобы доставить приятное хозяину (сохранить оленей, которых оставалось всё меньше и меньше после нападения волков). Иногда животные – существа менее разумные, чем люди,- намного человечнее.

А. Неркаги идёт в своём произведении дальше, чем К. Паустовский. Сопоставляя отношения: Хромой Дьявол – молодой волк и старый ненец – его дочь Анико, приходим к мысли, к которой приводит нас А.Неркаги: животные жестоки потому,  что того требует жизнь. А люди? Оправдана ли их жестокость по отношению друг к другу? Эти вопросы остаются открыты, что даёт возможность читателю не только ответить на них, но и осознать самого себя.

1.6. Особенности речи Насти и Анико

О языковом мастерстве К.Г.Паустовского писали многие исследователи. Главное в его произведениях - тонкое, внимательное отношение к художественному слову, которое дается только благодаря кропотливому творческому труду.

Автор в речи Насти использует чаще простые, иногда нераспространенные, односоставные предложения для того, чтобы показать, насколько она погружена в свой внутренний мир, в работу, которая, по-видимому, доставляет ей большое удовольствие. Вся её жизнь распланирована с предельной точностью, что на какие-то отвлечённые дела у неё нет времени, даже речь её чёткая, динамичная, без лишних фраз: " Вы не любите Першина? Это все о Гоголе! Ну что ж, будем драться вместе." Односоставные предложения позволяют автору описать душевное и нравственное состояние Насти: «Ненаглядная моя…Поздно! Маму я уже не увижу…». Она понимает безысходность своего положения. Вопросительные предложения («Что ж что, мама? Что? …Как же это могло случиться?) передают недосказанность недоговорённость и чувство стыда за своё отношение к матери. Предложения (Куда там сейчас ехать? Какая Катя? Какой Тихон?) передают эмоциональное раздражение героини. Восклицательные предложения («Боже мой, какой холод!») указывают на холод в душе главной героини; («Замечательно!») на иронию, («Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься! Поздно!») подчёркивают безысходность жизни, которая движется в определённом направлении и не меняется, потому что героиня не поняла, что главной ценностью должны являться самые близкие люди.

Можно заметить, что К.Г. Паустовский использует много слов с частицами и приставками не - ни (никогда, ни на что, не приезжает) с целью противопоставить мир города и деревни; матери и дочери, показать непонимание между ними.

Язык повестей А. Неркаги поражает читателей своей метафоричностью, отражает глубокий внутренний мир героев. Каждый из них ищет свой путь в жизни, осознавая ее противоречивость, загадку. Писательница вкладывает в уста персонажей мысли, которые передают боль ее сердца за будущее северного народа.

В речи Анико встречаем простые, иногда нераспространённые, односоставные предложения. Героиня произведения – ненка, она тщательно обдумывает каждое слово. А. Неркаги часто использует в своих произведениях приём эмоционально-чувственного молчания. Так в повести "Анико из рода Ного" молчание Анико не случайно, она размышляет о жизни своего народа, для этого писательница использует вопросительные предложения: «Как они могут жить тут? », «Ни кино, ни театров, ни книг. Чем они живут?» Эти вопросы оборачивается для героини вопросом о себе самой как личности. Варианты «задумчивого» молчания чаще всего встречаются с переживаниями героини. Анико сталкивается с жизнью, которая для нее стала непонятной: «Разве у меня они (олени) есть? А зачем мне они? Что достигнуто за 14 лет? Зачем надо было учиться? Отказаться?»

А. Неркаги подчёркивает умирание любви к отцу в душе Анико: "Рядом с отцом было неловко, потому что надо было любить, а любви нет, есть только жалость". Забывание, подобное смерти, происходит и на могиле матери. Анико "попыталась представить лицо матери... и не смогла: «Какое же оно было? Доброе? Злое?» Чувствует стыд, когда смотрит на женщин стойбища и своего отца: «Что…эти добрые женщины думают о ней? Как быть? Как утешить себя, а главное оправдать?»

Повествовательные предложения несут особую смысловую нагрузку, когда героиня вспоминает о матери и переживает за отца: « Прости меня. Я была виновата, ушла от тебя, чтобы учиться.… Не говори так, не говори с собакой. Посмотри на меня. Я вернусь, папа, а пока отпусти меня. Не могу остаться. Жди меня».

А. Неркаги вслед за Паустовским использует слова с частицами и приставками не-ни, чтобы передать эмоционально-чувственное состояние героини: «Ни о чем не спросили… не осмелились, застыдились мать с отцом»; противопоставить мир города и стойбища; родителей и дочери, показать непонимание национальной жизни.

Как видим, оба писателя используют в речи своих героинь простые предложения, иногда нераспространённые, односоставные с целью показать их внутренний мир, отношение к близким. Слова с частицами и приставками не - ни используют с целью противопоставления мира города и мира деревни (или стойбища), а также отчуждение матери и дочери, показать непонимание между ними.

Можно предположить, что А. Неркаги следует традициям мировой литературы в языковой структуре и коммуникативном воздействии речи героев, но вносит своё, характерное национальной культуре своего народа, - приём молчания, позволяющий показать как согласие, так и несогласие или равнодушие героев, негативную реакцию на конкретные слова, переживания и размышления о судьбе своего народа.

1.7. Роль финалов произведений

Настю  и Анико стало терзать сожаление – самое неприятное чувство, которое никто бы из нас не хотел испытать. Но для Насти потеряно  слишком многое: она приезжает домой уже после похорон, и простить её некому. И ведь не чёрствый, не бездушный человек Настя! В Союзе художников Ленинграда, где она работает, её ценят именно за чуткость и внимание к людям. Но почему забыта мать, своя, родная? Потому что ехать к ней так долго и жить в деревне, хоть и несколько дней, так скучно. И только тогда “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье…"10 И наказанием для неё является то, что она никогда не сможет прижаться к матери, не сможет просто поговорить с ней. Так и не дождалась бедная старушка любимой дочери. Та пришла на кладбище лишь на второй день после похорон.

А Анико приезжает к отцу, но автор не говорит о том, что она останется в тундре. Однако хочется верить, что приезд её к отцу – это начало возвращения. В чуме, уже холодном от давно не топившейся печи, живет отец, ждущий дочь, как никогда раньше. Ему сейчас нужна поддержка, близкое сердце, такое родное. А Анико хочет видеть не такого отца – пахнущего дымом, с табаком на усах, идущего суетливой походкой. И даже больше: «Рядом с отцом было неловко, потому что надо было любить, а любви нет, есть только жалость». Эти детали ещё раз подчёркивают глубину отторжения того мира, из которого когда-то Анико ушла ребёнком.

Оба автора подводят своего читателя к мысли, что мир жесток.  Но надежда на лучшее есть, и подтверждение тому – образы Тихона, молодой учительницы в рассказе «Телеграмма».

В повести А.Неркаги тоже есть люди, отличающиеся от главной героини: русский парень Павел Леднёв, девушка Ирина Лаптандер.

Есть ли надежда в финале повести А. Неркаги? Думается, что всё-таки «Анико из рода Ного» – повесть  о возвращении на малую родину. В финале Анико «взяла Идола и несколько минут стояла неподвижно, понимая, что приняла сейчас душу отца, матери, деда и всех, кто жил на земле до неё. Не Идола отец передал ей, а право, святой долг жить на родной земле и быть человеком». И тем более хочется верить в это, когда вспоминаешь, что произведение это во многом автобиографичное, ведь сама Анна Неркаги, после долгих лет раздумий и скитаний, возвращается всё-таки на свою малую родину, но уже в качестве учителя, человека, создавшего свою школу для тундровых детей.

Мы видим, что оба писателя с необыкновенной мудростью и с любовью к людям всматриваются в мир, окружающий нас. Проблема общая для этих произведений - «вечная» тема – конфликт «отцов и детей», противостояние нового и старого. Произведения роднит мотив пробудившейся совести. Оба они имеют открытый финал. 

Заключение

Как видим, в литературе писатели часто обращаются к разным аспектам нравственности. Вместе с тем, у каждого писателя свое отношение к этим аспектам. К проблеме нравственности интерес искусства давний. Причем, он не угасает и сегодня, когда осознание мира поднялось на достаточно высокую ступень. Почему? С одной стороны, для искусства эта проблема является традиционной, что позволяет писателям быть сопричастными к мировой культуре, к истории. «Каждое новое поколение людей не начинает в своей деятельности все заново, а усваивает через механизмы социализации, воспитание, практический и духовный опыт предшественников с тем, чтобы самому сделать еще один шаг».11

Всякие попытки бездумного новаторства в культуре опасны беспамятством, сила художника в том, что он осознает собственную причастность к настоящему и будущему. Таким образом, устанавливается связь времён. Обращение к нравственным аспектам позволяет увидеть человека в необычных обстоятельствах. Не случайно интерес искусства к нравственности возрастает на каких-то вихревых поворотах истории, которые, к тому же, не всегда поддаются анализу разума. Однако традиция не есть неподвижная статуя: она живая и растет подобно могучему потоку, который тем более расширяется, чем дальше он отходит от своего истока.

Обращение к проблеме нравственности позволяет увидеть традиции К. Паустовского в наследии А. Неркаги и, в то же время, своеобразное восприятие этой традиции, внесение своего. Однако и в одном, и в другом произведениях проблема взаимоотношений между детьми и родителями раскрыта глубоко, внимание авторов сконцентрировано на теме милосердия, правильного нравственного выбора, оба произведения роднит мотив пробудившейся совести.

Оба произведения автобиографичные, но различаются по жанровой структуре и сюжетным линиям (у К. Паустовского - рассказ включает две основные сюжетные линии: работа и городская жизнь деревенской девушки Насти и судьба главной героини Катерины Ивановны в пустом нетопленом доме; А. Неркаги - повесть включает в себя три основные сюжетные линии: учеба и городская жизнь ненецкой девушки Анико; драматическая история жизни в стойбище ее отца Себеруя Ного; судьба волка – Хромого Дьявола.), что даёт А. Неркаги возможность показать духовную эволюцию своей героини, поднять множество других проблем, рассмотреть множество тем.

Один из моментов, который сближает эти произведения - весточки из дома: Настя – телеграмму, Анико – письмо, которые являются началом осознания собственной души у обеих героинь.

В произведениях К.Паустовского и А.Неркаги природа выступает не просто фоном, на котором происходит действие; картины природы подчёркивают суровую жизнь людей и создают необходимые условия для возникновения способности анализировать свои поступки, отношения к родителям, производить оценку совершаемых действий.

А. Неркаги следует традициям мировой литературы в языковой структуре и коммуникативном воздействии речи героев, но вносит своё, характерное национальной культуре своего народа, - приём молчания.

Финалы произведений схожи тем, что обе девушки приезжают домой после похорон своих матерей. Наказанием для них является то, что они никогда не смогут прижаться к своей матери, не смогут просто поговорить с ней. Но различаются тем, что у Насти, кроме матери, больше никого нет, простить её некому. У Анико есть отец, который не только может принять её такой, какая она есть, но и простить ей всё. Приезд на родину не говорит о том, что она останется в тундре, однако хочется верить, что приезд её к отцу – это начало возвращения.

Тем самым мы рассмотрели мотив пробудившейся совести у К. Паустовского в рассказе "Телеграмма" и в повести А. Неркаги «Анико из рода Ного», обнаружили развитие паустовских традиций в повести, традиций литературы XIX-XX веков в изображении эволюции человеческой души, а также новаторство А. Неркаги в описании жизни ненецкого народа, влиянии природы, традиций на душу человека.

Список использованной литературы

Ачкасова Л. С. Раннее творчество Паустовского. – Казань: Издательство Казанского Университета., 1960. – 358 с.

Гоголь. Н.В. «Мертвые души»:/"ЗЕБРА-Е" 2012-409с.

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 608с.

Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Вып.1. – Екатеринбург – Салехард: Изд-во УрО РАН, 2000. - 208-236с.

Кременцов Л. П. К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество. Книга для учителя. – М.: Просвещение., 1982. – 414 с.

 Комаров С.А.,  Лагунова О.К.  На моей земле: о поэтах и прозаиках Западной Сибири  последней трети ХХ века.- Екатеринбург: Сред-Урал. кн. изд-во. 2003. – 352с.  

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука»,Сибирская издательская фирма, 1992. – 136с.

Лермонтов. М.Ю. « Герой нашего времени» :/Азбука-классика 2009. - 224 с.

Литература Тюменского края. Книга для учителя и ученика. Под редакцией Н.А. Рогачёвой. - Тюмень: СофтДизайн.1997.- 368с.

Неркаги Анна. Молчащий. Тюмень, 1996.

Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.  Ненцы: уроки предков: СПб., Просвещение, 2003. -239с.

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Библиографический справочник. Часть 1.- Москва: Концерн «Литературная Россия», 1998. –  536с.

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Библиографический справочник. Часть 2.- Москва: Концерн «Литературная Россия», 1999. –  548с.

Омельчук А.К.  Рыцари  Севера. –  Свердловск: Сред-Урал.кн. изд-во,1982. – 192с.

Паустовский К. Повести и рассказы. – С. – П.: Лениздат., 1979. – 683 с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ века: Пособие для учителей литературы старших классов. – СПб., Просвещение, 2002. –  160с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ века: Пособие для учителей литературы старших классов. – СПб., Просвещение, 2002. –  160с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX века. Сборник литературно-критических статей. Салехард, 2001.

Попов Ю.И.,  Цымбалистенко Н.В.  Литература Ямала ХХ века. Сборник литературно-критических статей. Учебное пособие для учителей старших классов. – Салехард, ЯНОИПКРО,2001, 2002,2003, – 114с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.  Слово о Ямале: учебное пособие для старших классов. – Спб., Просвещение, 2004. – 182с.

Пушкарёва Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок. – М., 2003. – 286с.

Пушкин А.С. «Капитанская дочь»:/ Наука. Ленинградское отделение1984. -320с.

Пушкин А.С. «Дубровский»:/ Советская Россия Год: 1980. - 160с.

Распуин В.Г. «Уроки французского»:/ Азбука. 2009. - 120с.

Распутин В.Г. «Живи и помни»:/Эскимо 2009-109с///В.Г.Распутин. «Последний срок»:/АСТ2014. - 352с.

Роговер Е.С. Литература народов Севера. Санкт-Петербург, «Дрофа», 2008.

Савина Л.Н. Уроки литературы в 8-м классе. Поурочные планы. Волгоград, 2000.

Слово о Ямале. Салехард, 2004.

Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина ХХ века). – Томск, ТГУ, 2001. –228с.

Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. – Томск, ТГУ,1999. – 104с.

26. Цымбалистенко Н.В.  Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов

Ямала в литературном освещении. – СПб., Просвещение, 2003. – 172 с.

1 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка : /Российский фонд культуры;-2-е изд.,испр. и доп.-М.:АЗЪ,1995.-928с.

2 .Пушкин А.С. «Капитанская дочь»:/ Наука. Ленинградское отделение1984.-320с.

3 .Пушкин А.С. «Дубровский»:/ Советская Россия Год: 1980. -160с

4 Лермонтов.М.Ю. « Герой нашего времени» :/Азбука-классика 2009.-224 с.

5 Гоголь.Н.В. «Мертвые души»  :/"ЗЕБРА-Е" 2012.-409с.

6 Распуин В.Г. «Уроки французского»:/ Азбука2009-120с.;///Распутин «Живи и помни»:/Эскимо 2009.-109с.

Распутин В.Г. «Последний срок»:/АСТ2014. -352с.

7 Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах: Кн.III.10-11кл./ Сост.Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н.Эртнер.- Тюмень: «СофтДизайн»,1996.-272с.

8 Паустовский К. Повести и рассказы. – С. – П.: Лениздат., 1979. – 683с.

9 Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах: Кн.III.10-11кл./ Сост.Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н.Эртнер.- Тюмень: «СофтДизайн»,1996.-272с.

10 Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах: Кн.III.10-11кл./ Сост.Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н.Эртнер.- Тюмень: «СофтДизайн»,1996.-272с.

11 Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина ХХ века). – Томск, ТГУ, 2001. –228с.

Просмотров работы: 242